Итальянский курортный городок, возможно, Римини. Время – где-то 1930 год, может, 1931-й. Ну и здесь своя не очень размеренная, но точно сумасшедшая жизнь. Школота забавляется на уроках, взрослые водят хороводы и провожают океанские лайнеры, все поголовно мечтают трахнуть местных новеньких проституток, ну и как-то нехотя массы выполняют фашистские культы, связанные с правлением дуче. В общем, именно такая Италия, которую оставил в своей памяти 10-летний мальчишка Федерико Феллини.
Не сложилось у меня как-то с Феллини, друзья, и похоже, уже и не сложится. «Амаркорд» фактически закрывает все значимые работы итальянца, и за исключением «Дороги», и в меньшей степени «Ночи Кабирии» и «Сладкой жизни», ничего даже околоприличного в фильмотеке режиссера мною замечено не было. Возможно, все в дурном вкусе. Но на мое усмотрение, Феллини – это ярчайший пример дутости и чрезмерного почитания в мире кино. С итальянцем носятся как с древней китайской вазой, не в состоянии сложить ей цены. Чуть ли не каждая поделка Феллини объявлялась грандиозным событием в кинематографе. А всем его бессистемным нелепостям присуждался высший бал по аллегоричности и философичности.
«Амаркорд» из этого же разряда. Фильм-балаган без центральной повествовательной канвы и главных героев. Центральная тема – все хотят трахаться. Завуалированная – фашизм – это плохо. Фон – комедия положений с чередой гротескных нелепостей. Метода – нагромождение нелепостей в каждой мизансцене, что превращает действие в театр-абсурд. Коллективный онанизм подростков в машине. Синхронное движение большой группы персонажей. Дурачок на дереве, кидающийся во всех камнями и орущий «Хочу женщину!». Павлин, летающий по заснеженному городу. Сам снег в приморском субтропическом городе…
Но главная претензия к Феллини не в наборе бессистемности, абсурдности и навязчивой зауми. Он художник, он так видит. Феллини скучен и не эстетичен. Он давит именем, но не талантом. Он уже раз облажался своими «воспоминаниями о детстве» с одной из первых своих работ «Маменькины сынки». Теперь же абсурду добавил динамики и цвета, но не осмысленности. А ведь есть с чем сравнивать бездарные попытки Феллини передать свои субъективные воспоминания о детстве. В том же 1973 году впервые громко заявил о себе тогда еще безвестный Джордж Лукас, поставивший восхитительные «Американские граффити», которые также были ностальгией еще молодого режиссера за своей юностью. А как «свои 17 лет» обыграл Питер Богданович в «Последнем киносеансе»? Это примеры того, как можно снять глубоко личное кино, которое богато духовно, содержательно и не выглядит идиотски в событийном ряду. А Феллини… останусь при своем. Абсолютно дутая фигура в мировом кинематографе.
Раз уж наглеть, то наглеть. «Амаркорд» Феллини – бездарное и безвкусное кино.
Грядущей осенью пересмотр фильмов Федерико Феллини особенно хорош после погружений в урбанистические дебри, в которых сегодня по-прежнему в моде экшн, глянец и дешёвые сериалы.
Осенью появляется желание рассказывать о любимых фильмах, как хочется доставать из коробки семейные реликвии.
Фильм «Амаркорд» (1973) когда-то был дважды оскароносным, ибо тогда в ленте ценилась задумка, тонкость юмора, неслучайность сцен. Такое кино имеет продуманный до мелочей видеоряд. Оно рассчитано на внимательного зрителя, и появление того или иного персонажа прописано посекундно.
«Амаркорд» кажется скучным и затянутым тем, кто ждёт от просмотра напряжения и спецэффектов. Умное ироничное кино об ушедшей эпохе, детстве в воспоминаниях взрослого человека трогает даже тех, кто никогда не прикасался к Италии.
Феллини – Мастер описания жизни, с её очевидными уроками, трагикомичным горем,
ироничной радостью.
К сожалению, сегодня его фильмы – это привет из почившего европейского стиля.
Только зубры авторского кино и внимательные режиссёры - аматоры используют такие приёмы: статичную камеру и постановку кадра, в которой ключевую роль играет не фокус, а свет.
Ценность таких фильмов — правда, преподнесённая в художественной форме. В данном случае — в виде ироничных воспоминаний из детства.
Главная нота фильма «Амаркорд» — впитывать счастье здесь и сейчас, как мы все когда-то умели в детстве.
Фильм по своей форме напомнил мне такую ситуацию: приятели собираются за столом и начинают рассказывать друг другу забавные истории из своей жизни. Эти истории чаще всего о чудаках и о событиях, без которых наша жизнь будет скучна и однообразна. Хорошо, когда человеку есть, что вспомнить.
Мне кажется, такое кино может не понравиться лишь тем, у кого нет воспоминаний, это – раз. Два – тем, у кого бедная фантазия. Этот фильм называют автобиографичным… Но я в такие истории не верю, ибо сам люблю травить всякие байки, давно запутавшись, что в них правда, что – подслушанные чужие истории, что – просто вымысел, а что – сны.
Я смотрел «Амаркорд» боясь пошевелиться, упустить настроение. И удивился, когда этот двухчасовой карнавал завершился.
Любимая сцена? Наверное, наступление зимы. Когда на мгновение наступила снежная тишина и мне, как и одному из героев фильма, захотелось распахнуть окно. Вот это, наверное, и называется – созвучие.
Спустя четыре года я наконец решилась пересмотреть небезызвестное творение Феллини, так как подозревала, что при первом просмотре, чтобы оценить его по достоинству, мне еще не хватало извилин. Удачное было решение.
Темп фильма крайне расслабленный. Режиссер показывает нам год жизни маленького итальянского городка. Кино изобилует самыми разными персонажами, выхватывая несколько основных, но до самого финала ни на ком конкретном не фокусируясь. Сюжета как такового вы тут не найдете, лишь отдельные моменты жизни героев и, пожалуй, одну законченную арку. Фильм призван показать эпоху, и он с этим чудесно справляется.
Лента пропитана простым житейским юмором, который многим покажется не чужд (сцена ссоры за семейным столом, к примеру, мне лично оказалась очень близка). У подростков на экране вовсю бушуют гормоны, и этот нелепый период в жизнях молодых людей показан с большой нежностью и искренностью. Режиссер как бы говорит, мол, да, мы были дебилами, но кто не был? И разве не в этом вся прелесть?
Амаркорд можно причислить к рангу специфических фильмов без прочного сюжетного костяка. Он призван передать настроение, и делает это посредством зарисовок сцен из жизни, навеянных Феллини воспоминаниями из юности (на итальянском диалекте «амаркорд» значит «я вспоминаю»).
Ценность подобных картин в наше время высока. Нечасто режиссёры отходят от привычных рамок построения истории и пытаются с помощью киноязыка передать свои чувства и эмоции по отношению к чему-либо. К примеру, в «Однажды в... Голливуде» Тарантино отдает дань своей любви к Голливуду того времени, а «Большой Лебовски» так вообще многие считают культурным феноменом за его нетривиальность и смелый взгляд на жизнь. Надо иметь определённую гибкость мышления, чтобы отвлечься от клише и воспринять мысль режиссера, ведь на самом деле искусство очень пластично и позволяет передать все что угодно, нужно лишь не бояться выходить за рамки.
В конце концов, ценность любого произведения значительно повышается, если создатель вкладывает в него частичку своей души. В Амаркорде Феллини тщательно и с любовью рисует облик эпохи, страны, своей родной Италии времен правления Муссолини. Его светлые, ностальгические и бесконечно теплые чувства ощущаются в каждом кадре ленты, и даже проплывающий корабль из далекой Америки, символ мечты и надежды, лишь подчеркивает уют и самобытность провинциального городка.
После просмотра хочется с нежностью вспоминать свое далекое детство и глупости, которые мы делали. Амаркорд - это возвращение в мир наивной юности, когда все еще впереди, и хочется ловить каждое мгновение.
Федерико Феллини - мой самый любимый кинорежиссер, родился 20 января 1920 года в Римини, в семье коммивояжера. Он был талантлив с самого детства - любил устраивать представления: изготавливал маски, разрисовывал кукол, шил костюмы. Создал ряд таких шедевральных фильмов, что, думаю, сейчас никто не смог бы снять. Он был и остается гениальным режиссером всех времен и народов. Такого не было и больше не будет. Он один, единственный, неповторимый и мною обожаемый - великий Федерико Феллини.
Амаркорд
Амаркорд - мой самый любимый фильм режиссера и широко известен как самый популярный его фильм. Был полностью снят в Римини и показывает повседневную жизнь этого маленького и прекрасного городка у моря, который прославился тем, что именно там родился и вырос великий режиссер. И сейчас все в этом городе - и аэропорт, и самый большой парк и гостиница в стиле режиссера - несут его великое имя.
'Амаркорд' - 'Mi ricordo' переводится с итальянского как 'Я вспоминаю'. Сам Феллини признался, что он снял фильм основываясь на свои воспоминания, когда он еще был подростком. Поэтому этот фильм можно назвать 'фильм-ностальгия'. Режиссер показал нам город, в котором живет с большой любовью и юмором, иногда даже непристойным.
С самого начала фильм, когда звучит музыка Нино Рота и зритель видит, как написаны буквы названия фильма, он уже понимает, что его ждет что-то сумашедшее и очень интересное.
Жизнь в Римини 30-ых годов, когда город находился под властью фашистского режима, была довольно бурной. По всему городу были развешаны портреты 'дуче' и все жители должны были поклонятся перед ним.
Жители города каждый чем-то отличался от другого. Каждый стремился удовлетворять свои желания. Люди этого города отличались от остальных, я могу их охарактеризовать так - добрые люди с сумашедшими сердцами, и у каждого из них шевелятся свои тараканы в голове.
В этом фильме Феллини нам показывает самые разные образы и характеры людей.
Он нам показывает типичную итальянскую семью со своими достоинствами и недостатками. Отец, мать, дядя, и дети - у старшого на уме только секс.
Показывает нам сумашедшего, который из-за нехватки женщин забирается на дерево и не хочет оттуда спускаться.
Показывает секс-символ этого города - Градиску, по которой сходят с ума мужики, в том числе и подростки.
Показывает проститутку Мальвину в образе нимфоманки.
Показывает пышногрудую хозяйку табачной лавки, которой палец в рот не клади.
И много-много других образов. И всех он объединяет под одним небом города Римини.
Вместе с этим он показывает нам события этого города. Как жители там встречают зиму или весну, как ходят в кинотеатр или исповедоваться. Как подростки ходят в школу и издеваются над учителями. Как люди отмечают праздники в городе.
Я думаю, что снять такой фильм, с таким сюжетом (немного пошлым юмором) в 1973 году было довольно сложно и многие бы отнеслись к нему с критикой. Но Феллини все можно. Я в полном восторге, как режиссер может так снимать жизнь людей и охарактеризовать столько образов в одном фильме?
Просто фильмы Феллини невозможно описать словами, их надо смотреть, не отрываясь от экрана.
По просмотру первых минут «Амаркорда» я решил, что меня ждёт нечто подобное «Крёстному отцу». В смысле не очередная криминальная драма про нью-йоркскую мафию с «полуострова большого сапога», а очередной фильм про итальянцев, который мне скорее не понравится, чем понравится. Да, «Амаркорд», конечно, про итальянцев, но отнёсся я к нему более радикально, чем к «Крёстным отцам». На самом деле, эта картина, кстати, признанная одной из лучших работ Феллини и завоевавшая Оскар в номинации «Лучший зарубежный фильм», мне напомнила «Дом для повешения» Кустурицы: речь идёт о провинциальном городе, его жителях, а в центре событий – обыкновенная, совершенно типичная для этого места семья. Сугубо реалистический откровенный фильм, повествующий о непростых отношениях родителей и детей, раскрывающий тёмную сторону подростков первой половины 20-го века и стремящийся показать дух итальянских провинций. Несмотря на то, что главный герой вроде бы как имеется, чётко выраженный сюжет отсутствует, что лично мне не нравится. Фильм абстрактен и охватывает сразу несколько разных персонажей, в том числе особо не связанных с главным, определённого рода события, имеющие значения для всего города. Ещё в фильме есть такая особенность: некоторые персонажи разговаривают «с нами». Они стоят, например, посреди улицы и, смотря в камеру, обращаясь к нам, будто мы сами являемся непосредственными участниками событий фильма.
Мне лично, не интересно смотреть, как существует небольшой городок фашистской Италии. Может, снова виноват год создания фильма (1973)? Может современники смогли бы снять нечто подобное, но более интересное, что по увлекательности и некоторой драматичности могло тягаться с «Форрестом Гампом»?
Первые две части «Крёстных отцов» (1972 и 1974 года) я оценил на 4 балла, как и ещё один копполовский хит «Апокалипсис сегодня» (1979 год). От другого итальянца – Федерико Феллини – я много не ожидал. Феллини. Классика. Для любителей классики соответственно.
Добралась до Феллини. Это фильм-калейдоскоп. Состоит из нескольких историй, собранных в мозаику. Действие происходит в 30-е годы ХХ века в небольшом итальянском городке с богатой историей. Старинные здания, колоритные граждане, жизнь бьёт ключом: на центральной площади в огромном стоге хвороста сжигают чучело зимы, школьники развлекаются на лекциях, строители работают на берегу моря, у юноши пробуждаются эротические желания и он тискает огромные груди продавщицы табака, большая семья за столом, муж с женой ругаются, весь город плывёт ночью на лодках, чтобы увидеть проходящий мимо американский многопалубный корабль, свадьба первой красавицы города, похороны, пациент психбольницы забирается на высокое дерево и орёт целый день: «Хочу женщину!», священник исповедует подростков и корит их за рукоблудие, потрясающий снегопад, и другие истории. Фильм очень красочный, все эмоционируют, «цыганский балаган». В Википедии пишут, что это истории из детства Феллини, и действие картины происходит в родном городе режиссёра – Римини. На местном диалекте Романьи «амаркорд» означает приблизительно «я вспоминаю». Яркое кино. Посмотрела с удовольствием.
Мне показалось, что это очень мужской фильм. Перед камерой крутятся женские попы разных размеров, большие налитые груди. Много эротизации. И меня, честно говоря, это немного покоробило. Слишком откровенно режиссёр совместил детство и сексуальность. Такой взгляд на детство взрослого, прожжённого человека. Который всё видел и всё пил. Кино гениальное, красочное, но в нём показан взгляд на жизнь человека, мировоззрение которого лично мне не близко. То есть я как будто зашла в чужой дом, приоткрыла дверь и заглянула в одну из комнат, а там совсем другая бурная действительность. Я два часа на неё посмотрела, закрыла дверь и, слава Богу, ушла восвояси.
Есть в живописи такое понятие - бытовой жанр. Различные ситуации в жизни, нанесённые на холст. 'Амаркорд' - набор из нескольких десятков подобных зарисовок, оживших и сливающихся в одну ленту.
Представлен далеко не весь, но приличный срез общества, их жизнь и проблемы: учителя и шкодляры, три поколения друг с другом взаимодействующих возрастов, персонажи с нарушенным развитием (умалишённый и безумная 'Лисичка'), рабочие и начальник, фашисты, светская львица, интеллектуал - это далеко не всё социальное разнообразие этой итальянской 'Торбы-на-Круче'.
Все это сопровождается дополнительными бонусами, которым предлагается порадоваться вместе с обитателями этого маленького городка: праздники, громадная плавающая вундервафля, игра в снежки, легкая эротика и внезапная материализация одной редкой курообразной птахи.
Спасибо Феллини за действительно живописное бытописание.
Федерико Феллини – волшебник, обладающий редким даром завораживать зрителя, зачаровывать и уводить за собой. Так изумительно подобрать музыкальное сопровождение к фильму может только гений. Умение сделать из фильма волшебное зрелище, абсолютно ирреальное восприятие обычных реальных слов, действий, среды, людей… Фильмы – сны, фильмы – мечты, фильмы – воспоминания….
Амаркорд – я вспоминаю… Федерико Феллини и художник Тонино Гуерра создали этот фильм на основе своих воспоминаний о детстве и юности. И предложили зрителю совершить прогулку по городу – воспоминанию в сопровождении старого адвоката на старом велосипеде. Он расскажет нам историю этого города, его улиц, домов, площадей. Познакомит с его жителями, расскажет последние новости, слухи и сплетни. И этот город примет нас и разбудит уже наши воспоминания…
Неужели никто не вспомнит свои школьные годы и школьные проделки, когда мы попадаем в школу этого городка? Никогда не поверю! А какие типажи! Лица — карикатуры, лица – маски, словно одетые как – то на карнавал и так и приросшие к лицу. Разве могут быть у людей такие карикатурно – выразительные, как у кукол в «Необыкновенном концерте» театра Образцова, лица? В воспоминаниях – могут! Это и учителя, и слепой уличный музыкант, так похожий на кота Базилио, и Табачница (ах, какая женщина!), и святой отец, исповедующий подростков поточно – конвейерным методом и задающий лишь один вопрос: «Ты себя трогал?», так жадно ждущий подробностей в ответ, сверкая масляными глазками за толстыми стёклами очков. И многие — многие другие персонажи, просто промелькнувшие перед нами на улицах города.
В городке так мало развлечений, что любое событие отмечается всем городом весело, с музыкой и танцами. Будь это встреча весны и сжигание чучела зимы; или парадный марш — пробег фашистов в день города Рима; или праздник сбора урожая, или ночные автогонки по улочкам города, которые можно наблюдать прямо с балкона, а уж свадьба первой красавицы города парикмахерши Градиски – вообще событие года! А ещё иногда почти все жители садятся в лодки и плывут посмотреть на корабль, который появляется из темноты, сверкая мириадами огней, как будто перед тобой возникла другая Вселенная, другой мир, загадочный, неизвестный, недоступный и прекрасный!
Операторская работа — просто фантастика! Как и в сценах с опустившимся на город туманом и скрывшим в себе всё! Город исчез… Во всём мире существует только этот туман… И в этом тумане танцуют мальчики — подростки. Каждый танцует со своей мечтой и тайной свой собственный танец под музыку, звучащую в его душе.
Ах, эти мальчишки! Все мысли, все стремления и желания, все надежды и мечты которых одной фразой выразил сумасшедший дядя Тео. «Хочу женщину!» — это он кричит, влезши на дерево и швыряясь камнями в любого, кто пытается его снять. Но если его может снять с дерева только монашка – карлица, то мальчишек влекут все женщины города, от 15 до 50 лет. В их глазах они все красавицы – и городская дурочка Вальпина, и учительница математики, и табачница, и одноклассница Альдина – все они предмет их грёз и желаний. А уж красавица Градиска! За неё можно и жизнь отдать. Один из главных героев, подросток Тито, готов целыми днями бродить по этим улицам, чтобы встретить её, мелькнувшую где – то вдалеке своим ярко-красным платьем. И так и разминувшийся с ней среди снежных сугробов, так неожиданно покрывшим город в июле. Снег в июле – чудо! И ещё одно чудо – невесть откуда взявшийся павлин и распустивший на этом снегу свой роскошный хвост! Как Жар – птица из сказки!
Мальчишек не особенно заботит то, что в городе полно фашистов, что твоего отца могут ночью вызвать на допрос, так как кто-то написал, что отец плохо сказал в разговоре о дуче. Это где-то там, в другом мире, не их. Разве что в школе муштруют на линейках и парадах с оружием. Но это даже весело.
А фашисты, такие белые и пушистые, играют в биллиард под музыку «Сибоней». Но мгновенно звереют, услышав звуки «Интернационала». И высыпав на улицу расстреливают несчастный граммофон на башне. А потом «Сибоней» звучит на свадьбе Градиски, выходящей замуж за офицера – фашиста. Феллини связал эту музыкальную тему и фашистов. Ему виднее.
Кончается лето, уезжает из города Градиска. Тито провожает её взглядом…Кончается детство. Начинается взрослая жизнь. Там не будет ни недавно умершей матери, ни обожаемой Градиски. Но воспоминания о последнем лете детства останутся навсегда.
Кончается фильм, но те воспоминания, которые он пробудил во мне, они продолжаются. Мой внутренний фильм, мой личный внутренний Амаркорд. У каждого он свой.
'Я вспоминаю,'- говорит Феллини зрителю самим названием фильма. И с первых же кадров перед нами предстаёт пёстрая мозаика меняющихся, словно в калейдоскопе, картинок: городской праздник, сцены из школьной жизни, семейные хроники мальчика Тито. Те, в свою очередь, переходят в мальчишеские шалости пубертатного периода. Всё это сдобрено хорошей дозой отличного итальянского юмора. Адвокат произносит хвалебную оду своему городу, название которого так и не произносится за весь фильм, но понятно, что это Римини - родина Федерико Феллини, по улицам которого нас и ведёт адвокат, подобно гиду. Не обошлось и без столь любимой маэстро Феллини сатиры, помимо школы, направленной ещё и в сторону церкви и политиков времён дуче Муссолини. Маэстро не жалеет сарказма, показывая очевидную комичность любимца итальянской нации, закончившего жизнь, будучи подвешенным вниз головой на фонарном столбе. К чести итальянцев, им хватает ума не стесняться этого исторического периода. Память о Муссолини жива, все исторические памятники охраняются государством. Не обошлось и без трагической ноты. Всё вместе создаёт цельный образ и очень точно передаёт дух Италии - главной героини этой картины.
Нельзя не упомянуть хозяйку табачной лавки (Мария Антониетта Белуцци) с её выдающимися достоинствами и, конечно же, Градиску (Магали Ноэль) - любимицу всего города, его олицетворение. Глаза всех без исключения мужчин невольно останавливались на её пятой точке, а для всех подростков она была объектом тайных желаний. При всём том, она бесконечно одинока и какой же радостью для всех стала её свадьба. Сцена замужества метафорична. Навсегда и безвозвратно уезжающая из города Градиска символизирует уходящее детство и переход во взрослую жизнь.
Когда речь идёт о работе такого мастера, как Федерико Феллини, излишне говорить о качестве актёрской игры и операторской работе, они идеальны. Каждый кадр выверен и доведён до совершенства. Музыка, конечно же, Нино Рота - ещё одного классика ХХ века. Этот фильм по праву считается лучшим в фильмографии гения, хотя мне всё же ближе 'Репетиция оркестра', он оставляет после просмотра невероятно лёгкое, приятное послевкусие, подобно прекрасному итальянскому красному вину. Рекомендую всем ценителям настоящего кино, а оценка не вызывает сомнений ни на секунду.