Судя по трейлеру и постеру, каждый, кто не знаком с творчеством Анны Меликян, мог сделать вывод, что 'Звезда' - очередная мелодрама в духе тех, что регулярно выпускает канал 'Россия'. Молоденькая глупенькая модель, мечтающая стать звездой. Сожительница крупного чиновника, которая никак не может забеременеть, чтобы упрочить свое положение и выйти за него замуж. Сын этого чиновника, стесняющийся своего положения в обществе и поэтому прикидывающийся вором. Стандартный набор, на первый взгляд.
Но я смотрел 'Русалку' и потому включил этот фильм и спокойно смотрел первые 20 минут, развивающиеся в духе трейлера. И тут героине, пришедшей в клинику, чтобы повысить свои шансы забеременеть, говорят, что ей осталось жить два месяца.
Посыл не нов, но Меликян реализует его на все сто. И вы здесь не увидите бесшабашного развития событий на грани смеха и слёз, как в тех же 'Достучаться до небес'. Здесь будут только слёзы.
Фильм из мелодрамы резко превращается в драму с примесью триллера. Сюжет спойлерить далее не буду, но таких фильмов мало, особенно в России. И такое надо смотреть!
Хочется также отметить потрясающую актерскую работу Северии Янушаускайте. в течении фильма перестаешь объективно смотреть на события в нём, а смотришь на всё глазами её героини. А в конце уже плачешь вместе с ней. Жаль, что у неё пока что нет других серьезных ролей. Надеюсь, что будут.
Некоторые могут отметить, что главные персонажи фильмов Меликян женщины, что мужские персонажи прописаны скупо и не всегда удачно. Не вижу в этом ничего феминистического. Меликян - женщина и хорошо снимает кино о женщинах. А хороших женщин режиссеров не так много.
Еще в фильме отличная музыка от Алины Орловой!
Единственным маленький минус в фильме: слишком много Гоши Куценко, фактически играющего в эпизоде. Но этот эпизод крутят под различными предлогами много раз в течении фильма. Непонятно зачем?
Поиск места в свете гламурной жизни и циничное отношение к чему бы то ни было, а по факту- вечное одиночество. Так я охарактеризовала бы главных героев этой житейской драмы.
Сюжет фильма основывается на сплетении двух судеб, с первого взгляда абсолютно разных героев. Двух решительных и амбициозных, я бы даже сказала, отчаянных, личностях. И это сильно объединяет их - стремление к деньгам, власти и славе. Но отрицательных героев здесь нет, и быть не может, как, впрочем, и в жизни. Они просто хотят жить красиво, и я бы не стала осуждать их за это.
Да, фильм, безусловно, силен! Много реализма и талантливой игры актеров. Вызвал очень много противоречивых эмоций, задел за живое, так скажем. Сильно отличается от штампованных русских мелодрам про покорение столицы, хотя бы тем же самым реализмом и практически полным отсутствием сказок в содержании.
Затронута тема смерти. Не развернуто, но обосновано. Есть над чем поплакать и подумать.
Что страшнее - осознавать, что умрешь через какое-то время и не успеешь сделать все чего так хотел, или прожить банальную, скучную и 'правильную' жизнь, не боясь смерти и не оставив ничего после себя в этом мире?
Анне Меликян удалось заставить зрителя задуматься над смыслом жизни и смерти через четырех абсолютно разных героев, через эстетически-красивую съемку и совсем небанальные диалоги. Удивительно, как 'русское кино' получилось таким глубоким, но практически не переполненным гипертрофированными, извращенными и эмоциональными 'русскими диалогами'. Фильм стоит смотреть внимательно, чтобы прочувствовать его полностью, например, во время просмотра можно заметить очень интересную и символичную, на мой взгляд, деталь - на доске желаний Маши, весит бумажка с надписью «Хочу жить».
Я уже сказала, что все герои фильма очень разные со своими очень разными историями. Но, на мой взгляд, есть нечто общее, что их объединяет – каждый герой глупый и мудрый одновременно. Но в этом, наверно, и весь смысл: неужели глупо отказаться от всего богатства ради простой жизни, когда в какой-то момент осознаешь, что и не жил вовсе? Неужели глупо тратить все сбережения на дурацкие мечты, когда понимаешь, что скоро умрешь? Неужели глупо воровать деньги из собственного дома, когда делаешь это во имя настоящей любви?
«Звезда» - высокоморальное, красивое современное кино. В нем затронуты все актуальные темы современного общества: цена красоты, богатство, отношение детей и родителей. Уверена, что каждый найдет в нем что-то для себя.
И приехала покорять столицу очередная провинциальная дура. Каких тысячи. Только у этой юной артисточки - 'ни рыбы, ни мяса': ни груди, ни попы, ни губы, ни стОпы. Вот и рисует будущая звезда на стене перед зеркалом 7 желаний, которые надо исполнить в первую очередь. То есть проколоть уши, язык, нарастить грудь, увеличить губы, и под последним пунктом, как самая дорогостоящая операция - выпрямить ноги, чтобы правая с левой сходились в четырех точках, как у всех, а не в двух, как у некоторых особо одаренных.
Для осуществления столь грандиозных планов по капитальному ребрендингу тела Звезде нужны деньги. Поэтому она берется за любую работу, например, служит русалкой в ресторане с огромным аквариумом. Хотя не умеет плавать. Ее первое погружение едва не заканчивается захлебательным исходом, но, на счастье, Звезду спасает молодой человек. Выглядит он абсолютным лузером, и Звезде ни в жизнь не догадаться, что перед ней - сынок крупного московского чиновника. А у папы - новая подруга, которая пока еще не стала супругой в законе, но очень настойчиво к этому стремится. Потому что она тоже Звезда. Только уже прошедшая через те 7 желаний.
На российском киносводе звезда Анны Меликян взошла в 2007 году, когда на экраны вышла ее социально-романтическая сказка 'Русалка'. 'Звезда' в принципе ровно о том же. И ровно потому же главная героиня в 'Звезде' 'работает' именно русалкой.
Но есть и различия. Теперь у Анны Меликян уже 2 'русалки', и их взаимоотношения - главная пружина картины.
Хотя сказочная суть осталась прежней. Это современное кино (а в отношении 'Русалки' даже вполне определенно косящее в сторону нового московского арт-хауза) ориентируется на чувства, вроде как выброшенные на обочину вслед за падением Советского Союза. Действительно, можно ли припомнить за последние 20 - 30 лет что-то, хотя бы отдаленно похожее на 'Варвару-красу', 'Морозко', 'Чародеев', 'Мэри Поппинс'? Иные времена, иные нравы.
Глупо было бы проводить параллели между 'Звездой' и романтическими комедиями Эльдара Рязанова. Однако ассоциации рождаются. Возможно, это просто сны. 'Сны о чем-то большем', как сказал действующий классик, нутром чувствующий время уже более 50 лет.
Возможно, это новая современная ностальгия.
По светлому. По мелодраматическому, за сопереживание которому не стыдно. То есть, не то чтобы 'не стыдно', а вот как бывает в плохих операх: сидишь, хлюпаешь носом и не удобно, что это видят соседи, потому что причина, если честно - на букву г.
Только это не про 'Звезду'.
Жалею, что по экранному небосклону за два часа звезда прокатилась, а я не сообразил загадать желание.
Жду от Меликян продолжения. Пусть это будет следующая интерпретация 'Русалки', не важно.
Хрупкость. Простота. Искренность. Доброта. Жизнь. Именно эти ассоциации, возникают в голове. Посмотрела его два дня назад, а впечатления всё еще не покидают.
На самом деле сложно объяснить даже содержание этих впечатлений, ибо это не такие, которые возникают после просмотра захватывающих триллеров, запутанных детективов или милых драм. Это что-то другое. Предпочту называть это просто- 'зацепило'.
Дело в том, что я отношусь к той категории киноманов, которые крайне трезво оценивают качество русского кино. Недоброжелательный настрой перед фильмом был еще подкреплен и тем, что где-то я прочитала, что в фильме присутствуют нотки артхауса. Тут, конечно, меня заинтересовало, так как на ряду с этим описанием я увидела восторженный отзыв и похвалу.
Посмотрев фильм, я поняла, что 'российской' эту картину назвать сложно. Что-то в нем есть такое, что не похоже на отечественное производство.
Ближе к содержанию. Фильм превосходен и чуток. Сюжет непредсказуем, что казалось бы и не обязательно, потому что все эти 2 с лишним часа ты вовлечена в совершенно прекрасную атмосферу. Этот фильм из тех, когда ты цепляешься за каждую минуту и с ужасом ожидаешь появления титров.
Во-первых, актрисы. Я не могла оторваться от них. Обе исполняют свои роли божественно. Их необычная внешность, действительно чуткая игра. Браво!
Во-вторых, сюжет. Не увидела ни одного изъяна. Всё так, как должно быть. Профессиональная работа, в которую вложили душу и искренность.
В-третьих, саундтреки. Пишу рецензию, а в ушах песни Алины Орловой. Нравится.
В-четвертых, юмор. Шутки, которые не являются шутками. Просто ситуации и то, как герои к этому относятся. Вы поймёте о чем я.
Я рекомендую. Я действительно рекомендую к просмотру. Однако, не следует смотреть этот фильм в ожидании эмоций. Будьте готовы к нему. Просто смотреть и наслаждаться. Меня зацепило. Заставило задуматься. Рада, что не прошла мимо данной картины.
«Он не боялся смерти, но это не мешало ему любить жизнь…»
Анна Меликян, пропавшая на 7 лет с режиссерского горизонта после выхода волшебной 'Русалки', вновь засияла яркой звездой на небе кинематографа, представив не менее пронзительную драму 'Звезда'. Меликян, пожалуй, одна из немногих режиссеров, способных качественно и гармонично нашпиговать тривиальную, местами откровенно пафосную обертку серьезной философской начинкой. Визитная карточка режиссера - изящная и легкая форма интерпретации, гипнотизирующая до состояния того, что даже титры не способны отвесить пробуждающую пощечину. Ты вроде как и ожидаешь продолжения, которого, конечно же, не будет; или это в большей степени связано с тем, что режиссер имеет обыкновение не договаривать, оставляя зрителю размышления в виде соленого десерта. Для любителей концентрированной философии Анна будет настоящей находкой.
Маша - провинциальная жертва глянцевых журналов, приехавшая покорять развратную и циничную столицу с банальной целью - стать настоящей звездой. Она безуспешно бегает по кастингам, параллельно подрабатывая у старого затворника, выгуливая его собаку и таская в дом продукты. На одном из кастингов ей все же улыбается удача в виде работы русалкой в аквариуме ночного клуба. В одночасье в Машу влюбляется Костя - сын олигарха, пышущий подростковым максимализмом, протестующий материальному работая на низкой должности в клубе. Честолюбивую девушку парень интересует только тогда, когда он осыпает ее якобы ворованными деньгами, которые она вкладывает в воплощение своей наивной мечты - перекройку тела.
Рита - любовница Костиного отца. Надменная гламурная дива, находящаяся в замешательстве: открыть благотворительный фонд, или галерею современного искусства. Рита узнает о том, что ей осталось жить от силы несколько месяцев, плюс ко всему ссорится со своим олигархом, выставившим ее за дверь практически в чем мать родила. По иронии судьбы обе героини (которые в обычной жизни пересеклись бы разве что у зеркала в туалете ночного клуба) встретятся, и не раз 'поменяются местами', как бы передавая друг другу эстафетную палочку.
В сюжете довольно-таки приличное количество ляпов, к которым я придираюсь только в случае отрицательных впечатлений от фильма в целом, поэтому на сей раз проплыву мимо них. Однако нельзя не упомянуть невыносимо бездарную игру Тинатин Далакишвили, раздражающую чрезвычайной фальшью. Роль у нее была, впрочем, соответствующая. Здесь и сама Меликян крупно намудрила с утрированием сущности рядовой, фатально слабоумной курицы, отрубив ей голову и наблюдая за последними секундами жизни.
До дрожи стереотипная фабула сопровождается главным вопросом человеческой жизни - смертью. Невидимая старуха с косой ходит по пятам за каждым из героев. Но лишь одна героиня, в силу мудрости, подходит к этому вопросу философски. В то время как вторая хватается за иллюзии, гонится за миражами и ловит оптический обман. Смерть - неизбежность, обессмысливающая все наше существование. Она ждет нас на любом повороте - только каждого в свой срок. С ней (мыслью о скоропостижной кончине) невозможно смириться и принять, ибо яркий огонь неизвестности будет искрить внутри до тех пор, пока костлявая его окончательно не погасит.
«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен...»
«Звезда» Анны Меликян посвящена одному из самых трудных опытов для человека — осознанию и принятию своей смертности. Осознание приходит практически ко всем, а вот стадию принятия удаётся пройти далеко не каждому. Но жизнь одинаково равнодушно уходит и от тех, кто готов с ней проститься, и от всех остальных. Весь вопрос в том, что каждый из нас будет делать между первым моментом, когда горбатая с косой впервые показалась в зеркале, и вторым, когда она выйдет из него и крепко возьмёт нас за руку, чтобы больше никогда не отпустить.
Вариантов множество. Забыться, погрузиться в дурман, золотой сон, обмануть себя, убедить, что этого никогда не случится, что можно убежать так далеко или подняться так высоко, что она не достанет. Бунтовать, отрицать очевидное, что, по сути, является ещё одной формой самообмана. Или признать, капитулировать перед неизбежностью и обречённо идти по жизни, видя только конечную тёмную бездну впереди и не замечая ничего в настоящем, оставляя за собой в жизни след в виде черты между двумя датами, как писали Стругацкие. Или наполнить и прожить каждое оставшееся мгновение, ощутить себя живым и живущим, настоящим, искренним, ощущающим и чувствующим, радующимся и грустящим, действующим наверняка или наугад, добивающимся успеха и совершающим ошибки, одним словом, живым. В фильме есть любая из этих стратегий, и каждая получает свой шанс.
Тезис о том, что, чем больше человек имеет в жизни, тем больше его страх и меньше собственно жизни в каждом его дне, - не самая новая и оригинальная мысль, к тому же весьма спорная, но у Анны Меликян она выглядит вполне убедительно. Тем более, обе исполнительницы главных ролей, расставленные на разные полюсы, но во многом близкие и похожие друг на друга, чудо как хороши. Прекрасно играет и Андрей Смоляков, его герой получился не шаблонным чиновником-олигархом, а живым человеком со своими внутренними проблемами и эволюцией характера. Табаков-младший играет мальчика на побегушках между героинями и на большее не претендует, да ему и не нужно. Особняком в ряду персонажей стоит безымянный старик-коллекционер, человек в прямом и переносном смысле не от мира сего. Фактически, он уже живёт в мире смерти, так что по отношению к остальным персонажем он выступает этаким Вергилием.
Несмотря на тяжёлую тему, фильм получился очень живым и динамичным. Режиссура заслуживает самой искренней похвалы. Единственное исключение — первые 10 минут, которые выглядят, как неумелая любительская поделка и вызывают при просмотре чувство острой неловкости. А дальше лёгкая рука Меликян уверенно ведёт картину от одного сюжетного поворота к другому, не оставляя сомнений в мастерстве режиссёра. Поворотов этих достаточно, и, если некоторые вполне предсказуемы, то другие представляют собой настоящие «вкусняшки». И конечно Анна Меликян не была бы самой собой, если бы в концовке... не произошло то, ради чего стоит досмотреть фильм до этой самой концовки.
'Звезда' - из категории фильмов, которые не оставляют равнодушными. Кому-то сюжет фильма может показаться слишком сентиментальным, слишком мелодраматичным, но такая история не может не тронуть любого, у кого есть сердце. Меня - тронула.
Каждый обретет в этом фильме своего героя. Молодым девушкам наверняка будет близка Маша - их сверстница из провинции, пробивающая себе путь наверх, подчас весьма необычными способами. Хотя Маша, при всем своем жизнелюбии, мне показалась довольно неприятным человеком. Тем, кто постарше, явно будет симпатична Рита - снежная королева, которой приходится учиться жить заново. Эта героиня в течение фильма меняется буквально до неузнаваемости, причем это перерождение выглядит достоверно. За что большое спасибо Северии Янушаускайте - женщине редкой красоты и, видимо, большого таланта.
Хотя мне приходилось читать, что 'Звезда' - это женское кино, мужчинам тоже найдется, за кого болеть в этой истории. Правда, лично мне ближе оказался не очень-то положительный Сергей Владимирович, чем вроде как хороший и честный мальчик Костя.
Еще определенно стоит похвалить интересную картинку. Обычно мелодрамы у нас снимают плоско и прямолинейно, идти в кинотеатр не стоит. Ради 'Звезды' - стоит. Картинка очень, я бы сказала, позитивная.
В общем, 'Звезда' принадлежит к тому типу картин, которые приятно будет пересматривать холодными зимними вечерами, как 'Питер ФМ' Оксаны Бычковой или 'Неадекватные люди' Романа Каримова. Думаю, что она тоже станет классикой - пусть и не такого масштаба, как произведения маститых мэтров. Но когда становится грустно, пересматривают не тех самых мэтров, а именно такие, теплые и добрые, фильмы.
Поначалу фильм выглядит очень таким сатирическим. Сатира на современное общество буквально во всем - и в девчонке, мечтающей о куче пластических операций и надеющейся, что это сделает ее звездой. И в хищной блондинке, носящейся с баночками для анализов во имя шикарных шмоток и дорогих тачек. И в юном бунтаре, отвергающим папашины 'дотации', но при этом совершенно не стесняющийся клянчить деньги у его содержанки, а у содержанки деньги понятно же, чьи.
Можно даже слегка погрустить надо всем этим - ведь в реальной-то жизни подобные персонажи тоже сплошь и рядом - даже если вам повезло с друзьями-приятелями, нет-нет да и заглянешь в эти их интернеты, а уж там сполна можно насладиться стереотипами, потребительской моралью и прочими печальными последствиями капиталистического уклада жизни.
Но не все так грустно в этом новом фильме Анны Меликян. Каждому из героев дается шанс понять и осознать, что где-то не там он ищет счастья. Да, процесс это непростой - боль, разочарование, недоумение, отчаяние и прочие дискомфортные ощущения, без которых, впрочем, ни одна перестройка не обходится.
Но 'Звезда' - это опять же и не фильм про очищение через страдания. Во-первых, катарсис как таковой, я бы сказал, отсутствует. Ну нет уверенности, что из всей истории хоть кто-то из героев сделал правильные выводы. Надежда есть, а вот уверенности как минимум 'приоткрытый' финал фильма зрителям не дает.
Но и в пучину отчаяния погрузиться он тоже не даст. Как бы плохо и печально все это не выглядело, режиссер находит место для лучика света в бетонных джунглях, и не для одного. Лирические, завораживающие моменты с прекрасной музыкой просто не дадут поверить, что всё плохо, даже если мы склонны к пессимизму и не верим, что хотя бы что-то сейчас хорошо кончается. Фильм получился грустным, но в целом светлым и дающим надежду.
Фильмы Анны Меликян как то Русалка, а теперь уже и Звезда, показывают прикрытую глянцем и лицемерием добрую Москву, беззаветно мною любимую и непостяжимую. Именно Москва главная героиня этих фильмов, через экран ощущаешь ее мощь и дух... и даже запахи. Не знаю почему, но Москва для меня всегда пахла ванилью...
Москва не просто фон для героев фильма, она живой соучастник их судеб, ее живость в заваленном мусором клочке земли, где героиня произносит свою оскаровскую речь, в шикарном особняке и в полуразваленной квартирке на окраине, которая так утешает и возвращает в жизнь двух заблудившихся женщин, чего стоит только медленно падающий снег в окне казалось бы неуютной квартиры, сколько в этом моменте вечности.
И только подлинная доброта героев, которая сильнее притворного равнодушия и наигранного цинизма, доброта, которую до конца не выветрит ни один мегаполис, дает им шансы на жизнь, спасает от самоубийства во имя спасения жизни другого, наступает на горло нанесенной женщиной обиде сильному мужчине, дает силы для борьбы со смертью. Да, герои добры и полны любовью, как сама Москва.