Очень старые фильмы любопытны своим несоответствием более поздним кинематографическим формулам сюжета, устройства интриги, самой по себе логики нарратива и проч. Они близки скорее литературе, нежели искусству визуального воображариума. Так, и в 'Атлантике' скорее ощутимо влияние 'великого повествующего', нежели внутренних законов синематографа.
Кстати, с устройством кинонарратива все в полном порядке. Очень ранняя дата фильма смущать не должна. Сто лет назад Дания была как минимум в тройке ведущих школ самого молодого искусства XX века, и Август Блом создает историю крепкую, без провисов и видимой невнятицы, способную заинтересовать и сейчас. Но так как четкого отделения кино от литературы еще не случилось, то фильм демонстрирует именно этот 'страх влияния'. Достаточно указать на самой упоминаемый по частотности момент сюжета: крушение парохода, на котором плывет герой. Этот мотив несомненно архиактуален и сенсационен всего-то в следующем после крушения 'Титаника' году, и создатели ленты постарались на славу, сняв агонию судна и даже затопив реальный корабль. Конечно, мы давно привыкли к совсем другой масштабности, весьма скромным эпизодом гибели уже не удивить, хотя на тот момент это смотрелось, должно быть, колоссально.
Однако самое интересное, что данный эпизод сложно назвать доминирующим по хронометражу и даже центральным композиционно. Все-таки главный принцип фильма, снова повторюсь, литературен. Это история человека, его семейных мытарств и их искупления. И это гораздо интереснее стоящего особняком факта, что в 'Атлантике' кинематограф едва ли не впервые подступился к эффектам морского крушения. В меру чувствительная, в меру назидательная, одновременно назидательная и серьезная, история главного героя ценнее отдельных эффектов, что охраняет фильм от полной архивности до сих пор.
7 из 10