До фестивального успеха фильмов The deeper you dig и Hellbender семья Адамс снимала около криминальные мелодрамы. Knuckle Jack их дебютное кино, в котором нет характерной для их поздних фильмов мистики и насилия. Вместо них, мелкие бытовые проблемы жителей одноэтажной Америки. Словом, классика западного независимого кинематографа. Но тема семьи – заглавная для всего творчества Адамс – присутствует уже в дебюте.
Главный герой фильма алкоголик и наркоман Джек занимается мелким грабежом. Он обносит пригородные дома и сбывает награбленное местному скупщику. Джек не просто домушник, а благородный жулик, на месте ограбления он оставляет свои картины, на которых всегда изображено шоссе в никуда. Такой оригинальный способ продажи искусства. Принцип прямого действия без лжи маркетинга в духе Бэнкси. Лёгкий зуд нелюбви к богатым проскальзывает в диалогах, но фильм не совсем об этом.
Забавно насколько часто образ благородного жулика возникает в американской культуре. «Первая корова», «Последний чёрный в Сан-Франциско», рассказы О.Генри. Как-нибудь хитро продать, обмануть, реализовать американскую мечту, при этом сохраняя лицо, оставаясь благородным, побеждая большее зло, больший капитал. Любопытная черта американской национальной идентичности. На стороне большего капитала всегда была грубая, беспринципная сила. Справедливость или сила большего капитала возможно главный «или-или» современной американской действительности.
Если последние фильмы Адамс были про отношения дочки и матери, то «Knuckle Jack» про отношения племянницы и дяди, суть тоже что дочки с отцом. Ответственность за ребёнка лечит большую часть травм наркомана-алкоголика Джека. Простая, добрая идея, жаль, конечно, что зачастую, ребёнок появляется как следствие этих травм, особенно в среде в которой живёт Джек.
Важно понимать какое влияние оказывает эта среда на самого ребёнка. Так в недавнем фильме Кирилла Соколова «Оторви и выбрось» бабушка с боем пытается забрать внучку у матери-зечки, чтобы исключить негативной влияние. А в «Knuckle Jack» бабушка сама отдаёт свою внучку её дяде, отсидевшем в тюрьме и сидящем на наркотиках. Подано всё с лёгким юмором, трогательными диалогами, с любовью. Сильный контраст с «Оторви и выбрось», где всё брутально, с кровью и потом. Удивительно насколько близкие темы и насколько разная оптика, через которую они раскрыты.
В художественном плане «Knuckle Jack» ничем не примечателен. Минималистичный стиль во всех деталях. Простая, выверенная работа, где всё на своих местах, но без интересных визуальных находок. В этом отношении последние фильмы Адамс можно считать экспериментальными. Настолько смелее выглядят визуальные ходы в их хоррорах.
«Knuckle Jack» – простенький образчик независимого американского кино. Исток кинотворчества семьи Адамс, в этом и заключается его главная ценность.