Середина 20 века - эпоха перерождения, скачка в развитии. Новые технологии, объединение Европы, развитие науки. Но сначала был ужасный, омерзительный период. Война закончилась так и не начавшись. Несколько империй пало, но наибольшие из них не были удовлетворены. США и СССР оккупировали побежденных и были готовы уничтожить планету ради удовлетворения амбиций.
«Он пытается сражаться с чем-то, что слишком велико для одного человека.»
Но история фильма не о борьбе со злом. Характеры персонажей реалистичны насколько это бывает в японском кинематографе. Их не идеализируют. Главный герой - жалкий человек, который пытается избежать рисков для жизни. Но зачем ему жизнь? Он не знает любви, не знает счастья. Не уважает не только своих близких но даже и себя. На его семью противно смотреть.
Происходящее раздражает. Как в жизни. И поэтому Куросаву нельзя упрекнуть во лжи. Поэтому приходится слушать и сомневаться вместе с советником суда.
Фильм сильный и очень актуальный для своего времени. Куросава не указывает, бояться или нет. Он просит не делать такие страшные, не нужные человечеству вещи.
Этот фильм Акиры является логическим продолжением его остросоциальных лент, рассказывающих о проблемах современной Японии. Поэтому, его можно поставить в один ряд с 'Пьяным ангелом', 'Тихой дуэлью', 'Скандалом' и 'Жить'. В центре внимания два весьма актуальных вопроса - уважение к старшим и страх перед новой войной.
В затрагиваемой теме уважения к старшим есть определенный парафраз с 'Токийской повестью' Ясудзиро Одзу. Только, если Одзу просто показывает холодность молодых к старшему поколению - явление к которому весьма внимательно относятся в Азии, то Куросава пошел дальше.
Акира перенес интимную для Востока семейную тему в американскую парадигму судебного заседания. Причем, родственники не просто проявляли холодность, а решили лишить дееспособности в судебном порядке главу семьи, уверенного бизнесмена и руководителя завода. И тут-то мы подходим ко второй составляющей фильма - теме бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.
Наделив героя паническим страхом бомбардировок, Акира играет на социальных страхах и политической конъюнктуре. Вряд ли кто-то, особенно из западной публики осмелился бы критиковать комплексы людей поверженной державы. Совсем не случайно фильм попал в программу Каннского фестиваля.
Собственно и тема судебного заседания, равно как и тема панического страха и стремления переехать в Бразилию показались мне не просто лишними, а настойчиво вписанными в сценарий 'инородными телами'. К сожалению, псевдо-гуманистический пафос этого фильма здорово затемняет очень приличную актерскую работу Мифунэ - актер сыграл старика так правдоподобно, что мне пришлось пересматривать титры.
Уверен многие возмутятся - как можно творению самого Акиры ставить такую низкую оценку. Но мне фильм показался полностью провальным, а сравнения с такими антивоенными колоссами, как 'К последнему берегу' Стэнли Крамера, убеждают меня в правильности поставленной оценки.