Не понятно, чем сериал цепляет. Искренне удивлена, что не скипнула его уже после первого сезона, так как у него целый вагон недостатков.
1. Половина протагонистов не вызывает ничего, кроме раздражения.
Такое ощущение, что сценаристы намерено сделали одну половину протагонистов (Василий, дед, Гас, например) адекватными, человечными и сильными, двигающими сюжет и решающими любые проблемы (ну почти любые), а вторая половина (Нора, Датч, Эф, Зак и его маман) призваны исключительно двигать, так называемую, «драму» сериала.
Эти персонажи нелогичны, истеричны, очень поверхностны и лишены хоть какого-то минимального развития.
«Драму» двигают, кстати, из рук вон плохо.
Главный протагонист (считаю, Эф, так как этот товарищ везде указан первым в актерском составе) очень неприятный персонаж. Он почти изменяет жене, потом изменяет своей девушке, пока та сидит с его сыном в другом городе, всюду руководствуется только своим нарциссизмом и идиотскими догадками. Линия с его «алкоголизмом» вообще курам на смех, нераскрытая, глупая, драма без драмы. Ему не хочется сопереживать, он не вызывает ничего, кроме раздражения и неприязни.
С Заком вообще интересная история. Парнишка, который в первом сезоне был очень смышленым, храбрым и умным ребенком, начиная со второго (и с замены актера) становится совершенно глупым, эмоционально неразвитым персонажем, лишенным хоть толики критического мышления.
2. С антагонистами не менее весело.
Есть супер-злодей с абсолютно нераскрытым характером и историей и неясными мотивами, кроме пресловутого комедийного «власть, убить всех непонравившихся, и еще раз власть» (ух, какой я злой!). Почему он решил так действовать? Зачем ему эта власть? Что привело к такому характеру? Неизвестно.
И есть толпа его приспешников, без мотивации, которые просто служат ему и все тут.
3. Сюжет.
В сериале огромное количество пафоса ('любовь самая большая слабость человека»,' мы против всего мира» и тд) и клише (монстр только отбрасывает сюжетно важного персонажа, а неважного убивает сразу, злодею дают толкнуть пафосную речь, вместо того, чтобы сразу его подстрелить и т.д.).
В сюжете периодически проявляются гигантские дыры. Например, с первых серий читалось, что червей можно убивать ультрафиолетом в первые минуты заражения и человек выживет, но персонажи упорно это игнорируют. Зато об этом вспоминают только в 3 сезоне.
Или тот факт, что все военные, борющееся с зараженными в их среде обитания упорно на протяжении всего сериала ходят в шлемах, но без защитной каски на лице (хотя монстры, как правило, жалят именно в лицо).
4. Логика повествования.
Сценарий построен по принципу детских мультиков, а-ля Том и Джерри.
Цель главных героев анонсируется почти в самом начале первого сезона. В конце каждого сезона герои вот почти, вот чуть-чуть, вот-вот ее достигают, но случается какая-то нелепость и все ломается. В следующем сезоне они снова следуют этой же цели и под конец она снова утекает у них из рук, и так по кругу каждый сезон.
Очевидно, что наверняка решение о продлении на следующий сезон принималось в самый последний момент и сценаристы впопыхах переписывали последние серии, чтобы сделать затравку. Но в качественных сериалах основная цель раскрывается спустя несколько сезонов, а до этого герои урывками узнают информацию и пытаются связать ее воедино. И для этого сценаристы качественных сериалов изначально прописывают общий план истории.
5. Кошмарная работа гримеров.
Монстры сделаны довольно смешняво, но иногда нагоняют жути (если выпрыгивают в темном коридоре), но вот главный антагонист в первых сезонах — мое почтение. Он вызывает своим видом и нелепыми движениями тонну смеха, вместо ужаса. Непонятно, как в сериале, который подается как ужасы, допустили настолько топорных монстров, уровня ужастиков 60-х.
6. Неправдоподобность.
Понятно, что жанр фэнтези накладывает здесь ряд ограничений. Но камон! Какая-то девчонка вырубила интернет и сеть? В одном из крупнейших городов США почти месяц людей лопали прямо на улицах, и граждане продолжают жить, как жили? На эту вакханалию никак не отреагировали власти и всем абсолютно по боку? Ну вы серьезно..
В общем, сериал часто ощущается не как драма, ужасы и фэнтези, а как детская сказка.
Идея у сериала отличная, собственно заслуга Гильермо дель Торо. Но сценаристов как будто совсем никто не контролировал. Работа режиссеров также вызывает вопросы. Я очень удивилась, когда узнала, что большинство из них замешаны в довольно популярных и качественных картинах.
Часто видно, что актерская игра неплохая, и эту идею можно было подать НАМНОГО выгоднее и красивее. Но работа съемочной площадки оставляет желать лучшего, благодаря чему получился очень проходной и очень раздражающий своей недоделанностью продукт.
Меня зацепил данный сериал. Некоторым он кажется довольно затянутым и неинтересным. Но на меня эта картина произвела особое впечатление. И больше мне была интересна не составляющая хоррора или 'суперского' сюжета, а наличие прописанных персонажей.
Это не тот сериал, в котором показывают идеальных 'Неудержимых', а напротив, людей, которые ошибаются и расплачиваются за свои ошибки. Но что самое важное - эти люди никогда не сдаются, даже в условиях апокалипсиса, в присутствии превосходящего врага. Они встают с колен несмотря ни на что, ищут выход из безвыходности.
Не раз я слышал и видел комментарии и отзывы по типу: 'Этот персонаж поступает глупо'.
Но если бы мы хоть на минуту задумались о том, а чтобы мы сделали в такой ситуации?
Я на протяжении каждого сезона оставался в напряжении и сочувствовал героям, в частности после второго просмотра. На этот момент я стал уже совершеннолетним и решил сериал пересмотреть. Как правило, когда человек становится старше, множество моментов при пересмотре кажутся посредственными, но не в моем случае.
Я будто понял этот сериал ещё раз.
Данный сериал основан на комиксах, которые я ещё не читал. Точнее начинал, но из-за отсутствия перевода других серий я решил забросить чтение. Теперь мой интерес к этому произведению возрос, и я планирую всё-таки возобновить начатое.
Что касается составляющей сериала, то в нём хватает всего: тяжелой драмы, первобытного хоррора, поставленного экшена. Как по мне, сериал отчасти походит по атмосфере на 'Ходячих Мертвецов' (причём первых 5 сезонов), а отчасти - на фильм '28 Дней Спустя'.
Советую всем любителям постапокалипсиса, апокалипсиса (и выживания в его условиях).
Да, сериал основан на его книге, которую после сериала раздобуду и прочитаю. Но начал смотреть сериал я не зная о первоисточнике, думая что Дель Торо чуть ли не режиссирует сам весь сериал.
Первые серии впечатляют, замес интригует, но чем дальше, тем больше глупостей творится. Такое ощущение, что первые эпизоды реально курировал Дель Торо лично, а потом как-то резко все меняется. Посмотреть хоть на пацана, сына главного героя, в первых сериях это умный и проницательный мальчик, довольно приятный персонаж, а уже во втором сезоне он превратился в типичного бесячего тупого ребенка, который создает бесконечное количество проблем на пустом месте. Сезоны всё идут, а никто так и не научился элементарным мерам безопасности при столкновении с вампирами, вы извините, но к третьему сезону пора бы уже кому-нибудь додуматься закрыть шею, скажем, мелкой кольчугой из серебра, вампиры и охотники на них существуют тысяч лет - никто не догадался хоть как-то защититься от их укусов, уж по части средств защиты и нападения, разработанных за тысячи лет, сериал мог бы быть поизобретательнее. Главгад вроде как может будто монстр из 'Нечто' ассимилироваться с людьми, превращать их в марионеток, но при этом почему-то не делает это с врагами, видимо потому что это сразу решило бы все его проблемы и сериал закончился бы на первом-втором эпизоде верной победой главгада.
Не знаю что там люди несли про 'революцию в сериалах' - в основном сериал наполнен обычным мылом и соплями-с-сахаром, любовь-секс-семья-дети и тонны пустых разговоров и ходьбы. Есть проблески с интересными поворотами, то всё это тонет в соплях и филерах. Вырезать бы все эти пустые куски и вышел бы хороший фильм на 2 часа, который был бы сконцентрирован на эпидемии чудовищ, а не на половых разборках и семейных дрязгах.
Не самый умный сериал про как бы начало апокалипсиса, эффекты и грим чуть лучше с каждым сезоном, но я так и не смог решить зря я потратил время или нет.
Сериал «Штамм» предлагает нам очередную версию вампирского апокалипсиса. Образ вампиров в сериале показан крайне отвратительным, эти твари даже более мерзкие, чем в «30 днях ночи». Но обо всём об этом писалось в предыдущих рецензиях, как и о том, что герои порой ведут себя не логично. Однако на последнее в сериалах я не обращаю внимания, и по этому вопросу придирок от меня не будет. Но будут обозначены другие минусы, прочитав которые вы, быть может, для себя решите, стоит ли тратить время на этот сериал.
Итак, первый и самый жирный минус – вялотекучесть сюжета, да и всего показанного в сериале действа. Сейчас сериал вспоминается мне как сгусток слизи, вытекший из тела гниющего стригоя и тонким слоем размазанный по всему хронометражу (надеюсь, я не слишком мерзко описал свои эмоции и ощущения… и надеюсь, вы сейчас ничего не едите). Сцены потасовок и драк не спасают ситуацию, ведь к этому мы все успели привыкнуть (говорю за себя, конечно же), и смотрим на мордобой как бывалая нимфоманка пролистывает страницы журнала Playboy – без энтузиазма.
Второй минус – малое количество локаций, на которых и показаны события сериала. Серый унылый Нью-Йорк, канализационные люки, метро, закрытые помещения – вот атмосфера сериала. Настроения не поднимает, а наоборот (хотя, кому-то может нравится, на вкус и цвет).
Третий минус сериала – это прото-вампир, заражающий жертву червями и таким образом создающий другого вампира. Смотрится жутко и мерзко. Да и создать вампира, выблевав (простите) на другого человека тонну червяков… это, знаете ли, очень сомнительный способ вампиризма. В придачу к чему, я обычно беру себе покушать перед просмотром. И пару раз меня чуть реально не стошнило (чего в жизни больше не случалось ни разу, ни с какими ужастиками). Не знаю, может 25-й кадр? Хотя вряд ли.
Больше минусов я не припомню, поэтому перейдём к плюсам.
Первый жирный плюс – это то, как показана нацистская идеология через призму упыризма. С тем, что нацисты – «упыри», наверное, никто спорить не будет… но в этом сериале нацист Айгорст (или Эйхорст) – настоящий упырь. Прекрасно обыграна тематика концлагеря, чтобы зрители прочувствовали на себе, что же такое фашизм на самом деле – это идеология… это, прежде всего, отношение к другим людям как к вещи: «ты не герой и не спаситель, ты всего-лишь номер… я забрал твоё имя, и теперь ты не более чем жалкий номер… я хочу, чтобы ты наблюдал за происходящим, не в силах как-то этому помешать» - говорит нацист Айгорст старику Сетракяну. В наши дни некоторые активисты пытаются поднимать проблему построения так называемого «электронного концлагеря», возмущаются тому, что имя и фамилия в нарушение правил русского языка в документах прописаны заглавными буквами (то есть капсом). Проект сквозной идентификации, - как отмечают общественники, - заключается в присвоении каждому гражданину номера (личного кода, электронного идентификатора), который будет своеобразным ключом для доступа к полному досье с информацией о человеке из различных информационных баз, формируемых в настоящее время во всех сферах жизнедеятельности (в том числе баз биометрических данных), что нарушает бессрочные нормы антифашистского международного права, которые в совокупности своей гарантируют традиционный способ учета данных граждан для получения конституционных обязательств правового государства по фамилии, имени, отчеству, не автоматизированным способом. Таким образом, тема, осторожно поднятая в сериале, актуальна и для нашей повседневной жизни.
Второй жирный плюс сериала – это то, как показаны главные упыри – миллиардерами социопатами, высказывающими мысли о радикальном изменении мира и решении проблемы с человечеством раз и навсегда: « - Я смотрю на этот мир и предвкушаю то, что грядёт – чистота…» медленно произнёс Айгорст. Миллиардер ему отвечает: « - Нужно пройтись по ночному городу в последний раз, перед концом… впервые за всю мою жизнь у меня есть то, что нужно»
К контексте этого достаточно вспомнить высказывания богатейших людей планеты о необходимости радикального сокращения численности человечества.
Показателен также диалог молодого Саркисяна со своим тюремщиком Айгорстом: « - Я думаю, Третий Рейх в предсмертной агонии» Айгорст улыбается и молвит: « - Весьма вероятно. Но допустим, что из пепла этого Рейха восстанет новый Рейх». В этом контексте можно изучить лекции профессора Андрея Фурсова, который подробно рассказывает о том, как нацисты эвакуировались в 44-45 гг. и создали 800 крупнейших корпораций по всему свету, аккумулировав свой колоссальный денежный капитал, и не мытьём так катаньем, «тихой сапой» продолживших продвигать свои античеловеческие идеи по всему миру.
В контексте всего этого, быть может, черви внутри упырей – это тоже нечто иносказательное, некий намёк на то, что червивые люди = гнилые люди с чёрной душой и пьющие кровь из населения. Вообще, подобная тема мало в каких фильмах и сериалах поднимается, я на память не вспомню ни одного. Цензура?
«С каждым рывком, который делали люди в сторону добра, мы хотели верить, что наш прогресс окончателен и необратим… мы убеждали себя в этом, и совсем потеряли бдительность. И наше собственное Зло закралось обратно» размышляет Саркисян, по пути в уже современный концлагерь… далее нам показывают сцену, как гвардеец в черном шлеме избивает безоружных людей «я уже видел подобное» - сказал дед Сетракян, вспоминая нацистскую оккупацию во время II Мировой. Женщину разлучают с ребёнком, крики и вопли возмущённой толпы… стригои на поводке работают в паре с полицаями. Жуткая картина!
Диалоги дедушки Эбрахама просто великолепны:
«Я прожил долгую жизнь, слишком много повидал… эта планета, наша Земля, которая когда-то была дикой и неизведанной, теперь нанесена на карты, заасфальтирована, заселена, застроена… мы и не представляли, что кто-то может наблюдать за нами. Неужели война проиграна? Суждено ли нам стать скотом для монстров? Или теперь, когда враг наконец-то показал своё лицо, у нас есть шанс выстоять?»
Я полагаю, что на фоне реанимации идей фашизма этот вопрос для всего человечества актуален как никогда.
Подводя итог, можно сказать, что в этом сериале очень интересная и актуальная сюжетная линия соседствует с крайне мрачной и затянутой реализацией.
Говорят, от древней мифологии, через образы, порожденные готикой и романтизмом, до современности («Выживут только любовники», «Проповедник» и др.), можно проследить как вампир, некогда «начинавший» зловонным могильным чудовищем, становился всё более респектабельным. «Штамм», в этом плане ближе к давней традиции, да и сама по себе хтоническая эстетика тоже может завораживать (символизм их жала и т.п.) Вероятно, монстры, так или иначе, имеют свою специфическую привлекательность. Но в целом, стригои представлены тут сразу в обоих обличьях: древнем и современном. Их мощь и ненасытная жажда может гипнотизировать, как что-то неподвластное пониманию, с чем нельзя ничего сделать, - никак не договориться; как если человек безмятежно живущий сталкивается со смертью, неумолимой, неизбежной.
Некоторые авторы отмечают, что восхищение вампиром, желание самому обратиться, указывает на растущее стремление к нарушению коллективных табу в результате индивидуалистического бунта человека, усредняемого масскультом. Однако, если это реакция индивида на своё унизительное положение, то и тут, как в случае с супергероем из комикса, вся сила и мощь даётся даром, - упорно работать над собой не нужно. Здесь просматривается некоторая новизна со времён проекта Просвещения и Модерна с их постепенным «выковыванием» личности. Касаемо же данного фильма, то скорее наоборот, на это могло бы сподвигнуть желание выбрать сторону мощной, побеждающей силы, сдача вампиру как доминирующему сверхсуществу, отказ от тягот собственной идентичности в пользу преображения в часть коллективной структуры с новым неизведанным качеством, выводящем за пределы человеческого; может быть мыслимым как новая эволюционная ступень, к тому же дарующим бессмертие. Вообще, девальвация свойств традиционно присущих людям, может быть приметой времени, когда речь уже идёт о трансгуманизме, о подготовке к новым генетическим и кибер- трансформациям их природы. Не исключено, нынешняя потребность культуры продуцировать и героизировать такое количество сверхлюдей и монстров может означать приближение человечества к некоей новой фазе неудовлетворённости собой, к принятию возможности качественного своего изменения.
Надо сказать, что современный вампирский бестиарий в фильме продуман до мелочей. В определённой части он довольно новаторский, что получается, вероятно, если сновидческие кошмары скрестить с древними мифами; возможно, тут издревле обоюдное влияние. Ну и как это принято, под фантастическое подводится более-менее подробный околонаучный базис. От биологии до истории, с отсылками к политическим реалиям. Может, даже, большой намёк на некий фазовый переход в процессе переформатирования мира.
Как существа бессмертные, пронёсшие мудростью веков, вампиры используют все умения и знания о человеке, которые они приобрели, живя с ним бок о бок. Недаром здесь вплетена тема по мотивам истории немецкого национал-социализма. Так, по структуре своей, они являются тоталитарно из единого центра управляемым организмом, что открывает широкие возможности по осуществлению некоторых известных наработок в деле создания безотходного производства. По причине того, что они паразитируют на экосистеме теплокровных, после определённого наращивания своей популяции, им нужно не просто бездумное тотальное уничтожение этой среды ради скорейшего насыщения, а более сложные способы взаимодействия с ней. Например, замкнутая цепочка производства по выкачке крови, где есть и особые цеха по осеменению женщин для получения особо ценимых сортов крови младенцев. Да чего стоит одна только история с автобусом слепых школьников, - безнаказанное соблазнение малых сих. Будто тестируется принятие человеком расширения пределов некой, ранее устойчивой, нормы.
Если представить, что во вселенной имеют место быть бесконечно разнообразные формы жизни, то вероятно не имеет абсолютной ценности бытие какой-то конкретной из них. Право на жизнь обосновывается из моральных категорий, особенных для каждой, например, в корне отличной, культуры. И будь то вторжение в чужую экосистему или же возникновение качественных изменений (благоприятных мутаций) в самой условно закрытой среде, — это нарушает баланс. Всегда есть вероятность тотальной несовместимости, невозможности мирного сосуществования видов, и в результате прямой конкуренции верх одерживает более приспособленный или приспосабливаемый. В условиях доминирования одного вида может установиться новое равновесие или, в случае непримиримых противоречий, другой - будет полностью вытеснен. «Прежний» (ветхий) человек просто может быть упразднён. Эта драматическая коллизия, вероятно, и есть суть фильма; как и многой другой подобной фантастики. В финале всё же вырисовываются признаки, указывающие на возможность искупления и спасения, как бы отсылая нас к религии, тоже в своё время явившей миру нечто новое.
Некоторая наивность и, в ряде случаев, плохая игра актёров, не портит главного. Впрочем, таковые стали уже общим местом для подобного класса фильмов («Нация Z» «Чёрное лето», японский фантастический трэш и т.п.). Для формульного кино особо достоверный психологизм ни к чему, - оно не для отождествление себя с... и погружения в сопереживание, все кому надо насопереживались уже за столетие кинематографа — знают. Как будто с человеческим отходит и это - никому уже не интересное. Да, местами стало пожёстче, может впервые увидел в подобном кино убийство детей. Относительная свобода заканчивается со взрывом статуи Свободы. А так, - классические типажи ньюйоркцев, с их тусовками, странностями, интересами, и всё это уходит безвозвратно. Но кое-что остаётся – похоже непреходящи такие феномены как насилие и подавление. Кровопийцы пьют кровь, рокфеллеры меняют сердца, оплачивать приходится людям. Деньги по символизму сродни крови, одно переходит в другое, выступает эквивалентом.
Не припомню до этого, чтобы показывали сам процесс, - такой постепенный переход в новое качество. Обычно действие происходило уже в обращённом постапокалиптическом мире, тут же, наряду с сохраняющимися старыми институтами, появляются новые - мощные, агрессивные. Пример выживания в городской среде, когда на глазах отказывают системы - одна за другой, а никто ничего не делает, власть недееспособна и даже, где-то, вредна. Потому что система давно прогнила, и новая сила готова взять всё. Может отсылки, не дающие позабыть о реальности, и являются причиной такого воздействия фильма, не позволяя чувствовать себя в безопасной зоне. Вся атмосфера с налётом сюра, модификациями человеческой природы и экспериментами по устройству общества, создаёт некоторые предпосылки для тревожного ожидания приближающегося мира будущего.
Посмотрим вместе первые буквально пять минут первого эпизода первого сезона этого замечательного сериала.
Два авиадиспетчера стоят перед внезапно севшим прямо перед их будкой загадочным самолётом.
- Все иллюминаторы задраены, — с мистическим выражением лица говорит первый, глядя на борт самолёта ПРЯМО перед собой.
- Нет, не все, один открыт, — возражает стоящий РЯДОМ второй, глядя на ТЕ ЖЕ САМЫЕ иллюминаторы, и указывает первому на один ЯРКО освещенный иллюминатор ПРЯМО ПЕРЕД НИМИ.
У первого проблемы со зрением? Не думаю, он же авиадиспетчер, они комиссию проходят, даже в самых развивающихся странах. А у нас тут ЮСА. Так в чём же дело? Не знаю, не спрашивайте.
Но что же дальше? А нас тут с ГГ знакомят. Он — потрёпан жизнью, и по решению суда ходит вместе с бывшей (я так понял) женой к психотерапевту решать какие-то мозговые траблы.
Кто-нибудь объяснит, зачем это? Почему, когда включаешь любой хоррор 80-х, ты сразу понимаешь, что вот это вот — хоррор, и ничто иное, и сразу влипаешь в сюжет, и смотришь на одном дыхании? И герои ведут себя более-менее адекватно (ну, за исключением героев молодёжных слэшеров, разумеется), и не приходится кучу времени смотреть на «остроумное» нытьё какого-то уставшего от жизни чудака, дожидаясь, когда же «герой раскроется» (зачем это в хорроре?) и всё-таки покажут что-то интересное.
Придираюсь? А как же! Это снято в десятые годы XXI века — не пора ли начать как-то избегать унылых штампов, нелепых мест в сценариях, и попросту экономить время зрителя в эту стремительную эпоху? Все хорошие фильмы уже сняты — знай бери от них лучшее, да отбрасывай то, что объективно всем надоело. А что мы видим здесь? Унылый коп в разводе, и слепой диспетчер на взлётной полосе. И это — первые пять минут.
Потом они удивляются, почему, скажем, второй сезон «Настоящего детектива» у них вышел хуже первого, а ведь они так старались. Да ровно потому же — с первых кадров нас встречает унылый обросший персонаж (в разводе, разумеется), которого с таким тоскливым лицом даже из ОВД «Дальний» погнали бы за аморалку, и который, как предполагается, стремительно переродится по ходу сюжета, и начнёт всячески суперменить. Такая перспектива кого хочешь заставит люто, бешено скучать и начать строчить негативную рецензию, даже толком не посмотрев. Ровно такая же петрушка относительно ГГ нового «Чужака», и если уж говорить о свежих анализах Стивена Кинга — и ГГ «Мистера Мерседеса» (это ведь та же вселенная, что и в «Чужаке», видимо поэтому здесь главногеройский коп такой же пришибленный судьбою). Ну не верю я, что этот шаблон ещё не надоел каждому уважающему себя зрителю…
В общем, лично я не рискнул смотреть, что там будет дальше с этим штаммом. Даже если там дальше местами будет какое-нибудь ого-го. Уверен — невелика потеря, в процентном соотношении.
Что случилось с многоуважемым Дель Торо? Сериал 'Штамм' привлек меня именно наличием этой выдающейся фамилии в списке создателей. И... где же автор 'Блейда 2', 'Багрового пика', 'Лабиринта фавна', 'Мамы' и других кинематографических шедевров, поражающих стильными антуражами, шокирующими поворотами сюжета, леденящим и порализующим ужасом?
Сериальный метраж, похоже, не лучший размер Гильермо, ибо растворил в себе не только его режиссерские умения, но, кажется, и его самого. Мало, что картинка совершенно не привлекает глаз, так и сценарная логика хромает на обе ноги. Про интригу вообще молчу - если она и была в первоисточнике, то в сериальном хронометраже растворилась, как капля крови в банке с завирусованным сердцем, стоящей на столе современного Ванхельсинга. Кстати, красивый образ. И таких в сериале немало. Но они полностью исчезают на общем фоне аморфного и вялотекущего повествования. Однообразие экшен-сцен настолько угнетает, повторяясь из серии в серию, что, право слово, хочется остановиться, что и делалось многократно. Но исключительно из уважения к мастеру и в надежде, что вот-вот он проклюнется и в 'Штамме', возвращалась снова и снова. Но чуда так и не случилось.
Думается немалая вина тут ложится и на актеров, которые, вроде и стараются, но их герои как-то не вызывают сочувствия. В итоге поняла, что (для меня лично) это тягучее повествование могли бы спасти актеры, способные подключать зрителя одним своим появлением - Том Хиддлстон, Марк Уоррен, Джон Хёрт, которые, кстати, уже весьма успешно играли вампиров. Последний даже был, вроде заявлен в касте, но так и не появился. Хотя заменивший его Дэвид Бредли чуть ли не единственный, кто 'двигает' сюжет, сколько может. Но в данном повествовании оказалось, что один в поле не воин, даже если умеет расправляться с сонмами перерожденных тварей.
Еще один минус (лично для меня) навязчивое смешение жанров и постоянный уход повествования в мелодраму, когда герои друг другу что-то недоговаривают, или не туда сворачивают, или не доверяют друг другу, или слишком долго дискутируют прежде, чем принять решение... Да еще эти бесконечные истерики главного героя, напирающего на 'научный подход' в борьбе с 'вирусом', когда, казалось бы, надо уже понять, что единственный способ борьбы - примитивное отсечение головы. В результате создается еще более критическая ситуация, а повествование либо тормозит, либо сворачивает совершенно в другую сторону. А герой выглядит полным кретином, не способным трезво оценивать ситуацию, несмотря на неуклонно накапливающийся опыт. Понятно, что по замыслу это должно бы двигать сюжет, добавлять в него остроты и тем самым вызывать зрительские эмоции, заставляющие вновь и вновь смотреть сериал. Но, увы, чувство меры в данном случае изменило авторам и все эти приемы только стопорят сюжет, отвлекая внимание на какие-то мелочи и вызывая раздраженное недоумение - ну, когда же начнется какая-то более-менее активная борьба с тварями, размножающимися в геометрической прогрессии.
В общем, вампирская сага Дель Торо, на фоне подобных, явно проигрывает. Хотя сама по себе задумка обещала многое. Одно то, что в данном случае вампирское 'племя' представлено без изысков и готических образов 'мальчиков бледных со взором горящим' - звери, вырвавшиеся из ада и не намеревающиеся заигрывать с человеками, которые для них только пища и своеобразный способ размножения. Но показ из серии в серию однообразных сцен 'взаимодействия' этих двух видов, угнетает и опять же вызывает удивление, поскольку в других работах автора подобного не наблюдается. Опять же метраж виноват. Создается впечатление, что изначально маловато фактуры, которую пытаются искусственно растянуть на сезоны. Если бы в них было по 4 серии, уверена мы бы имели совершенно другой фильм. Но мы имеем то, что наштамповали в 'Штамме'.
'Штамм' - довольно интересный и оригинальный проект, позволяющий взглянуть на уже давно заезженную тему вампиризма с новой точки зрения, и в общем-то именно на самой идее во многом сериал и выезжает. Сразу скажу, что с литературным первоисточником я не знакома (по крайней мере на момент написания рецензии), ну а всем любителям поотрубать головы кровососущим тварям - добро пожаловать.
Итак, в Нью-Йорке приземляется пассажирский самолет, не отвечающий на вызовы диспетчера, в котором, как выясняется позднее, абсолютно все мертвы - от членов экипажа до пассажиров. Однако, когда ученые из ЦКЗ уже готовы вынести неутешительный вердикт, четверо человек приходят в себя и тут же помещаются в карантин как единственные уцелевшие от непонятной болезни, погубившей всех остальных в самолете. С этого и начинается сюжет сериала, разворачивающийся далее в вечную историю противостояния добра и зла.
Прежде всего стоит сказать, что 'Штамм' поначалу достаточно органично сочетает в себе научно-биологическую сторону вопроса с мистической. То есть пока одни персонажи пытаются разобраться с разгорающейся эпидемией при помощи сугубо научного подхода, проводя аутопсию зараженных тел и раздумывая над характером действия неизвестного паразита, в это же время другие персонажи запасаются серебряными пулями и готовятся к вампиропокалипсису. Однако в дальнейшем мистическая подоплека сюжета будет преобладать, что, честно говоря, меня расстроило. Лично мне хотелось бы, чтобы по итогу преобладала научная (или хотя бы псевдонаучная) составляющая, можно даже вообще без примесей мистики, но это уже вкусовщина.
Тут стоит отметить персонажей и актерский состав. И с тем, и с другим у сериала по большей части все в порядке. В первую очередь хочется выделить Дэвида Брэдли (да-да, завхоз Филч из 'Гарри Поттера'), Рихарда Заммеля и Джонатана Хайда. Это, пожалуй, наиболее старшие представители каста, и так уж получилось, что сыгранные ими персонажи мне были наиболее интересны, не в последнюю очередь благодаря харизме каждого из актеров. Далее хочется отметить Кевина Дюрана, который тоже привлек мое внимание своим достаточно колоритным образом. Ну и под конец все остальные - Кори Столл, Натали Браун, Мигель Гомес и еще куча других актеров, которые не то чтобы совсем плохи, но явно проигрывают на фоне вышеперечисленных товарищей и в плане проработки их персонажей, и в плане актерской игры.
По структуре повествования шоу смотрится довольно крепким, особенно первый сезон (что неудивительно), где даже затесался какой-то саспенс. Но чем дальше в лес - тем больше второстепенных героев, больше связанных с ними малоинтересных побочных сюжетных линий, в общем периодически сериал провисает, и не все серии смотрятся с одинаковым интересом. Впрочем, этим грешат многие телевизионные шоу, что опять же неудивительно.
По части пищи для глаз - все более-менее в порядке. Тут и те же самые вампиры, и достаточный уровень жестокости-кровавости, и стрельба, и пафосно-эпичные сцены, в общем, когда на экране происходит какой-то экшен, он не дает скучать.
Подбираясь к финалу - 'Штамм' достаточно неплохой и по-своему интересный проект, с которым можно ознакомиться хотя бы ради прекрасно продуманной биологии местных вампиров. У шоу есть как положительные стороны, так и отрицательные, он интригует общей историей, но вгоняет в скуку подсюжетами и личными проблемами отдельных персонажей. Ну и плюс (точнее. минус) - концовка меня скорее разочаровала, я ожидала не такой развязки. По итогу - сугубо отрицательной оценки сериал определенно не заслуживает, но и особого восхищения он у меня не вызвал.
Когда я увидела трейлер то мне показалось, что я буду смотреть 'Я легенда' или 'Войны света'. И первая серия на это намекала. Представьте себе, эпидемия которая изменит человечество, и возможно сулит какие-то выгоды. И именно эти фильмы ты ждёшь от слогана. - 'Этот мир принадлежит им'. Но на деле мы имеем недозомби-недовампиров, без претензии на какую-то глубину. И после третьей серии мы имеем обычный зомби боевик. В котором куча минусов.
Начнём с героев. Герои почти не запоминаются, да и просто не в тему. Чего только стоит доктор Ф, чья драма ни к селу ни к городу.
Такие же здесь и злодеи. Ой, этот мастер. Зачем он нужен? Какова его мотивация? Вроде он отстаивает интересы своего вида, а вроде и нет. Его нельзя назвать вожаком как Фернира Сивого, он лишает разума рядовых вампиров. Зачем если твоя цель построить новую цивилизацию? Ещё одна претензия, у вампиров здесь нет своей культуры. Даже у оборотней из ГП примитивная, но культура есть. Это ещё одна причина, почему не получаются два выше названных фильма.
Ещё одна проблема заключается в жанре и вампирах. И я не понимаю зачем брать образ Носферату. Он совсем не страшный, он смешной. Скажите, вы серьёзно думаете, что этими клычками можно пить кровь? Думаете, почему у современных вампиров клыки на месте троек. А почему что они крепкие, и могут быть достаточно длинными, чтобы достать до артерии. А передние зубы легко выбить. Да и вообще, мне не нравится выбранный подход. Мне не нравится эти зомбовампиры. Мне больше нравятся хищники с лицом человека. Задумайтесь, почему Блейд популярен, почему столько раз переснимали Дракулу, почему в анемешных кругах смотрят Токийского гуля. Да потому, что монстр с лицом человека в разы страшнее примитивных чудовищ. Потому как возникает страх неизвестности. Если вас поместить в комнате с 4 людьми и сказать, что один из вас голодный вампир. Какова ваша реакция? Да, у вас паранойя начинается через пару минут, у вас будет первобытный страх.
Как большой любитель вампирской тематики и такой же большой нелюбитель того, во что ее превратили в последнее время (больше розовых соплей и гламурных вампиров!), не могла пройти мимо этого сериала.
У Штамма порядочно недостатков, и самый главный - логика. Хромает на обе ноги, а костыли, которые ей сценаристы периодически подсовывают, не спасают положения. Вместо того, чтобы пришить злодея/героя, противник будет стоять и разглагольствовать. И повторяться это будет на протяжении всего сериала не раз. Хотя кто в кино этим не грешит... Поступки героев часто противоречат здравому смыслу, и даже их собственным убеждениям. Сама задумка с этим вирусом и превращением в стригоев в первом сезоне несколько противоречит событиям в остальном сериале. Вообще очень многое от изначальной идеи изменилось. Сериал хочет стараться серьезным и порой нагнать пафоса, но местами это выглядит так нелепо, что разбирает смех, или рука сама тянется к лицу. Вряд ли Гильермо Дель Торо так все и задумывал, но уж что вышло.
Но, несмотря на недостатки, я все равно очень люблю этот сериал. Во-первых, за идею. Действительно, наконец-то нормальные вампиры. Злобные хищники из древних поверий. Озабоченные лишь собственным выживанием, рассматривающие людей исключительно как источник пищи. Авторы решили перестраховаться и убрать даже первичные половые признаки. Во-вторых, оригинальный подход к передаче вируса вампиризма. Ох уж эти черви... топливо для ночных кошмаров.
Очень понравилась масштабность, с которой стригои подошли к вопросу порабощения человечества, почерпнув эти жуткие идеи у самих же людей.
Что касается персонажей, то тут есть за кого 'поболеть'. Больше всего переживалось за Сетракяна. Этакий боевой дед со скверным характером, упрямый и сварливый. Нам, конечно, рассказывают, как он дошел до жизни такой, и история его достаточно печальна, чтобы начать ему сопереживать. Также из положительных персонажей хотелось бы отметить Василия Фета. Тоже весьма колоритный товарищ, со своим динамитом и отличным знанием городских трущоб и канализаций.
Из стана плохишей больше всех выделяется Айгорст. Его история оставляет впечатление немного душераздирающее, хотя сочувствовать ему все равно не выходит. А так это сферический злодей в вакууме - холодный, расчетливый и жестокий, под стать своему хозяину.
Про остальных персонажей тоже хотелось бы сказать пару слов, но их слишком много, а рецензия и так уже длинная.
Подводя итог: если не воспринимать Штамм слишком серьезно, а смотреть просто, чтобы расслабиться после рабочего дня и не перегружая мозги, то идет он отлично. Спецэффекты, масштабность разрушений и даже этакий постапокалипсис в последнем сезоне - для сериала все на высшем уровне. Сюжет порой радует неожиданными поворотами. Много персонажей на любой вкус и цвет. Пусть и относительно, но оригинальная задумка. И, конечно же, стригои, тысячи их! Очень жаль, что сериал закрылся после 4 сезона, но и тут есть за что похвалить - не скатили историю, а завершили ее вполне достойно.