Говорить о «Бёрдмэне» очень сложно, потому что ты сразу переполняешься эмоциями и начинаешь захлёбываться от восторга. Описать весь спектр ощущений, что ты испытываешь во время и после просмотра, практически невозможно. Но если обобщить, то можно сказать, что просмотр «Бёрдмэна» сравним с полноценным путешествием, которое дарит уйму ярчайших впечатлений. Именно поэтому «Бёрдмэна» хочется пересмотреть, и не один раз.
Я долго думал над тем, как структурировать свои впечатления, и решил, что я просто обязан отдельно прокомментировать работу каждого участника удивительной команды, подарившей нам этот шедевр.
Алехандро Гонсалес Иньярриту. Этого самобытного режиссера и сценариста мы любим за его немного меланхоличные и вместе жизнеутверждающие истории. В своём новом фильме он раскрывается с совершенно новой стороны. «Бёрдмэн» - это чёрная трагикомедия с небольшими галлюциногенными элементами фантастики. Это история об актёре, решившем изменить свою жизнь и попробовать себя на Бродвее. Казалось бы, тема сюжета очень проста и локальна, но Иньярриту создает невероятно насыщенную ленту, которая наполнена событиями и ни на секунду не останавливается. Иньярриту наполняет фильм мудрыми диалогами и философскими мыслями, при этом не забывая тонко «подкалывать» своих коллег из Голливуда. Я могу сравнить «Бёрмэна» с «Чёрным лебедем» и с классической драмой «Всё о Еве», но таких эмоций и ощущений не дарил ещё не один фильм. Это что-то уникальное.
Майкл Китон. Он вернулся! Я не буду строить из себя пророка и приговаривать: «Я знал! Я видел в нём потенциал!». Нет. Китон всегда был мне симпатичен, но я не думал, что он сможет сыграть ТАК. Это роль мечты, это роль, ради которой актёрская профессия и существует. И Китон это прекрасно понимает и отдает этой роли всего себя. Как он играет! Он проживает эту роль изнутри и создает цельный, абсолютно законченный образ. Это триумф! Таких психологических, точных образов очень мало. Я восхищен его работой, и надеюсь, что он ещё не раз порадует нас своим тонким драматическим талантом.
Эммануэль Любецки. То, что мы видим в «Бёрдмэне» - это вершина операторских возможностей. Создать иллюзию, что фильм снят одним кадром – это просто бесценно. Это настолько находчивая, изобретательная работа, что даже слов не подобрать, как я ей восхищен. И при этом поразительно, насколько органичным выглядит изображение: ни один актёр ни разу не смотрит в камеру, ни разу не создается ощущение наигранности и неестественности. Камера вращается, взлетает к небесам и приближается прямо к лицам актёров. И каждый кадр настолько проработан… Это фантастика! Этот фильм ещё не одно десятилетие будут изучать в школах операторов.
Эмма Стоун. Как она здорово раскрылась в этом фильме! Создатели «Бёрдмэна» очень точно поймали какую-то черту внешности Эммы, сочетающую в себе дерзость и ранимость. Она феерична в этом фильме. У неё есть очень сильные эмоциональные монологи. Но для меня главной заслугой Эммы явилось то, как она передала смену настроения своей героини. Как она потупила взгляд после того, как произнесла этот душераздирающий монолог, и как тихо ушла из кадра, минутой ранее выплеснув океан энергии. Я влюблён в умный, пронзительный взгляд её огромных глаз, которые в этом фильме сияют как никогда ярко.
Антонио Санчес. Саундтрек является финальным аккордом, отделяющим «Бёрдмэна» от всех остальных фильмов. Музыка здесь представлена в виде шумовых эффектов. Это непрекращающаяся барабанная дробь, которая порою перемежается с классическими симфониями. Это потрясающая находка! Звучания получилось удивительно органичным. И работа дебютанта Санчеса, несомненно, заслуживает самых тёплых слов.
Эдвард Нортон. Огонь! Нортон зажигает в этом фильме максимально ярко и раскованно. Я безумно люблю этого актёра, и в «Бёрдмэне» он исполняет лучшую свою роль с конца 90-х. Он играет легко и свободно, открывая миру удивительный трагикомедийный талант. Экспрессивный образ актёра, одержимого своей профессией, настолько глубок и вместе с тем ироничен, что не может не вызвать симпатии и восхищения.
Отдельного абзаца заслуживают все остальные актёры этого фильма. Мне даже не хочется называть их «остальными», «другими» и пр., потому что здесь нет ни одной случайной роли, ни одного слабого места. Каждый актёр создал яркий, запоминающийся образ. Наоми Уоттс в роли робкой, но смелой дебютантки Бродвея, Зак Галифианакис в максимально серьезном образе продюсера, Линдси Дункан в роли злобного критика, экспрессивная Андреа Райзборо и мудрая Эми Райан – все они бесконечно прекрасны и максимально органичны в своих ролях. Они живут на экране, и никто из них не пытается перетянуть одеяло на себя. Я преклоняюсь перед их мастерством. Это лучший актёрский ансамбль этого года и, пожалуй, один из лучших за всю историю кинематографа. И ни у одного из этих прекрасных актеров нет «Оскара», но надеюсь очень скоро это досадное недоразумение будет исправлено.
ИТОГ. «Бёрдмэн» - это любимое кино. Это моё кино. Оно приковывает внимание с первых секунд и не отпускает ещё долго после того, как закончились титры. Оно заставляет думать о себе, при этом не оставляя на душе ни капли тяжести. Даже наоборот: «Бёрдмэн» дарит удивительное чувство лёгкости, чувство полёта и веру в искусство и завтрашний день. Это фильм о театре и актёрах. Но переживания героев понятны абсолютно каждому зрителю, ведь весь этот фильм – это одна большая аллегория. Это история о простом человеческом желании возвыситься над всеми трудностями, о желании перемен и о свободе, которую каждый из нас видит по-своему.
2014 год был очень особенными для меня (и я полагаю, для многих других любителей кино). Несколько раз за этот год моё сердце замирало, и я готов был бы сказать: «Вот он! Вот лучший фильм, что я видел за этот год!». Это был удивительный отрезок моей жизни, и «Бёрдмэн» прекрасно завершил его, поставив жирную точку и забрав моё сердце. Это лучший фильм года для меня, это тот фильм, который я буду пересматривать, когда мне будет грустно, это тот фильм, который я буду рекомендовать всем друзьям и знакомым.
Краткий вывод:Это чертовски крутое кино. Не пропустите его, пожалуйста!
Весьма интересно наблюдать, как Алехандро Гонсалес Иньярриту, творчество которого никогда не отличалось большим количеством юмора, делает уверенный шаг вперёд, сняв что-то совершенно для себя нехарактерное. 'Бёрдмен' отнюдь не убавил в остроте и серьёзности поднимаемых тем - но существенно прибавил в лёгкости подачи и комфортности восприятия. Впрочем, чтобы добиться этой самой 'лёгкости' создателям пришлось изрядно попотеть, применяя технически сложные методы съёмки - но оно того, безусловно, стоило. Даже тот зритель, который будет склонен рассматривать новый фильм мексиканского постановщика сугубо как комедию, получит немалое удовольствие - чего уж говорить о тех, кто предпочитает видеть вещи в большее широкой перспективе.
Майкл Китон играет Риггана Томсона, стареющего актёра, пиком популярности которого стала главная роль в супергеройской франшизе о Бёрдмане много лет назад. Собственно, чтобы избавится от этого ярлыка 'звезды одной роли', он и затеял свою театральную постановку на Бродвее (а не для того, чтобы 'вернуть былое величие', как говорится в некоторых неправильно переведённых промо-материалах). Ригган собственноручно адаптировал для сцены короткий рассказ Раймонда Карвера, что является довольно амбициозной задачей для человека, не имеющего театрального опыта. И всё это ради того, чтобы получить 'признание' как истинно творческая натура. Сфокусированный на театральных репетициях сюжет, однако, времени не теряет, показывая взаимодействие героя не только с коллегами, но и с близкими людьми - и вот тут через какое-то время становится понятно, что новоявленный театрал был не самым лучшем мужем, посредственным отцом, да и в качестве любовника далеко не подарок. Иньярриту дотошно исследует тему тщеславия и слепого стремления к, зачастую, недостижимым идеалам в противовес элементарной человечности, а иногда и просто здравому смыслу. Также, наряду с этим, присутствуют размышления на тему того, насколько за последние годы с развитием информационных технологий и средств коммуникации видоизменилось общепринятое представление о критериях успеха. Поколение прошлого жило с мыслью о том, что для достижения определённого признания нужно долго и плодотворно работать - но в современном мире можно стать знаменитостью в одночасье, выложив какой-нибудь глупый видеоролик в интернете. Риггану сложно подстроится под новый порядок, в котором балом правят лайки в социальных сетях.
Что касается самой техничности - в первую очередь, конечно, поражает виртуозная камера Эммануэля Любецки, уверенно нацелившегося на второй Оскар подряд после заслуженной статуэтки за прошлогоднюю 'Гравитацию'. Последняя могла похвастаться несколькими сверхдлинными планами - но 'Бёрдмэн' снят, грубо говоря, вообще одним (главный разрыв будет лишь в самом конце). Камера кружит над актёрами на сцене, непринуждённо следует за ними по коридорам театра, изредка даже выглядывая на улицу, когда Сэм (Эмма Стоун) выходит подышать воздухом на балкон, или раздосадованный репетицией Ригган отправляется с Майком (Эдвард Нортон) в ближайший бар. Разумеется, фильм снимался не за один присест, а несколькими дублями - тем не менее, сами дубли эти были непривычно длинными и сложными для актёров. Когда съёмка ведётся с разных камер, всегда есть возможность что-то вырезать и подправить на постпродакшне - здесь же всё должно быть выверено до доли секунды, поскольку при одной единственной ошибке весь получасовой эпизод оказывается запоротым, и его необходимо переснимать заново. При таком режиме работы актёры воистину ощущали себя на театральной сцене, которая не даёт права на ошибку - и это дало ощутимые плоды. Великолепны абсолютно все, начиная с умудрённого опытом Майкла Китона, чей мощнейший перфоманс здесь отнюдь не упирается только лишь в спекуляцию на самоиронии, и заканчивая разнокалиберным суппортом, включающим Нортона, Уоттс, Райзборо, неожиданно серьёзного Галифианакиса и исхудавшую, но не утратившую обаяния Стоун.
Дополняет всё это великолепие нескончаемое драм-соло Антонио Санчеса (напоминающие об ещё одном потрясающем фильме уходящего года), из которого, преимущественно, состоит саундтрек. Причём, в какой-то момент барабанщик даже появляется в кадре, в лучших традициях старых пародий. В целом же Иньярриту в своей новой ленте может похвастаться нешуточными амбициями, превращая, по сути своей, разговорную трагикомедию в первоклассный кино-аттракцион, невероятно изощренный в техническом плане. Причём это тот случай, когда все эти сложные кинематографические приёмы не перетягивают внимание на себя, и смысловое наполнение, поданное в такой эффектной обёртке только выигрывает.
Это один из лучших фильмов, что я видел, особенно в таком жанре и с такой тематикой. Кино, словно театральная постановка, а актеры будто находятся рядом с тобой. Вот она вся подноготная Голливуда, и все то, что происходит в мире кино! И самое главное, что сценарий этого фильма не взят из какой-то книжки, история эта не сиквел, не приквел, ни чтобы то ни было. Это оригинальный сценарий, и это очень круто! Как жаль, что в последнее время, так мало действительно качественных новых историй.
Эммануэль Любецки - ты гений!!! Благодаря его операторской работе кажется, что весь фильм сделан из одного кадра, без склеек. Эти съемки камерой по узким проходам театральных кулис выглядят волшебно. В фильме музыки совсем немного, но та, что есть, запоминается надолго. Эти барабаны!!! В фильме даже экшен абсолютно к месту сделан и нисколько не удивляет.
Ну а про актеров говорить можно бесконечно. Эдвард Нортон. Ну почему так мало Нортона в фильме? Он гениален (впрочем как и в любом фильме). Даже его 'стояк' обыгран классно. Жаль, что его характер и боссы студий так и не найдут общего языка. Снимается редко, но метко. Глаза Эммы Стоун стоят многого. Чувствуется, что её уровень игры просто запределен. Зак Галифианакис наконец отходит от роли 'веселого бородача'. И это сработало (хотя периодами чувствовался в нем тот самый из 'Мальчишника'). Но, думаю, если он будет почаще играть серьезные роли, но это воспоминание не будет прослеживаться. Ну и наконец он! Майкл Китон. Выложился на все 200%, лучшая его роль в карьере (мое личное мнение). Жаль, что не получил Оскар за эту роль. Бесподобен. Он по сути сыграл самого себя (тоже супергерой, тоже был популярным раньше, а теперь уже нет). Причем видно как с каждой минутой фильма он играет все лучше и лучше (плавное возвышение).
Фильм шикарен. Если вы не смотрели, то посмотрите обязательно. Такой спектакль нельзя пропустить.
10 из 10
P.s. Почему люди не летают как птицы? Я думаю, они летают, просто сами еще этого не замечают.
Я смотрел 'Бердмена' на английском языке со слегка ломанными субтитрами, и по несколько раз пересматривал сцены: чтобы насладится игрой, и чтобы понять всю глубину сказанных слов, и скажу: что диалоги прекрасны.
Чем поразило кино?
1. Прекрасной, отличной игрой актеров: Майкла Китона (это однозначно лучшая роль на его веку), Эдварда Нортона (играет как в 'Бойцовском клубе'), Эммы Стоун (тоже однозначно лучшая ее работа за такую небольшую карьеру), Наоми Уоттс (наверное, со времен 'Манхолонд Драйв' так сильно не вживалась в роль) и Зака Галифианакиса (который снимался то, в основном, в комедиях, и от него подобного никак не ожидал, тоже лучшая его роль на сегодня). Они настолько хорошо вжились в свои образы, что прекращаешь понимать, что перед тобой актеры, а не обычные простые люди, со своими 'тараканами' в голове. Какие экспрессивные диалоги, какие жесты, мимика! Это дорого стоит.
Но правит балом, конечно, Майкл. И я буду очень рад, если он получит за данную картину заслуженный 'Оскар'.
И дальше продолжит радовать нас такими драматическими, острыми ролями о непростых людях в непростой ситуации.
2. Отличной операторской работой: камера переходит из комнаты в комнату, из сцены в сцену так плавно, так завораживающе. И, как правильно, многие заметили, кажется, что в картине совсем нет монтажа. А если и есть, то он просто незаметен для глаз. Это не может не поражать!
Это натуральный спектакль, а не обычное кино, с обычной, а порой и вообще трясущейся камерой!
Это нечто!
3. Отличной работой костюмеров, гримеров. И, конечно, этому способствовало то, что и сама картина происходит на фоне постановки и показа Бродвейского спектакля на тему 'Почему ты любила меня? Я всегда пытался быть не самим собой, чтобы ты меня полюбила'.
4. Сатирой Майкла Китона над самим собой. Ведь он тоже когда-то сыграл Бетмена и все помнят его как Бетмена. Редко кто-то вспоминает другие его работы. Здесь же он играет актера, некогда сыгравшего супер-героя Бердмена, также умеющего летать.
5. Спецэффектами, которые, в данном случае, оказались в тему. Ибо именно они передают глубину трагедии главного героя. Глубину его мечтаний и переживаний. Глубину его погружения, в некогда сыгранный им образ. Глубину его падения, как актера сейчас. Глубину его глубокой депрессии и некоторой доли психического расстройства в виде шизофрении.
6. Уместной, отлично подобранной музыкой. Она тоже призвана создавать у нас атмосферу спектакля, атмосферу некого фарса на экране.
Она играет как-будто постоянно, без прихоти и воли режиссера как-будто играет. Как-будто, она звучит не только у нас в головах, но и в головах актеров.
Музыка, барабанные дроби.
Это нисколько не раздражает, как в некоторых других работах.
Это не навязывается зрителю.
Она просто сама по себе живет! И умело проигрывает именно то, что необходимо в данный момент.
7. Отлично раскрыты были персонажи. Каждый из персонажей. Каждый находится на своем месте. У каждого свое призвание. Своя роль в этом не прекращающемся спектакле.
Отличный сценарий, как я уже и говорил, с отличной проработкой диалогов.
Каждый диалог словно происходит в реальной жизни.
Где-то за дверью, у тебя в квартире.
8. Почти все действие картины происходит в одном, отдельно взятом театре с отдельно взятыми актерами.
Это реально супер-реализм.
Действие редко переносит зрителя куда-то в город.
И то, это происходит за тем, чтобы еще больше раскрыть нам персонажа.
Показать немного комичных ситуаций, связанных с его несобранностью, пристрастию к алкоголю, и старостью.
9. Концовка, которая оставляет больше вопросов, чем ответов. Причем, не так что, 'Я ничего не понял, и мне наплевать'. А...ты говоришь... 'Я не понимаю, что с ним произошло, но, наверное, наверное, он просто воплотил свою мечту'.
Ты думаешь сначала, что это несколько фантастично, но, на самом деле, это гротескно! Это божественно! Это нереально!
Картина настолько реальная, от начала и до конца, что ты думаешь 'Пускай в ней будет доля сказки. Почему нет? Он же Бердмен'.
Пускай.
Кто-нибудь найдет ошибки и обвинит режиссера в том, что он заигрался со своими представлениями об авторском кино.
Удивительный соблазн заблуждения или Неожиданное достоинство невежества
Новую картину Алехандро Гонсалеса Иньярриту, можно смело назвать одним из лучших фильмов года и неизбежным пациентом Оскара, наряду с такими фильмами, как 'Игра в имитацию' и 'Отрочество'. После пятилетней паузы, Иньярриту вновь взялся за своё дело и подарил нам безумного, местами эксцентричного и смешного 'Бёрдмэна', получившего 7 номинаций на Золотой глобус. Фильм изначально вызвал симпатии большинства критиков, также получив 13 номинаций на премию Critics’ Choice Movie Awards.
Фильм рассказывает историю актёра, известного по роли культового супергероя Бёрдмэна, Риггана Томпсона, который готовится сыграть в бродвейской пьесе. Он всеми силами старается, борется со своим эго, и пытается восстановить свою карьеру, свою семью и самого себя. Хочется встать и закричать во весь голос: 'Добро пожаловать вновь в большое кино, Майкл Китон !', а после поаплодировать его актёрскому мастерству. Он феерично врывается на большие экраны, доказывая всем, что не утерял былого духа. Китон задирает планку как можно выше, и, возможно, весьма удачно, способствует этому творческий кризис самого актёра, так как его персонаж Ригган Томпсон, можно сказать, в каком-то смысле он сам, а Бёрдмэна можно посчитать Бэтменом, которого актёр играл в конце 80-ых и в начале 90-ых. Всё это даётся на руку Майклу Китону, и расстилает перед ним красную дорожку прямиком к Оскару, где нас ждёт любопытное столкновение Китон-Камбербэтч, ни менее интересное прошлогоднего МакКонахи-ДиКаприо. Однако, не только игра Майкла Китона придает 'Бёрдмэну' блеск, весь актёрский ансамбль играет выдающимся образом, особенно хочется отметить игру Эдварда Нортона, который не номинировался на Золотой глобус и Оскар со времён 90-ых. В 26-летней молодой актрисе Эмме Стоун, я всегда знал, что скрывается нечто большее, что смело можно назвать талантом, и в фильме Алехандро Гонсалеса Иньярриту она предстаёт в лучшем свете, получая вместе с Нортоном номинации Глобуса, на лучшие роли второго плана. Таким Зака Галифианакиса мы ещё не видели, и приятно знать, что актёр может отлично вжиться в серьёзные роли, а не просто изображать имбецила. Наоми Уоттс и Андреа Райзборо, также не отстают от вышеперечисленных актёров, покоряя ещё и своей женственностью.
Картина Алехандро Гонсалеса Иньярриту напрягает, и одновременно расслабляет, погружает зрителя в депрессивное состояние главного героя, и мигом выводит из неё, делая это различными несуразными способами. В этом заслуга не только самого режиссёра, но и композитора Антонио Санчеса, создающего прекрасную музыку и напряжение своей барабанной дробью, а также выдающегося оператора Эммануэля Любецки, которому явно показалось недостаточным прошлогоднего Оскара за 'Гравитацию', и теперь он уверенно целится на вторую, мастерски ведя камеру за актёрами, и снимая в необычных ракурсах, что способствует отличному восприятию иллюзий главного героя и обворожительной атмосфере бродвейского театра, которая чем-то напоминает 'Догвилль' Ларса фон Триера. На протяжении всего фильма мы наблюдаем как развиваются герои. Режиссёр должным образом уделяет внимание и своим второстепенным персонажам, позволяя им раскрыться и проявить себя, однако большее внимание всё же уделяется Риггану Томпсону, который то и дело борется со своим эго, и вызывает восхищение, своими безбашенными выходками, как бег по улице в трусах, словно Уолтер Уайт по пустыне. Именно безумие и живые эмоции, позволяют фильму оставаться на высоком уровне, и уверенно двигаться к кульминационной концовке, которая вызывает улыбку и восхищение, как и у самой героини Эммы Стоун.
'Бёрдмэн' — изумительная картина Алехандро Гонсалеса Иньярриту, которая отлично совмещает в себя элементы драмы и комедии, впечатляя интересными и яркими диалогами, с прекрасной эмоциональной подачей и живыми эмоциями, а также неординарной операторской работой Эммануэля Любецки, которая вносит дополнительную изюминку, в красивую и бодрую картину мексиканского режиссёра.Бёрдмэн соблазняет, Бёрдмэн удивляет, Бёрдмэн покоряет, Бёрдмэн завораживает, Бёрдмэн потрясает, Бёрдмэн очаровывает, Бёрдмэн восхищает, Бёрдмэн ошеломляет, Бёрдмэн выносит мозг и позволяет выйти за грань возможного !
«Кинозвезда - это человек, сидящий на сахарном троне под проливным дождем»(Марлон Брандо).
Конечно, данный афоризм не отражает всей сути картины, а только затрагивает вершину айсберга. Тем не менее, он довольно точно отражает состояние главного героя – актера Риггана Томсона(Майкл Китон), который взошел на трон в 90-х, благодаря роли супергероя Бёрдмена, а затем его славу смыло дождем времени. Стали появляться новые герои с приставкой супер, а его списали в тираж. Молодое поколение о нем знать не знает, а взрослое воспринимает только как Бёрдмена, хотя у него были и другие роли, но эта затмила все. И вот Ригган, мечтая о былой славе, решается на авантюрный поступок, на последние деньги поставить пьесу в бродвейском театре и сыграть одну из главных ролей. Постановочный процесс идет не идеально, возникают различные сложности, казусы на предпоказах, но только премьерный день все расставит на свои места и определит, возродится ли он как феникс из пепла, или его расплющит под прессом критики, останется ли канувшим в лету человеком-птицей, или же перейдет на новый уровень…
Экзистенциальный и творческий кризис, соперничество театра и кино, столкновение времен и поколений, бремя популярности, и попытки ее завоевать, закулисная жизнь, актеры и критики, истинное творчество и эффектные киноаттракционы (экшны и мегаблокбастеры), тщеславие и ублажение своего эго. Вот далеко не полный список тем, отраженных в этом многослойном пироге имени Алехандро Гансалеса Иньярриту.
Это действительно многогранная, многослойная картина, с оригинальным живым сюжетом и кипой различных мыслей. В «Бердмене» есть напряжение, эмоции, драматизм, атмосферность, душа и смысл, все что присуще фильмам Иньярриту, по-другому он и не снимает, что приятно. Правда в этот раз, он добавил долю юмора в общую палитру, тем самым картина, помимо всего прочего приобрела сатирический оттенок. Ему удалось высмеять современную жизнь, зрителей, актеров жаждущих славы, падких на похвалу, самовлюбленных, застрявших в одной роли, ну и конечно себя как режиссера, который философствует, в то время, когда народу нужна зрелищность.
Поначалу происходящее не воспринимается всерьез, а кажется абсурдным, легкомысленным фарсом с какофонией звуков, отсутствием монтажа и непонятным видеорядом, но при этом, как ни странно, вызывает любопытство. Уже в процессе становится понятно, насколько ошибочно было первое впечатление. Два часа пролетают незаметно, практически на одном дыхании, потому что погружаешься в происходящее с головой, благодаря одному из аспектов фильма, талантливой операторской работе Эммануэля Любецки, который уже пошел дальше и вместо 17 минут в «Гравитации», снял практически всего «Бердмена» одним безмонтажным кадром. За счет этого создается магический эффект, зритель будто украдкой следуя за оператором, приоткрывая шторку, заглядывает не только в закулисный мир, где становится свидетелем переживаний, откровений, душевных терзаний, мытарства, конфликтов и много другого, связанного с главными героями, но и в их оголенные души.
Это оголение произошло за счет отличной игры актеров, особенно сыгравшего на разрыв и органично смотревшегося Майкла Китона. Его персонаж находится на грани безумия, испытывает букет различных чувств и эмоций. Ему не дают покоя амбиции и супергеройское альтер эго, с которым ведется внутренний диалог. По сути дела это маленький человек, желающий всего и сразу, терзаемый сомнениями и переживаниями. Все это было достаточно убедительно и мощно передано Китоном. Приятно удивил Зак Галифианакис, хоть экранного времени у него было и не так много. Актер показал, что он не только может исполнять легкомысленные комичные роли, но и серьезные. Эдвард Нортон предстал в образе своенравного, непредсказуемого, нарциссичного театрального актера для которого жизнь это игра, а игра на сцене – жизнь. Убедительны в своих ролях и Наоми Уоттс, вместе с Эммой Стоун. Первая воплощает образ рядовой актрисы, которая хочет заслужить уважение зрителей, а вторая являет собой вредную, хмурую, в определенной мере пофигистичную девушку, подверженную наркотической зависимости.
В фильме звучит интересная мысль о том, что нельзя измерять искусство уик-эндами, стоит так же добавить, что нельзя измерять жизнь лайками. Кроме этого, наглядно показано доминирование невежественности и пошлости в современном мире. Можно быть очень умным и талантливым, но при этом оставаться неизвестным и непризнанным, в то время как самый обычный, рядовой человек, может публично совершить что-то глупое, например пройтись в одном нижнем белье по улице и о нем узнают миллионы благодаря интернету. В общем есть над чем задуматься…
В итоге можно еще много чего сказать, но стоит ли? НЕОЖИДАННОЕ ДОСТОИНСТВО НЕВЕЖЕСТВА, лучше и не скажешь.
«Идущий сквозь сумрак и свет напролом под небом, под Богом, под птичьим крылом…»
Стань птицей, живущей в моём небе.
Помни, что нет тюрьмы страшнее, чем в голове.
Виктор Цой
Алехандро Гонсалес Иньярриту с былым мастерством диск-жокея выдал на-гора жанрово-смысловой мэшап с максимальным размахом режиссёрских крыльев. А ведь предвестник Бёрдмэна уже мелькал у Иньярриту живой статуей в его «Бьютифуле»! Но нет: теперь, вооружившись новой обоймой актёров самого универсального калибра (оставив лишь Наоми Уотс, чьи соски более чем убедительно пропели гимн жизни во втором фильме из трилогии о смерти «21 грамм», как идеальную пару играющему на эмоциональном и физиологическом подъёме Эдварду Нортону), он решил попасть в сознание зрителей и киноакадемиков наверняка, и сделал это!
«Бёрдмэн» – это матрёшка в матрёшке, где за каждой новой фигуркой прячется целый матрёшечный полк.
«Бёрдмэн» – это аналог известного стихотворения «Дом, который построил Джек» под названием «Спектакль, который создал Ригган». Тот актёр Ригган Томсон, который играл Бёрдмэна и которого исступлённо играет актёр Майкл Китон, который играл Бэтмена. А дальше ещё проще, господа! Томсон ставит спектакль, которому противится Бёрдмэн, которого хочет забыть как страшный сон Томсон, которого не хочет забывать бывшая жена, которая переживает за их общую дочь Сэм, которую не жалует актриса Лесли, другом которой является норовистый Майк Шайнер, который не прочь и Лесли, и Сэм, когда на сцене, на которой… Бум-тара-рам-бум! Вкрапление саунда на ударных в вашем закипающем мозгу…
«Бёрдмэн» – это лабиринт Минотавра, по которому, словно нить Ариадны, вас будет маниакально сопровождать волшебная и абсолютно живая камера гениального Эммануэля Любецки – то опережая, то поглядывая на героев со стороны, то деликатно пропуская их вперёд.
«Бёрдмэн» – это Призрак оперы, ограниченный опредёлённым пространством, который путешествует не только по тайным кулуарам театрального Зазеркалья, но и по внутреннему миру главного героя Риггана Томсона.
«Бёрдмэн» – это история наподобие «фишечных» ресторанчиков старого Львова. Есть там один такой, в обычном подъезде обычного дома. Звонишь в квартиру под номером 8, и открывает тебе дядечка в синем засаленном халате и стоптанных домашних тапочках, ведёт к кухонному холодильнику и предлагает подкрепиться, чем Бог послал. Насладившись шоком и недоумением гостей, отдёргивает портьеру над скрытой дверью, и - вуаля! - вы попадаете в богато декорированный зал с уютной деревянной мебелью, со старинным роялем в центре и со свечами на столах. Сюрпрайз! Такой же креативный перфоманс ожидает и зрителя, решившегося шагнуть за дверь «Бёрдмэна».
Итак, добро пожаловать внутрь, где основная проблема сводится к диалектике жизни («Сегодня – на смех, завтра – на пьедестал!») и «безумству храбрых». В момент, «когда теряет равновесие твоё сознание усталое», наш изрядно потрёпанный жизнью орёл решает для себя: «У меня есть шанс сделать что-то правильное. Я воспользуюсь им». Бывший участник супергероической франшизы хочет смыть клеймо попсового персонажа и неудачника. Пафосно, довольно самонадеянно, но - чёрт побери! - искренне он постановляет, что «лучше умереть стоя, чем жить на коленях»; лучше с высоты бродвейского небосвода рухнуть вниз Икаром, чем много лет раз за разом подряжаться Сирином-Алконостом на службе у телевизионного Хорса; лучше, занимаясь серьёзным делом, быть смешным, чем не суметь утопиться из-за ожогов медуз или примерять на себя бутафорские птичьи перья…
Я пережиток эпохи, заблудившийся в завтрашнем дне.
Старый, уставший клоун с блёстками на бороде.
Странник и странный прохожий с выжженным солнцем в сердце,
Иду, на себя не похожий, стуча каблуками скерцо.
Мои бубенцы и свирели в траве саламандры бег,
Не громче весенней капели, не ярче, чем талый снег.
Мои шаги к дому – подобью заброшенных птицами гнёзд,
Где постель – пеленальник причудливо-детских грёз.
Где стол, а с него глядит в окно сиротливое горло «Вдовы Клико».
(«Клоун» by «Сурганова и Оркестр»)
Но как тяжко идти вперёд по незнакомому пути навстречу свободе! Особенно когда в тебя никто не верит. Камера, давай покажем?
«Ты не смешной!» (звонкая пощёчина и диагноз от любовницы) - «Да, у тебя завал с этой ерундой!» (жена) - «Ты здесь ноль без палочки!» (коллега-актёр) - «Голливудский клоун в костюме птицы! Я Вас ненавижу!» (театральный критик) - «С чего ты взял, что нужен кому-то? Ты не существуешь! Ты никчёмен. Твой спектакль – пустышка!» (дочь).
Не верит даже собственный внутренний голос, альтер эго, фантом подсознания: «Докатился, Ригган! Ты эгоистичный и посредственный актёр!»
Порой не веришь ты сам, малодушно размышляя: «Бёрдмэн ли я бессменный или право имею?»
Крылья
достать с балкона
выданные при рождении
крылья
отряхнуть от пыли
к рукам приделать
взмахнуть
и…
на хрен нужно
опасно слишком
вероятность высока
разбиться
куда спокойней
признать себя
рождённым ползать
и классиком прикрыться
читали
знаем…
(Шарль С Патриков)
И никто не подойдёт к тебе и не скажет просто, но с верой в глазах: «Ты красивый и талантливый, мне повезло с тобой!» И неважно, что «вещь определяется её сутью, а не словами». Никто не поможет «набрать высоту и лететь; и верить, что выдержат крылья»…
«Популярность — это продажная младшая сестра престижа»
Как можно описать Голливуд сегодняшнего дня? Сиквелы, приквелы, ремейки, кроссоверы, кинематографические вселенные. Успех картины оценивается уик-ендами и номинациями на премии. Актеры становятся медийными звездами, о которых говорит весь мир - чем они питаются, с кем спят, какой маркой туалетной бумаги подтираются.
Мир стал зависим от брендов и социальных сетей. Нам стало важно, что если телефон - то только IPhone. Газировка - значит Coca-Cola. Cколько лайков в Instagram наберет фото ужина в ресторане или очередное сэлфи. Как много подписчиков у тебя в Twitter и сколько ретвитов набрала очередной пост.
Но мало быть просто популярным. Надо быть в тренде. Какой скандальный клип сняла Майли Сайрус? Каких новых супергероев пытается засунуть в свою Кинематографическую Вселенную MARVEL? Кто умрет в новой серии 'Игры Престолов'? Студии гонятся за нашими деньгами и временем, забывая о том, что в сутках всего 24 часа. И чтобы не отставать от мира, приходятся за этим гнаться, превращаясь в информационных наркоманов.
'Критиком становится тот, кто не способен созидать, также как неспособный воевать становится доносчиком.'
Алехандро Гонсалес Иньярриту в фильме 'Birdman' решил показать всю подноготную XXI века и то, куда мы катимся на примере полузабытого актера Риггана Томсона и его окружения. Пик славы давно уже минул, а его заменили свежими и более молодыми лицами. Дочь наркоманка, брак распался. Да и с новой пассией не все так гладко. Единственная надежда, чтобы обрести духовное умиротворение - это написать, поставить и сыграть главную роль в театральной пьесе. И все бы ничего, если бы голос прошлого в голове, не говорил ему той правды, которую Риг не хочет признавать.
Хоть фильм и носит супергеройское название 'Birdman', как 'Spider-Man', 'Iron Man' или 'Ant-Man', его нельзя отнести к их числу. Это самая настоящая драма с самокопанием.
Операторская работа Эммануэля Любецки заслуживает высоких похвал. Фильм снят как-будто одним длинным кадром. Можно догадаться, в каких моментах помогло волшебство монтажа, но даже заметить трудно.
Между фильмом и реальностью есть много общего. Актеры играют, в каком-то смысле, самих себя. Майкл Китон - Бэтмен, которого заменили более молодой версией в лице Кристиана Бейла. Эдвард Нортон - громкая и взбалмошная звезда, который старается делать каждую свою роль по-своему. Самым неожиданным оказался Зак Галифианакис. Мало того, что он скинул пару фунтов, так он еще и самый спокойный и более-менее адекватный герой!
Эмма Стоун - типичный тинейджер, которому надо иметь на Facebook больше 300 друзей и огромное количество лайков для успокоения своего либидо. Кстати, больше всех, мне понравилось, как сыграла Эмма. Ярко, дерзко. И большие и горящие ее глаза на весь экран - это нечто. А ее героиня Сэм, произносит очень сильные монологи.
'Birdman' не дает ответов, но задает правильные и болезненные вопросы. Он просто обязателен к просмотру хотя бы ради потрясающих актеров, красочных и завораживающих кадров, И, конечно, чтобы понять, куда мы движемся...
'Рожденный ползать летать не может' или 'Бёрдмэн: Возрождение Феникса'
Нет ничего более поддающегося стебу, ироничного или сатиричного, чем Голливуд, каким мы его видим на данный момент. Многомиллиардный конвейер вовсю пашет на публику, которая поглощает марвеловские блокбастеры с особой жадностью. И поскольку на каждую акцию есть реакция, ответ Алехандро Г. Иньярриту оказался дико крутым.
Алехандро берет нас за ручку и ведет на экскурсию по театральному закулисью: по тесным коридорам, гримеркам, пыльным костюмерным и курилкам. В один момент он резко оборачивается, чтобы спросить у жующих поп-корн зрителей: «Скучное у меня кино, да?» И тут на фоне взрывы, стрельба, стальная птица исполинских размеров. Появление в фильме подобного интерактива — встряска на ровном месте. Тем временем Иньярриту виртуозно скачет с одной медиа-плоскости на другую: кино, театр, интернет, журналистика, телевидение... В уме, конечно, держа основное — партизанскую войну между сценой и большим экраном, даром что воюя по обе стороны этих баррикад.
Китон здесь, как говорил великий Лес Гроссман, угасающая звезда, белый карлик, падающий в черную дыру. Детишки уже не наряжаются в костюм Бёрдмена. Вот он, кризис «актера одной роли» во всей красе. Ригган Томпсон (читай Майкл Китон) стремится раз и навсегда перешагнуть образ супергероя, окунувшись с головой в совершенно новое для него аплуа — постановщика бродвейской пьесы. Но чем выше искусство, тем критики зубастее. Критиков в «Бердмене», кстати, «любят» не меньше, чем в «Облачном атласе». В том месте, где старина Хэнкс, вскипая, выбрасывает «жопу карамельную» с балкона, Ригган интеллигентно уделывает газетную писаку в баре, так, между делом.
Сам Томпсон неоднократно сравнивает свое пернатое альтер-эго (которое он старается тщательно отрицать) с Икаром, а в постановке Рэймонда Карвера он видит отражение себя. «Почему я должен заставлять любить себя?» — вторит он со сцены. В конце концов, крылатый парень возьмет верх, упадет, но возродится как Феникс. Познав совершенную форму, Ригган воспарит над Нью-Йорком, над человечеством, которое скромно умещается на клочке туалетной бумаги.
Смеха ради на фильм можно навесить ярлык «неделимый», так как кромсать «Бёрдмана» на фрагменты — невежество. Трюк, проделанный оператором Эммануэлем Любецки (почти двухчасовой план, без монтажных склеек) для того и придуман, чтобы «прожить» кинокартину на одном дыхании. Ни один здешний диалог не способен передать правильную тональность без должного предисловия.
А как работают детали? Во время тишины уличный бэкраунд берет на себя обязанности закадрового рассказчика: вот музыкант, всё быстрее отбивающий сердечный ритм; вон дурачок у вино-водочного, который по закону жанра должен орать о конце света, но читает стихи, вытягивая грустные мысли из головы Риггана. Как только речь зашла о деградации кино (на всех приличных артистов напялили плащи) в кадре появляются сразу три актера из экранизации комиксов. Все они в каком-то смысле «мертвые». Нортон не Халк, Китон не Бэтмен, Гвен Стейси скурилась к чертям. Совпадение? Не думаю.
Однако, главная ирония фильма заключается не в этом. Фраза Бёрдмэна «Всё, чего вы хотите — это мяса и взрывов» применима не только к кино, но и к театру, которому этого самого мяса и взрывов не хватало. Персонаж Нортона гонится за гиперреализмом, но кому он нужен? Нам. Настоящая кровь в храме искусства — это не вульгарно, а что-то новенькое! Что же тогда будет дальше? Возвращение к старому доброму «хлеба и зрелищ», где люди будут биться насмерть?
Коли так, то how did we end up here? This place is horrible.
-Ты просто используешь штампы. Просто клеймишь всё и вся. Ты ничего не увидишь, пока на это не повесят ярлык. Ты ошибочно принимаешь весь этот шум в твоей голове за настоящую правду.
Сложно писать о подобном фильме отзыв, достойный его. Мало того, после такого фильма, как Птицечел, вообще может отпасть желание писать отзывы, в который раз пытаясь оценить что-то, сделанное не тобой, а талантливыми руками, поставить банальную оценку, налепить очередной ярлык. Можно конечно, писать очевидные всем вещи:
- что Китон наиграл на Оскар, выдав лучшую из своих ролей, сделавшую слепок с его собственной карьеры;
- что Любецки наснимал на Оскар, сделав ощущение сделанного за один дубль фильма, потеряв тонны нервных клеток и литры пота, изнемогая от напряжения, преследуя актеров и летая на кране, а тут еще кто-то в тексте ошибся, и давай всё заново;
- что все без исключения актеры сыграли самые честные роли в своих карьерах, забив на грим и приукрашивание, практически честно показав себя, но все равно находясь в образе;
- что сильный сценарий стирает грань между театром и реальностью, когда только что реальные люди, а через секунды - герои пьесы, произносящие текст, и это и сильная, и слабая сторона сценария;
- что в фильме много актуальных шуток с реальными актерами, а также мнение по поводу важности соцсетей с современном мире, и повальной массовой любви к шумному, дорогому, спецэффектному кино с супергероями из комиксов;
- что джазовый саундтрек только подчеркивает безумность и нервозность ситуации, позволяя погрузиться в театрально-творческий мир Бродвея и внутренний мир одержимого Риггана;
- что номинация Стоун вполне обоснована за один-единственный её монолог, который я пересмотрел уже отдельно раз пять после просмотра, настолько мощные слова, настолько сильно она его выдала, и эта её перемена во взгляде, от гнева до жалости, когда она осознала, кому, и как, и какие именно слова она сказала. Я проникся, уровень игры помощнее того же Нортона будет, и это только в одной-единственной сцене, тут браво.
И, как бы фильм ни был хорош, впечатляющ, актуален, честен, творчески обширен и увлекателен, есть в нем и ряд маааленьких недочетов:
- размытие границ между театром и реальностью сделано круто, но подводит саму реальность фильма, в какой-то момент все происходящее кажется театральной пьесой с актерами-функциями, подающими свои реплики, и барабанная установка за поворотом коридора только усиливает ощущение нереальности происходящего, будто ты внутри пьесы Вуди Аллена.
- камера, которая никак не может остановиться, дает только один момент отдыха за весь фильм, один момент, когда она останавливает свой ход, отчего я, зритель, не могу собраться с мыслями по ходу фильма. После очередной сильной сцены уже следует новая, из-за чего я не успеваю задуматься.
- непонятно, против кого направлен посыл фильма. Да, порно-блокбастеры - плохо, искусства там нет ни грамм, только жажда наживы. Это ясно, Америку не открыли, но, вот ведь какая ирония, все занятые актеры сделали себе имя и заработали баблосиков как раз в подобных фильмах, а кто-то и убегал на площадку блокбастера в перерывах между дублями Бёрдмена. Это что, Иньярриту так подставил своих коллег и актеров, занятых здесь? Или просто самоирония?
- концовка, общее впечатление подпортила концовка. Да, первый 'полет' Челоптаха крутой, красивый, метафоричный, хороший образ, но нам тут же дают понять, что он произошел в голове героя. А тут концовка, да, мало того, что герой добился всего эпатажем и славой в соцсетях, а не действительно актом творения искусства, так ещё этот финальный момент с Эммой Стоун. То есть, что, он улетел? Или наоборот, и она не смогла принять сей факт и тоже кукукнулась, недаром у неё перо и птички на плече набиты, типа, перышко от птицечела недалёко отлетело? Концовка выглядит выпендрёжем, смешком, типа, релакс, парни, не относитесь серьезно, это Бродвей, театр, творчество, вы завтра забудете наш фильм, когда будете лайкать чей-то очередной тортик или дакфэйс в инстаграммчике. Но, нет, не катит, вы так долго, нервно и в то же время плавно вели за камерой нас, меня, преследуя Китона, кидая его в абсурдные, тяжелые, драматические и смехотворные ситуации, чтобы привести нас куда? К смеху Стоун над всеми нами? А?
Но, если вы все-таки недовольны этой пространной рецензией, если вам мало очевидных фактов, и вам подавай пищу для размышлений, то их есть у меня. В какой-то момент мне стало казаться, и некоторые моменты только убеждали меня в данной точке зрения, что всё в фильме нереально. Что на самом деле Ригган умер на том пляже, зажаленный медузами, не зря же нам пару раз эту огромную медузу показали. Ригган умер, и за то, что хотел убить себя, попал в чистилище, свой собственный ад. Все люди, что его окружают, демоны, или призраки, или, если хотите, его смертные грехи:
- Майк - зависть, то, кем хочет быть герой, раскованным актером, уверенным в себе, знающим цену, не притворяющимся никогда на сцене;
- бывшая жена - печаль, его сожаление о чем-то настоящем, что он потерял, растоптал своими руками, оттолкнул от себя того, кто любил его;
- дочка Сэм - терзающая его совесть, что он плохой отец, что ему плевать на изменяющийся мир, наполненный реальными людьми, что он боится быть никем, для этого ему нужно чужое мнение, нужно слышать и видеть в газетах, что он есть;
- героиня Уоттс - его гордыня, его снисхождение над той, кто восхваляет и восхищается им, его дар той, кто так ждал шанса оказаться на Бродвее всю жизнь. Желание Риггана делать и выглядеть хорошим в чужих глазах, чтоб в его глаза заглядывали с щенячей преданностью, а он с менторским назиданием мог хвалить и хлопать по холке;
- любовница - похоть, тут и расписывать не надо, идеальная сексуальная женщина, от которой даже не возникнет проблем с будущими детьми, её можно хотеть и заниматься изредка любовью;
- продюсер - алчность;
- критик в баре - гнев, вещь, которую он не понимает, которая вызывает только ярость своими заметками, нежеланием что-то видеть, а желанием лишь навесить очередной ярлык.
И над всем этим витает Бёрдмэн, который, как искуситель, постоянно шепчет и соблазняет измученную душу героя, суля славу, деньги. Который призывает его к очередной части 'Бердмэна', забить на всю эту философскую херню, которую он пытается поставить в театре. И вынужден Ригган постоянно ходить по кругу в этом чистилище, искупая свои грехи, терзаемый свои крылатым демоном, как Прометей, но неспособный дать человечеству ни света знания, ни акта искусства, ничего, кроме своего фирменного птичьего клича. Карр!