А мне в 'панфиловцах' было искренне жаль немцев. Как никогда прежде жаль. Одеты кое-как, на снегу в шинелках задрипанных, серо-зелёненьких, в сапожонках 'на тонкой подошве'(с), с ружьишками допотопными, танчики у них маленькие, тесные, с тонюсеькими и коротенькими пушчонками. Хаотично двигаются туда-сюда, а их уничтожают.
Их расстреливали пол-фильма как в тире. Пехоту прям чуть не штабелями укладывали. И танкистам не спастись было - их стреляли, жгли... Лётчиков Люфтваффе напугали так, что они летать больше не могли. Короче, почти все фашисты погибли, так и не поняв что к чему, оставшиеся недобитыми еле ноги унесли. А отступать-то им некуда! Это у наших позади Москва, а немчуре бежать до своей Германщины сколько?
Видимо, у немцев раненых даже не было - всех напрочь убивали сразу. Я ждал, что и убегающих штыками-лопатками добьют, но уже наступил конец фильма. И поле бойни осталось за панфиловцами.
И в то же время фильм - просто праздник реконструкторов какой-то!
Всё обмундирование, снаряжение и вооружение соответствует дате. Никаких 'добавок, идентичных натуральным'. Танки, пушки очень похожи (помним, что настоящих для фильмов нет). Консультанты по эпохе потрудились на твёрдый зачёт. Но всё-таки хочется пожелать и создателям и консультантами САМИМ отслужить хотя бы срочную службу, чтобы изнутри ознакомиться с армейскими буднями. Тогда хотя бы не будет в их нетленках на выходе ни курения, ни разговорчиков в строю. Кстати о курении. Его очень много! Зачем? Тоже для воспитания молодёжи? Для натурализма? Тогда и ненормативную лексику давайте! Её ещё больше, чем махорки было!
Реконструкторов позвали, а фортификаторов не позвали! Это минус. Окопы, блиндажи, огневые позиции выглядят нелепо. К их создателям много вопросов. Вырыть в мёрзлой земле траншеи чуть не для стрельбы с коня стоя, блиндажи, ложные позиции, но при этом не оборудовать позиции для артиллерии, ПТР и пулемёта!
События 1941 с июня по ноябрь упоминаются только в солдатских байках. Такое впечатление, что немцы только на прошлой неделе границу пересекли, а Москва от границы где-то рядом. А ведь появление немцев под Москвой после потери нами почти всей кадровой армии и оружия - это основная идея. Где наши танки, авиация, артиллерия? Про это даже не упоминается. Бой 'вырван' из войны.
И о людях. Ярких, запоминающихся образов создать не удалось. Особым сочувствием зритель не проникается, потому что не обозначена 'гражданская', вневоенная жизнь персонажей. За кого они воюют? Должны вроде как за семьи, за родных, близких. 'Позади Москва'! И чо? Родина и Отечество для каждого олицетворяются чем-то личным. А этого личного нет.
Правда, нет и Сталина с кровавым НКВД - это безусловный плюс! Хотя речь Сталина, произнесённая во время парада на КП буквально за неделю до событий, могла бы найти хоть какое-то отражение. Она задавала вектор, который был понятен всем в СССР.
И нет товарища Панфилова, хотя во время этого легендарного боя он был жив. Панфиловцы есть, а Панфилова нет. Вместо него какие-то офисного вида комбаты крутят ручки телефонов (как будто Попов не изобрёл ещё радио!)
Много 'начатых и брошенных' сцен. Но это нынче присутствует во всех фильмах.
Истинное счастье произрастает только из чувства долга
Я из числа тех сотен людей, что скидывали деньги на этот фильм. Несколько раз я даже думал, что не дождусь - дату проката либо не называли, либо постоянно смещали по самым разным причинам.
И вот, долгожданный день. Скажу сразу - ожидал немного другого, но результат однозначный - великолепно. ВЕЛИКОЛЕПНО. Таким и только таким должен быть хороший фильм о Великой победе Советского народа! Фильм, где не так важны отдельные личности (многие жалуются на то, что мол 'не раскрыли характеры персонажей'), а важно само событие, сама победа.
Разумеется, всегда найдутся малолетние либералы, которые, перемазываясь в соплях, будут вопить о том:
- 'как же так, они не оплакивают погибших во время боя';
- 'почему почти не показывают раненных';
- 'почему немцы такие тупые'.
Отделение при потере бойца (по их логике) обязано тут же начать отпевать его. Акцент в фильмах надо делать на раненных и их страдания, а не на действии подразделения. Ну а тупыми вообще можно показывать исключительно советских людей, которые выиграли войну, закидав 1000 к 1 солдат вермахта, который вообще шёл к ним с целью сеять разумное, доброе вечное (привет, 'Сталинград' и т.п.).
Немного о фильме, не раскрывая сценария:
- Великолепная работа оператора;
- Великолепная работа со звуком;
- Великолепная проработка мельчайших деталей от униформы до оружия с потрясающей исторической достоверностью.
В фольклоре большого количества народов (за всех не поручусь) существуют легенды о том, как во время войны маленький отряд своих воинов столкнулся с многократно превосходящими силами врага, героически сражался и, чаще всего, погибнув, задержал или остановил наступление врагов, чем внёс значительный вклад в победу в войне. Это такой латентный национализм, «наши лучше ненаших», массовый и, в принципе, безобидный.
Мировая художественная культура изобилует примерами таких историй. В «Песне о Роланде» отряд из 12 пэров Франции сражается с многократно превосходящими силами мавров. Правда с ними в сражении участвуют ещё 20 тысяч воинов, но соотношение сил всё равно многократное в пользу врага. Одна из легенд монастыря Шаолинь рассказывает о сражении 4 монахов с отрядом из более чем 100 японцев. У самих японцев получила известность история об отряде ниндзя, названном «Семь копий с горы Хидзи-яма», сражавшемся в конце XVI века и, возможно, с изменениями послужившим одним из прототипов героев фильма «Семь самураев», действие которого относится к той же эпохе. В Древнем Риме Публий Гораций Коклес с двумя товарищами защищали мост от атак армии этрусков, в не менее древней Ирландии легендарный герой Кухулин в одиночку четыре дня и пять ночей сдерживал воинов армии Коннахта, в средневековой Франции Пьер Террайль де Баярд один держит оборону на мосту через Гарильяно против двухсот испанских солдат, не нуждающиеся в дополнительном представлении 300 спартанцев удерживают армию Ксеркса I в Фермопилах. Ну и конечно же Россия, как страна, воевавшая в своей истории очень много, имеет целую коллекцию подобных исторических легенд.
События этих и многих других аналогичных сражений ради красного словца и во имя того самого безобидного национализма были основательно отретушированы и припудрены. К примеру, в этих самых Фермопилах, помимо 300 спартанцев, участвовали отряды из других городов Греции, и даже в третий, легендарный день сражения, их осталось не 300, а почти вдвое больше. Легенды продолжают существовать и давать богатую почву для художественного творчества.
Так что культурно-исторический контекст, в котором появился фильм «28 панфиловцев» понятен. Это экранизация легенды, основанной на, но довольно далеко ушедшей от исторических фактов героической обороны Москвы осенью 1941 года. Именно как художественное, а не документально-историческое произведение он и интересен.
С этой точки зрения его и рассмотрим.
Прежде всего, в фильме нет героев. Не в том смысле, что в кадре нет людей, совершающих какие-то действия. Люди есть. Но кто они, что они из себя представляют, что для каждого из них означают события, в которые они попали — авторов совершенно не интересует. Все персонажи фильма разговаривают либо афоризмами и прибаутками, либо пропагандистскими изречениями. Ни одной личной, эмоциональной, человеческой фразы, ни одной индивидуальной истории, воспоминания, мечты. Это люди без прошлого и без будущего, люди-функции, чьё единственное предназначение с самого дня рождения — в сражении 16 ноября 1941 года сжечь немецкие танки. Соответственно, говорить об актёрской игре нет смысла.
Самый интересный вопрос в этой связи — был ли это косяк неумелого сценариста или сознательный ход. Ведь тоталитарной системе не нужны личности, они ей только в тягость со своими характерами, эмоциями, устремлениями и планами, далеко не всегда совпадающими с генеральной линией. Системе нужны обезличенные, зато хорошо знающие своё дело исполнители, которые с шуткой-прибауткой пойдут на танки и будут сражаться не ради «синенького платочка» или любимой, которая «знаю, не спишь, и у детской кроватки тайком ты слезу вытираешь», а просто потому что получили приказ. Прикажут что-нибудь другое — выполнят так же быстро и не задумываясь. Будем надеяться, что это всё-таки косяк, тем более, что сценарий — самое слабое место фильма.
Предыстория сражения у разъезда Дубосеково заметно тяготит сценаристов, да и в принципе истории, то есть процесса движения героев к их цели и трансформации их характеров через последовательность внешних обстоятельств, в фильме нет. Есть только бой, между прошлым и будущим, именно он называется фильм.
Сам этот бой, отнимающий львиную долю экранного времени, снят визуально качественно, видно, что сюда вложились и материально, и, что самое главное, интеллектуально. Но, когда в бой идут не живые люди, а схематичные (чуть не сказал: нарисованные) персонажи, сам он смотрится как запись геймплея компьютерной игры и вызывает ровно такой же эмоционального отклик. Даже рассказывать о нём хочется в соответствующих выражениях, что-то вроде (проспойлерить бой у разъезда Дубосеково людям, ходившим в среднюю школу, вообще-то трудно, но, если боитесь, следующий абзац можете пропустить):
«Поначалу немцы устраивают на своих пазиках ололораш по центру, где их успешно дамажат и выносят одного за другим. Когда панфиловцы, потеряв минимум хитов, набивают целую кучу фрагов, среди немецких нубов появляется один нагибатор с обрезом, из которого он сначала гасит арту, а потом ничтоже сумняшеся ваншотит всё, что попадётся на глаза. От успехов у него сносит крышу, и он уходит в неадекват, в результате чего получает заслуженный крит и сливается. Оставшиеся олени собираются в стадо и тупо смотрят, как русский пулемётчик, что твой Рэмбо, вытягивает бой, укладывая штабелями всю немецкую пехоту, после чего уезжают.»
Интересный момент состоит в том, что экранизируя легенду, имеющую свой строгий канон, авторы фильма поступают с этим каноном очень вольно. Клочков в фильме произносит не высеченное в граните «Велика Россия, а отступать некуда», а другой монолог, и бойцы не бросаются с гранатами под танки, а бросают их, не вылезая из траншей.
Эту последнюю вольность, кстати, так же как и многократно повторённую на протяжении фильма идею о том, что за родину нужно не умирать, а жить, я считаю главным достоинством и находкой картины. Приятный и разительный контраст с традиционной советской некрофилией:
Мы смело в бой пойдём за власть Советов
И как один умрём в борьбе за это.
Получается, авторы фильма не просто экранизировали легенду, они фактически придумали свою собственную. Что, кстати, делает не в меру пламенные заявления одного пока ещё доктора исторических наук о том, что к святой легенде нельзя прикасаться, особенно забавными.
Резюме: в качестве сюжета для компьютерной игры «28 панфиловцев» вполне неплохи. Но для художественного фильма слабовато.
14 ноября 1941 года. Немецкие войска молниеносно завоевав Европу и западные границы СССР, подошли вплотную к Москве - столице нерушимого Советского союза. Все силы Красной Армии пущены на другие фронта. В окрестностях Москвы остаются лишь специальные 'панфиловские' дивизии. Одной из таких дивизий предстоит отразить танковую атаку врага, имея в арсенале лишь винтовки, несколько 45-мм пушек и пулемет.
Можно долго рассуждать на тему, а происходили или нет на самом деле эти события, но подвиг Красной армии в Великой Отечественной войне не отрицает никто. Не все фильмы о ВОВ снимаются на реальных событиях, большинство, но не все. Поэтому я старался оградиться от всех споров, которые развернулись вокруг этого фильма, и просто смотреть художественный фильм.
С точки зрения как раз художественного фильма, картина получилась не впечатляющей. Как ни странно, но драматизма мне не хватило. Ужасы войны показаны глазами молодых ребят, которые готовы намертво стоять, чтобы не пустить немецких оккупантов в столицу своей Родины. В фильме поднимается много патриотических тем, это и понятия Родина и Отечество, и дружба народов, и подвиг. Наверно, только сильный боевой дух и сделал Красную армию такой сильной. Не каждый человек может шутить, когда на его глазах один за другим погибают товарищи. Но вот какого-то внутреннего драматизма, более детального знакомства с героями этой битвы мне не хватило, до уровня военно-патриотических фильмов, выпущенных в советские годы, картина не дотягивает. Но если брать уже современное российское кино, то она не лишена достоинств.
Сама битва показана весьма детально - от начала - момента подготовки, и до конца - до самого последнего патрона в обойме обороняющихся. Вообще стоит отметить, что получилось опять много 'блокбастера' и мало 'драмы'. Спецэффекты на высоте, все-таки снимала фильм компания Universal.
В какой-то степени кино можно считать образовательным, в нем можно увидеть технику и оружие времен ВОВ - знаменитую 'сорокопятку', винтовку Мосина, зенитки и известный всем пулемет 'Максим'. Фильм больше понравится мужской аудитории, впечатлительным женщинам будет трудно смотреть на несправедливость войны и ее лишения.
Актерский состав картины мне неизвестен. Этих актеров я вижу впервые, что помогло мне в восприятии фильма. Они для меня и есть панфиловцы. Почему-то запомнился мне больше всего Михаил Пшенко, сыгравший неунывающего недотепу красноармейца Петю Дутова, такого своеобразного балагура 'Василия Теркина'.
Бюджет фильма был в основном собран из народных средств. Картину поистине можно считать народной, но на звание 'народного достояния' она не тянет. Я понимаю, что многие не согласятся с моим мнением, но все мои претензии обращены лишь к отечественному кинематографу, и я несколько не умоляю заслуги Красной армии и тех людей, которые отдали жизни за то, чтобы мы сейчас жили в мире.
Фильм очень хорош, особенно на фоне 'Утомлённых солнцем', 'Сталинграда' и т.п.. Нет этого обливания выдуманными помоями под видом правды-матки. Атмосфера передана хорошо, как будто сам в окопе сидел.
Не понравилось, что совсем не раскрыто, почему Казахи вообще пошли добровольцами на защиту Москвы. Диалоги на тему, что Казахи это Русские, и поэтому Москву защищают, совершенно не объясняют мотивацию (кроме того, что это вообще глуповато). Про отечество тоже что-то невразумительное.
Для меня самое большой плюс фильма - это то, что под его влиянием я прочитал 'Волоколамское шоссе' Александра Бека. Видно, что многие вещи в сценарии взяты из этой повести. Кроме того, она увлекательнее, жёстче, правдивее, и раскрывает мотивацию героев.
«28 панфиловцев» это не фильм, это перенесенная на экран реконструкция. Реконструкция дотошная, хорошо снятая, основанная на документах. Но реконструкция.
В «300 спартанцах», кинокомиксе о подвиге сынов Спарты, которого, возможно и не было, есть драма, есть повествование, есть персонажи, которых зрители понимают.
В «28 панфиловцах» ничего этого нет.
Но «28 панфиловцев» от этого не хуже и не лучше.
«28 панфиловцев» - это не кино, это глас народа. Народ заказал себе фильм, снял его и ему понравилось то что получилось.
И «28 панфиловцев» останется в кино именно как первый народный фильм. А еще потому, что это может и не большой, но очередной подвиг народа.
Народ во всеуслышание заявил всем «творцам» от кинобизнеса какое кино про свою войну он хочет видеть.
Он больше не хочет посыпать голову пеплом, не хочет видеть инфернальные образы Сталина, не хочет видеть пьющих, истеричных генералов, трусость, ложь и обман.
Народ хочет смотреть на подвиг своих прадедов как на подвиг.
Народ за 20 лет устал рефлексировать, посыпать голову пеплом и краснеть за свою победу.
Больше не хочет «товарищи творцы».
Это наша победа! Это подвиг наших прадедов! Это слава нашей Родины! И мы ее не стыдимся!
Историческая реконструкция для патриотически настроенного и нетребовательного зрителя
У меня нет ни компетенции, ни желания обсуждать историческую достоверность этой картины. Фильм '28 панфиловцев' интересует меня в первую и последнюю очередь как самостоятельное художественное произведение, с которого и спрос соответствующий.
Когда я иду на фильм о войне, то хочу узнать интересную историю, впечатлиться и вдохновиться подвигом личности или группы лиц, переживать за героев, с которыми успею познакомиться. Вызывает ли эта картина воодушевление, эмоциональный подъем? Заставляет ли проникнуться и переживать за судьбу полюбившихся персонажей? К сожалению, нет.
Среди '28 панфиловцев' невозможно найти интересных, по-настоящему продуманных и хорошо прописанных персонажей. Мы ничего ни о ком не знаем, солдаты мало чем друг от друга отличаются, переживать за кого-либо очень сложно.
Сценарную слабость не попытались скрыть хорошим звуковым сопровождением. Я думаю, у каждого был опыт просмотра не самой сложной и проработанной истории, которая до глубины души впечатляла вас с помощью музыки. Здесь этого нет.
Звукорежиссура порой напоминает музыкальное оформление дешевого мультфильма: когда показывают врагов, на всю мощь орет устрашающий саундтрек, когда же кадр сменяется, звук обрывается в секунду, зрителя словно швыряют в яму. Ни тебе плавных переходов, ни тебе тонкой игры на увеличение, ничего – все топорно, просто, линейно. Большую часть времени нас вообще оставляют без музыки, не подогревают эмоциональный накал, оставляя наедине со звуками взрывов и снежного хруста.
Заядлые игроки в шутеры 'порадуются', обнаружив тут до боли знакомых ботов в лице немцев-статистов. Такое впечатление, что сценарист забыл подкрутить статистам уровень сложности, из-за чего немцы изображены тупыми донельзя: они прут на пулеметную очередь погибать как по заказу, они забывают пользоваться собственным пулеметом в танках... Да что уж тут говорить. Создатели фильма даже не удосужились перевести речь обезличенных ботов. Статисты просто что-то лопочут на немецком.
К слову о речи. Русскоязычные актеры тоже не радуют. Говорят порой невнятно и быстро, с лицом или интонацией, совершенно несоответствующей сути высказывания, как будто режиссер-постановщик поленился переснять неудавшийся дубль.
В общем и целом, картина, увы, не удалась. Можно много говорить о том, что фильм воспевает великий подвиг народа, и это важно. Я не спорю. Но очень бы хотелось увидеть по-настоящему сильное русское кино о войне, чтобы смотреть было интересно, чтобы события вызывали душевный подъем, а за героев хотелось переживать.
Фильм понравится патриотически настроенному и нетребовательному зрителю. Но если оценивать картину именно как художественное произведение, то сложно поставить больше:
В ноябре 1941 года 316-ая стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова готовится дать бой стоявшим возле Волоколамска немецким танкам, от Москвы которых отделяют всего пара часов по шоссе. Ресурсы, к сожалению, оказываются сильно ограничены, но для обороны под деревней Дубосеково предпринимается ряд манёвров и даётся приказ стоять намертво (но в то же время не насмерть - в смерти толка мало). Ведь отступать уже не место и не время.
Андрей Шальопа и Ким Дружинин, начинавшие аж с клона «Ведьмы из Блэр» (неплохого впрочем), следующим делом поставили себе серьёзнейшую и ответственную сверхзадачу – снять нормальное военное кино, без лишних сантиментов, глупостей, кровавых упырей и любовей, чем особенно запомнились последние полотна Первого канала, Фёдора Бондарчука и Никиты Михалкова. Изначально воспринятый в штыки прогрессивной общественностью мифологизированный подвиг 28 человек немного осложнил задачу авторам. Почему-то забывается, что любой фильм, основанный на реальных событиях, в процессе серьёзно перерабатывается в сторону эффектности, где от реальных событий частенько вообще остаётся около 10% правды. Несмотря на несколько другие количества участников, события под Дубосеково были и Москву в итоге отстояли, чего спорить. На фоне ажиотажа насчёт легендаризации битв малого над большим автор в одном из эпизодов, кстати, проводит забавную посмодернистскую параллель с подвигом 300 спартанцев и семи самураях, где одни легенды подбадриваются разговорами о других. Чем не ирреальная разбавка в стиле комикса про Хранителей.
Ну да ладно, что кино остаётся кином мы и так знаем. Главное, чтобы запоминалось и в душу западало. А вот тут палка о двух концах. Серьёзно сконцентрировавшись на деталях боя и технической части режиссёры немного упустили из виду драматургическую составляющую. То есть как военный боевик с ожесточёнными мужественными сражениями и «война - это хаос» получилось увлекательно и зрелищно. Никто не геройствует, галопом из укрытия выпрыгивая на танки, ни одна из сторон откровенно не дуркует, враждующие стороны максимально пытаются нейтрализовать соперников. Но касательно человеческого элемента… Это как Кот Матроскин со своим бутербродом. «Неправильно ты дядя Фёдор его ешь, надо колбасой вниз». Ну да, оригинально, так мы бутер ещё не пробовали, некоторым даже вкусно и у них войдёт в обиход. Но подобный способ вряд приживётся массово. Как и в данном случае. Да, сюжет стерилен от всяких злобных НКВД-шников, расстрелянных родственников, «За родину, за Сталина!», «Они сражались за Катю». Просто люди, морально готовящиеся дать последний бой, не позволяющие себе слабины перед остальными, лишь без конца нервно (и несмешно, понятно) отшучивающиеся по разным поводам. Вроде бы нормально, но вместе с тем не покидает ощущение монументальности, что смотришь бой монолитного памятника с обезличенным врагом. Именно так. Немцы выступают в фильме примерно как Зло из игры, тучей надвигающееся на окоп (характерная грозная музыка бурчит ровно в каждом подобном моменте), в то время как герои едва отличимы друг от друга (запоминается более-менее разве что украинский сержант Добробабин и шуткующий красноармеец Москаленко) и составляют обобщённое такое понятие Героя. Около-документалистика такая, будто смотришь военную хронику или реконструкцию военных событий. Иногда это даже аутентично и художественно, как в моменте с двумя деревенскими стариками или разговорах по рубке при полном молчании, но в целом суховато, хоть и сопереживаешь своим.
Понять Шальопу и Дружинина можно. Ответственность офигеть какая, кино изначально шло вразрез с Минкультом и собрало немалую сумму народных денег через Краудфандинг (32 млн. рублей) и плюнуть в душу им никак нельзя было. Но вот это хождение по минному полю в итоге видно, хотя может быть и пересекается с творческим видением режиссёров. Ведь в «Поймать ведьму» идеология главного героя в исполнении самого Шальопы была схожей: никуда не торопимся и не истерим, просто тихо и спокойно выходим из леса. В «Двадцати восьми панфиловцах» те же правила: «Никто не геройствует, потому что незачем. Спокойно жгём танки.» Многого-то не требовалось, простых напряжённых моментов с чьей-нибудь ошибкой или двойной ситуацией было бы достаточно для нотки человечности. Но не доставили.
В целом, отношение к фильму больше положительное, но и вряд ли скажешь, что в данном случае утерли коллегам нос.
Как же долго я ждал этот фильм. Я надеялся на очень сильное, местами грустное и эпичное кино. Трейлеры у 'Панфиловцев' также были впечатляющими, поэтому фильм я никак пропустить не мог. Зашёл я на 'Кинопоиск', увидел рейтинг фильма и восторженные отзывы критиков и пользователей и подумал 'Неужели это действительно такой отличный фильм обходящий даже самый лучший военный фильм по моему мнению 'Брестская крепость'. Сразу я побежал смотреть его. Ожидания были просто высокими! Но что же получилось в итоге?
Начало у фильма довольно таки интересное. Панфиловцы готовятся к жесточайшему бою. Но дальше фильм становится хуже и хуже. И сколько раз мне повторять? Фильмы про Великую Отечественную войну должны быть жестокими и кровавыми коем был 'Сталинград' и ещё много других фильмов. Но что же здесь? Мало того что возраст 12+ и без ограничения R, так ещё и кажется что ты просто смотришь фильм события которого выдумали. Ведь никакой жестокости здесь нет. Видно создатели действительно хотели сделать фильм подходящий всем возрастам.
И да, почему ещё можно считать этот фильм детским. Мы прекрасно знаем историю Панфиловцев, что все 28 человек, 28 храбрейших людей погибли в бою описанном в этом фильме. А тут под конец выживают аж шестеро. На ум мне сразу же пришёл фильм 'Утомлённые солнцем 2'. Какая там драма была! Но я не говорю что фильму нужно убрать жанр: 'драма' ведь она тут хоть и немного но присутствует.
Ещё нам в самом начале фильма сказали что некоторые люди пожертвовали свои деньги на создание 'Панфиловцев'. Вот это действительно молодцы! Вот на что надо деньги тратить а не на всякие тупые фантастические боевики типа 'Ночных стражей'.
Сюжет у фильма основан на реальных событиях. Почти весь фильм действия происходят на одном поле на котором и ведётся бой с немцами.
Из актёров узнал только Олега Фёдорова. Остальных увидел в первый раз. Играют все отлично, к этому я придраться не могу.
Спецэффекты впечатляющие. Также присутствует несколько шуточек половина из которых смешные.
В итоге что можно сказать о военном фильме '28 панфиловцев'? Фильм не плохой но и не хороший. Для меня это твёрдый среднячок. И ещё раз повторяю. Фильмы про войну (особенно про Великую Отечественную) должны быть жестокими, а жестокость это как раз то чего не было в этом фильме. Моя оценка:
Для жителей России (но к сожалению жителей не всех постсоветсвих республик) фильмы, связанные с событиями Великой войны, всегда близки сердцу и редко зритель игнорирует картины подобной тематики. Информирование населения о подвиге бойцов, сформированных в Казахской и Киргиской ССР, у разъезда Дубосеково происходит на школьной скамье и не смотря на то, что военной прокуратурой доказан факт художественной выдумки этих исторических событий, они играют колоссальную роль в восприятии и понимании трагических событий тех страшных четырех лет, в понимании сути интернационализма. Именно по этой причине, как мне кажется, создатели взвалили на свои плечи ощутимый груз ответственности, при том, что фильм снимался на, якобы, народные деньги. Решить справились ли сеи деятели с возложенными на них задачами, предстоит каждому зрителю индивидуально, но свое мнение, пожалуй, изложу.
Повествование начинается без всяких прелюдий, какой либо краткой исторической справки: с места в карьер- вот бойцы, вот политрук, вот они учат матчасть и тренируются уничтожать танки. Знакомства с героями как такового не происходит, хотя нет, вру, происходит, но с одним: шутником красноармейцем Москаленко, который быстро растворяется в общей массе других участников. Может быть я чего то не понимаю и это было сделано намеренно, дабы показать, что все красноармейцы были едины в желании защищать Родину, все были героями и выделять кого то одного из 28 это кощунство, но фильм от этого все таки обезличился, нет связи между зрителем и персонажами. Скорее это минус, чем плюс.
Следующим пунктиком, который коробит глаз, является возможное отсутствие военных советников при создании картины. Ну никогда передняя кромка окопа не делается выше тыловой: головы бойцов не должны торчать как мишени в тире, абсолютная безграмотность расположения позиций, не такие уж и болваны были младшие офицеры Красной армии. Хотя супостаты тоже отличились «разумностью»: прошли в 30 метрах от практически незамаскированной пулеметной точки, находящейся на возвышенности, не заметили, в результате чего были убиты. Ну смешно, честное слово.
Не знаю установка ли это режиссёра, либо нежелание актеров отрабатывать, но никаких эмоций на их лицах не видно: ни страха (читай ужаса) при артподготовке или бомбардировке, ни желания отомстить за погибших товарищей, вообще ничего, как будто бой для них это что-то обыденное, как рутинная работа дворника, выметающего мусор со своего участка. Ведь война- это самое страшное что может случиться с нами. Но понимание этого факта во время просмотра почему то не появляется.
Из приятных моментов: отсутствие кровищи, кишок, оторванных конечностей, матов, орущих истеричных офицеров и компьютерной графики, что дает возможность показывать это произведение младшему поколению, чтобы помнили.
P.S. Фильм оставил неоднозначное впечатление, но спасибо творцам за то, что не создали очередной «Штрафбат», «Брестскую крепость» и т.д. и т.п., не была в очередной раз охаяна советская власть, дискуссионные вопросы не задеты, память о предках не посрамлена, а это уже результат.