К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Очень сложные противоречивые чувства рождает фильм... Конечно, трагикомедия вообще очень сложный жанр...

Рязанов сочетает не сочетаемое - смех и поведение благополучного человека с явно трагичными явлениями, 'больным' поведением, и 'больным' обществом.. Это сочетание с одной стороны режет глаз и раздражает, а с другой, наоборот, усиливает интерес к фильму.

Много гротеска и аллегории.. особенно в конце...

Рязанов снимает в своей манере, но уже не в свою эпоху, а в новую для него эпоху, и хотя этот стиль для такого повествования не уместен, но видимо автор хотел, очень сильно хотел внимание привлечь к этой больной для всего общества теме... теме людей, выброшенных по той или иной причине на 'помойку' этой жизни и об отношении к ним. Эти отверженные - сообщество простодушных 'маленьких' людей с большой наивной душой, чувствами и волей к жизни...

Это 'фильм - крик'

Если оценивать фильм как произведение кинематографа, то можно много спорить и рассуждать как в его пользу так и нет... А я не берусь оценивать фильм таким образом.. Скажу только, что как бы кто не судил, прекрасные актеры, играющие в фильме не дадут никому оценить фильм совсем низко. Смотреть на игру актёров - большое удовольствие (хоть их игра и не 'спасает', увы, сам фильм от отрицательных оценок).

А если оценивать картину чувствами, душой - тут совсем другая оценка будет... Фильм заставляет задуматься. Он как зеркало той эпохи и он открывает глаза на то, на что обычно не хочется смотреть, на что смотришь, но не видишь... Заставляет задуматься над многим.

Думаю суть фильма как раз в том, чтобы заставить наше общество задуматься над тем, что происходит с нашим народом... Те люди, которые жили и добросовестно трудились на благо родины, отдавали свои силы, строя и созидая, оказываются выброшенными на произвол судьбы.. Они за всю свою жизнь привыкли к тому, что государство защищало и заботилось о них, как вдруг - государству нет до них дела... В таких условиях выживают молодые, сильные, умные, хитрые, равнодушные и пробивные... Но конечно не эти старики...

Печально то, что в современном нашем обществе не так уж много чего изменилось в лучшую сторону... Люди пенсионного возраста, люди советской эпохи и психологии, совершенно не приспособленные к нынешним волчьим реалиям и законам выживания, влочат по большей части жалкое существование и каждый из них зависит от того насколько ему повезет...

Так что в судьбе этой группы выброшенных людей можно проследить судьбу целого поколения, доживающего свой век в нынешней России...

Но есть еще один смысл в фильме - автор показывает нам не только судьбу и характеры отверженных героев но и их ДУШИ, чистые, добрые, светлые, утонченные... Не смотря на внешний облик героев, их грубость и неряшливость, эта душевная чистота в них хорошо видна. И особенно горько то, что эта чистота не замечается и отвергаются нашим обществом, душа которого, опьянённая вседозволенностью под маской свободы всё более черствеет и грязнеет...

PS: В господстве диких прав совесть звереет. Каждый из нас, живущих в новую эпоху демократии должен взращивать и культивировать в себе свою совесть, чтобы оно было мерилом его жизни и новым ограничителем в условиях нашей демократичной 'свободы'. Общество ещё долго будет учится различать добро от зла и растить свою душу до уровня души этих героев фильма, которых оно посчитало отбросом и от которых безразлично отвернулось...

21 февраля 2011 | 05:34
  • тип рецензии:

С самых первых кадров фильма (Президент, рассказывающий об инопланетянах) и до последних минут меня не покидало ощущение, что наивного зрителя просто дурачат. Я понимаю, что гротеск и аллегория – важнейшие изобразительные средства, но в «Небесах обетованных» и с тем и с другим создатели явно перегнули палку, отчего создалось впечатление дешевого, примитивного фарса. «Совместное предприятие по производству противозачаточных средств», «актриса автономных республик», тронутая маманя, которая совершенно не видит, что ее сын – опустившийся алкаш, не менее тронутая тетушка невесты. Сплошная глупость… Как тут не вспомнить тончайшую аллегорию-антиутопию «Город Зеро» - в самых нелепых, самых абсурдных ситуациях отражена наша повседневная жизнь, и мы узнаем… Мы вспоминаем, что и сами попадали в такие ситуации. При всей нереальности, фантасмагоричности происходящего. Вот и получается, что совершенно фантастичный «Город Зеро» куда ближе к реальности, чем социальная драма Рязанова с претензиями на правдоподобие.

Ладно, покажите мне жизнь деклассированного элемента, покажите людей, которых страна выкинула на обочину, но сделайте это так, чтобы изображаемое на экране было похоже на правду, чтобы героям можно было сопереживать… А кому сопереживать здесь? Побирушке Ахеджаковой, выманивающей у школьников данные родителями деньги, с тем, чтобы прокутить их в кафе? Да никогда интеллигентная женщина (художница, творческая элита) не станет разговаривать на улично-площадном языке, она и в падении сумеет сохранить достоинство. Впрочем, какое достоинство? Ни одна героиня Ахеджаковой сроду его не имела, унижение – ее всегдашний конек. А обсценная лексика, звучащая из ее уст – вообще особый разговор. Ни для кого не секрет, что в фильмах жанра «социальная драма» бранных слов и выражений избежать трудно, но никогда еще я не слышала, чтобы эти слова произносились с таким удовольствием, с таким смаком, как это делает эта тетенька, как будто бы она находит в этой грубости и грязи особое наслаждение.

Могла бы вызвать сочувствие выкинутая на улицу Катя Иванова, да уж очень неубедительно показана и сыграна ее история. С «жертвами политических репрессий» Гафтом и Басилашвили то же самое, но уж кого-кого, а их никак нельзя обвинить в том, что они плохо сыграли. Они сделали все, что зависело от них, и за дырки в сценарии ответственности (глупая свадьба героя Басилашвили с героиней Щукиной) не несут. Не знаю, какие чувства испытывали они сами, снимаясь в таком низкопробном действе, но ровно через год Гафта ждала его лучшая, чистая и благородная роль – полковник Виноградов («Анкор, еще анкор»), роль, за которую можно простить любой «плевок в вечность».

Более цельным (и даже светлым каким-то ) получился Соломон – персонаж Романа Карцева, некоторые проблески здравого смысла встречаются у отставника из КПЗ. Симпатию вызывает старушка (бывшая подруга Фимы), которая осуждает ее отвратительное поведение. Нина Русланова очень мила и обаятельна, но ей досталась глупая роль. Обидно и противно за замечательных актрис Щукину и Гундареву, изображающих отъявленное быдло. Кстати, о нем, о быдле. Есть такое весьма емкое и конкретное слово – быдлореализм, то есть, изображение моральной деградации без какой-либо дополнительной смысловой нагрузки. И «Небеса обетованные» - быдлореализм в чистом виде, ведь практически все герои (за редкими исключениями) – либо моральные уроды, либо больные на голову. Да и со смысловой нагрузкой здесь туго обстоит дело. Какова главная мысль фильма? Что в СССР тоже есть бомжи? Или что вся передовая интеллигенция живет на помойке? Глупо, товарищи. И противно. Грязи здесь гораздо больше, чем смысла.

Один из немногих светлых моментов – пронзительный романс «Господи, ни охнуть, ни вздохнуть». Но его лучше слушать отдельно от фильма, в несравненном исполнении Елены Камбуровой.

1 из 10

23 января 2011 | 15:48
  • тип рецензии:

Много подобных фильмов снимали в то время. 90% подходило под определение 'чернуха'. Замечательные актеры, замечательный режиссер. Но, какой смысл небес обетованных?

Тяжелое безрадостное время, полное уныния. Люди, которых еще советская власть выбросила на помойку, по обыкновению всех групп, отрезанных от общества, организуют свой мирок. У них своя власть, свои законы, свои идеи и мечты. Проходит время, кто-то умирает, приходят новые люди в это сообщество отверженных, те, кого уже новая власть выкинула на помойку.

Но, нет здесь еще молодых, все судьбы жителей помойки - судьбы людей, которые строили страну, воевали как на фронте, так и в тылу, выступали за свободу, еще при 'тех'.

И, вот, этот маленький мирок - судьба стариков, которых государство бросило на произвол судьбы, у которых отобрали их дома, их историю, их прошлое. Это они создали родину - ее просторы, заводы и поля, они отстояли их в войнах, они думали и говорили, когда другие молчали и прятались.

Но даже советская власть дает старикам возможность дожить спокойно свой безрадостный век, в их нищей свободе. Новым хозяевам - умным, образованным, сытым, равнодушным, нужна даже эта помойка, им нужно все.

Старикам, которые уже и не люди, которые мешают в планах новых хозяев жизни, вежливо предлагают переехать... слово концлагерь лучше всего подходит, может еще - резервация. Не важно как называется, важен смысл, который вкладывается.
И вот самая сильная сцена фильма.

По всем правилам боя - первыми идут (как не называй трактора) все равно танки, проламывая оборону... врага. Затем бряцая по щитам дубинками (еще старого образца, в народе прозванными демократизаторами) наступают плечом к плечу, идут те, у кого основной заповедью является защита жизни, здоровья, прав граждан, интересов общества и государства. Идут защищать жизнь, здоровье и права людей. Нет у тех, кто не нужен новым хозяевам, кто уже не сможет как раб работать на новых хозяев, даже клочка обычной помойки.

И только старый паровоз, как бронепоезд вперед летит с теми, кто смог выбраться.

Зачем мечтать о добрых инопланетянах, о боге, о высших существах, которые в милости своей захотят спасти и вознести на небеса тех, кому нет места на земле. Тех, мимо кого люди проходят каждый день стараясь не замечать, тех у кого когда-то была нормальная жизнь, дом. Тех, кто когда-то маленький сидел в чистой рубашечке на коленях у мамы, а рядом стоял папа и улыбаясь говорил: 'Вот вырастешь будешь...'

Не будет красивого снега (зачем оправдывать себя сказками), а, будет взрыв, когда разлетится котел паровоза. И, останки людей и машины, сгребут бульдозерами в братскую могилу, и на всем этом поставят завод по производству презервативов.

Спасибо талантам, что показали идею, которая страшнее любой чернухи. Спасибо людям, которые воспринимают мир какой он есть, но дают остальным возможность помечтать, что кто-то спустится, и воля его будет на земле, как и на небесах.
Две тысячи лет назад, сомкнутым строем, грохоча о широкие щиты железными мечами, шли на аренах цирков римские воины, чтоб убивать первых христиан. А, те, сбившись плотной кучкой, возносили к богу молитвы, готовившись вознестись на небеса обетованные, или надеялись на чудо?

01 июня 2009 | 16:07
  • тип рецензии:

Сколь много еще предстоит мне узнать о жизни, когда каждый день, и, даже ночь, взгляд на мир ломается, окрашивается в иные тона, порой вообще исчезает, как неопределенное множество скованных в беспорядочную массу идей. Но, уже та малая толика знаний, чем владею я в сей момент, позволила мне без всякой мысли, одним лишь душевным стержнем увидеть то, что я видел каждый день в людях, и то, чего не видел, или не хотел видеть, а может, просто был слеп в тот момент. Этот фильм открыл мне глаза там, где я их закрывал, позволил лучше видеть там, где я смотрел и дал зрение в той темноте, где я не имел сил видеть. И самое сильное, приятное чувство после просмотра было укреплением мечты о еще живом духе в людях. Укреплением в самую живую мысль!

Я не стал оценивать режиссерскую работу с точки зрения зрителя-кинокритика. Не стал делить картину на плюсы и минусы. Нет! Зачем это? Я жадно выискивал в ней СВОЕ, то, чем должен был насытить меня фильм! Кто ищет, тот находит, но я не всегда являюсь хорошим сыщиком, к чему бы это не относилось, однако в этот раз я завершил свой поиск прекрасной находкой целого клада человеческих ценностей, которые гнетуться злом в чистом виде...Стоп! Такого не бывает. Зло прикрыто всегда оболочкой, формой. Самая надежная форма - человеческая плоть. Вот где разгуляться можно! На завтрак оно придумало пустые посылы лучшей жизни, за обедом каждый оборот вокруг Земли мы жрем политику ни чем от нас не отличающихся, на десерт вкушаем религию - приятного аппетита!

А чистое, жизненное содержание в силу природы нашей вынуждено скитаться размытым пятнышком, без крепкой формы. И, когда оно обретает образ в маленьких, забытых миром людях, мы идем и обороняемся от этого своим равнодушием. А правда глазки режет! Хочешь, не хочешь, а будешь видеть это. Человек создал общество, но не создал в нем понимания. Тогда за жизнь борются те изгои, те отвратно выглядящие бездомные, не замечаемые крупицы народа. А ведь это отражение общества! Зеркало его души, которая скрыта хорошенько под цветастой оболочкой.

Фильм прекрасен свои полетом души, обгоняющим мысль о том, что человечество забыло свои истинные ценности. Когда мысль догоняет дух, то мы видим многие и многие конкретные примеры: бедствующая интеллигенция, ушедшие и потерявшие себя в науке и творчестве, даже те, кто был гниющей частичкой общества, но, в один 'прекрасный' миг отвалился, как ненужный орган. Печально, но это свойственный ход развития мощной цивилизации, прогресса идеалов. Может так и надо? Зачем жить в форме, когда нет содержания? Зачем? Форма уходит, растворяется... Содержание живет и будет жить в любой ситуации! Вот вам широкая свалка, разбитые фургоны и старый локомотив - ужасная форма! А чем наполнена? Просто золотом человеческой души! Мне кажется, тут идет и мощная мысль и цепкая ирония, как удар по ошибкам прошлым. Вам тут и 'президент' есть, и музыканты, свой транспорт, зоопарк бездомных псов... Какое точное описание настоящей сущности внешнего мира! А за этим скрывается непрошенная истина:

Бог! Где он? Он внутри этих стеклышек зеркала! Это любовь и поиск себя. И даже называть это чем-то, вроде заезженного слова 'Бог', так порнографично! Пока масса надеется на прощение за свои делишки и ждет лестницы золотой с облачка, где их ожидает бородатый великан, маленькие замерзшие семена из нее видят, как те уже горят в Аду (на земле их 'Ад', на земле...), созданным ими же. И вот эти крупицы ждут, когда нечто заберет их в мир лучший. Они уже потеряли веру, что мир сам к ним придет. Туда можно только попасть. Но как? Когда он уже внутри них, огромный, чистый? Потрясающе! Они хотят, чтобы он через них пришел и заменил наш мир!

И ведь не каждая из этих крупинок человечества идет до конца. Реалии все больше заставляют их сдаться и уйти в тень, самим стать тенью. И, бывает, что идут они не тем методом, путем насилия, путем того же 'общества'... Такому все равно нет оправдания. Фильм же будем считать наилучшей романтичной и светлой трактовкой такой ситуации.

Вот только надо ли нам сие? А это - открытый вопрос! И надо еще не забыть, что не на каждый вопрос можно найти ответ.

В результате хочу сказать, что только русская душа может преподнести такое блюдо, где аллегория тесно связана с суровой реальностью (кто-то отстраняется от этого, называя 'чернухой') и самоиронией; где фантастический невозможный прием плавно перетекает в задушевную песню, а та, в свою очередь, заканчивается боем. Хочу выразить огромную благодарность создателям картины, но не могу сделать это в словах, ибо фильм вышел одним большим чувством, и выражаю я свое почтение одним большим молчаливым 'спасибо', исходящее изнутри.

Пусть уже на Земле мы найдем Небеса и сделаем их обетованными...

P.S. Отдельное спасибо создателям за создание творческого персонажа - Соломона.

10 января 2009 | 19:36
  • тип рецензии:

Общество - многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей. Википедия

Социальная лестница – неизменный атрибут любого цивилизованного общества, мерило человеческого общения и влияния, порождающая классовую борьбу, бунты и революции.

Еще вчера ты стоял у подножья горы, в предвкушении великого и грандиозного, вынашивая в своей голове гениальный план, как добиться всего в этом жестоком и удивительно «упругом» социуме, а сегодня ты уже на вершине мира, упиваясь свободой и видимым благополучием, победив систему и став во главе неё! Но завтра… Завтра эта самая система загонит тебя на самое дно своей жизненной составляющей, лишая вмиг всех званий, привилегий и наград, практически сравнивая с землёй, безжалостно отнимая всё то, что нажито долгим и непосильным трудом, и превращая тебя в «отбросы общества», заставляя опуститься ниже собственного достоинства и влачить свое жалкое существование, живя на помойке с вечно протянутой рукой!

1991 год. Огромная социалистическая держава, пережившая на своём веку немало великих побед и горьких поражений, но не сжившаяся со своей собственной партийно-номенклатурной идеей, как червь, разъедающая систему изнутри, бесповоротно шла к своему грандиозному упадку и неизбежному развалу. Впереди её ещё ждали долгие годы полного хаоса и беспорядка, тяжёлые времена застоя в промышленности и культуре, расцвета криминала и предела сфер влияния, раздача за бесценок бывшим комсомольским и партийным вожакам промышленного достояния и национальных богатств. Её ждали те самые, трагические и навечно врезавшиеся в память танковые залпы по Белому Дому, охваченному огнём, в котором горело её прошлое и зарождалось будущее, и кровавый октябрь 93-го, проведённый в бессонных ночах защиты того самого Белого Дома, ставшего последним оплотом демократии и независимости. Но всё это было впереди, а тогда…

Когда, не побоюсь этого слова, великий советский кинорежиссёр Эльдар Рязанов, подаривший миру такие замечательные картины, как «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Служебный роман», «Ирония судьбы, или с лёгким паром», «Гараж» садился писать сценарий к «Небесам обетованным», он, наверное, и не мог предположить, что его фильм станет своего рода пророческой аллегорией ко всем событиям, развернувшимся в год его выхода на экраны, и к неизбежным последствиям для страны в целом. Он не мог предположить, что жалкие и бездомные бомжи станут едва ли не главным олицетворением зарождающихся грандиозных перемен в душах и умах населения и правительства, а танки в конце фильма наглядно отразят собой витавшее и носившееся в воздухе неумолимое предвидение путча.

Картина была снята в годы предсмертной агонии советской власти и наглядно демонстрирует весь абсурд и маразм той эпохи, не оставляющей за собой практически никакой ценности, кроме того самого среднего класса интиллигенции, состоящего из учителей, врачей, младших и старших научных сотрудников, бухгалтеров и служащих. Той самой прослойки общества, как выразился один небезизвестный человек, питающейся кефиром, но читающей умные книжки, и, собственно, выброшенные этой самой системой на городскую свалку – последнее прибежище и светлую надежду, пусть и сугубо утопическую, доведённых до состояния полной безисходности, но находящие в себе силы, чтобы не только существовать, побираясь на улице и в бесплатных столовках для нищих, но и жить, в полном смысле этого слова, чувствуя крепкое и надёжное плечо рядом стоящего, и находя во всём этом свой глубокий жизненный смысл и место и время для скромных жизненных радостей.

Режиссёр в этом фильме не стал испытывать судьбу и пригласил для участия в нем старый добрый актерский ансамбль, сложившийся ещё со времён «Служебного романа» и «Гаража» в составе блистательных Лии Ахеджаковой, Валентина Гафта, Олега Басилашвили, Светланы Немоляевой и целой плеяды замечательных актеров, занятых в образах второго плана, и не требующих особого представления, прекрасно чувствующих друг друга на площадке, с полуслова понимающих нужную интонацию дирижёра и художественного руководителя этого великолепного оркестра – Эльдара Рязанова. Все образы до единого были сыграны в фильме на пределе таланта и эмоций, являя собой самое лучшее олицетворение классических советских школ актерского мастерства, во многом оказав немалое влияние на его дальнейшую судьбу.

Вышедший на экраны в 1991 году, фильм был в штыки воспринят широким зрителем, за долгие годы привыкшим к совершенно другому Рязанову, несущему в своих произведениях, несмотря на непременную толику «обнажающей» сатиры, необыкновенный жизненный позитив и эмоции. И именно поэтому «избалованный» кинолюбитель был совершенно не готов понять и принять это произведение, ставшее, на мой взгляд, своеобразным пиком гласности в позднесоветском кинематографе, открыто и справедливо обличающее все минусы существовавшего строя. Протестанты и завистники именовали фильм настоящей чернухой, не несущего в себе ничего нового, а лишь усиливающего все те упаднические настроения, витавшие в воздухе в предчувствии великой бури, ознаменующей собой настоящую революцию. Однако настоящие ценители и почитатели такого узнаваемого, ожидаемого и одновременно непредсказуемого творчества режиссера, с чьим именем связана целая эпоха в кинематографе, бесспорно считают этот фильм одним из самых лучших и откровенных произведений мастера своего дела, при всех его действительных и мнимых недостатках, поразительно точно чувствующего и передающего дух времени, не боящегося в своих творениях сочетать несочетаемое, ставя в один ряд плечом к плечу смех и слёзы, радость и печаль, грустное и смешное, прекрасное и ужасное, реальность и сказку. Настоящая, правдивая и, бесспорно, одна из самых сильных в эстетическом и эмоциональном плане трагикомедия, не пытающаяся скрыть истинное положение вещей за скучностью и однообразием штампов и стереотипов.

В итоге получился, пожалуй, самый сложный, спорный и многогранный фильм гениального Эльдара Рязанова, названный некоторыми представителями сословия «кинопотребителей» началом эпохи заката творчества великого режиссёра, но, несмотря на это, ставший настоящим кассовым хитом своего года, и получивший рекордное количество статуэток «Ника», в том числе и в номинации «Лучший фильм 1991 года», оставивший после первого просмотра в далеких 90-х весьма странные и неоднозначные впечатления, но с годами все больше и сильнее развивающейся ностальгии и тоске по прошлому и былому, с каждым новым просмотром открывающий в себе всё новые грани понимания и осмысления этого театра абсурда, ставшего, своего рода, переломом в карьере известного режиссера, уже никогда после этого не возвращающегося ко своим старым и излюбленным методам и приемам в кино.

Господи, ни охнуть, ни вздохнуть
Дни летят в метельной круговерти
Жизнь - тропинка от рожденья к смерти
Смутный, скрытый, одинокий путь...
Господи! Ни охнуть, ни вздохнуть!

Снег. И мы беседуем вдвоем
Как нам одолеть большую зиму
Одолеть ее необходимо
Чтобы вновь весной услышать гром
Господи! Спасибо, что живём!

Мы выходим вместе в снегопад
И четыре оттиска за нами
Отпечатанные башмаками
Неотвязно следуя, следят...
Господи, как ты метели рад!

Где же мои первые следы?
Занесло печальную дорогу
Заметет остаток понемногу
Милостью отзывчивой судьбы
Господи! Спасибо за подмогу!


Эльдар Рязанов.

17 мая 2008 | 23:33
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: