27 августа 2014-го года в программе 71-го Венецианского кинофестиваля была представлена картина «Бёрдмэн или (неожиданное достоинство невежества)», постмодернистская комедийная драма в центре которой немолодой голливудский актёр Ригган Томсон, сыгравший 25 лет назад главную роль в супергеройской франшизе Бёрдмэн. Будучи 60-ти летней, позабытой всеми кинозвездой, Томпсон пытается добиться признания в качестве серьёзного театрального актёра и режиссёра со своей бродвейской постановкой. Перед главным героем возникает множество препятствий — от неожиданной беременности возлюбленной и проблем дочери с наркотиками, до мучительной борьбы со своим альтер-эго — Бёрдмэном, циничным супергероем, получеловеком-полуптицей, мечтающим о былой славе.
Если отвлечься от изложения фабулы и выйти за рамки заявленных в фильме проблем, выяснится, что Бёрдмэн фильм не о театре, не о признании, и не о ментальных проблемах голливудских звёзд. Как и центральный сюжет всей христианской культуры, Бёрдмэн это рассказ об идущем на смерть во имя любви и искупления грехов мученике, и о его чудесном вознесении. Через тернии к звёздам.
Сюжет Бёрдмэна, многослоен и наполнен разной степени масштабности, пафоса и абсурдности конфликтами. Зритель то становится свидетелем сложных взаимоотношений отца и дочери, то наблюдает как девушка упрекает своего бойфренда в том, что на театральной сцене тот гораздо более настоящий, чем в реальной жизни, то задается вопросом о сущности профессии театрального критика, то оказывается в центре соперничества двух актеров: потерявшей былой лоск голливудской звезды, и молодого и дерзкого артиста, для которого подмостки Нью-Йоркских театров — родной дом.
Бёрдмэн словно один очень длинный и подробный сон, в котором сознание зрителя плавно перемещается от одной сцены к другой. Выверенная операторская работа Эммануэля Любецки («Дитя человеческое», «После прочтения сжечь», «Выживший») и титанический труд множества монтажёров и специалистов по спецэффектам создали впечатление, будто лента снята одним дублем, без использования монтажа, хотя монтажных склеек в фильме более ста. Каждый переход от одного кадра к другому умело прячется от взглядов зрителей в темноте узких театральных коридоров, за закрывающимися дверьми гримёрок и замаскирован в перемещениях взгляда камеры по фасадам домов.
Естественно, что такое подробное и многофигурное кино не могло состоятся без сложных и неформатных артистов. Майкл Китон, сыгравший Бэтмена на стыке 80-х и 90-х, триумфально возвращается в большое кино, воплощая на экране Риггана Томсона, о существовании которого в мире фильма помнят лишь очень преданные фанаты. Эдвард Нортон, ставший суперзвездой с Американской историей X и Бойцовским клубом играет в Бёрдмэне фактически самого себя: педантичного, высокомерного профессионала, доводящего режиссёров до бешенства своим стремлением к сверхреализму. В необычно серьезной роли продюсера и друга Томпсона появляется Зак Галифианакис, известный в первую очередь как комедийный актер и провокатирующий интервьюер. Эмма Стоун, у которой еще не случилось прорывного Ла-Ла-Лэнда, предстает молодой и ищущей своё место в жизни ассистенткой, скорее не помогающей, а мешающей отцу пройти свой сложный путь до конца.
Всю эту пёструю команду собрал вокруг себя мексиканский режиссёр Алехандро Гонсалес Иньярриту и с присущими ему темпераментом и чувственностью рассказал историю о борьбе с самим собой, историю падения и вознесения, совершенного во имя любви к своим ближним. Пьеса, вокруг которой разворачивается действие фильма, называется «О чем мы говорим, когда говорим о любви». И режиссёр, то ли устами своих героев, то ли подчиняясь их, независимой от его, воле, говорит с нами о том же самом, о всеразрушающей и всесозидающей силе любви.
Этот фильм просто поразил меня. Такого я еще не видел. Здесь как бы совмещается и кино, и театр. С помощью кинематографичной сьемки мы можем увидеть как устроен театр изнутри: подготовка актеров, продюсерство, создание грима, отработка сцен. За всем этим очень интересно наблюдать.
Внутренний голос главного героя добавляет антуража, некую двуличность. Режиссер делает акцент на присутствии некоего бердмена внутри актера Майкла Китона, который якобы берет контроль над телом, но на самом деле все это совершает главный герой и нам лишь это кажется.
Фильм снят в виде одного кадра с очень хорошо скрытыми переходами. Они отлично вписываются в структуру фильма и поэтому незаметны. Актеры проделали отличную работу, особенно Майкл Китон и Эдвард Нортон. Наверняка было непросто учить по 15 страниц сценария из-за длинных кадров.
Фильм представлял собой экспериментальный проект. Он мог либо полностью провалиться, либо стать одним из лучших в истории художественного кино. К счастью, произошло второе событие.
Для меня было очень интересно увидеть театр изнутри, при этом проходя с главным героем через все его переживания. Также, режиссер напоминает нам, что слава недолговечна, ее нужно добиваться, что и смог сделать главный герой, некогда известный по роли супергероя, который смог обрести славу вновь, написав сценарий для своей постановки, сыграв в ней главную роль и, собственно, поставив ее на Бродвей.
Картина-обладатель аж четырех Оскаров. Да еще в каких номинациях! И, стоит сказать сразу, что статуэток этих данный фильм абсолютно достоин. Я бы даже еще в некоторых номинациях их дал. Нам расскажут историю об не очень хорошем актере, который в своё время блистал в образе одной роли супергероя, а теперь в попытках снять с себя этот запылившийся образ, ставит на Бродвее пьесу, где является и сценаристом, и режиссером, и главным актером.
Главную роль в этом фильме играет Майкл Китон, в своё время сыгравший того самого ПЕРВОГО Бэтмена и, по сути, так и оставшийся в этой роли. Уверен, что Майкл не понаслышке знает, как сложно избавиться от синдрома одной роли и, в этом смысле, отчасти играет самого себя. Но зато, как играет! Признаться, меня очень впечатлило, как Китон прекрасно играет переживания своего персонажа в жизни и как здорово отыгрывает плохого актера на сцене, как того требует его персонаж.
Надо сказать, что игра актеров – это, наверное, основа успеха этой ленты. Прекрасно прописанные персонажи, которыми проникаешься, которых слушаешь и слышишь, просто замечательно воссозданы на экране актерами. Китон, Нортон и Эмма Стоун – три кита, на которых держится весь фильм.
Безусловно, нельзя не упомянуть операторскую работу, за которую Эммануэль Любецки получил Оскар. Фильм будто бы снят один непрекращающимся дублем. Насколько мне известно, режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту делал ставку на эту фишку в операторской работе. Путем сложной работы оператора, последующего монтажа, а, главное, как мне кажется, титанической сложности работы актеров в связи с долгими сценами, в итоге получается эффект максимального присутствия зрителя в фильме. Вот ты в гримерке стоишь рядом с главным героем, вот ты совсем близко наблюдаешь ссору персонажей и тебе кажется, что слюни от эмоциональных возгласов сейчас попадут на тебя. Настолько реальным кажется присутствие.
Фильм хочется хвалить. И в многом он абсолютно этой похвалы достоин. Однако, лично я, получил достаточное сильное разочарование от концовки этой истории, поскольку, уже к середине фильма представил её примерно такой, какой в итоге увидел. И, честно говоря, это достаточно сильно подпортило впечатление от такого хорошего фильма.
«Знаете, что это за цветок? Как он называется? Конечно, нет! Почему? Потому что вы не видите того, что ярлыков не терпит!»
Знаменитый актёр, сыгравший первого супергероя на экране, не может смириться с тем, что он всего лишь блокбастерный шут. Поэтому организовывает постановку на Бродвее с адаптированным сценарием книги. Однако внутренний голос и проблемы вокруг становятся препятствиями на пути от фильмов под попкорн до настоящего искусства. Дочь употребляет наркотики и презирает отца, его неудачные любовные интересы дают о себе знать, главный критик Нью-Йорка принципиально хочет разгромить постановку за то, что актёр снимался в попсовом дерьме, один из актёров получил травму на производстве и требует компенсацию, а Эдвард Нортон портит предпоказы раз за разом своим непредсказуемым поведением.
Сюжет фильма довольно оригинальный, а концовка вообще убила. Следить за событиями фильма очень интересно, лишь за единичными исключениями, а раскрытие и даже небольшое развитие главного героя сделано ровно на том уровне, чтобы быть образцовой личностной драмой, несмотря на то, что сам главный герой не блещет умом, да и сопереживать ему не всегда хочется. Есть вот это ощущение: 'не поддерживаю, но понимаю'.
Говоря о персонажах фильма 'Бёрдмэн', в первую очередь, хочется выделить не вышеупомянутое развитие и раскрытие главного героя, а химию всех персонажей на экране. Это всё люди, безусловно, обременённые талантом, часто завязанном на глубине души актёра, но в то же время очень глупые, постоянно совершающие ошибки, неправильно расставляющие жизненные приоритеты и неумеющие себя контролировать. Я бы назвал их творческий коллектив 'Истерички Плюс', потому что несмотря на свой непростой нрав они остаются довольно интересными в силу своего таланта и творческой натуры. Стоит также выделить и потрясающую игру Майкла Китона, Эдварда Нортона и Эммы Стоун. Собрать этих талантищ в одном фильме - это того стоило.
Атмосфера фильма весьма уникальна. А уникальна она в первую очередь тем, что при помощи монтажа и долгих дублей создаётся ощущение, что весь фильм снят одним долгим дублем. Из-за этого также получается относительно уютная камерность, потому что 95% фильма происходит в одном здании - том самом театре, где происходит подготовка к постановке, предпоказы и сама постановка. Выделяется также и то, что весь фильм играет нагнетающая музыка на ударных инструментах, которая готовит к чему-то очень яркому в конце. Эта музыка слегка раздражает своей однообразностью. Дело даже не в том, что музыка сыграна только на ударных, дело в том, что это почти всегда один и тот же мотивчик на протяжении 2-ух часов. Однако это такое, не сильно влияет. Всё-таки с художественной точки зрения по всем остальным пунктам, особенно если говорить об операторской работе, этот фильм шедеврален.
Почему не высшая оценка тогда? Раз уж и сюжет такой интересный, и персонажи такие идеальные, а атмосфера фильма страдает только от барабанов, почему не поставить 10 из 10?
Во-первых, потому что я так чувствую. А вторая причина, из-за которой я чуть не поставил этому фильму 8 из 10, заключается в том, что всё это произведение очень уж вычурное. Типа смотрите: вот вам глубокие личности, вот вам сложные чувства, вот вам философские вопросы о смысле жизни, вот вам необычный способ съёмки, вот вам абсурдизма три тонны, вот вам разделение на настоящее и ненастоящее искусство, типа мы умные самые, вот вам неожиданная и сложная концовка. Только впустите нас пожалуйста в список высокого искусства. Ну вот, впускаю. Но с оговоркой, что режиссёр очень много выёживался. Запах Нолана...
Однако, несмотря на все выёживания, произведение это и правда очень сильное и красивое. Я бы даже сказал, что одно из самых-самых красивых.
Бёрдмэн - персонаж, который покорил весь мир своей силой, выносливостью, храбростью, но и как любой герой ушёл на покой. Он был легендой, с его любили и обсуждали, а теперь от него осталось только амплуа актёра. Сам актёр знает, что весь мир во круг него не вращается, понимая, что апогей его истории уже позади, но точка не поставлена. В поисках своего места в мире, ответа на вопрос 'а кто я на самом деле?', он решает ставить пьесу, в которой берет на себя много задач.
Основная задача - покорить зал как атёр, как человек, как тот, кто вырос из шкуры Бёрдмана. В момента работы мы осознаем, что он был 'так себе' отцом и мужем, многое потерял, в том числе и веру в себя. Продолжая приносить жертву своей цели, он ощущает, что окружающий его мир живёт прошлым, а настоящее мимолетно.
Пройдя путь до принятия себя тем самым кто он есть, он осознает, что актёром является тот, кто приносит жертвы и страдает, доказывая всем, что быть настоящим - самая тяжелая роль.
Это кино отображает эпоху фантастических боевиков, где большие деньги, слава и одноформатные роли являются золотыми якорями для тех, кто их исполняет. Мир театра оказывается для главного персонажа гораздо шире, разнообразнее и живее, а главное - сложнее.
Приняв себя таким какой ты есть, ты начинаешь чувствовать себя свободным и настоящим.
___
Техническая работа над фильмом проделана фантастическая - факт. Дубли, переходы, музыкальное сопровождение, камерные декорации, тут всё дополняет друг друга. Следить за фильмом получается также, как находится в театре, это действительно уникальные ощущения.
Фильм не является простым для просмотра. Если Вы привыкли смотреть популярное кино, оно будет не до конца понятным и раскрытым, второстепенные персонажи могут и вовсе забыться. Это кино для тех, кто как Бэрдмэн холоден к медийному 'хайпу' социальных сетей и готов принимать не самые простые повествования для оценки картины.
Я включал 'Бёрдмэна' уже глубокой ночью с целью занять им полчаса, а досмотреть завтра, наивно полагая, что в третий раз он меня уже не так затянет...
...И пришёл в себя уже почти в три ночи, во время финальных титров. Гениальный Иньярриту вместе с опытным оператором Эммануэлем Любецки, заручившись поддержкой потрясающих Майкла Китона, Эдварда Нортона и Эммы Стоун вновь переиграли меня, приклеив к экрану, не оставив ни малейшего шанса на то, чтобы вырваться. 'Бёрдмэна' едва ли не физически тяжело даже просто поставить на несколько секунд на паузу, не говоря уже о том, чтобы выключить его с целью вернуться к просмотру через несколько часов - настолько монолитное, мощное и захватывающее кино сделали вышеперечисленные творцы.
Главного героя по имени Ригган на экране воплотил Майкл Киттон, и это лучшая из его ролей (по крайней мере, среди той части фильмографии актёра, с которой я успел ознакомиться). Его персонаж интересен, сложен, он вызывает эмпатию и желание узнать о том, как сложится его судьба. Частично образ Риггана, который много лет назад сыграл супергероя в ультрауспешной трилогии, и с тех пор пытается закрепить за собой образ серьёзного актёра, в некотором роде перекликается с самим Киттоном, которого очень долго ассоциировали исключительно с Бэтменом.
Параллели можно найти и между Майком и сыгравшим его Эдвардом Нортоном. Оба - блестящие актёры на сцене и сложные, а порой и невыносимые люди за её пределами. Уж не знаю, как ладили во время съёмок Нортон с Иньярриту (хотя у меня есть ощущение, что у строгого мексиканца не забалует даже такой бунтарь), но в кадре Эдвард смотрится потрясающе, делая своего персонажа многогранным, живым, характерным, интересным. Сцены, в которых взаимодействуют Киттон и Нортон, восхитительны уже просто потому, что в кадре сходятся два великих актёра, демонстрирующие пик своего мастерства прямо здесь, прямо в эту секунду.
На их фоне немного меркнет персонаж Эммы Стоун, но тут не вина актрисы: слишком уж мощные образы получились у двоих вышеперечисленных актёров. Главное - то, что и она, и иные персонажи второго и третьего планов выдерживают общую высокую планку, отполировывая фильм до идеала.
'Бёрдмэн' - фильм-событие, штучный товар, один из немногих случаев, когда 'Оскар' дали реально за дело (хотя я бы не расстроился, если бы премия в том году ушла шедевральной 'Одержимости'). Ознакомиться стоит обязательно.
Хочу начать свой рассказ с небольшого дисклеймера. Бёрдмэн уже много лет является моим любимым фильмом без каких либо шансов для других картин. Это приводит к тому, что любая моя попытка поведать о нем сводится к бесконечному каскаду комплиментов. Однако сегодня я постараюсь сосредоточиться не на том, как сильно я люблю это кино, о чем приходится слушать каждому нерадивому встречному, а о том, за что я его люблю, и что я в нем вижу.
Первый слой впечатления, который зачастую образуется у зрителей, посмотревших Бёрдмэна - это кино о том, как конвейерная машина Голливуда вкупе с безмозглыми поедателями попкорна извращает идею искусства, превращая его в бессмысленный шлак. Кино от киношных снобов для киношных снобов. Однако я склонен считать, что это отнюдь не так. В определенном смысле можно даже сказать, что дела обстоят с точностью до наоборот.
Одна из центральных тем фильма - это ярлыки, об этом совершенно в лоб говорится в сцене, где Ригган встречается с театральным критиком в баре. Но в тот момент он сам полагает, что свободен от этих оков, как, возможно, и многие зрители, для которых идея ярлыков давно не нова, проработана и, более того, кажется до ужаса скучной и банальной.
Но есть среди этих самых банальных штампов два невидимых, но могучих титана, к которым апеллирую в заглавии. Их имена: Искусство и Попса.
Ригган живет в мире, где эта вечно противоборствующая парочка является основой всего. Он - бывший супергерой, человек, олицетворяющий собой Попсу в глазах общества. Этот ярлык считается оскорбительным и Томпсон стыдится его, желая воссоединиться с желанным Искусством, которое принято уважать и любить, чего ему в жизни, конечно, никогда не хватает.
Через этого непритягательного персонажа картина напоминает нам о том, что мы начали забывать за пеленой умных фраз и рассуждений о структуре повествования. Главная цель творчества в его квинтэссенции - это передача эмоций от человека к человеку. Зарождение эмпатии и глубоких чувств. Повторное переживание опыта, принадлежащего одному, теперь уже множеством людей. И если эта цель выполняется, то принадлежность объекта к любому из титанов в глазах общества уже не имеет значения. Еще одним подзаголовком кино можно было бы приписать вопрос «Ну и что с того?»
Пройдя через череду испытаний герой приходит к этому осознанию и две противоборствующие прежде в нем стороны теперь могут воссоединиться, ведь они свободны от штампов. Происходящее дальше, по моему мнению, нельзя называть ни реальностью, ни вымыслом. Это то, что происходит в мыслительном потоке Риггана на пути к принятию себя, а как это воплощается где-то там на заднем плане уже имеет минимальное значение. Да, он избавился от оков, но в глазах окружающих он остается прежним. Это очень давит и не дает раскрыться в полной мере, потому тот и решает полу метафорически полу буквально убить прежнего себя на глазах у всех. Ригган Томпсон - человек, которому нужна публичность. Ну и что с того?
Наконец в финале мы видим, что его план полностью сработал. И это измеряется даже не столько «неожиданным» успехом его спектакля, сколько его преображением, как внутренним, так и визуальным, а также взглядом в небеса дочери Риггана, которая увидела его таким, какой он есть.
Манипулируя мыслью об искусстве и попсе Бёрдмэн повествует нам о таких фундаментальных вещах как принятие себя, красота многообразия человеческих личностей, отсутствие идеала, незначимость этого отсутствия и далее по списку.
Именно то, с каким изяществом кино жонглирует всеми этими темами при совершенно новых вводных данных, углубляющих размышления, и вызывает у меня тот детский восторг, с которым я рассказываю о фильме всем своим знакомым.
Не стоит также забывать о том, что для ключевых актеров картины она стала своеобразной рефлексией и, возможно, даже терапией, что помогает ей раскрыться во всей красе. И это касается не только Майкла Китона, который, подобно Риггану, сыскал популярность, играя супергероя в девяностых. Эдвард Нортон получает свои минуты славы во многом благодаря своему эпатажному поведению. Ну и что с того? Наоми Уоттс получила первую узнаваемость не без помощи откровенного эротизма «Малхолланд Драйв». Ну и что с того? Эмма Уотсон начинала, как актриса для главных ролей в подростковых фильмах категории «B». Ну и что с того?
Главное, что каждый из них передал своим трудом массу уникальных эмоций и переживаний другим людям, в частности нам с Вами, мой дорогой читатель. И это называется The Unexpected Virtue of Ignorance.
Я мог бы еще много говорить о различных мелочах и приемах, избранных режиссером, и как они работают на историю, но тогда эта рецензия превратится в докторскую диссертацию, а потому я остановлюсь.
(Не) Супергеройское кино о реальном: «Бердмэн» с Майклом Китоном
Если попробовать кратко объяснить, о чем фильм «Бердмэн», то трудно будет дать однозначный ответ. С одной стороны, это повесть об актере, который борется со своим альтер-эго (которое проявляется в роли супергероя, принесшему ему славу). С другой, это притча о пользе этой же теневой части его личности, которая в критической ситуации берет на себя руководство и помогает ему довести свою творческую до конца.
С третьей стороны, это может быть трагикомическая сатира на супергеройское кино, целью которого является наглядная демонстрация разницы между наивной кинофантазией, представленной зрителю на блюдечке как развлечение, и реального закулисья, болью которого это развлечение создается. А также рассказ о кризисе среднего возраста, который настигает всех, в том числе самых обожаемых публикой киношных супергероев.
В конце концов, наверное, самым подходящим описанием для этого фильма будет фраза: «Когда шахматная партия заканчивается, король и пешка падают в одну доску». Попытка воплотить творческую мечту в жизнь, преодолеть гнетущее бремя старого имени в попытках создать себе новое... и все это на грани падения в эту самую доску — вот о чем эта картина.
Режиссер Алехандро Иньярриту вывел на чистую воду и публично обнажил «скелеты в шкафу» Нью-Йоркского Бродвея, развеяв иллюзии о его напускном изяществе, которое внушено обывателю блеском его ярких вывесок. И показал это через призму творческой трагедии личности на закате лет, вопреки всему пытающейся реализовать себя.
Яркая драма с насыщенной, быстро развивающейся историей. И с очень престижным актерским составом, что придает фильму двойной колорит.
Это один из лучших фильмов, что я видел, особенно в таком жанре и с такой тематикой. Кино, словно театральная постановка, а актеры будто находятся рядом с тобой. Вот она вся подноготная Голливуда, и все то, что происходит в мире кино! И самое главное, что сценарий этого фильма не взят из какой-то книжки, история эта не сиквел, не приквел, ни чтобы то ни было. Это оригинальный сценарий, и это очень круто! Как жаль, что в последнее время, так мало действительно качественных новых историй.
Эммануэль Любецки - ты гений!!! Благодаря его операторской работе кажется, что весь фильм сделан из одного кадра, без склеек. Эти съемки камерой по узким проходам театральных кулис выглядят волшебно. В фильме музыки совсем немного, но та, что есть, запоминается надолго. Эти барабаны!!! В фильме даже экшен абсолютно к месту сделан и нисколько не удивляет.
Ну а про актеров говорить можно бесконечно. Эдвард Нортон. Ну почему так мало Нортона в фильме? Он гениален (впрочем как и в любом фильме). Даже его 'стояк' обыгран классно. Жаль, что его характер и боссы студий так и не найдут общего языка. Снимается редко, но метко. Глаза Эммы Стоун стоят многого. Чувствуется, что её уровень игры просто запределен. Зак Галифианакис наконец отходит от роли 'веселого бородача'. И это сработало (хотя периодами чувствовался в нем тот самый из 'Мальчишника'). Но, думаю, если он будет почаще играть серьезные роли, но это воспоминание не будет прослеживаться. Ну и наконец он! Майкл Китон. Выложился на все 200%, лучшая его роль в карьере (мое личное мнение). Жаль, что не получил Оскар за эту роль. Бесподобен. Он по сути сыграл самого себя (тоже супергерой, тоже был популярным раньше, а теперь уже нет). Причем видно как с каждой минутой фильма он играет все лучше и лучше (плавное возвышение).
Фильм шикарен. Если вы не смотрели, то посмотрите обязательно. Такой спектакль нельзя пропустить.
10 из 10
P.s. Почему люди не летают как птицы? Я думаю, они летают, просто сами еще этого не замечают.
Критиком становится тот, кто не способен созидать, также как неспособный воевать становится доносчиком
Первый раз мы видим Майкла Китона в трусиках в «Бёрдмане» сзади. Его персонаж, в прошлом высококлассная кинозвезда, сидит в позе лотоса в своей гримерке исторического бродвейского театра, только он парит над землей. Залитый солнечным светом, струящимся из открытого окна, он выглядит умиротворенным. Но голос в его голове рычит, ворчит, гротескно грызет его по вопросам, большим и малым.
В следующий раз, когда мы увидим Китона в трусиках в «Бёрдмане», он отчаянно мчится по Таймс-сквер ночью, случайно запершись за пределами того же театра в середине спектакля Рэймонда Карвера, в котором он играет главную роль. написал и направил. Он плывет против течения реки, полной глазеющих туристов, ищущих автографов, тележек с едой и уличных артистов. Но, несмотря на хаос, который его окружает, он кажется целеустремленным, целеустремленным и - впервые - странно довольным.
Это крайности, которые режиссер Алехандро Дж. Иньярриту преодолевает с дерзкими амбициями и впечатляющим мастерством в фильме «Бёрдмен», полное название которого - «Бёрдмен или (Неожиданная добродетель невежества)». Он снял фильм, поразительный с технической точки зрения и одновременно богатый эмоциями, интимный, но в то же время огромный, острый, но теплый, сатирический, но милый. Это также первый раз, когда Иннарриту, режиссер таких тяжеловесных даунеров, как «Вавилон» и «Бьютифул», кажется, действительно развлекается.
Сделайте это весело. «Бёрдмен» - это полный взрыв от начала до конца. Уловка здесь - и она дурацкая, и она прекрасно работает - в том, что Иннарриту создал ощущение, будто вы смотрите двухчасовой фильм, снятый за один раз. Работая с блестящим и изобретательным кинематографистом Эммануэлем Любецки (который в этом году получил «Оскар» за съемку фильма «Гравитация» для близкого друга Иньярриту и коллеги-мексиканского режиссера Альфонсо Куарона), Иньярриту создал самый тонкий и ослепительный номер в жанре «high-wire». И действительно, еще до начала съемок режиссер в качестве вдохновения прислал актерам фотографию Филиппа Пети, идущего по канату между башнями Всемирного торгового центра.
В невероятно длинных, замысловатых кадрах слежения камера летит через узкие коридоры, вверх и вниз по узким лестницам и на людные улицы. Он подходит для тихих разговоров и парит между небоскребами для полетов фантазии в стиле магического реализма. Ударная и энергичная партитура Антонио Санчеса, насыщенная ударными и тарелками, сохраняет джазовую резкую атмосферу во всем. Конечно, вы можете присмотреться, чтобы найти, где, вероятно, произошли порезы, но это отнимает у вас много удовольствия. Все дело в том, чтобы поддаться острым ощущениям.
Столь же захватывающим является мощное выступление Китона в роли Риггана Томпсона, забытого актера, пытающегося вернуть былую славу, которую он достиг в роли крылатого героя боевиков Бердмена. Фильм следует за тяжелым ранним дебютом его бродвейского дебюта, который также является его последним шансом на величие, хотя его экранное альтер-эго не сильно помогает, выражая свои страхи и заставляя его постоянно сомневаться в себе. Да, заведомо забавно, что Китон, который 20 с лишним лет назад стал супергероем, играет актера, который 20 с лишним лет назад стал супергероем. Хотя я с удовольствием утверждаю, что Бэтмен Китона для Тима Бертона в 1989 году является окончательным исполнением культового персонажа, но это уже отдельный разговор в другой раз.
Или это? Хотя «Бёрдмен» существует в своем собственном, тщательно продуманном мире, в значительной степени это время и место с точки зрения поп-культуры, со ссылками на других реальных актеров, таких как Роберт Дауни-младший и Майкл Фассбендер, которые пользовались огромным успехом, когда они облачились в костюмы супергероев. Сценарий от Иньярриту, Николаса Джакобона, Александра Динелариса и Армандо Бо - умная мета, но при этом он не слишком миловиден и самодоволен.
Китон немного поигрался со своей персоной, а также осознал, насколько спокойной была его карьера в последние годы, но видеть его в закаленной форме - это сама радость. Он по-прежнему гипер-словесный и игривый, и он все еще может забавлять и раздражать в своей речи, но теперь в смеси есть ироничная тоскливость и даже отчаяние, которые теперь болезненно болезненны.
Кроме того, против его реальной репутации сталкивается Эдвард Нортон в роли Майка Шайнера, блестящего, но печально известного капризного актера, который играет роль коллеги по фильму Риггана, когда начнутся предварительные просмотры его любовной постановки «О чем мы говорим, когда» Мы говорим о любви ». Нортон, который на протяжении многих лет был трудным и требовательным, находит правильный баланс между высокомерием и искренностью.
Кроме того, они нуждаются друг в друге, как они находят в дни, предшествующие премьере. Все они нужны друг другу. Инарриту собрал потрясающий актерский состав второго плана и предъявил им смехотворные технические требования, но все они более чем соответствовали требованиям и наслаждались шансом проявить себя.
Зак Галифианакис решительно выступает против типажа как менеджер Риггана и редкого голоса разума посреди всего этого безумия. Эмма Стоун восхитительна как уставшая от мира и мудрая дочь Риггана, которая также служит его помощницей. (У них с Нортоном потрясающая химия в паре решающих сцен.) Эми Райан творит чудеса с ее коротким экранным временем в роли бывшей жены Риггана; она раскрывает его и позволяет нам увидеть в нем и эгоизм, и добро. А Наоми Уоттс, сыгравшая главную роль в мучительном фильме Иннарриту «21 грамм», получает возможность играть и легкие, и тяжелые моменты в роли невротичного актера.
Совершенно очевидно, что все они работали над собой, чтобы эта сложная захватывающая поездка выглядела легкой..