После просмотра этого фильма для меня открылось одно интересное обобщение. Акира в своем творчестве часто пытается свести две полярные личности - схожие по некоторым внешним признаками, но сделавшие свой принципиальный выбор в сторону Добра|Зла. Так было в 'Пьяном ангеле', 'Тихой дуэли' и получило сове наибольшее воплощение именно в 'Бездомном псе'. Ведь на протяжении всего фильма мы получим весьма знаменательное противоборство очень похожих героев, которые избрали принципиально разные жизненные дороги.
Оба-бывшие фронтовики, с неустойчивой психикой, мнительные и переживающие. Оба склонны к истерикам. Но один выбирает профессию вора, а другой - полицейского. Их столкновение во Вселенной Куросава-сан вовсе не случайность, это как раз и есть частный случай борьбы Добра и Зла. Они не могли не столкнуться. Точно так же, не могли не столкнуться морализаторствующий доктор и умирающий якудза в 'Пьяном ангеле', военный доктор и заразивший его сифилитик в 'Тихой дуэле', две банды ронинов в 'Семи самураях'. Кстати, наиболее всего развита эта тема оказалась в фильме 'Кагемуша', где герой выбирает жизненный путь своего визави и принимает на себя все препятствия и сложности, фактически принадлежащие другому человеку.
Полностью согласен с моим другом Prouste во мнении, что фильм сделан в эстетике 'высокоморального' советского кино. Совершенно точно в самой стилистике можно усмотреть параллели как к 'Двум билетам на дневной сеанс', так и к 'Месту встречи...'. Чем Вам герой Мифунэ не напоминает Конкина, к примеру? Такой же трогательный идеалист-фронтовик, который правда встречается не с прагматичным циником, а пожилым мудрецом. Следовательно, принимая во внимание сроки выхода фильмов, позволю себе утверждать, что это кино здорово повлияло на советский 'криминальный' кинематограф.
Ведь, если говорить о влиянии - то фильм Куросавы впитали в себя дым американских полицейских нуаров, французских 'флик'-фильмов и итальянского неореализма. На выходе получилось, что-то европейско-американское, но совсем не лишенное восточной хитринки.
К примеру, я очень высоко ценю заключительную сцену картины (та, которая предваряет морализаторские диалоги о долге). Куросава сумел сделать ее не только интересной и напряженной, но и поэтичной. Он будто играет зрителем, предлагая ситуацию, в которой у героя заведомо нет шансов на выживание, а затем, когда мы получаем весьма неожиданное решение вопроса и к нам приходит осознание того. что повествовательная часть по сути завершена - Акира добавляет поэтизма. Бабочки, лес, истерика.
Не менее удачной получилась и другая линия. Мы получим шанс познакомиться поближе с любовницей преступника. Совсем не случайно, что ей будет уделено внимания больше, нежели разыскиваемому. Куросава бьет в самую точку, показывая заботящуюся, но не слишком любящую свою дочку мать. И весьма корыстную девушку, которая стремится заполучить 'все золото мира'. Не слишком долго нужно думать, чтобы догадаться на что вдохновляла она своих мужчин.
В общем, рецензия получилась на превосходный концептуальный полицейский боевик. Однако, фильм не такой уж и классный. Стилистически, как я уже ранее отмечал - он вторичен. К тому же, навязчивые морализаторские размышления смазывают впечатления от фильма.
'Неудача либо создает человека, либо разрушает его'
Один из ранних фильмов Куросавы и не совсем типичный для него. В конце 40-х годов Куросава испытывал силы в разных жанрах, пытаясь найти свои, как режиссер. Опыт создания психологического детектива в стиле нуар, в целом, оказался успешен, однако сам классик японского кино оказался недоволен, т. к. получил не совсем то, что планировал.
Главная идея фильма лежит в жизненном выборе двух молодых людей оказавшихся в сходных обстоятельствах, но сделавших разный выбор. Герой Тосиро Мифунэ, возвращаясь с проигранной войны домой, был ограблен в поезде и остался ни с чем. Пережив кризис своей личности, он поступил в полицейскую академию для того, чтобы бороться с преступностью. Он полностью принял ответственность за свою жизнь на себя, перестал винить других в своих неудачах и стал достойным человеком. Его антагонист, оказавшись в аналогичной ситуации, не захотел принять ответственность за свою жизнь на себя и стал преступником, т. к. это позволяло ему легко получать нужное и не задумываться о последствиях своих действий.
Украденный у полицейского Горо Мураками пистолет, волей судьбы попал в руки свернувшего на криминальный путь Юсы. Весь фильм это детективные поиски пропавшего пистолета, разбавленные значительной порцией зарисовок различных сторон криминальной жизни Японии середины XX в. Фильм рассказывает о судьбе послевоенной Японии, кризисе вернувшихся с войны молодых людей и его последствиях на психологию людей. Картина очень насыщена действием, диалогами, детективное расследование производится достаточно динамично. Работа буквально пропитана идеей ответственности и необходимости следования своим жизненным принципам, что и выражает герой Тосиро Мифунэ.
Заключение: всем любителям творчества Акиры Куросавы, жанров детектив и нуар смотреть рекомендуется. Остальных фильм также способен заинтересовать, т. к. эта работа носит на себе заметный отпечаток таланта Куросавы, имеет хороший сюжет и блестящее актерское исполнение.
При просмотре раннего фильма Куросавы меня не ппокидало ощущение большого идейного и тематического сходства с отечественным кино пятидесятых-шестидесятых на тему криминала. Юный сотрудник полиции идеалистического типа, но с военным прошлым вместе с умудренным опытом наставником ловят фронтовика-грабителя. Параллельно дается срез среды, идет становление личности молодого опера. Для морального наполнения проводится параллель между фронтовиками - оба ограблены в поезде, но один озлобился, а второй пошел правильным путем. Эстетика абсолютно советского кино - все как один положительные милиционеры, однозначность зла, за которым охотятся, пара-тройка проходных посредников между миром добра и зла ( в фильме - танцовщица, а у Говорухина, помнится, подругой Фокса была манекенщица). В отечественном кино преимущественно боролись с оргпреступностью, а не с одиночкой навроде Левченко из того же фильма Говорухина. Ассоциативные вариации во время просмотра с отечественным кино - наиболее интересное впечателение от фильма.
По существу фильм не особо динамичен и занимателен, представляется несколько растянутым. Социальной критики в нем нет, Куросаву худсовет не неволил и, в общем, тема неоднозначности злодея могла быть развита и поглубже. Это же относится к образам как идеалиста, так и патриархального наставника. Лишенный самурайского грима Мифунэ красив, но в актерском плане работа для него достаточно проходная. Многовато мельтешения главного героя, а уж его блуждания по городу совершенно затянуты. Уже ощутима тяга Куросавы к масштабам постановки - здесь и сцена на бейсбольном стадионе, смонтированная с хроникой, и кабаре. Сцена с звонком из отеля придумана и смонтирована совершенно замечательно - другие же сцены большой оригинальностью не отличаются. Все же следует учитывать, что на момент выхода фильма Хоукс, Хичкок, Хьюстон кое-что сняли в криминальном жанре и по гамбургскому счету фильм Куросавы, являвшегося западником и смотревшего голливудские работы, новаторским являлся для провинциального в жанровом плане японского кино ( Одзу, Мидзогути и Нарусэ во внимание не берем).
У новичка полицейского Горо Мураками в автобусе крадут пистолет. Он отчаянно начинает искать его. Он добрый наивный и настырный. А его напарник (Сато) хитрый спокойный семьянин. Как-будто тот же самой человек только в будущем.
В фильме простой сюжет, идет расследование, показывается все темные уголки города. Но Куросава добавил что-то душевное, трогательную иронию, драму, глубокий смысл, реализм, философию. Действительно, мастерская работа режиссера.
Многие скажут это обычный детектив. Но поверьте, это один из лучших фильмов в мировой истории кинематографа.
Первый явно западноориентированный фильм Куросавы. Самому режиссеру он не понравился. От триллера действительно тут не много. Местами слишком по-восточному растянуто, местами по-западному быстро. Кино получилось хорошее, чувствуется мастерство всей команды. Но вот саспенса мало. А психологическая составляющая то пробивается и подавляет все остальное, то меркнет.
Тема простая. Тема живая, видно состояние Японии тех времен. Солдат пришел с войны. Что ему делать? Обвинять всех, стать преступником или попытаться быть честным человеком. Конечно это очень упрощенно. Но местами эта идея просто фонтанирует. Она очень близка режиссеру и в каждом фильме (в предыдущих двух так точно) подается с разных точек зрения.
Наверное я очень требователен к фильму 1949 года. Куросава тоже был требователен. Он понимал, что получился очень качественный продукт но не шедевр, не прорыв. Поэтому продолжил с еще более требовательным подходом и снял еще более впечатляющие фильмы.
Думаю, если вы знаете, чего ждать от Куросавы, то не пожалеете потраченные два часа. Для своего времени этот фильм - существенное слово в японском нуаре.