Охота на цветной металл – основа ночного промысла предприимчивых дельцов упадочного Брэдфорда, невольными свидетелями которого становятся приятели Арбор и Свифти, оседлавшие чужого коня, чтобы прокатиться на нём из поля домой, попутно познакомившись с его хозяином и одновременно королём свалки «Котёнком», взяв на вооружение образец старших, откуда можно взять деньги, когда жизнь не обременяет тебя ни лёгким, ни тяжёлым трудом.
Они – две контрастные полосы: нервный, постоянно взвинченный Арбор, пыл которого гасят посредством врачебных пилюль, и спокойный, как слон, крепко уравновешенный здоровяк Свифти, живущий в той же непроглядной нищете, что и его приятель, чьи семьи неразлучны с нуждой и неудачей, сплачивающими ребят в инстинктивный союз поддержки и взаимопомощи, объединяя их естественной мечтой спасти положение, понимая, что родителям его уже не спасти.
Оттолкнувшись от известной притчи Оскара Уайльда, Клио Барнард, сохранив её мотив, использовала унылую фактуру люмпенизированного провинциального города, снабдив её экспрессивной энергетикой заполошного Коннора Чапмена, вырабатывающего киловольты напряжения и киловатты мощности, создавая силовое поле вихревого потока тотальной нецензурщины и сплошного нахальства, обескураживающее милого и беззащитно наивного паренька, которого уравновешивает внушительный товарищ, терпением превосходящий невротичного недотёпу, таскающего за собою неизменную охапку проблем.
Барнард не зря потратила уйму времени на подбор подельника для буйного Арбора, поскольку Шон Томас обладает именно тем спокойствием, которое сродни святости, радикально отличающей его от неугомонного безобразника и, вместе с тем, связывающей его с ним миссией спасителя и заступника, впрочем, и Арбор готов, когда надо, постоять за него.
Семейное забытьё соседствует здесь с педагогической беспомощностью, порочность взрослых граничит с жестокостью детей, серость хмурого неба с пустотой запущенных жилищ, чёрствость сердец с безразличием прохожих, однообразие будней с привычкой, приглушённой азартом скачек, ставших притяжением для влюблённого в лошадей Свифти, который, не бросая друга, хочет оттянуть того от невзгод.
Неразлучные друзья, ныряя дома и выныривая в школе, подкрадываясь из-за угла и притаившись в потёмках, приоткрывают полог над городом и нравами его горожан, придавленных гнётом безработицы, безденежья и духовной пустоты, отталкивающе безразличных и донельзя меркантильных, отгороженных стеной безликого равнодушия к тем, кто крутится по-соседству, не зная, как жить.
Подразумевая под убогим садом притчевого эгоистичного Великана весь этот удручающе затхлый городок с его непутёвыми жителями, режиссёр влепила раскатистой силы затяжной финал, что, охватывая соседние звенья, распространяется от главных героев к второплановым, цепной реакцией просветления, как всегда, запоздалой, и, тем не менее, обнадёживающей горьким многоточием фильма который, если не потрясёт, то заставит вас вздрогнуть, наверняка.
«Великан-эгоист» уже получил международное признание - Лучший европейский фильм Каннского кинофестиваля. Это не просто фильм, это перевод библейской притчи, очень жестокая сказка, рассказанная очень смелым человеком. Сказка не о детях, а о нас, о последствиях, вызванных нашей жестокостью и равнодушием.
Это авторская адаптация детской сказки Оскара Уайльда, изображающая будни двух друзей из неблагополучных семей с севера Англии, зарабатывающих на жизнь сдачей металлолома. Лента рассказывает о сложностях, с которыми они столкнулись, в частности - детский труд и нарушения прав ребенка. Главный фокус фильма - стойкость и одновременно уязвимость этих детей.
Этот фильм стал настоящей сенсацией в Великобритании с момента его выхода на экраны, ведь он является правдоподобной версией той жизни, которой на самом деле живут многие молодые люди в Великобритании сегодня. Как отметила сама режиссер, история, описанная в фильме - не выдуманная, и это доказательство того, что подобное может случиться даже в высокоразвитой стране. Я надеюсь, что после фильма людям будет над чем подумать.
P.S. В рецензии передано не только мое сугубо личное мнение.
Я так и не понял: понравился мне фильм или не очень
Со мной такое редко бывает, когда после просмотра фильма я затрудняюсь охарактеризовать его одним каким-нибудь оценочным словом типа 'хороший', 'плохой', 'под пивко', 'под еще что-нибудь' и т.д.
Пожалуй, за одно такое исключение из моего опыта фильм стоит выделить. Но рука не поворачивается дать рецензии зеленый цвет. Постараюсь пояснить почему.
Сюжет.
Честно - он банальный. Два английских паренька, оба из бедных семей, можно сказать, неблагополучных. Оба совершенно одиноки, всячески притеснены, поэтому держатся друг за друга. Выживают, как могут, в финале попадают в беду.
Почему банальный? Да потому что в моей стране таких историй, особенно в 90-ые, было тысячи. Бывало, что и самолично оказывался в подобных историях 'где-то рядом'. Поэтому и банальный. Может, для состоятельных и не знавших бед европейцев тут и нашлось, чему подивиться. Награды какие-то фильму вручили. У меня глаз не дёрнулся.
Но подан сюжет хорошо, да. Качественно, я бы сказал. Я верил происходящему, ход событий прощупывался очень чётко.
Игра актёров.
Мальчишки молодцы, ничего не скажешь. Каждый с ролью справился достойно. Задача была показать нам два совершенно разных типажа, выдернутых из одного контингента - задачу выполнили.
И я местами сопереживал. Но опять же - меня что-то поразило в их игре или в игре второстепенных персонажей? Нет. Это просто хорошо выполненная работа.
Ну и финальное, наверно...
Смысл и чему я научился.
Когда-то давно я прочитал в чьей-то рецензии на этом сайте слова человека, запавшие в душу. Фильмы должны нас чему-то учить. Вот когда я был ровесником главных героев - я учился многому из фильмов. Учусь и до сих пор, порой даже совершаю открытия. Некоторые фильмы побуждают меня погрузиться после просмотра в затронутую литературу, отправиться в путешествие или наделяют меня навыками общения с теми или иными людьми, например.
Этот фильм не научил меня ничему, извините. Я это всё уже видел своими глазами 20 лет назад.
Посоветовать могу неискушенному зрителю разве что.