Что можно успеть за один день, который окажется последним в твоей жизни? Попытаться ответить на вопросы, на те фундаментальные вопросы, ответы на которые так и не удалось найти? Вспомнить самые светлые, счастливые дни, проведенные с любимыми и близкими? Помочь маленькому человеку, который как и ты когда-то, начинает свою жизнь?
Для главного героя фильма 'Вечность и один день', Александра его последние дни - время подведения итогов, воспоминаний и раздумий над смыслом жизни, а также момент встречи с маленьким албанцем.
Там, где один прощается с жизнью, другой только начинает свой путь. Ребенок и старик, начало и конец - круг замкнулся. Разные по опыту и зрелости, они так близки по мироощущению...и очень одиноки в своем земном путешествии. Но вот они встречаются, им хорошо и спокойно вместе.
Метафора жизни как путешествия преподнесена режиссером как поездка героев на автобусе, где Александр и мальчик созерцают жизнь - этот бесконечный поток входящих и выходящих людей. Мальчик продолжит свое Путешествие, а главный герой заканчивает свой жизненный путь, и хотя у каждого впереди неизвестность, но остается надежда: мальчик уплывает в большой мир, где возможно, он все-таки обретет свое счастье. Александр уходит в вечность, в Последнее Путешествие, которое каждый человек ожидает всю свою жизнь - 'Что ждет меня?' И голос любимого человека ответит: 'Вечность и один день'.
Одновременно сложный и светлый фильм, создающий настроение неомраченной грусти; наводящий на размышление о том, что жизнь - это все же путешествие, дорога, путь, а мы - путники, идущие по дорогам жизни. Однако несмотря ни на какие невзгоды нас не должно покидать искреннее стремление помочь другому, такому же одинокому путнику, как и мы сами.
Жизнь человека - всего лишь день перед лицом Вечности. Но может быть там, за порогом той двери, что зовется Смертью, нас ожидает Жизнь Вечности, жизнь в вечности?
Этот фильм маститого и признанного греческого кинорежиссера Тео Ангелопулоса оказался одним из самых больших успехов в его карьере. Удачно выбранная, вечная тема, изысканный поэтизм помноженные на мрачную реальность пыльной повседневности предопределили признание критиков. Тем более, что Тео начал более чем прагматично - подробно рассказав нам о том, что главному герою остается ровно один день. Дальнейшее уже определенно его болезнью. Мы понимаем, что фильм посвящен прощанию с Жизнью, однако принимая во внимание всю реалистичность даже не подозреваем, что Ангелопулос покажет нам прощание всех структурных элементов сознания героя. В то время как его Ид предается воспоминаниям о матери, Эго наслаждается видами моря, а супер-Эго пребывает в постоянном напряжении.
Все диалоги тут запрограммированно будут неловкими и обрывистыми, камера - созерцательна, а действие - иногда будет скатываться в 'сюрреализм'. Поскольку нам будут показаны все три классических состояния личности, то и логичность в ряде случаев будет утрачена. Тривиальное путешествие по пригороду и неожиданное спасение албанского мальчика будет перемежаться видениями встреч с историческими персонажами и женщинами его жизни (прежде всего - мамой). Стоит ли подчеркивать, что финальная сцена прощания с жизнью-женщиной на пляже здорово перекликается со 'Смертью в Венеции' Висконти. Только вот Ангелопулос не стремится завершить на ударной ноте. Его картина представляет собой сочетание теней, тумана и моря, женщины и мужчины.
На деле получается фильм с минимумом информации и максимумом настроения. Тема прощания с жизнью исполнена у Ангелопулоса едва ли не оживающими импрессионистскими мазками. Это по наитию здорово перекликается и с 'Небом над Берлином' Вендерса, и с 'Легендой о святом пропойце' Ольми. Ничего кстати удивительного и уникального (даже 'Александра Великого', снятого Тео много-много лет назад, вспомнить можно). И здесь зритель оказывается перед простым выбором - принять эту эстетику, вдохновиться ей или, наоборот, пожать плечами и спокойно порассуждать об источниках цитирования и пределах таланта Ангелопулоса. Мне ближе вторая точка зрения, как видно из оценки. Что, впрочем, никак не может опровергать безусловного постановочного мастерства и оживляемых фильмом поэтичных образов. Мне ближе Джармуш с его 'Мертвецом' и оживающим Элвисом (вспомните концовку 'Мистического поезда') и Вендерс, позволивший даже Питеру Фальку стать ангелом (Небо над Берлином).
Порассуждать можно еще и о том, почему именно фильм Ангелопулоса в тот год сорвал главный приз в Каннах. И тут, мне кажется все просто. Выбирая между действительно классными, но скандальными фильмами - организаторы и члены жюри предпочли понятную эстетику и вечные темы. Выиграй в тот год, куда более сильный 'Страх и ненависть в Лас-Вегасе', то скандалу бы не было предела - Канны обвинили бы в пропаганде сами знаете чего, а потом оправдывайся... Оскаровский триумф Роберто Бенини в 'Жизнь прекрасна' также для европейского зрителя был здорово рискован - озорных комедий про холокост и концлагеря ведь еще не было. Ну а мой личный фаворит на звание лучшего фильма года - 'Генерал' Джона Бурмена был слишком зрелищным. Так можно и звание элитного фестиваля потерять. Логика организаторов тут на поверхности.
Фильм Тео далеко не лучший и совсем не уникальный, но он очень четко подпадает в градацию 'фестивального кино', да и сделан прилично.
О некоторых фильмах очень трудно что-либо написать, тем более спустя много лет после просмотра, когда уже не помнишь деталей, – что, кстати, может быть, и к лучшему – помнишь только суть, самое главное, так, как оно легло в душу.
По настроению фильм «Вечность и один день» близок «Вкусу вишни» Киаростами безусловно, однако он шире в своих границах – фигурально выражаясь, его стены, если фильм представить как дом, скрыты туманом, а одна из них вообще находится за морем.
Я позволю себе вольность смоделировать некоторые моменты появления фильма так, как будто одним из его авторов был я.
Отлично, самое главное есть – скелет, т.е. сюжет или драматургический конфликт: взаимоотношения двух героев, находящихся на противоположных концах жизни, зрелого умирающего писателя и мальчишки, только начинающего жизнь. Писатель подводит итоги, ему остался лишь день. Естественно, он глубок, одухотворён, скептичен, искушён, знает людей, - он же писатель. В противоположность нам нужен ушлый пацанёнок, голодный, ловкий, цепляющийся за жизнь и целиком в неё устремленный. Мальчик-албанец, перебежчик, настоящий зверёк, как нельзя лучше подходит для этой роли. Кто может стать лучшим антиподом писателю, кроме юного, жадного до жизни пройдохи?
Писатель тут у нас выступает как обобщенная фигура, писатель вообще, маска, писатель. Можно вывести его сумрачным, романтичным и красивым героем в пальто и перчатках; на непокрытую голову падают снежинки, визуально приумножая количество седых волос; он обязательно долго и задумчиво курит какие-нибудь непростые сигареты, взгляд его глубок, печален и загадочен, - в общем, писатель. Отбрасываем всё, кроме пальто и перчаток, нам для глубины фильма нужен реальный человек, пусть даже он действительно писатель, и жить ему осталось всего день. Пусть он будет бородат, плешив, короче, некрасив. Он должен выглядеть натурально, то есть не очень хорошо, иначе он не сыграется со своими непреодолимо живыми партнёрами: старым псом и мальчишкой-нелегалом.
Итак, писателю остаётся всего лишь день. За один день невозможно вспомнить всё значимое, что было в его жизни. Одного дня до слёз мало. Вот если бы неделю или хотя бы три дня, или два. Какие-то воспоминания в виде картин всплывают перед мысленным взором, какая-то вина, что-то надо вспомнить, разобраться, простить и отпустить. Времени слишком мало. И тут он начинает заниматься вместо всего этого важного какой-то чепухой: принимается помогать какому-то грязному, глупому и хитрому мальчишке-нелегалу. Нет, не специально, а случайно; он и раньше, вероятно, не зная о своём сроке, принялся бы выпутывать мальчишку из истории. Этический инстинкт писателя властвует над ним до самого последнего дня, до последнего его вдоха. Да если и отвлеченно рассуждать, поступи он иначе, займись перед смертью исключительно собой и своим ЭГО, не перечеркнул бы он этим всю свою предыдущую жизнь?
В общем, выбора у него почти не было, он отдал свой последний день маленькому нелегалу. Скольких сотен сопливых нелегалов стоит жизнь одного признанного, умного и глубокого писателя?
Антураж, декорации. Ну тут долго думать не надо. Туманные дали, дымка, холодное море, дождь, старая архитектура, камни, развалины. Внутри фильма дышится легко, никакие смыслы не навязываются. Действие разворачивается неторопливо. Зритель вволю может поразмышлять о своей собственной жизни. Рекомендую.
Я уже успел привыкнуть к тому, что Золотая пальмовая ветвь – это знак качества. Синоним хорошего кино. Но этот фильм – исключение. Собственно говоря, посмотрел я его только из-за главного приза в Каннах, с творчеством Ангелопулоса я знаком не был. А после него и не хочется продолжать знакомство с режиссёром.
Сюжет рассказывает о старом писателе, которому осталось жить всего один день (причём об этом он узнаёт не от врачей, а каким-то странным способом, облизывая губы). Проезжаясь по городу, он находит албанского мальчика, и спасает его от облавы полиции. Затем спасает его вновь, теперь от торговцев людьми. Теперь писатель хочет помочь мальчику. Но, довезя его до границы с Албанией, Писатель убегает вместе с мальчиком. Затем он водит его повсюду с собой.
Сюжет, в принципе неплохой, но реализация сильно подвела. Можно было сделать трогательную драму, но у Ангелопулоса были на этот счёт другие взгляды. Он сделал политизированное и фестивальное кино. Его фильм получился нудным, мрачным и неинтересным. Уже вначале идут два нудных и псевдофилософских монолога писателя и его дочери. И они задают тон всему фильму. И вообще досмотреть его я смог лишь с четвёртого раза.
Балканы всегда были горячей точкой. Там всегда разгорались межрелигиозные и межнациональные конфликты. Это продолжается и по сей день. Косово – яркий тому пример. Неудивительно, что внимание Западной Европы приковано к полуострову. И, похоже, что Ангелопулос решил поспекулировать на этом внимании. Он снял то, что хотели увидеть. Албания в этом фильме – страна варваров. Даже Греция и та выглядит мрачно. Торговля людьми, бандитизм и прочее. И Европейцы в эти сказки о диких нравах охотно верят.
Вручение приза, этой ленте меня, мягко говоря, удивило. Если приза экуменического жюри Вечность и один день всё-таки заслуживает, то Золотую пальмовую ветвь - нет. Удивительно, что такие выдающиеся кинодеятели, как Мартин Скорсезе, Кьяра Мастроянни, Эммануэль Беар, Жан-Пьер Жене, Сигурни Уивер, предпочли эту картину, фильму Жизнь прекрасна Роберто Бениньи. Но это всё-таки закономерно, Ангелопулос снял кино с прицелом на Канны.
Кино – это, прежде всего искусство, а не средство политики. Но очень часто кино используют именно так. Пытаются с помощью важнейшего из искусств повлиять на людей, навязать свою точку зрения. Часто режиссёры снимают не для зрителей, а для критиков, фестивалей и наград. Вечность и один день из таких фильмов. С художественной точки зрения – это слабый фильм, но с гуманитарной это уже не так.
Жаль, из фильма могла получиться проникновенная драма. Но, увы, это не так. Теперь уже к Каннскому фестивалю относишься не так уважительно, а к лауреатам Золотой пальмовой ветви уже относишься настороженно. Хочется верить, что таких огрехов жюри Канн не будет допускать таких огрехов, и на фестивале будет побеждать только хорошее кино. Настоящее кино.
Длинные планы, медленно лениво вращающаяся камера, неспешный сюжет... А цвета варьируют от белого к темно серому и наоборот, даже море и небо обретают блеклый цвет и люди все в черном. Ярки и по солнечному светлы лишь воспоминания. А в жизни один только мальчик, к которому так привязывается главный герой столь яркий в своей юности, несмотря на нелегкую судьбу. На нем желтая куртка, самый живой цвет на свете. К кому, как не к нему придти умирающему, чтобы ощутить биение жизни, которая скоро кончится.
'Вечность и один день' - это нестандартный подход к теме 'а завтра я умру..', намного более реалистичный и верный, нежели многие жизнеутверждающие фильмы а-ля я решил прожить этот день, что сам Сатана и Бог аплодировали мне стоя! Разве так бывает с простыми смертными, ходящими по Земле и увядающими?
Знаете, осознанная смерть это не то, к чему подходят с борьбой и уже тем более песнями и плясками. Это то, к чему подходят с памятью о том, что было.
Твоя голова теперь - это машина по воспоминаниям.
Твое сердце теперь - это ностальгия.
А ты - это ровно то, что ты не сделал и сделал в этой жизни.
И что же получается? Что от жизни-то сейчас, в этот последний день ничего другого и не надо, как любить, отдать не отданное тепло, когда шансы на это были даны, а теперь утеряны. Получается, что на самом деле лучшее, что можно сделать в этот день это поцеловать жену, обнять мать и прогуляться со своей семьей по обретшим краски просторам земли.
Возможно, смотреть на умирающего человека и впрямь скучно, нудно и неинтересно. На то, как все серо и промозгло. На то, что жить человеку не нажиться последние несколько часов. Но с другой стороны, несмотря на поблекшие краски, мир все равно невероятно красив и по-холодному отстранен. Он будет жить и дальше. И другие так и будут мучатся вопросами, воспоминаниями, совершать ошибки, мечтать и видеть сны...
Что стоят эти два часа по сравнению с целым днем, уходящим в вечность. Днем-обрывом, днем-отвесной скалой, днем-океаном, который поглотит героя как только кончится ночь.
В целом, фильм, конечно хорош, но как-то сильно прослеживаются в нем корни других масеров кинематографа, что высший балл поставить как-то рука не поднимается.
Перейдя 60-летний рубеж, Тео Ангелопулос, один из самых выдающихся греческих режиссеров 20-го века, воистину восторженно восхищавшийся и меланхоличными метафизическими исканиями Тарковского, и гиперболизированной отчужденностью Антониони, и пестрой галереей вычурных персонажей второго плана Феллини, словно подводя промежуточные итоги своей жизни, создал ленту, которой, несмотря на некоторые стилистические заимствования, было суждено стать главной в творчестве великого мастера. Основываясь на далеко не самом оригинальном сюжете, прошедшем многовековую эволюцию от гомеровской десятилетней Одиссеи до однодневного путешествия джойсовского Стивена Дедала, Ангелопулос создал впечатляющую притчу о человеке, решающем правильно распорядиться своим последним днем на Земле. Что это: намеренно созданный шедевр или лишь случайное стечение обстоятельств? Каким бы не был ответ, конечная лента несомненно удалась.
Пустынный берег моря, овеваемый многочисленными ветрами, недалеко стоящий белый дом, там, за окном, скрывается он, главный герой этой притчи, давно уставший от жизни когда-то успешный писатель и поэт Александр. За внешней личиной этого бородатого гиганта, который, казалось бы, понятия не имеет об опрятности, скрывается тончайший характер «человека на грани», чей образ искусно соткан из характеров отчаявшегося понимать жизнь Пола, главного героя «Последнего танго в Париже», и потерявшего разум, но не пытливое желание поиска истины Доменико, чей персонаж украсил «Ностальгию» Тарковского. Для Александра, давно потерявшего вкус к жизни, восприятие смертельного диагноза не является чем-то шокирующим: тому, кто однажды умер, уже не надо бояться смерти. Лишь движимый какой-то смутно проявляющейся привычкой, главный герой пытается потратить последний день жизни для приведения в порядок оставшихся мелких дел.
Его дочь, чья эмоциональная сфера также находится в полумертвом состоянии, удивляется своему отцу: почему он, успешный писатель, с триумфом выпустивший три книги, вдруг превратился в тень самого себя, того, кто не живет, и лишь существует? Именно омертвелость чувств не позволяет его дочери понять всю трагедию, которая охватила Александра после гибели его возлюбленной жены Анны. Именно это событие навсегда предопределило ход времени для Александра: то, что было тогда, до смерти Анны – это его желаемая реальность, на которую он готов тратить всю свою богатую фантазию, все, что случилось и случается с того момента – это сумрачный сон, калейдоскоп мрачных картинок, не имеющих отношения к желаемой реальности. Он живет в прошлом, компенсируя недостатки воспоминаний активной работой своей фантазии. Дочь Александра, не способная ни помнить, ни мечтать, живет в своей серой реальности, где для нее важны лишь материальные ценности, куда входит и квартира ее отца. Их взаимное непонимание друг друга способствует и не самому яркому прощанию: прочитав письма своей матери, дочь просто не понимает их смысла, даже не попытавшись чуть шире открыть глаза, разглядеть своего отца с несколько иной перспективы.
Неожиданно, многолетний анабиоз Александра прерывается вторжением настоящей реальности во внутренний мир героя в виде маленького албанца, в своем юном возрасте успевшим пережить многое. Словно очнувшись от спячки, Александр видит новый смысл своего последнего дня – помощи ближнему. Что правильнее, если твой жизненный цикл ограничен одними сутками: предаваться самым прекрасным воспоминаниям, пусть даже несколько смешанным с вымыслом, или открыть в себе чувство сострадания к другому человеку, пусть даже если ты его и знаешь несколько часов, но именно эти мгновения времени могут подарить давно искомый покой, бесконечное умиротворение перед пересечением последней черты жизненного рубежа.
Однодневная одиссея Александра с его маленьким спутником, тем не менее, не отдаляет писателя от поиска ответов на многие вопросы, включающие в себя моменты о сущности жизни, личном предназначении. Не получив на них ответы, Александр пока ещё не способен смириться со смертью. Несмотря на нахождение в новой для себя реальности, главный герой все ещё цепко связан с прекрасным прошлым, которое играет не последнюю роль в нахождении ответов на эти вопросы и которое повышает свою ценность в глазах Александра с каждой минутой его одиссеи.
Образ греческого города, изображенный всеми оттенками серого, создает настоящую реальность, словно контрастируя с живущей в мыслях Александра реальности воспоминаний и прошлого, наполненного солнечным светом, яркими красками, какой-то непомерной чистотой. Порой, создается впечатление, что оба главных героя оказались в чистилище, этаком вместилище неопределившихся душ, из которого ещё есть спасение. Пограничная застава на границе с Албанией, сюрреалистически вписанная в канву сюжета, резко контрастирует на этой фоне, создавая впечатление врат ада, откуда герои в спешном порядке решают уйти.
Впрочем, это киношное чистилище, вписанное в образ греческого городка, наполнено неявными аллюзиями на многие классические ленты: дождливый остров, на котором Александр видит свою любимую Анну, очень напоминает тот скалистый кусок суши, на котором когда-то пропала героиня Леи Массари из «Приключения»; автобус, на котором едут главные герои, становится пристанищем гиперболизированных персонажей, нарочито взятых из киновселенной Феллини, а уж диалог главного героя с умирающей матерью воскрешает в памяти речь персонажа Брандо своей умершей жене из «Последнего танго в Париже».
Тем не менее, вселенная Ангелопулоса строится по универсальным логическим законам, где у начала всегда есть конец. Мы так и не узнаем, что случилось с маленьким компаньоном Александра, но станем очевидцами того, как главный герой, перейдя последнюю черту, узнает, что кроме чудесного вчера и серого сегодня, есть ещё и завтра, и это «завтра будет длиться вечность и один день».
Известный писатель Александр (Бруно Ганц) узнаёт о том, что ему осталось жизнь всего один день.
Ничего я не смотрел у известного греческого постановщика Тео Ангелопулоса и решил начать с картины, которая принесла ему Золотую пальмовую ветвь. Как оказалось, я сделал правильный выбор.
Сильная философская картина кому-то, конечно, может показаться затянутой и скучной, в отличие от более попсовой и выдавливающей слезу картины «Достучаться до небес», вышедшей годом ранее и имеющей схожий посыл, однако фильм Ангелопулоса несравнимо сильнее и интереснее. Почерк постановщика по началу напоминал мне работы Андрея Тарковского и Райнера Вернера Фассбиндера, однако к концу ленты я почувствовал именно тот самый стиль Ангелопулоса, за который его любят и признают. Помимо главного приза, картина получила приз христианского (экуменического жюри), что закономерно ввиду её по-христиански правильного посыла. А в борьбе за главный приз в Канне «Вечность и один день» обошёл явного фаворита фильм «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи, который получил в итоге гран-при.
Фильм наталкивает на естественные размышления о том, чем бы каждый из нас занимался в свой последний день, о чём бы вспоминал, кого бы навестил, какие бы посетил места. Главный герой фильма принял достаточно необычное решение и решил посвятить его албанскому мальчику, нелегальному беженцу. С какой-то стороны его можно понять, потому как чувство проявления любви к ближнему, а тем более к далёкому ближнему, это ни с чем не сравнимое ощущение, которое подарит покой и умиротворение перед отправлением в последний путь.
Как можно описать переход из одной жизни в другую?
Александр, известный писатель, находился на грани жизни и смерти. Ему оставалось жить всего несколько дней. Однажды он встретил на улице мальчика-нелегального иммигранта из Албании. Александр не смог пройти мимо и взял мальчика под свою опеку, приведя его к себе домой. В главных ролях: Бруно Ганц, Фабрицио Бентивольо, Изабель Рено. Как можно описать переход из одной жизни в другую? В фильме греческого режиссёра Теодороса Ангелопулоса «Вечность и один день» эта тема представлена в густом лесу аллюзий.
Для меня это имело смысл, потому что фильм был похож на подготовку к путешествию, но на самом деле это было само путешествие.
В фильме есть те, кто направляет нас, показывая знаки, которые взрослые оставили позади. Любимые, ушедшие до нас, размышляют о нашей жизни, радостях и сожалениях. Юный албанский мальчик, которого спасает главный герой, на самом деле спасает его самого. Он помогает Александру извлечь свою добрую натуру из-под гнёта эгоизма, чтобы показать свою человечность. Мальчик действует как зеркало, в котором отражается жизнь Александра, несмотря на его горе из-за смерти брата. Как будто невинный, безымянный ребёнок — это Божья рука, направляющая Александра через границу на другую сторону.
Есть реальная, пугающая сцена пересечения границы, в которой Александр и мальчик отворачиваются. Мне нужно будет подробнее подумать об этом позже.
«Вечность и один день» — насыщенный фильм, поэтому после первого просмотра трудно выделить что-то большее, чем простые наблюдения. Я мог бы часами размышлять над идеей о поэте, который не понимает своего собственного языка и вынужден заимствовать слова у других. В нём много интересных деталей, например, выход из автобуса на той же остановке, на которой вы сели, или невидимый сосед, который всегда откликается на включенную вами музыку. Попытки разобраться во всём этом могут свести с ума.
Повторный просмотр фильма будет увлекательным и полезным занятием. Это было моё первое знакомство с творчеством Теодороса Ангелопулоса. Я ничего не знал ни о нём, ни о его фильмах, кроме того, что он греческий режиссёр, пользующийся большим уважением среди других. «Очень уважаемый» — это ещё мягко сказано.
Его длинные кадры напоминают кадры Тарра с особым качеством, которое отличает их друг от друга. Вместе с опытными кинематографистами Гиоргосом Арванитисом и Андреасом Синаноном Ангелопулос создаёт иллюзию статичных кадров, в то время как на самом деле камера движется незаметно, часто так медленно, что это почти незаметно.
Единственное, что меня разочаровывает, — это формат почтового ящика 4:3, запинающаяся передача и недостаточно насыщенное изображение. Netflix испортил прекрасный визуальный ряд отвлекающими звуковыми эффектами, что, на мой взгляд, многое говорит о фильме.
Бруно Ганц легко сыграл Александра, вызывая радость, сожаление и страх. Игра Ахилеаса Скевиса в роли гида Алекса достойна восхищения. Изабель Рено изобразила Анну в роли покойной жены Алекса страстной, любящей и изящной.
Размышляя над темами пересечения плоскостей и размышляя о других фильмах, я был поражён сходством с фильмом Корэды «Жизнь после смерти», который вышел в том же году, что и «Вечность и день». В «Жизни после смерти» главная идея — увезти с собой одно воспоминание. В «Вечности и дне» же это целый день, который длится вечно, а не одно мгновение.
Всю жизнь человек слышит таинственный призыв. Как понять его? Как рассказать о нём другому? Вероятно, только с помощью символа.
Авторы фильма «Вечность и один день» воспользовались старинным образом смерти — символом перехода между состояниями: в один момент человек всего лишь имеет уши и слушает, а в другой уже слышит и понимает. Что между ними? Ничего. Ветхий человек умер, новый родился. Если зритель понимает этот символ, суть картины ему открыта.
Но эту ленту снимали вовсе не для того, чтобы о чём-то рассказать. «Вечность и один день» — это мучительный поиск слов, образов, сцен, дополняющих символ смерти и помогающих зрителю понять, о чём речь. А для понимания надо вместе с героем в каком-то смысле оказаться на грани жизни и смерти, подойти к вратам ада, отказаться от привычного взгляда на жизнь, на человеческие традиции, на пространство и время, то есть выпасть из спонтанного прямолинейного движения куда-то вбок. Не стоит бояться темноты и тишины, иначе будешь бесконечно повторять уже никому не нужный набор действий, как престарелая мать главного героя. Не стоит бояться боли, которую ты не сможешь ни с кем разделить. Надо действовать решительно. И придётся многое вытерпеть. Другого пути нет.
На протяжении фильма Александр ищет всё новые и новые слова — символы, которые помогли бы понять тот зов. Его страстно зовёт любимая, но он спит. Она кричит, но её голос сливается с шумом прибоя. Возможно, дело в том, что зов звучит на неведомом языке? Возможно, это неразборчивый шёпот? И почему слишком поздно? Почему человек есть продолжение? Это невозможно понять, пока не перестанешь следить за правилами дорожного движения, пока не стронешься с места на красный свет.
Из этого клубка Александр в последний момент каким-то чудом умудряется сформулировать вопрос: «Сколько длится завтра?» И в конце концов он слышит: «Вечность и один день». Вечность — это и есть один день. Всегда слишком поздно, потому что ничего нельзя отложить на завтра, есть только здесь и сейчас. Это и есть человеческая вечность. Это и есть смерть. Понимание этого и есть то, что человек с глубокой древности пытался выразить символами смерти и креста. Это та смерть, которая дарует бессмертие.
Поняв это, умерев, оказавшись в полном одиночестве, Александр выкрикивает в безбрежное море все символы, которые вели его по этому пути, ведь все они значат одно и то же. И с последним вздохом он останавливается на том, который кажется ему самым точным: «Как ошалевший от любви! Как ошалевший от любви!»
Чем ещё выразить силу и беспричинность непрестанного зова, от которого невозможно отмахнуться, если не любовью, которая не имеет причины, но сама есть причина всего? Любовью между женщиной и мужчиной, привязанностью пожилого одиночки к случайному мальчику, дружбой уличных бродяг (которая до гроба в буквальном смысле), тоской поэта по незнакомой родине...
- Скажи, сколько длится завтра?
- Вечность и один день…
С этого диалога пожалуй начну описывать эту третью мною просмотренную философскую притчу от замечательного греческого режиссера Тео Ангелопулоса.
Главный герой Александр, известный писатель и поэт - вот-вот умрет, и решает свой последний день посвятить мальчику-беженцу из албанской деревни, у которого никого кроме бабушки там не осталось и очень боящегося военных и полицейских. В течение всего фильма Александр проживает сильную личную депрессию и задается многими глубокими вопросами о своих сомнений по поводу его сущности и вообще что значила его жизнь для него. Он еще не хочет покидать этот мир, и со своей грядущей смертью смериться не может. Он подобен главному герою фильма Тарковского «Ностальгия», и пытается многие свои ответы найти из своего прошлого, которое он еще больше начинает ценить.
Автор кино очень красочно показывает плавные переходы с настоящего в его прошлое, его воспоминания о любимой жене, о матери и рождении его дочки. Незабываемый рассказ Александра про известного поэта, который ходил по улицам и ловил каждое слово, которое для него было словно новым в жизни. Рассказы про ночь, какая она волшебна и сколько в ней полно чудес… Конечно же никуда не девается авторское умение снимать мертвые пустынные пейзажи в серых тонах, от вида которых мне так и хочется после фильма более уйти в себя под музыку «My Beloved».
«В человеке есть продолжение, в человеке есть продолжение…»
По детально весь фильм можно разобрать, каждая его частичка и цитата пропитана необычной притчей, говорящая нам про «завтра» и показывающая, сколько удивительных в жизни бывает вещей, насколько драгоценно твое прошлое, в котором ты можешь найти многие ответы на свою жизнь. Конец потрясен, музыка шикарно подчеркивает атмосферу кино.