Первое правило революционера. Нет реальности, которую нельзя изменить.
Дорон Цабари – тот человек, который может рассказать об израильском телевидении изнутри. До 2009 года он работал в Управлении телерадиовещания и уволился вскоре после отставки гендиректора Управления Моше Гавиша. Даже поверхностное знакомство с фактами дает основания полагать, что история, рассказанная в «Справочнике революционера», правдива как минимум наполовину, а то и больше. Но перейду я к ней только после того, как немного расскажу о государственном канале Израиля.
Израильское управление телерадиовещания, созданное по образцу Би-би-си, занимается общественным теле- и радиовещанием. Основным источником финансирования служит специальный налог, которым облагаются владельцы телевизоров. Граждане Израиля воспринимают его как еще один бессмысленный побор, не делающий разницы между богатыми и бедными. В Советском Союзе, кстати, существовал разовый «теленалог»: при покупке телевизора 16% стоимости переводилось Комитету по телевидению и радиовещанию. Но покупатели, как правило, не задумывались над тем, как распределяются средства, полученные магазином за купленный телевизор.
Разумеется, раз люди платят налог за телевидение, они имеют право высказывать свое мнение о качестве демонстрируемых программ. Высказывал его и Дорон Цабари – много, много раз, пока к нему не начали прислушиваться. Основные пункты его критики – выполнение государственным каналом предписаний израильского правительства и несоответствие потребностям населения. Цабари не поленился прошерстить бюджет телевидения на предмет распилов и откатов, после чего предложил реформу.
Руководство во главе с гендиректором Управления израильского телерадиовещания Моти Шкляром ответило пространно, расплывчато и в то же время многообещающе:
«Коммерческое телевидение воспитывает общество на эмоциях и потрясениях, и через несколько лет только передачи типа «Большого Брата» будут занимать верхние строки рейтинга. Общество, воспитанное исключительно на эмоциях, не имеет права на существование. Сегодня уже ощущается обратная реакция, все больше людей ищут в своей жизни смысл. И на первом канале будут говорить о смысле жизни, будут и развлекательные программы, но с дополнительной смысловой нагрузкой, а не голыми эмоциями. Если первый канал будет являться альтернативой коммерческому телевидению, у нас останется шанс».
Но поскольку в верхах процветало кумовство, а депутаты имели свой куш, они даже не думали менять закон, ибо глупо было бы рубить сук, на котором сидишь. Высокий рейтинг политика – во многом заслуга СМИ, а государственный канал выставлял кого нужно в каком нужно свете в обмен на некоторые финансовые послабления.
Дорона Цабари это не устраивало. Чтобы разорвать замкнутый круг, он начал свою революционную деятельность, за которую нередко приходилось расплачиваться арестами и штрафами. Первым делом он привлек к проблеме внимание общественности. Этому послужили митинги и пикеты, проводимые ассоциацией режиссеров, операторов и сценаристов, которых не устраивали низкие зарплаты. Затем компетентным юристом был составлен проект нового закона о телевидении. Предстояла самая сложная часть задачи.
– Вам доводилось проводить закон? С членами Кнессета знакомы? Связи в партиях есть? Советник по связям с прессой имеется? А лоббист?
Увы – лоббистов у Цабари нет, зато среди противников закона – великий и ужасный премьер-министр. Но Дорон не сдается. «Мы что, в России живем?», спрашивает он. И отвечает: нет, поставив задачу освободить телевидение от длинных рук правительства, мы своего добьемся.
И как хочется, скажу я вам, чтобы у них всё получилось! Представьте себе на минутку, что какая-нибудь группа независимых режиссеров в нашей стране тщательно изучила бюджет, заложенный на развитие кино, нашла (что неудивительно) несколько распиленных миллиардов, и пошла войной на Михалкова и Госдуму. Уже смешно, не правда ли? Дальше они устроили митинг возле Останкинской башни и потребовали сместить генерального директора. Напоминает сказку братьев Гримм. Кому это нужно? Те, кому не нравится ТВ, попросту его не смотрят. Те, кому оно нравится, предпочтут скатиться до уровня показываемых программ, нежели бастовать и пытаться подтянуть качество телевидения до приемлемой планки.
И это несмотря на то, что нет реальности, которую нельзя изменить…
Рецензия на фильм Цабари получилась смесью его биографии и реального положения дел с израильским Управлением телерадиовещания, но будучи в курсе дел, вы сочтёте картину более интересной и динамичной. Манера съемки не нарочито репортажная, но вполне документальная. Здесь не будет любовных перипетий и грязных секретов израильской богемы. Это полуторачасовая история борьбы с несправедливостью, изложенная участником боевых действий. И она стоит того, чтобы ее посмотрел каждый человек, неравнодушный к происходящему вокруг.