Это не важно – глотаете вы сериалы «пачками» или же смотрите их раз в пятилетку ради исключения- эта картина не разочарует вас в любом случае. Я, например, дилетант в этом деле: мне не важно, кто его режиссер и какие сериалы он уже снял, правильно ли работает съёмочная группа и как хорошо адаптировали сценаристы материал – мне интересен конечный продукт, и по нему я могу судить, что режиссер действительно хорош, съёмочная группа – молодцы, а сценаристы просто душки.
Итак, на мой не замыленный взгляд три причины, из-за которых этот сериал стоит просмотра:
1)Пайпер Чепмен попала в очень нелепую ситуацию – по молодости влюбившись в девушку, работающую на международный наркокартель, единожды помогла ей с перевозкой денег от продажи наркотиков, и вот спустя 10 лет приходят товарищи полицейские с «приветом» и отправляют её в тюрьму на 15 месяцев. Теперь у неё куча свободного времени на размышления о собственной жизни. Те смешные (и не очень) конфликты, в которые она ввязывается, включая встречу с бывшей, помогают ей познать себя, встретиться лицом к лицу с собственным я. Почему это плюс сериала по моему мнению? Потому что мы все как Пайпер считаем себя особенными, с необыкновенной судьбой, живем не реальностью, а мечтами, мы теряем себя, потому что нам больше нравится вымышленный герой – он и глубоко нравственный, и храбрый, и не боится совершать ошибки. В итоге, попадая в критическую ситуацию, не можем выбраться из неё, так как и не знали – на что действительно способны. Вот что обрела в тюрьме Чепмен – себя без прекрас. И за этими трудностями интересно следить, потому что невольно сам примеряешь её робу и заставляешь себя думать: а как бы поступил ты?
2)Совершенно уникальные истории загубленных жизней сокамерниц главной героини. Вот ведь что интересно – многие из них высокоморальные женщины, со своими принципами и правилами, которые также, как и Чепмен, совершили ошибку в вспыльчивом припадке. Они учат нас жить по понятиям, заботиться друг о друге. Невольно вспоминаешь слова из «Прерванной жизни»: «если бы ты был здесь – ты был бы уже дома».
3)Да, я тоже не исключение и попала под обаяние этой растатуированной, почти двухметровой Алекс с томным низким голосом. Да и вообще, актеры подобраны изумительно! Меня восхищает их смелость и мастерство, ведь не многие согласятся прелюбодействовать на экране или ходить голыми в кадре.
В общем, сериал необычный. Несмотря на то, что сюжет не избит, даже в каком-то смысле уникален, он про обычных людей – без сверхспособностей, не без слабостей, которые заботятся об удовлетворении первичных потребностей. Несмотря на свой юмор (о чем, кстати, не упомянула, ведь он тоже заслуживает внимания), сериал нередко поднимает серьёзные темы и показывает отношение заключенных к таковым. Единственное, что может смутить – это излишняя откровенность. Хотя это наверное просто достоверность и реальность, с которой ты сталкиваешься в тюрьме.
Так как я вообще впечатлительная и добрая, то конечно ставлю -
Писательское мастерство Дженджи Коэн развивается у нас на глазах. Зрители, знакомые с сериалом Weeds, найдут в новой работе американской сценаристки все те же достоинства - её наблюдательность, юмор, мастерское развитие характеров персонажей - но в более зрелой, утонченной и дисциплинированной форме.
Подбор актёров в сериале осуществлён безупречно. Нет никого, кто бы заставлял думать, что она или он находится не на своём месте. Особенно удачно выбраны главные персонажи - Пайпер (Тейлор Шиллинг) и Алекс (в исполнении Лоры Припон). Я с твёрдой уверенностью готов выдать этому сериалу все 10 из 10 возможных баллов.
(Единственный явный прокол сериала - это традиционное для американского тв и кино ходульно невежественное изображение 'русских'. При всей досадности вкрапления в изящную ткань повествования корявых или даже вовсе неправильных русских диалогов их трудно поставить в вину американской сценаристке. Это, скорее всего, стоит считать организационным проколом: в создании сериала принимало участие немало носителей русского языка, но почему-то ни у кого из них не хватило смелости отредактировать халтуру.)
В сериале есть то, чего так не хватает нашему эфиру - способность с юмором говорить о тяжелых социальных проблемах без недомолвок, озлобленности или цинизма.
Данное впечатление основано на просмотре оригинальной версии сериала. Я от души желаю ему удачного перевода на русский.
Для законопослушного гражданина тюрьма представляется местом чудовищным, куда стекаются все паразиты общества, несущие лишь страдания его членам и разрушение пресловутых столпов. Однако не все, чтящие здесь и сейчас букву закона, были таковыми всю жизнь. И если кто-то ограничивается штрафами за неправильную парковку, то некоторые, будучи студентами колледжа, оказывают содействие в перевозе денег через границу своим любовницам-наркоторговкам. Порой так случается, что за ошибки молодости действительно приходится платить, и расхожая фраза превращается в реальную ситуацию. Так и произошло с Пайпер Керман, чей автобиографический роман лег в основу шоу 'Оранжевый-хит сезона', а личность самого автора трансформировалась в центрального персонажа Пайпер Чапмен.
Шоураннер проекта Дженджи Коэн уже набила руку в создании атмосферы всеобщего безумия, которое окружает представителей среднего класса, стоит им только окунуться в пучины криминала. Восемь успешных сезонов 'Дурмана', в котором мать семейства и бывшая домохозяйка из благополучного пригорода зарабатывала на жизнь торговлей наркотиками, тому доказательство. Вот и здесь писательская команда рассматривает под микроскопом противоречивую женскую душу. Она, эта душа, одновременно жаждет опасности и сносящих остатки разума словно порывом ветра приключений, но при этом настойчиво обманывает себя и притворяется благополучной яппи. Главная героиня поначалу явственно и навязчиво противопоставляет себя окружающей тюремной обстановке, отказываясь признавать сокамерниц подругами по несчастью. Больше всего ее беспокоит тот факт, что она пропустит новый сезон шоу 'Безумцы', несколько версий творения Стива Джоббса, а статус в социальных сетях не будет обновляться 15 месяцев заключения. Лишь следующее место в списке ее переживаний занимают насущные неприятности: собственная безопасность, гигиена, отвратительная пища. От подобной расстановки ценностей раз за разом Пайпер попадает в недоразумения, грозящие различными неприятностями, начиная с вынужденной голодовки и заканчивая внезапно появившейся 'женой' в лице одной из самых безумных внешне заключенных. Схема, в которой неприспособленного к жизни в диких условиях героя помещают в тщательно избегаемые до этого рамки, безотказно сработала в шоу, позволяя зрителю тихо похихикивать над незадачливой Пайпер и втайне думать, что уж он-то в такой ситуации точно никогда не окажется. Очень уж гипетрофированно абсурдными выглядят как враги Чапмен в тюрьме, так и защитники порядка в ее стенах, думающие лишь о собственном благополучии, купающиеся в лени и плюющие на свои прямые должностные обязанности.
Но совершенно внезапно, продираясь сквозь колючую проволоку карикатурных русских и ультраправых противников Барака Обамы, лавируя на щедрой порции мыла от лиричных отступлений о всепоглощающей страсти, так часто вспыхивающей между охранниками и симпатичными заключенными, шоу лихо вырулило на тропу идеального соотношения драмы на минуту экранного времени, умудрившись даже не поскользнуться (а все мы наслышаны, чем грозят падения на куске мыла в тюрьмах). Оказывается, что самая большая беда, которая может приключиться с жителями одинаковых кубиков в автономном от остального мира микрокосме под названием 'колония Личфилд', это вовсе не страх за сохранность своего тела, это страх остаться наедине с самим собой и увидеть то, что так тщательно запрятано в самые недоступные уголки сознания. Проживая свою суматошную жизнь день за днем, человечество, а вместе с ним и Пайпер, не собирается тратить время на досужие размышления о смысле своего существования. Но здесь, один на один со своим внутренним 'Я' героиня уже не знает, кто она и чего хочет в этой жизни. Были ли ее отношения с уютным бестолковым женихом настоящими, или это просто ширма для желания носиться по миру без всякой ответственности и без забот. Способна ли она все еще как в омут с головой бросаться в передряги и безрассудно рисковать без оглядки на последствия или все-таки готова остепениться. Нужно ли ей вовсе спокойное существование в обнимку с упаковкой китайской еды, или 10 лет прожитой жизни- это лишь попытка убежать от самой себя и снедающей изнутри червоточины. Любовь ли ее связь в стенах тюрьмы или это всего-навсего желание тактильного контакта, по которому она так тоскует в режиме полной изоляции. По сути она находится на перепутье, уже не понимая, настолько ли она отличается от остальных арестанток, как представлялось ей в начале срока. Ответы на эти вопросы неустанно ищет героиня, совершая одну ошибку за другой и отталкивая всех близких людей, кому все еще небезразлична ее судьба.
Пайпер прошла очень интересный путь не развития, как это жизнеутверждающе принято на ТВ, а деградации. Шокирующий финал первого сезона не дает зрителю однозначной возможности судить о том, дошла ли персонаж Тейлор Шиллинг до точки морального 'невозврата', но откровенно намекая на это. Стоит отметить актерскую игру Шиллинг, которая на 'отлично' передала всю палитру эмоций своей героини: от детской растерянности до мрачной решимости, от бесшабашной страсти до ледяного холода, от теплой доброжелательности до животной жестокости. Чуть более скромных эпитетов удостоится Джейсон Биггз, несмотря на всю миловидность образа героя, персонаж получился чересчур однообразный, коих в фильмографии актера уже не занимать. Третья вершина треугольника Лора Припон серия за серией заставляла рыдать кровавыми слезами и вспоминать ее прежнее место работы 'Где ты, Челси?', чья вульгарная героиня-пропоица все еще так и стоит перед внутренним взглядом.
Но не одной историей Пайпер Чапмен интересно шоу. Каждый эпизод поведает о внутренней борьбе одной из заключенных. Трансексуал, приобретший женское обличье и старающийся сохранить отношения с женой и сыном. Владелица приюта для незаконных иммигранток, втайне ждущая встречи со своей неразделенной любовью давних лет и боящаяся его осуждения за свои поступки. Бездомная, проживающая день на то, что удалось украсть, но клятвенно обещающая рано или поздно расплатиться со всеми долгами. Капризное дитя, ставшее наркоманкой, лишь бы насолить своим родителям. Женщина, пошедшая в тюрьму, чтобы защитить своего любовника, безнадежно надеющаяся на его благодарность. Поневоле проникаешься тяготами их судеб или журишь за глупость поступков. Значит, Дженджи Коэн удалось главное- наладить мостик взаимопонимания между своими героями и зрительским сердцем, отчего не обращаешь внимания на нелепые декорации, больше смахивающие на стены школы, поделенные пенопластом на камеры и общую бюджетность съемок.
'Оранжевый-хит сезона'- шоу, которое имеет все шансы оправдать свое название в сериальной среде. Методом проб и ошибок находя на протяжении 13 серий тщательно выверенные пропорции комического, драматического и лирического, создатели подарили зрителю возможность надрывать животы от смеха, хвататься за сердце в особо напряженные минуты и утирать слезы от переживания за ставших родными персонажей, что в идеале и требуется от жанра 'драмеди'.При этом все события поданы без нарочитой жестокости, тем самым не эксплуатируя набившие оскомину в отношении колоний клише, а создавая свой, новый, подход к отображению тюремной действительности, полный сюра и здорового абсурда.
'Я здесь меньше двух недель. Меня уже морили голодом, обыскивали, оскорбляли, преследовали, угрожали и обозвали Тейлор Свифт'.
Новоиспеченный американский хит о женской тюрьме не обманул и меня, ведь тема-то преинтереснейшая. Помимо любимой американцами 'наркотической' темы и темы преступности, сериал успевает затрагивать проблемы сексуальных меньшинств, насилия, религии и очень больную ныне тему транссексуализма. Ну сексуальных меньшинств-таки в большей степени, ведь тюрьма-то женская. Это творение можно назвать воистину лесбийским. Такого женского откровения я, пожалуй, не видела нигде, кроме 'Queer as folk'(хотя там эта тема занимает не львиную долю). И тотальное игнорирование киношниками этой темы мусолило мне глаз. Ведь как это так: о геях сотни и тысячи фильмов, сериалов, короткометражек, а про лесбиянок...в сотни раз меньше. Несоотносимое что-то.
Должна сказать, что сериал очень затягивает. Все герои, то бишь товарищи 'нарики', как на подбор чудаковаты и прекрасны. Они создают неповторимую атмосферу.
Больше всего нравится юмор - такой вроде бы и жёсткий (о тюряге же), но и в то же время не на уровне 'ниже плинтуса'. Хоть и Америка, но юмор действительно неповторимый: чёрный и неполиткорректный.
Что касается тюремной действительности, то как мне показалось (слава Богу, не с чем сравнивать), всё достоверно. Завоёвывание авторитета, обстановка с наркотиками, секс с сокамерницами, железные кровати, извращенцы-надзиратели, противная еда, общий душ и агрессивные религиозные фанатики, готовые зарезать тебя за одну лишь дерзость. В общем, сериал сполна охватывает тему. Это вам даже не 'Побег из Шоушенка'. Тут тема выходит дальше 'тюремного человека'. В общем, очень детально показан быт подобных американских учреждений.
Актёры все очень интересные. Вот к примеру главную героиню играет Тейлор Шиллинг. Для меня лицо довольно новое (видела только в мелодраме с Заком Эфроном 'Счастливчик'). Но уже после 1 сезона я поняла, что это заурядное американское личико, поначалу не предвещающее ничего интересного, обладает просто потрясающей мимикой. Серьёзно! Хотела бы я хоть наполовину обладать таким талантом 'менять лица'. Её жениха играет звезда, упаси господи, 'Американских пирогов' (которого-таки можно увидеть в приличном фильме, 'Нация прозака' тому пример). Он конечно пожалуй самый известный из каста, но, увы, не самый яркий. Сыграл как-то средненько. Но милаш стопроцентный. Ну и из актерских работ невозможно не отметить Лору Препон, сыгравшую экс-девушку главной героини. Среди поклонников сериала уже создался настоящий культ её героини. Оно и понятно: даже я попала под её странное, но томное очарование. При том, что её персонаж не развернут, как того полагает, она остаётся самым загадочным персонажем. А ведь по идее она одна из главных героинь! Ей чувствам веришь, да и впечатление о ней складывается самое благоприятное (я имею в виду, что она кажется умной бабой). В ней есть и сила (внутренний стержень), и слабость (пожизненная любовь к бывшей). В общем, понравилась она мне. Надеюсь, что во 2 сезоне, вопреки всем прогнозам, сцены с ней (хотя бы) не урежут.
Отдельного внимания заслуживает саундтрек. Даже главная песня Регины Спектор (обычно пишущей что-то меланхоличное) с завтавки - как слышу, так сразу начинаю подпевать. Кстати, о заставке - она шикарная! Чем-то напоминает заставку 'Lie to me', но понравилась даже больше.
А если говорить серьёзно, то 'Оранжевый - хит сезона' - стоящий сериал. Видно, что он только разворачивается. Нас ждут всё более интересные и крышесносящие серии, поверьте мне! Хотя как это возможно без героини Лоры Препон в главной любовной линии? А по прогнозам её будет чудовищно мало... НО мы ждём-с и надеемся.
'Боже мой... Пока я выйду на свободу, выйдет 5 поколений айфонов!'
Пайпер в свою бурную молодость поучаствовала в нарко-сделке и спустя 10 лет ее подельница сдала ее. И наша героиня попадает в тюрьму на 15 месяцев. Вот тут-то и начинается самое интересное: новые «друзья», обстановка, порядки и куча проблем. В течение серии постоянно показывают флешбэки Пайпер и основных героев. Сделано это для лучшего знакомства с персонажем и понимания их поступков. Для меня это не самая важная часть шоу. Все самое интересное происходит в самой тюрьме. Взаимоотношения между заключенными, привыкание героини к новой жизни, ее попытки избежать неприятности и решение непростых проблем. Юмор в сериале также присутствует. Девушки даже в тюрьме остаются девушками. =)
-Глаза опухли!
-Тебя сейчас волнует внешний вид?
Ну и конечно же про айфоны.
-Господи, Ларри, когда я выйду будет, наверное, три новых поколения айфонов.
Я обязательно досмотрю этот сериал до конца. У него неплохое начало и есть потенциал.
На Orange Is the New Black - это не сериал о тюрьме. Это не сериал для феминисток. Это даже не сериал для любителей откровенных сцен с лесбиянками. Прежде всего это сериал о равенстве.
Сперва узнав о сериале, я почему-то подумал, что это комедия. Это, конечно не так, но в сериале всё равно присутствует отличный чёрный юмор. Так что это за сериал?
Пайпер, обеспеченная белая женщина, в свои юные года впуталась в роман с наркоторговкой. Ей это, конечно, аукнулось, и когда - она уже вот-вот пошла под венец. Не случилось, и вот она в тюрьме. Это синопсис, в общем, первой серии. А вот что потом начинается - вот что интересно.
Сериал-то вовсе не про Пайпер. К середине первого сезона мы понимаем, что она - не главное действующее лицо, а лишь один из множества персонажей.
А персонажей у нас много, и самых разных. И мексиканцы, и чёрные, и русские, лесбиянки и религиозные фанатики, абсолютно все уживаются в небольшом пространстве и вынуждены находить общий язык. И где этот сериал по-настоящему блистает, так это в развитии персонажей. Все они - изумительно хороши, им веришь и за каждого переживаешь.
Мне больше всего нравится персонаж Рэд - суровая русская женщина, под чьим контролем находится кухня. Нравится она именно тем, что вместо стереотипа или просто однобокой персонализации мы получили человека, который с каждой серией становится больше, 'живее'. И это только один из тех персонажей, который потихоньку раскрываются на протяжении всех сезонов.
Сериал богат на интересные сюжеты: тут вам и запрещённый роман, и множество лесбийских отношений (куда же без них?), и битва за кухню, и коррупционный скандал.
Сериал по-настоящему цепляет. Как часто, не с первых серий, но чем дальше, тем больше хочется смотреть. Каждый персонаж вызывает интерес, каждая сюжетная линия к чему-то приводит.
Я могу советовать этот сериал абсолютно всем. Дайте ему шанс, и он вас не разочарует.
У этого сериала в нашей стране не так много просмотров. Хотя бы потому, что фильмы о женщинах смотрят, в основном женщины, а фильмы о мужчинах смотрят все. И вот этот зрительный патриархат очень неприятен.
Напишу о том, что я не увидела в остальных отзывах.
Во-первых, советую смотреть его в дубляже студии TV Shows. Очень хороший, качественный дубляж, актеры дубляжа — суперпрофессионалы, перевод литературный (и мне, кажется, сделан с большой симпатией (если не любовью) к этому сериалу) и от этого диалоги становятся яркими, сочными и «ржачными». Мне кажется, что именно из-за некачественного дубляжа, этот сериал оттолкнул многих зрителей. Через какое-то время просмотра словила себя на мысли, что один актер (актриса) озвучивают несколько ролей, но…как здорово они это делают, играя голосом, дыханием или манерой говорить, что это совершенно незаметно. Огромный респект им за это. Особенно поразил дубляж Алекс Воуз. У Алекс Воуз в оригинале голос низкий, грудной, томный, сексуальный. Но… продублировали немного по-другому, и как интересно это получилось! Как гармонично этот дубляж лег на образ героини.
Многие считают, что сериал под конец «скатился». Он не скатился, он просто стал другим. В начале он был драматической комедией, а потом превратился в комедийную драму. А иначе и быть не могло. Ведь здесь мы видим тюрьму, пусть даже и с минимальным уровнем безопасности. Поэтому к концу все становится жестче и печальнее. Тюрьма меняет людей и очень сильно, даже такая, американская, с повышенным уровнем комфорта. Чувствовалось, что актеры уже подустали к концу сериала, но тем не менее, закончили достойно, логично и чуточку оптимистично с небольшой верой в светлое будущее.
Многих напрягает количество сезонов. Но уберите хотя бы один сезон и сломается логика повествования. Ну да, можно было сократить количество серий и количество сцен в каждом сезоне, но тут опять дело вкуса: одного зрителя раздражают Vauseman, а другого зрителя, наоборот, раздражает Безумные глазки (например, меня).
Да, я абсолютно не очарована игрой Узо Адуба (Безумные глазки), как большинство зрителей и критиков, потому что в начале сериала это было прикольно и весело, иногда грустно, но к пятому сезону ее однообразная мимика и однообразное поведение психически нездорового человека начинало раздражать. Да, на нее сделали ставку в этом сериале и ее везде, в каждом сезоне было слишком много, что, логически, должно быть интересно психиатрам-специалистам, но не мне, потому что постоянное наблюдение за однообразным поведением больного человека начинает утомлять и выбешивать.
А вот то, что «прокатили» Тейлор Шиллинг (Пайпер Чапмэн) по всем доступным премиям, мне очень-очень обидно. Отличная игра для молодой актрисы — вы много видели актрис, которые одновременно шикарно могут сыграть комедию, драму и секс? А она смогла. Приглядитесь к ее игре внимательнее. Даже в интимных сценах основной удар по эмоциональному (именно эмоциональному, а не физическому, потому что физиологии в этом сериале очень мало) изображению «этого, самого» лежал именно на ней. Вот такую игру я уважаю — тихую, негромкую, сдержанную, но где одним выражением лица, взглядом или голосом можно сказать очень многое. Ну, а играть как Узо Адуба, постоянно кривляясь, корча рожи и безумные глаза, много таланта не надо, но американцам это нравится, да и афроамериканцы сейчас в тренде (BLM). А «Белые англосаксонсские протестанты» (WASPY) нервно курят в сторонке.
Не соглашусь, с тем из зрителей, кто посчитал, что все мужские персонажи представлены в этом сериале карикатурно и сериал феминистский. Он не феминистский, он о женщинах в тюрьме. А как же Джо Капуто? Или некоторые охранники? Ну а Лусчек, гребанный Лусчек, лентяй и озабоченный «торчок»? Я всегда была рада его видеть, даже такого, кривого и косого «бюджетного Криса Пратта». А брат Пайпер Кэл? Яркие, интересные персонажи, ничуть не уступающие по харизме женским образам. Ну да, их меньшинство, потому что тюрьма то женская. А Хили к концу сериала больше вызывает сочувствие, нежели злобу, потому что, узнав о его жизни, понимаешь, что «не суди о человеке, пока не узнаешь через что он прошел».
Многим не нравится сезон бунта и «бизнес» Пайпер. А мне «зашло». С «бизнесом» Пайпер сценаристы «постебались» на славу. Было «по-черному» дико смешно, провокационно и абсолютно «неполиткорректно». Чего стоит ее речь о «женских запахах». Ну а бунт, он вот такой: полный «раздрай», анархия, «кто в лес, кто по дрова», «у каждого свой интерес». Было весело).
Не побоюсь сказать и о любимой паре сериала — о Vauseman, основной романтической любовной линии, с которой начинается сериал и которой он заканчивается. Эта история очень далека от реальной истории, но создатели сериала, актеры постарались на славу и смогли показать вот ту самую химию между двумя людьми, которая имеет место быть. В начале мы видим с виду весьма приличную, правильную блондинку WASPY, скучную, занудную и блеклую, как и ее жених (с кем поведешься, от того и наберешься), но потом эта блондинка попадает в общество своей настоящей, вроде бы бывшей, любви, и мы видим ее преображение: как она меняется, как начинают блестеть ее глаза и «улыбка до ушей», как вылезает наружу весь ее драйв, адреналин, характер, злой язык и вся ее «долбанутость». И мы видим, как им комфортно друг с другом, несмотря на то что они «стебутся», ругаются, ссорятся, мирятся, в общем, — притираются. И за всем этим очень интересно наблюдать, за развитием их отношений, за развитием их характеров. Да и пара получилась очень яркая и запоминающаяся.
Ну а другая яркая и запоминающаяся пара сериала — это, конечно, Фиг с Капуто. Отожгли они по полной, покруче Vauseman. Очень понравилась Алисия Рейнер в роли Фиг. Очень. Если честно, хочу ее видеть в роли Миранды Пристли в фильме «Дьявол носит Prada». Это ее роль.
Часто этот сериал сравнивают с сериалом «Уэнтуорт» и оценки не в пользу «Оранжевого». Ну…Посмотрела я пару сезонов «Уэнтуорта» и перестала. Перестала, когда поняла, что сериал начинает типичную для сериалов политику — заигрывания со зрителем, всегда держать его в напряжении, чтобы зритель к концу серии всегда был на адреналине и желал посмотреть дальше. Но при этом в сериале начинают происходить абсолютно нелогичные вещи. Именно поэтому я также перестала смотреть «Во все тяжкие» И поэтому я люблю «Прослушку». «Оранжевый» же не сильно заигрывал со зрителями, а пытался создать эдакое эпическое произведение — там столько затронутых тем, столько изображено характеров и судеб, что писать можно много, много и еще раз много. Вот за это я его и люблю.
Забавная штука получается: решение написать рецензию на фильм – сродни прихоти, вдохновению. Результат наличия хотя бы трех важных для тебя мыслей, из которых рождается текст, в котором ты с удивлением узнаешь остальные свои двадцать мыслей по поводу этого фильма ) Но вот рецензия на сериал, на любимый сериал – это что-то вроде долга чести, ощущения, что обязан написать, насколько крут и прекрасен этот сериал, чтобы другие его не пропустили. В надежде, что у других близкое к твоему чувство прекрасного и крутого.
Сериал «Оранжевый – хит сезона» или «Оранжевый – новый черный» (в оригинале) всплыл на моём зрительском горизонте исключительно случайно и трижды фразой «Руби Роуз – звезда сериала «Оранжевый – хит сезона». Потом был ролик в You Tube с поцелуем на тюремной койке, фотосессия в Cosmo с весьма избыточными татуировками на красивом теле. И руки потянулись к трекеру для неофициальной аренды сего действа. Руби, оказывается, появляется только в 3 сезоне сериала, буквально на четыре серии в качестве заметного персонажа. Руби хороша. Но и весь сериал – отчаянно хорош. И к третьему сезону стал моим любимым и the best of the best. На этом оранжево-лесбийском фоне поблекли даже Игры престолов, как раз готовившиеся к триумфальному шестисезонному возвращению. Почему? Вот на этот вопрос я и попытаюсь сейчас ответить. И для себя, и для вас.
Во-первых, прекрасный сценарий. Яркий, смелый, наполненный подколами, хлёсткими фразочками и аллюзиями. Частично на «Гарри Поттера», что особенно дорого моему сердцу. Здесь нет безумных локаций от Дорна до Вестероса, всё (не считая одного переезда и постоянных прыжков в прошлое с широким разбросом квартир и районов) происходит в одном месте, женской тюрьме. Но зато это позволяет насытить одну локацию плотнейшей цепью взаимоотношений и судеб. Согласно банальному слогану, что «за каждым приговором – целая история», перед нами разложен очень впечатляющий пасьянс, карты из которого поднимаются в неожиданном порядке, прорисовывая всё увлекательнее и драматичнее характеры, заблуждения и общечеловеческие законы.
Во-вторых, а второе достоинство очень тесно переплетено с первым, - харизматичнейший разнорасовый актерский состав. Как и в каждом хорошем сериале, ты обязательно прикипаешь душой сразу к нескольким героям. И эта любовь будет проходить испытания на протяжении 3 сезонов, потому что любимый персонаж редко умирает, как в «Игра престолов», но нередко становится отвратительным, а отвратительный, напротив, искупает свою вину и незаметно прирастает к твоему сердцу.
В-третьих, это смелые сюжетные ходы и лесбийские стильные линии. Есть даже русская линия, но с каким-то очень странным русским, так что очень трудно поверить, что он для этих актеров родной ) Пересмотрев параллельно с этим сериалом последнии части «Гарри Поттера», меня вдруг осенило, в чём заключается неизбывный трагизм любой экранизации: создатели фильма тратят огромные силы, средства и время на воспроизведение реалистичных локаций, артефактов, персонажей, костюмов, но временные рамки одного-двух фильмов не позволяют произнести в так тщательно созданных локациях даже пяти фраз из оригинального текста. Художники и мастера спецэффектов неделями могут создавать Косой переулок, Выручай Команту, Нору и кабинет Дамблдора, но даже четырех самых важных фраз актеры не могут проговорить в них. Сериал же решает эту проблему: одна локация может быть использована по максимуму. И если сценаристам есть что сказать, есть чем удивить, если актеры прекрасно это играют, а операторы отлично их снимают – хочется поставить 10 из 10 и хранить эту талантливую работу в самом лучшем качестве на своём жестком диске.
Проходиться по актерам сериала – весьма неблагодарное занятие, потому что каждому своё и каждый образ в данном случае сделан очень колоритно и качественно. Почти ни один персонаж не остается статично каким-то одним. Даже главная героиня Пайпер Чэпмэн проходит путь от несчастной заблудившейся в стаде страшных серых волком овечки до той еще занозы в заднице. И это в общем-то логично: ни одно действо не может долго держаться на возглавляющем его пассиве. А когда пассив начинает проявлять активность в не очень лицеприятной форме, акценты смещаются, границы размываются и плавно происходит перезагрузка сериала. Которую, очень надеюсь, не сольют в приближающемся четвертом сезоне. Если говорить про актуально-моральные вопросы, поднятые в сериале, я бы назвала двуличие современного общества, расовые проблемы Америки, религиозный вопрос, вечные проблемы свободы и взаимоотношений охраняемого и охраняющего, проблемы коррупции и готовности, возможности что-то изменить. Это и проблемы жестокости, и проблемы любви, отношений, настоящести, поиск настоящего себя, пусть даже это не загнивающее датское королевство, а полная воинственных женщин и несовершенных мужчин тюрьма. Проблемы порядочности, честности, мести, доверия. Контраст благополучной Золушки-Белоснежки и озлобленных королев криминальных районов с трудным детством. Борьба каждого человека с теми преградами, что его окружают, и с теми подножками и стенами, которые он порождает сам.
В общем, этот сериал – очень насыщенная трагикомическая история о мире, в котором каждый мог бы оказаться, если бы оступился, прошел сколько-то метров по запретному пути. Государство ограничивается табуированием таких женщин, временной изоляцией их, а их жизнь активно продолжается в условиях изоляции и ограничений. И их неизолированность от себя достигает предельных норм. Так что добро пожаловать в мир, где раскрываются все карты, где ты должен быть сильным при усиленном осознании своей слабости, где то, чем ты когда-то прикрывался как фиговым листом, уже не работает в кабинках и отсеках без дверей. В мир, где женщины раскрываются не меньшими Гамлетами и Лукрециями, чем в шекспировских драмах. Это впечатляющая эпопея про наш мир. Актуальная, забавная и смелая. По-настоящему яркая и полная мастерства и вдохновения.
Само по себе словосочетание 'сериал о женской тюрьме' привлекает внимание даже самых равнодушных.
Не могу устоять перед соблазном вообразить, что бы мог изображать подобной сериал в условиях русской реальности - женщины, чьи лица грубее, а голоса ниже мужских, ненависть и боль во взгляде, обед, сваренный из воды из луж и крысиных хвостов, а в качестве главного аттракциона - изнасилования и телесные наказания нарушивших 'законы зоны'. В общем то, все так, как и должно быть в учреждения для преступивших закон.
Но в тюрьме 'Ричфилд' царит иная атмосфера. Да, новички чувствуют себя одиноко и потеряно, но если не перешли никому дорогу, получат зубную щетку и йогурт в качестве приветствия. Да, в душевой комнате пахнет дерьмом, но укрывшись от посторонних глаз, двое девушек найдут, как скрасить серость начинающегося дня. Что уж говорить о заключенных, которые благодаря цепочкам бартера удостаиваются места в салоне красоты, где им окрасят и уложат волосы с не меньшей заботой. чем на воле.
Возможно именно эти элементы не дают сериалу твердо закрепиться в рамках жанра 'драма' и то и дело тянут в комедию, что является одним из главных преимуществ. Баланс между трагедией и абсурдом, отвращением и смехом - вот, что буквально завораживает зрителей. Добавить к этому, что не все сюжетное повествование происходит в тюрьме. Время от времени, флэшбеки героинь показывают истории их жизни до ношения робы. И, странным образом, ни одна из них не вызывает злости и отвращения, скорей наоборот. Мы видим - все равны. Состарившиеся и юные, наркоторговцы и священнослужители, интеллектуалы и деревенщины. Главным наказанием для них является не пребывание в тюрьме, их собственная тюрьма давно уже выстроилась внутри. И осознание этого факта и заставляет порой погаснуть глаза... пока на складе не появится новая порция крендельков!
Миловидная блондинка из благополучной семьи собирается замуж за чувака из Американского пирога, когда на неё нежданно падает привет из прошлого и 15 месяцев заключения за пособничество бывшей возлюбленной в контрабанде наркотиков.
Я не люблю фильмы про геев, наркоманов и раздвоение личности. Женская тюрьма, ну вы понимаете. Но любовь, она и в Африке любовь, так что даже умеренно-толерантную душу не должно покоробить. 7 сезонов в ограниченном пространстве, но действие держит в тонусе и не провисает, чему способствуют перманентные флэшбэки в прошлое разношерстных «коллег» героини и их тюремщиков.
СЦЕНАРИЙ. Если сократить до 6 хотя бы сезонов, совсем бы цены ему не было.
ХАРАКТЕРЫ и АКТЁРЫ. Крутые персонажи. Не плохие, не хорошие – люди с разными судьбами и театр за решеткой, позволяющий обнажить их личности и показать трансформацию в не самых простых обстоятельствах. Каждая женщина – огонь. Пожалуй, самым пресным персонажем оказалась как раз главная героиня?
КАРТИНКА и МУЗЫКА. Однообразная ))) шучу. И музыка тоже гуд.
ЮМОР и ДИАЛОГИ.
Тут и житейская мудрость, и философия, и здоровая смесь чёрного неполиткорректного юмора – хорошо.
ИНТРИГА и НАПРЯЖЕНИЕ.
Не скажу, что это главное в сериале, но персонажи прописаны настолько тонко, что им, конечно, начинаешь остро сопереживать.
В целом золото.
Кстати, в основу сериала лёг сюжет книги Пайпер Керман, и в начальных титрах можно увидеть крупным планом лица настоящих заключенных, включая саму писательницу.