Запоминающаяся экранизация Шекспира. Нужно понимать, что особых изысканий от фильма не дождешься - все ограничено пределами жанра. В частности, актеры практически слово в слово повторяют текст Шекспира.
Но это не ослабляет фильм. Наоборот, фильм поставлен весьма и весьма умело и смотрится на одном дыхании. Во многом, благодаря игре актеров.
Марка Антония играет Марлон Брандо, а в роли Брута ему превосходно оппонирует Джеймс Мейсон.
На мой взгляд, этот фильм интересен прежде всего благодаря выдающейся игре Брандо. Все его роли, так или иначе, взаимосвязаны. И роль Марка Антония неразрывно связана с ранее сыгранной им ролью Сапаты (потом он завершит 'коллекцию' известных личностей ролью Наполеона). Брандо убедителен и ярок. Когда он приходит к заговорщикам - он прекрасно передает состояние человека, который соприкоснулся со смертью и вынужден делать все, чтобы выжить.
На трибуне мы видим уже совсем другого героя. С темпераментом Стэнли Ковальски, с народом общается умный и хитрый вождь, который следя за реакцией толпы, использует ее в своих целях. В конце фильма - мы видим совсем другой образ Марка Антония - удовлетворенный ситуацией мужчина.
Одна из самых лучших исторических драм, виденных мной когда-либо, к сожалению оно мало известно отечественным киноманам чьих главными 'объектами воздыхания' являются 'Клеопатра ', «Бен Гур», и «Спартак».
в отличие от этих фильмов, имеющих статус 'культовости' и 'общепризнанности' вышеперечисленных лент, данное творение режиссёра Джозефа Лео Манкевича очень сильно отличается от общих канонов, построенных поздними историко-античными драмами. Во первых в нём нестандартный операторский стиль, если в более поздних лентах мы наблюдали типичное для поздних голливудских фильмов ' виляние' камеры например, во время сцен эпических схваток, то в этом фильме она как-бы сфокусированна на одной точке, и придаёт фильму некоторую монотонность, вялость, но при этом приобретает глубину восприятия и и даже интригу от событий сюжета.
'А ведь они достойнейшие люди.. . '
Но самое потрясающее в этом незаурядном явлении кино - диалоги и актёрская игра.
Что касается диалогов, то в фильме напрямую идёт цитирование классики Уильяма Шекспира, все разговоры, монологи, диалоги и умозаключения выражены в стихотворной форме, хоть и не совсем обычно это выглядит, но фильм от этого смотрится только глубже, насыщеннее и интереснее, он превращается в своеобразный спектакль, где актёры не просто играют свою роли, по их выражению глаз, по их мимике видно, что они живут этими образами, и с великолепной интонацией они передают всю чувственность, всю напряжённость поэмы 'Юлий Цезарь', они передают всю Шекспировскую проблематику, всю глубину вопроса границы между властью и чувствами настоящего человека.
А проблематика, поднятая Манкевичем, актуальна и сегодня : Ведь не все люди, сидящие во власти, 'очернены ' этой самой властью, не все их действия чисты, но боль сидящая внутри рвёт душу и совесть на осколки, и этот фильм тому доказательство : Главные герои объединившись в союз пытаются очистить от зла Рим, решают убить Цезаря, но сами того не понимая они становятся яркими образами того зла, которого так боялись. Да Цезарь был жесток и властолюбив, но многими из них двигала не чувство благородства, а чистейшая зависть, зависть к высоте Короля, и только Брут, единственный, кто сделал это преступление из чистых побуждений, ради блага Рима, заслужил упокоение.
Рассматривая актёрскую игру, я должен отметить. что в этом фильме практически нет второстепенных ролей, почти каждый актёр, засветившейся в этом творении имеет значимое влияние, каждая фраза здесь - краеугольный камень, к которым нужно внимательно прислушиваться.
Великолепная и легендарная икона американского кино Марлон Брандо здесь в образе приёмного сына Цезаря - Марка Антония, что и говорить, это пожалуй один из самых глубочайших образов, когда-либо созданных этим замечательным актёром, его взгляд, стать и потрясающая жестикуляция - и ты понимаешь, что это нечто, просто алмаз, явление которое одними строчками не опишешь - это определённо нужно увидеть.
Джеймс Мейсон в этом фильме так же создал гениальный образ Брута - единственного, истинно сделавшего 'зло во благо', один из немногих персонажей в фильме, которых по настоящему жаль. Недаром герой Брандо с жаром высказал свои последние слова над телом бездыханного Брута - 'Он человеком был'. За этими казалось бы незамысловатыми словами кроется настоящее признание личности, которая хоть и совершила преступление, но сделало это из высочайших побуждений и знала, какую цену её придется заплатить.
Безусловно в этом фильме есть и исторические недочёты, но великолепная атмосфера, созданная операторской работой Джозефа Руттенберга и потрясающей музыкой Миклоша Рожы практически затирают эти ошибки.
Вердикт :
Интересное, интригующее и поражающее своей глубиной явление 50х, которое не оставит равнодушными, всех, кто испытывает хоть какой-то интерес к античной культуре.
Этот фильм является ярким примером того, как крупная голливудская студия, в данном случае MGM, может снять отличный фильм о Шекспире, грамотно подобрать актеров и все равно получить кассовые сборы. В этом фильме снимаются не менее пяти голливудских звезд - Марлон Брандо, Джеймс Мейсон, Дебора Керр, Грир Гарсон и Эдмонд О'Брайен (хотя у двоих из них едва ли пять минут экранного времени), и весь актерский состав прекрасно играет.
Джеймс Мейсон, у которого на самом деле главная роль Брута (несмотря на то, что Брандо получает самые высокие оценки), великолепен, он играет мучительно сдержанно - он даже выглядит так, как хотелось бы представить, должно быть, выглядел Брут. Марлон Брандо напоминает нам о том, каким блестящим актером он когда-то был - для актера, который намеренно держался подальше от Шекспира, его игра замечательна - и каждое его слово понятно. Этот фильм стал первым шансом великого Джона Гилгуда увековечить одну из своих великих ролей в кино и показать кинозрителям, что сделало его таким известным шекспировским актером - его Кассиус полон зависти, которая, кажется, вот-вот выплеснется наружу. Луис Калхерн, довольно неуклюжий злодей в других фильмах, неуловимо несимпатичен, но в то же время уязвим, как Юлий Цезарь. Фотография прекрасная и совершенно ненавязчивая - как и музыка. Режиссер Манкевич снял пьесу, не прибегая к каким-либо уловкам или дешевым 'голливудским' трюкам, и адаптация настолько верна, что никто не получает за это заслуг на экране.
Есть в анналах истории такие личности, о которых никогда не перестанут писать книги и снимать фильмы. Люди, ставшие легендами, жизнь которых навсегда стала примером для будущих поколений. Один из них - Гай Юлий Цезарь, римский консул и пожизненный диктатор.
Конечно, жизнь великих очень насыщена, всегда есть сюжет для фильма и даже не для одного, но надо уметь грамотно этот сюжет обработать и преподать. А кто может сделать это лучше, чем классик мировой литературы - Уильям Шекспир. И это еще один большой плюс картины Джозефа Лео Манкевича. Экранизацию удалось очень хорошо поставить, не изменяя смысла, передав все эмоции и чувства героев. Наверное, для того и нужны фильмы, а не сухие страницы учебников истории, чтобы увидеть легенду своими глазами, возможно, понять что-то лучше, раскрыть персонажей по-новому. Для меня, например, с каждым просмотренным фильмом, с каждой прочитанной книгой Брут становится все меньше коварным злодеем и все больше всего лишь слабым человеком, которого можно только пожалеть. Надеюсь, что все зрители, которые посмотрят эту экранизацию тоже откроют для себя что-то необычное и новое.
Замечательные слова Шекспира произносят прекрасные актеры, в таком фильме многое зависит от того, как преподнесут монологи, а это сделано прекрасно. Справились, наверное, все, но особенно хочется отметить восхитительного Марлона Брандо, с его истинно римской внешностью.
Дополняют все очень величественные декорации, которые переносят нас в эпоху Древнего Рима.