- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
Фильм о писательском дуэте, сочинившем два культовых романа, которые вновь стали актуальными
Роман Либеров явно знает прикуп, хоть и не живёт в Сочи. Ведь уже второй фильм этого документалиста вышел в отечественный кинопрокат. И хотя прокат этот считается вроде как ограниченным, демонстрация даже на одном экране не помешала картине исправно собирать на каждом сеансе несколько десятков зрителей. Правда, как и в случае с предыдущей лентой о Довлатове, общее количество посмотревших её людей вновь осталось тайной за семью печатями. Но капля, как известно, камень точит. Я что-то не припомню ни одного режиссёра в современной России, у которого бы в наших кинотеатрах в течение полутора лет вышли две подряд картины. И поэтому не будет сильным преувеличением, если я назову Либерова самым успешным отечественным документалистом. Правда, для осуществления именно этого проекта ему впервые пришлось использовать краудфандинг – коллективное финансирование, в котором мог принять участие любой желающий.
Он вообще исхитрился поставить на поток производство документальных байопиков, сняв за последние пять лет ровно столько же неигровых картин-посвящений – Олеше, Бродскому, Владимову, уже упомянутому Довлатову и вот теперь Ильфу и Петрову. И это во времена, когда жанр биографического кино, казалось, давно прописался на телеэкране, где куда удобнее размещать госзаказы, призванные освежать память пяти процентов интеллигентного населения по случаю очередной круглой даты кого-либо из культурных деятелей. Либеров теперь не только не обслуживает потребности ТВ, но и сам заказывает музыку, в том смысле, что снимает про тех, кого любит. А любит он, как не трудно заметить, мастеров художественного слова – писателей и поэтов, тех, кого на Руси испокон веку не только почитывали, но и почитали. Ну, может быть, чуть меньше, чем артистов и спортсменов.
В отличие от предыдущей картины, о которой я писал, эта оказалась почти в два раза длиннее. Но даже тот факт, что и героев номинально на этот раз стало во столько же раз больше, не покидает ощущение, что новая работа Либерова напоминает цитатник. Так много авторских строк озвучивают тут популярные актеры – Маковецкий, Ефремов, Каневский… (притом, что в «Довлатове» вполне хватало одного Сергея Пускепалиса). Сделав лаконичные экскурсы в детство писателей, авторы фильма всецело обратились к их творчеству, но, против ожиданий, основное внимание акцентировали не на романах о великом комбинаторе, а на путешествии его создателей в Соединенные Штаты, обильно приправив его фразами из книги «Одноэтажная Америка». Кроме того бросается в глаза, что в новом фильме куда меньше, чем в прошлом, задействована анимация. Возможно потому, что на этот раз Либеров располагал обильным фотоархивом, оставленным Ильёй Ильфом, который в конце 1920-х пристрастился к фотоаппарату и делал снимки чуть ли не каждый день.
Оба, Ильф и Петров, родись в Одессе и прожили сравнительно короткую жизнь – каждый по 39 лет. Почти мистические переклички не раз случались в их биографиях, но режиссёр не акцентировал внимания на этих моментах и не очень стремился сказать о своих героях что-то принципиально отличное от других. Это не удивительно, ведь про этих корифеев и классиков ни в СССР, ни в России не было снято ни одного фильма. Возможно, именно поэтому кино на этот раз получилось слишком академичным. И хотя Либеров оставляет без внятного ответа лично меня сильно интригующий вопрос (почему всё-таки ИиФ имели столько свобод во времена тотальных чисток?), картине в целом удалось передать феномен и атмосферу времени, способствовавшего раскрытию своеобразного творческого гения писателей, каждый раз при постановке на довольствие почти всерьёз опасавшихся, что их будут принимать за одного человека…
|
прямая ссылка
13 декабря 2013 | 09:20
Каждый раз, когда кто-то редкий произносит фамилии Ильф и Петров в голове возникает ассоциация с их произведениями. '12 стульев', 'Золотой теленок', реже их очерки об Америке, а публицистика вообще мало кому знакома. И нет практически ни одного человека, который бы не знал замечательных советских экранизаций, или хотя бы не слышал о 'Стульях'. Короче, известность у этих замечательных сатириков осталась и по сей день.
Но что мы знаем о самих писателях? Один - еврей, второй русский. Писали книги. По большей части сказать нечего, приходится открывать википедию, а есть ли смысл?
Фильм Романа Либерова 'ИЛЬФИПЕТРОВ' увлекательно рассказывает историю жизни советских писателей. Причем так литературно, что невольно восхищаешься даже не самыми динамичными мометами! Видно, что режиссер действительно любит тех, о ком и для кого снимает. Его предыдущие работы о Довлатове, Бродском снискали одобрение публики, поклонников. А значит, свою работу Либеров выполнил на 'отлично'.
Как сделан этот документальный биографический фильм? Это компиляция старых фотографий, силуэтов, видов (как сказал бы персонаж Довлатова - далей). Замечательные актеры, озвучившие фильм 'оживили' картинки, так что ни на секунду не успеваешь заскучать. Больше полутора часов нас ждет путешествие в нэповскую Москву, в США, в бедные города, наводнившие Советский Союз в 30-е гг. Голос поколения, этот замечательный автор ИЛЬФИПЕТРОВ, Валентин Катаев, Маруся Ильф - ими говорит целая эпоха. Эпоха бедности, надежды, оптимизма. На экране мы сможем даже пообщаться с Остапом Бендером и решить вместе с его создателями судьбу героя: зарезать или задушить?
В общем, я считаю, что про писателей той эпохи невозможно было сделать документального фильма лучше и интереснее. И именно так, нежно, аккуратно и качественно нужно подходить к созданию подобных вещей. Надеюсь, Либеров на этом не закончит и создаст истории других писателей. В любом случае, начало давно положено, лед тронулся, господа присяжные заседатели.
8 из 10
|
прямая ссылка
17 октября 2013 | 15:20
alexxx-04
'Сатира не нужна советскому пролетариату' - твердила партия
Фильм очень оригинальный, документально-анимационный, для меня был первым в своем жанре (ну или просто не припомню другие). Сначала немного привыкаешь к этому стилю в виде презентации слайдов с интересными анимациями и видео-монтажа, потом окунаешься полностью и начинаешь жить глазами Ильфа и Петрова, их супруг, брата и других.
Очень смешные шутки и фразы писателей-героев в исполнении Маковецкого и Ефремова, они играют так, как будто их видишь в живую.
'Живу неплохо. Один раз даже пил пиво, один раз даже ходил в кино. Больше разврата не было...' или 'Зарезать Остапа или задушить? - Зарезать - Задушить -Мы выбрали все-таки задушить...или зарезать'.
Переезд в Москву, поездка в Америку, тоска по любимой и любовь на расстоянии, безумно красивые и искренние письма.
Это не просто сатира о сатире ИльфаПетрова, но еще и драма. Советую любителям русской литературы.
|
прямая ссылка
01 октября 2013 | 13:06
Илья Ильф и Евгений Петров - это явление едва ли не уникальное в литературе как отечественной, так и мировой: это два разных человека, два авторских голоса, слившихся в единое целое не только в творчестве, но и в жизни; это сиамские близнецы, которых изначально разъединила природа, но затем столкнула судьба. И все же это два разных человека - настаивает сценарист, режиссер и продюсер Рома Либеров и выстраивает свою теорию, аккуратно собирая массивную доказательную базу.
Стиль Либерова цепляет почти сразу, и невольно думаешь, что это, может быть, самое удивительное документальное кино, которое тебе доводилось видеть. Сами главные персонажи - Илья Ильф и Евгений Петров - редко появляются в кадре, зато мы видим их глазами весь мир, который их окружал, слышим 'их' голоса и мысли. Это уникальный опыт.
- Хорошо, если бы мы когда-нибудь погибли вместе, во время какой-нибудь авиационной или автомобильной катастрофы. Тогда ни одному из нас не пришлось бы присутствовать на собственных похоронах.
Автор выбирает для изложения богатого, полного юмора, грусти и нежности, материала метод компиляции, составляя сюжетную основу из рисунков, фотографий, отрывков писем, произведений, дневников, и делает это так вдумчиво и обстоятельно, что подобная подача фактов из биографии ИльфаПетрова, которая поначалу может напрягать или утомлять своей интенсивностью, наконец, рождает столь объемное повествование и выводит на первый план живых и близких Илю и Женю, что, уловив и пропустив через себя все это, моментально влюбляешься в героев, в такую технику, в человека, придумавшего ее, и хочется тут же бросить все дела и приступить к просмотру других работ Либерова, благо их еще пять, и все как на подбор об интересных и в некоторых случаях даже горячо любимых литераторах - о Бродском, Довлатове, Владимове, Мандельштаме, Олеше.
Прекрасно на генеральную задумку работает и приглашение отличных актеров, озвучивающих реплики (высказанные в письмах, произведениях, записных книжках) Ильфа и Петрова и их окружения. Особенно восхитили Сергей Маковецкий и Полина Агуреева - такая нежная и тонкая работа, выполненная с такой любовью и тактом.
Не могу сказать, что именно фактическая часть этой документалки дала мне много новых знаний - что-то уже было со мной. Больше всего впечатлило изображение совместного процесса написания текстов Ильфом и Петровым: у них слова, предложения, абзацы и главы рождались в полемике, в бесконечном перебивании друг друга, в борьбе двух авторских голосов, которые, наконец, органично переплетались, являя миру единую, но очень подвижную и богатую оттенками интонацию. Это просто удивительно, что вот так можно писать.
- Они не едят, а заправляются едой, как мотор бензином.
Мне в свое время очень понравилась передача Познера и Урганта «Одноэтажная Америка», но тогда я, кажется, не открыл в себе желания читать одноименную книгу Ильфа и Петрова, а теперь, после этой картины, после озвученных цитат, увиденных фотокарточек, думаю, что, оказавшись в книжном, буду искать это произведение и другие вещи Или и Жени, с которыми еще не успел ознакомиться. Чего и вам желаю!
10 из 10
|
прямая ссылка
24 января 2017 | 14:11
|
|