Наверное у каждого из нас есть любимый фильм детства, который мы охотно можем пересматривать хоть сотни раз и с неубывающим интересом, а у некоторых их даже несколько. Для меня таким фильмом всегда был 'Парк Юрского Периода' режиссера Стивена Спилберга. Фильм, который пробудил у меня интерес к динозаврам и даже на какое то время побудил желание всерьез заняться палеонтологией. Фильм, который пробудил у меня огромный интерес к миру кино. Фильм, который идеально раскрыл магию кино на экране. Когда даже самые нереальные вещи могут казаться живыми и реальными. Стивен Спилберг однозначно снял вечное кино. Тот образец фильма, который даже спустя годы ничуть не устаревает, а скорее даже становится в разы лучше. Чему доказательством выступают и оглушительные сборы 3D релиза ленты.
Этот фильм достойно закрепил за Стивеном Спилбергом звание мастера развлечений, который инстинктивно чувствует то, что придётся по душе зрителям. Так как Стивен Спилберг создал ничуть не обычный фильм, а настоящее приключение и сказочный аттракцион. Где всё кажется настолько реальным, что хочется ко всему прикоснутся и дотянутся. Естественно тут то немалая заслуга мастеров по визуальным эффектам из студии Industrial Light & Magic (ILM) и гениального Стэна Уинстона (RIP), который создал невероятно реалистичные модели динозавров.
На момент своего выхода на экраны, фильм совершил настоящую революцию в визуальных эффектах, но даже спустя долгие годы визуально фильм смотрится так же зрелищно, что и в первый раз. Будь это роскошные эффекты из сцены первого нападения Тиранозавра, или же очень продолжительное финальное противостояние главных героев с троицей велоцерапторов. Всё это невероятное приключение смотрится так же интересно, что и в первый раз. То и дело вызывая детский восторг и позволяя снова ощутить себя тем ребёнком, который впервые решил посмотреть этот фильм.
До этого момента и наверное по сей день, нет ни одного действительно приличного фильма про динозавров. Создателям же этой ленты удалось невероятное. Они не только захватили пальму первенства, но и достойно удерживают её уже долгие годы. Можно долго судить, велик ли тут вклад великолепного романа моего любимого писателя Майкла Крайтона, или же всей съемочной бригады ленты. Да и не важно. Фильм практически сразу создаёт образ полноценный сказки, но ничуть не переполненной бессмысленными фантазиями и в большей степени безумно реальной. Фильм не пускается в пустые фантазии и представляет в себе вполне реальные и достаточно разумные научные открытия, которые имеют месть быть в реальной жизни и это позволяет еще больше поверить в то, что возможно когда либо динозавров клонируют подобным образом. Что радует более всего. Ведь если с одной стороны создатели ленты представляют экспозицию документальных фильмов канала BBC 'Прогулки с Динозаврами', но в развлекательной форме, то с другой стороны, создатели ленты делают весьма глубокий прогноз в возможное будущее.
Ведь человек сам по себе горд и тщеславен, а значит, когда то и кто то дойдет и до таких свершений. Что и толкает к одной определенной морали. Кто мы такие и что из себя представляем, что бы играть в Бога и подчищать за его поступками ? Ведь ничто не происходит просто так и время динозавров не ушло бессмысленно. Хотя на деле, вместо динозавров можно выделять многое другое. Естественно порадовало и то, очень многое из книги не попало в фильм и было изменено. Вот только если книга создала более взрослый образ ленты с обилием грузных научных рассуждений и кровавых смертей, то данный фильм представляет собой упрощенное и развлекательное кино для зрителей всех возрастов и семьи. Ведь сам по себе роман Крайтона был хорош, но после ретуши стал еще лучше. Создав образ еще одного фильма Спилберга о том, как он обращается к теме контакта людей с чем то не естественным и опасным. Вот только злых духов из ужастика 'Полтергейст', акулу людоеда из 'Челюстей' и инопланетных туристов из 'Близкие Контакты Третей Степени' в данном случае сменили динозавры.
Сэм Нил просто великолепен. Возможно ему и не удалось стать звездой класса А, но он всегда был гениальным актером и многим достойно запомнился именно этой ролью, которая однозначно стала лучшей в карьере Нила. Собственно как и для Джеффа Голдблюма. Его персонаж мало похож на ученного и больше на рок звезду, но именно таким я видел эксцентричного и своеобразного Малкольма, когда читал роман.
Ричард Аттенборо стал идеальным Хэммондом, который представлялся мне при прочтении книги. Да и вообще, вся актерская команда заслуживает бурных оваций и громких аплодисментов. Так как это тот редкий случай, когда идеально сработались все и выделять кого то в отрыве от других даже глупо. В том числе и группу велоцерапторов с тиранозавром, которые однозначно стали самыми яркими персонажами ленты и надолго запомнились в памяти.
Музыкальная составляющая ленты просто великолепна. Неизменный композитор фильмов Стивена Спилберга и его преданный товарищ, композитор Джон Уильямс создал пожалуй лучшую работу в своей карьере после 'Звездных Войн'. Музыка возможно получилась слишком церемониальная и помпезная, но именно это в полной мере отразило всю величие экранного открытия и наделило фильм однозначным приключенческим звучанием. В том числе и великолепной главной темой, которую можно смело назвать одним из самых известных и запоминающихся саундтреков всех времен.
10 из 10
Парк Юрского Периода - это фильм моего детства, который снова превращает меня в ребёнка верящего в чудеса. Это проверенная временем классика, которую можно смотреть хоть сотни раз, но всегда как в первый. Это однозначно один из лучших фильмов всех времен и народов. В том числе и в карьере режиссера Стивена Спилберга.
Безусловно, мировая 3D-истерия - явление временное. В не столь далеком 2009 году всем известный Джеймс Кэмерон выпустил на экраны поражающий своей технической доскональностью фильм 'Аватар' в 3D. Весь мир не просто заговорил, а нескончаемым потоком зашумел о возможностях просмотра объемного фильма, столь реалистичного и эффектного. Можно и переплатить, но взамен получить многократно большее удовольствие. А ведь все мы знаем, что Голливуд падок на деньги. Понеслась нескончаемая карусель 3D-фильмов, в большинстве своем низкопробных, притом и спешно конвертированных. Когда эта казалось бы неистощимая золотая жила вдруг прекратила давать прибыль, Голливуд зашел с другой стороны - стартовал показ всеми любимых фильмов снова на большом экране в объеме. Снова все насладились эмоциональным 'Королём-львом', масштабным 'Титаником', весёлым 'В поисках Немо'. И тут пришла очередь фильма, который для многих людей от 30 и старше стал просто символом чистого и беззаботного детства. Снова в кинотеатрах замелькала картина о 'самом феноменальном путешествии в вашей жизни'. 'Парк Юрского периода' вернулся.
Стивену Спилбергу удалось удивительным образом соединить увлекательный сюжет, поражающие спецэффекты, добротную актерскую игру и запоминающийся саундтрек. Недаром эта кинокартина стала самой кассовой за всю историю и держала этот титул вплоть до выхода 'Титаника'. Даже спустя 20 лет фильм даст фору большинству современных блокбастеров. Поставленный по роману Майкла Крайтона фильм уже давно вошел в копилку классики мирового кинематографа.
История о богатом ученом, который решил вернуть к жизни давно превратившихся в легенду динозавров захватывает с самого начала. Ты с головой погружаешься в атмосферу неизведанной дикой природы, восхищаешься воскрешением великих животных и ужасаешься вместе с героями, когда неведомая по мощи сила вырывается наружу. Большим достоинством фильма стало то, что все персонажи живые, им сопереживаешь и веришь. Да, по сути, это типичный приключенческий блокбастер, но его динамика и масштабность не оставит равнодушным. Мы видим воплощение детской мечты - динозавры, которых ранее можно было увидеть только на красивых иллюстрациях в книгах, теперь поражают воображение на экране.
'Парк Юрского периода' стал невероятным прорывом в плане спецэффектов. Раньше динозавры выглядели как искусственные чучела. Спилберг же использовал революционную на тот момент технологию CGI, благодаря чему динозавры смотрятся невероятно правдоподобно и по сей день. Большинство масштабных фильмов наших дней выглядят просто второсортной поделкой на фоне данного кинополотна. Конечно, сейчас просто стань на фоне зеленого экрана и вуаля! - все спецэффекты готовы. Здесь же приходилось сложнее. Подумать только, практически для всех динозавров были сделаны механические макеты в натуральную величину!
Отдельно хотелось бы отметить использованное в ре-релизе 3D. Удивительно, как можно было в 1993 году создать фильм, который в объеме выглядит в десятки раз эффектнее большинства современных фильмов? Здесь 3D невероятно уместно, сердце сжимается в комок, когда тираннозавр стремительно приближается к экрану! Отдельное спасибо создателям за то, что объем здесь не за счет дешевых способов 'вылета' чего-либо. Ощущается глубина, перед тобой не плоский мир, а настоящая феерия, кажется, протяни руку, и ты почувствуешь себя участником происходящего.
Но Стивен Спилберг на достигнутом техническом совершенстве не остановился. Помимо формы, здесь есть и содержание. Тема природы раскрывается здесь довольно глубоко. Если в том же 'Аватаре' моралью было банальное 'берегите природу', то в 'Парке Юрского периода' зрителю дают понять, что человек никогда не был и не будет королем природы. Никогда не стоит вмешиваться в естественный процесс эволюции, ибо природа знает лучше. Человек пагубно стремиться напялить на себя корону царя, подчинить себе законы природы и поработить непорабощаемое. Все мы всего лишь одно из звеньев цепи, и уж никак не 'альфа и омега' всего сущего.
Ну и конечно же хотелось бы вспомнить о саундтреке. Этот тот уникальный случай, когда мелодия навсегда будет ассоциироваться с конкретным фильмом. Достаточно услышать несколько секунд узнаваемого мотива от композитора Джона Уильямса, как перед глазами сразу же проносится умопомрачительный калейдоскоп событий. Воистину эпохальная работа.
Это величественное зрелище, которое открыло многим кинематографистам ранее невиданные горизонты кино. Самый культовый фильм о динозаврах, на долгие годы завоевавший всемирную популярность. Пристегните ремни и добро пожаловать в Парк Юрского периода.
Сюжет фильма все знают: один экстравагантный богач пригласил группу ученых посетить свой остров, который, по его словам, скоро станет центром мировых развлечений. Как оказалось, на этом острове были воссозданы с помощью генной инженерии динозавры. Но один работник хочет вывезти ДНК динозавров и, чтобы замести все следы, он выключает все электричество и заборы. Ситуацию очень осложняет надвигающийся тропический шторм. Естественно, кровожадные хищники вырываются на свободу, а всем обитателям острова приходится очень тяжело.
С картиной Спилберга «Парк Юрского периода» у меня связано очень много воспоминаний из детства. После просмотра этой картины с видеокассеты я стал большим фанатом динозавров и впоследствии интересоваться историей Земли. Фильм за все прошедшие годы не постарел ни разу, спецэффекты движения динозавров до сих пор впечатляют. Первое появление Тираннозавра вызывает те же чувства, что и в детстве. Актерский состав в фильме очень хороший. Сэм Нил, по сути, сыграл свою одну из лучших ролей. Минусом фильма можно назвать то, что он иногда слишком «детский», в отличие от романа, по которому он был сделан. Произведение Майкла Крайтона, написанное больше для взрослых, не заканчивалось «хеппи-эндом» и большинство персонажей были не такими добрыми, что, по моему мнению, вполне можно было бы перенести в фильм. Например, Джон Хаммонд не перевоспитывался в книге и так оставался стариком, жаждущим появления парка в мире, за что в итоге и поплатился. Но кинематографический закон вносит свои коррективы в любой сюжет. К фильму были сняты еще два сиквела, а также Спилберг планирует снять квадриквел, что неудивительно для такой вполне успешной франшизы, имеющей одни из самых больших кассовых сборов.
Недавно этот фильм был восстановлен и перенесен в форматы 3D и IMAX 3D, что добавило зрелищности и дало ему второе рождение, а также дало возможность тем, кто не видел фильм ранее, присоединиться к армии любителей доисторических обитателей Земли. Зачастую создавалось впечатление, что динозавры так и норовили выпрыгнуть с экрана в зал. Была сохранена остросюжетная составляющая фильма, а музыка Джона Уильямса прекрасно подкрепляла его атмосферу.
Итоговое мнение: отличный приключенческий триллер от Стивена Спилберга, обязателен к просмотру людям любого возраста, кроме особо впечатлительных.
Пожалуй 1993 год был лучшим в кинокарьере Стивена Спилберга. 'Список Шиндлера' принес ему два Оскара (лучший фильм, лучший режиссер), а 'Парк юрского периода' стал самым кассовым фильмом года. Позднее Спилберг не раз пытался повторить это достижение, выпуская две картины в год, одну с прицелом на Оскар, другую на кассовость (1997, 2002, 2005), однако до
сих пор успех 1993 года остался непревзойденным.
А тогда Спилберг вернулся в лучшей форме, после слащаво - приторной мелодраммы 'Всегда' и снятого для детей младшего школьного возраста 'Крюка', выходит 'Парк юрского периода'.
Герои фильма ничуть не теряются на фоне динозавров, именно через их эмоции зритель воспринимает парк. Смятение и потрясение от мощи и величия увиденного, сменяется осторожной оценкой и предостережением, что невозможно удержать силу природы, загнать ее в рамки и продавать.
Дальнейшие события показывают, как природа карает новоявленных создателей, по выражению Иена Малькольма 'сметает все барьеры'. Показывает насколько нелепыми и жалкими оказываются попытки держать под контролем жизнь. Налет цивилизованности слетает как шелуха и для ученых оказавшихся свидетелями этих невероятных событий наступает момент самим следовать простым инстинктам, главным из которых является инстинкт выживания, простой и древний. Не страх и ужас, потому что тот, кто не сумеет контролировать свой страх - погибнет (это видно на примере адвоката), а именно инстинкт работающий на сохранение вида.
Ведь Алан Грант, как не бурчит по поводу нежелательности детей, не рассуждая приходит им на помощь рискуя своей жизнью (тираннозавр в этой сцене достоин Оскара за лучшую женскую роль второго плана). А также во время нападения рапторов, Грант неосознанно собой закрывает детей.
Новаторский, захватывающий, красочный и главное, невероятно зрелищный. Немного затянутый в начале, фильм с лихвой наверстывает упущенное и не отпускает зрителей до сногсшибательного финала, после которого только и можно, что откинувшись на спинку кресла, вместе с героями фильма, смотреть на летящих пеликанов, под тихую и мудрую музыку Джона Уильямса.
Впервые этот фильм я посмотрела лет в пять. Смотрела отрывками, иногда прячась под одеялом от страха. 'Парк Юрского периода' произвел на меня тогда огромное впечатление, а динозавры стали одной из любимых тем. Особое место в сердце занял тогда Ти-рекс - какое-то время моей детской мечтой было на нем покататься...
Прошло достаточно много времени. Но до сих пор, если по телевизору показывают 'Парк Юрского периода', я ни за что это не пропущу. Этот фильм погружает меня в детские переживания и мечты. Иногда даже возникает мысль, что неплохо бы завести дома моего любимчика велоцераптора или милашку компсогната (хотя он, кажется, появился только во второй части).
Когда я смотрела это кино в детстве, я не особо задумывалась о каком-то вложенном в него смысле. Но, пересмотрев его недавно, я поняла, что многие озвучиваемые там мысли так или иначе повлияли на мое мировоззрение. В частности, я принимаю точку зрения Малкольма о том, что человеку не нужно вмешиваться в дела природы. 'У динозавров был шанс, но природа позаботилась о том, чтобы они вымерли'...
В итоге я ставлю фильму наивысшую оценку и рекомендую для обязательного просмотра (лучше всего, семейного).
Пожалуй, я даже не буду утруждать себя, рекомендуя данную киноленту к ознакомлению, ибо просто не представляю киномана, который хотя бы раз в жизни не смотрел «Парк Юрского периода».
В действительности, тема динозавров уже давно превратилась в одну из наиболее популярных и затребованных киносценаристами различных стран. Всвязи с этим, довольно часто попадаются на глаза фильмы о доисторических ящерах-убийцах, как правило, появившихся из ниоткуда и рыщущих по какому-нибудь крупному мегаполису в поисках очередных жертв. Конечно, подобные фильмы тяжело себе представить без многочисленных кровавых сцен расправы динозавров над людьми, что, в конечном счёте, определяет их жанр исключительно как ужасы. Собственно, на качественном сценарии в таких фильмах акцент, как правило, не делается, да и игра актёров (по роли – потенциального мяса) особенно не блещет. Ну, а совсем плохо дело обстоит в тех случаях, когда ещё и спецэффекты оказываются выполненными непрофессионально, в результате чего динозавры на экране приводят в ужас зрителя разве что своими нелепым видом и неправдоподобностью.
Вы, наверное, спросите, зачем я рассказываю всё это? Отвечаю: для наглядного сравнения. Ибо в «Парке Юрского периода» все вышеперечисленные недостатки полностью отсутствуют. И это принимая во внимание тот факт, что данный фильм стал одним из самых первых в своём жанре, то есть, практически экспериментальным. Тем более удивительно, что абсолютно каждый из показателей данной киноленты находится на практически недосягаемо высоком уровне. Один только сюжет способен поразить любого, даже самого требовательного зрителя, своей оригинальной идеей, тщательной проработкой и масштабностью. Отдельно хочется упомянуть и о том, что к фильму удачнейшим образом подобрано музыкальное сопровождение: саундтреки мгновенно остаются в памяти зрителя, и в полной мере способствуют созданию неповторимой атмосферы увиденного. Постоянно возникающее по ходу просмотра фильма чувство реалистичности происходящего обусловлено также качественными панорамными съёмками и мощнейшими (как на то время, так и по нынешним меркам) спецэффектами. Кстати, говоря о спецэффектах, которые, по большому счёту, являются одной из главных особенностей «Парка Юрского периода», можно было бы начинать отдельную тему. Однако, не буду этого делать, поскольку уверен, что словами не описать то, что видишь непосредственно на экране.
Без каких-либо колебаний ставлю этой блестящей и, по сути, уникальной, приключенческо-фантастической киноленте высшую оценку
Можно как угодно 'хаять' Стивена Спилберга, поминать нелестным словом его национальность, излишнюю постановочную помпезность и прочее-прочее, однако этот небезызвестный американский (и даже больше - истинно-голливудский) режиссер припас-таки для каждого киномана персональный подарок. Нет человека, которому не нравился хотя бы один его фильм. Кто-то плачет навзрыд от его чувственно-девчачьей мелодрамы 'Всегда'. Кто-то считает его военные пафосно-конъюнктурные сопли - 'Империя Солнца' и 'Список Шиндлера' - лучшими в своём жанре и вообще мировыми шедеврами. Кто-то жизни не мыслит без приключений Индианы Джонса. Любители сатиры и черного юмора поклоняются '1941' с молодыми Дэном Экройдом и Джоном Белуши. Дети всех возрастов смотрят его 'Капитана Крюка' и 'Инопланетянина'. Поклонники социальных драм вдоль и поперёк изучают 'Шугарлендский экспресс'. И так далее. Как видите, любой может выбрать себе кино по вкусу из фильмографии сего деятеля. И я, что характерно, тоже не исключение. Мои фавориты - 'Челюсти' и 'Парк юрского периода'. Никто не снимал интереснее, атмосфернее и убедительнее фильмы про 'опасную животину' чем Спилберг. И лучше до сих пор так никто и не снял.
'Парк юрского периода' - настоящий изумруд в свалке развлекательного высокобюджетного кино. Тот случай, когда профессионализм вовсе не мешает автору: Стивен отлично поработал с актёрами и антуражем, оператор шикарно снял, композитор сочинил мелодию, которую я помню с детства и буду помнить покуда из-за угла не подкрадётся склероз. И конечно же спецэффекты. Крайне интересно наблюдать как с течением времени фильмы развлекательного жанра обесцениваются - компьютерные технологии идут вперёд, и нам уже не интересно наблюдать за пластилиновыми монстрами. Но этот фильм, по моим скромным прогнозам, не обесцениться никогда. Потому что изобразить динозавров ещё 'живее' кинематографисты смогут, пожалуй, лишь в далёком будущем, когда сбудутся предсказания писателя-сценариста Майкла Крайтона и древних рептилий на самом деле начнут клонировать направо и налево. Нет, я серьёзно. Сцена с тираннозавром-рексом, атакующим обесточенные машины, просто обязана войти в анналы истории. Она захватывает дух. Ты видел её не раз и не два. Но оторваться невозможно. Ты и правда чувствуешь силу животного. Его дыхание. Агрессию. Опасность. Это магия кино в действии. Это невероятно.
Первые 80 минут ленты пролетают словно полчаса. Раскопки, знакомство с островом, сцена с тираннозавром, падение машины с дерева - кино захватывает и ты не ощущаешь ход времени. Но всё же хотелось бы заметить, что далее картина несколько буксует. Такое случается, когда режиссер использует наиболее выигрышные сцены в середине, а во второй половине наступает скучный рассвет, ночные страхи улетучиваются и начинаются несколько утомительные (по сравнению с поистине-резвыми сценами-предшественниками) прогулки по лучезарному на вид безмятежному парку. Концовка пытается изо всех сил вновь нагнать саспенс и экшн, но рапторы, в отличии от тираннозавра, получились у Спилберга менее выигрышными. В книге основной чертой их поведения является молниеносность, а в фильме они еле-еле ковыляют. Так что ничуть не удивительно, что в роли спасительного 'деус экс макина' ('бог из машины' - прием древнегреческого театра: подтасованное появление на сцене Бога, который помогает героям пьесы выйти из сюжетного тупика) вновь выступил вышеупомянутый тираннозавр, в тщетной попытке восстановить ритмический баланс ленты.
Сюжетных расхождений с книгой Крайтоне не так много. Зато 'купюр' - процентов 80% оригинального текста, который был, надо заметить, и правда, чересчур зануден и перегружен псевдонаучными псевдообоснованиями. Сценаристы проделали отличную работу - адаптация оказалась много лучше самого романа. Хотя совсем без минусов конечно не обошлись. Так например, Алану Гранту зачем-то сосватали Элли Сэтлер, да ещё заставили беднягу под конец фильма полюбить детей, в то время как в романе Грант изначально к детям относился с симпатией, ибо 'как можно не любить детей, когда они души не чают в динозаврах?!!'. Так же из сценария выпал крайне трогательный страх Джона Хэммонда умереть до открытия парка - по-моему, это достаточно интересный момент. 'Теория хаоса' Малькольма (Голдблюм) относительно невозможности предсказать погоду тоже малость 'подзатерялась' в общей суете. Но по-хорошему всё это мелочи.
Главным (и фактически единственным) просчетом Спилберга является центральная сцена с тираннозавром, по сравнению с которой все последующие события меркнут. Довольно частый постановочный недочёт в развлекательном кино. Достаточно вспомнить тот факт, что великий Терри Гиллиам вырезал из финальной версии 'Братьев Гримм' какой-то там бешено дорогой поединок 'титанов' именно из-за вызываемой им дальнейшей буксировки сюжета. Впрочем, Спилбергу такой радикальный вариант категорически не подходит - без той сцены фильм вполне мог 'кануть в лету'. Потому что сама мораль мол 'руки прочь от природы' плоска и лицемерна. К тому же, просто не нова и до банальности консервативна. Нет в этом фильме никаких глубин психологии. И слава богу, нет и соответствующих претензий.
Работу мастеров по спецэффектом можно оценить либо на 10 из 10, либо (что предпочтительнее) никак вообще - оценивать магию не факт что этично... При разработке данного фильма впервые в истории кинематографа для создания живых существ была применена система CGI (компьютерное моделирование), и по сей день результат кропотливой работы десятков мастеров по спецэффектам из далекого 1993-его года не только превзойти, но и даже повторить не удалось. Потрясающе. Феноменально.
Работу Спилберга, Крайтона и актёров - на 8, наверно. Сэм Нилл играет предсказуемо. Лора Дёрн малость перегибает с истерикой. Голдблюм не сильно похож на математика, зато шикарен как всегда. Ричард Аттенборо достаточно трогателен (порой чересчур). Мартин Ферреро - идеальный 'кровопийца-адвокат'. Сэмюэл Л. Джексон -... ну да, просто Джексон, сидящий за компьютером, в принципе. И конечно же - блестящий Уэйн Найт в эпохальной роли Денниса Недри.
Но как бы актёрский состав не старался и не пыжился, сколько не распинался Крайтон о вреде науки, а Спиберг не нагонял лейтмотивом семейную мелодрамку, 'и Гамлет и Шекспир' тут как ни крути всё же спецэффекты.
В 97-ом году Спилберг снял сиквел 'Парка юрского периода', позаимствовав название 'Затерянный мир' у Конан-Дойля, а сюжет - из 'Кинг-Конга' 1932-ого года. Получилось слабенькое кино, без вышеупомянутой атмосферы и с неубедительными динозаврами. А уже в 2001-ом году Джо Джонстон, некогда поставивший неплохое кино 'Джуманджи', снял 3-ю часть эпопеи уже без подсказок Крайтона, и в итоге мы стали свидетелями высокобюджетного трэша с откровенно компьютерными динозавриками и ещё более компьютерными персонажами. Парадоксально, как с течением времени у нас на глазах деградировали не только сценаристы, но и спецэффекты, вопреки всякой логике и компьютерному прогрессу, семимильными шагами движущемуся к 'светлому будущему', однажды так детально описанному Майклом Крайтонон и столь живо срежиссированному Стивеном Спилбергом.
Впечатления, вот что держит в памяти фильм «Парк Юрского периода», всколыхнувшего сознание юного школьника. Тогда этот школьник пересматривал его несколько раз, затем купил роман Майкла Крайтона, по которому снят фильм, прочитал его залпом и снова стал пересматривать этот удивительный фильм Стивена Спилберга. Затем читал комиксы по фильму и их продолжения, были и маленькие фигурки динозавров, и самодельный настольный парк с ограждениями из ниток и пластилиновыми пальмами. Да, это кино реально зацепило меня в детстве, и до сих пор остаётся одним из самых любимых. Беря во внимание первоисточник - одноимённый бестселлер Крайтона, невозможно не порадоваться за отлично проделанную работу сценариста, который в сотрудничестве с самим автором, искусно подрезал книгу для двухчасового фильма. Сделав сложную, но удачную операцию на скелете книги, укоротив его и нарастив самыми необходимыми кусками мяса, сценаристы произвели на свет отличный развлекательный приключенческий блокбастер, сохранивший самое вкусное из литературного источника. Конечно, невозможно уместить всё в одну ленту и Спилберг сделал продолжение, а Джо Джонстон подхватил третьей частью, но оставшиеся частички книги, помещенные в оба продолжения, не сделали их такими же классными как оригинал. С уверенностью могу сказать, что они на порядок хуже ленты 1993 года.
Своеобразная идея посетила разум Крайтона, он смог реализовать её на бумаге, а режиссёр - в кино. Эта красивая картина рассказывает об острове Нублар, что недалеко от западного побережья Южной Америки. Именно на нём миллиардер Джон Хэммонд построил удивительный аттракцион - парк развлечений, в котором экспонатами будут настоящие живые динозавры. Достаточно необычно для кино начала девяностых, да и технически сложно для того времени. Миллиардер почти уже закончил строительство и приглашает нескольких человек, чтобы провести пробную экскурсию, получить пару грамотных советов и, наконец, одобрение у людей знающих. Алан Грант и Элли Сеттлер влюблены друг в друга ничуть не меньше чем в свою работу, они археологи, кропотливо роющие землю в поисках окаменелостей и новых скелетов динозавров, живших миллионы лет назад. Каждый раз, зарываясь по уши, они находили что-то новое, но они представить не могли, что увидят на тропическом острове. Невообразимая по сложности работа генных инженеров поставила археологов в ступор, увидеть объект исследования вживую это не так-то психологически просто. Впечатление поглотило и теоретика Яна Малкольма, адвоката Дженнаро и двоих внучат Хэммонда - Тима и Лекси. Вся эта разношёрстная компания стала свидетелем невероятного открытия, но в то же время это открытие породило множество вопросов в области самой генетики и развития видов, в области безопасности, и вообще религии. Но как обычно бывает, где открытия там и деньги, а где деньги там и не чистые на совесть люди, поэтому как по Теории Хаоса, которую выдвигал Малкольм, всё это удивительное путешествие сорвалось и превратилось в игру на выживание. Один из сотрудников, чтобы продать эмбрионы динозавров налево, решил покинуть остров, отключив на время систему безопасности периметра. Доисторические существа выбрались на свободу, и некогда безопасный и уютный остров в мгновение превратился в дикое место. Теперь среди кустов сверкают острые клыки плотоядных хищников.
«Жизнь всегда найдет выход» как неоднократно повторялось в фильме, фраза подтвердилась, и играть в Бога не стоило, каким бы потрясающим открытием это ни было. Безусловно, сам фильм Спилберга является открытием для кинематографа и большинства его почитателей. «Парк Юрского периода» вместил в себя практически все элементы приключенческого кино, в котором есть и экшен, и юмор, и страх в полном объёме, а работа над визуальными эффектами по праву заслужила золотые статуэтки. Динозавры здесь самые натуральные из всех картин про них. Зная спилберговскую любовь к инопланетянам и разнообразным тварям, можно легко заметить старания команды режиссёра, аккуратно создавшими каждое движение, мимику и голос животных. Брахиозавры, трицератопсы, велоцирапторы, тираннозавр и прокомсогнатусы или как их там, в конце концов, все были как живые. Качественные спецэффекты и антураж парка-заповедника с периметром под напряжением, с пустынными зданиями-музеями, тропическими лесами и полями, скрытыми за большими воротами, разукрашенные электромобили, следующие по маршруту, всё это было жутко интересно. Стоит вспомнить крутую сцену под проливным дождём, когда т-Рекс нападает на машину, или хитрых рапторов на кухне, или мощный рёв тираннозавра в холле центра с падающей лентой на которой было написано «Когда динозавры правили Землёй». И всё это под красивую музыку, несколько основных мотивов которой, легко вспоминаются в памяти.
«Jurassic Park» - это великолепная и облегчённая экранизация не менее великолепной книги. Что уж таить, это один из главных фильмов детства, оставшийся таковым до сих пор, периодически вспоминающийся в шутках и цитатах. Один из лучших фильмов режиссёра, наполненный неповторимой атмосферой тропического острова с его зубастыми обитателями.
В далеком 1990 году Стивен Спилберг, человек с безупречной режиссерской репутацией, приобрел права на экранизацию романа Майкла Крайтона, выдающегося писателя-фантаста и нанял его же самого для адаптации своего произведения. Роман рассказывал об эксцентричном капиталисте, основавшем парк аттракционов с живыми динозаврами, воскрешенными методами генной инженерии. Вскоре после открытия парка происходит авария, и доисторические хищники оказываются на свободе. Собственно сюжет фильма, премьера которого состоялась в 1993 году, нисколько не отличается от произведения.
За всю свою жизнь я посмотрел этот фильм примерно десяток раз на кассете, на DVD, просто по одному из федеральных каналов и ни разу не пожалел о потраченном времени. И вот, спустя 20 лет, у поклонников хорошего кино во всем мире появилась возможность увидеть 'Парк юрского периода' на больших экранах. А это значит, что гигантские динозавры из фильма, ставшего вехой в использовании компьютерных спецэффектов, практически сойдут в зал к зрителю - вот уж действительно какой фильм должен смотреться в 3D. И я не задумываясь купил билет на один из сеансов в местном кинотеатре. В своем обзоре я постараюсь совместить впечатления от фильма увиденного мной в детстве, а именно в 1997 году, и от фильма, на который я пошел в IMAX в нынешнем 2013 году. Но все это - 'Парк юрского периода'.
Сразу хочется сказать о том, что я увидел, зайдя в зал. Основное количество мест было занято детьми! Естественно в сопровождении взрослых, но все же! И я невольно улыбнулся: все-таки есть умные папы и мамы, которые водят своих детей не на 'карлосонов', а на красивое, по-настоящему интересное кино. Практически все родители нашептывали своим детям, что сейчас будет круто, что фильм безумно интересный, но на лицах юных чад было написано 'аватарозтачкишрек' - ничего особенного они не ждут! Но вот, реклама закончилась, все шорохи, скрипы, чавканья заглушила музыка из заставки Universal Pictures и фильм начался.
Да, динозавры смотрелись действительно потрясающе. Трудно поверить, что по прошествии стольких лет они будут выглядеть не как куклы, несмотря на то, что большинство кадров было сделано с использованием роботов, а как настоящие, живые (если можно так сказать) доисторические животные. Но факт остается фактом. Дети пугались рыка могучего тираннозавра, девушки вздрагивали на неожиданных моментах, а я с наслаждением следил за великолепной игрой именитых актеров.
Сэм Нил и Лора Дерн играют великолепных возлюбленных ученых. Он - герой-археолог, умеющий контролировать любую, даже самую незаурядную ситуацию. Герой Нила представляет собой образ Индианы Джонса научного разлива: он плохо справляется с компьютерами, а если быть точным - они его ненавидят, детей заводить не хочет, поскольку с трудом находит с ними общий язык. Однако в 'Парке юрского периода' Спилберг сталкивает нерадивого доктора Алана Гранта с двумя внуками того самого эксцентричного капиталиста, и, по иронии судьбы, протагонисту приходится постоянно их спасать, что и приводит к неизбежному сближению между персонажами. Его подруга Элли Сэттлер в исполнении Дерн наоборот сразу предстает перед нами как образец добра и сострадания (стоит хотя бы вспомнить эпизод с больным динозавром). Она никогда не отказывает в помощи, даже если это грозит потерей собственной жизни.
Анти-герой в фильме только один (динозавры естественно не в счет) - Деннис Недри (Уэйн Найт). Незадачливый программист, которому в компании, занимающейся воспроизведением динозавров недоплачивают, что его, естественно, не устраивает. Решив подзаработать на нелегальной продаже эмбрионов тираннозавров, велоцирапторов и некоторых других представителей доисторической фауны, он выключает все системы безопасности для совершения преступления и последующего побега с острова. К удовольствию зрителя его благополучно съедают в первые полчаса фильма.
Музыка в фильме потрясающая! От звучания главного саундтрека перехватывает дыхание. Каждый кульминационный момент, каждая минута страха или волнения отмечается оркестром, что безусловно пошло на пользу восприятию картины зрителем. Нельзя также не сказать, что звуковые эффекты выполнены идеально! Что при первом просмотре, что сейчас, все казалось максимально натуральным - я действительно верил, что динозавры ожили!
Подводя итог всему вышесказанному, могу добавить, что я получил огромное удовольствие от просмотра фильма в кинотеатре. 'Парк юрского периода' действительно один из самых захватывающих фильмов за всю историю кинематографа, а Стивен Спилберг, безусловно гениальный режиссер. Я больше чем уверен, что буду пересматривать ленту еще не один раз и при этом она никогда не успеет мне надоесть.
«Вы никогда не видели этот фильм на большом экране» - таким лозунгом зазывали кинопрокатчики на повторный релиз известнейшего фильма Стивена Спилберга «Парк юрского периода» в формате 3D. Но на подобную картину особого приглашения и не требуется!
Сюжет представлять думаю излишне. За двадцать лет знаменитый фильм Спилберга успели посмотреть все или почти все, поэтому хочется остановиться на эффекте 3D. Признаться, это мой первый опыт просмотра старого фильма после реставрации, и, на удивление, удачный. Все сцены выполнены в хорошем, добротном 3D, добавляя картине дополнительную красоту. Причем фильм сделан не просто объемным по слоям в перспективе, как на картинках для красно-зеленых очков, а именно задан объем, то есть щеки продажного хакера действительно круглые. Даже не смотря на мою нелюбовь к трехмерным фильмам в целом, «Парк юрского периода» выглядит потрясающе!
Бесспорно, повторный релиз таких, можно сказать, легендарных кинокартин – это невероятно трогательный ностальгический ход. Достоверно уже не вспомню, когда сам впервые увидел этот фильм про динозавров, но ориентировочно году в 1995-м. Подобное эпическое кино с невероятными спецэффектами сильно отпечаталось в сознании десятилетнего ребенка. Именно с этого фильма началось мое тотальное увлечение палеонтологией и динозаврами в частности, было совершено «паломничество» в палеонтологический музей (расположенный на окраине Москвы), покупались книги, журналы, разнообразные игрушки. В общем, с того момента интерес к динозаврам навсегда остался в моей душе.
Такую волну восторга «Парк юрского периода» вызвал и у огромного числа других детей, а также и взрослых. Ведь Спилберг впервые показал нам то, как могли выглядеть эти гигантские вымершие животные в реальности. Во время съемок буквально с нуля изобретали не только возможные движения динозавров, но и их повадки, издаваемые звуки. Этот фильм сподвиг и ученых с еще большим рвением погрузиться в изучение флоры и фауны доисторической эры. Появились научные фильмы «Прогулки с динозаврами» (1999) и «Прогулки с чудовищами» (2001). Как говорится - «колесо завертелось». И то, что у фильма был не только невероятный коммерческий успех, но и выросший интерес к науке, немалая заслуга Спилберга. Он установил планку, которую уже и сам не смог преодолеть во второй части «Парка» (1997) и не дал себя превзойти многочисленным последователям. Тем самым делая первый «Парк юрского периода» картиной уникальной.
Повторный показ знаковых фильмов в кинотеатрах вещь очень правильная. Это не банальное желание заработать еще, а некий просветительский посыл для нынешних детей и молодежи, которые непременно должны увидеть героев детства их родителей и уже сами восхититься ими. Ведь такой души в кино, той волшебной визуальной пелены «мира большого кино», потрясающего игрового актерского мастерства зачастую так не хватает современному кинематографу. А сам я и не думал, что спустя двенадцать лет (а именно столько прошло с третьей части «Парка») снова услышу ту незабываемую мелодию, что вновь вызвала детский восторг и счастье, мелодия, которая уносит на далекий тропический остров в океане, где существует тот самый «Затерянный мир»…
P.S. забавная вышла эволюция с «Парком юрского периода» - VHS, DVD, DVD9, Blu-Ray, Real 3D Blu-Ray…
P.P.S. с трепетом ждем анонса «Терминатор 2 в 3D»!