Название моей рецензии – это отсылка к двум, прямо скажем, не последним французским картинам 60-х. На ту же интересную тему. В том же городе любви. Я же напишу об относительно молодом и прекрасном фильме без конкретики, а просто используя эти классические формулировки и некоторые максимально общие моменты и параллели. Да простят меня создатели, что я использую всё это как инструмент, но это говорит лишь о том, что все три киноленты по-своему впечатлили меня и вдохновили на данную рецензию.
Дневная красавица
Здесь прежде всего о внешнем, а не о внутреннем, с этого я и начну. Обе героини вынуждены искать себя днем. Расцветать именно днем, как одноименная лилия. Мы как-то привыкли к тому, что все самое романтичное происходит под покровом ночи. А тут дню тоже дается шанс стать временем волнений, приключений и открытий. И еще, пожалуй, это о смелости. Почти в каждом из нас сидит чертик, но кто-то его запирает, а кто-то выпускает наружу. Так вот, это о том, чтобы найти для чертика щелочку. И я даже не вкладываю сейчас в это выражение ничего пошлого. Ну и легкий бонус насчет красавицы, в качестве заметки на полях. Я раньше не задумывался, что означает псевдоним известной актрисы Jolie. А теперь просветился благодаря оригинальному названию картины «Молода и прекрасна».
Жить своей жизнью
Не могу назвать себя знатоком новой волны французского кинематографа 60-х, но когда-то этот фильм Жана-Люка Годара приглянулся мне больше всего в своем жанре. Он зацепил не только каким-то особым шармом и атмосферностью, но и экзистенциальными смыслами в рамках данной тематики. Запомнилась фраза, используемая в качестве эпиграфа: «Надо посвящать себя другим и оставаться самим собой». «Молода и прекрасна» – на первый взгляд, совсем другая история. Всё иное: исходные причины, мотивы, в конце концов, эпоха. Но если затронуть внутреннее, то данная история об этом же. В совершенно другой внешней оболочке, с другим наполнением, но в глубине своей – об этом. Не социалочка, снятая для получения фестивальных наград и выставляющая на всеобщее обозрение проблемы и масштабы проституции в стране. В центре внимания – Человек. Девушка и ее чувства, а не ее социальное положение. Франсуа Озон понравился тем, что он не хвалит и не осуждает свою героиню. Не восхищается ею и не критикует ее. Не назидает. Не переучивает. Он дает ей оставаться самой собой и жить своей жизнью.
P.S. Помимо серьезных материй «Молода и прекрасна» порадовала меня как футбольного болельщика, любителя музыки и не только мелочами из серии «верните мой 2013-ый». Время яркого, но так и не дотянувшего до чемпионства Ливерпуля (младший брат героини играет на приставке: «Джеррард делает длинную передачу на Суареса»). Время, когда Златан отжигал в ПСЖ (в другой сцене картины по ТВ слышится: «Ибрагимович отдает пас налево»), а мы с друзьями отжигали под звучащий в фильме трек «M83 - Midnight City»…
С художественной точки зрения тут особо придраться не к чему, но смысловая нагрузка картины продолжает то, что одни называют либерализацией, другие разложением общества. Относиться к этому явлению можно по-разному, но сложно отрицать его существование.
Фильм стоит посмотреть хотя бы ради возможности увидеть, что даже на самые острые моменты может быть альтернативная точка зрения и то что в одном социуме табу, в другом может быть легкой рябью на поверхности общественной морали.
То, что 17-ти летняя девушка решает заняться проституцией забавы ради – это еще можно понять.
Но вот совершенно нейтральная реакция общества на это, лично у меня вызвала серьезный когнитивный диссонанс. Родители, полиция и другие причастные отнеслись к этому как «ну случилось и случилось». Никакой серьезной реакции, выводов и последствий…
Жизненный опыт орет - именно подобная нейтральность рождает самых страшных демонов! Ну остановитесь, ну просто послушайте! Но нет, каждый как муравей, выполняет строго заложенную программу и, кажется, в принципе не способен от нее отклониться.
Прекрасному лебедю не миновать фазы гадкого утенка
Фильм трогательный, меланхоличный, нежный, как возраст и характер героини.
Картина затрагивает немало животрепещущих проблем: отцов и детей; трудностей переходного периода подростков, особенно остро ощущающих себя совершенно не понятыми и одинокими во время своего взросления; секса в большом городе, и, наконец, неизбежной монотонности и серости в 'благополучной' семейной жизни.
Да, лента о многом и важном, но только не о девушке по вызову.
Французские кинематографисты, мастера психологического анализа личных взаимоотношений, и в данном случае остались на высоте моральных принципов истории, подкупающей своей искренностью и тонкостью суждений.
Здесь заслуженный респект французкой знаменитости - режиссеру Франсуа Озону!
Зрители становятся свидетелями процесса формирования из еще вчерашней девочки, молодой и прекрасной, в уникальную женщину, понимающую свое главное назначение - любить и быть любимой!
Само собой напрашивается аналогия с еще не оперившимся лебедем, в котором уже угадывается грация и величавая стать.
Исполнительница главной роли талантливая и серьезно работающая актриса Марина Вакт, о которой кто-то совершенно справедливо сказал: 'Это как день среди ночи...'
Музыка в фильме, порой, рассказывает больше, чем само киноповествование!
Рекомендую к просмотру всей семьей, так как этот рассказ не оставит равнодушными ни родителей, ни их детей, более того, подскажет верное решение в сложных бытовых коллизиях.
Обожаю Изабель и Жоржа! Ну и что, что ей 17, а ему - 63? Они восхитительны, красивы и идеальны! Нежность, страсть, ревность, одиночество и обретение друг друга! И это все о них!
Первая искорка у ребят пробежала во время их первой встречи при не очень пристойных обстоятельствах... Он говорит ей комплименты, нежно целует в щеку... А потом трогательно спрашивает: 'Мы увидимся снова?' Она, словно бы боясь того, что этот парень станет для нее особенным, довольно грубо отвечает: 'Я могу только днем - и никаких выходных!'
Потом встреча в театре, куда притащили ее родители... И где она видит его с другой - и молча ревнует, не зная, кто она ему на самом деле... Потом взгляды Жоржа и Изабель встречаются - немая сцена! - и он строчит ей СМС с просьбой о встрече...
Их новое страстное свидание... Видно, что он жутко соскучился! Затем трогательный момент - он накидывает ей лишнюю соточку, она говорит 'спасибо' и целует его. Но теперь его очередь ревновать, он с заметным страданием в глазах спрашивает: 'У тебя много других', а она стыдливо опускает глаза...
Постепенно они обнажают друг перед другом свои души - такие нежные и чистые... И, кажется, вот сейчас они скажут друг другу самое главное! Но скажут ли? Узнаете, когда посмотрите...
И главная сцена, моя любимейшая, когда она, грустная, стоит у окна, а он молча подходит - и крепко-крепко обнимает... А она с невыразимой нежностью берет его руку... Вот это момент! Прошибает до слез! Слова не нужны - и так все ясно! Несомненно, эти объятия великой Любви, как крылья Ангела, останутся с ней на всю жизнь!
Вот из таких крупиц, как из бусинок на нити, и складывается их прекрасная история... Только эта нить непрочная, в любой момент порваться может - и...
Грустные песни и лирические вставки, звучащие в фильме, очень лиричны, и, кажется, резко контрастируют с картинкой на экране. Но это только кажется. Ведь именно в них закодирован тайный смысл кинокартины. На самом деле, я думаю, что это монологи Изабель и Жоржа, обращенные друг к другу.
Первая цитата, начинающаяся со слов: 'Я так боялась всего и ничего', явно принадлежит Изабель - и она обращена не к Феликсу, а к Жоржу, хотя Изабель еще и не знала его, но ее душа жаждала и искала его. Главная мысль: 'С каждой лаской, с каждым поцелуем, я становилась той, кто я сейчас: Женщиной, которая любит тебя больше жизни. Вот что ты со мной сделал своей любовью!'
Следующая лирическая вставка: 'Как и твое, мое сердце не может ничего обещать тому, кто боится любви. Но какой смысл прятать его от того, кто тебя любит?
Мне нечего тебе предложить, лишь то, что видят мои глаза.'
Главная идея: 'Счастья не бывает в одиночестве'.
Третья вставка - несомненно, слова Изабель: 'Я часто сидела в своей комнате и мечтала о том, кто придёт ко мне однажды и заберёт меня из детства, и с кем я уеду далеко-далеко. И если бы мне пришлось Его описать, я бы, конечно, ошиблась. Но я полюбила Его улыбку ещё до того, как мы встретились. Когда я увидела Его впервые, Он был такой же, как и все. Но я знала, что Он – Тот Самый. Лишь Он - и никто другой…'
Это, конечно, не о туповатом Алексе (до боли напоминающего своего предшественника - Феликса), а о Жорже, ее Единственном! И эти прекрасные, счастливые, но разрозненные монологи двух любящих сердец идут вразрез с окружающей их грязью, пошлостью, безысходностью и трагизмом окружающей их жизни... В этом весь надрыв душ и судеб...
Поэтому настоятельно рекомендую зрителям фильма ознакомиться с треками и их переводами! Все это легко найти в интернете!
У меня огромные претензии к режиссеру — почему у таких классных ребят все так закончилось? У таких, как они, все должно было быть по-другому, пусть это было бы и не реалистично... Эти Двое заслужили настоящего Счастья, кто бы что ни говорил!
Обрели ли они его? Вопрос сложный. Но их Любовь — великая и чистая, сильнее страдания, на которое он так бесстрашно шел! Они преодолели свое роковое одиночество в толпе, обретя друг друга! Это, наверное, самое главное!
Песня, звучащая в конце, прекрасно выражает эту идею: 'Мир за окном возвращает меня к его монотонной жизни, в городе я теряюсь, забываюсь… и подчиняюсь ему… Да, я подчиняюсь… Но когда мы встречаемся вновь… когда небо темнеет… Один лишь его взгляд… И я снова касаюсь неба… И весь мир подо мной…»
Он помог ей коснуться неба и обрести себя! Но не слишком ли велика цена, которую им пришлось за это заплатить? Каждый из вас на этот вопрос ответит сам...
Отдельно хочется поговорить о сопернице Изабель - Алисе - жене Жоржа. Ее многие зрители хвалят, но мне она показалась стервой, каких поискать. Такой Ангелочек - говорит спокойно, улыбается... Но, как по мне, она знатно отомстила Изабель именно этой своей 'добротой', такой острой и ранящей. А заплатив Изабель 300 евро, Алиса мягко указала ей на ее место...
Кроме финала, на мой взгляд, в фильме есть и другие недостатки — в частности, я не поклонница откровенного кино. Много, слишком много сальностей, цинизма и грязи!
Но ради такой чудесной пары режиссеру можно простить все!
Я вынесла из финала главную Истину: Не бойтесь Любви и не прячьте свои сердца от Любимых! Скажите им главные в жизни слова, а то может быть слишком поздно!
Казалось бы, как может понравится фильм, где фактически нет поворотов сюжета? Абсолютно линейное повествование, где даже смерть подается с каким-то немецко-скандинавским спокойствием. А вот так, понравилось и все.
Когда смотришь фильм, то невольно ухмыляешься: нет, это не проституция. Где злобные сутенеры, психи, венерические болезни в конце концов? Череда каких-то чистеньких мужиков без бзиков...
Потом понимаешь, что девушка-то вполне себе обеспеченная, просто разврат ей нравится, да и в семье, судя по скромным намекам, не все так просто.
Уже после просмотра осознаешь, что Озон и не стремился показать реальность. Хотите реальности? Смотрите Шлюху Кена Рассела. А здесь свой мир режиссера. Он создал и показал свою шлюху. Как Кубрик создал свой Нью-Йорк в Лондоне в Широко закрытых глазах.
Озон рисковал. Очень сложно создать свою вселенную, если ты не Марвел или DC. Но у него получилось. Хватило смелости, опыта, таланта. То есть ты понимаешь, что реальность приукрашена, но принимаешь ее. Ибо талантливо.
Прочла в одной из рецензий, что фильм напоминает о том, насколько человек сложный и многозначный - и да, я абсолютно с этим согласна. Писать о таких вещах, как 'Молода и прекрасна' достаточно тяжело, так как многие видят в этом фильме историю вертихвостки, захотевшей новых ощущений и нашедшей их в сексе за деньги. Извините, но тут немного не о том. Точнее, тут совсем не о том. Озон грамотно выстроил цепочку событий: одно вытекает из другого, всё идёт последовательно и правильно, помогая зрителю лучше понять происходящее. Но! Всё не настолько очевидно, иначе не было бы массы возмущений по поводу бессмыслицы и абсурда в данной картине.
Итак, что касается героини Марины Вакт (Изабель). Пока я смотрела фильм, многое (почти всё) в её поведении было абсолютно мне не понятно. Вопреки множеству мнений о том, что она выглядит скучающе и меланхолично, у меня такого впечатления не сложилось. Скорее, я восприняла её как думающую и понимающую, понимающую настолько много и глубоко, что это сделало её совершенно одинокой. Сказать, что я на сто процентов убеждена в том, каковы были её мотивы в подобном образе жизни, я не могу, как раз потому, что человек архисложен во всех смыслах. Но я сумела почувствовать её так, будто всё это произошло на самом деле, а мне удалось лично поговорить с Изабель и взглянуть ей в глаза. Да, её семья обеспечена, они могут позволить себе путешествия и многое-многое другое, так в чём же дело? На этот вопрос может ответить сцена, когда Изабель и её мать впервые пришли на приём к психологу. Именно тогда становится понятно, что в их семье есть всё, кроме доверия и любви. Мать Изабель требует у неё объяснений, негодует и сокрушается по поводу произошедшего: 'Я ведь достаточно зарабатываю, ни в чём ей не отказываю, как это получилось?'. Сразу же после этого становится понятно и то, что деньги не являлись для главной героини центральным составляющим всего процесса, она брала их просто потому, что таковы правила игры.
Назвать увиденное 'поиском себя', 'бунтом против системы', 'бзиком заскучавшей девицы' или чем-то ещё я не могу, все эти смыслы будто лежат на поверхности и ждут, пока кто-нибудь схватит их и прилепит к фильму, затмив истину. Следуя из всего этого, необходимо заметить, что во время своего первого опыта, Изабель как бы наблюдала за собой со стороны и всё это действо не особо впечатлило девушку. Об этой сцене уместно вспомнить в конце фильма, когда героиня начинает ходить на приёмы к психологу и отвечать на вопросы о том, зачем занималась проституцией. Осмелюсь предположить, что первый секс дал девушке почувствовать себя частью процесса для животного удовлетворения потребностей, в котором нет ничего от близости или, тем более, любви. Это просто секс, просто нечто, что, на самом деле, не даёт каких-то сакральных знаний о партнёре. В какой-то момент мне даже показалось, что это напугало Изабель, ибо в наше время секс - это открытая тема, можно даже сказать, культовая. Многие люди стремятся получить его чем больше, тем лучше, а тут появляется человек, который находит всё это удовольствие призрачным, а после принимается убеждать себя в обратном, в постели с опытными и обеспеченными мужчинами. Ведь секс - важная составляющая взрослой жизни. Как быть, если он, ну, допустим, не нравится тебе?
Не знаю, насколько я права или нет, но это определённо сложное кино, и именно поэтому - не для всех. Нужно думать, анализировать, сравнивать и искать смыслы, но не в этом ли вся суть? Если вы смотрите фильм, в котором всё разложено по вытертым от пыли полочкам и после просмотра вам не о чем подумать, считайте, что вы просто неплохо провели время. Но ведь этого мало, согласитесь? Мои твёрдые и осознанные
Молодая 17-летняя мадемуазель Изабель живёт с родителями, но ее личная жизнь сокрыта от посторонних глаз матери, отчима и подруг, да настолько, что Изабель после своего тоскливого первого совокупления становится девушкой по вызову.
К счастью, фильм Точка о жизни российских интим-услужниц примером для изящного француза Озона не становится и у него получается буржуазно-психологическая (почти) элегия о поколениях и молодости. Самой актуальной становится игра в 'дочки-матери' с мотивами, подсказанными 'Скрытым' Михаэля Ханеке. Та же мать-ханжа и та же дочка (там был сын, впрочем), выражающая таким вот образом протест. Есть здесь и некое подобие комплекса Электры. Просто так уж случилось у Изабель, что буржуазная самоуспокоенность и комфорт настигли ее в сексе, тем и вызвали нравственно-безнравственное беспокойство. Недаром своего бойфренда она отшивает после милого завтрака с со своей родней. Поколенческий дисконнект оборачивается асоциальным, пусть и тщательно маскируемым (до случая), поведением.
Озон не был бы постмодернистом, если бы не включал ещё и мотив игры в действия своей героини. Отсутствие даже возможности флирта из-за недоверия (лживости) матери порождает отчуждение в семье и в нормальной жизни (в школе), а компенсация - в эротической (не сказать, что порнографической) изнанке взрослого мира.
Интересно, что итог получился вполне милым. И хоть некоторые рецензенты брешут о ненатуральности французской молодёжи у Озона, все как раз естественно. Этакий тихий, но провокационный протест против отцов и их ханжеской буржуазности.
Очень неоднозначная история, очень неоднозначный фильм. Зацепили атмосфера, сюжет, игра актеров, вкусная картинка. Франсуа Озон порадовал нас очередной острой психологической драмой. Драмой, которая, увы, будет понята далеко не всеми.
Очаровательная семнадцатилетняя Изабель. Сама молодость, грация, красота. Девушка-нимфа. Весь мир должен пасть к её ногам. В её взгляде хочется видеть восторг, наивность, нежность, жажду жизни, которые так присущи прекрасной молодости. Но их нет. Мы видим в её остекленевших блестящих глазах лишь пустоту, грусть, отчаяние, осевшее где-то глубоко на дне её юной души. Но что же сделало её такой? В чём же причина? И что так неожиданно толкнуло юную девушку, у которой вроде бы всё есть, на такой грязный и ужасный со стороны окружающих путь 'проституции'?
Неумение любить. Да, Изабель не способна любить людей, любить этот мир. Ничего не может пошевелиться в этой вроде бы такой юной душе, которая умерла так рано. Мы смотрим и не понимаем. Что не так? В чём дело, Изабель? Смотрим и не получаем ответов. Смотрим - и все тот же одновременно умный и грустный остекленевший взгляд прекрасных серых глаз.
Её жизнь пуста, лишена эмоций; её жизнь не имеет смысла. Но теряя смысл и радости бытия, мы теряем так же и привязанность к людям и зависимость от общечеловеческих моральных ценностей. Исчезают границы, навязанные обществом, родителями, семьёй. Теперь ты свободен и способен абсолютно на всё.
Как мне кажется, именно в такой ситуации оказывается Изабель. Поступает первое, неожиданное, пугающее, но вместе с тем и необъяснимо заманчивое, притягательное предложение.. Девушка решает - а почему бы и нет? И оказывается затянутой в эту странную, но с её стороны совсем не порочную игру, которая даёт ей новый опыт и эмоции, шанс побыть другим человеком, вырваться из обыденности бытия.
Как относиться к поступкам Изабель, осуждать её или нет - дело каждого. Но, в любом случае, фильм заставляет задуматься, оставляя в душе зрителя чистый, сияющий, меланхоличный осадок грусти, свободы, легкости. Лёгкости жить и лёгкости губить себя. Лёгкости, которая доступна далеко не каждому.
Фильм дает нам шанс посмотреть на человеческие ценности, на молодость, на чувства, и даже на секс с совсем другого ракурса, неожиданного, притягательного и завораживающего. В чём-то странного, страшного, пугающего. Кто-то скажет, антиморального. Но не я.
«В 17 лет серьезность не к лицу, под липами пора гулять настала»
Снова и снова возвращаюсь к фильму 'Молода и прекрасна'. Вообще люблю Озона, он рассматривает жизнь под очень интересным, нетипичным углом. И фильмы у него нетипичные.
Парижанка Изабель юна и действительно прекрасна. Она отлично успевает в школе, у нее хорошие друзья, любящие и понимающие родители, материальный достаток, чудесный домик на море и т.д. и т.п. Казалось бы, все, что может пожелать девушка ее возраста. Но у семнадцатилетней Изабель есть маленький скелет в шкафу. В интернете она знакомится со взрослыми (да что там - пожилыми) мужчинами, а потом спит с ними за 300 евро. И так продолжается до тех пор, пока в процессе бурного секса не умирает очередной ее любовник. Не совместив свои скромные сексуальные возможности с юношеским пылом нимфетки.
Фильм откровенный и реалистичный, но эстетически очень красивый. Этого у Озона не отнять. И о многом заставляет задуматься. Ведь никакого четкого ответа - почему Изабель решила пойти на это, почему согласилась в первый раз, режиссер нам не дает. Да, ее родители развелись, но у нее неплохие отношения с матерью, отчимом, родным отцом, братом. Да, не совсем удачный первый сексуальный опыт. Хотя, опять же все относительно, положа руку на сердце - у многих ли девушек он лучше? Деньги ей тоже были не нужны. Адреналин, азарт - вот и весь интерес. Страшно, на самом деле. Внутренний конфликт Изабель, внешне такой благополучной, ломает ей жизнь. Ведь неизвестно, кого она встретит в номере отеля в следующий раз.
Представим себе, что мы спонтанно попали на сеанс неизвестного нам фильма, опоздали и не видели начальных титров с именем режиссёра, и потому не знаем, что он известен, моден, славен рядом фильмов.
... фильм скучный, сюжет избитый, интрига буксует, обнажёнка превалирует и не не заводит, но и не скатывается в пошлость и, с середины фильма, ощущается почерк похожий на известного нам, Франсуа Озона.
Мы избранный зритель. .. нет, это не его фильм: нет внутреннего вулкана страстей, глубины. И здесь разговор двух женщин: возрастной и юной, и не стало сомнения - это мог снять лишь Озон!
Жёстко и бесконечно интимно о женщинах и, почему мы решили, что они главные героини фильма. Я так не считаю: они призма через которую Озон показывает нам мужчин, к которым питает гораздо меньшую симпатию, чем к женщинам, как это не парадоксально. Присмотритесь к клиентам студентки, не здесь ли главный философский лейтмотив: мир построен для мужчин и они определяют, какой должна быть женщина.
Те, кто готовы мне возразить, на минуточку задумайтесь, как может выглядеть женщина, которую не любят. .. лишь поднять высоко голову, выпрямить стан и идти без шлейфа аромата истинной женщины и блеска в глазах. Ни зрелую, ни молодую и прекрасную, ни один мужчина не захотел полюбить, лишь похоть властвовала ими.
Каких эмоций мы ждём от студентки, каких поползновений. .. к кому и к чему? К романтике, чтению стихов, исканию любви, когда оставив молодость, зрелая женщина, рассказывает юной свои разочарования. Нет любви, о которой писали в романах классики - мужчины, и сочиняли поэты XXVIII века изучаемые и декламированные студентами в Сорбоне.
И вновь режиссёр не оставил нам надежды на счастье и даже не попытался помечтать, хотя бы чуточку, лишь сполна иронии и сарказма над реликтами в сегодняшнем прагматичном времена.