Федерико Феллини – волшебник, обладающий редким даром завораживать зрителя, зачаровывать и уводить за собой. Так изумительно подобрать музыкальное сопровождение к фильму может только гений. Умение сделать из фильма волшебное зрелище, абсолютно ирреальное восприятие обычных реальных слов, действий, среды, людей… Фильмы – сны, фильмы – мечты, фильмы – воспоминания….
Амаркорд – я вспоминаю… Федерико Феллини и художник Тонино Гуерра создали этот фильм на основе своих воспоминаний о детстве и юности. И предложили зрителю совершить прогулку по городу – воспоминанию в сопровождении старого адвоката на старом велосипеде. Он расскажет нам историю этого города, его улиц, домов, площадей. Познакомит с его жителями, расскажет последние новости, слухи и сплетни. И этот город примет нас и разбудит уже наши воспоминания…
Неужели никто не вспомнит свои школьные годы и школьные проделки, когда мы попадаем в школу этого городка? Никогда не поверю! А какие типажи! Лица — карикатуры, лица – маски, словно одетые как – то на карнавал и так и приросшие к лицу. Разве могут быть у людей такие карикатурно – выразительные, как у кукол в «Необыкновенном концерте» театра Образцова, лица? В воспоминаниях – могут! Это и учителя, и слепой уличный музыкант, так похожий на кота Базилио, и Табачница (ах, какая женщина!), и святой отец, исповедующий подростков поточно – конвейерным методом и задающий лишь один вопрос: «Ты себя трогал?», так жадно ждущий подробностей в ответ, сверкая масляными глазками за толстыми стёклами очков. И многие — многие другие персонажи, просто промелькнувшие перед нами на улицах города.
В городке так мало развлечений, что любое событие отмечается всем городом весело, с музыкой и танцами. Будь это встреча весны и сжигание чучела зимы; или парадный марш — пробег фашистов в день города Рима; или праздник сбора урожая, или ночные автогонки по улочкам города, которые можно наблюдать прямо с балкона, а уж свадьба первой красавицы города парикмахерши Градиски – вообще событие года! А ещё иногда почти все жители садятся в лодки и плывут посмотреть на корабль, который появляется из темноты, сверкая мириадами огней, как будто перед тобой возникла другая Вселенная, другой мир, загадочный, неизвестный, недоступный и прекрасный!
Операторская работа — просто фантастика! Как и в сценах с опустившимся на город туманом и скрывшим в себе всё! Город исчез… Во всём мире существует только этот туман… И в этом тумане танцуют мальчики — подростки. Каждый танцует со своей мечтой и тайной свой собственный танец под музыку, звучащую в его душе.
Ах, эти мальчишки! Все мысли, все стремления и желания, все надежды и мечты которых одной фразой выразил сумасшедший дядя Тео. «Хочу женщину!» — это он кричит, влезши на дерево и швыряясь камнями в любого, кто пытается его снять. Но если его может снять с дерева только монашка – карлица, то мальчишек влекут все женщины города, от 15 до 50 лет. В их глазах они все красавицы – и городская дурочка Вальпина, и учительница математики, и табачница, и одноклассница Альдина – все они предмет их грёз и желаний. А уж красавица Градиска! За неё можно и жизнь отдать. Один из главных героев, подросток Тито, готов целыми днями бродить по этим улицам, чтобы встретить её, мелькнувшую где – то вдалеке своим ярко-красным платьем. И так и разминувшийся с ней среди снежных сугробов, так неожиданно покрывшим город в июле. Снег в июле – чудо! И ещё одно чудо – невесть откуда взявшийся павлин и распустивший на этом снегу свой роскошный хвост! Как Жар – птица из сказки!
Мальчишек не особенно заботит то, что в городе полно фашистов, что твоего отца могут ночью вызвать на допрос, так как кто-то написал, что отец плохо сказал в разговоре о дуче. Это где-то там, в другом мире, не их. Разве что в школе муштруют на линейках и парадах с оружием. Но это даже весело.
А фашисты, такие белые и пушистые, играют в биллиард под музыку «Сибоней». Но мгновенно звереют, услышав звуки «Интернационала». И высыпав на улицу расстреливают несчастный граммофон на башне. А потом «Сибоней» звучит на свадьбе Градиски, выходящей замуж за офицера – фашиста. Феллини связал эту музыкальную тему и фашистов. Ему виднее.
Кончается лето, уезжает из города Градиска. Тито провожает её взглядом…Кончается детство. Начинается взрослая жизнь. Там не будет ни недавно умершей матери, ни обожаемой Градиски. Но воспоминания о последнем лете детства останутся навсегда.
Кончается фильм, но те воспоминания, которые он пробудил во мне, они продолжаются. Мой внутренний фильм, мой личный внутренний Амаркорд. У каждого он свой.
Наверное, воспоминания, даже самые светлые, они всегда с хорошей долей грусти, у всех людей. Потому что это прошло, потому что этого больше не будет, остается лишь вспоминать и рассказывать. Потому сам фильм мне показался грустным, из-за неподдельной передачи воспоминаний, из-за их теплоты. Не то, чтобы воспоминания автора какие-то завидные или же какие-то насыщенные необычными событиями, просто они его, личные, как у каждого человека есть свои. Будут ли они, вот такие, в принципе ничем особым не отметившиеся, интересны другим? Зависит от того, как их рассказать или показать.
Здесь нет главных героев, есть рассказчик, есть собирательные образы: семья, мальчишки, городская красавица, владелица табачной лавки и т.д. О каждом из них рассказывается своя маленькая история. Своеобразный символ тех времен - эффектная женщина в красном пальто по имени Нинола, которую прозвали Градиска (что буквально означает «наслаждайтесь»), которая была нужна для «сопровождения» высокопоставленных гостей, на самом деле просто хотевшая выйти замуж и переживавшая о скоротечности жизни. Местные мальчишки, в их возрасте озабоченные лишь одним-единственным, совершенно не замечавшие того, что творится вокруг, будь то заправляющие городом фашисты, за них твой папа или против. Забавно и глупо выглядит местный священник, озабоченный лишь одним самым страшным вопросом «а ты себя трогаешь?». Семья, на примере семьи мальчишки по имени Титта, где очень вызывала сочувствие его мать. За ее немногословный разговор с подрастающим сыном, что грубоватый отец по молодости не был слишком-то романтичным с ней, именно на этой простоватой, но доброй женщине, и держалась вся их семья.
В таких человеческих воспоминаниях заложена жизнь любого города на земле (здесь, очень оживленный в настоящие дни, популярный курортный город Римини), отдельного отрезка времени, запечатлевшего в памяти стен этого города, каких-то людей, их голоса, их одежду, их запах. В воспоминаниях автора этот город кажется мне пронзительно грустным. А эти люди – его тени, его лики, они будут его хранить, таким какой он был тогда, в кино, на фотографиях, в рассказах. Пасмурность немного оживляется выпавшим снегом, но все неизбежно идет к своему завершению, и мальчишкам придется повзрослеть, избавившись от мечты о городской красавице, обрести какие-то уже взрослые цели.
Никто из актеров мне неизвестен, но все они смотрелись органично и естественно. Играя не главных героев, а какие-то образы, живущие в памяти. Я где-то читала, что Федерико Феллини как-то сказали, что после этого фильма появится целое множество таких «Амаркордов». Да, действительно заимствования из этого фильма можно увидеть далеко не в одном куда более позднем фильме, лично я ничего в этом плохого не вижу. Но «Амаркорд» все же ценней этих самых поздних фильмов (имею в виду знакомые мне), он – воспоминание целиком, без сюжета, без каких-то конкретных героев. Мне кажется, фильм-воспоминание – это уже что-то особенное, как жанр, будь он при этом драмой, комедией или чем-то еще.
Это по-настоящему душевный фильм, заставляющий грустить, ощущать ностальгию по чему-то своему, чего уже не будет, но что всегда будет вечно жить в памяти.
1930-е годы. Маленький итальянский городок на берегу Адриатического моря. 15-летний школьник Титта Бионди не очень-то стремится постигать азы наук, предпочитая безобразничать на уроках и бездельничать после них. Вместе с такими же оболтусами он с куда большим рвением подшучивает над учителями и лузерами-одноклассниками, придумывая всё новые приколы. А когда уже пубертатный гормон особо сильно начинает бить в голову, то вся ватага наведывается в укромное и проверенное место, где придается коллективному рукоблудству.
Не меньшие наслаждения юным балбесам доставляют вечерние прогулки по центру города, куда компашка подростков отправляется, чтобы поглазеть на прохожих, но, главным образом, на дамочек легкого поведения. Особой популярностью у местной шпаны пользуется красавица Градиска, 30-летняя синьора преприятной наружности и свободных нравов. Время от времени размеренную сонную жизнь провинции преображает какой-нибудь праздник, например проводы зимы, с непременным сжиганием на костре чучела колдунью. В не меньшее возбуждение приводят автогонки или массовый выход населения в открытое море с целью полюбоваться на новейший суперлайнер, плывущий из далекой Америки.
И уже подлинной сенсацией становится чудо-снегопад, продолжавшийся целых 4 дня и наваливший сугробы в полтора метра вышиной. Кроме того, местное население принимает самое активное участие в ежегодном фашистском параде, а нарастающая агрессивность солдат дуче носит по преимуществу комический характер и порой обретает совсем уже гротескные формы. Максимум, на что способны чернорубашечники, так это расстрелять граммофонную трубу, из которой доносится «Интернационал», или напоить касторовым маслом отца Титты, однажды позволившего себе неосторожную реплику: «Если Муссолини будет и дальше так, то я просто не знаю»…
Ленивая Италия маленьких периферийных городков с населением, готовым подчиниться любой диктатуре, показана Феллини в форме карнавала шаржированных образов, осевших в памяти автора, и, наверняка, дополненных и приукрашенных его незаурядной фантазией. Феллини будто бы приглашает зрителя на вернисаж поэтических воспоминаний о собственном отрочестве. Эта ностальгия наследует чаплинскую интонацию - с преобладанием смешного над трагичным. В карикатурном взгляде на фашистскую провинцию и инфантильных соотечественников у Феллини доминируют не сатирические, а лирические ноты.
Сам режиссер так прокомментировал этот замысел: «…фашизм и незрелость остаются в нашей жизни постоянными историческими периодами: незрелость - в жизни личности, фашизм - в жизни нации. Суть как раз и состоит в этой вечной инфантильности – в перекладывании ответственности на чужие плечи, и в ощущении, что кто-то думает за тебя (мать, отец, мэр, дуче, мадонна, епископ – то есть всегда кто-то другой). А тем временем ты обладаешь ограниченной и бесплодной свободой, которая позволяет лишь культивировать абсурдные грезы американского кино или восточные мечтания о женщинах».
Все это очень напоминает наш «парниковый» образ жизни в советские времена, на излете которых шедевр Феллини как раз и был приобретен для проката в СССР. И как водится, выпустили его с купюрами, вырезав чрезмерно «откровенные сцены», смутившие наших бдительных чиновников от кино, «глубоко плевавших» на то, что фильм про пубертатный возраст в урезанном виде будет выглядеть, мягко выражаясь, оскопленным. Меж тем эпизоды пробуждающейся сексуальности едва ли не лучшие в картине.
Чего стоит один только поход Титты в табачную лавку, где дородная бабища, допустившая до себя озабоченного подростка, учит малолетку науке любви, загрузив ему в рот гигантское вымя и томно принуждая в оргазмическом припадке: «Соси! Соси!». А он, незрелый, дует в груди, как будто в этом весь прикол? Понятное дело, что от таких перверсивных упражнений ничего хорошего ждать не приходится. Надорвавшийся Титта, дважды приподнявший 150-килограмовую лавочницу над полом, потом будет вынужден несколько дней провести в постели, возвращая утраченные силы мамиными отварами.
А чего стоит Градиска с ее крылатой фразой: «Я готова»… А дядюшка-шиз с взволнованным воплем проснувшегося самца: «Хочу женщину!»… А городская дурочка Лисичка, которая «потеряла киску» и теперь ищет ее у каждого мужика в штанах… Понятно, что нашим цензорам было, отчего напрячься. Но даже урезанный вариант не смог заглушить гениальность этой ретро-трагикомедии, где маэстро содействовали - сценарист Тонино Гуэрра, который также родился в Римини и жил всего в девяти километрах от дома Феллини, композитор Нино Рота, оператор Джузеппе Ротунно, в общем, такие же гении, только что более узкой направленности.
Федерико Феллини - мой самый любимый кинорежиссер, родился 20 января 1920 года в Римини, в семье коммивояжера. Он был талантлив с самого детства - любил устраивать представления: изготавливал маски, разрисовывал кукол, шил костюмы. Создал ряд таких шедевральных фильмов, что, думаю, сейчас никто не смог бы снять. Он был и остается гениальным режиссером всех времен и народов. Такого не было и больше не будет. Он один, единственный, неповторимый и мною обожаемый - великий Федерико Феллини.
Амаркорд
Амаркорд - мой самый любимый фильм режиссера и широко известен как самый популярный его фильм. Был полностью снят в Римини и показывает повседневную жизнь этого маленького и прекрасного городка у моря, который прославился тем, что именно там родился и вырос великий режиссер. И сейчас все в этом городе - и аэропорт, и самый большой парк и гостиница в стиле режиссера - несут его великое имя.
'Амаркорд' - 'Mi ricordo' переводится с итальянского как 'Я вспоминаю'. Сам Феллини признался, что он снял фильм основываясь на свои воспоминания, когда он еще был подростком. Поэтому этот фильм можно назвать 'фильм-ностальгия'. Режиссер показал нам город, в котором живет с большой любовью и юмором, иногда даже непристойным.
С самого начала фильм, когда звучит музыка Нино Рота и зритель видит, как написаны буквы названия фильма, он уже понимает, что его ждет что-то сумашедшее и очень интересное.
Жизнь в Римини 30-ых годов, когда город находился под властью фашистского режима, была довольно бурной. По всему городу были развешаны портреты 'дуче' и все жители должны были поклонятся перед ним.
Жители города каждый чем-то отличался от другого. Каждый стремился удовлетворять свои желания. Люди этого города отличались от остальных, я могу их охарактеризовать так - добрые люди с сумашедшими сердцами, и у каждого из них шевелятся свои тараканы в голове.
В этом фильме Феллини нам показывает самые разные образы и характеры людей.
Он нам показывает типичную итальянскую семью со своими достоинствами и недостатками. Отец, мать, дядя, и дети - у старшого на уме только секс.
Показывает нам сумашедшего, который из-за нехватки женщин забирается на дерево и не хочет оттуда спускаться.
Показывает секс-символ этого города - Градиску, по которой сходят с ума мужики, в том числе и подростки.
Показывает проститутку Мальвину в образе нимфоманки.
Показывает пышногрудую хозяйку табачной лавки, которой палец в рот не клади.
И много-много других образов. И всех он объединяет под одним небом города Римини.
Вместе с этим он показывает нам события этого города. Как жители там встречают зиму или весну, как ходят в кинотеатр или исповедоваться. Как подростки ходят в школу и издеваются над учителями. Как люди отмечают праздники в городе.
Я думаю, что снять такой фильм, с таким сюжетом (немного пошлым юмором) в 1973 году было довольно сложно и многие бы отнеслись к нему с критикой. Но Феллини все можно. Я в полном восторге, как режиссер может так снимать жизнь людей и охарактеризовать столько образов в одном фильме?
Просто фильмы Феллини невозможно описать словами, их надо смотреть, не отрываясь от экрана.
Итальянский курортный городок, возможно, Римини. Время – где-то 1930 год, может, 1931-й. Ну и здесь своя не очень размеренная, но точно сумасшедшая жизнь. Школота забавляется на уроках, взрослые водят хороводы и провожают океанские лайнеры, все поголовно мечтают трахнуть местных новеньких проституток, ну и как-то нехотя массы выполняют фашистские культы, связанные с правлением дуче. В общем, именно такая Италия, которую оставил в своей памяти 10-летний мальчишка Федерико Феллини.
Не сложилось у меня как-то с Феллини, друзья, и похоже, уже и не сложится. «Амаркорд» фактически закрывает все значимые работы итальянца, и за исключением «Дороги», и в меньшей степени «Ночи Кабирии» и «Сладкой жизни», ничего даже околоприличного в фильмотеке режиссера мною замечено не было. Возможно, все в дурном вкусе. Но на мое усмотрение, Феллини – это ярчайший пример дутости и чрезмерного почитания в мире кино. С итальянцем носятся как с древней китайской вазой, не в состоянии сложить ей цены. Чуть ли не каждая поделка Феллини объявлялась грандиозным событием в кинематографе. А всем его бессистемным нелепостям присуждался высший бал по аллегоричности и философичности.
«Амаркорд» из этого же разряда. Фильм-балаган без центральной повествовательной канвы и главных героев. Центральная тема – все хотят трахаться. Завуалированная – фашизм – это плохо. Фон – комедия положений с чередой гротескных нелепостей. Метода – нагромождение нелепостей в каждой мизансцене, что превращает действие в театр-абсурд. Коллективный онанизм подростков в машине. Синхронное движение большой группы персонажей. Дурачок на дереве, кидающийся во всех камнями и орущий «Хочу женщину!». Павлин, летающий по заснеженному городу. Сам снег в приморском субтропическом городе…
Но главная претензия к Феллини не в наборе бессистемности, абсурдности и навязчивой зауми. Он художник, он так видит. Феллини скучен и не эстетичен. Он давит именем, но не талантом. Он уже раз облажался своими «воспоминаниями о детстве» с одной из первых своих работ «Маменькины сынки». Теперь же абсурду добавил динамики и цвета, но не осмысленности. А ведь есть с чем сравнивать бездарные попытки Феллини передать свои субъективные воспоминания о детстве. В том же 1973 году впервые громко заявил о себе тогда еще безвестный Джордж Лукас, поставивший восхитительные «Американские граффити», которые также были ностальгией еще молодого режиссера за своей юностью. А как «свои 17 лет» обыграл Питер Богданович в «Последнем киносеансе»? Это примеры того, как можно снять глубоко личное кино, которое богато духовно, содержательно и не выглядит идиотски в событийном ряду. А Феллини… останусь при своем. Абсолютно дутая фигура в мировом кинематографе.
Раз уж наглеть, то наглеть. «Амаркорд» Феллини – бездарное и безвкусное кино.
В этом чудеснейшем фильме, безусловно, незримо присутствует частичка души автора, который нарисовал лирико-комичную картину собственных воспоминаний. В «Амаркорде» отражается гиперфантазийнный и непоседливый нрав обыкновенного люда из обыкновенного городка, его природное стремление вырваться из тугих оков быта и упорхнуть в призрачный мир иллюзий. Полуавтобиографическое кинопроизведение посланника кинобога Федерико Феллини как зеркало всех гуманистических ценностей находится на том недостижимом уровне кинематографа, куда вход оплачивается полной вовлеченностью и прочувствованностью.
«Амаркорд» показывает счастье не как цель, которую надо вырвать у косматых лап бытия, а как реальность, которая ткётся здесь и сейчас. «Амаркорд» обладает таким внутренним задором и глубокомысленностью, что кажется, будто этот фильм лишь видение, пришедшее из чьего-то прошлого. Оно действительно пришло из чужого прошлого, но в нем удивительным образом угадываются контуры собственных переживаний, испытанные давным-давно. И до этого кажется, что эмоциональный сгусток прошлого растворился и слился с воздухом, но Феллини доказывает вечную живучесть пережитых когда-то чувств и эмоций, которые лишь дремлют в сердце и ждут, пока не станут причиной ностальгии и глубокой сердечной задумчивости. И действительно, при просмотре «Амаркорда» меланхолически окрашенное настроение будто само собой рождается внутри и вызволяет из темницы зла гонцов света и оптимизма. Феллини нежно и деликатно кладёт зрительские чувства в калейдоскоп собственного прошлого и прокручивает с такой скоростью, что едва успеваешь разглядеть образующиеся причудливо-узорчатые фигуры. Если угодно, великий кудесник приветливо приглашает нас усесться в кресло величавого аттракциона фантазий, чтобы прокатить с ветерком и ослепить сознание всполохами кинематографических фантасмагорий. «Амаркорд» поражает еще и тем, что, не имея чётко обрисованного сюжета, способен с головой увлечь в повествование смыслами, возникающими не по заказу сценария, а из волшебных картин жизни необыкновенно чутких людей.
В русле столь амбициозной оды творению Федерико Феллини, хочется сказать, что всё гениальные плоды неутолимого творчества итальянского режиссёра сегодня противостоят в художественной и концептуальной борьбе безликому и отупевшему кинематографу современности. Но вопрос в том, способен ли нынешний зритель обратить свой взор назад и всмотреться в гениальность прошлого.
Название фильма состоит из нескольких частей. «Amarcord» ([a m’arcord]) — вариант итальянской фразы «mi ricordo», означающей «я помню», произнесённый на диалекте, распространённом в Римини. Кроме того, в названии присутствуют корни итальянских слов «любовь» и «нить», таким образом, вольным прочтением названия может быть «нити любви, связывающие автора с прошлым».
Детские воспоминания – это нечто особенное и по-своему волшебное. Они теснятся в голове в виде красочных пятен, ярких и потому наиболее запомнившихся эпизодов. Это – святыня, и когда человек дает вам возможность прикоснуться к ней, вы чувствуете трепет и предвкушение праздника в душе. Когда это делает такой великий режиссер, как Федерико Феллини…
Я заранее знала, что фильм мне понравится, но даже не представляла, насколько. Феллини заставляет испытать весь спектр эмоций от безудержного веселья до тоски и грусти, но не так безжалостно, как Такеши Китано, а легко и естественно. Ни после одного другого фильма я не чувствовала себя настолько человеком. Что же такого может быть в обычных, казалось бы, воспоминаниях?
Мы совершим небольшую прогулку со старым адвокатом. Он расскажет нам историю этого города, его улиц, домов, площадей; познакомит с его жителями, расскажет последние новости, слухи и сплетни. И мы узнаем себя в этих проказливых сорванцах, не умеющих усидеть на месте. Выгнали из класса – не беда, можно сходить в кино, или в табачную лавку (заодно поглядеть на ее выдающуюся во всех смыслах этого слова хозяйку). А если повезет, по пути встретится первая красавица города – Градиска, ослепительная женщина в роскошном красном наряде, и можно будет посвистеть ей вслед или бросить снежком.
Иногда тихая и размеренная жизнь дает сбой. Как одна большая семья, жители города собираются и празднуют проводы зимы, смотрят на парад и автогонки, плывут на лодках в море, чтобы ночью посмотреть на невиданное доселе чудо – огромный корабль, сияющий в ночи мириадами огней. И конечно, почти все гуляют на долгожданной свадьбе Градиски, хоть и грустно прощаться с ней.
О роли каждой отдельно взятой семьи тоже нельзя не упомянуть. Как это здорово, когда за семейным ужином столько народу, что яблоку негде упасть! Кого-то ждет взбучка, а кого-то сегодня эта чаша минует. Отец строгий, но отходчивый; мать хозяйственная и дальновидная. А еще есть дядя Тео, что лежит в психушке. Изредка его вывозят на семейный пикник, правда, последствия порой бывают непредсказуемыми…
Да, в стране не все гладко. В городе полно фашистов, отца посреди ночи могут вызвать на допрос, а граммофон, заигравший посреди ночи «Интернационал», ждет неминуемый расстрел. Но это другая, взрослая жизнь, а мальчишки, хоть и считают себя большими, принадлежат совсем иному миру.
В этом городе чудесным образом выпадает снег в июле, а посреди снежного безумия стоит беспомощный павлин, распустивший роскошный хвост. В Гранд-отеле останавливается принц с востока с сорока наложницами, которые ночью заманивают в свои сети городского торговца. А осенью на город спускается туман, и жители боятся выходить из домов – стоит пройти два шага, и ты уже заблудился. Но мальчишки, охочие до приключений, кружат под свист ветра с воображаемыми партнершами по пустынному холлу заброшенного Гранд-отеля.
Подбор актеров – отдельный разговор. Всех упомнить невозможно, поэтому напишу одну общую фразу: в «Амаркорде» актерский ансамбль такой же качественный, как в фильмах другого знаменитого итальянского режиссера Пазолини, а это, по моим меркам, высший класс. Да что там говорить, в сцене игры в снежки играет девятилетний Эрос Рамазотти (в ту пору он жил в пригороде Рима, близ киногородка Чинечитта, где происходили съемки).
Я могу бесконечно писать про этот фильм. Это ожившие воспоминания Феллини, которые с некоторого момента стали и моими воспоминаниями тоже. Пусть мы можем прожить только одну жизнь – свою, но зато со сколькими замечательными жизнями замечательных людей мы знакомимся благодаря чуду кинематографа! И этот фильм – самое чудесное из всех чудес.
«Амаркорд» - такое странное название объясняется очень просто. В переводе с итальянского это слово значить «я вспоминаю» и, мне кажется, хорошо, что его не стали в буквальном смысле переводить на русский язык, иначе бы фильм от этого только проиграл. Хотя, какая разница, как переведут название – материал, т.е. сам фильм остался бы точно таким же.
Свой отзыв я не зря начал с обсуждения названия, потому как в нем кроется вся суть этого фильма. Весь фильм – это одно сплошное воспоминание. Здесь нет целостного сюжета, нет логических связок между сценами. Мы просто видим куски жизни, определенные события, которые вспоминает сам Феллини. Эти воспоминания искусно переплетены с анекдотичными ситуациями и детскими (и не очень детскими) фантазиями. И все это сделано так мастерски, что не восхищаться мастерством Феллини просто невозможно. Он делал фильм о собственных детских воспоминаниях, но создал такую картину, что когда в воображении всплывают кадры из фильма, ты вспоминаешь их наряду со сценами из собственной жизни и воспринимаешь их с такой же теплотой и настроение всегда поднимается после этого. Настолько все герои картины получились родными и знакомыми, что смотря на них сразу вспоминаешь своих знакомых, друзей и т.п. Когда я вижу фантазии героев, то ловлю себя на мысли о том, что и я в их возрасте мечтал почти о том же самом. Когда я смотрю фильм, у меня возникает чувство ностальгии по тем годам и на лице всегда невольным образом появляется улыбка.
Очень хорошо, что Феллини сделал фильм исключительно из приятных воспоминаний. Иначе, если бы он включил плохие воспоминания, то фильм бы потерял всю свою прелесть и очарование. Ведь у всех нас в прошлом были плохие моменты, и их было великое множество, даже больше чем хороших, но вспоминать о них не хочется, потому как хочется помнить только хорошие, добрые, светлые моменты своей жизни. Феллини даже такое явление, как фашизм, сумел показать как бы глазами ребенка, и получилось это очень весело и забавно. Феллини посредством своего фильма дает нам шанс провести два часа в волшебном мире – мире детства и после просмотра, я уверен, у каждого на лице невольным образом растянулась улыбка.
Как я уже писал выше, вся гениальность картины, для меня, заключается в том, что Феллини снимал собственные воспоминания, а получилось, что он создал фильм, который все вспоминают наряду со своими собственными воспоминаниями. Сцены, не несущие в себе никакой повествовательной сути, но исполнены они так мастерски, что их хочется смаковать снова и снова. Именно поэтому фильм хочется постоянно вспоминать и пересматривать.
Нельзя, конечно не упомянуть Тонино Гуэрра, соавтора сценария фильма. Но когда его спрашивают, «кого больше в «Амаркорде» - Феллини или Гуэрра?» он ответил: «Гуэрра это то, что написано на бумаге, а Феллини это то, что мы видим на экране!». Также нельзя забыть великолепную музыку Нино Рота, которая подобрана очень «под стать» атмосфере фильма.
«Амаркорд» - это фильм, который хочется пересматривать и наслаждаться им вечно. Это мир, в который очень приятно погрузиться с головой. И за все это надо отвесить Феллини низкий поклон. Жаль, что его уже нет рядом с нами, но после себя он оставил огромное наследие в виде своих фильмов, поэтому в сердцах киноманов он будет жить вечно.
Тонино Гуэрра в своих воспоминаниях и интервью часто рассказывает о 'Амаркорде'. Это была одна из самых любимых работ самого Феллини и сценариста Гуэрры. В 21 веке, смотря этот фильм удивляешься тому времени, обращаешь внимание на быт, строй, домашний уклад, даже моду той эпохи. Тепло. Огромный светлый комок тепла накатывает, когда Градиска уезжает с мужем на автомобиле, а за машиной бегут ребята, махая вслед руками. Как хорошо от этого фильма - не передать словами!
Не удалось Феллини удержать в рамках одной картины столько, сколько он хотел бы. Вышла каша, со смыслом, но без определённой связи. При большом желании, видимо, найти её можно, но тогда картина теряет ту лёгкость, на которую можно было рассчитывать, исходя из жанров и отзывов.
Скучно и трудно для восприятия. Трудно не потому что зритель глупый, а потому что тяжело ложится из-за множественности образов. Тема, конечно, одна, её угадать нетрудно, она здесь основная. Но это как-то...пошло? Тонкие, должные быть ещё неокрепшими, мальчишеские чувства превращаются в вульгарное неприкрытое желание, от которого становится неприятно и тошно. Будь то страсть к Градиске, элитной прост...женщине лёгкого поведения, или буфетчице, похоже, вечно не удовлетворённой ласками.
Фильм о толпе, не дробящейся на отдельных личностей; у всех один инстинкт, а это неинтересно. С таким же успехом можно было показать жизнь одного человека, не пихая на просмотр столько однообразия.
Печально делать такой вывод, но мне очень жаль, что это считается классикой. Должно было быть что-то светлое, что-то о приятных воспоминаниях, а получилась похоть в чистом виде.
Ругайте меня, ценители 'высокого', но иначе я думать об этом творении не могу. Не стану ставить рецензии красный цвет, ибо в паре-тройке забавных моментов 'Амаркорду' всё же не откажешь. Ну, и из чувства уважения к общественному мнению.