Фильм говорит нам о языке, времени и взаимоотношениях. Он представляет собой цельное произведение, где детали, касающиеся языка, помогают выстроить цепочку событий в фильме.
Через язык мы понимаем реальность, например, греки смотрят вверх и говорят “космос” (красота), а англичане в свою очередь “спэйс” (пустота). В этом уже заложено первичное отношение к окружающему миру, которое человек впитывает с детства.
Если вспомнить гипотезу лингвистической относительности (теория Сеппира-Уорфа, о которой говорится в фильме), то мы строим языком реальность. Дополним, что точный перевод с одного языка на другой невозможен, так как цепь ассоциаций, рождающихся в нашем мозгу, соотносится именно с формой языковой реальности, в которой живет данный человек. В этнолингвистике изучают связь мышления, национальной культуры и сложившегося под этим влиянием языка. Чем больше различаются языки, тем больше у людей разница в восприятии действительности. Входя в иную языковую систему, мы будем интерпретировать физические явления одинаково с носителем языка.
Гектаподы разговаривают на языке, который обладает властью над временем и, следовательно, является вечным. Если кто-либо смотрит в будущее, то он стирает грань времени. Для кого это возможно? Скорее всего, это аллюзия на божественных существ или посланников Бога. Ведь ангел по дару свыше начинает видеть мир глазами Бога, а Он находится вне времени. Он даже выше пространства и самого существования. Когда мы говорим, что Бог существует, то этим мы Его ограничиваем, помещаем в определенные рамки. Ангелы принесли дар - религию, которую ложно приняли за оружие, и она разъединила, а не объединила.
Потенциальная мощь языка гектаподов безгранична. Они, высказываясь кругами, используют лишь малую часть своего языкового оружия. Вынимая лишь фрагменты, чтобы люди их поняли, они могут общаться между собой не просто словами, а целыми языковыми облаками. Их язык связан с пониманием времени и пространства по-другому, нелинейно, в фильме это подается нам как откровение, но само линейное время есть тоже концепт нашего языка и мышления!
Но так ли это? Ведь если заглянуть в историю, то и само линейное время, когда оно появилось, восприняли как нечто новое.
Время – это социальное понятие. Раньше древние общества жили в циклическом мире вечности, новое считалось плохим, так как если уже дана полнота, то всякое изменение устоявшегося порядка вещей ведет к деградации. Кто-то из древних народов измерял время, кому-то это было неинтересно: народы малой Азии больше следили за звездами, на Севере даже не интересовались лунными циклами, а лишь тем, когда наступит холод. Даже в европейском обществе само измерение времени людьми независимо от Церкви было огромным скандалом. Кто владеет временем? Бог и, следовательно, Церковь. Значит, лишь церковный колокол может отбивать часы и время должно строиться вокруг храма. А когда ты посматриваешь на стрелки циферблата, как можно сказать, что Бог владеет временем, если ты управляешь им сам?
Думая о времени в фильме, можно добавить еще его философский аспект. Эдмунд Гуссерль ввел понятие темпоральности, чтобы разделить время в физическом понимании и то, как сам человек его воспринимает. И остается прояснить, что время появилось в монотеизме и отчасти в иранском дуализме. Оно воспринималось именно как потеря райского состояния, до грехопадения не было смерти и тления, а с началом истории все становится лишь хуже, поэтому естественным становится консерватизм: все прошлое равно хорошее. Время нужно лишь затем, чтобы пришел Мессия и избавил нас от власти смерти, это полное устремление в эсхатологию. Общество Нового времени убрало религиозную составляющую и создало позитивную направленность во времени, назвав это прогрессом. Но как же регресс? Есть плюс, должен быть и минус. У Прометея был брат Эпиметей, олицетворявший регресс. Греки видели гармонию в подъемах и спадах, а европейцы создали искусственный концепт, согласно которому все у нас будет хорошо, но не сказали, почему именно.
Со временем определились, но как человек может овладеть понятиями чужого языка? Можно ли стать немцем или французом русскому, которого с детства обучали русскому и он жил в России? Да, мы можем выбирать свой этнос. Широкогоров, изучавший этнос, писал:
«Этнос есть группа людей: говорящих на одном языке; признающих свое единое происхождение; обладающих комплексом обычаев, укладов жизни”.
Как понять, когда человек входит в другой этнос? Когда говорит и думает на том языке, который относится к этносу. Именно единство языка – это главная особенность этноса. А под языком понимается не просто знание слов и грамматики, а жизнь в одной системе смыслов и значений, например, быть причастным “русском миру” в сфере идей, культуры и нравов. Это вхождение в духовный мир, где участники пребывают в едином пространстве смысла. И человек будет русским, если считает себя русским, говорит по-русски, думает по-русски, сопричастен русской культуре. Главная героиня вошла в чужой этнос, а не только выучила язык, поэтому и научилась видеть вне времени.
Но можно ли оставаться русским или христианином и понять араба? Да, например, Анри Корбен советует так. Нужно думать из чужой культуры, а не из нашей. Нужно самому учиться их языку, а не их заставлять принимать наши установки.
Сейчас есть ученые, которые пытаются установить связь с дельфинами, это такой же труд, как и показанный в фильме. Как найти точки соприкосновения и как наладить дальнейший диалог? Ведь так легко спутать Дар с Оружием и как много из этого может получиться проблем.
Объяснение фильма содержится в палиндроме Анна, который показывает, что время не важно, то, что ты считаешь прошлым может быть и будущим. Можно дополнить смысл фильма тем, что это действительно так, если человек не может разобраться в себе, то он будет повторять те же самые ошибки общения с другими.
'Когда единственный инструмент — молоток. Вокруг одни гвозди.'
Смотрел этот фильм 4 года назад и был поражен сюжетной и визуальной составляющей. Теперь же, начитавшись гневных отзывов я думал мне не понравится, но о чудо, я еще больше влюбился в фильм.
I: Красота
Как же красивы в своей загадочности гептаподы. Как красива Луиза в своем непонимании происходящего в ее голове. Как красива и наивна глупость людей, которые никак не могут договориться.
II: Размышления
Перечитав огромное количество трактовок фильма, которые в совокупности потянут на 3 часа, я могу сказать, что фильм заставил задуматься. Я думал о природе времени, о выборе человека, о неполноценности человеческих языков.
III: Вывод
Прекрасный фильм с прекрасным посылом и вложенной в него душой. Музыка Макса Рихтера подчеркивает всю глубину происходящего.
Иногда то, что мы знаем, бессильно перед тем, что мы чувствуем. (Стивен Кинг)
Канадский режиссёр Дени Вильнёв, из фильма в фильм раскрывающий свой талант, на этот раз решился взяться за рыбу покрупнее, вписав своё имя в анналы научно-фантастического кино. Как известно, инопланетяне любят Землю, однако не факт, что и землян, — их намерения не ясны, в то время как вооружённые силы всего мира приведены в боевую готовность, а лучшие умы человечества пытаются понять, как разговаривать с незваными гостями. Правительство обращается за помощью к лингвисту Луизе Бэнкс и физику Йену Доннели, чтобы найти общий язык с инопланетными существами, прибывшими на кораблях в виде гигантских семечек. И всё это, после небольшого ознакомления с миром главной героини, происходит почти что в мгновение ока, поскольку Вильнёв не теряет времени даром, не затягивает там, где не нужно, равно как и не вникает дотошно в изучение языка пришельцев, а соблюдает баланс между научной и фантастической частью, да к тому же человеческая природа ему куда интереснее, чем какая-либо.
У киноленты Вильнёва гораздо больше общего с «Контактом» и «Интерстелларом», нежели с мотивами Кубрика, Тарковского или же старого «Прибытия» Дэвида Туи. Канадец эмоционально вовлекает в происходящее, и, несмотря на фантастическую оболочку, придаёт обманчивое ощущение реализма, демонстрируя примерные действия землян, случись прибытие инопланетян на самом деле. В то же время постановщик не лишает фильм саспенса, — повествованию, перемежающемуся с воспоминаниями героини, сопутствует постоянное чувство напряжённости. Неторопливо, остро, драматично — Вильнёв верен своему стилю, как и композитор Йоханнссон, нагнетающий беспокойную атмосферу своими тяжёлыми и тревожными аккордами, под стать творящемуся хаосу и панике, охватившим целый мир. «Почему они здесь?», — вопрос, вокруг которого вертится весь сюжет, к чему, собственно, и делает загадочные предпосылки режиссёр по ходу всего действа — превращается то ли в риторический, то ли обретает некий мистический смысл, то ли теряет всякую логику, исходя из того, что человечеству нужна всего лишь мощная встряска для переосмысления жизни. Во всяком случае, как бы банально это ни звучало, Вильнёв заставляет думать не только головой, но и сердцем.
«Прибытие» в какой-то мере даже ломает некоторые штампы жанра сай-фай, ведь главное его достоинство не в визуальном ряде и зрелищных аттракционах, или в шоке ради шока, а в бесконечно интересной и красивой фантасмагории, за которой кроется осмысление всего самого важного, что окружает и объединяет людей. Вильнёв, как и Нолан, представляет время как нечто нелинейное и лежащее за гранью сознания, и, подобно Земекису, делает упор на внутренний эмоциональный мир человека, — Луиза, воплощённая утончённой Эми Адамс, так же как и героиня Джоди Фостер в «Контакте», налаживает с пришельцами не просто связь, но и понимает себя и обретает новый смысл жизни. Трюизмы скрываются везде, и хитрость в их необычайной подаче, что и удаётся Вильнёву, который, вопреки неминуемым параллелям с иными режиссёрами, остаётся самобытен. Земекисовской экспансивности в «Прибытии» поменьше, а нолановский пафос снижен до минимума, отчего картина гармонична во всех отношениях. Вильнёв слишком разный — то мрачный и невозмутимый, то чувствительный и душевный, — он то пытается сохранить здравый рассудок, то пускается в чащу своих фантазий, возвращаясь в итоге к извечной философии жизни, говоря о том, что, какой бы ни была жизнь, не стоит от неё отказываться, ведь это наша история и мы должны её принять, как и искать и находить счастье в любых её мелочах. И те же пришельцы служат в качестве напоминания о человеческих ценностях, о которых мы подчас забываем.
Посмотрел этот фильм еще в год премьеры. Впечатление было, мягко говоря, сильное. Я остался в таком эмоциональном шоке, что несколько часов не мог прийти в обычное состояние. И это у меня еще не было в то время ребенка.
Сейчас у меня уже есть ребенок, и за прошедшие с премьеры фильма семь лет я посмотрел прибытие всего 2 раза, хотя обычно свои любимые фильмы я засматриваю до дыр (некоторые смотрел буквально сотни раз). Всё потому, что я очень НЕ люблю расстраиваться, не люблю плакать в подушку, не люблю сидеть потом и смотреть в одну точку думая о жизни и о судьбе. А после Arrival происходит именно это.
Почему я затронул тему ребенка? Всё просто. Прибытие - это фильм не о пришельцах, как может показаться на первый взгляд. Прибытие - это фильм о родителях и детях. О принятии, о горе, о радости каждому отпущенному моменту, о любви.
Пришельцы здесь просто декорация для основной истории. Трагичной, счастливой, смелой или вовсе глупой (нужно выберите сами) истории Луизы Бэнкс, которая сделала выбор и об этом не стала жалеть или пытаться что-то изменить. И хотя я терпеть не могу когда мою любимую тему об инопланетном вторжении задвигают на второй план, и начинают рассказывать о всех этих неинтересных людях, здесь я остался в полном восторге.
Дени Вильнев собрал вокруг себя кучу талантливых специалистов, которые смогли передать его вИдение и создал по истине шикарное, погружающее, вдохновляющее и заставляющее думать зрелище. Музыка просто рвет душу на части, отличная операторская работа, дизайн пришельцев и космический кораблей великолепен, какой-то просто умопомрачительный монтаж, звук и конечно сценарий. Браво! Просто браво!
Единственное что раздражало, это те самые глупые клишированные сотрудники ЦРУ и руководители военных структур. Хотя, возможно, в реальной ситуации они себя вели бы именно так. Это не то что недостаток фильма, это недостаток правды.
Режиссер Дени Вильнев зарекомендовал себя, как своеобразный рассказчик. Он преподносит нам интригующий фильм «Убийца», тяжелую историю в «Пленницах», атмосферного «Врага». Каждый из этих фильмов имеет достаточно заметный почерк автора. И вот в свет выходит новое творение Вильнева «Прибытие». Это экранизация произведения Тэда Чана «История твоей жизни», которое я прочитал после и которое также интересно, как и сам фильм.
Картина плавно и без особых потрясений течет по прописанному сценарию. Атмосферные длинные планы, сопутствующая, иногда усыпляющая музыка Йохана Йоханнссона, короткие диалоги и только полезные действия при всем этом позволяют насладиться видением фантастического мира, в который нас погружает автор.
Пришельцы спускаются с небес сразу по всему миру, но не атакуют, как мы привыкли видеть в приключенческих блокбастерах. Вместо этого они выжидают и будто бы приглашают людей к знакомству. Но предсказуемый языковой барьер мешает сделать историческую встречу значимой. Тогда на первый план и выходит героиня Эми Адамс. Актриса подарила нам отличного персонажа Луизу Бэнкс своей игрой. Это обычная женщина, что преподает в учебном заведении лингвистику и при этом когда-то работала с военными, что дает ей допуск для попыток установить контакт с инопланетянами. Ее компаньоном становится герой Джереми Реннера Йен Доннелли, что является физиком. Его цель подобная, но он опирается на законы природы, науку, пытаясь описать происходящее с этой точки зрения. А вместе пара старается найти подход к пониманию сложного языка прибывших на Землю.
Мир, что показывает Вильнев, кажется реальным. Вполне предсказуемые действия военных, людей, всего мира. Случился первый контакт с внеземной цивилизацией. И людям неизвестно, каковы цели прибывших. Гости ли они? Или колонизаторы? Если вторые, то почему не атакуют?
Через призму происходящих событий создатели показывают нам историю главной героини, ее тесную связь с дочерью, проблемы с отцом ее ребенка. Все это подается аккуратно, не разрывая нить постепенного повествования. Взрывы эмоций и внутренних переживаний героини Адамс показаны очень грамотно, заставляя зрителя прочувствовать всю боль девушки, открытие, которая она делает, постепенно обучаясь языку пришельцев. И этот дар с ней остается навсегда, дает возможность осознать выбор, что уже был сделан.
Сложно раскрыть свои эмоции после просмотра и не засветив раскрытие сюжета. Я и не буду делать этого, потому что тогда вся картина и ее ощущение внутри зрителя будет сломано. Для каждого данная история будет своей, каждый зритель переживет эту глубокую историю сам, вместе с героями произведения.
Хочу только сказать, что это глубокая и очень эмоциональная история. Каждый в ней увидит нечто прекрасное для себя. Но посыл остается всегда верным и правильным. Нам следует понять для себя, как дороги нам близкие и любимые люди, нужно чаще говорить им об этом, необходимо жить здесь и сейчас, а когда пройдет жизнь, четко понять опять же именно для самих себя, что жизнь с любимыми — это то, что ты готов пережить еще раз и не изменишь своего решения, каким бы не оказался финал истории твоей жизни.
Я никогда не смотрю титры, но тут я сидела, как завороженная, до самого конца, до самых последних кадров, не видя и не читая текст, плывущий мимо моих глаз, а просто слушая и слушая музыку, которая шла бэкграундом на фоне бесконечных титров. Вильнёв, наверное, специально поместил ТАКУЮ музыку в конце фильма, потому что мне, потрясённой увиденным, нужно было время для переосмысливания и понимания того, что раскрылось только на последних кадрах фильма.
Прибытие – это фильм не о пришельцах, а о нас. О том, какие мы в минуту непонятного, странного и потому потенциально опасного. О том, как драгоценно доверие, и о том насколько оно хрупко и как его легко потерять. Весь фильм создаётся впечатление, что мы смотрим и наблюдаем за непонятными чудищами за стеклом, которые выглядят не так, общаются не так, и пишут не так, как мы – люди – гуманоиды. Но, как оказалось, - это они наблюдали за нами нашими же глазами. Это они показывали нам себя самих, - когда страны и сообщества, живущие на одной планете, могут стать инопланетянами друг для друга, и более далекими, чем пришельцы с иных миров.
Этот фильм можно понимать на нескольких уровнях, потому что там много пластов, ассоциаций и ссылок на те или иные мысли. И один из пластов, который меня тронул, это мысль о языке. О том, как язык может влиять на мышление и не только. Язык может быть совершенно иным, как нелинейный язык гептаподов. Но даже если взять взять любой иностранный язык, который несёт в себе культуру, традиции, обычаи, нюансы, музыку, танцы, еду, литературу, юмор, искусство, то это же целые миры, живущие на одной планете Земля. И знание этих языков открывает бесконечные миры.
Это научно-фантастическая драма, которая умело сочетает в себе мистические элементы с научной точностью и глубокой философией. Режиссер Дени Вильнев, уже заполучивший достаточный кредит доверия и даже авторитет среди зрителей, умело передал атмосферу загадочности и тайны, которая царит в фильме, создавая напряжение и удерживая зрителя внимательным до самого конца.
Основная идея фильма – это попытка понять другие формы жизни и расширить наше сознание, на примере общения с пришельцами из космоса. Эта тема, пожалуй, одна из самых сложных и актуальных для современной науки и философии, и фильм «Прибытие» поднимает ее на новый уровень.
Главная героиня Луиза – лингвист, которую рекрутирует государство расшифровать язык пришельцев. Ее исследования, попытки понять язык существ, которые могут мыслить и выражать себя совершенно по-другому, увлекательны и захватывающи. Она сталкивается с множеством трудностей и препятствий, но при этом не теряет надежды и верит в то, что общение с пришельцами может принести пользу и новые знания.
Это не просто научно-фантастический блокбастер, это глубокий и интеллектуальный фильм, который задает важные вопросы и является поводом для глубоких размышлений у зрителя. Актерский состав, включая Эми Адамс и Джереми Реннера, справляется со своими ролями на отлично, а музыка Макса Рихтера завораживает с первых же минут и погружает нас в происходящее каждой клеткой головного мозга.
Вообще, работа Дени Вильнева - это фильм, который затрагивает глубинные темы и заставляет задуматься о нашем месте во Вселенной и о том, как мы можем расширить наше сознание, чтобы понять другие формы жизни. Он сложный по своему наполнению, но к финалу нас ожидает содержательное объяснение всему, от которого вы точно должны остаться в полном восторге. Один из любимейших фильмов в моей копилке, к которому я могу возвращаться снова и снова, и это мне никогда не надоест.
Именно в тот день началась История твоей жизни... (с)
Max Richter – On the Nature of Daylight
Что происходит, когда вроде бы незначительные детали или даже изначально разрозненные фрагменты постепенно - шаг за шагом, звук за звуком, камень за камнем, слово за словом - находят точки соприкосновения и любые пути к построению чего-то более сложного, крепкого и важного? Между мужчиной и женщиной рождается любовь. У композитора появляется симфония. У поэта выходит поэма. Далее каждое создание обязательно будет преисполнено удовольствием, радостью и счастьем. Или грустью, безразличием и горем. Вселенная настолько огромная, что хочется верить: ничего в нашей жизни не происходит просто так.
Сотнями примеров доказано, что человеческое существо может всё, для него нет чего-то невозможного. А если невозможное вдруг горой нависает над ним, то каждый терпеливый Давид способен воспользоваться временем и умом, чтобы разрушить Голиафа. 'Прибытие' Дени Вильнёва бесподобно балансирует на грани научно-фантастического зрелища и прекрасной драмы. До конца фильма толком не осознаешь, что же происходит с героиней Эми Адамс - Луизой Бэнкс. Каким образом она сумела понять сообщения инопланетян? Почему ей то снятся странные сны, то приходят ясные видения? Как женщина оказывается человеком, понимающим Их?
В фильме задается очень хороший вопрос: если бы ты знал о своей жизни от начала и до конца, что бы ты сделал? Грамотно выстроенный сюжет не позволяет зрителю заблудиться почём зря. Вся эта мировая истерия и нешуточная паника оказываются лишь фоном для краеугольной идеи. Даже межгалактические гости не играют главную роль, поскольку они - это единственно подходящий ключ к замку двери, за которой находится нечто более приземленное, нежели космическое. Помните первое предложение первого абзаца? Жизнь лингвиста Луизы Бэнкс не из самых легких, но она готова жить, помнить, знать и любить. И как здесь не проникнуться всем этим?
У меня нет ни одного предположения о том, как создает свою музыку Йохан Йоханссон и как он вообще подбирает необходимые композиции. Да это и не важно, поскольку ЭТА музыка творит нечто невообразимое. Без ЭТОЙ музыки творение Дени Вильнёва определенно потеряло бы всю симпатию к нему. Естественно, дело касается ещё и Макса Рихтера, название композиции которого я специально указал в самом начале. Поверьте, струнные звуки рассказывают об истории очень многое, стоит лишь проникнуться ими. И обратите внимание на понятие времени. В первом кадре и далее оно течёт, как река. Но внутри корабля оно выглядит застывшей картиной.
'Фильм 'Прибытие' лишь немного рассказывает о языке и о том, как точно анализировать другой язык. Он больше об интуиции и коммуникации, основанной на интуиции. О языке интуиции. То же самое, что происходит и в моей работе. Когда я снимаю на английском языке, я не вижу большой разницы во взаимопонимании с командой или актёрами. Когда я работаю на английском или французском, звучание языков разное, но вне этой звучания, где-то в глубине, разные языки становятся одинаковыми'.Дени Вильнёв. С этим не поспоришь. Фильм именно об этом и рассказывает. Зачастую слова и не нужны, требуется лишь прислушаться и поймешь.
Если, включив телевизор, человек наткнётся на новости о загадочных космических кораблях, прибывших на Землю, то в его воображении разыграются до боли знакомые картины. Ведь так и начинается вторжение, верно? Однако, существует и другой популярный сценарий: быть может, пришельцы пришли к нам с миром. «Прибытие» - территория неопределённости. Инопланетная раса посетила Землю – это настоящее событие, но на контакт потенциальные благодетели идут вяло. Военные считают чужаков реальной угрозой и на это у них есть свои основания: если это мирная миссия, зачем для первого контакта гостям из космоса понадобилось сразу 12 кораблей? Удивительно ещё и то, что их гигантские средства передвижения зависли в случайных точках мира. Сами пришельцы при этом не выдвигают никаких требований. На вопросы о цели визита существа отвечают невнятным стрекотанием. Человечеству неуютно себя ощущать в роли кота Шрёдингера, поэтому правительства, чтобы внести хоть какую-то ясность в происходящее, приглашают в зону высадки выдающихся учёных, в число которых попадает Луиза Бэнкс. Её главная цель – попытаться найти с пришельцами общий язык.
Канадский режиссёр, приобретающий с каждым новым проектом всё больший вес в индустрии, давно мечтал поработать в жанре научной фантастики. Плоды наших трудов всегда растут в цене, когда мы подходим к работе с нескрываемым энтузиазмом. Критики сходятся во мнении, что Вильнёву удалось показать себя состоявшимся мастером. «Прибытие» поражает зрелостью решений. Этот фильм совершенно не похож на типичную клюкву, которую можно ожидать при подобной сюжетной завязке. Кино получилось сдержанным, даже немного меланхоличным. Сцены с изображением инопланетных кораблей и первый непосредственный контакт не имеют ничего общего со сказочностью знаменитых подростковых хитов Стивена Спилберга. Они полны тихого липкого страха перед неизведанным, такого страха, который люди усиленно скрывают от окружающих, пряча дрожащие руки. Анализируя ощущения такого рода, можно прийти к выводу, что многие вещи и действия, пугающие нас, объединяет нечто фундаментальное, нечто незыблемое. Дэни Вильнёв намекает на это ещё до появления инопланетян, знакомя зрителя с главной героиней, переживающей тяжёлую утрату – потерю совсем ещё юной дочери. История изучения языка инопланетян и семейная драма развиваются параллельно, не пересекаясь до самого финала. Зритель не понимает значения этих врезок, невероятно похожих при первом рассмотрении на монтажный хаос последних фильмов Терренса Малика, но, конечно, улавливает общее настроение двух сюжетов и некий скрытый объединяющий мотив. Первоисточник, рассказа Тэда Чана «История твоей жизни», устроен схожим образом. Стерильный текст имеет два начала: строгая аскетичная научная фантастика и немного сентиментальная семейная драма. Обе составляющих – неотъемлемые элементы единой структуры. Однако, Эрик Хайссерер, сценарист «Прибытия», не только сместил акценты, но и привнёс интригу, запланированный катарсис. Так фильм стал чуть больше похож на произведение искусства, но ключевую роль здесь сыграл, конечно, режиссёр. Минималистичный дизайн пришельцев, космического корабля и языковых символов, неброская электронная музыка, звук (обратите внимание на моменты тишины!), операторская работа, эксплуатирующая малую глубину резкости, способствуют восприятию «Прибытия» как арт-объекта. Кроме того, Эми Адамс, создавшая трогательный образ женщины-учёного, позволяет назвать фильм полноценной драмой. Возможно, именно эта актёрская работа принесёт пятикратной номинантке на Оскар долгожданную статуэтку?
Очевидно, что в декабре-январе «Arrival» попадёт во множество списков лучших фильмов года. Вместе с тем ясно, что создателям научно-фантастической драмы не избежать кассового провала. Многие люди стали жертвой популярного заблуждения, будто фантастика – это удел подростков, а умеренный темп повествования, видимая интеллектуальная глубина и претензии на искусство вводят их в замешательство. Потенциальный зритель не знает, чего ждать от подобного опыта, а потому избегает его, отдавая предпочтение чему-то знакомому и заведомо понятному. Есть и некоторые объективные причины, не позволяющие причислить Дени Вильнёва к лику святых. Режиссёр был вынужден пойти на множество компромиссов. За экранизацию рассказа о том, что язык определяет мышление можно безбоязненно браться с околонулевым бюджетом. При хорошем стечении обстоятельств всегда есть шанс выстрелить на Санденс. Ну, а если за спиной стоят продюсеры, указывающие на то, что какие-то важные концептуальные элементы могут вызвать у широкой аудитории сложности с пониманием, шедевру родиться попросту не суждено. Сценарист вынужден вносить необязательные упрощения в скрипт, чтобы разрешить конфликт, не оставляя вопросов, подвешенных в воздухе. Стройной картины мира, однако, не складывается. Некоторые мозголомные философские идеи изложены настолько схематично, что выглядят ляпами. Например, сложно понять, что вообще происходит в финале, так как в фильме почему-то опущены подробности, явно указывающие на то, что мир «Прибытия» существует в рамках строгого детерминизма. Кроме того, самые «сомнительные» эпизоды фильма прямо связаны с критикой физикалистского редукционизма, то есть мы в принципе не можем понять, как работает сознание живых существ, чьё восприятие мира радикально отличается от нашего. И этому крайне важному аспекту посвящена ровно одна короткая фраза, которой вряд ли кто-то придаст значение.
В завершении можно сказать, что за ремейк «Бегущего по лезвию» можно быть спокойным. Классика киберпанка в надёжных руках, остаётся только надеяться на то, что сценаристы смогут выдавить из себя нечто удобоваримое. Канадец принадлежит к вымирающему типу мэйнстримных режиссёров: Вильнёв, как выяснилось, обладает не только хорошим вкусом и умением снимать, но и желанием создавать интеллектуальные жанровые фильмы.
Рассуждение о философских особенностях сюжета «Прибытия» убираю в первый комментарий. Сразу хочу сказать, что изложенные мной ниже факты и предположения не являются каким-то заведомо верным и точным объяснением сложных эпизодов в фильме. Любые уточнения и контраргументы приветствуются. Кроме того, отмечу, что способность к описанию относительно широко известных философских идей не делает меня приверженцем этих концепций. Просто они хорошо стыкуются с сюжетом «Прибытия» и рассказа-первоисточника.
Прибытие - это один из тех фильмов, отношение к которым у меня меняется со временем. Помнится вскоре после просмотра впечатление у меня сложилось неплохое, но не слишком восхищенное. Не возвращалась к нему лет 5-6, только недавно пару раз попадался на глаза по тв. И тогда я уже другими глазами на него взглянула.
Это история об инопланетном вторжении. Хотя вторжением это не назовешь: 12 кораблей в форме ракушек появляются в различных точках планеты, но никто не покидает их, никто не предъявляет требований или демонстрирует силу. Но все же это нервирует как обычных людей, так и правительство, которые поручают военным разобраться что к чему. Их задача установить контакт с пришельцами - для этого они привлекают лингвистку Луизу Бэнкс и физика Иена Доннелли. Их задача - понять язык пришельцев, наладить с ними общение и задать главный вопрос: Какова их цель на Земле?
Пришествие инопланетян на нашу планету - довольно популярная тема в научной фантастике. Не сосчитать, сколько книг, комиксов, фильмов и сериалов есть на эту тему. И чаще всего это пришествие носит враждебный характер, которое в итоге перетекает в масштабное противостояние, мировую войну и, иногда в постапокалиптических сюжетах, порабощение. Но сюжет рассказа Тэда Чана, который и лег в основу сценария Прибытия, рассказывает о самом необычном инопланетном пришествии - когда пришельцы прибывают на Землю, но вроде бы не с целью завоеваний или порабощений. Даже не совсем понятно с какой именно целью. Поэтому важнейшей задачей героев картины является установление с ними контакта - понять, как общаются пришельцы, узнать их язык и, как выяснилось дальше, письменность, после чего можно будет задавать вопросы о цели их прибытия. И при этом, не поддаваться массовой панике и истерии, когда половина людей в ужасе от происходящего, а вторая половина на пути того, чтобы разбомбить ко всем чертям эти корабли пришельцев. Помимо фантастической составляющей фильм несет и научную (интересно наблюдать как налаживаются отношения с новым видом разумной жизни), и этическо-социальную: ведь это очень непросто сохранять ясность ума и мыслить трезво, когда другие готовы на радикальные и разрушительные действия, которые могут повлечь за собой необратимые последствия...
Кого вы представляете, когда слышите слово пришелец? Обилие научно-фантастических фильмов-сериалов-комиксов дают нам огромный простор фантазии, представляя нам самые различные виды внеземной жизни. И все же инопланетяне Прибытия - гептоподы - наверное самые необычные из всех. Гиганты-головоногие с семью конечностями, которые также используются для письменного общения, хоть и выглядят внушительно и устрашающе, но оказываются намного умнее и проницательнее, чем можно себе вообразить. Наверное это одна из немногих фантастических внеземных рас, в реальное существование которых хочется верить. Эффект усиливается и благодаря необычному саундтреку исландского композитора Йохана Йоханнссона.
Актерский состав подобран очень мощный: от игры Эми Адамс у меня всегда остаются только положительные эмоции. Ее героиня - лингвистка Луиза Бэнкс, которую привлекают как основного специалиста в налаживании контакта с гептоподами, которое с нарастанием напряжения в мировой политике постепенно приобретает все более важное значение. Ведь теперь Луизе нужно не только понять цель прибытия пришельцев, но и как можно точнее интерпретировать это для военных, которые готовы в любой момент развязать вооруженный конфликт. Казалось бы, по силам ли такое обычной девушке, которую еще терзают необычные воспоминания? Результат нас удивит. Ее спутник и напарник в этой непростой миссии - физик Иэн Доннелли, которого играет Джереми Реннер. Им движет научный интерес к внеземной жизни, потому Иэн полностью доверяет и поддерживает Луизу, стремясь узнать и понять все в этой необычайной ситуации. Хорош здесь и Форест Уитакер - полковник Вебер, на первый взгляд кажется типичным солдафоном, которому важна только миссия, но он прислушивается к мнению ученых и сам все же больше хочет мирного разрешения ситуации.
Прибытие - необычный и завораживающий фильм Дени Вильнева. Не сразу я его оценила, но пересматривая его недавно я поняла, насколько правильным было решение выбрать его на роль режиссера новой Дюны. Уже за такой подход к научной фантастике - которая выглядит невероятно реалистично - он заслуживает нашего признания. А Прибытие для меня является одним из эталонных фильмов этого жанра.