К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Экранизация произведения известного бенгальского писателя Ширшенду Мукхопадхайя. История о трёх поколениях женщин одной семьи, о том, как менялось их социальное положение с течением времени…

1949 год. Бывшая британская колония превратилась в две независимые страны, Индию и Пакистан. Территория Бенгалии тоже разделена. Сомлата, девушка из бедной семьи, входит невесткой в дом некогда богатых землевладельцев. Она скромна и, вот неожиданность, умна! Новые родственники ждут не дождутся, когда же умрёт старая Расмони, которая живёт в семье братьев с тех самых пор, как овдовела. Её когда-то выдали замуж в 11 лет, за мужика на 40 с лишним лет старше её, а через год он умер. И она осталась вдовой в 12 лет. Но её не сожгли на костре вместе с мужем, как было принято в то время, не отправили в «дом вдов», и не выгнали на улицу, а осталась она жить в отцовском доме. И хоть её роскошные волосы остригли, и она вынуждена всю жизнь носить белое сари, и есть только овощи и рис, братья и отец всё же всегда баловали её, дарили ей разные украшения. А сама Расмони имела очень вздорный характер и была вредной и капризной. Тем более что постепенно взрослея, она с вожделением смотрела из окна на улицу на проходящих мимо парней, и изнывая от страсти и желания обладать ими, но не имея для этого возможности, становилась всё злее и противнее. И самое главное, ради чего все мирятся с её несносным характером, - это шкатулка с драгоценностями, которую Расмони получила в приданое от своей бабушки. Это очень сильно задело её отца и братьев, что бабушка завещала свою шкатулку не сыну и двум внукам, а именно единственной внучке. А там ведь целых 5 кг чистого золота! Расмони каждый день перебирала и пересчитывала драгоценности в шкатулке, и практически не выпускала её из рук, не давая никому даже приблизится к её сокровищам.

И вот прошли годы, Расмони состарилась, и родственники каждый день ждут, когда она наконец умрёт, чтобы прибрать к рукам драгоценности. И вот этот день настал, и даже ещё не похоронив Расмони, все кинулись искать злосчастную шкатулку. Но не тут-то было. Старуха оказалась не так-то проста. Даже после смерти она не намерена расставаться со своим богатством. И вот, в самый обычный день произошла судьбоносная встреча умницы Сомлаты и призрака Расмони… И только Сомлата знала где находится шкатулка. Новая семья Сомлаты живёт в роскошном доме, который больше похож на дворец (в нашей стране из таких домов после революции, в Средней Азии делали дома Культуры или библиотеки, а в Москве, из таких домов получались шикарные коммуналки, начала 20 века), и уже давно заложен за долги. При этом никто в семье не работает. Особенно мужики. Конечно, (как заявил свёкор Сомлаты) они же помещики, землевладельцы, и работать для них, значит унизить себя и опозорить свою семью. И не важно, что после раздела страны на Индию и Пакистан все их владения остались в Пакистане. Они же заминдары, и лучше умрут от голода или продадут из дома всё, что можно продать, в том числе и украшения своих жён, чем начнут работать. Поэтому им так нужна эта шкатулка Расмони... А когда Сомлата с мужем пытаются наладить небольшой бизнес (открыть магазинчик по продаже сари), и хоть таким образом содержать всю семью, то все мужики в семье, создают им множество проблем, не давая развернуться. Конечно, сын помещика будет заниматься торговлей, это же позор на всю округу. Но призрак Расмони встаёт на защиту магазина, ведь ей очень польстило, то, что племянник с невесткой назвали свой магазинчик её именем...

Ох, как мне понравился этот фильм! Наткнулась на него совершенно случайно, просматривая фильмографию Конконы. Да ещё и режиссёр Апарна Сен - и не смогла пройти мимо, как говорится. Решила, что поскольку новинки бенгальского кино в принципе, а уж такого качества, как творчество Апарны Сен, тем более - у нас большая редкость, то нужно «нести его в массы», т.е. обязательно о нём написать.

История просто замечательная - хитросплетением нюансов, неподражаемой игрой Моушми Чатерджи и Конконы Сен Шарма, тонким психологизмом и по-настоящему глубоким подтекстом. Бенгальский кинематограф - for ever! (лично для меня отныне). Вот бы ещё найти другие произведения этого писателя (даже не знаю, есть ли они в переводе хотя бы на английский...). Наверное, не просто так его считают «живым классиком»…

Великолепный фильм! Как изящно повествование о представительницах трёх поколений конкретной семьи, вписано в монументальное историческое полотно! Моушми я любила всегда, и в данном случае она меня покорила снова. Призрак Расмони в её исполнении это нечто феноменальное. Не могу даже подобрать слов, как это описать. Шедеврально. Блестяще. Восхитительно. И ещё много разных эпитетов. Конкона тоже была превосходна. Молодец, очень тонко и точно сыграла, особенно в сценах общения с призраком Расмони.

Релиз подтолкнул меня собрать все имеющиеся на просторах интернета режиссёрские работы Апарны Сен в единую папку для личной коллекции. Решила устроить себе ретроспективу в порядке хронологии.

Одним словом, это полноценный фильм со смыслом. Великолепная декорация, сценарий, кинематография. Самое главное - диалоги. Просто удивительно. В самом конце моей рецензии я благодарю режиссёра/сценариста этого фильма за великолепный сюжет и за смелость, в экранизации такого сложного произведения.

10 из 10

23 ноября 2020 | 07:22
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: