К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Этот фильм маститого и признанного греческого кинорежиссера Тео Ангелопулоса оказался одним из самых больших успехов в его карьере. Удачно выбранная, вечная тема, изысканный поэтизм помноженные на мрачную реальность пыльной повседневности предопределили признание критиков. Тем более, что Тео начал более чем прагматично - подробно рассказав нам о том, что главному герою остается ровно один день. Дальнейшее уже определенно его болезнью. Мы понимаем, что фильм посвящен прощанию с Жизнью, однако принимая во внимание всю реалистичность даже не подозреваем, что Ангелопулос покажет нам прощание всех структурных элементов сознания героя. В то время как его Ид предается воспоминаниям о матери, Эго наслаждается видами моря, а супер-Эго пребывает в постоянном напряжении.

Все диалоги тут запрограммированно будут неловкими и обрывистыми, камера - созерцательна, а действие - иногда будет скатываться в 'сюрреализм'. Поскольку нам будут показаны все три классических состояния личности, то и логичность в ряде случаев будет утрачена. Тривиальное путешествие по пригороду и неожиданное спасение албанского мальчика будет перемежаться видениями встреч с историческими персонажами и женщинами его жизни (прежде всего - мамой). Стоит ли подчеркивать, что финальная сцена прощания с жизнью-женщиной на пляже здорово перекликается со 'Смертью в Венеции' Висконти. Только вот Ангелопулос не стремится завершить на ударной ноте. Его картина представляет собой сочетание теней, тумана и моря, женщины и мужчины.

На деле получается фильм с минимумом информации и максимумом настроения. Тема прощания с жизнью исполнена у Ангелопулоса едва ли не оживающими импрессионистскими мазками. Это по наитию здорово перекликается и с 'Небом над Берлином' Вендерса, и с 'Легендой о святом пропойце' Ольми. Ничего кстати удивительного и уникального (даже 'Александра Великого', снятого Тео много-много лет назад, вспомнить можно). И здесь зритель оказывается перед простым выбором - принять эту эстетику, вдохновиться ей или, наоборот, пожать плечами и спокойно порассуждать об источниках цитирования и пределах таланта Ангелопулоса. Мне ближе вторая точка зрения, как видно из оценки. Что, впрочем, никак не может опровергать безусловного постановочного мастерства и оживляемых фильмом поэтичных образов. Мне ближе Джармуш с его 'Мертвецом' и оживающим Элвисом (вспомните концовку 'Мистического поезда') и Вендерс, позволивший даже Питеру Фальку стать ангелом (Небо над Берлином).

Порассуждать можно еще и о том, почему именно фильм Ангелопулоса в тот год сорвал главный приз в Каннах. И тут, мне кажется все просто. Выбирая между действительно классными, но скандальными фильмами - организаторы и члены жюри предпочли понятную эстетику и вечные темы. Выиграй в тот год, куда более сильный 'Страх и ненависть в Лас-Вегасе', то скандалу бы не было предела - Канны обвинили бы в пропаганде сами знаете чего, а потом оправдывайся... Оскаровский триумф Роберто Бенини в 'Жизнь прекрасна' также для европейского зрителя был здорово рискован - озорных комедий про холокост и концлагеря ведь еще не было. Ну а мой личный фаворит на звание лучшего фильма года - 'Генерал' Джона Бурмена был слишком зрелищным. Так можно и звание элитного фестиваля потерять. Логика организаторов тут на поверхности.

Фильм Тео далеко не лучший и совсем не уникальный, но он очень четко подпадает в градацию 'фестивального кино', да и сделан прилично.

6 из 10

19 июня 2014 | 04:51
  • тип рецензии:

Длинные планы, медленно лениво вращающаяся камера, неспешный сюжет... А цвета варьируют от белого к темно серому и наоборот, даже море и небо обретают блеклый цвет и люди все в черном. Ярки и по солнечному светлы лишь воспоминания. А в жизни один только мальчик, к которому так привязывается главный герой столь яркий в своей юности, несмотря на нелегкую судьбу. На нем желтая куртка, самый живой цвет на свете. К кому, как не к нему придти умирающему, чтобы ощутить биение жизни, которая скоро кончится.

'Вечность и один день' - это нестандартный подход к теме 'а завтра я умру..', намного более реалистичный и верный, нежели многие жизнеутверждающие фильмы а-ля я решил прожить этот день, что сам Сатана и Бог аплодировали мне стоя! Разве так бывает с простыми смертными, ходящими по Земле и увядающими?

Знаете, осознанная смерть это не то, к чему подходят с борьбой и уже тем более песнями и плясками. Это то, к чему подходят с памятью о том, что было.

Твоя голова теперь - это машина по воспоминаниям.

Твое сердце теперь - это ностальгия.

А ты - это ровно то, что ты не сделал и сделал в этой жизни.


И что же получается? Что от жизни-то сейчас, в этот последний день ничего другого и не надо, как любить, отдать не отданное тепло, когда шансы на это были даны, а теперь утеряны. Получается, что на самом деле лучшее, что можно сделать в этот день это поцеловать жену, обнять мать и прогуляться со своей семьей по обретшим краски просторам земли.

Возможно, смотреть на умирающего человека и впрямь скучно, нудно и неинтересно. На то, как все серо и промозгло. На то, что жить человеку не нажиться последние несколько часов. Но с другой стороны, несмотря на поблекшие краски, мир все равно невероятно красив и по-холодному отстранен. Он будет жить и дальше. И другие так и будут мучатся вопросами, воспоминаниями, совершать ошибки, мечтать и видеть сны...

Что стоят эти два часа по сравнению с целым днем, уходящим в вечность. Днем-обрывом, днем-отвесной скалой, днем-океаном, который поглотит героя как только кончится ночь.

В целом, фильм, конечно хорош, но как-то сильно прослеживаются в нем корни других масеров кинематографа, что высший балл поставить как-то рука не поднимается.

посему,

8 из 10

13 февраля 2012 | 19:35
  • тип рецензии:

'Боль обостряет желание больше узнать, а потом - тишина, тишина вокруг меня, тишина, похоже, будто, конец зимы. Этот силуэт парохода, внезапно возникающий на небе, обманчивые обещания скорой весны, будто и правда конец зимы'...

'Вечность и один день'. Александр - главный герой фильма, знает, что сильно болен, что времени ему отпущено совсем немного. последний свой день, волею случая, он решает подарить мальчику, беженцу. Перед встречей с маленьким спутником последнего дня, он прощается с близкими, но не просто, обычными словами, все в фильмах Ангелопулоса символично, не случайно. Александр приходит к своей дочери, напоминает о том, что завтра уезжает... Она читает письмо, написанное Анной - ее матерью. И тут мы видим как визуализирует на экране режиссер, то, что читает девушка. Монтаж воспоминаний героя. Герой в сцене, где мы первый раз видим Анну и во всех последующих сценах воспоминаний все тот же, также одет, также выглядит, но зритель понимает, что это именно воспоминание, не мечты. Монтаж воспоминаний параллельно идет с чтением письма дочерью, что еще больше погружает нас в атмосферу прошлого персонажа.

Необычный жест прощания, с оттенками жалости и тоски мы можем увидеть в эпизоде, в котором Александр просит свою знакомую. Ваню забрать собаку. Причем этой внезапной просьбой он прерывает торжество, идущее в это время, свадьбу сына Вани. Как будто вместе с остановкой их веселого праздничного танца на миг останавливается время. Он подходит и сообщает о том, что ему некому оставить питомца, отдает собаку и не просто собаку, а друга, который был с ним рядом последние годы жизни. В этот момент, мы понимаем, что это именно последнее прощание с Ваней.

'За один день прожить целую вечность, целую вечность... Всего за один день'

Именно тогда, когда конец, кажется уже близок, вся жизнь проносится перед глазами, что-то можно было изменить, что-то переиграть, будто, наступает перемотка не многозначных и самых важных событий как фильма. Жизнь, как фильм, но переснять ее нельзя, нельзя просто так вырезать кадры и не склеить по-другому. Когда остается не так много времени, можно только потратить его с пользой или подарить кому-то... И вот... Наш герой, случайно встречает маленького мальчика, сначала спасает его от погони полицейских. Довезя до ближайшего безопасного переулка, отпускает его. На лице мальчика жалостливая улыбка, будто говорящая:' Не бросайте меня'. И в то же время, просто говорящая: 'Спасибо'. Без всякой надежды. Но это не прощание с героем, мальчик будет сопровождать Александра на протяжении всего фильма, он внезапно будет пропадать и снова появляться. Уже в следующем эпизоде мужчина выкупить мальчика у торговцев детьми, отдаст все деньги, лишь бы забрать его, но ведь зачем ему эти средства, когда его дни уже почти сочтены, а у этого мальчика еще может быть прекрасное будущее. Будут еще попытки все-таки попрощаться с ребенком, отправить его на родную землю, все время до сцены возле границы, мальчик будет молчаливым и вот, когда он уже почти оказался за территорией он расскажет Александру всю правду, о том, как попал в этот город, какими жестокими были люди, разгромившие его деревню, про устрашающие тела, которые будто бы висят и пугают. В этот момент камера, панорамируя, переходит на другую точку и мы видим эту серую границу и черные силуэты, очень похожие на людей, людей повешенных и застрявших в воздухе, но если быть внимательным, то можно заметить, что они двигаются, как бы колыхаются, совершают непонятные движение, наталкивают на мысль, что они живые, что вот они просто поднялись по сетке и сейчас просто спустятся. Но нет. Эта страшная 'декорация' - символ, символ зла. И вновь мужчина не отпускает мальчика за границу, они вместе убегают обратно в город.

Изобразительное решение в фильме 'Вечность и один день', так и в других фильмах: обязательно постоянное присутствие природы( реки, горы, песок, туман), открытого пространства, неяркие, тусклые цвета преобладают в его картинах ('Плачущий луг', 'Пейзаж в тумане'). По изображению сцен воспоминаний в 'Вечности'. Они насыщенны по цвету, характерно наличие яркого солнечного света, все люди в этих эпизодах всегда одеты в белое, в том числе и Анна, которая одета в белое платье в черный горошек, а нынешняя реальная жизнь изображена, как мы видим в серых тонах. Интересно операторское решение, переходы от прошлого к настоящему и наоборот. Например, когда Александр стоит на возвышенности, в это время он находится в своих воспоминания, камер медленно поднимается вверх от него, показывая нам небо, потом также возвращается обратно и мы видим уже настоящее, герой также стоит на этом же месте только в реальном времени. Такой прием перехода от времени к времени мы наблюдаем на протяжении всей картины. Как и в большинстве картин режиссера, здесь вновь вместе с ним прилагали усилия надо созданием фильма сценарист Тонино Гуэрра, писавший сценарии для таких работ режиссера как «Плачущий луг», «Взгляд Одиссея», «Прерванный шаг аиста» и др; и композитор Элени Караиндру, которая написала музыку к большинству фильмов Тео Ангелопулоса.

Тема времени и его особого ритма постоянно видна в картинах Ангелопулоса. В одном из своих интервью он говорит ' Времени не существует, нет будущего, прошлого, настоящего. Есть 'сейчас'. Все происходит сейчас!'

Я спросил тебя: 'Сколько длится завтра, Анна?'
-'Вечность и один день...'

18 марта 2013 | 15:11
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: