Трагедия, которая разыгрывается в этом красивом и безнадежно печальном фильме, - горька и сдержанна. Она молчалива. Даже срываясь в самоубийство, трагедия не прорывается в крик, истерику, вопль. Достоинство – вот ключевое слово. Именно оно вызывает абсолютную, без аргументов и рассуждений, симпатию ко всем четверым человеческим созданиям, которым нужен этот несчастный дом, - этот прекрасный дом. Дом мечты на калифорнийском побережье. Это фильм, который садишься смотреть, думая чуть ли не весело: ну, за кого я тут буду болеть? За красивую американку – или за семью иранских иммигрантов?
Но внезапно до тебя доходит, как откровение. Эта девушка – это я. И эти иранские беженцы – тоже я. Кто не чувствовал себя одиноким и гонимым даже у себя дома, на своей земле, возможно, не найдет сходства. Я - нахожу.
Героиня Дженнифер Коннелли с обращенными внутрь себя глазами-озерами, будет погибать молча. Ее голос останется ровным. Глаза – сухими. Она падает в пропасть, она лишается одной за другой последних опор, но сохраняет безупречное достоинство. Она умеет страдать молча, - и это, наверное, уже не я. Я бы так не смогла. Она решает умереть спокойно и молчаливо. И тот магический сон, в который погружены ее спокойные, полные тайной боли глаза, не будет потревожен этим решением. Лишь один раз она позволит себе разрыдаться, превратившись вдруг в маленькую заблудившуюся девочку, какой, наверное, и должна была быть с самого начала – ведь она еще почти ребенок.
Она не вскрикнет даже тогда, когда три гвоздя вонзятся в ее голую пятку по самую шляпку. Только тихо охнет – и все.
И ее заклятый враг, которого гениально играет Бен Кингсли, – тот, с кем она окажется связанной такой жуткой и неразрывной, почти кровной связью, - умеет держать удар, как никто. Бывший богач, бывший полковник, бывший аристократ, - а ныне дорожный рабочий, - он не позволит себе прийти домой, к жене и сыну, не переодевшись в общественном туалете в хороший костюм, белоснежную рубашку, не надев галстук и – перстень. Это не игра, разыгрываемая для наивной жены. Это Достоинство. Это умение держать марку. До конца. И многие женщины поймут: мужчина, который поступает вот так, - это мужчина, с которым стоит быть рядом. В богатстве и в бедности. Хотя это и не мусульманская формула. Но это не важно.
Не важно, кто из них исповедует одну религию, кто – другую. Наступает момент, когда эти четверо становятся просто людьми. Израненными, измученными, соединенными общей бедой, общей бездомностью, общей обреченностью. Наступает момент, когда между ними не остается ничего, кроме самого чистого, самого откровенного ощущения братства, братства измученных Божьих созданий, внезапно не столько понявших, сколько почувствовавших свое родство. Но – и это самое жуткое: это чувство братства будет обретено через смерть, которую они принесут друг другу.
В картине есть еще пятый. Полицейский. Простой и хороший парень, попавший в ту же воронку, в которой суждено будет погибнуть всем пятерым. И вот итог: перед нами пять людей, пять хороших людей. У двоих будет навсегда сломана жизнь. Никто не виноват. Не обвинять же, в самом деле, американскую бюрократическую систему, невольно сыгравшую роль Фатума. Пять хороших людей, обошедшихся даже без плохих, чтобы уничтожить друг друга… Кого винить, кроме разве что пятого, - самого толстокожего и простого? Но кто обвинит человека, отчаянно защищающего внезапно обретенную Любовь, любимую женщину, которую лишили дома? Да, они все совершают глупость за глупостью, ошибку за ошибкой. И никто из них – не виновен.
Удивительно и потрясающе, что фильм такого уровня и такой силы стал первым в режиссерской карьере Вадима Перельмана. И, честно говоря, приятно, что этот фильм снял наш соотечественник, хотя и бывший. Потому что пока не обратишь внимание на имя режиссера, время от времени находишь в себе силы удивиться: как фильм столь тонкий, глубокий и страшный – но страшный без монстров и спецэффектов, - мог появиться на свет в окрестностях Голливуда? А вот, оказывается, как.
'...Я раздам все тем, кому меньше повезло... я возмещу все покалеченной птице...', или Фильм № 1
Я долго думал с чего я должен начать рецензию к данному фильму... Даже не не рецензию на фильм, а свои ощущения после его просмотра. Знаете, есть вот фильмы при вопросе о которых 'Ты смотрел/а его?' Говоришь: 1. 'Да, ничего особенного' - это фильм не очень, или просто не лег в душу. 2. 'Ну такая дрянь!' - этот фильм не понравился. 3. 'Да, неплохой фильм' - этот фильм действительно, можно посмотреть, но он не шедевр. 4. 'Конечно смотрел' - чаще говорят на какую-нибудь классику, которая и качественная и смотрели все. И наконец 5. 'О, да!!!' - для меня этот ответ значит, что фильм, не кассовый, не классика, но засел настолько прочно в памяти, что когда о нем говоришь в душе все взрывается и переворачивается, воспоминаются ощущения, переживания (возможно злость, слезы, недоумение). И чтобы ни было он всегда будет всплывать в памяти как фильм который ты никогда не забудешь. Фильм который бьет и ошарашивает так, что...
Дом из песка и тумана - именно пятый вариант. На мой взгляд данный фильм, с безумно незаслуженной низкой оценкой, фильм незаслуженно обойденный многими другими фильмами, фильм который оставляет ничем неизгладимое (хоть и тяжелое) ощущение после его просмотра...
О чем фильм? На мой взгляд фильм о семейных ценностях. Об отношениях внутри семьи. Об ответственности которую люди несут за своих детей, жен. За свою семью. За своих близких.
Кэти Николо, девушка абсолютно не нужная своей семье. Ее не понимают, про ее жизнь ничего не известно, отношения с семьей сложные поверхностные. Редкие созвоны с родными (а-ля как дела), брат Фрэнки которого не видишь, вызывает рвотные позывы, лишь по одному телефонному звонку. Мерзкий человек на которого зла не хватает. Единственная связь с семьей (а больше с прошлым) - это дом ее отца. Он как увядшая семейная ценность за которую она цепляется, которая не дает ей покоя. Борьба за дом с новым хозяином - это борьба не за имущество, это борьба, за память отца как за последнее то, что осталось.
Полковник Берани это для меня главный человек в фильме. Вот яркий пример настоящего с большой буквы мужчины, который целиком и полностью отдает свою жизнь только своей семье. Который отвечает за все. За счастливую жизнь дочери, пытаясь устроить богатую свадьбу, за жену, которая по сути является тенью своего мужа и для которой он покупает данный дом, за сына который еще не прочно встал на ноги и которого надо поднимать. Для людей такого типа, семья это все. Они все внутри контролируют, они несут полную и безапелляционную ответственность. Под маской принципиальности и жесткости (в фильме может показаться и мерзости, вредности и жестокости, но поверьте это не так), скрывается любовь ТАКИХ масштабов, что и вселенной не хватит ее объять. Для таких людей семья это все. Воздух, вода, еда. Они не мыслят жизни без своей семьи. Для таких людей нет проблем работать извалявшись в щебне, в грязи, в пыли, быть по уши в д*рьме, кушать на обеды Сникерсы, работать простым продавцом, показывая что в их семье все хорошо. Да и семья половины проблем главы семьи не знает, не знают что этот человек чувствует на самом деле, его страх, его усталость от всей это иммиграции. Ему приходится не от хорошей жизни все просчитывать, беречь каждую копейку, приумножать свой капитал, работать в Америке тем, кем бы в Иране он никогда не работал, чтобы у семьи все было. Он свято отдает себя ей, просто потому что любовь. Просто потому он мужчина. Это святая святынь. Отними у этого верующего иранца его семью и он продаст и предаст любого Аллаха, убьет любого человека, он перевернет этот мир, разрежет себя по кускам, сделает невозможное, только чтобы вернуть семью. Без нее у таких людей попросту нет смысла жизни.
И совершенно нет удивления, что он дает веский отпор девушке, посмевшей посягнуть на самое святое - благополучие семьи. Дело то не во вредности. Дело в деньгах обеспечивающих жизнь этих переселенцев. Битва за хорошую жизнь.
Меня безумно радует, что данной драме нет плохих людей. Никто из героев не заслужил такой развязки. И даже больше: по сути все герои очень хорошие люди, способные любить, способные сострадать, способные помочь другим. Это отсылка в первую очередь к жене и сыну главного героя. Люди понимающие, имеющие сострадание, готовые помочь другому человеку. В фильме отсутствует равнодушие.
Шоре Агдашлу, как я обожаю эту женщину. Этот грустный взгляд, полный отчаяния, полный боли. Эта актриса способная так преподать своих героинь, так что аж мурашки по коже идут. У меня нет слов. Помню ее еще по 'Забивание камнями Сорайи М.'
Игра актеров блестящая. Искренне негодую на отсутствие Оскара талантливому Бену Кингсли. Ты сидишь и просто всем веришь. Вместе с героями разрывается душа, темнеет в глазах, кипит мозг. Вопрос в голове как, как, как, Кингсли не дали Оскара? Я считаю что игра актеров - вот высший пилотаж этого фильма.
У меня всегда существовал любимый фильм - драма. С 2003 года - после просмотра Жестоких игр Роджера Камбла. По мере просмотров идет вытеснение. Жестокие игры вытеснила Зеленая миля. Классику Зеленую милю вытеснил Семь жизней. Семь жизней - Дом из песка и тумана. Всегда ищу что-то пронзительное, похожее. Выводящее на такие эмоции, что матерясь и думая не можешь уснуть ночами. Я с надеждой начинаю смотреть каждый фильм, надеясь что он вытеснит этот. Прошло полтора года с просмотра данной картины, но мне пока не везет. Для меня это пока шедевр № 1.
Признаюсь, первое, что привлекло меня в этом фильме - это его название. Дом из песка и тумана - дом, который далеко и в то же время близко, неуловимый, эфемерный, его нет и в то же время он есть, до него нельзя дотронуться, но его можно видеть.
Основная тема этого фильма - это одиночество героев. Каждый из них, несмотря на то, что его окружает множество людей, по-своему одинок. Пусть они пытаются это скрыть, не говорят об этом и не желают показывать.
Кэти Николо - у неё есть семья: мать, любимый брат. Но насколько же она одинока! Взрослая девушка, она все ещё живет иллюзиями, воспоминаниями о тех, прежних временах, когда был жив отец, когда семья была в сборе и все было так просто и понятно. И право было семейство Берани, называя её 'птицей с перебитым крылом, которая не может взлететь'. Она абсолютно не готова ко взрослой жизни: не прочитанные письма, стопкой валяющиеся на пороге, полная беспомощность, неспособность сделать что-нибудь, когда её лишали дома. И даже маме она ничего не может рассказать, словно боится, упасть в глазах мамы, потерять те воспоминания, которые связаны с домом. И, остро нуждаясь в помощи, она затем безоговорочно доверится человеку, так похожему на её отца.
Полковник Берани - человек, о котором труднее всего писать. Все его движения, слова заставляют чувствовать к нему уважение. Он так до конца не смог ассимилироваться, стать своим в американском обществе: его непонятная для многих гордость и достоинство, с которой он заявляет о своем уходе с работы, привычка писать справа налево. Он живет в американском обществе, он свыкся с этим, но его взгляд на старые фотографии, на небо и воду, напоминающие берега Каспийского моря, дает ясно понять, что всей своей душой и сердцем он находится в прежних временах, когда их дети были маленькие, а они с женой были молоды и счастливы.
Помощник шерифа Лестер - он давно уже не живет, а существует. Он не любит свою жену, но не может от неё уйти, он все ждет, что настанет время и все в его жизни изменится. Появление Кэти стало для него своего рода толчком. В сущности слабый человек, Лестер понимает, что он кому-то в этой жизни нужен, что за него хватаются как за соломинку, что он последняя надежда. И это придает ему сил для того, чтобы действовать. Но разве его поступки привели к чему-то хорошему? Стремление помочь приводит к тому, что рушатся жизни пятерых людей. И словно в насмешку, последний звонок домой напоминает ему о том, что и он когда-то был счастлив.
Дом, за который так боролись, - это всего лишь стены, внешняя оболочка. Главное, что пытались сохранить эти люди - это свои воспоминания о прошлых временах, свои мечты. За желание снова стать маленькой девочкой, любимой отцом, за мечту с берегов Америки снова увидеть воды Каспия, почувствовать жажду жизни и уверенность в своих силах.
Но нельзя вернуть прошлое, как нельзя вечно жить мечтами и иллюзиями. Рано или поздно придется столкнуться с реальным миром. Вся ценность наших воспоминаний заключается в том, что они живут только в нашем сердце. Несчастье героев заключается в том, что они слишком поздно осознали это.
Встреча украинского эмигранта и рекламных дел мастера Вадима Перельмана с книгой Андре Дюбюса 'Дом из песка и тумана' произошла случайно. И без сомнений - то была любовь с первого взгляда. Начинающего режиссера сразу захватила глубокая и 'русская по духу эмоциональность' романа, он 'рыдал как ребенок' над судьбами его героев, ощущая свою близость с каждым из них. И несговорчивый Дюбюс, ревниво охранявший свое детище от посягательств кинематографа, сдался, уступил, поверил. Ведь кому как ни страннику знать истинную ценность дома, и лишь испытавший потерю ведает гулкое эхо ее пустоты.
Этот звук где-то в глубине души услышала и героиня фильма Кэти Николо, когда осознала, что бездомна. Занятая собственными проблемами: тяжелым разводом, непреходящей депрессией, попытками вылечиться от алкоголизма - девушка совершенно не хотела замечать горку предупредительных писем, растущую у входной двери... Приобретшая ее бунгало семья иранских иммигрантов пытается выжить и закрепиться в чужой стране. Гордый и непреклонный полковник Берани готов браться за любую работу, дабы сохранить в глазах окружающих хотя бы видимость былого благополучия. И если для Кэти потерянный дом - это память об умершем отце и последний бастион на пути к распаду, то для уже немолодого полковника купленное на последние деньги жилище - единственная надежда на нормальную жизнь и твердую почву под ногами.
Однако незаконно отнятое и проданное здание - всего лишь брошенный в воду камень, и расходящиеся от него круги постепенно приобретают кровавые отсветы трагедии. За отчаянными попытками героев отстоять свои права на дом: за эгоистической слабостью Кэти, догматическим законничеством ее друга, помощника шерифа Лестера, за жестоким упрямством Берани - притаился страх. В фильме его открыто проявляет одна только простая и искренняя жена полковника Нади, души же остальных героев надежно спрятаны за неприступными стенами непререкаемых принципов и амбиций. Но все это лишь зыбучий песок, туман, что, рассеиваясь под натиском невзгод, обнажает в каждом из персонажей испуганное, растерянное существо, давно уже потерявшее себя. Они, как загнанные в угол звери, в бездумном инстинкте самосохранения защищают последнее, что у них осталось, - свои иллюзии и надежды, воплощенные в каменной оболочке бунгало.
Эта тема мечты как некой виртуальной матрицы, очаровывающей, подчиняющей себе, но лишающей человека возможности по-настоящему видеть, чувствовать, любить, ощущать реальность вокруг - проходит сквозным вектором через весь фильм. Упование героев на внешние изменения, нежелание идти на уступки сближает картину не только с чеховскими 'Тремя сестрами', но и с вышедшими позже 'Разводом Надера и Симин' и 'Дорогой перемен'. А горькая режиссерская ирония над ложью порабощающих утопий превращает дом как частную собственность - эдакий символ 'американской мечты' - в идола, тюрьму, своеобразного перевертыша, принимающего любые обличья: фантом потерянной родины, сублимацию оставленной семьи или просто убежища от жизни. Однако все то - лишь мираж из песка и тумана, ускользающий сквозь дрожащие пальцы жаждущих рук.
Но эта бесконечная погоня вслед за призрачными видениями вдруг парадоксальным образом открывает героям глаза на свое абсолютное бессилие. И полковник замечает, наконец, внутреннюю беззащитность и уязвимость Кэти - 'птицы с перебитым крылом', в отчаянии залетевшей к нему. А девушка неожиданно для себя осознает, что пытается отнять последнее у робкой и милосердной женщины, которая промыла и перевязала ее кровоточащую ногу. И в этот момент избавление становится необыкновенно близко, достаточно лишь сделать шаг и выйти из дома к морю - исконному образу столь желанной для всех свободы. Символичные эпизоды: Кэти стоит у воды среди беззаботно парящих птиц, кадры падающих сосен, что вырубает Берани, открывая путь к воде, и здесь же рефрен танца Нади на берегу. Но порой понимание приходит слишком поздно...
Болезненная для режиссера проблема эмиграции накладывает свой отпечаток на предельно заостренный, шокирующий финал картины. В фильме семья Берани, подобно вырванному из родной почвы растению, с трудом существует в разряженном воздухе западной цивилизации. Называя себя американским гражданином, полковник между тем внутренне отмежевывается от окружающей его ментальности, против которой, в отличие от Кэти, к сожалению, не имеет иммунитета. И большое серебряное блюдо - олицетворение их домашнего очага, что с такой любовью в начале фильма чистит Нади, в конце - валяется опрокинутым посреди злополучного дома. Но прежде супруги все же успевают выпустить на волю раненую птицу, сумевшую взлететь.
Дуэт известного оператора Роджера Дикинса и не менее опытного композитора Джеймса Хорнера дает стильную и лиричную огранку этому не 'по-голливудски' тяжелому фильму, задуманному по принципу древнегреческой трагедии. Здесь каждый из героев в полной мере несет наказание за свою вину и в то же время заслуживает глубокое сочувствие. Это миф о человечестве, потерявшем свой дом, о том, что люди - странники на земле. Он про жестокую попытку самоидентификации, после которой остается только знание своей немощи и истинной цены самого главного в жизни. Все же остальное, как дом из песка, с порывом ветра растворяется в далекой туманной пустоте.
Всегда приятно, когда выходцы с постсоветского пространства завоёвывают почёт и уважение в Стране грёз. Навскидку приходит сразу несколько имён. Среди них, например, режиссёр Андрей Кончаловский, поставивший в 1985-ом году экшн 'Поезд-беглец', за который Джон Войт и Эрик Робертс получили соответствующие номинации на 'Оскар'. Отлично себя зарекомендовал и Роман Васьянов, который работал над созданием нескольких заметных блокбастеров, в том числе 'Патруль' (2012), 'Ярость' (2014) и 'Отряд самоубийц' (2016). А актриса Мила Кунис больше известна по ролям в эксплуатационных комедиях, но в то же время успела сняться у братьев Хьюз в антиутопии 'Книга Илая' (2009), психодраме 'Чёрный лебедь' (2010) Даррена Аронофски и в фэнтези-экшне сестёр Вачовски 'Восхождение Юпитер' (2015). И есть ещё ряд других кинематографистов, которые родились ещё на территории бывшего СССР, а плодотворно работают в Стране грёз. Это касается и уроженца Киева режиссёра, сценариста и продюсера Вадима Перельмана.
И в первую очередь имя Вадима Перельмана, у которого есть несколько качественных полнометражных фильмов по ту сторону Океана и пара ярких отечественных сериалов, ассоциируется с острой социальной драмой 'Дом из песка и тумана', вышедшей на экраны в 2003-ем году и основанной на романе Андре Дюбюса III. Лента собрала солидное количество наград и номинаций престижных кинофорумов, в том числе претендовала сразу на три вожделенных статуэтки 'Оскар'. Но примечательно ещё и то, что финансированием дебютной режиссёрской работы Перельмана занимался сам Стивен Спилберг. Неизвестно каким образом Перельман уговорил культового кинематографиста, но Спилберг в который раз продемонстрировал своей незаурядный нюх на таланты. И пусть картина 'Дом из песка и тумана' еле-еле отбила свой бюджет в 16 миллионов долларов, но гораздо большее ощущение удовлетворения вызывает признание критиков и публики по всему миру. И, видимо, только потому что Перельман не стал коммерчески выгодным постановщиком он не забрался в первый эшелон представителей своей профессии, несмотря на очевидный талант.
И возможно, что содействие Спилберга в создании проекта помогло Перельману заполучить отличный актёрский состав, в котором выделяются Бен Кингсли и Дженнифер Коннелли. Героиня Коннелли - одинокая женщина по имени Кэти, которая поборола алкогольную зависимость и теперь проживает в доме, доставшемся ей по наследству. Кроме этого дома у неё ничего нет, с остальной семьёй он редко поддерживает отношения. Но бюрократическая ошибка приводит к тому, что Кэти теряет дом, а в него по бросовой цене вселяется семья иранского эмигранта Масуда Амира Берани (Кингсли). Берани всё тонко рассчитал, ведь он давно уже лелеял мечту купить дом по дешёвке, привести его в порядок и затем продать по гораздо более высокой цене, и тем самым обеспечить безбедное существование, воплощая тем самым пресловутую идею 'американской мечты'. Но Кэти не сдаётся, обратившись к адвокату, а помощь Кэти предоставляет местный полицейский Лестер. Но и Берани крепко стоит на своём. Ситуация нагнетается с каждой секундой и всё накатывается как снежный ком, что может привести к непоправимым трагическим последствиям...
В 'Доме из песка и тумана' Перельману не требовалось большое количество участников, поэтому он смог уделить практически каждому из них должное внимание, благодаря чему можно проникнуться каждым персонажем в полной мере. Кингсли вновь доказал всем свою виртуозность и широчайший диапазон. Для сравнения можно взять его кардинально различные образы в байопике о самом, пожалуй, известном в истории пацифисте в ленте 'Ганди' (1982) и роль психопатического аннигилятора в 'Сексуальной твари' (2000). В 'Доме из песка и тумана' герой Кингсли - очень упрямый и своевольный человек. Нельзя поначалу сказать, что он тебе симпатичен, скорее, даже наоборот, ведь все симпатии в это время находится на стороне героини Коннелли, но по мере развития действия, когда дело подходит к кульминационному финалу, то ты с крайним удивлением понимаешь, что это человек широкой души, за маской чисто мужской брутальности у него оказывается доброе сердце, он может в любой момент пойти на самопожертвование ради своей семьи. В общем, экс-полковник Масуд Амир Берани в исполнении Бена Кингсли многослоен, а спектр эмоций у зрителя по отношении к своему персонажу актёр вызывает самый обширный и самый глубокий. Заслуженная номинация 'Оскар' за лучшую мужскую роль!
Блистательное воплощение образа нам показывает и Дженнифер Коннелли, которая на тот момент была на пике профессиональной формы, снявшись в таких лентах как 'Тёмный город (1998), 'Реквием по мечте' (2000), и 'Игры разума' (2001) (за роль в последнем актриса и получила пока что свой единственный 'Оскар'). И вот в отношении к её Кэти в 'Доме из песка и тумана' происходит что-то подобное, как к персонажу Кингсли, но только наоборот. Поначалу ты сочувствуешь девушке, оставшейся без крыши над головой, но затем агрессия Кэти вызывает уже неоднозначную реакцию. Но всё же она, как и полковник, - заложники ситуации. И, опять же, ближе к концовке ты проникаешься героиней Коннелли, а когда намечается прогресс в их взаимоотношениях с семьёй Берани, то ты отчаянно этому радуешься, надеясь, что всё как-то наладится и справедливость всё-таки восторжествует. Но хэппи-энд не был предусмотрен, раскрывать ничего не буду, но могу честно заявить, что финал шокирует любого зрителя. Коннелли в очередной раз нам раскрыла свой глубокий драматический талант и это надо видеть.
Пройти мимо прекрасной игры от Шохре Агдашлу, сыгравшей Нади, жену Берани, и Рона Элдарда никак нельзя. Шохре Агдашлу заслуженно, как и Кингсли, получила свою номинацию на 'Оскар' в категории 'Лучшая женская роль второго плана', настолько ярко воплотила образ смиренной мусульманской жены, что задевает за живое. Она трогательная, открытая, добрая, но порой не чувствует себя счастливой. Рон Элдард, сыгравший полицейского, у которого перешёл в пиковую фазу разлад в семье, а он влюбляется в Коннелли, показывает зрителю мужской характер своего героя, где на крайние порывистые действия его побуждает эта самая влюблённость. И он тоже далеко не самый худший человек в мире, но он мог поступить по закону, который должен был блюсти, но сам его нарушает и сам же смиренно принимает наказание, что немного обеляет его в глазах публики. И молодцом смотрелся Джонатан Адут, сыгравший сына героев Кингсли и Агдашлу.
Фильм нам показывает, что одна-единственная ошибка может привести к самым печальным, к самым трагическим событиям. И остаётся ещё отметить печальную минималистическую музыку от Джеймса Хорнера, который также заслужил свою номинацию на 'Оскар'. Удивительная драматическая работа, а так как это ещё и режиссёрский дебют, то это делает картину вдвойне прекраснее.
И если вдруг тебе взгрустнётся,
То грусть не значит ничего,
Когда ты знаешь, что под солнцем
Есть крыша дома твоего
Родной дом — это не просто недвижимое имущество, не один лишь уютный кров - но кровь человеческой души с растворенной в ней памятью о близких и любимых, которые, возможно, уже ушли, о светлых временах, когда деревья были большими. Дом — это состояние души, первая и самая близкая родина, не абстрактная, про которую кричали солдаты «за Сталина», а именно та, защищая которую они готовы были погибать. Про дом, мерилом истинной цены которого стали не зеленые банкноты, а человеческие жизни, снял свою дебютную картину Вадим Перельман. Почти камерная, лаконичная в своем действии драма, не сыгранная, а прожитая тонкими и глубокими актерами, с великолепной операторской работой, образная, символичная завораживает зрителя, вовлекает в себя и потрясает до глубины души.
У молодой американки Кэти Николо из-за бюрократической ошибки государство отнимает и выставляет на продажу ее единственную собственность — бунгало на берегу океана, доставшееся ей в наследство от отца. Дом покупает семья эмигрантов из Ирана, после исламской революции вынужденная покинуть родную страну. Кэти пытается вернуть отчий дом, а глава семьи Берани яростно сопротивляется. Белый свет сходится клином на этом доме, где пересекаются жизненные пути всех участников этой драмы. На первый взгляд Кэти и полковник Берани — абсолютные противоположности и антагонисты. Она — потерянная и обессиленная молодая женщина, в глазах которой плещется тоска. У нее недавно умер отец и брак закончился расставанием, близкие люди сделались дальними. Из-за депрессии ей не хватает сил даже прочитать письма, падающие из дверной прорези и скапливающиеся на полу. Но по-настоящему плохо и страшно ей становится лишь когда ее выгоняют из собственного дома, где поселяется беда в лице семьи полковника Берани. Да и он не варвар, он другой, не похожий на Кэти странник, бывший приближенный шаншаха Пехлеви, вынужденной эмиграцией в США низвергнутый до дорожного рабочего. Гордость Берани уязвлена, но он изо всех сил поддерживает имидж обеспеченного и высокопоставленного человека даже перед самыми близкими. Идеальный муж и отец в лучших традициях исламского востока, он стоик и мягкий деспот. Его любовь к жене и сыну и ответственность перед ними безмерны, и ради будущего своего ребенка он идет на унижения и каторжный труд. Покупка дома по низкой цене становится для него выигрышным лотерейным билетом и путевкой в стабильную обеспеченную жизнь для его родных.
Казалось бы что борьба за дом должна обернуться смертельной схваткой. А она становится смертельной болью. Как будто у героев снимают кожу с души и на накале отчаяния они сплавляются во что-то единое в своем сиротстве. Внутренняя эмигрантка Кэти, чуждая бодрой идее «американской мечты» - раненая одинокая птица, захлебывающаяся в море грусти и отчаяния, и иранец Берани, отрезанный от родины и своих корней, породнились в своем несчастье. Режиссер фильма Вадим Перельман, эмигрировавший из Киева в США сам развел огонь под плавильным котлом и сам в нем растворился так, что фильм стал плотью от его плоти и попал не в паз идеи романа Андре Дюбюса, а в самое его сердце. Парадоксально, но «Дом из песка и тумана», снятый Перельманом в Голливуде десять лет назад, невозможно не сравнить и не запараллелить с «Левиафаном» Андрея Звягинцева. Удивительная схожесть есть даже в судьбах этих режиссеров, не говоря уже про родство обстоятельств сюжетной канвы и братскую близость идей этих умнейших, тонких и глубоких картин. «Как ты мог снять такой антиамериканский фильм?» - спрашивали Перельмана. А что говорили про Звягинцева — знают все. И оба, каждый в свое время, отвечали: фильм же совсем про другое. Это фильм про всех нас.
Из-за ошибки и равнодушия государственной машины разрушены жизни людей. И домик у моря, бывший родовым гнездом семьи Николо — уже не строение, сделанное из дерева родными руками отца — а остов растоптанной надежды, символ потери и беды. Длинные подробные планы, всегда сумрачное небо без проблеска солнца, и чайки летают над водою как ошалевший от нашего мира и заблудившийся в нем дух Божий, и мертвые птицы качаются на волнах как утонувшие ангелы. Срубленные деревья возле дома на Каспии, могучие и сильные сосны, погубленные руками хозяина Берани ради лучшего вида на море — это уничтоженный символ жизни, родных ее корней и новых ее побегов. Нескончаемая тревога, напряжение, создаваемые в том числе и пронзительной музыкой Джеймса Хорнера своим безжалостным крещендо пророчат неминуемую трагическую развязку. Кто же во всем этом виноват? Безразличное, жестокое и формальное государство? Несомненно. Виноваты ли люди? И их вина есть. Пассивность и слабость одной и стремление к наживе другого — стоит ли полагать, что герои наказаны автором-Судьей за свои нравственные ошибки или в такой патовой ситуации это можно считать не грехами, а стечением обстоятельств? Во всем виноваты все. И если страдают люди — значит в мире и обществе есть что-то неправильное, то, что дает повод задуматься и требует изменений прежде всего в самом себе. Чтобы дома больше не превращались в песок, а надежда не становилась туманом.
«Не жизнь разочаровывает нас, мы разочаровываем жизнь» (с)
Жизнь прожить, не поле перейти - известная пословица. А что нужно человеку, чтобы быть сильным? Да, конечно. Дом. Свой угол. Место, куда забиваются зализывать рваные раны и делиться радостью с близкими. Так было всегда. Но никогда не говори, будто знаешь, что будет завтра.
Этот фильм – осколки судеб, размазанных на двух чашах весов правды и правды. Гнетущая карусель роковых, правдоподобных, взаимосвязанных и одновременно самых глупых событий, которые только можно представить. Сказка, вывернутая наизнанку, чтобы кровоточить каждым сантиметром кривого зеркала затертых слов «все можно исправить». И это – ничто, всего-то кинорассказ о том, что могло произойти или произошло. Когда-нибудь. Где-то. С другими. С другими – значит никогда.
Наивные…
Главных героев нет. Одно из двух. Либо ни одного, либо каждый из этих людей. Молодая женщина, чей дом идет с молотка, а она вынуждена ночевать в машине. Сотрудник правопорядка, один из пришедших сказать, чтобы она убиралась вон, а сказав, полюбивший ее. Семья беженцев из Ирана, которых угораздило приобрести этот дом с красивым садом: бывший военный генерал, его тихая жена и мальчишка-сын. Дом становится роковым для каждого из них, в противостоянии уплачивающих далекую от истинной цену. И призраки, призраки, призраки… Хороводы ледяной дрожи. Самые страшные. Те, что живут в сознании, внутри. У нее – разрыв с мужем. У него – брошенные жена и ребенок. У них – угроза высылки назад на Восток. Петелька за петелькой, сеть готова. Огромная ловушка неизвестно как натянутая этим чертовым миром. Стоп. Не им. Делать такие силки по силам лишь тем, кто в них попадет.
«Дом из песка и тумана» - кино за гранью Добра и Зла. Там нет правых и виноватых. Плохое и Хорошее – выдумки слабых. Герои не желают зла друг другу, они хотят счастья себе. Оправдывать и осуждать – одинаковая никчемность.
Нет. Не так.
Слова объясняют пустоту. При просмотре не придумать ни одного поступка персонажей, могущего вывести их из этого кошмара. Шанс давался в начале, но в начале не известно, как далеко и больно нужно будет идти. Потому разгорается фатум грустной борьбы за свои права, каленым железом выжигающий, что нельзя отвечать за других. Но и это не выход.
О чем этот фильм? О тупиках, которые не преодолеть и не осмыслить. О них нужно просто знать. На них нужно взглянуть. После просмотра фильма возникает давящее чувство. Безысходность. Соль на красном.
А теперь кричи. Эхо и туман останутся безразличны.
- Ты и в правду хотела умереть? - Я просто не знала, что делать...(с)
Я не знаю таких слов, чтоб описали этот фильм. Столько хочется сказать, но все еще перехватывает дыхание и сжимает горло. Фильм - потрясающий, шедевр... Идеальная игра актеров, потрясающий сюжет и еще более потрясающую палитру человеческих эмоций и чувств передает этот фильм...
Дом. Девушка, что в нем живет... Растерянная, раненная жизнью, бесконечно одинокая девушка, от которой ушел муж, у которой нет денег, у которой отбирают дом покойного отца, она так трогательно боится сказать это все маме... 'Мне надо вернуть дом до 18ого, ко мне приедут гости'(с). Иранский полковник в отставке, который хочет устроить свою семью в США и выгодно покупает дом за сущие копейки... Помощник шерифа, который женился на лучшей подруге и страдает в браке без любви... Их всех сводит в одну точку дом. В фильме действительно показано, как бы в таких ситуациях действовали живые люди, а не 'герои' американцы. В отчаянии люди действуют слепо и это приводит к трагедиям...
Меня безумно поразила игра Дженнифер Конелли... Сколько раз ее героиня плакала, столько же раз плакала и я на протяжении фильма. Я никогда не видела, чтобы актер или актриса так мастерски передали одиночество, отчаяние, бессилие девушки перед этим миром, обычной девушки, от которой ушел муж, которая просто хотела детей и боялась приезда мамы...
Всегда стараюсь не читать описаний фильмов, это как аннотация к книге, сбивает интерес, в то время, как трейлер интригует и вызывает желание смотреть. В этот раз я поплатилась за эту нелюбовь к описаниям... Не ожидала столь драматичного развития событий, не ожидала такой безудержной и всепоглощающей горечи... Не передать словами, как этот фильм задел мои чувства! Так задел, что я решила оставить здесь рецензию.
Но, как я уже написала в заголовке- все уже сказано до меня:
О горе-злосчастии, которая постигла 6 людей.
О судьбоносной ошибке, которая переплела нити жизней этих людей.
Об игре актёров, которая действительно восхитила, заставила поверить.
О том, как красив сам фильм.
Всё уже написано, в свою очередь просто напишу об эмоциях, охвативших меня после просмотра - я совершенно разбита морально, так как не ожидала такого поворота событий. 6 человек с погубленными жизнями, в особенности невинный ребёнок... Эта горечь не подлежит описанию, вы её почувствуете сами, когда посмотрите этот фильм! Посмотрите, не пожалеете.
Все мы ошибаемся.
Кто-то в целях, которые оправдывают средства.
Кто-то в принятых сгоряча решениях
Кто-то просто ни о чем не думает
Но каждый день мы сталкиваемся с различными людьми, и наши поступки косвенно или прямо влияют на их жизни. И наоборот.
В фильме много несправедливости. В разных формах - будь то обезличенная бюрократическая несправедливость или несправедливость по отношению к чужому человеку просто потому, что он тебе чужд. Мол, своя рубашка ближе к телу.
Но поражает не это.
Несмотря на враждебные отношения и столкновение интересов, герои фильма (правда каждый в свое время) становятся человечными.
У каждого своя история - и каждая из сторон в итоге осознает, что и другую можно понять. Конечно, исход картины трагичен. И даже в чем-то справедлив.
Но самое дорогое, что в фильме есть - это вот тот самый момент, когда люди начинают понимать не только себя, но и трагедию другого человека. Когда они раскаиваются и пытаются остановить цепочку тех событий, которые в итоге сложились в те самые средства, которые когда-то оправдывала цель...
В конце фильма зло и добро смешиваются. И уже перестаешь понимать, на чьей ты стороне. Потому что у каждого своя история и своя правда. Жаль, что осознание того, что помимо твоей истории есть еще чья-то другая, иногда приходит уже слишком поздно.