Иммиграция это всегда непросто - даже если кто-то уезжает из страны, где у него нет практически никаких прав и совсем никакого будущего, перебираясь в место, где ему обещают свободу и равные возможности, культурный шок все равно неизбежен. Человеку приходиться заново перестраивать себя, приспосабливаясь к новому обществу, начиная от изменения маленьких привычек и заканчивая пересмотром некоторых основополагающих ценностей и принципов, без которого существование в новой стране является практически невозможным. Независимому режиссеру Шерин Дабис, родившейся в семье иорданских иммигрантов, хорошо была знакома тема приспособления к новым культурным нормам и стилю жизни, и именно ей она посвятила свою первую полнометражную работу 'Амрика', рассказывающую о матери-одиночке из Палестины, отправившейся за лучшей жизнью в США. Однако, Шерин Дабис не понаслышке знала и о том, что у этой монеты существует другая сторона - после развода с ее отцом, мать режиссера вернулась в родную Иорданию, а дочь часто у нее гостила и поняла, что возвращение в страну, в которой человек родился, может быть ничуть не менее болезненным и сложным, чем переезд в совершенно незнакомое место с совершенно непривычными правилами. Поэтому для своего второго полнометражного фильма May in Summer Шерин Дабис выбрала историю, совершенно противоположную сюжету 'Амрики', рассказывающую о трех сестрах, после долгих лет жизни за границей возвращающихся в родную Иорданию и пытающихся заново найти себе место в собственной стране.
В Америке их видели как арабок, в Иордании же на них смотрят как американок, так каким образом найти баланс между родной культурой, предъявляющей к личности множество ожиданий, и основным местом жительства, которое, хоть и является более либеральным, тоже выставляет человеку счета к оплате? Главная героиня фильма, сыгранная самой Шерин Дабис, сталкивается с классической брачной дилеммой, в которой проявляется весь спектр ожиданий, с которыми только может столкнуться человек - ее страна имеет специфические представления о предназначении женщины, ее мать определяет свое видение будущего дочери христианской верой, ее сестры хотят видеть свободную независимую американку, она сама пытается отвлечься от бесконечного круга чужих ожиданий, чтобы понять чего же ей хочется на самом деле - не как женщине, арабке или американке, а как человеку. Несмотря на то, что в картине Шерин Дабис большую роль играет культура Иордании и она даже использует местные пословицы, чтобы знакомить зрителя с историей, ее второй полнометражный фильм вовсе не о Ближнем Востоке, а о так знакомой любому человеку теме самоопределения. Каждый из нас сталкивается с требованиями, которые устанавливает наша половая, социальная, национальная и классовая принадлежность, и большинство в конечном итоге приходит к моменту, когда становиться необходимо выйти за эти рамки и понять, чего же ты хочешь на самом деле, воплотив это в жизнь таким образом, чтобы сохранить свою связь с определенными ролями, но не позволить им властвовать над своей личностью.
Свою историю May in Summer рассказывает через основополагающую ячейку любого общества - семью. Нормальных семей, как известно, не бывает. За каждой дверью скрывается множество вещей, начиная от безобидных чудачеств и заканчивая мрачными секретами и неразрешенными конфликтами. В картине Шерин Дабис впервые за долгое время вместе собираются множество родственников, многие из которых не общались годами, и пытаются выяснить, как то, какими будут их отношения, так и то, какой будет их жизнь вне контекста семьи. Но, несмотря на серьезность и угрюмость тем, которые выбрала для себя режиссер, May in Summer получился легким и комичным фильмом, в котором даже самые переломные и трагичные моменты обставлены с ненавязчивым юмором. В картине Шерин Дабис много печальной и неприглядной правды, применимой к огромному количеству семей по всему миру - секреты, лицемерие, невысказанные претензии, не облегченная боль и не зажившие шрамы, а потом ссоры, крики и желание никогда больше не видеться. Есть и истина жизненная, о том, что большинство людей вовсе не живут жизнью, которой хотели бы жить, и, вероятно, никогда этого не исправят. Однако вся печаль выводов искупается маячащей на горизонте светлой возможностью применения и манящей к себе силой компромисса. Шерин Дабис сняла не самый дурной фильм о семье, культурном шоке и самоопределении, который никак не занесешь в список обязательных к просмотру, но вполне можно назвать неплохим образцом современного независимого кино, зависшего между двумя странами.