«...Я свободен от иллюзий и не способен к самообману'
Либерализм, лёгкость, но при всём при этом необходимая решимость, присущие князю на протяжении всего фильма, поражают наповал. Он - лев буквально во всём, даже в моменте охоты. Но при всём при этом остаётся обычным человеком. Да он живёт буквально во дворце, но ведёт себя максимально естественно, логично, интеллектуально, без напыщенности. Князь видит всех насквозь. Прогуливаясь по этому замечательному фильму видно, к чему приводит жадность одних и чрезмерное стремление к славе других. Имея огромное влияние, Князь пользуется исключительно простыми методами, отчего гениальными. Рассказ полковника, стремящегося к славе приводит Князя в смятение, революция это же героизм, однако этот полковник уже приобрел черты скинутого им класса.
Дон Калоджеро, вечно стремящийся к богатству, отнюдь не счастлив, он даже не отец для своей дочери, ему повезло что у него такая прекрасная дочь, но в прекрасный момент для неё, он обращает своё внимание на примитивные вещи, на деньги, в силу своего прошлого, и не может даже за неё порадоваться, в отличии от Князя. Идеология Рисорджименто гласит: «Италию мы создали, теперь надо создавать итальянца». И на мой взгляд именно Фабрицио ди Салина подходит на роль не только итальянца, но и настоящего цивилизованного, здравомыслящего человека. Браво.
«Немало дел свершится, но все окажется лишь комедией, шумной и романтической, и лишь несколько капель крови останется на шутовском наряде», - эта фраза принадлежит главному герою истории – сицилийскому феодалу, князю Фабрицио ди Салина по прозвищу «Леопард».
Роман «Леопард» создал старый аристократ, князь Джузеппе Томази ди Лампедуза. Для описания революционных событий с мая 1960 до мая 1910 годов, он использовал историю своего собственного рода, который брыл начало от Византийского императора Тиберия II и на протяжении нескольких столетий принадлежал к грандам Сицилии. С документальной точностью Джузеппе Томази ди Лампедуза, а затем и Лукино Висконти показали влияние революционного движения Гарибальди на сицилийцев вообще, и аристократию в частности.
Князь Салина – умный, полный противоречий и сомнений человек. Он горячо любит родную Сицилию, что в фильме постоянно подчеркивается импрессионистскими пейзажами. Князь видит надвигающиеся перемены, но до последнего надеется, что они лишь упрочат устоявшийся мир. «Князь Фабрицио при всех своих повадках Зевса томился вечной тоской и безучастно наблюдал за крушением, как своего сословия, так и собственного достояния, не имея ни малейшего желания воспрепятствовать тому и другому».
Висконти снял фильм завораживающей красоты, и при этом – наполненный до краев ощущением грядущими переменами, которые неминуемо обернутся для главного героя катастрофой. И что с того, что князь не хочет участвовать в политической борьбе? Политика сама к нему придет: достаточно вспомнить окрашенные в зелено-бело-красные цвета революционного триколора сцены обеда и бала.
Безусловная классика мирового кино. Лично мне хотелось, чтобы фильм был покороче, но едва ли такое возможно.
Всему этому должен был бы прийти конец, однако все останется таким навсегда, разумеется, речь идет о доступном человеку «навсегда», то есть на сто, на двести лет… а потом все будет по-другому, но еще хуже. Мы — леопарды, львы; те, кто придет на смену, будут шакалишками, гиенами; но все мы, леопарды, шакалы и овцы, — будем по-прежнему считать себя солью земли.
Джузеппе Томази ди Лампедуза 'Леопард'
Замечательный фильм, благодаря которому я обратил внимание на творчество Джузеппе Томази ди Лампедуза - очень, кстати, достойного автора.
В отличие от литературного первоисточника Висконти не стремится рассказывать историю о гордом князе Салине, который жил в эпоху Рисорджименто и очень переживал стремительные перемены в социальной жизни, не находя себе места в формирующемся 'новом прекрасном мире'.
Для Висконти, славящегося своим происхождением этот фильм - акт примирения между его аристократическими корнями и коммунистическими взглядами. На примере князя Салины и его племянника Танкреди Висконти, режиссер отлично показывает различное отношение к жизни и материальным ценностям. Висконти показывает нам насколько сложными были взаимоотношения среди итальянской аристократии, но выводы, остается делать зрителю.
В этом весь Висконти. Он просто создает 'идеальную картинку' из жизни другой эпохи, и при этом мы можем соотносить ее с современностью и вопросами социальной справедливости в Европе 20 века. В то же время, можно затаив дыхание следить за прекрасным костюмным историческим фильмом.
Нужно сказать, что все актеры сыграли прекрасно - по другому у Висконти не происходит. Но фильм стал бенефисом для Ланкастера. Пожалуй, таким одухотворенным и неразрывно связанным с образом, он не представал еще ни в одном фильме (а ведь мы говорим о голливудской звезде у которого за спиной был уже не один десяток успешных киноработ).
Висконти демонстрирует мастер-класс по созданию костюмных психологических драм. Все то, что только прослеживалось в его 'Чувстве' заиграло яркими красками в 'Леопарде'.
Думаю, это самая лучшая киноработа Лукино Висконти.
Монументальное и тягучее кинополотно Лукино Висконти об эпизодах из жизни князя Фабрицио ди Салины на фоне скорого объединения Италии Джузеппе Гарибальди и словно жарких и выжженных пейзажей. Неспешная и величественная картина, благодаря которой можно ощутить ритм жизни итальянского дворянства и понять различные процессы, имевшие место в итальянском нобилитете второй половины XIX века.
Главный герой – могущественный аристократ, князь Фабрицио ди Салина в исполнении Берта Ланкастера, сильная и неоднозначная личность, которая словно возвышается над другими героями фильма. Но он бессилен перед своей судьбой – скорыми переменами, разрушением привычного для него мира. Он отчетливо понимает, что помпезному дворянскому обществу с его высокими идеалами и скрытыми пороками придет конец и начнется новая эпоха, где ему и его окружению уже не будет места.
Консерватор князь не видит перспектив общественного развития в связи со скорыми политическими изменениями, отмиранием дворянства и развитием капитализма. С одной стороны, главный герой самовлюблен и ценит только свои интересы, управляет и семьей, и своими имениями, с другой, он впервые за долгие годы осознает свое бессилие перед судьбой в виде необратимых политических и экономических перемен.
Лукино Висконти противопоставляет князю его молодого племянника, который с легкостью переходит от идеалов Гарибальди к служению королю. Знаменитый итальянский режиссер показывает необратимое – после великих личностей, словно подминающих под себя все вокруг, часто приходят к власти их потомки, выросшие в роскоши и достатке, которые не в состоянии удержать родительскую империю на плаву. Вот и племянник главного героя не понимает скорых перемен и не в состоянии просчитать все свои ходы, чтобы остаться в политической игре. Его больше волнуют торжественные балы, когда как князь уже видит скорую гибель этого мира. «Мы — леопарды, львы. Те, кто придет на смену, будут шакалишками, гиенами».
«Леопард» окончательно знаменовал отход Висконти от экранизаций историй в духе неореализма к постановке величественных историко-философских драм, детальной реконструкции прошлого, исследованию отдельных человеческих трагедий и страстей, института семьи на фоне коренных общественных преобразований.
Сицилия 1860-62 годов. Князь Фабрицио Салина (Берт Ланкастер) - благородный аристократ, пытающийся сохранить свою семью и отстоять привилегированный образ жизни, который на фоне бурных социальных потрясений в стране кажется становится всё более призрачным. Ценности Фабрицио не вполне разделяет его прагматичный и молодой племянник Танкреди Фальконери (Ален Делон), имеющий другие планы на статус в формирующемся новом порядке, и способный ради услады собственных амбиций пойти наперекор семье.
Снятый по одноименному произведению сицилийского аристократа Джузеппе Томази ди Лампедуза, чей роман многими был отвергнут за слишком сочувственное отношение к дворянству и чересчур пренебрежительное к среднему классу, «Леопард» стал отчасти личной картиной Лукино Висконти, который разглядел в истории Фабрицио Салина свою. Дворянин по рождению, коммунист по убеждению, Лукино Висконти был человеком вне времени, лелеявшим культуру старой аристократии, но отвергавшим свое привилегированное положение и эксплуатацию крестьянства. Направив пристальный взгляд в прошлое, настоящее и будущее, Лукино Висконти создал картину прослеживающую многочисленные политические маневры и замешательства в итальянской истории 19 Века, а также показывающую силу игры и своевременных решений, ну и конечно разоблачение идеологии подрывной буржуазии, как предвестника фашизма и общего бескультурья.
Есть две основополагающие темы в этом фильме. Во-первых, это угасание эпохи и как следствие образа жизни. Фильм «Леопард» благодаря богатому визуальному эффекту напоминает классический голливудский эпос «Унесенные ветром» как темой, так и периодом, в котором он протекает. Итальянская борьба за независимость с одной стороны и гражданская война в Америке с другой. Оба этих временных отрезка были построены на системе эксплуатации низших классов народа и в итоге привели к существенным изменениям в общем раскладе сил.
Второй темой является психологический портрет князя Салина, блестяще демонстрируемый Ланкастером. Классический лидер - альфа-самец. Его личные качества достойны восхищения. Он родился чтобы побеждать, он ценит толк в женской красоте и практически морально безупречен. Он видит яснее, чем большинство, но его образ жизни подходит к концу. Он чувствует влечение к прекрасной Анжелике (Клаудия Кардинале), но ему приходится сталкиваться с тем, что он слишком стар для нее. Но Висконти не сообщает об этом с душевными речами, и не шепчет намёками. Он направляет своих актеров, чтобы передать всё это при помощи взгляда и тонких изменений в языке тела, которые оказывают своего рода животный магнетизм, под чары которого сложно не попасть.
Визуальный стиль «Леопарда», снятый в старом добром техниколоре, связывает его с очень классическим подходом к кино, а эпизодические повествования помечают его как весьма современный фильм, большое внимание в котором уделяется динамике между группами людей, будь то различные религиозные службы, официальные обеды и, конечно же, завершающей всё это почти часовой бальной феерией, символизирующей развенчание дворянства в обмен на буржуазию. Эстафета символически воплощенная в долгий танец, в котором дворяне и буржуазия совместно обитают в одном пространстве, а также наблюдают за объединением двух классов в лице Танкреди и Анжелики, сменяется силуэтом Фабрицио Салина - скользящего подобно тени по залам особняка и находящего своё место в библиотеке, где весьма символично его образу предстаёт картина Жана Батиста Грёза «Наказанный сын», дающая возможность ему найти себя одним из основных героев полотна. Фабрицио чувствует приближение смерти. Понимает, что его время прошло. Он больше не является частью этого мира. Он ведёт хронику объявленной смерти. Пока смерти не физической, но уже душевной. Наблюдая за жизнью князя, его идеями, мыслями, желаниями, печалями он не дал понять ничего о своих эмоциях. Но уже слишком поздно. Подобно прустовским поискам утраченного времени Фабрицио Салина, блеснув в последний раз своими роскошными бакенбардами, растворяется во тьме узких улочек, оставив позади себя лишь отзвуки бесед, дуновения ароматов и осыпавшиеся лепестки воспоминаний длиною в целую эпоху, где «время ускользает в краткий миг между сном и пробуждением».
«Леопард» - это не история о добре и зле, это выразительный портрет человечества со всеми его недостатками, имеющими место вне времени. «Леопард» является абсолютным праздником для глаз, красочной палитрой, где каждый кадр выглядит как экспрессионистское полотно 19-го века, где кисть художника фиксирует мельчайшие детали, будь то оригинальные оттенки красного у солдат Гарибальди, или восстановленные красоты фресок и дворцов в сицилийском ландшафте. Уникальный визуальный стиль Висконти, переполненный эстетизмом в каждом кадре, сделал «Леопард» одним из выдающихся произведений в карьере прославленного итальянского мэтра, демонстрирующего не только богатый исторический эпос, но и современный подход к истории, где прошлое и настоящее образуют сложный узор, уносящий вперёд.
'Чтобы все осталось по-прежнему, все должно измениться'.
Фильм Лукино Висконти ' Леопард'-историческая киноэпопея, снятая в 1962 году по мотивам одноименного романа князя Джузеппе Томази Ди Лампедуза. Фильм 'Леопард' считается одной из вершин мирового киноискусства. В 1963 году на Каннском кинофестивале получил Золотую пальмовую ветвь, а в 1964 году номинирован на Оскар за лучшую работу художника по костюмам (цветные фильмы).
Действие фильма разворачивается на фоне падения города Палермо и всего королевства Обеих Сицилий перед отрядами гарибальдийцев и последующего становления объединенной Италии. Глава семейства князь Фабрицио ди Салина (Берт Ланкастер) остается верен девизу своих предков-'Чтобы все осталось по-прежнему, все должно измениться'- и присягает на верность савойцам. Скоро ему приходится столкнуться с последствиями своего решения: мир аристократии, к которому он принадлежит, неумолимо уходит в историю, а на смену леопардам приходят шакалы. Также в фильме прослеживается судьба его молодого племянника Танкреди (Ален Делон). Князь не сомневается, что Танкреди ждет большое будущее на службе государства. Танкреди -оппортунист, сватается к прекрасной дочери нувориша Калоджеро-Анджелике ( Клаудия Кардинале) и в этом князь оказывает ему поддержку.
Все нити фильма сходятся в 51-минутной сцене бала. Звучит музыка Нино Рота. Джузеппе Верди и Винченце Беллини, бал решен в красном, белом. зеленом -цветах гарибальдийского знамени. Эти моменты в фильме очень красивы, под музыку валься Джузеппе Верди кружатся Танкреди со своей невестой Анджеликой. По режиссерской задумке балл производит на зрителя впечатление невыносимой духоты. Князь не находит себе места и бродит из комнаты в комнату, как будто в поисках покоя. В отличие от книги в фильме не показана смерть князя. И все же сцена бала не оставляет у зрителя сомнений в скорой ее близости. Князю ди Салина с его воспитанием и понятием о чести никогда не приспособиться к миру, .которым правят выскочки-нувориши.
Это - поистине шедевр., высший фильм, один из лучших, когда -либо виденных мною. Потрясающая игра актеров, потрясающая музыка и очень много красоты. От просмотра этого фильма получила огромное удовольствие. Смотреть обязательно всем.
Буржуазная Революция глазами Режиссера из аристократической семьи
«Леопард» эпичное кинополотно Лукино Висконти. Умирающий старый аристократический мир на фоне революционных стихийных событий в Италии. Феноменальный и поэтический образ существования итальянской элиты. Пожалуй, один из самых зрелых и знаковых фильмов Висконти (хотя, по моему мнению, они все прекрасны). Абсолютно идеальная картинка, могучее внутренне наполнение, гармонично сочетаются и создают магию кино на три часа. Режиссер старается передать историю своего государства, пытается её понять и заинтересовать зрителя. Рассуждает, дает огромные порции пищи для зрителя.
Фильм Кубрика про авантюриста очень ярко перекликается с работой Висконти. Не знаю, вдохновлялся ли Стенли фильмом Лукино, но уважал точно.
Консерватизм аристократии, ее аморфность, неуклюжее сохранение древних принципов и традиций – все это происходит почти каждый век. Современные тенденции, развитие мысли, эволюция технологий, улучшение быта людей и увеличение темпа, ритма жизни – неизбежные процессы, под которые необходимо подстраиваться или остаться в своем старом, уютном, блаженном, неспешном мире. Выбор неизбежен.
Старость и покорность, разрушение семьи и рождение новой, покорность и покорённость; уход в забвение старой, искренней, принципиальной, основанной на древнейших традициях, власти и восхождение на пьедестал новой агрессивной, скользкой, хитрой, заостренной только на деньгах. Омертвевающее дерево клана Салина, доживающее свое последнее годичное кольцо - покорной и спокойной жизни.
Глава семейства Леопард – статный, незаурядный красавец. Глава семьи и представитель древнего княжеского рода. Образ мученика всего старого аристократического мира. Измученное лицо; брови, держащие ответственность за всю свою собственность и за свою большую семью, отягощенные всей полнотой забот и дум, отображающие всю печаль и боль умирающего мира; тяжелые, весомые глаза, наполненные всей грустью и тоской мира – это глаза уставшего «бога» у которого нет ни секунды покоя. Фантастической красоты бакенбарды и усы, дополняющие портрет старого главы семьи кошачьих – Леопарда. Фантастический образ, один из самых цельных, скрупулезных и эффектных.
Осознание своей старости и немощности сражаться в этом современном, быстроменяющемся мире, ненужность в нем – трагедия главного героя. Трагедия эклектичного мира.
Весь фильм повествует и анализирует историю, мир семьи Леопарда сквозь призму неспокойного времени. Красота Сицилийских равнин и фантастические виды Палермо, нарочито сочетаются с беднотой и нищетой гордого, богатого духовно народа – они идеальные люди, им не зачем меняться – они 'Боги'.
История движется по спирали – хитрые съедают сильных, мамонты вымирают, Шакалы искореняют Леопардов, продолжать можно бесконечно.
Блистательная сцена бала специально растянутая на более чем 50 минут, показывающая всю пафосность, вульгарность, уродство и невыносимую духоту плотности самых сильных и тем самым самых опасных людей. Они словно накаливают своей энергией пламя печи, в которой сгорает Леопард.
Падение Палермо и осознание своей старости - события одной цепи. Зритель догадывается и понимает, что произойдет с главным героем в конце фильма. Закат в нищем и обветшалом районе, в котором бродит уставший и смирившийся, но не опустившийся до уровня признания нуворишей – новой власти, которую требует современное веяние истории.
Бои и военные действия в фильме показаны пластмассово и игрушечно. Потешные игры Висконти. Но они абсолютно не должны быть дотошно реалистичными, они убедительно и основательно показывают настрой населения, всю отвратительность положения, упаднического и низменного, над справедливым и мирным.
Великолепный Берт Ланкастер. Американский актер, вписывающийся в весь интерьер европейского фильма. Блестящая и великая роль актера. Трудно представить в роли Леопарда другого актера. Молодой и прекрасный Ален Делон, раскрывающийся в фильмах Висконти полностью. Удивительный актер, сыгравший в ряде фильмах очень средне, но у Висконти он всегда хорош и великолепен. Обольстительная красотка Клаудия Кардинале, олицетворяет всю сказочную женскую долю. Все остальные актеры фантастические, второй план у Висконти всегда великолепен.
Шикарный саундтрек Нино Рота. Концепция мелодии ярко и плавно подводит нас к финалу фильма. Джузеппе Верди, как нельзя приходится гармонично.
Грандиозное кинополотно с эпичным размахом кинокисти, удивительно и стильно нарисованный шедевр мировой классики. Рекомендую к просмотру всем.
Еще в детстве маленький Висконти впитал в себя всю театральность Ла Скалы, где в 19 веке под шумные овации толпа кричала Вива Верди!Как обращение к свободной Италии. После 1860 театр стал похож на проходной двор. Дедушка и родственники будущего режиссера приложили много усилий для реставрации театра, который оживет под оперы Верди, Глюка по новому. Вот так 19-ый - век переплетается с 20-ым - и повлияет на будущее художника.
Без сомнения, это самый личный фильм режиссера. Тем не менее герои говорят о таких насущных проблемах, о которых и в наше время остро-социальных и политических потрясений следует задаваться. Ну разве мы не слышали за эти тридцать лет дискуссий о триколоре и более гармоничной символики на нем? А злободневные вопросы о качестве дорог так вообще не сойдут с повестки.
Висконти во всей своей фильмографии пытался докопаться до самых глубин человеческой души, но, будучи аристократом и коммунистом, он не достигал этих целей до конца, оставляя многоточия после себя. Эти поиски вне времени. Только Висконти мог придать князю Салине тонкую грань между скептицизмом и отстраненностью во времена крутых перемен. Что такое демократия, где подсчитывают на выборах стопроцентную поддержку присоединению Сицилии к Италии, хотя в кулуарах князю признаются, что были против. Что такое военная честь, когда в угоду новому строю продают какие никакие идеалы прошлого. Висконти, как и Салин, решил отстранится, не найдя себя в новом мире. Под звуки церковного колокола уходя в даль.
Позиция князя обратно пропорциональна философии Бернарда из Туринской лошади. Он верит, что нужны изменения, чтобы все осталось как есть. Бернард же свято верит, что все перемены давно прошлии каждый век - это лишь поле боя, где есть побежденные и победители. Князь, всматриваясь в картину на баллу, нашел удивительное сходство всех похорон мира. И даже чувственный танец с Анджеликой не поможет с необратимой реальностью нового мира. Как говорил Антониони, поэтичность Висконти в интимной правдоподобности семейных портретов. Насколько эти слова точно улавливают суть картины? Стоит вспомнить церковную мессу и обратить внимания на лица героев, как чтят традиции уходящее поколение и юнцы. В своих снах Феллини видел Висконти как сверх-я итальянского кино прошлого и будущего. Фильмы Висконти не подвластны времени. Это, без сомнения, режиссер номер один итальянского кинематографа.
Фильм завораживает с первого кадра: режиссерская, операторская, актерские работы великолепны. Панорамы Сицилии воистину прекрасны. Дух тех времен и тех событий завораживают. Персонаж князя Солины исполненный Бертом Ланкасером вызывает особое восхищение: не отметить или забыть его не возможно. Висконти за этот фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля 1963 года абсолютно заслужено.
Главный герой - князь Ди Солино (Берт Ланкастер). Время - Рисорджименто. Тема - смена эпох.
Шедевры - это очень особенное кино. Простите за эту бессмысленную банальность. Только стоит пояснить, что за немногими исключениями это фильмы, которые непросто смотреть. Наслаждение - это не про них. И шедевры Висконти - не исключение, а правило.
Но еще одно правило, что в шедеврах все хорошо с ритмом - Висконти превосходно им владеет - он не торопит и не замедляет действие. Эти три часа не пролетают, но и не тянутся. Ровно для того, чтобы зритель имел время на размышление и созерцание.
Созерцание даёт ему тёмную палитру обожжённых полей Сицилии и мрачных дворцовых залов. Размышление наталкивает на доказательство двух мыслей князя Солины: 'Они (революционеры) всего лишь займут наше место' и 'Уходит время львов и леопардов, на их место приходят шакалы'. На самом деле в них сквозит что-то судьбоносное, вневременное и внесоциальное. Хотя вроде бы капитализм сменяет вполне исторически феодализм. Мудрость Солины видимо в том, чтобы осознать свой уход, обеспечив преемственность аристократии.
Правда, пессимизм Висконти в том, что смена аристократов всегда идёт с потерями - благородство Таркенди (Ален Делон) решил на себя не брать.