Если двадцатый век на телевидении можно назвать веком мыльных опер, то пальма первенства в двадцать первом веке однозначно принадлежит детективным сериалам. Если мы сузим временные рамки и поговорим о нынешнем десятилетии, то в нем внимание зрителя постепенно завоевывают не бесконечные процедуралы с циничным снаружи, но милым в душе гением сыска, а более скромные сериалы, зачастую ограничивающиеся меньше, чем десятком серий, которые в одном сезоне рассказывают об одном преступлении, делая упор не только на расследования, но и на переживания людей, ставших его частью по той или иной причине. Несмотря на то, что они глоток свежего воздуха среди шоу, пытающихся зацепить тем, что показывают 'необычный' способ совершения преступления, который был показан уже в десяти сериалах до этого, в них тоже присутствует много стандартных элементов, которые качуют из проекта в проект. Самый классический из них это женская тема - за первое место по частоте повторяемости соревнуются женщина-детектив со своими тараканами в голове и девочка-подросток как жертва убийства, чей образ повторяется в жанре настолько часто, что знай Дэвид Линч сколько Лор Палмер вскоре расплодиться, то он, наверное, не снял бы 'Твин Пикс'. Английский мини-сериал 'Праздник мая', авторы которого тоже рассказывают про жестоко убитую девушку, не дожившую до двадцати, решили компенсировать избитость темы тем, что практически полностью убрали элемент, без которого, казалось бы проект подобного рода просто невозможен, а именно полицейских, вскрывающих нарывы на теле своего родного города, в попытках раскрыть это дело. Вместо них детективами становятся сами жители, каждый из которых начинает собственное расследование, где главными подозреваемыми становятся его близкие, с помощью чего авторы 'Праздника мая' смогли добиться весьма интересного эффекта, но им не хватило таланта его удержать.
Несмотря на удаление с поля следователей, построение сериала осталось клишированным - прежде всего он пытается быть загадкой для зрителя, что в итоге приводит к полному диссонансу в финальной серии, когда имя убийцы официально озвучено. Но первая ошибка совершается уже в начале пилотного эпизода, когда буквально за десять минут вам сразу же представляют всех подозреваемых и причины, по которым их таковыми стоит считать. Все, что остается делать в следующих пяти сериях, так это бесконечно ездить по одним и тем же сомнениям и мотивам, в то время как лицо настоящего убийцы уже ясно любому внимательному зрителю, если он не будет умничать и искать его среди тех, кто не предложен авторами в качестве возможного виновника. Хоть в сериале и нет образа детектива, который бы нагло разжевывал уже имеющие факты и их следствия, его место занимает сразу несколько других героев, которые за неимением коллег по сыску и возможности адекватно поделиться своими умозаключениями, начинают говорить сами с собой, беседовать с животными и заливаться в истерических припадках, сопровождающимися активным участием колюще-режущих предметов.
Но на этом поток банальностей не только не заканчивается, но и начинает набирать силу. 'Убийство' научило нас, что хорошо бы, если бы погибшая девушка имела связи с политикой, большими деньгами, что могло бы придать расследованию иную масштабность. В 'Празднике мая' четырнадцатилетняя школьница является человеком, который под руку с местными подростками, стариками и психом уничтожил все финансовые сбережения бизнесмена, работающего в строительном бизнесе. Правда потом оказывается, что деньги у него шли на увлечения другого рода, и это одна из самых отвратительных черт сериала - переворачивать все вверх дном, так, что в итоге зритель никогда не знает какая беда героя настоящая, а какая в конце станет совершенно иной, уничтожив при этом всю драматическую силу. 'Бродчерч' научил нас, что было бы неплохо, если бы выяснилось, что погибший ребенок имел какие-либо запретные отношения с лицом гораздо старше его, что в данном случае демонстрируется с помощью отца одного из героев, который магическим образом из вечно пьяного тирана, избивающего своего сына в свободное время от похода по пабам и бабам, превращается в папочку года, отважно защищающего наследника от чувства вины, в перерывах между одинокими походами к психологу. 'Вершина озера' научила нас, что было бы кстати иметь образ подозрительного копа, который может вести себя очень странно, но в целом парень безобидный, до тех пор, конечно, пока он не выйдет на арену, чтобы сыграть свою очень 'неожиданную' финальную роль. В 'Празднике мая' этот образ тесно связан с концовкой, которая говорит нам, что всего, что мы считали драмой на самом деле не существует, и что проблема кроется совсем в другом, только у нас уже нет возможности это осознать, потому что нас ждут финальные титры, которые окончательно уничтожают первую версию событий, но и не воцаряют последнюю. Это начисто стирает ту по-хорошему удушливую и иногда даже мистическую атмосферу, которую удалось создать авторам сериала с помощью напряженных отношений между его героями. Это практически обесценивает то, как интересно они подошли к способу персонажей горевать или злиться - вряд ли кто-то еще додумался использовать прах мужа-педофила в качестве витаминной добавки к собачьему корму, а то, как 'темная двойняшка' постепенно перерождается в свою светлую сестру, избирая это своим видом скорби, вызывает чуть ли не мурашки по коже. Но эти немногочисленные плюсы, при всей своей силе, не смогут исправить минусов, которые превратили этот сериал из возможного проекта со своим духом в очередное шоу на тему убитая девочка-маленький город-секреты-семья.