Фильм очень жизненный и цепляет с первой минуты. Пока не погружаешься в Троя до конца еще как-то веришь, что что-то святое в нем есть, но каждым будущим поступком он доказывает косность и тупость. И как часто бывает, фильм навевает на какие-то личные размышления в собственной жизни. Где-то о старших в семье, где-то о супругах и детях, если у кого есть. Реакции на Троя в течение фильма у персонажей разнятся, но общую линию можно угадать. Он катастрофически не прав. И была отличная сцена, где он лоб в лоб стоял напротив своему фиаско, чему полностью противоречит красивый кадр в конце, абсолютно бессмысленный. Хотелось бы верить, что на небесах судят за раскаяние, а не за всепрощение пострадавших жертв. Справедливости не хватило.
Фильм 'Ограды'(Fences) снят по одноименной пьесе Аугуста Уилсона и основной сюжетной линией во многом совпадает с пьесой Владимира Гуркина и великолепным фильмом В. Меньшова 'Любовь и Голуби'. И вот тут очень интересно. Пьеса 'Любовь и голуби' написана в 1981 году, а Fences первый раз показаны в 1983-ем и, кстати, начиная с 1985 года наполучали множество американских премий.
Украдена она или просто совпало - мы не знаем, но совпадений много. Не буду пересказывать сюжет, кто посмотрит, безусловно найдет много параллелей. Но есть и существенные отличия, о которых, собственно, и эта рецензия.
'Любовь и голуби' - это яркий светлый фильм про любовь и хорошие семейные отношения, где случаются и ошибки, но спасает всё именно Любовь. Именно, чувства не выложенные на показ, но лежащие глубоко в сердцах героев.
Fences - это заумная история о черством человеке, живущему по-накатанному и, похоже, никого вокруг себя не любящем. Семья, если это можно назвать семьей, сохраняется не потому, что чувства, а потому что 'так надо', потому что 'смирись и довольствуйся тем, что есть'. Пафосный кадр в конце фильма - вообще ни о чем. Он никак не гармонирует ни с образом главного героя, ни с состоянием, к которому он привел свою семью.
Фильм-пьеса перенасыщены неестественными диалогами, которые вложены в уста не тех людей, находящихся не в том состоянии, чтобы произносить подобные речи. Глубокомысленные аллегории со смертью и с забором - это традиционная пафосность черных в Америке. 'Разговоры' главного героя со смертью скучны, ибо никакая смерть вокруг главного героя не крутится и натянуть на черствого полуобразованного мужика некий социальный подтекст, что, видимо, и имела ввиду Академия, выставлявшая этот фильм на Оскар, не получается - не убедительно. Никто в его поступках не виноват, кроме его самого. Никакие белые, никакая социальная несправедливость в этом не замешаны.
Жена главного героя, получившая Оскар, получила его, видимо, только по вошедшей уже в Голливуде традиции - давать Оскар любому обижаемому черному лицу. Никакой великой игры в скучной физиономии, маячившей весь фильм в кадре(причем тут роль второго плана?) нет.
Различия 'Любовь и голуби' и 'Fences' в менталитетах их авторов и в социальной реакции общества. В России люди, подобные тем, которые показаны в фильме 'Ограды', вызвали бы антипатию. В Америке - реакция двойная. К белым людям отношение было бы таким же, как в России, но поскольку они черные, то кто-то и всплакнет над серой жизнью героев.