К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм потрясающий.

Тонкая и едкая сатира на восприятие западом русской литературы, на американские реалии 1975-ого + Вуди Аллен ни раз и ни два 'прокатится' по Толстому, Достоевскому, русской философии в целом и прочему.

Остоумнейшие диалоги перемежаются с казусными ситуациями, и интермедиями в духе таких классиков комедий как Бастер Китон и братья Маркс.

Правда, сочетание интеллигентного юмора с до неприличия пошлыми шуточками про педофилию и оральный секс (дает о себе знать ненависть еврейского мальчика ко всему ортодоксальному), иногда коробит, на автомате всплывает улыбка, но уже недоуменная. Хотя стоит простить Аллена, шутки идут со скоростью 'одна хохма в секунду'. Пара Аллен-Китон играют просто изумительно, идеальный актерский ансамбль, такие комичные гримасы, которые воспроизводила Китон, невозможно забыть. Ровно как нельзя забыть и бессмысленные философские диалоги главных героев о «субъективности бытия» и просто комические приемы, например, с ускорением времени в стиле Бенни Хилла

Наверное, это одна из лучших комедий Аллена так называемого «дурацкого периода», когда бывший стендапщик писал искрометные диалоги и репризы, еще не стараясь передать зрителю ничего серьезного. Смешнее 'Любви и смерти' на этом периоде будут разве что 'Бананы'.

Фильм являет собой стеб над всем, причем стеб очень динамичный и остроумный, не в пример, современным пародиям в духе «Очень страшного кино» и компании. Стеб над русской литературой, над растиражированными штампами о России, (не хватает разве что традиционных медведей и водки), при этом стеб достаточно милый, и русскому человеку не обидный.

Особое удовольствие доставляет сцена, где герои за две минуты в диалоге перечислили практически все известные романы Достоевского, а также эпизод прохождения главным героем военной учебы: сцена с чернокожим сержантом русской армии пародирует множество американских фильмов про войну.

Замечу, что фильм лучше смотреть с субтитрами, поскольку многие шутки в русском варианте смазываются или совсем пропадают.

Итог: иронизировать так, как делает это Вуди Аллен, пожалуй невозможно. +заставляет уважать русскую литературу. Для своего времени и для своего жанра очень стильно, умно и со вкусом, хотя местами и пошловато:

9 из 10

02 июня 2013 | 21:23
  • тип рецензии:

- Я любил тебя с самого детства, всю жизнь.
- Почему ты раньше мне не сказал?
- А это бы что-то изменило?
- Конечно, НЕТ!

НЕ могу сказать, что я это рекомендую. Точнее, я это рекомендую, но не всем! А только тем, кто любит тонкий английский юмор на русско-еврейской почве с экзистенциальной приправой. Смотреть можно, делать выводы можно и смеяться не то что можно, даже нужно. Если вы ждёте отражение загадочной русской души, то здесь вы её не найдёте. От русского здесь только названия, имена (Грушенко - да уж истинно русская фамилия, это для тех украинцев, которые считают, что они не русские, конечно, нет, они истинно русские), да и то с еврейской приправой (-Борис, а у вас есть локон своей любимой. - Нет. - А её мужа? - Я на такое не способен!; -А что принимает Соня? - Любовников!). В общем, кроме аллюзий на тему 'Записок сумасшедшего' Феденьки ДостОевского, вас ничего не ждёт. И здесь действительно всё в лучших традициях. Эта ирония над эклектичностью нашей жизни. Русский домик на ладошке, где на стенах висят одновременно и иконы и картины, а католический батюшка провозглашает, что нет ничего лучше блондинок двенадцати лет, а ещё лучше две блондинки. И тогда жисть покажется вам осмысленной. Иными словами, весь фильм одна сплошная ирония по поводу потуг человека обрести смысЕл жисти, смысЕл мироздания. Причем все это на фоне выгодной экономической политики по воспитанию потребителя, где люди стяжают не любовь и чувства, а потребительство, причем даже не вещей, а идей, чувств и людей. Все эти философские разглагольствования героев не просто бред, это смешной бред, напоминающий нам смеющуюся юную деву, которая глядя на древнего философа не понимает, как же это он может увидеть на небе звезды, если он не видит, что у него лужа под ногами. Можно, конечно, и псевдо_наполеона убить, но в нём и в реальном-то не так уж много смысла, а смерть-то она того... уже ходит за окнами. И сколько ей не тверди 'не хочу жениться, хочу разводиться', она рано или поздно придет именно за вами, посеять новые семена для размышлений других людей и что вы сможете ей предложить, кроме 'пакетиков чая с целью пройтись по вашим эрогенным зонам' или 'политическое убийство' кого-то значимого?

Но так или иначе режиссёр всё же даёт нам некоторый ответ: финал фильма представляет нам танцующего со смертью на природе героя. Иными словами: вся жизнь театр, а люди в нём актёры. Иррациональное - часть нашей жизни. Карнавал, где все равны, все играют по одним и тем же правилам. А карнавал - это всегда творчество, и пусть хотя бы в нашем сознании мы проживем какую-то творческую жизнь на фоне всеобщей бессмысленности серьёзного. Иными словами, творить это не обязательно снимать картины, писать поэмы, создавать изображения, это ещё и искусство жить, интересоваться самой жизнью, переосмысливать её и вносить в каждый свой день радость, ЮМОР! Давайте будем менее серьёзными, господа! Ведь, как говорил герой другого фильма: 'Серьёзное выражение лица - это самое страшное выражение лица. Именно с таким лицом совершаются самые ужасные вещи на свете!'.

03 марта 2018 | 21:56
  • тип рецензии:

И кстати, не единственный стереотип, прижившийся и разросшийся на благодатной американской почве.

Взять вот хоть нашу русскую классику. Что у нас там? Монологи, полные глубоких размышлений и душе, о вечности, о поэзии. Любовь, храбрость, безрассудство, смерть на поле боя.

Ой, да чего только там нет, думают американцы. Ну кто-то думает, а кто-то и фильмы снимает.

Можно воспринимать это как насмешку над нашей культурой и литературой в частности.

А можно просто попытаться понять, как видят нас со стороны. Полезно, между прочим.

Спасибо Вуди за то, что сделал этакую солянку сборную, 'волшебный горшочек', в котором (если приглядеться) можно увидеть много смешного и интересного про нас.

26 февраля 2012 | 00:00
  • тип рецензии:

Не считая 'Что случилось, тигровая лилия?' (а её всё же лучше не считать), это пятый фильм Вуди Аллена. А учитывая, что после него пойдут далеко не пародийные 'Энни Холл', 'Интерьеры', 'Манхэттен' и др., вполне можно считать, что 'Любовь и смерть' закрывает первый этап в творчестве этого более чем плодовитого человека-оркестра.

За первые пять лет своей режиссёрской карьеры Вуди Аллен иногда удачно, а иногда не очень пародировал криминальные драмы, политические байопики, всевозможные формы, которые принимают мелодрамы (от бытовых до исторических), и даже масштабные фантастические антиутопии. А для завершения пародийного этапа творчества на мажорной ноте понадобилось привлечение совсем уж серьёзной артиллерии - романа Льва Толстого 'Война и мир' (а также остальной русской литературы XIX века, прежде всего, Достоевского) и фильма Ингмара Бергмана 'Седьмая печать' (а также остального его творчества, прежде всего, 'Персоны').

Исходя из результата, могу уверенно сказать, что 'Любовь и смерть' - не просто лучший фильм раннего Аллена, но и один из лучших во всей его фильмографии. Это, как я считаю, стало возможным благодаря удачному соединению тонкого, насыщенного многими иносказательными намёками, юмора с обыгрыванием вполне серьёзных тем и мотивов, талантливо припорошенных остроумной иронией, едким сарказмом и почитаемым Алленом психоанализом, столь уморительно контрастирующим с реалиями начала ХIX века.

Больше всего в этом фильме меня забавляет, что к практически любому действию (даже вполне бытовому) у Аллена (и как исполнителя роли Бориса Грушенко, и как сценариста) припасена масса философско-культурологических комментариев, из-за чего в некоторых моментах складывается впечатление, что сам фильм уже закончился, а теперь тебе выпала редкая удача послушать в режиме прямого эфира подробные объяснения от самого режиссёра, что для него значит та или иная фраза, и как они снимали ту или иную сцену (например, эпизод, где Борис пытается объяснить, почему не хочет ехать в Австрию на войну; сцена, когда молодожёны спорят, надо убивать Наполеона или пусть живёт, и многие-многие другие).

Ещё одним весомым плюсом данного фильма я считаю похвальную трезвость суждений Вуди Аллена. Прекрасно раскрыты (как прямо, так и косвенно - методом от противного) такие важные черты характера, как рассудительность и здравомыслие. Подобное решение выглядит особенно забавным на фоне отображённых в картине исторических событий, осмыслить которые с позиций этих самых рассудительности и здравомыслия весьма нелегко.

Именно такой вот жгучий коктейль из серьёзной тематики и чёрного юмора приводит к тому, что персонажи и события данного фильма перестают быть привязанными к конкретной пространственно-временной сетке, а обретают универсальные вневременные очертания: дворянин из российской глубинки начала XIX века вполне может быть по совместительству и нью-йоркским комедиантом конца ХХ-го, Наполеон вместе со своим двойником оказывается вовсе не Наполеоном вместе со своим двойником, а самым настоящим мистером Стриклендом вместе со своими предками из трилогии 'Назад в будущее', ну а расстрелянный идеалист, танцующий в эпилоге вместе со Смертью, очень сильно похож на Тома Бомбадила из 'Властелина Колец' Толкина, который, как известно, бессмертен.

8 из 10

27 мая 2017 | 23:08
  • тип рецензии:

Начну с того, что большому количеству людей этот фильм не понравится. К моей величайшей радости, я к этому числу не отношусь.

Вуди Аллен написал сценарий и снял прекрасную сатирическую комедию, высмеивающую все те стереотипы жителей США о нашей великой и могучей матушке-Родине, которые нас безумно раздражают, совмещая юмор с жизненными мировоззрениями самого Вуди.

Фильм смотрится на одном дыхании и с самого начала вызывает улыбку на лице. Огромное количество интересных мыслей, которые можно взять на заметку и поразмышлять на досуге. Особенно оценят этот фильм поклонники творчества Аллена. Никто не смог бы так завуалировать тему смерти, чтобы она не была тяжелой, кроме как маэстро Вуди Аллен.

Браво!

8 из 10

Смотрите хорошее и качественное кино.

22 сентября 2010 | 19:58
  • тип рецензии:

Большое кино! Большая пародия, или, если угодно, пародия в полном смысле этого слова.

Главным героем картины является мещанин Борис (Вуди Ален) которому предстоит вступить в бой с Наполеоном.

Действия фильма - пародия на толстовскую 'Войну и мир' - сначала мир, потом война, затем снова мир и, наконец, опять война.

Вуди Ален доводит сюжет до гротеска и, это, быть может, является и его подушкой безопасности, мол прости глупая шутка, но вместе с тем, возможно и единственным для него способом рассказать о великорусской тоске.

Диалоги крутятся вокруг последний вопросов, потому что эпическое произведение, рожденные в России не может говорить о чем-то меньше, чем о Б-ге, справедливости, объективности или релятивности морали, ценности жизни, 'Тварь дрожащая или право имею', и не случайно звучит карамазовский рефрен 'Если Б-га нет, то все дозволено'.

Размышление о личности и праве лишить жизни другого во имя высокой цели и тут уже Борис меряет на себя маску Раскольникова, комедийную, но весьма тонкую.

Ну а классический сюжет хоть любого русского классического литературного произведения 19 века, выраженный словами Дона Аминадо (А. П. Шполянского)

'Начинается все с того, вечного рокового, что она любит одного и в тоже время другого

А этот самый один изводится от сомнений брюнет он или блондин, беспуство он или гений...'

И персонажАлена, как нельзя лучше попадает в образ классического героя 19 века и является собой пародию на Печорина или Онегина взятых скопом и помноженных на господствующий в то время сартровский экзистенциализм. Женские образы вечно изнемогающие от необходимости жить с одним и любить другого.

Ну и конечно великолепная серия отсылок к бергмановской 'Седьмой печати' и финал, рифмующийся со всем повествованием.

20 июня 2012 | 22:05
  • тип рецензии:

В этом фильме уместная искренняя ирония в сочетании с впечатляющими элементами абсурда образуют фантастический симбиоз и четко указывают на высокий качественный уровень. Аллен использует массу комических приемов: ирония, сарказм, гротеск, анахронизмы, и создает неповторимые комбинации. Беря за основу типичность, доводит до абсурда, но результат поражает. Абсурдом пропитано все - что разговор, состоящий из обращений к романам Достоевскому после неудачного покушения на Наполеона, что поведение матушки, вместе с выпеканием блинов с использованием чертежей. Музыка также задействована для этой цели - чего стоит торжествующая симфония Прокофьева на поле сражения или веселые пляски напару со Смертью в финале. Выразительная мимика героев, особенно самого Аллена неописуема.

Ирония над русским эпосом и его экранизациями отмечает излишний пафос, любовь к словесной игре, к внутренним монологам, экзистенциальные вопросы и их решения, особое внимание же обращено к вопросу о существовании Бога. Герой на протяжении всего фильма просит Бога подать знак и говорит о неверии, и воспаряет духом, когда в камере появляется тень ангела, сообщающего, что казни не будет. Потом уже умершим он появляется перед женой вместе со смертью и заявляет, что его околпачили. Смерть тоже является полноправным персонажем, периодически являясь, при этом она и чувством юмора обладает, что в рамках абсурдной комедии не удивляет.

Включены в сюжет и многочисленные аллюзии, в том числе и к Бергману, тоже помещенные в иррациональный контекст, но они не говорят об отсутствии авторской режиссуры, иначе в этом можно было бы обвинить всех режиссеров, использующих отсылки. Стенд-ап, да, но здесь он вполне гармонично ощущается. Все многочисленные разнообразные приемы, использованные в фильме, делают его хороший комедией, где чувствуется вкус и талант создателя.

31 января 2012 | 16:04
  • тип рецензии:

Это уморительно, правда уморительно.

Вполне мог бы быть почти что полуторачасовой стендап с переодеваниями где-то в Вест-Сайде для начитанной публики, мнящей себя поклонниками мировой литературы. Вполне возможно им и был. Но масштаб затеи и любовь к вдохновляющим первоисточникам занес Аллена куда-то в восточную Европу (мимо, но это поймем только мы) для съемок полнометражного фильма.

Перемещаем ироничного и умного еврейского комика с его рассуждениями относительно отношений и секса в некий абстрактный мир золотого века русской литературы и вуаля, чем не уникальная идея, сеттинг? Так и есть.

Не хочется придираться, и не нужно. Аллен явно ценит по достоинству как первоисточники, так и оскароносный фильм Бондарчука.

В итоге, расслабившись, мы наслаждаемся одним из лучших пародийных фильмов в истории.

29 августа 2021 | 23:04
  • тип рецензии:

Прочесывая сосновый лес в поисках пушкинских золотых орешков, камердинер Вуди Аллен заработал себе здоровую шишку на лбу и испачкал руки смолой. В общем, путь чрез Россию был тернист и сложен, но неунывающий режиссер был уверен, что он все преодолеет да еще и приплясывать будет по дороге. Короче говоря, американец бросил вызов сибирским климатическим условиям, кавказской горной среде и байкальским глубинам... Но принимать его угрозы никто не собрался, кроме одного барина в тканной рубахе, с большим литературным наследием за спиной. Противостояние должно было пройти в форме дуэли - с разными последствиями для каждого. Дуэлянты встретились рано утром на холме. Первым стрелялся барин. И попал заокеанскому Вуди в сердце. Подойдя к умирающему, русский богач спросил его: 'За что же ты погиб, драный пес?'. Постановщик, изобразив улыбку, ответил: 'За любовь погиб. .. любовь ради смерти'.

Так за что же-таки пал иностранный кинематографист, так и не обойдя всю могучую евразийскую державу? Наверное, не за любовь, как он выразился перед своим оппонентом, известным баталистом из Ясной Поляны - Львом Толстым. Тульский граф только рассмеялся иностранцу в лицо за то, что он так скупо распрощался с жизнью. Возможно, так бы рассмеялись и все русские после просмотра антивоенной фарсовой комедии 'Любовь и смерть', потому как, действительно, смех здесь был очень нужным компонентом. С такой бурлескной позицией драматург Аллен не подходил еще ни к одной чужой культуре: он бы даже не позволил себе таких невежественных выражений в отношении к другим народам. Но, видимо, имперская Россия стала излюбленным полем пародийных гастролей голливудской корпорации. Своеобразной нейтральной территорией для закрытых встреч!

Борис Дмитриевич (Вуди Аллен) не любил деревенских забав и дворянских приемов. Но больше всего ему не нравились резкие наступления вражеских государств. С самого детства, крестьянский сын бегал за просветителями в белых халатах и принимал их за ангелов, которые рассказывали ему о религии. Теперь же, будучи взрослым пареньком, он говорит о том же со своей кузиной Соней (Дайан Китон), которая пришлась ему по душе. Получив ненавистную повестку на фронт - воевать с наполеоновской армией, - Борис плюнул на все и уже готов был встретиться с безликим палачом. Но перед тем, ему пришлось подумать - ради чего он живет на белом свете. .. и потом только падать обезглавленным.

Обойтись без наступления нельзя было никак. Именно так герой Вуди Аллена действовал во имя своего 'актерского' происхождения - наступал и придавливал, превращая своих жертв в фарш. Только делал он это не с помощью огнестрельного или холодного оружия, а с вынужденной психологической атакой. Хоть и атаковать ему пришлось несколько слабо и слишком поздно, но удар все равно выходил впечатляющим.

Все-таки, как бы артист не старался, но Аллен изображал из себя профессора, которому плевать на все, даже на женщин. И как бы он вновь не пытался чего-нибудь сыскать в литературных приемах и таинствах Святого Письма, умника ему состроить очень даже удалось. Но эта умственность работает только один раз, и только лишь в этой картине, а не во всех остальных.

С персонажем Дайан Китон все обстоит гораздо проще: умение строить глазки и заигрывать с мужчинами ее выручают. Милая Соня имела связи, как с дураками, так и с разумными людьми, и для тех и для других, она являлась своеобразной подушкой, которая принимала разную форму и положение. Но когда речь зашла о чувствах, она сложилась в софу, которая готова утешить и согреть сидящего...

Эти ранние появления в фильмах Вуди для Китон сказались началом 'белой полосы' в карьере, но эта 'полоса' будет проходить витиевато и с небольшими заскоками, поскольку ее будущим персонажам предстоит испытать себя в разных идиотских ситуациях. Пока же, Дайан выступает 'маленькой идиоткой', которая еще совсем не подозревает, кем она окажется в грядущих алленовских комедиях.

Не успев выстрелить в спину русской истории и культуре, Аллену пришлось немного помешкать с выбором пули. Показав ту 'великую отечественную' начала XIX века, которая оставила без ног и без рук целые отряды, режиссер подсолил ее чаплинскими специями и маскарадной пылью. Надеясь обрисовать толстовскую тематику, он вычертил лишь ее подобие, извергающие неловкие фразы в стиле комиксов. Так бы можно было и назвать данную картину - сплошной адаптированный комикс с изобилием метких избалованных шуточек, категорических запретов и костюмных вечеринок. Комикс, где сюжет обескуражен и оголен до предела, с которого нечего перенять и к нечему нельзя приплести. Комикс, который обсыпает поп-корном, прячется в сарае, устраняет злых руководителей и ведет за руку по аллее в рай. Только такой пулей он и смог совершить решающий выстрел!

Вуди Аллен давно уже составляет такие комиксы, просто каждый раз на экране все выглядит совершенно по-другому. В теперешнем случае, ситуация отыгрывается лишь в багровых и светлых красках, а сам текст произносится в театральной обстановке. Композиция, в таком случае, нарушается, и сама изюминка фильма не выглядит уж столь прекрасной. И как бы киноработу 'Любовь и смерть' не смели задобрить похвалой о комической новизне, вопиющей идиллии и взрывном шуме, просторечной общительности, искалеченной морали и разбитой романтике, но блистательной ее назвать никак нельзя. 'Уморительно' больше подходит, но никак не по-другому, что гласило бы о режиссерском успехе.

Похоже, для американца 'любовь и смерть' - это две ошибки, которые нельзя исправить, и она постоянно будут пребывать в твоем кармане. Но карман-то, иногда и может порваться!

С громким предложением 'пойти на француза' Аллен не справился, а только прошептал на ухо, стукнув по голове по статуэткой 'не хотите на француза, а?'. И стукнул он по голове не Достоевскому с Толстым, а всей России. Хорошо, что до покушения хоть не дошло!

9 из 10

31 августа 2014 | 20:29
  • тип рецензии:

Пожалуй, это самая смешная комедия в истории кинематографа.

Вуди Аллен создал великолепную и гениальную комедию, которая очень грамотно, порой колко, но одновременно с этим и умно высмеивает российскую культуру. Причем делает это в совершенно не обидном стиле для российского зрителя.

Здесь нет какой-то вычурности, каждая шутка понятна и к месту. Я не любитель так называемого 'сортирного' юмора в кино, в этом фильме же довольно немало шуток 'ниже пояса'. Тем не менее, Вуди сумел сочинить их такими, что даже не успеваешь подумать о пошлости, потому что в эти моменты улыбка сама собой появляется на лице.

Весь фильм держится на актерском дуэте Аллен - Китон, и эта великолепная парочка превосходно справляется, играя персонажей, которым хочется верить и над которыми невозможно не засмеяться. Впрочем, и другие актеры, множество из которых совершенно неизвестны, в общую картину отлично вписываются.

Отдельного упоминания достойно и музыкальное сопровождение фильма. Аллен выбрал для 'Любви и смерти' классическое произведение Сергея Прокофьева, которое звучит практически на протяжении всего фильма, однако нисколько не надоедает, а лишь увеличивает всю иронию ситуации.

Практически все диалоги в фильме уже разобраны на цитаты, хотя порой они являют собой абсолютно бессмысленные философские суждения, вызывающие смех у зрителя. Порой же мысли и идеи, которые Аллен пытается донести до нас в сатирической форме очень серьезные. Один из диалогов я процитирую:

- Какой толк воевать? Мы убьем несколько французов, они убьют несколько русских. Между прочим, скоро Пасха.
- Борис, опомнись! Речь идет о матушке-России!
- Она мне не матушка. Моя матушка стоит рядом и не позволит, чтобы ее младшенького накормили свинцовой кашей.


Безусловно,

10 из 10

04 августа 2015 | 21:42
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: