Жанр фильмов ужасов просто немыслим без историй о заброшенных лечебницах. Ежегодно в прокат выходит с десяток подобных лент разной степени качества, а некоторые, наподобие «Искателей могил», практически моментально становятся классикой. Однако подавляющее большинство проектов данного направления, включая «Проклятый камень» и «Санаторий», оказываются крайне сложными для восприятия, ведь кинематографисты даже не потрудились соорудить нечто особенное, а предъявили своей аудитории бесхитростный материал, в котором всевозможные монстры и призраки выступают в качестве надоедливых клише и ничего захватывающего дух показать попросту не в состоянии. Освежить своеобразный под-жанр хоррора попробовал малоизвестный режиссер и сценарист Грег А. Сейджер вместе со своим фильмом под названием «На том свете: Между жизнью и смертью». Ранее Сейджер уже успел снять один проект, «Семя дьявола», который хоть и получил привилегию широкого кинотеатрального проката, однако удивлял знающую публику множеством различных составляющих, довольно органично объединенных в рамках одной истории. Не стал исключением и «На том свете: Между жизнью и смертью», в котором можно найти ссылки и на тех же «Искателей могил», и на «Коллекционера», и «Тупик», и «Пилу». Кажется, что Грег А. Сейнджер все-таки сумел повысить свою же планку качества, только вот на самом деле его фильм оказывается не таким уж и захватывающим действием и все сюжетные перипетии могли бы уместится в серию какого-то сериала про сверхъестественное, так как постановщик задумал действительно сильное кино, но сил реализовать весь потенциал своих мыслей у него не хватило.
Итак, сюжет фильма разворачивается в заброшенной больнице. Несколько совершенно незнакомых на первый взгляд людей внезапно просыпаются в темных коридорах. Не в силах самостоятельно разобраться, как же они здесь очутились, герои вынуждены объединиться в команду и исследовать все уголки здания в поисках такого желанного и одновременно недосягаемого выхода. Повествования в ленте ведется от лица двойки ведущих персонажей - Сэма (Райанн Барретт) и Джессики (Камилла Холетт-Френч), которые принимают на себя лидерство в компании. Как становится известно, в зловещую ловушку попали самые разнообразные люди, представители разных возрастов, социальных статусов и сексуальных предпочтений. Причем место в больнице нашлось даже для маленькой девочки, которая не отличается словоохотливостью! Путешествую по безграничным лабиринтам лечебницы, героям в конце концов приходится столкнуться с призраками своего прошлого и осознать, что все они попали в западню не просто так. С ними начинает свою опасную игру некто непостижимый, открывающий людям глаза на собственные грехи и толкающий невинных к преступлению. сопротивляться хозяину ловушки практически невозможно, но и вестись на его уговоры равнозначно погибели. Так что же выберут Сем и Джессика?
Фильмов, повествующих о заключении небольшой группы людей в ограниченном пространстве снято немало. Некоторые из них опираются на мистическую составляющую, а некоторые наоборот представляют из себя триллеры в стиле «Десять негритят». И, к сожалению, «На том свете: Между жизнью и смертью» ничего особенного представить нам не в состоянии. Почитатели триллеров и хорроров всех мастей могут разве что искать в творении Грега А. Сейджера заимствования из более ранних и знаменитых фильмов, которые он не побоялся процитировать. Но брать старые идеи в новый фильм - это одно, а придумывать нечто оригинальное - совсем другое дело. Постановщик настолько сильно увлекся планомерным уничтожением своих многочисленных героев, что напрочь забыл о том, что аудитория может жаждать нечто большего. Причем в последние годы кинематограф настолько часто стал использовать излюбленные приемы в стиле М. Найта Шьямалана, что многие постановщики решили напрочь отказаться от теперь уже приевшихся поворотов сюжета, возвращаясь или к классическим стереотипам, или же стали придумать свои особенные развязки. Но Грег А. Сейджер так и не осознал, что мир ушел вперед и то, что было популярным еще лет пять назад, ныне уже не актуально. В этом он схож с некогда прославленным Такаши Шимицу («Проклятие»), попавшего в ловушку посредственности вместе со своим недавним хоррором «7500».
Что же касается актерского состава, то не шибко именитые исполнители вполне профессионально справились со своими ролями. Они смогли правдоподобно передать эмоции своих героев и правдоподобно показали нам людей, которые вынуждены бороться с неизвестной силой в несвойственной для себя обстановке. Единственный минус персонажей в том, что они слишком поверхностны. Я не спорю, что второстепенных героев, которые появляются на экране от силы на десять минут особо расписывать не нужно, но вот Сэм и Джессика нуждались в куда более глубоком анализе. Однако на деле мы знаем о них всего несколько фактов, которые режиссер выдает нам по крупицам, ожидая последним из них просто-таки шокировать нас. Но на самом то деле особого труда понять, как же герои связаны друг с другом, не составит. Единственный по настоящему интересный персонаж картины, это маленькая девочка путешествующая по больнице вместе с парнем и девушкой. Вот здесь Грег А. Сейджер проявил фантазию и смог-таки предъявить хоть что-то оригинальное. Но на одном ребенке картина не строится. Так что это хоть и несомненный плюс постановки, только вот не такой уж и существенный.
С технической точки зрения фильм хорош. Обветшалое здание создает необходимую атмосферу присутствия сил зла, а потому создатели грамотно рассудили, что перенасыщать визуальный ряд спецэффектами не стоит. Особый упор в ленте сделан на воссоздании оригинальных монстров, преследующих героев с особым упорством. И вот здесь Грег А. Сейджер вновь обратился к заимствованию. На этот раз у «Сайлент Хилла». Его слегка доработанные монстры выглядят по настоящему внушительно, хотя и подлинного страха не вызывают. Честно сказать, и сама лента вовсе не пугает. И даже сильно не увлекает, а просто смотрится до финальных титров на одной и той же волне.
В итоге хочу сказать, что «На том свете: Между жизнью и смертью» может понравиться лишь неискушенному качественными хоррорами зрителю, который не сможет угадывать наперед каждый сюжетный ход, придуманный создателями. Местами же картину действительно интересно смотреть, в особенности ближе к концовке. Но по большему счету Грег А. Сейджер ничего захватывающего дух не создал, а саспенс в его ленте ни разу не достиг наивысшей отметки. Данный фильм можно смело пропустить мимо внимания, но при всем при этом назвать его совсем уж провальным я не могу. Кое-что положительное в нем все же есть, однако начинать ли просмотр ради этих крупиц - тот еще вопрос.
Несколько незнакомых друг другу людей оказались в здании, давно предназначенном под снос. В поисках выхода они наталкиваются на кучу всяких странностей вроде подозрительных человеческих силуэтов, потайных комнат или вот наркомана в грязнющем туалете, предлагающем ширнуться дозой. Герои отчаянно «геройствуют», пытаясь залезть в самое пекло, за что и расплачиваются, потому что Грегу А. Сейджеру надо было абы как снять свой очередной недоужастик – а хорошей идеи нет.
Здесь всё на штампах: мрачные помещения и коридоры, хватающая из стены рука, постоянные крики и разборки (хоть и не такие частые, как походы туда-сюда с вялым намерением спастись), а потом – смерть за смертью, каждая из которых вроде как расплата за тот или иной грех. Но кто умрёт первым, а кто вторым? Узнав это, я горестно охнул. Как предсказуемо. Как нелепо.
В сотнях кинолент обыгрывалось в разной степени то, что происходит в декорациях «На том свете», а уж атмосфера подавно такая же, как в ненормальном количестве других малобюджетных хорроров. Причина возникновения зла вскоре раскрывается – и это не эксперимент ради денег, как в «Смертельном лабиринте», и не происки хитроумного маньяка, как в «Пиле», а нечто мистическое, но до омерзения банальное. Пытаясь культивировать тему расплаты за грехи, молодые кинематографисты часто не замечают, как скатываются вместо адового ужаса в адовую скукотищу.
Будет ли прощение ребятам, попавшим в ловушку? Кто строит им козни? Сейджер говорит сплошными загадками, от скорого понимания которых лишь пожимаешь плечами. Каким бы душещипательным ни был финал истории, сама она столь тёмная, нудная и плохо сыгранная, что после сеанса фильм можно смело вычеркнуть из памяти, ничуть не пожалев. Если, конечно, вы благополучно не заснёте на его середине.