К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Эдвард Цвик, которому в будущем уготовано поставить один из лучших фильмов Тома Круза 'Последний самурай', следующим совместным с товарищем Вашингтоном после 'Мужества в бою' проектом выбрал картину, предсказавшую поджанр 'антитеррористический триллер' как таковой. Со всеми ближневосточными пустынями, политикой, терактами, убийствами и расследованиями - именно его лента стала первым громким, хоть и не очень дорогим, но оригинальным высказыванием на тему исламистского терроризма - за ней уже дружным строем пойдут 'Королевство', 'Совокупность лжи', 'Немыслимое', 'Цель номер один' и т.д.

Разумеется, речь идет об 'Осаде' (The Siege, 1998),фильме, действительно предсказавшем такую глобальную проблему, как терроризм, но не только для Америки, которой здесь достается больше всего, но и для всего земного шара.

И так, завязка у фильма элементарная - один крупный теракт против армии США за рубежом, власти обеспокоены, но их беспокойство еще больше 'подстегивает' целая серия жестоких атак, которые прокатываются по Нью-Йорку за пару недель (ну как тут не вспомнить Россию как раз девяностых). Многочисленные силовые структуры сбились с ног в отчаянных попытках отличить хороших мигрантов от плохих, и именно на этом фоне возникает очередное противоборство (можете назвать конкуренцией, но по-моему это именно борьба) двух главных спецслужб США - ЦРУ и ФБР, которые представляют вредная везде путающаяся под ногами тетка (посредственная игра малоизвестной мне Аннетт Беннинг) и шеф регионального управления по борьбе с терроризмом Тони Хаббард (Дэнзел Вашингтон в роли бравого американского героя).

Но это лишь зачин. Дальше интереснее. Ведь за что действительно хочется похвалить кино, так это за грамотный сценарий - причем как художественно полноценный, так и детально конкретизированный. С художественной точки зрения заслуживает похвалы и детективная интрига поиска местных террористов номер один (пока еще в родных мегаполисах, а не знойных восточных пустынях, хотя главное зло, как всегда, где-то далеко в песках и ущельях, и его не видно), и развитие отношений главных героев на фоне конфликта враждующих спецслужб - внешней разведки, которой как всегда 'больше всех надо', и федералов, которых раздражает эта привычка 'старших братьев' с их вечным враньем и палками в колесах следствия, да еще и военной разведкой, которая в тонкой игре 'рыцарей плаща и кинжала' топчется как слон в посудной лавке. Внутренняя кухня ФБР тоже представлена реалистично - оперативные агенты как гончие носятся за подозреваемыми, прерываясь лишь на встречи с информаторами, пока технари и аналитики копают огромный массив инфы, который может помочь следствию. Типичного федерального агента изображает Дэнзел Вашингтон, фактурно ну просто идеальный кандидат на эту роль - даром что начальник, и побегать, и последить, и пострелять, и лично задержать преступника может, да еще и бывший военный. Настоящий американский супергерой, только без маски и щита из вибраниума. Но если без сарказма, в этой роли Дэнзел смотрится настолько реально, что почти веришь в существование такого службиста. Про его 'подружку' из ЦРУ даже говорить не хочется - эта селедка больше раздражает если честно. Зато здесь удивительно харизматичный Брюс Уиллис в ярком образе эдакого генерала с политическими амбициями, влезшего в разборки спецслужб на фоне борьбы с терроризмом, просто шикарен. Откровенно говоря, мало приходит на ум ролей актера, сравнимых с этой, да еще и сам Брюс здесь с волосами.

И да, фильм довольно странно, но довольно явно доносит до зрителя одну очевидную мысль: не стоит бояться каждого человека с хиджабе или с кораном в руках. Бородатый араб не является для вас угрозой потому что он араб. И борьба с терроризмом не означает борьбу с религией или этносом, ведь так недолго скатиться в нацизм со всеми присутствующими атрибутами. В конце концов, после просмотра фильма сложно отделаться от мысли, что Ридли Скотт устами Ди Каприо в своей 'Совокупности лжи' озвучивает мысли, которые Цвику и его внимательному зрителю пришли еще за десять лет до Скоттовской премьеры.

7 из 10

26 января 2021 | 00:13
  • тип рецензии:

Данный политический триллер является, наверное, самым скандальным фильмом этого жанра, ведь в нем была затронута тема исламского фундаментализма, являющегося базисом для современных мусульманских террористов. Фильм вызвал бурные протесты со стороны мусульманского населения США, им пришлось не по душе, что их выбрали как врага, были угрозы со стороны радикалов в сторону актеров, сыгравшим в ленте.

Но не все разглядели в фильме лишь антиисламские настроения.

Фильм ведь начинается с захвата американскими военными, и лично генералом Дэвэро(прекрасная роль Брюса Уиллиса), влиятельного исламского проповедника и это действие вызывает цепную реакцию в США, где начинается серия страшных по своей жестокости терактов. Пентагон отказался содействовать создателям фильма, и причины этого видны в персонаже генерала Уильяма Дэвэро, который становится в фильме символом американской военщины и приверженцем самой настоящей диктатуры(эпизоды во время установления в Нью-Йорке военного положения генералом демонстрируют это в полной мере - настоящие концлагеря для мусульман, расстрел подозреваемого в камере допросов и т. д). Именно этот персонаж становится едва ли не главным в структуре фильме, а отсюда следует неутешительный вывод режиссера: американское правительство подчас само является виновниками терактов, потому что давая карт-бланш военным на те или иные действия зарубежом, оно развязывает им руки на совершение военных преступлений.

'Осаду' можно назвать даже не столько антиисламским, сколько антиамериканским фильмом(кстати, кассовые сборы в США показывают, что фильм многим пришелся не по вкусу).

10 из 10

04 апреля 2012 | 10:40
  • тип рецензии:

В принципе то, что произошло в США 11 сентября 2001 года, было продемонстрировано Эдвардом Цвиком ещё в 1998-м, когда вышел фильм 'Осада' с Дензелом Вашингтоном в главной роли. Правда киношный размах событий в плане количества жертв теракта был все же не таким большим.

Отделение ФБР в Нью-Йорке поднято на уши - неизвестные сообщают о захвате террористами автобуса, после чего силовики выясняют, что заложенная там бомба была начинена краской. Все бы ничего, но есть предположение, что от угроз террористы перейдут к делу. Так и выходит, когда прямо посреди улицы взрывается автобус с пассажирами. Причем преступники вели себя более чем странно - в переговоры не вступали, но некоторые предложения агента Энтони 'Хаба' Хаббарда (Вашингтон) выполнили. А спустя время становится ясно, что смертники действовали в многомиллионном городе не одни и очередной теракт потрясает Нью-Йорк...

Не случайно в фильме по ходу повествования из выпусков новостей напоминается о теракте в Оклахома-Сити, до событий 11 сентября, считавшимся самым крупным терактом в истории США. Как показала практика 1995 года, угроза терроризма существует в любой стране, вне зависимости от того, что это за страна. Картины о террористах, что-либо захвативших выходили в Штатах и до 'Осады', но ни в одном из них не было показано все до мельчайших подробностей так ужасающе и четко представлено в плане арабского террористического следа, как в проекте Цвика.

Переброска будущих смертников в США, подготовка нескольких групп отдельно друг от друга, чтобы одна раскрывшаяся в случае чего не могла сдать своих сообщников из другой ячейки, наконец, нанесение самого удара, когда этого никто не ждёт. Причем атака террористов шла на Нью-Йорк, который спустя три года после выхода фильма, подвергнется террористической атаке. Интересно, тогда, в 2001-м, Цвику не припоминали его фильм, который стал можно сказать пророческим? Ведь он не только показал, что такая атака возможна, но ещё и доказал, что федеральные службы могут быть бессильны, даже если темные делишки творятся у них под носом. И конечно этот фильм лишний раз подчеркнул, что массовая паника и хаос могут быть очень просто спровоцированы.

Для меня в 'Осаде', сколько раз я бы ни смотрел этот фильм, всегда выбивающейся из общей истории казалась первая сцена на Ближнем Востоке. В принципе ее можно было бы пустить на флэшбек во время бесед героев Вашингтона и Брюса Уиллиса ( ну это как вариант). Кроме того, заключительные сцены и с главным антагонистом, и последовавшие далее, казались и кажутся провисающими в плане зрелищности и эффектности в сравнении с тем, что составляет центральную часть сюжета (сами теракты и процесс расследования их причин). Просто после того как режиссер продемонстрировал к чему может привести один или несколько терактов (паника среди населения, введение военного положения, многочисленные аресты арабов и т.д.), все сводится как бы от общего к частному, отчего на мой взгляд теряется все то, что как раз было показано под вывеской 'общего'.

Если Вашингтон, сыграв агента ФБР, оказался в привычной для себя шкуре ('Багровый прилив', 'Мужество в бою', 'Падший', 'Дело о пеликанах'), где он играл персонажей и благородных, и зачастую в погонах, олицетворяя мужество и отвагу, то для Брюса Уиллиса роль генерала Уильяма Деверо стала своего рода проверкой на то, сможет ли он сыграть, извините, паскуду - бесчеловечную, надменную и самовлюблённую. И если честно, полученная Уиллисом 'Золотая малина', которую он получил также и за 'Армагеддон' и 'Меркурий в опасности', больше подходит ему именно за 'Осаду', ибо тут он не выложился и на половину того, на что он способен, показав старину Брюса со слегка уловимой ухмылкой на лице. Одной лишь улыбки конечно маловато, чтобы зацепить зрителя.

Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.

Приятного просмотра.

7 из 10

26 июля 2021 | 13:40
  • тип рецензии:

Хочу похвалить фильм. Пусть немного кукольный, со множеством условностей, довольно шероховатый для утончённого вкуса, спорный во многих решениях для многих предубеждений - всё это да. Но.

Фильм щемяще, просто душераздирающе пророческий. Не то что фильмов, даже книг таких - единицы. Кто, скажите, в 1998-м году знал о списке резидентов ЦРУ под кодом 'Аль-Каида' и о 'бывшем союзнике' американцев в Афганистане - Усаме Бен Ладене? Кто мог предположить, что джихад таки придёт на территорию США, унесёт тысячи жизней и принесёт страх? Что появятся 'Гуантанамо' и 'вашингтонский снайпер'? - Что это будет прямым следствием 'охоты на Саддама Хусейна' в далёкой Центральной Азии?

Но в фильме предугадано не только это. Тут же моделируется и повышение полномочий силовиков, - будь то военных или спецслужб, - и полная перетряска ценностей 'мультикультурализма' и основных гражданских свобод, неизбежно требующих нового фундамента в условиях глобальных кросскультурных конфликтов. Всё это было в будущем, которое, оказывается, не всегда неизвестно искусству. Искусству думать.

И обо всём этом решил бить в набат встревоженный американский интеллектуал и остался, как и многие пророки, в убытке. Потому что люди склонны замечать всё, что угодно, кроме главного.

8 из 10

19 мая 2013 | 13:41
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: