Один из первых фильмов Джорджа Пана Косматоса (как у нас, его называли - Косматого), снявшего в последствии 'Рэмбо-2' и 'Кобру' со Сталлоне.
Что можно отметить:
- блестящий актерский ансамбль - Софи Лорен, Ричард Харрис, Мартин Шин, Берт Ланкастер, а также сам Ли Страсберг! Только работы таких мастеров уже привлекают повышенное внимание.
- весьма динамичное действо для фильма, вышедшего на экраны более 30 лет назад. Один из первых таких 'фильмов-катастроф', одновременно с элементами 'роуд-муви' и даже боевика. Конечно по экшну фильму тяжело сравниться с классическими боевиками 80-90-ых годов, но по закрученности сюжета и нагнетанию атмосферы неминуемой гибели, о которой подозревают далеко не все - фильм может потягаться с лучшими образцами подобного жанра.
В общем, считаю, что для Европы-1976 весьма сильное кино в необычной для того времени стилистике, можно даже сказать, что здесь заложены некие основы, которые были использованы в дальнейшем другими режиссерами.
Изначально фильм привлекает набором занятых в постановке актёров, где на главной партии Ричард Харрис (Richard Harris), который совсем молодому поколению известен по роли в кино-сериале о Гарре Поттере, однако имеющий уйму иных работ с заслуженными наградами своего сценического ремесла; и всегда очаровательная Софи Лорен (Sophia Loren), кою не знать просто преступление. Иные тоже узнаваемы и имениты: Берт Ланкастер (Burt Lancaster) – в образе категоричного полковника; Ава Гарднер (Ava Gardner) – немолодая, но обаятельная дама; Мартин Шин (Martin Sheen) – грубоватый контрабандист; и Ли Страсберг (Lee Strasberg) – располагающий старичок с тёмным прошлым. Их герои вышли разными со своей моделью поведения и взаимоотношений в предоставленной ситуации, когда наружу выплывает истинный вид.
А именно пред нами фильм-катастрофа, повествующая о скором поезде полном всевозможных пассажиров и их судеб, куда проникнет заражённый опасным вирусом беглый террорист. Посему незамедлительно инфекция начнёт распространяться, люди паниковать, а военные под строгим контролем запретят покидать свои места. К тому же ситуация грозит превратиться в эпидемию, поэтому во благо остальных поезд неминуемо приближается к точке не возврата – перевалу Кассандры, дабы уничтожить вирус вместе с окружающими в крушении на заброшенных путях.
Режиссёром является так же личность известная - Джордж Пан Косматос (George Pan Cosmatos), который за свою жизнь снял ряд остросюжетных картин, посему фильмы с напряжённой атмосферой и постоянным действием его стезя. Однако не следует думать, что здесь будет однозначный боевик, как его прямолинейные «Рэмбо. Первая кровь 2» («Rambo: First Blood Part II») или «Кобра» («Cobra»). Ныне он сюжетно серьёзен, пытаясь выдавать зрелищное развлечение (по меркам середины 70-х годов, это немаловажный аспект предоставленной визуализации), приобщая непростые ситуативные проблематики, не занимая чьей-то определённой стороны вплоть до самого неоднозначного финала. Его военные поначалу выглядят, как спасители заражённого поезда в белоснежных костюмах химзащиты, но вскоре полюса меняются, и они уже только палачи с автоматами и непроницаемыми лицами под однотипными противогазами. Обычные пассажиры разных профессий и возрастов тоже должны пройти стадию перемен, осознав чудовищную правду, что вынуждены помогать себе сами самыми действенными способами. И посему кинокартина интересна не только насыщенным действом (перестрелки, быстрое принятие решений, столкновение характеров, взрывы, и другое), но и своим эпицентром нравственной проблематики, где зритель обязан встречать два лагеря невольно противоборствующих сторон, понимая, что каждый по-своему прав. Сложно не задаваться вопросами при просмотре, понимая их двоякость.
После пролога, рассказывающего о «бегстве» вируса, начало у ленты самое неспешное, оно удачно плавное, чтобы погружать зрителей в мерный путь поезда, потихоньку знакомя с перечнем центровых персонажей, набирая темпы. Особенно интересно вникать в отношения главной пары нейрохирурга и его бывшей жены, которым предстоит по-новому взглянуть друг на друга в будущих экстренных условиях. Это осознание самого первостепенного в их былом союзе пройдёт в нелёгких насыщенных действиях извне, став катализатором к стимуляции верных решений.
Вместе с тем, я бы не назвал фильм безукоризненным. В нём имеются небольшие вольности и перегибы. Во-первых, это неверие кадрам, где не знающий языка инфицированный террорист легко и просто проникает в поезд, и даже снуют по нему, куда вздумается вплоть до пустой (!?) кухни, чтоб кашлять на готовую пищу, или прячась в чужих купе. А во-вторых, порой градус накала триллера с поездом, где отовсюду доносится кашель или умирают, чуть снижается, перетекая в отстранённое романтическое направление.
Однако, взвешивая положительные составляющие и малые шероховатости, произведение «Перевал Кассандры» получается весьма любопытным в качестве фильма-катастрофы, ведь обязательно ощущается чувство страха за героев, которым выпало выживать среди поезда полного вируса, передающегося по воздуху, где военным приказано открывать огонь на поражение в случае сопротивления, актёры – повторюсь – подобраны славные, к тому же сюжет одинаково хорош в непростых моральных обращениях к зрителям и постоянно насыщен действием.
Группа террористов из трех человек проникает в здание Всемирной организации здравоохранения в Женеве и в результате перестрелки разбивает сосуд со смертельным вирусом легочной чумы. Одного из террористов застрелила охрана, второй ранен, а третий сбежал, сел на трансконтинентальный поезд «Женева–Стокгольм», спрятавшись в багажном вагоне. Но он уже успел заразиться чумой.
В Женеву прибывает американский полковник Стивен Маккензи, ведь этот вирус чумы после запрета ООН биологического оружия американцы оставили на хранение в Женеве. Действительно, не в Америку же эту заразу тащить, где при форс-мажоре может погибнуть пара-тройка штатов истинных американцев. Ну а если не повезло европейцам, то это их проблемы. И задача полковника – проследить, чтобы информация о вирусе никуда не просочилась, и все свидетели утечки гарантированно замолчали. И потому поезд с тысячей пассажиров, среди которых вирус уже стал распространяться, решено направить к перевалу Кассандры, где по старому мосту-виадуку уже больше 20 лет ничего не ходит ввиду его ветхости. А потому поезд гарантированно рухнет с него в реку. Таким образом и зараженные, и свидетели будут уничтожены. И даже то, что зараженные в пути стали выздоравливать, их участи не меняет, ведь свидетелями они быть не перестали, так что их спасение не входит в планы полковника. В этих условиях пассажиры пытаются спастись сами.
Трудно припомнить еще какой-то фильм, где было бы собрано столько мировых кинозвезд первой величины вместе. Поэтому здесь нет четкого разделения на роли первого и второго плана – разве что, по величине экранного времени, но это уже условность. Все роли прописаны детально, у каждого своя история, свой характер, своя судьба.
Джонатан Чемберлен (Ричард Харрис) – талантливый нейрохирург, единственный врач в зараженном чумой поезде. Его дважды бывшая жена Дженнифер (Софи Лорен) – известная писательница, написавшая книгу о своих двух браках и разводах с врачом, но не потерявшая надежды на новый брак с ним же.
Мадам Николь (Ава Гарднер) – стареющая красавица, жена миллиардера-оружейника со своим молодым любовником, альпинистом Наварро (Мартин Шин), который одновременно служит ей мальчиком для утех, массажисткой и прислугой, а еще нянькой для любимого пса и объектом для насмешливых шуток на публике, так тешащих ее самолюбие. Сам Наварро терпит все это, ведь, кроме альпинизма, у него есть еще одно хобби – контрабанда наркотиков, настолько успешная, что уже год его Интерпол поймать не может. И неудивительно, ведь, имея такую высокопоставленную любовницу, ему на всех таможнях обеспечен зеленый коридор. В силу этого в поезде за ним уже следит офицер международной полиции Хейли (О Дж. Симпсон), выдающий себя за пастора.
Герман Каплан (Ли Страсберг) – пенсионер, торгующий часами и любящий показывать фокусы, забавный старичок, для которого перевал Кассандры – это страшное не только настоящее, но и прошлое. Рядом с ним, в польском Янове, куда пассажиров везут на карантин, по объявленной им версии, во время войны был концлагерь, где погибли его жена и две дочери. И именно он знает, что уже в то время виадук на перевале Кассандры дышал на ладан. А это значит, что поезда он точно не выдержит, и их всех сознательно обрекают на смерть. Ли Страсберг сыграл свою роль просто потрясающе, в его трагикомическом герое есть что-то чеховское, включая его зажигалку Зиппо, которая на миг появляется в первых эпизодах, чтобы мощно «выстрелить» в финале.
В этом же поезде едет группа хиппующих студентов, среди которых выделяется пара влюбленных (Рэй Лавлок и Энн Теркел, тогдашняя супруга Ричарда Харриса). Также отметим пожилую няню (Алида Валли) и ее рыженькую смышленую воспитанницу Катерину, которую сыграла Фауста Авелли, до этого уже снявшаяся в нескольких фильмах, в том числе в «Муках невинных». Позже юное дарование снимется еще в «Красной загадке», «Феномене», в «Семь нот в темноте» и многих других хоррорах и джалло.
В общем, в фильме нашлось место представителям различных социальных слоев и классов. Они все такие разные, актеры, собранные в одном фильме, и их герои, сумевшие перед лицом смертельной опасности объединиться в борьбе за свои и чужие жизни, забыв про личную неприязнь, разное социальное положение и нахождение по разные стороны закона. Тут нет проходных персонажей, каждый вносит свою лепту в общий трагический сюжет, и в итоге каждый образ запоминается.
Судьбой всех этих людей распоряжается полковник Маккензи (Берт Ланкастер), который обязан выполнить поставленную перед ним задачу без ненужных сантиментов и рефлексии. Его невольный партнер, врач из организации здравоохранения Елена Стрэднер, всеми силами пытается спасти людей в поезде, понимая, что для американских военных они все лишь досадная помеха, которую необходимо устранить. Ее сыграла одна из любимых актрис Бергмана, Ингрид Тулин.
Вот эта тема противостояния прагматичной бездушности и расчетливости власти, военных и объединившихся против этого произвола пассажиров, ставших сплоченной командой, – самая напряженная часть фильма и самая зрелищная. В частности, сцены с попыткой погрузить «нулевого пациента» в летящий вертолет с движущегося поезда или попытки альпиниста Наварро по боковым стенкам вагонов пробраться в кабину машинистов сняты безупречно с точки зрения работы оператора.
Начавшаяся как триллер история переходит в остросюжетный боевик, которые Джордж П. Косматос снимать умел, доказательством чему являются его «Рэмбо 2» и «Кобра». Тут само место действия и сюжет располагают мощным потенциалом для боевых сцен. В запломбированном поезде с заваренными и закрытыми ставнями окнами, который следует без остановок в смертельную ловушку, пассажиров охраняет взвод карателей с автоматами и в белых халатах химзащиты. Их обязанность – следить, чтобы поезд не остановился, и чтобы никто не покинул его. Они вошли под видом врачей, как бы для помощи заболевшим, но быстро забросили этот театр. Их жизни тоже ничего не стоят для тех, кто руководит этой операцией. Но они военные, и это их работа, которую они выполняют согласно инструкциям. А пассажиры отстаивают свое право остаться в живых, несмотря на мнение тех, кто уже предопределил их судьбу.
Еще одно из достоинств картины – это написанная Джерри Голдсмитом музыка, потрясающая по красоте и так контрастирующая с напряженным видеорядом, что еще сильнее подчеркивает тему противостояния. И бесчеловечность власти, против которой объединяются пассажиры, намного страшнее и безжалостнее вируса чумы, да и победить вирус на поверку оказывается легче, чем тех, кто заранее все за всех решил. И всегда решает.
Фильмов-катастроф снято превеликое множество в мировом кинематографе. Некоторые из них любимы и сколько их не пересматривай — скучными и неинтересными они не становятся, как наш «Экипаж» например. А некоторые вызывают только смех, настолько нелепо и фальшиво всё происходящее на экране — ну право слово, разве можно серьёзно относиться к фильму, в котором главное взрывов побольше да поярче, и чтоб трупов было не счесть, а атмосфера за всем этим кровавым блеском утеряна напрочь и не возникает никакого сочувствия к расходному материалу.
Что же предлагает нам «Перевал Кассандры»? Состав — тут и Софи Лорен в роли популярной писательницы, и Берт Ланкастер, играющий упрямого полковника, и Ричард Харрис, предстающий не только всемирно известным нейрохирургом, но и добрым доктором Айболитом, и Ава Гарднер в роли жены владельца производства оружия, и Мартин Шин, изображающий её молодого любовника и параллельно ещё одну ипостась своего персонажа, и Рэй Лавлок в уже знакомом для себя амплуа молодого хиппи, и даже Ли Страсберг не просто покрасовался в образе приглашённой на пару минут звезды, но сыграл одну из ключевых ролей — и многие другие, кого упоминать в отзыве не буду, дабы не растягивать предложение до неприличных размеров.
Состав-то более чем звёздный — но можно блистать в разных фильмах, но всегда может случиться осечка, или режиссёр будет требовать, чего актёры сами понять не могут и потому получится весьма странный продукт, который одни будут называть шедевром, но большая часть населения только пожмёт плечами и предпочтёт забыть об этом своеобразном провале. Нет, в этом трансконтинентальном экспрессе собрался не показ моделей, которые нога за ногу, грудь колесом, лицо как у рыбы и вперёд на фотовспышки. Неспешно нас знакомят со всеми действующими лицами, совершенно разными и далеко не все из них сразу же выкладывают карты на стол. Кто бы мог предположить, что этот забавный старичок с руками фокусника на самом деле пережил в своей жизни страшную трагедию. Или подкаблучник решит выкинуть неожиданный финт, а после будет готов пожертвовать своей жизнью ради общего спасения. Но поезд мчится к старому мосту над перевалом Кассандры и всё, старательно скрываемое от окружающих, выползает наружу.
Нет, главные герои не стали праздновать труса и стараться забиться в самые укромные уголки, когда стала известна страшная правда. Поражаешься хладнокровию и уверенности персонажей Гарднер и Харриса в критический момент — и ведь могли не сработать законы жанра, когда ключевые персонажи непременно доживут до финала. Они в какой-то мере и не сработали, пусть вина в этом вовсе не искусственно созданного вируса, который оказался вполне излечим, пусть и несколько неожиданным методом, а твердолобых военных, которые ради исполнения приказов забывают о собственной жизни. Что она стоит, ведь в контракте прописано, сколько получат родные в случае, если служба закончится печальным образом. А может быть смерть сейчас куда лучше того, что может ожидать их в случае самовольства? В Гуантанамо мест предостаточно — или куда там у них отправляют военных. Конечно, может показаться, что слишком уж быстро запертые в поезде успели разработать план, да ещё и с оружием обращаться, но мы же не знаем, сколько конкретно прошло времени в обсуждении и призывались ли они для прохождения службы в армии в былые годы — так что всё вполне логично. Так же как логично и то, что профессиональные военные попросту не ожидали такого поворота событий и вполне могли расслабиться.
Медленно разворачивается цепь событий. Если начало было весьма бурным, показывая, как носитель вируса проник в поезд, то скоро, казалось, резко потеряло свой темп. Очень долго приходится наблюдать за тем, как некоторые пассажиры готовятся к путешествию, как они проводят своё время в пути, нам приходится выслушивать перепалку доктора и его бывшей супруги, разбираться во взаимоотношениях жены миллионера и её любовника, даже песенке под гитару находится место. Пока каждый из пассажиров живёт своей жизнью, между ними, ничего не подозревающими, разгуливает странный человек. Никому и невдомёк, что раз он не просит о помощи, то это не значит, что с ним всё в полном порядке, да что и доктор в поезде едет известно далеко не всем, а у проводников и без того полно забот, чтобы обращать внимание на отдельного пассажира. Проявляющиеся у некоторых признаки заболевания воспринимают, как лёгкое отравление или неопасную простуду, а вот когда становится известно, что на самом деле творится — становится страшно за их жизни. В чём повинны этот младенец или эта девушка, что они должны умереть?
Неважно, от чего умереть — от вируса, от выстрелов согласно приказу стрелять на поражение или от крушения на мосту над перевалом Кассандры. Тот участок дороги был заброшен почти двадцать лет назад и сводки о состоянии говорили о том, что он небезопасен — пусть нам их не зачитывают, но по реакции полковника и помогавшей ему доктора понять всё не составляет труда. Не раз и не два показывают сам мост, проржавевшие конструкции, отсутствующие болты, болтающиеся от ветра куски арматуры, сгнившие шпалы. Нет, он бы не выдержал даже едущей по нему машины, не то что многотонного поезда, полного пассажиров и с ещё большей тревогой наблюдаешь за судьбами тех несчастных, которые оказались заперты в этой ловушке. Попытки остановиться — угрозами, приказами либо убеждением — результата не приносят. Всё движется к трагическому концу и испытываешь самую настоящую ненависть к тем, кто гонит его именно туда — и стиснув кулаки надеешься, что всё кончится хорошо, что каждое новое предложение о том, что делать дальше окажется тем самым, которое всех спасёт — и испытываешь настоящую боль при неудачах.
Правда в эту бочку мёда прекрасного по напряжению и атмосфере фильма лично для меня ложка дёгтя всё же затесалась — сценаристы ухитрились допустить весьма приличный ляп, который обнаружит каждый, кто глянет на карту Европы того времени — не забываем, на дворе семидесятые. Согласно сюжету, прoклятый поезд через Нюрнберг следовал в Польшу, при этом не пересекая границ ни ГДР, ни Чехословакии — если только эти моменты не оставили за кадром, но тогда возникает другой вопрос — зачем следовало отправлять состав именно в эту страну, ведь могла бы прекрасно для выбранной в качестве карантинной зоны подойти другая страна соцлагеря — который, впрочем, может получить ответ, если смотреть внимательно и не забывать за переживаниями за судьбы тысячи пассажиров об играх на высоком уровне. Неоднозначная концовка проливает много света на эти игры и те, кто считал себя ключевыми фигурами вдруг оказываются пешками в партии.
Так вышло, что в очереди на просмотр оказались фильмы отца и сына. Сначала довелось посмотреть «Мэнди» Паноса Косматоса, где снялся Николас Кейдж, а затем включил на Play «Перевал Кассандры» - фильм-катастрофу от Джорджа Пана Косматоса – отца Паноса. Косматос-старший в свое время стал известен тем, что снял вторую часть «Рэмбо», «Кобру» и «Тумстоун».
Но это так, отхождение от основной мысли. «Перевал Кассандры», несмотря на свой почтенный возраст (более 40 лет с момента выхода на экраны), оказывается весьма зрелищным и крепким фильмом-катастрофой, удерживающим в напряжении с первых и до последних минут.
Фильм рассказывает об одном путешествии по железной дороги пассажирского состава, следующего из Женевы в Стокгольм. В поезде оказывается человек, заболевший смертельно-опасным вирусом. Перемещаясь среди ничего не подозревающих граждан, он разносит заразу, инфицируя людей одного за другим. ЦРУ во главе с полковником Маккензи обнаруживает разносчика, но слишком поздно – тот уже успел посеять в поезде семена болезни и Маккензи принимает решение изолировать состав и пустить его к перевалу Кассандры на территории Польши, где когда-то находился концлагерь, под предлогом помещения людей в карантин. Вот только перевал Кассандры грозиться стать местом не массового лечения, а массового захоронения тысячи ни в чем не повинных граждан.
На этот фильм наткнулся при изучении фильмографии О Джея Симпсона и если честно, остался доволен увиденным. Джордж Пан Косматос выдал потрясающий по своей зрелищности и развязке проект, представив зрителю настоящую катастрофу, не ограничившись парой-тройкой смертей. Как видно из «Перевала Кассандры» тематика правительственных заговоров и тайных опытов с бактериологическим или химическим оружием, существовала и ранее и этот фильм оказывается ярким представителем подобного поджанра. На мой взгляд Косматос добавил изящную вишенку, намекнув зрителю, что у этой истории открытый финал и тот, кто первоначально рассматривался как удав (Маккензи), замерший над несколькими испуганными мышками (пассажиры поезда), на самом деле оказывается сам ничуть не лучше марионетки.
Если по части Берта Ланкастера и Ричарда Харриса не скажешь, что было приятно увидеть молодых актеров, ведь на тот момент они уже были в возрасте, а вот насчет Софи Лорен и Мартина Шина – попадание в точку. Обворожительная Софи и поджарый, спортивного телосложения Мартин стали одним из главных украшений фильма по части собственной красоты.
Несмотря на то, что местами фильм с технической точки зрения выглядит несовершенным (здесь и появление героя Шина на крыше поезда, недвусмысленно дающее понять о наложении одного кадра на другой, и поезд на мосту отчетливо похожий на игрушечный), все таки «Перевал Кассандры» здорово исполнен именно с постановочной точки зрения и обладай Косматос-старший той техникой и возможностями, что имеют режиссеры сегодня, все шероховатости были бы сглажены в два счета. Скидку на давний выход фильма сделать можно и данное наблюдение вовсе не относится к минусам, скорее к приятным мыслям о том, что и тогда создатели кинокартин старались развить сюжет, наделить его горячими сценами, добавить остроты в происходящее и тем самым еще более увлечь зрителя.
По ходу фильма зритель может наблюдать за тем, как режиссер соотносит поведение и поступки оперативников ВОЗ и ЦРУ, которое оказывается сродни повадкам нацистов. И неслучайно одним из пассажиров оказывается тот, кто не понаслышке знает об ужасах концлагерей (герой Ли Страсберга), который своими умозаключениями и наблюдениями проводит прямые аналогии с когда-то пережитым кошмаром.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
«- Не надо считать меня монстром.
-Не льстите себе. Вы – всего лишь маленькое звено в длинной цепочке.» (с)
Забыв об этом фильме на долгие годы, случайно вспомнив решил написать рецензию, благо их на страничке фильма на КиноПоиске не особо много. Печально, что такой хороший фильм смотрели единицы пользователей, но ещё более огорчает его отсутствие в «Топе-250». Ибо «Перевал Кассандры» - образцовый психологический триллер 70-ых, который снят на недосягаемом для современных остросюжетных фильмов качестве. В этом фильме смешено несколько жанров: от триллера до боевика, от драмы до мелодрамы. Напряжённо-драматическое действие умело разбавлено адекватным юмором. Сценарий написан настолько удачно, что по ходу развития сюжета полностью раскрываются все ключевые персонажи картины. Думаю на таких фильмах следует учится нынешним постановщикам остросюжетных картин. Которые считают своей главной задачей напичкать фильм как можно большим количеством взрывов и перестрелок. Но согласитесь, куда приятнее когда фильм не только старается развлечь, но и заставляет о чём то задуматься. Позволяет не только с интересом следить за развитием сюжета, но и сопереживать героям картины. Воспринимая их как живых людей. Именно так и создан этот шедевр жанра, в котором идеально соблюдены все правила построения подобного кино: интересная история, стремительно набирающий обороты сюжет, запоминающиеся и харизматичные персонажи, множество сложно-постановочных ( ещё комбинированных, а не «нарисованных» ) экшен-сцен и конечно же прекрасная игра занятых в ленте исполнителей. Следует сказать, что именно этот аспект сегодня может ( и должен) по идее стать тем фактором, который привлечёт к такому старому фильму внимание современных киноманов. Иначе как блистательным актёрский состав фильма и не назвать. В картине задействованы супер-звёзды мирового кино того времени. Но не смотря на свой статус некто из мастеров экрана не «тащит одеяло на себя», все работают одной сплочённой командой. Потому кажется, что в фильме и нет центрального героя, так как внимания уделено основным персонажам картины поровну. Думаю в своё время фильм сделал приличную кассу в прокате за счёт имён на афише, а не только из за одного своего сюжета, в котором авторы картины, если можно так выразится отдали дань общественным настроениям того времени. Картины о произволе власти, маленьких людях оказавшихся пешками в играх сильных мира сего и пр. – были в фаворе в 70-ые…
Действие этого напряжённого и кровавого триллера начинается как то тихо –мирно в Женеве. Камера не спеша фиксирует местность с высоты птичьего полёта. Вот кучные облака расступаются, внизу видны заснеженные горы и лес. Немного позже город и наконец камера останавливается, миновав множество строений на огромном высотном здании Всемирной Организации Здравоохранения… Именно его по каким то причинам во имя мира решила взорвать горстка экстремистов. Но их планы сорвала охрана здания, в завязавшейся перестрелки, во время которой в лаборатории был разбит большой сосуд с разрабатывающимся там вирусом, двое террористов были убиты а третий ( Лу Кастель ) сбежал. Потенциальный разносчик несуществующей в природе болезни, в попытки скрыться проник на отъезжающий в Париж поезд. На этот же рейс сели: боящийся перелётов а от того едущий поездом знаменитый доктор Чемберлен ( Ричард Харрис ), специально следующая за ним дабы представить свою новую книгу его бывшая жена - писательница Дженнифер ( Софи Лорен ), жуликоватый старикан мистер Каплан ( Ли Страсберг ), эксцентричная жена миллиардера мадам Николь ( Ава Гарднер ) вместе со своим молодым любовником Наварро ( Мартин Шин ) и собакой по кличке Яго, подозрительный чернокожий священник ( О Дж. Симпсон ) и «хиппующая» молодёжь ( Рэй Лавлок и сексапильная Энн Тёркел ). Эти пассажиры, вместе со старым кондуктором Максом ( Лайонел Стэндер ) будут основными героями картины, наряду с полковником из ЦРУ Маккензи ( Берт Ланкастер ) – курирующим эту ситуацию из штаб - квартиры Всемирного Здравоохранения, и приглашённой в качестве медицинского специалиста доктора Стрэнднер ( Ингрид Тулин ). В определённый момент военные узнают о том, что выживший террорист прячется на этом поезде. Желая избежать паники, а так же распространения вируса по всей Европе, кто то там «на верху» принял решение опечатать состав, и пустить его по другому маршруту. Формально местом назначения карантинного состава является небольшой польский городок, где заражённых ожидает госпитализация. Но на самом деле, военные чины тайно занимающиеся созданием бактериологического оружия желая скрыть свои махинации решили уничтожить этот поезд вместе с его пассажирами. Помимо того, что около тысячи человек могут погибнуть, самым ужасным является тот, что эта болезнь совсем не смертоносна, как это считалось в начале. Эвакуированная с поезда при помощи вертолёта собака Яго, к вящей радости доктора Стрэнднер скоро поправилась, так же как практически все заражённые пассажиры пущенного на старинный, давно не функционирующий мост, опечатанного поезда. Упёртый бюрократ и салдафон Маккензи и слышать нечего не хочет о том, что нужно остановить поезд. Доктор Чемберлен -занимающийся с помощью доставленных медикаментов лечением больных в пути, так же осознаёт то, что власти намерены их погубить. Он подбивает группу единомышленников на то, что бы напасть на конвоирующих состав солдат, и остановить поезд раньше чем тот доедет до ветхого моста…
По ходу сюжета герои разных национальностей, общественных слоёв и рода занятий вынуждены будут объединиться дабы спасти жизнь себе и прочим пассажирам мчащегося к роковому мосту поезда. Тут уже и полицейский и преступник, врач и наркоман, пенсионер и студент будут сражаться вместе. Сценарий психологически точно описал таких разных персонажей дав каждому герою свою историю. Чемберлен и Дженнифер, к примеру сложно переживают свой второй по счёту развод, а миллионерша Николь выясняет то, что её любовник – контрабандист и лишь использовал её что бы перевозить героин. Но самая драматичная история у мистера Каплана – судьба возвращает его в места которые лишили его жены и детей в годы войны ( он был узником фашистского концлагеря находившегося вблизи моста Кассандры ). И каждый из этих неидеальных героев в определённый момент нашёл в себе силы и совершил опасный но достойный поступок. И не все из них к сожалению смогли выжить...
Прибавьте ко всему этому восхитительный саундтрек от маэстро Джерри Голдсмита, потрясающую операторскую работу Эннио Гуарньери ( его манеру съёмок движущегося состава после переняли для легендарного боевика «Захват-2» ) – благодаря которой экшен снятого почти 40 лет назад фильма до сих пор смотрится невероятно захватывающе, и безупречную режиссуру жадного до экранного хардкора грека Джорджа Пан Косматоса ( «Кобра», «Рэмбо-2» ) – и вы получите один из лучших триллеров в истории мирового кино. Приятного просмотра.
Раньше там жили люди, но после войны остались лишь овцы. Картина режиссера Косматоса пропитана атмосферой библейских масштабов. Анти-катарсис происходящий со всеми героями, удивителен. Здесь нет героев, разве что кроме врача в исполнении Харриса. Священник, да и тот ряженный фараон. Став отправной точкой транс. Европейский экспресс Брюссель-Стокгольм как будто возвращается на несколько десятилетий назад. Польша - Нюрнберг как будто звучат историческим эхом для отдельных персонажей картины.
Неожиданное преобразование героинщика, врача и копа, рядящегося в священника, в тройственный союз в попытке изменения губительного пути, поражает. Буквально недавно они не знали, что делать с эсесовцами в белых защитных костюмах и масках, как вдруг становятся героями боевиков. Архангел Чемберлен чудом спасает часть поезда. Погибшие - это были лица, которых мы не запомним, благо основные действующие лица с улыбкой на лице выходят из вагона.
Все взяты под наблюдение. Система продолжает функционировать. Это были очередные жертвы, лица которых мы не запомним. Как и в фильме Анри Вернея, финал Кассандры угрожающе тревожный. Мы видим окна здания и мысленно додумываем о той системе, которая и дальше будет творить, что ей вздумается. Ежедневные потоки стада, их тени отражаются на стеклах этих домов. И руководящий этой операцией полковник Маккензи. военные не в почете. Из его уст звучат не как ухмылка над словами врача, а реалии современного мира. Где военные, врачи и государства уже не играют той важной роли, как когда-то Они лишь винтики в системе координат тех, кого не принято видеть. Но какая никакая справедливость в этом мире есть. Унести с собой на небеса собаку так и не удалось.
В пассажирском поезде нелегально едет террорист, больной неизученной болезнью. Когда его обнаруживают, он уже успевает заразить пассажиров. Чтобы избежать эпидемии, поезд направляют к мосту, который давно уже прогнил и в любую минуту может рухнуть.
Британский триллер 'Переправа Кассандры' отличает напряжённая атмосфера и непонятный конец, а также великолепные спецэффекты в сцене крушения моста, гораздо более профессиональные, чем в современных 'блокбастерах'. Мост рушится, поезд падает прямо в реку.
В фильме играет мировая знаменитость Софи Лорен и менее известные актёры: Ричард Харрис, Мартин Шин, О Джей Симпсон, Берт Ланкастер, Лу Кастель и другие. Такой состав дополняет фильм, а их игра на профессиональном уровне.
В фильме по ходу действия сменяются разные жанры: начинается как фантастика, в поезде разворачивается самый настоящий триллер, ближе к концу начинается боевик, сцена крушения поезда - это драма, а затем уже начинается мистика. К счастью, 'Переправа Кассандры' - один из тех фильмов, в которых сценаристы не считают зрителей глупее себя, поэтому они не стали объяснять мистический конец.
В принципе, я не ожидал от этого фильма особого откровения - описание дает довольно ясное представление о жанре данного фильма. Однако, рейтинг обнадеживал. Как и год выпуска, ведь в 70-х снималось превосходное кино. Актерский состав тоже на высоте, казалось бы - чего еще нужно?
Поначалу все было даже лучше, чем я ожидал - захватывающее действие начинается практически с первых минут фильма, но ближе к середине постепенно скисает и ты начинаешь поглядывать на часы и тянуться к кнопке перемотки. Впрочем, этот провал длится недолго и вскоре начинается вторая часть фильма, весьма насыщенная действиями... и сюжетной бессмыслицей.
Непонятно зачем, но во второй половине фильма военные безо всякой причины превращаются в беспощадных маньяков, которые начинают уничтожать все живое, стрелять в женщин и детей, а также стараться всеми силами пустить под откос инфицированный поезд. И все это - во благо человечества, разумеется.
Я, конечно, понимаю, что после вьетнамской войны в кинематографе царили пацифистские настроения и военщину в Голливуде, мягко говоря, недолюбливали, но приравнивать всех подряд военных к нацистам - это уже перебор.
А приравнивают их к нацистам весьма недвусмысленно - ведь поезд направляется не абы куда, а в бывший концлагерь в Польше, и в поезде при этом находится бывший узник этого концлагеря, который, разумеется, снова станет жертвой нацис... ой, простите, американской военщины, которая настолько могущественна, что способна перебить всех пассажиров поезда в зоне советского влияния.
Интересно, что авторы даже не утруждаются объяснить, как Польша (читай - Москва) согласилась пустить к себе поезд, от которого отказались все страны Запада? Забавно при этом, что снимался фильм во Франции и Швейцарии. Видимо, в реальной жизни, попасть в Польшу не удалось даже ради съемок такого антивоенного фильма.
Концовка фильма не менее абсурдна - авторы зачем-то намекают на существование некоего заговора в высших эшелонах власти, но тут же спешат закончить повествование. Видимо, по мнению сценаристов, это искусный завершающий штрих, но выглядит он совершенно не к месту.
Не зря, ох не зря Питер О'Тул отказался от главной роли в этом фильме. Не прогадал.
В общем, очень жаль, но абсурдный сюжет сводит на нет все прочие достоинства этого фильма.