Пожалуй, всем достоверно известно, что жанр вестерна - это национальное достояние переселенцев в Новый Свет, прямо как кантри в музыке. Ещё не так давно великий и ужасный Квентин Тарантино заявил, что этот жанр необходимо возрождать, и за словами последовали действия - он снял лихой и хлёсткий фильм 'Джанго освобождённый'. Но история кинематографа знает, что не только американцы занимались постановкой вестернов. Итальянский мэтр режиссёрского цеха Серджио Леоне создал целый поджанр в кинематографе, названный 'спагетти-вестернами', после чего именно итальянцы сняли в Испании (больно местность подходящая была) более 600 таких картин. Но с вестерном от скандинавских кинематографистов лично я столкнулся впервые - в 2014-ом году датский режиссёр Кристиан Левринг по сценарию соотечественника Андерса Томаса Йенсена выпустил картину 'Спасение'.
Андерс Томас Йенсен три года подряд, начиная с 1997-го года, становился претендентом на соискание 'Оскара' в номинации 'Лучший короткометражный фильм' и в 1999-ом увёз статуэтку на родину. И вот он придумал для 'Спасения' следующий сюжет: супруги Йенсены (можно встретить 'американизированный' вариант фамилии Дженсены) вместе с сыном ожидают отправления почтового фургона. Нахальным образом к ним подсаживаются двое неприятных мужчин и вскоре они позволяют себе распускать руки и угрожать. Глава семейства Йенсенов вроде как взял ситуацию в свои руки, но всё же она возвращается к бандитам. Йенсена выбрасывают из фургона, тот следует по пятам за ним и находит свою семью мёртвой. Не раздумывая он убивает попутчиков, но ещё не знает, что один из них - брат ещё более мерзкого бандита. И вот этот человек пришёл в городок с требованием выдать убийцу брата. С этого момента начинается 'игра на выживание'.
В этом кратком пересказе сюжета, что шёл в предыдущем абзаце, я не раскрыл всех его особенностей, так как вполне скандинавский вестерн, что явление очень редкое, может заинтересовать потенциального зрителя. Но скажу честно, что вовсе не сюжет является главным в фильме 'Спасение'. Есть определённая уверенность, что каждый, кто посмотрит эту картину будет подвержен влиянию её атмосферы. Пожалуй, столь цепкой, напряжённой атмосферы нет даже в том самом выше названном 'Джанго освобождённом'. Подкожно можно ощутить ту безысходность тех людей, что стали заложниками крутых и страшных нравов, царящих на Диком Диком Западе. Безусловно, что оператор фильма Йенс Шлоссер, известный по документальной ленте 'Избавь нас от лукавого' (2006), проделал отличную работу и передал своё видение запылённого городка в несколько кварталов времён становления американской государственности. Помог Шлоссеру в этом и композитор ленты Каспер Виндинг.
Главную роль в 'Спасении' (того самого Йенсена-Дженсена) играет ещё один датчанин Мадс Миккельсен, получивший известность за роли в фильмах 'Казино Рояль' и 'Охота'. Сдержанный и внешне хладнокровный новый обыватель Североамериканского континента вышел у него весьма убедительным и зритель, безусловно, целиком и полностью будет на стороне его персонажа. Главного антагониста играет Джеффри Дин Морган. Сам я к этому актёру отношусь прохладно, что-то в нём не хватает будто бы, но в 'Спасении' он удачно вжился в образ отвратительного и безжалостного бандита. Ева Грин - женщина меж двух огней, её героиня не произносит ни единого слова за весь фильм, но в этом-то и её несколько отпугивающий шарм, надо уметь так сыграть эмоциями и мимикой, чтобы зритель прочувствовал персонаж. И отмечу Микаеля Персбрандта, игравшего брата Йенсена, который ни в чём не уступил более известному Мадсу Миккельсену. Ну а поклонникам футбола скажу, что в 'Спасении' снялся Эрик Кантона.
При всех комплиментах в адрес драматического вестерна 'Спасение' скандинавского производства всё же хотелось сказать, что картина оказалась не лишённой 'провисающих' фрагментов, а в сценах со стрельбой режиссёру явно не хватило опыта в этом компоненте. Так что фильм выезжает за счёт операторской работы, атмосферности, музыке и актёрской игры, но местами всё же этого было недостаточно.
Жанр вестерна уже очень давно переживает ту стадию развития, которую можно назвать 'топтание на месте'. Для более детального сравнения, я могу привести пример из жизненного быта. Не знаю, остались ли ещё такие люди, которые вторично закидывают жевательную резинку в рот. Когда уже и вкуса нет, и, вообще, крайне не гигиенично это делать. Дак вот. Практически все последние проекты, так или иначе, связанные с вестерном, именно так и выглядят. В них мусолят уже пройдённое, и повторяют уже виденное зрителем. В принципе, старый конь борозды не испортит. И при соблюдении всех немаловажных моментов и составляющих, картина вполне может получиться недурной.
На самом деле, со 'Спасением' всё обстоит довольно неплохо. Здесь присутствует старый, но близкий к жанру сюжет. С одной оговорочкой. Он крайне затянут и прямолинеен. Также, здесь есть несколько хороших актёров. Точнее, по - настоящему хороший актёр здесь один. Зовут его Мадс Миккельсен. Идём дальше. В фильме есть неплохая операторская работа и удовлетворительная режиссура. Если бы я захотел суммировать, и собрать все эти детальки в один целостный механизм, то сказал бы следующее. Кино - твёрдый середняк. Оно уверенно себя чувствует, где - то, между откровенными пустышками - штамповками и хорошими (подчёркиваю, не лучшими) представителями жанра. На протяжении фильма неоднократно встаёт вопрос. А почему это, имея при себе револьверы и ружья, обитая в глубинке, где сам чёрт ногу сломит, мужчины терпят банду выскочек, которые, как оказывается, не такие уж крутые и пулестойкие. Ответ долго себя ждать не заставляет. Потому что, так требует повествование. Кино без лишних соплей, наигранных эмоций и прочего. Главный герой, даже после гибели семьи, нюней не распускает. Он, как настоящий мужик, бывший вояка и меткий стрелок, начинает путь мести. Правда, не сразу. Чтобы до него дошло, каким ребром необходимо ставить вопрос, нужно убить кого - то ещё из близких людей. Вот тогда - то, держись, супостат. Всех убью, один останусь. Не дрогнет и глаз, когда он будет разряжать свой винчестер в тело негодяя. А потом, прискачет толпа здоровых мужиков при полном вооружении, и скажет: 'Ну, наконец - то! Мы ждали освободителя, и вот, он явился.' А сами, видимо, таскали стволы для того, чтобы девок очаровывать. Или, чтобы ремень не болтался зря. Забавно, не правда ли? В принципе, Мадс справился нормально, но не надрывался. Этого и роль требует, наверное. Пришёл, увидел, наказал. А вот фанатам мужской половины Евы Грин придётся успокоиться. Максимум, на что вы можете рассчитывать, это игриво выглядывающая грудь из - под платья. Никаких сексуальных воительниц в чулках, и с мечами, или пистолетами. И даже шрамчик на лице не портит её хищного лика. По поводу игры, я ничего такого сказать не могу. Ева делала то, что у неё превосходно получается. Играла желанную женщину, плохую неугомонную девочку и в том же духе. Джеффри Дин Морган пытается строить из себя крутого плохиша. Если честно, выходит не очень убедительно. Одна из основных проблем ленты - её медленное развитие. Она, в развалочку, идёт к ожидаемой и предсказуемой кульминации. И вот, приходит, но проходит стремительно и скупо. Зато, если выстрелы, то оценены и точны. Если убийства, то жестокие и стремительные. Если разборка, то до последней крови. А это уже, друзья, по канону.
'Спасение' - это одноразовый, но поставленный прилично, на уровне, в целом, продукт. Опытным знатокам жанра и заевшимся киноманам, эта картина может показаться слабой, и, уж точно, шаблонной. Но потратить на фильм время можно. Если соскучились по отработанной киношной схеме 'один герой расправится с бандитами', то включайте и смотрите. Также, кино можно назвать мужским. Здесь нет ванили, глянца, мыла и всего того, что часто раздражает сильную половину населения. Говоря откровенно, можно поставить зелёный цвет, можно оценить в семь баллов. Вроде бы, приличный каст, декорации, какая - никакая атмосфера, но не тянет эта поделка на образцовый вестерн, который можно поставить на полку и пересмотреть. Потому то, от меня, 'Спасение' получает шесть твёрдых баллов и нейтральное отношение к своей, хотя, и не провальной, но далёкой до идеала, персоне.
Дикий Дикий Запад второй половины ХХ века. Непокоренный. Жестокий. Страстный. Здесь царствует с необоримостью и неизбывностью своей лишь право силы, право первого выстрела без остатка пороха, право быть правым в мире неправых и неправедных, идущих по пути разрушения. Фермер Джон, утративший все что было ему дорого в результате нападения банды, клянется отомстить и встает на тропу вендетты по прямой в то время, как все небольшое поселение, родной дом Джона, его вотчина и тризна, оказывается случайно вовлеченный в водоворот насилия, приобретающего все более хаотичный и инфернальный характер.
У вестерна с 60-х годов прошлого века наблюдалось два вектора развития - классический американский, задавший канон всему жанру, и европейский, разветвленный на итальянскую разновидность, преимущественно эксплуатационного плана, и немецкую, предполагающей реваншизм по отношению ко всем основным чертам жанра и выдвигавшем на первый план персоны угнетенных, но не угнетателей. В то время, как классический американский вестерн умирал, эти две новые ветки его обогащали, делали гораздо более универсальным и всеобъемлющим, чем было на самом деле ввиду исключительной взрощенности вестернов на почве американского менталитета и истории, которую классические их образцы стремились осмыслить, окультурить и по сути окультивировать. На современном же этапе кинематографической эволюции наблюдается определенный постмодернистский реваншизм и появление на европейском пространстве так называемых 'альпийских вестернов', являющихся таковыми даже не наполовину, а на треть.
'Спасение' 2014 года, впервые широко представленное на недавнем Каннском кинофестивале, известного датского режиссера Кристиана Левринга, одного из демиургов 'догматизма' и самого мягкого его представителя по сравнению с Фон Триером и Винтербергом, на первый взгляд является картиной в своей жанровой принадлежности чересчур простой и слишком лапидарной, этаким сиюминутным взглядом на классическое американское искусство ироничным датчанином, решившим войти в непривычные для себя жанровые реки, ничтоже сумняшеся используя многочисленные шаблоны в немноголиком пространстве картины. Однако вяжущаяся стандарность картины вкупе с изысканной формализированностью, упором на внешнее при скупости внутреннего, кажется не более обманом и заигрыванием режиссера, тем самым оглушительным критическим кирпичом, летящем со всего маху во все звезднополосатое ура-патриотическое, каковой, к примеру, была вся трилогия 'США - Страна возможностей' главного датского провокатора и жанрового пенетратора с коммунистическим блеском рьяного революционера Фон Триера.
Только Левринг действует от противного, не выворачивая наизнанку все прелести и тонкости американской души, а буквально следуя привычным канонам усредненного до типичности классического американского вестерна, доводя до логического абсурда все то, что даже в спагетти-вестернах уже было проявлением дурного тона. По сути 'Спасение' - филигранное по форме, но бедное и предсказуемое по содержанию - оказывается картиной, которая попросту деклассифицирует вестерн как таковой, сведя все его главенствующие черты до рутинности, бессмысленности, безвкусицы, которые по сути отыгрывают Ее Величеству Сатире. Картина откровенно вычурна и манерна в своем амбициозном стремлении быть тем, чем она не является - вестерном - что 'Спасение' в своей неизбывной условности ближе к финалу становится авторским высказыванием о том, что ни сила, ни деньги, ни даже кольт за спиной ничего не решают в Америке что старых времен, что нынешней. И народ США блуждает в пустыне собственных страхов и заблуждений, теряет мораль и тонет в крови, порожденной вседозволенностью. Месть кажется в таком случае слишком простым решением, дуболомным и опасным - и в 'Спасении' именно спасения не будет ни для кого. Собственно, о блужданиях в пустыне и спасении не столько бренного тела, сколь вечной души рассказывал и самый знаменитый фильм Левринга - 'Король жив' 2000 года, вполне вписывающийся в каноны 'догматизма'. 'Спасение' во многом синонимично 'Королю жив'. И там, и там - лишь восставший атавизм. И там, и там - внежанровая пустота и острые как бритва социополитические выпады и неоднозначные авторские выводы. В конце концов, и там, и там нет реализма как такового, есть форма при наличии содержания, предполагающего много больше, чем просто одну трактовку - ведь 'Догма 95' все равно победит и подавит. Есть условность, иная реальность, иное пространство бытия, иное кино. Чистое в своей абсурдистской серьезности и грязное в своей искрящейся манипулятивности по существу.
Среди самых хороших фильмов в жанре вестерн европейского производства можно выделить роботы великого режиссёра Серджио Леоне (по совместительству ещё и большого поклонника Клинта иствуда). Его картины являются настоящим шедевром, а то и достоянием кинематографа. Отличительной чертой его фильмов является то, что никто не может повторить его успех в этом жанре, ну кроме ещё одного гения Квентина Тарантино. Однако главной ассоциацией слова 'вестерн' всё же остается Леоне.
Его фильмы должны быть настоящим примером для современного поколения режиссёров, но автор новой картины 'Спасение' Кристиан Левринг решил совсем уйти от традиционной постановки вестерна и создать свой вестерн с блэк-джеком и шлю... но не получилось. Ещё во время премьеры трейлера кто-то мне сказал, что картина будет ужасной. Я тогда не поверил, теперь жалею.
Хотя по началу с первых минут кажется, что будет что-то эпичное, не смотря даже на то, что хронометраж не набирает даже полтора часа. Примерный семьянин и его семья приезжают на Дикий Запад и вот же ж беда - они сразу сталкиваются с местными бандитами. дальше можно просто прочитать очень короткое описание фильма и тогда только слабоумный не сможет догадаться чем закончится фильм. Действия персонажей, их разговоры очень предсказуемы. Хотелось даже промотать сразу до концовки, чтобы не мучиться, но это как-то не профессионально.
Если ужасен сюжет, то на помощь приходит гениальный Мадс Миккельсен. Вот кто единственный не вызывает никаких сомнений. Очень хороший актёр. Ева Грин тоже молодец. Её все любят. А после откровенных сцен в 'Городе Грехов 2' тем более. Остальные актёры ничем не помогли этой картине. Все какие-то зажатые, сумбурные. Стесняются что ли?
В общем каков хронометраж, такова и рецензия. Короткая и сухая, но рецензия. В итоге фильм получился слабоват, но радует то, что он ни на что не претендует. А хватать звезды с неба в этом году было кому и ещё будет. Если есть лишние полтора часа, то почему бы не посмотреть этот фильм?
Перед зрителем предстаёт просто набор событий. Нам как бы показывают: вот тут у героя драма. Все заметили? Да-да, вот вы, не зеваем, видите - герой переживает смерть родных!
Потом опять же тычут носом в то, что назревает месть. Эй, вы, во втором ряду, не отвлекаемся - протагонист настроен серьёзно!
Потом методично, как в тире, отстреливаются все враги. Без эмоций и интриги - будто в некачественном коридорном шутере.
Даже в те моменты, когда жизнь главных действующих лиц висит на волоске, в воздухе не чувствуется какого бы то ни было напряжения, да и сопереживать им, честно говоря, абсолютно не хочется.
Характеры персонажей никак не раскрыты, зрителю снова же просто указывают пальцем на плохих парней и хороших. Всё это происходит на фоне немой героини в исполнении Евы Грин, которая вообще непонятно с кем, насколько и почему.
Короче, я не знаю, зачем смотреть этот фильм. В нём нет сюжета как такового, а есть россыпь последовательных фактов, связанных друг с другом. У зрителя никаких шансов углубиться в атмосферу вестерна или найти некие тайные смыслы в увиденном. Очередная картина, которая оставляет после себя лишь риторический вопрос: и что?
4 из 10
Исключительно из-за Мадса Миккельсена и Евы Грин, а также за некоторое отдалённо переданное чувство безысходности людей в то время - пожалуй, единственное, что в этом кино его создатели сумели более или менее вразумительно изобразить, но ведь суть совершенно не в этом, увы.