История о человеческой ошибке, которая привела к столь печальным событиям и неожиданному концу.
Одинокая девушка, проживающая одна в доме (Дженнифер Коннелли), который достался ей по наследству. Невероятная грязь в доме, видимо должна нам сказать о депрессии, в которой героиня пребывает. Вдруг, откуда ни возьмись, набегают приставы и конфискуют у юной особы ее жилище за долги и безотлагательно выставляют ее за порог собственного жилища. Героиня вроде удивлена, но одновременно как-то и не очень, без всяких претензий соглашается отправиться куда подальше из своего дома. Единственный дельный совет обратиться к адвокату ей дает полицейский. Спустя какое-то время девушка все-таки идет к профессионалу и как-то очень неуверенно пытается что-то промямлить о нелепой ошибке, произошедшей с ней: дом арестован за неуплату налогов в сумме 500 (!!!) долларов, которые начислялись в отношении нее незаконно, и что ранее она уже присутствовала на суде и доказала, что нет у нее никаких доходов, с которых возможно начисление этих налогов. Все это еще куда ни шло, бюрократические ошибки порой действительно случаются чудовищные, но и их разрешение по сути проблемой не является, особенно при наличии рядом юриста, но тот факт, что за 500 (!!!) долларов героиню выселили из дома, простите, бред сивой кобылы. Можно было конфисковать машину, мебель, нехитрые пожитки, стоимость которых как раз и покрыла бы долг, но не жилье, неприкосновенность которого в Штатах тщательно охраняется. Одновременно адвокат выдает еще более чудовищную, по своему идиотизму фразу, что за два дня дом-то уже успели не только выставить на продажу, но и найти уже нового владельца, прям черные риэлторы, а не государственные органы, и что самое удивительное почему –то главная героиня не получила причитающуюся ей разницу между покрытым размером долга и стоимостью проданного жилища. Юная леди же на все это безобразие пожимает плечами и ждет, когда за нее все сделают и решат, поглощенная новыми чувствами к полицейскому. Адвокат тоже умом не блещет, и пишет горе-покупателю писульку-требование об освобождении жилплощади, на что тот, естественно, показывает жирную дулю, предлагая заплатить за дом в три раза больше его аукционной стоимости. И вот тут бы главным героям объединиться и разнести в суде налоговую в пух и прах, одной вернуть свои дом и сверху получить неслабую компенсацию морального вреда, равную по стоимости еще парочке таких же домиков, другому потребовать признать сделку действительной, поскольку приобретатель-то он все же добросовестный, просто не был извещен обо всех нюансах данного дела, что тоже незаконно, и получить уже ту сумму, которую он хочет за дом. Но они решают устроить «кухонные» разборки, действуя друг другу на нервы, нелепыми поступками, полностью исключив из уравнения главного врага, бюрократов, которые все это натворили. Тут уже начинается настоящая Древнегреческая трагедия, наполненная глупейшими поступками и гиперболическими чувствами.
Знаете, я не могу сказать, что мне не понравился сам фильм: актеры были хороши, фильм вызывает сильные эмоции, но я не могла закрыть глаза на безмерную глупость сюжета, вину за это, видимо, нужно возложить не только на создателей фильма, взявшихся снять его, но главным образом на автора, по чьему роману сняли «Дом из песка и тумана». Вероятно писатель был абсолютно юридически безграмотен, или же решил, что если напичкать роман сильными эмоциями, вызывающими жалость и сочувствие к героям, то никто ничего не заметит. Для меня же, к сожалению, проблема была высосана из пальца и я не могла смотреть на столь грубое пренебрежение элементарными юридическими знаниями.
Сам фильм заслужил крепкую
8 из 10
но исходя из всего вышесказанного рецензия отрицательная.
Трагедия, которая разыгрывается в этом красивом и безнадежно печальном фильме, - горька и сдержанна. Она молчалива. Даже срываясь в самоубийство, трагедия не прорывается в крик, истерику, вопль. Достоинство – вот ключевое слово. Именно оно вызывает абсолютную, без аргументов и рассуждений, симпатию ко всем четверым человеческим созданиям, которым нужен этот несчастный дом, - этот прекрасный дом. Дом мечты на калифорнийском побережье. Это фильм, который садишься смотреть, думая чуть ли не весело: ну, за кого я тут буду болеть? За красивую американку – или за семью иранских иммигрантов?
Но внезапно до тебя доходит, как откровение. Эта девушка – это я. И эти иранские беженцы – тоже я. Кто не чувствовал себя одиноким и гонимым даже у себя дома, на своей земле, возможно, не найдет сходства. Я - нахожу.
Героиня Дженнифер Коннелли с обращенными внутрь себя глазами-озерами, будет погибать молча. Ее голос останется ровным. Глаза – сухими. Она падает в пропасть, она лишается одной за другой последних опор, но сохраняет безупречное достоинство. Она умеет страдать молча, - и это, наверное, уже не я. Я бы так не смогла. Она решает умереть спокойно и молчаливо. И тот магический сон, в который погружены ее спокойные, полные тайной боли глаза, не будет потревожен этим решением. Лишь один раз она позволит себе разрыдаться, превратившись вдруг в маленькую заблудившуюся девочку, какой, наверное, и должна была быть с самого начала – ведь она еще почти ребенок.
Она не вскрикнет даже тогда, когда три гвоздя вонзятся в ее голую пятку по самую шляпку. Только тихо охнет – и все.
И ее заклятый враг, которого гениально играет Бен Кингсли, – тот, с кем она окажется связанной такой жуткой и неразрывной, почти кровной связью, - умеет держать удар, как никто. Бывший богач, бывший полковник, бывший аристократ, - а ныне дорожный рабочий, - он не позволит себе прийти домой, к жене и сыну, не переодевшись в общественном туалете в хороший костюм, белоснежную рубашку, не надев галстук и – перстень. Это не игра, разыгрываемая для наивной жены. Это Достоинство. Это умение держать марку. До конца. И многие женщины поймут: мужчина, который поступает вот так, - это мужчина, с которым стоит быть рядом. В богатстве и в бедности. Хотя это и не мусульманская формула. Но это не важно.
Не важно, кто из них исповедует одну религию, кто – другую. Наступает момент, когда эти четверо становятся просто людьми. Израненными, измученными, соединенными общей бедой, общей бездомностью, общей обреченностью. Наступает момент, когда между ними не остается ничего, кроме самого чистого, самого откровенного ощущения братства, братства измученных Божьих созданий, внезапно не столько понявших, сколько почувствовавших свое родство. Но – и это самое жуткое: это чувство братства будет обретено через смерть, которую они принесут друг другу.
В картине есть еще пятый. Полицейский. Простой и хороший парень, попавший в ту же воронку, в которой суждено будет погибнуть всем пятерым. И вот итог: перед нами пять людей, пять хороших людей. У двоих будет навсегда сломана жизнь. Никто не виноват. Не обвинять же, в самом деле, американскую бюрократическую систему, невольно сыгравшую роль Фатума. Пять хороших людей, обошедшихся даже без плохих, чтобы уничтожить друг друга… Кого винить, кроме разве что пятого, - самого толстокожего и простого? Но кто обвинит человека, отчаянно защищающего внезапно обретенную Любовь, любимую женщину, которую лишили дома? Да, они все совершают глупость за глупостью, ошибку за ошибкой. И никто из них – не виновен.
Удивительно и потрясающе, что фильм такого уровня и такой силы стал первым в режиссерской карьере Вадима Перельмана. И, честно говоря, приятно, что этот фильм снял наш соотечественник, хотя и бывший. Потому что пока не обратишь внимание на имя режиссера, время от времени находишь в себе силы удивиться: как фильм столь тонкий, глубокий и страшный – но страшный без монстров и спецэффектов, - мог появиться на свет в окрестностях Голливуда? А вот, оказывается, как.
Своя рубашка ближе к телу, Все за себя, всяк господин. У всех желанье стать богаче, На всех дверях замок висячий, Но пусто в нашем сундуке. И. Гете, «Фауст»
Этот фильм мне рекомендовал человек, на мнение и вкус которого я обычно полагаюсь. В конце концов мы собрались, и приступили к совместному просмотру «одного из любимых» им фильмов. Но здесь наши взгляды кардинально разошлись. В результате для него – испорченный безжалостной критикой шедевр, для меня – разочарование и негодование.
О чем этот фильм? О несправедливости? Об одиночестве? О бездушности бюрократической системы? О неспособности человека противостоять обстоятельствам? О безграничной человеческой глупости, на мой взгляд! Все, что в нем происходит - череда ошибок, которые, цепляясь одна за другую, образуют снежный ком, затем лавину, которой всех в итоге и накрывает…Многих событий, приведших к поистине печальному исходу, можно было избежать. Наверное, раз 10 за время просмотра фильма мне хотелось воскликнуть: «Да подумай же ты хоть немного головой!» Конечно, некоторые герои изображаются нам доведенными до отчаяния – куда ж им думать? Но вся загвоздка в том, что для отчаяния как раз таки нет повода. Изначально не происходит ничего непоправимого, трагедии нет. Ну да, выселяют бедную девушку из дома по ошибке, чего, кстати, тоже можно было избежать. «Было бы проще, если бы вы читали свою почту». Ну нельзя же в самом деле осуждать ее за невнимательность? Однако создается впечатление, что жизнь безразлична ей в принципе, и на саму себя ей попросту плевать. Но ведь выход есть. А она пытается покончить с собой, вместо того, чтобы бороться. У нее совсем нет на это сил! Что ж, извините, за черствость…Причины, по которым она не обращается за помощью к своей семье, остаются до конца фильма загадкой. Ведь можно же не смотря на гордость/ стыд / (или что там подразумевалось?) сказать брату что-то более внятное, чем «мне так одиноко…». В общем, не вызвали создатели фильма у меня ни сочувствия, ни сопереживания к Кэти Николо.
Теперь полковник, беженец из Ирана. Вот этот, да, борется за свое, и чужое тоже. И вроде бы как поступает по закону, но нечестно, не гуманно. Я бы еще поняла, наверное, если бы он деньги на операцию смертельной больной жене собирал, но на образование сыну… Да, своя рубашка ближе к телу.
Произошедшее с его сыном тоже не тронуло совершенно. Глупо до безобразия! Это и был план: отобрать оружие у неадекватного экс-помощника шерифа, и, направляя заряженный пистолет на людей, звать на помощь полицию?! Что за бред?
Алчный, алчный полковник… Нет, в сердце он, конечно, «лев»! А девушка, выражаясь его же языком - «раненная птица, ангел», которому надо помочь. Только вот дом отдавать он не намерен…
Про помощника шерифа умолчу. Его поступки вызывают, пожалуй, наибольшее недоумение и негодование.
Р.S. Как-то даже жаль, что не удалось мне разглядеть и прочувствовать этой тонкой, полной метафор и символов, драмы...
'...Я раздам все тем, кому меньше повезло... я возмещу все покалеченной птице...', или Фильм № 1
Я долго думал с чего я должен начать рецензию к данному фильму... Даже не не рецензию на фильм, а свои ощущения после его просмотра. Знаете, есть вот фильмы при вопросе о которых 'Ты смотрел/а его?' Говоришь: 1. 'Да, ничего особенного' - это фильм не очень, или просто не лег в душу. 2. 'Ну такая дрянь!' - этот фильм не понравился. 3. 'Да, неплохой фильм' - этот фильм действительно, можно посмотреть, но он не шедевр. 4. 'Конечно смотрел' - чаще говорят на какую-нибудь классику, которая и качественная и смотрели все. И наконец 5. 'О, да!!!' - для меня этот ответ значит, что фильм, не кассовый, не классика, но засел настолько прочно в памяти, что когда о нем говоришь в душе все взрывается и переворачивается, воспоминаются ощущения, переживания (возможно злость, слезы, недоумение). И чтобы ни было он всегда будет всплывать в памяти как фильм который ты никогда не забудешь. Фильм который бьет и ошарашивает так, что...
Дом из песка и тумана - именно пятый вариант. На мой взгляд данный фильм, с безумно незаслуженной низкой оценкой, фильм незаслуженно обойденный многими другими фильмами, фильм который оставляет ничем неизгладимое (хоть и тяжелое) ощущение после его просмотра...
О чем фильм? На мой взгляд фильм о семейных ценностях. Об отношениях внутри семьи. Об ответственности которую люди несут за своих детей, жен. За свою семью. За своих близких.
Кэти Николо, девушка абсолютно не нужная своей семье. Ее не понимают, про ее жизнь ничего не известно, отношения с семьей сложные поверхностные. Редкие созвоны с родными (а-ля как дела), брат Фрэнки которого не видишь, вызывает рвотные позывы, лишь по одному телефонному звонку. Мерзкий человек на которого зла не хватает. Единственная связь с семьей (а больше с прошлым) - это дом ее отца. Он как увядшая семейная ценность за которую она цепляется, которая не дает ей покоя. Борьба за дом с новым хозяином - это борьба не за имущество, это борьба, за память отца как за последнее то, что осталось.
Полковник Берани это для меня главный человек в фильме. Вот яркий пример настоящего с большой буквы мужчины, который целиком и полностью отдает свою жизнь только своей семье. Который отвечает за все. За счастливую жизнь дочери, пытаясь устроить богатую свадьбу, за жену, которая по сути является тенью своего мужа и для которой он покупает данный дом, за сына который еще не прочно встал на ноги и которого надо поднимать. Для людей такого типа, семья это все. Они все внутри контролируют, они несут полную и безапелляционную ответственность. Под маской принципиальности и жесткости (в фильме может показаться и мерзости, вредности и жестокости, но поверьте это не так), скрывается любовь ТАКИХ масштабов, что и вселенной не хватит ее объять. Для таких людей семья это все. Воздух, вода, еда. Они не мыслят жизни без своей семьи. Для таких людей нет проблем работать извалявшись в щебне, в грязи, в пыли, быть по уши в д*рьме, кушать на обеды Сникерсы, работать простым продавцом, показывая что в их семье все хорошо. Да и семья половины проблем главы семьи не знает, не знают что этот человек чувствует на самом деле, его страх, его усталость от всей это иммиграции. Ему приходится не от хорошей жизни все просчитывать, беречь каждую копейку, приумножать свой капитал, работать в Америке тем, кем бы в Иране он никогда не работал, чтобы у семьи все было. Он свято отдает себя ей, просто потому что любовь. Просто потому он мужчина. Это святая святынь. Отними у этого верующего иранца его семью и он продаст и предаст любого Аллаха, убьет любого человека, он перевернет этот мир, разрежет себя по кускам, сделает невозможное, только чтобы вернуть семью. Без нее у таких людей попросту нет смысла жизни.
И совершенно нет удивления, что он дает веский отпор девушке, посмевшей посягнуть на самое святое - благополучие семьи. Дело то не во вредности. Дело в деньгах обеспечивающих жизнь этих переселенцев. Битва за хорошую жизнь.
Меня безумно радует, что данной драме нет плохих людей. Никто из героев не заслужил такой развязки. И даже больше: по сути все герои очень хорошие люди, способные любить, способные сострадать, способные помочь другим. Это отсылка в первую очередь к жене и сыну главного героя. Люди понимающие, имеющие сострадание, готовые помочь другому человеку. В фильме отсутствует равнодушие.
Шоре Агдашлу, как я обожаю эту женщину. Этот грустный взгляд, полный отчаяния, полный боли. Эта актриса способная так преподать своих героинь, так что аж мурашки по коже идут. У меня нет слов. Помню ее еще по 'Забивание камнями Сорайи М.'
Игра актеров блестящая. Искренне негодую на отсутствие Оскара талантливому Бену Кингсли. Ты сидишь и просто всем веришь. Вместе с героями разрывается душа, темнеет в глазах, кипит мозг. Вопрос в голове как, как, как, Кингсли не дали Оскара? Я считаю что игра актеров - вот высший пилотаж этого фильма.
У меня всегда существовал любимый фильм - драма. С 2003 года - после просмотра Жестоких игр Роджера Камбла. По мере просмотров идет вытеснение. Жестокие игры вытеснила Зеленая миля. Классику Зеленую милю вытеснил Семь жизней. Семь жизней - Дом из песка и тумана. Всегда ищу что-то пронзительное, похожее. Выводящее на такие эмоции, что матерясь и думая не можешь уснуть ночами. Я с надеждой начинаю смотреть каждый фильм, надеясь что он вытеснит этот. Прошло полтора года с просмотра данной картины, но мне пока не везет. Для меня это пока шедевр № 1.
Признаюсь, первое, что привлекло меня в этом фильме - это его название. Дом из песка и тумана - дом, который далеко и в то же время близко, неуловимый, эфемерный, его нет и в то же время он есть, до него нельзя дотронуться, но его можно видеть.
Основная тема этого фильма - это одиночество героев. Каждый из них, несмотря на то, что его окружает множество людей, по-своему одинок. Пусть они пытаются это скрыть, не говорят об этом и не желают показывать.
Кэти Николо - у неё есть семья: мать, любимый брат. Но насколько же она одинока! Взрослая девушка, она все ещё живет иллюзиями, воспоминаниями о тех, прежних временах, когда был жив отец, когда семья была в сборе и все было так просто и понятно. И право было семейство Берани, называя её 'птицей с перебитым крылом, которая не может взлететь'. Она абсолютно не готова ко взрослой жизни: не прочитанные письма, стопкой валяющиеся на пороге, полная беспомощность, неспособность сделать что-нибудь, когда её лишали дома. И даже маме она ничего не может рассказать, словно боится, упасть в глазах мамы, потерять те воспоминания, которые связаны с домом. И, остро нуждаясь в помощи, она затем безоговорочно доверится человеку, так похожему на её отца.
Полковник Берани - человек, о котором труднее всего писать. Все его движения, слова заставляют чувствовать к нему уважение. Он так до конца не смог ассимилироваться, стать своим в американском обществе: его непонятная для многих гордость и достоинство, с которой он заявляет о своем уходе с работы, привычка писать справа налево. Он живет в американском обществе, он свыкся с этим, но его взгляд на старые фотографии, на небо и воду, напоминающие берега Каспийского моря, дает ясно понять, что всей своей душой и сердцем он находится в прежних временах, когда их дети были маленькие, а они с женой были молоды и счастливы.
Помощник шерифа Лестер - он давно уже не живет, а существует. Он не любит свою жену, но не может от неё уйти, он все ждет, что настанет время и все в его жизни изменится. Появление Кэти стало для него своего рода толчком. В сущности слабый человек, Лестер понимает, что он кому-то в этой жизни нужен, что за него хватаются как за соломинку, что он последняя надежда. И это придает ему сил для того, чтобы действовать. Но разве его поступки привели к чему-то хорошему? Стремление помочь приводит к тому, что рушатся жизни пятерых людей. И словно в насмешку, последний звонок домой напоминает ему о том, что и он когда-то был счастлив.
Дом, за который так боролись, - это всего лишь стены, внешняя оболочка. Главное, что пытались сохранить эти люди - это свои воспоминания о прошлых временах, свои мечты. За желание снова стать маленькой девочкой, любимой отцом, за мечту с берегов Америки снова увидеть воды Каспия, почувствовать жажду жизни и уверенность в своих силах.
Но нельзя вернуть прошлое, как нельзя вечно жить мечтами и иллюзиями. Рано или поздно придется столкнуться с реальным миром. Вся ценность наших воспоминаний заключается в том, что они живут только в нашем сердце. Несчастье героев заключается в том, что они слишком поздно осознали это.
Моя отзыв не несет цели дать фильму общественную оценку, я лишь выражаю свое собственное мнение. Если вы с ним не согласны, мы всего лишь не на одной волне.
Я назвал тему банально - 'Несправедливость'. Почему?
Ведь каждый может сказать, что несправедливости в жизни много, так чего же тебе тогда не понравилось? Я вам отвечу.
От каждого просмотренного фильма я ожидаю определенных эмоций: от комедии - веселья и радости, от ужаса - адреналина и шока, от драмы - задумчивости и философии. Какие эмоции во мне вызвал данный фильм? Злость, агрессию, презрение к тупости главной героини, бессмысленность и глубочайшее чувство несправедливости. Чему научил меня этот фильм? Ничему.
Очередной раз я увидел человека, который плюет на свою жизнь, забивает на всё вокруг, потому что у него в жизни случилось маленькое несчастье, а вместо того, чтобы начать что-то делать, исправлять положение, бороться, он просто лежит и грустит. Когда же всё становится еще хуже, он начинает винить всех и всё вокруг, только не себя.
У меня возникло ощущение, что автор фильма хотел вызвать жалость к главной героине. Эти глаза кота Шрэка, слезы, истерики и прочее. Вместо конструктивных решений, вежливости, разумности, компромисса и желания всё исправить, лишь инфантильное и истеричное поведение. Мне ничуть не жаль главную героиню, потому что я сопереживал весь фильм семье из Ирана. Они были добры к главной героине, даже после ее злых поступков. Они следовали закону. Почему человек должен нести ответственность, если кто-то другой не соблюдает закон и наплевательски относится к своей жизни? Это как ругаться на плиту, которая обожгла тебя, когда ты положил на нее руку. Ты разве не знал, что этого нельзя делать? Для меня тупость главной героини просто запредельна, а ее эмоции вызывают лишь разочарование. К ее действиям есть сотни вопросов, например, почему в одной из финальных сцен она не соизволила как-то повлиять на действия других персонажей и что-то изменить, а лишь вела себя как покорное дитя? Особенно, после той доброты, с которой к ней отнеслись. Гражданин полицейский - это отдельный верх кретинизма, я тут даже комментировать не буду...
Игра Кингсли превосходна, операторская работа хороша, в фильме был сюжет, который можно было красиво развить, но... Я не хочу пересматривать этот фильм, мне неприятна его идея, неприятна главная героиня и отвратительна концовка. Это перечеркивает для меня всё остальное, потому что я заканчиваю просмотр фильма только с чувством злости и несправедливости.
Встреча украинского эмигранта и рекламных дел мастера Вадима Перельмана с книгой Андре Дюбюса 'Дом из песка и тумана' произошла случайно. И без сомнений - то была любовь с первого взгляда. Начинающего режиссера сразу захватила глубокая и 'русская по духу эмоциональность' романа, он 'рыдал как ребенок' над судьбами его героев, ощущая свою близость с каждым из них. И несговорчивый Дюбюс, ревниво охранявший свое детище от посягательств кинематографа, сдался, уступил, поверил. Ведь кому как ни страннику знать истинную ценность дома, и лишь испытавший потерю ведает гулкое эхо ее пустоты.
Этот звук где-то в глубине души услышала и героиня фильма Кэти Николо, когда осознала, что бездомна. Занятая собственными проблемами: тяжелым разводом, непреходящей депрессией, попытками вылечиться от алкоголизма - девушка совершенно не хотела замечать горку предупредительных писем, растущую у входной двери... Приобретшая ее бунгало семья иранских иммигрантов пытается выжить и закрепиться в чужой стране. Гордый и непреклонный полковник Берани готов браться за любую работу, дабы сохранить в глазах окружающих хотя бы видимость былого благополучия. И если для Кэти потерянный дом - это память об умершем отце и последний бастион на пути к распаду, то для уже немолодого полковника купленное на последние деньги жилище - единственная надежда на нормальную жизнь и твердую почву под ногами.
Однако незаконно отнятое и проданное здание - всего лишь брошенный в воду камень, и расходящиеся от него круги постепенно приобретают кровавые отсветы трагедии. За отчаянными попытками героев отстоять свои права на дом: за эгоистической слабостью Кэти, догматическим законничеством ее друга, помощника шерифа Лестера, за жестоким упрямством Берани - притаился страх. В фильме его открыто проявляет одна только простая и искренняя жена полковника Нади, души же остальных героев надежно спрятаны за неприступными стенами непререкаемых принципов и амбиций. Но все это лишь зыбучий песок, туман, что, рассеиваясь под натиском невзгод, обнажает в каждом из персонажей испуганное, растерянное существо, давно уже потерявшее себя. Они, как загнанные в угол звери, в бездумном инстинкте самосохранения защищают последнее, что у них осталось, - свои иллюзии и надежды, воплощенные в каменной оболочке бунгало.
Эта тема мечты как некой виртуальной матрицы, очаровывающей, подчиняющей себе, но лишающей человека возможности по-настоящему видеть, чувствовать, любить, ощущать реальность вокруг - проходит сквозным вектором через весь фильм. Упование героев на внешние изменения, нежелание идти на уступки сближает картину не только с чеховскими 'Тремя сестрами', но и с вышедшими позже 'Разводом Надера и Симин' и 'Дорогой перемен'. А горькая режиссерская ирония над ложью порабощающих утопий превращает дом как частную собственность - эдакий символ 'американской мечты' - в идола, тюрьму, своеобразного перевертыша, принимающего любые обличья: фантом потерянной родины, сублимацию оставленной семьи или просто убежища от жизни. Однако все то - лишь мираж из песка и тумана, ускользающий сквозь дрожащие пальцы жаждущих рук.
Но эта бесконечная погоня вслед за призрачными видениями вдруг парадоксальным образом открывает героям глаза на свое абсолютное бессилие. И полковник замечает, наконец, внутреннюю беззащитность и уязвимость Кэти - 'птицы с перебитым крылом', в отчаянии залетевшей к нему. А девушка неожиданно для себя осознает, что пытается отнять последнее у робкой и милосердной женщины, которая промыла и перевязала ее кровоточащую ногу. И в этот момент избавление становится необыкновенно близко, достаточно лишь сделать шаг и выйти из дома к морю - исконному образу столь желанной для всех свободы. Символичные эпизоды: Кэти стоит у воды среди беззаботно парящих птиц, кадры падающих сосен, что вырубает Берани, открывая путь к воде, и здесь же рефрен танца Нади на берегу. Но порой понимание приходит слишком поздно...
Болезненная для режиссера проблема эмиграции накладывает свой отпечаток на предельно заостренный, шокирующий финал картины. В фильме семья Берани, подобно вырванному из родной почвы растению, с трудом существует в разряженном воздухе западной цивилизации. Называя себя американским гражданином, полковник между тем внутренне отмежевывается от окружающей его ментальности, против которой, в отличие от Кэти, к сожалению, не имеет иммунитета. И большое серебряное блюдо - олицетворение их домашнего очага, что с такой любовью в начале фильма чистит Нади, в конце - валяется опрокинутым посреди злополучного дома. Но прежде супруги все же успевают выпустить на волю раненую птицу, сумевшую взлететь.
Дуэт известного оператора Роджера Дикинса и не менее опытного композитора Джеймса Хорнера дает стильную и лиричную огранку этому не 'по-голливудски' тяжелому фильму, задуманному по принципу древнегреческой трагедии. Здесь каждый из героев в полной мере несет наказание за свою вину и в то же время заслуживает глубокое сочувствие. Это миф о человечестве, потерявшем свой дом, о том, что люди - странники на земле. Он про жестокую попытку самоидентификации, после которой остается только знание своей немощи и истинной цены самого главного в жизни. Все же остальное, как дом из песка, с порывом ветра растворяется в далекой туманной пустоте.
Всегда приятно, когда выходцы с постсоветского пространства завоёвывают почёт и уважение в Стране грёз. Навскидку приходит сразу несколько имён. Среди них, например, режиссёр Андрей Кончаловский, поставивший в 1985-ом году экшн 'Поезд-беглец', за который Джон Войт и Эрик Робертс получили соответствующие номинации на 'Оскар'. Отлично себя зарекомендовал и Роман Васьянов, который работал над созданием нескольких заметных блокбастеров, в том числе 'Патруль' (2012), 'Ярость' (2014) и 'Отряд самоубийц' (2016). А актриса Мила Кунис больше известна по ролям в эксплуатационных комедиях, но в то же время успела сняться у братьев Хьюз в антиутопии 'Книга Илая' (2009), психодраме 'Чёрный лебедь' (2010) Даррена Аронофски и в фэнтези-экшне сестёр Вачовски 'Восхождение Юпитер' (2015). И есть ещё ряд других кинематографистов, которые родились ещё на территории бывшего СССР, а плодотворно работают в Стране грёз. Это касается и уроженца Киева режиссёра, сценариста и продюсера Вадима Перельмана.
И в первую очередь имя Вадима Перельмана, у которого есть несколько качественных полнометражных фильмов по ту сторону Океана и пара ярких отечественных сериалов, ассоциируется с острой социальной драмой 'Дом из песка и тумана', вышедшей на экраны в 2003-ем году и основанной на романе Андре Дюбюса III. Лента собрала солидное количество наград и номинаций престижных кинофорумов, в том числе претендовала сразу на три вожделенных статуэтки 'Оскар'. Но примечательно ещё и то, что финансированием дебютной режиссёрской работы Перельмана занимался сам Стивен Спилберг. Неизвестно каким образом Перельман уговорил культового кинематографиста, но Спилберг в который раз продемонстрировал своей незаурядный нюх на таланты. И пусть картина 'Дом из песка и тумана' еле-еле отбила свой бюджет в 16 миллионов долларов, но гораздо большее ощущение удовлетворения вызывает признание критиков и публики по всему миру. И, видимо, только потому что Перельман не стал коммерчески выгодным постановщиком он не забрался в первый эшелон представителей своей профессии, несмотря на очевидный талант.
И возможно, что содействие Спилберга в создании проекта помогло Перельману заполучить отличный актёрский состав, в котором выделяются Бен Кингсли и Дженнифер Коннелли. Героиня Коннелли - одинокая женщина по имени Кэти, которая поборола алкогольную зависимость и теперь проживает в доме, доставшемся ей по наследству. Кроме этого дома у неё ничего нет, с остальной семьёй он редко поддерживает отношения. Но бюрократическая ошибка приводит к тому, что Кэти теряет дом, а в него по бросовой цене вселяется семья иранского эмигранта Масуда Амира Берани (Кингсли). Берани всё тонко рассчитал, ведь он давно уже лелеял мечту купить дом по дешёвке, привести его в порядок и затем продать по гораздо более высокой цене, и тем самым обеспечить безбедное существование, воплощая тем самым пресловутую идею 'американской мечты'. Но Кэти не сдаётся, обратившись к адвокату, а помощь Кэти предоставляет местный полицейский Лестер. Но и Берани крепко стоит на своём. Ситуация нагнетается с каждой секундой и всё накатывается как снежный ком, что может привести к непоправимым трагическим последствиям...
В 'Доме из песка и тумана' Перельману не требовалось большое количество участников, поэтому он смог уделить практически каждому из них должное внимание, благодаря чему можно проникнуться каждым персонажем в полной мере. Кингсли вновь доказал всем свою виртуозность и широчайший диапазон. Для сравнения можно взять его кардинально различные образы в байопике о самом, пожалуй, известном в истории пацифисте в ленте 'Ганди' (1982) и роль психопатического аннигилятора в 'Сексуальной твари' (2000). В 'Доме из песка и тумана' герой Кингсли - очень упрямый и своевольный человек. Нельзя поначалу сказать, что он тебе симпатичен, скорее, даже наоборот, ведь все симпатии в это время находится на стороне героини Коннелли, но по мере развития действия, когда дело подходит к кульминационному финалу, то ты с крайним удивлением понимаешь, что это человек широкой души, за маской чисто мужской брутальности у него оказывается доброе сердце, он может в любой момент пойти на самопожертвование ради своей семьи. В общем, экс-полковник Масуд Амир Берани в исполнении Бена Кингсли многослоен, а спектр эмоций у зрителя по отношении к своему персонажу актёр вызывает самый обширный и самый глубокий. Заслуженная номинация 'Оскар' за лучшую мужскую роль!
Блистательное воплощение образа нам показывает и Дженнифер Коннелли, которая на тот момент была на пике профессиональной формы, снявшись в таких лентах как 'Тёмный город (1998), 'Реквием по мечте' (2000), и 'Игры разума' (2001) (за роль в последнем актриса и получила пока что свой единственный 'Оскар'). И вот в отношении к её Кэти в 'Доме из песка и тумана' происходит что-то подобное, как к персонажу Кингсли, но только наоборот. Поначалу ты сочувствуешь девушке, оставшейся без крыши над головой, но затем агрессия Кэти вызывает уже неоднозначную реакцию. Но всё же она, как и полковник, - заложники ситуации. И, опять же, ближе к концовке ты проникаешься героиней Коннелли, а когда намечается прогресс в их взаимоотношениях с семьёй Берани, то ты отчаянно этому радуешься, надеясь, что всё как-то наладится и справедливость всё-таки восторжествует. Но хэппи-энд не был предусмотрен, раскрывать ничего не буду, но могу честно заявить, что финал шокирует любого зрителя. Коннелли в очередной раз нам раскрыла свой глубокий драматический талант и это надо видеть.
Пройти мимо прекрасной игры от Шохре Агдашлу, сыгравшей Нади, жену Берани, и Рона Элдарда никак нельзя. Шохре Агдашлу заслуженно, как и Кингсли, получила свою номинацию на 'Оскар' в категории 'Лучшая женская роль второго плана', настолько ярко воплотила образ смиренной мусульманской жены, что задевает за живое. Она трогательная, открытая, добрая, но порой не чувствует себя счастливой. Рон Элдард, сыгравший полицейского, у которого перешёл в пиковую фазу разлад в семье, а он влюбляется в Коннелли, показывает зрителю мужской характер своего героя, где на крайние порывистые действия его побуждает эта самая влюблённость. И он тоже далеко не самый худший человек в мире, но он мог поступить по закону, который должен был блюсти, но сам его нарушает и сам же смиренно принимает наказание, что немного обеляет его в глазах публики. И молодцом смотрелся Джонатан Адут, сыгравший сына героев Кингсли и Агдашлу.
Фильм нам показывает, что одна-единственная ошибка может привести к самым печальным, к самым трагическим событиям. И остаётся ещё отметить печальную минималистическую музыку от Джеймса Хорнера, который также заслужил свою номинацию на 'Оскар'. Удивительная драматическая работа, а так как это ещё и режиссёрский дебют, то это делает картину вдвойне прекраснее.
Это фильм, казалось бы, просто драма на основе бюрократических недоразумений. Вследствие чего являются наших глазам искалеченные судьбы.
НО! Если вдуматься глубже, это фильм о двух культурах - необразованной и невоспитанной американской, и тонкой, тяжелой восточной. Хотелось бы поговорить о второй.
Когда я увидел этот фильм, я был потрясен именно тем, как режиссер и Бен Кингсли передали нам культуру иранской семьи. Бесспорно, главный герой выше всех похвал.
Их история рассказала нам о человеке, который волей судьбы был выброшен за борт. Бывший министр, аристократ, высокопоставленная фигура в своей стране вынужден бежать, оставив все на родине после свержения главы государства Резы Пехлевы - человека в высшей степени образованного и современного. С тех пор Иран живет как любое другое отсталое мусульманское государство. Но когда-то это было не так. Женщины учились и работали, не скрывали своих лиц, носили мини (!), женщины свободно общались с мужчинами, свободно выезжали в другие страны, как равноправные члены общества.
После государственного переворота все приближенные Резы Пехлеви были либо расстреляны, либо повешены. Кому-то удалось сбежать. Одним из тех несчастных оказался полковник Массуд Берани.
Он потратил почти все деньги на то, чтобы выдать замуж дочь в хорошую семью. Он 4 года был вынужден жить с семьей в дорогом отеле, он жил жизнью, которую не мог себе позволить, чтобы сохранить репутацию состоятельного человека. Тот, кто имел когда-то высокое положение в обществе и все потерял, поймут о чем я, и не станут осуждать его за расточительство.
Он скрывал от семьи, что работает на заправке, ремонтирует дороги. (Это бывший министр!) Это самое глубокое унижение, которое может переживать человек. Потому что золотые годы жизни не дадут покоя на конца дней. И вспоминая их, становится невыносимо горько!
Наконец, удача, казалось бы, улыбнулась, он увидел нашел дом, который мог позволить себе купить. Но главное, что привлекло его - это вид на побережье, так напоминающее о его роскошной летней резиденции в Иране, окна которой выходили на Каспийское море... Это очень жестокий фильм, господа!
Фильм показывает их быт. Это прекрасное убранство обычного доселе домишка. Эта мебель, эта посуда, эта манера общения между членами семьи, эта женщина... Прекрасная восточная женщина, настоящая аристократка! По-восточному красивая, образованная, безукоризненно воспитанная в духе высшего общества...
После фильма моя сестра горько плакала, так как этот фильм напомнил ей многое из нашего прошлого. Его действительно стоит посмотреть.
Неоднозначное впечатление. Именно впечатление. Ибо как истории о реальном событии - НЕ ВЕРЮ! Романа-основы не читал, сценария тоже, поэтому сказать о том, что режиссер все перекроил - не могу. А хотелось бы...
Редкие фильмы позволяют поверить, что США можно любить не только за экономические возможности, но и за землю и море. Удивительно, но большинство таких фильмов снято не натуральными американцами. Этот - один из них. До просмотра жена меня спросила, хочу ли я съездить в Америку. Я не хотел. После просмотра у меня возникло ЖЕЛАНИЕ поехать туда. Так что работа с натурой хороша. ОЧЕНЬ!
Операторская работа великолепна. Картинка томна, но не скучна. Она тянет, но не затягивает. Манит, но не надоедает. И цвет... Он ярок,но не пестр. В общем, не американский цвет.
Сюжет.... Сюжет подкачал. После просмотра фильма очень захотелось прочесть книгу, памятуя о том, что нередко режиссеры выкидывают 'лишнее'. Казалось,, что с водой выплеснули и ребенка.
В фильме две темы: кочевник-иранец, потерявший свои корни и ищущий покоя своей семье, и кочевница-американка, потерявшая связь реальностью и ищущая ее в символе - семейном доме, оставленном под ее ответственность. Но третья тема - тема полицейского - это 'бог из машины' или что-то недоразвитое? ибо режиссер необоснованно ее принизил, либо сценарист недотянул. При том, что этот персонаж создал проблему на ровном месте, не решил ее и ушел.
Важная тема, великолепная картинка, прекрасная игра актеров... И довольно невнятный сюжет (проблемная часть - полицейский). Посмотреть хорошо, полезно, но приобретать для коллекции - излишне.