Красивый фильм, красивая музыка, красивые актеры! Какие могут быть эмоции после такого, красивого фильма?! Только самые красивые. Молчание в этом фильме золото, эти безмолвные минуты, благодаря которым можно глубже проникнуть в особый мир героев, дарят необыкновенное ощущение легкости и свободы!
Филиппа обретает смысл, любовь, но желание искупления, чувства вины остаются с ней, но теперь она не одна, с ней рядом еще одна жизнь и эта жизнь добровольно отдала себя в ее руки. Решит ли она стать палачом этой жизни, окунуться в свои грехи и принять наказание, когда из-за этого может пострадать дорогой ей человек.
Кислевский дает своему зрителю самому мыслить, вот именно этого не хватает в фильме, моментов где мы сами сможем понять в каком положение мы находимся. Но режиссер Том Тиквер, родившийся в Германии и вдвое младше Кислевского, за спиной которого не так много творений, и он никогда не работал над чужим сценарием. Все эти нюансы, несомненно, сказались на картине. Но стоит ли винить в этом режиссера? Думаю, нет, несмотря на все это он без сомнения старался и эти старания заметны, фильм трогает, актеры подобраны идеально, линия сцен поставлено как надо, реалистичность и в тоже время присутствия некого Божественного промысла есть. Красивые кадры, не пафосные речи, он все сделал правильно, просто немного по своему, просто нам всем хотелось бы видеть творение созданное творцом, но так сложилась судьба, и по судьбе, словно чей-то шутке, великая идея Кислевского о трилогии Рай, Ад, Чистилище не смогла быть реализована им самим до конца. Но реализовывается другими, может это и есть судьба, о которой всегда писал Кислевский?
«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2: 8)
Меня, не слишком большого знатока английского, – так же как, впрочем, и божественной науки теологии – задуматься заставило уже само название фильма. Почему не «paradise»? – спросил я себя мысленно. И вот что выяснил. Оказывается, у них, иностранцев, рай бывает двух типов: рай как сад (о нем – в заголовке рецензии) и рай как небо. Последний и есть «heaven». Надо же, подумал я, а мы привыкли обходиться одним словом. И вообще вариантов описать состояние блаженства у нас не так уж много: «райское наслаждение» и, пожалуй, «кайф». Гораздо больше слов, описывающих лишения и муки. Мда… Впрочем, не буду их здесь приводить, дабы не отвлекаться. Возвращаясь к фильму – значение концовки для меня прояснилось полностью.
Нужно, однако, заметить, что в картине хватает и страданий. Филиппа мучается о невинно загубленных жизнях, а Филиппо – от внезапно нахлынувшей любви. Но у него это ненадолго – ведь взаимная любовь несчастной быть не может. По определению.
Кейт Бланшетт сказочно хороша! До этого я видел эту актрису в «Талантливом мистере Рипли», «Вавилоне» и «Загадочной истории Бенджамина Баттона» и из общего ряда ее игру особо не выделял. Сейчас же нахожусь просто в восхищении! Эмоции сложнейшие: раскаяние, отчаяние, любовь – переданы прекрасно. На актрису хочется смотреть не отрываясь. Сохранить индивидуальность и привлекательность даже подстригшись «под ноль» – как же это отличается от манеры многих рафинированных кукло-звезд, героини которых даже с постели по утрам встают с прической и макияжем!
Понравился и Джованни Рибизи. Он мне напоминает нашего Евгения Стычкина – такой же маленький и глазастый, кстати, они – ровесники. Хороший актер.
Наконец, моя личная радость – я открыл для себя Тыквера! «Парфюмер» в свое время прошел как-то мимо, – от посещения кинозала отвратила основная идея, кроваво-безумная – других его фильмов я тоже пока не смотрел. Теперь же вижу: Том – большой молодец! Картина имеет четкий ритм, сюжет нигде не провисает, актеры знают что играть, ничего не топорщится. А как оригинально и красиво решена любовная сцена под деревом (так и хочется сказать «древом»)?! Ну и финал, конечно, божественен…
В целом фильм оставляет хорошее послевкусие, долго «не отпускает» и, думаю, не забудется. Его можно пересматривать.
Пока смотрел этот фильм, мне все время как будто не хватало информации. Жаль не позволяет жанр, но было бы очень удачно, если бы голос за кадром, может быть голос автора, комментировал происходящее. Не действия комментировал, а внутренние переживания героев. Лично мне пришлось догадываться, что Рибизи влюбился, да и она вроде любит, не смотря на то, что долго думала, когда её спросили об этом.
Но после я почувствовал, что режиссёру удалось показать мир между влюбленными, такой тихий, безмолвный, хотя сама любовь показалась какой-то скрытой. Я подумал, может это и есть рай, на который он указывает нам. И когда я стал смотреть с такой идеей, фильм для меня показался гораздо информативней.
Кейт Бланшет играет великолепно и выразительно, что было скорее рельефом на фоне остальных безэмоциональных героев. Рибизи, похоже, выполнил задание режиссера, показал рослого ребенка, который любит Филиппу скорее как маму, чем как женщину. Очень тонко сыграл, надо было пристально наблюдать за игрой, чтобы понять грани.
И вот вывод. Видимо фильмов, где подают все на блюдце, разжевав каждый кадр, гораздо больше, что и от остальных ждешь того же. А здесь же надо думать или додумывать, как угодно, а у нас итак проблем много.
Благодаря игре актеров (кстати, Тано засветился и оказывается не плохо играет) фильм и получился таким, богатым мимикой. И хотя ему далеко до 'Знакомьтесь, Джо Блэк', где частое молчание выглядело наоборот очень красноречиво, я бы все-таки посоветовал посмотреть для того, чтобы понять, насколько мы разучились читать по глазам и движениям, понимать смысл вроде бы случайных событий, в общем видеть скрытое.
Я это увидел. Интересно. Мне даже трудно оценить фильм, потому что здесь и критерии другие, но надо. Пожалуй:
Честно говоря, после просмотра предыдущей работы Тома Тыквера «Принцесса и воин» особого желания смотреть что-либо другое из его фильмографии у меня не было. Но позже я узнал, что в его следующем фильме «Рай» играет очень талантливая актриса Кейт Бланшетт. Именно это и послужило основной причиной для просмотра.
Следует отметить, что фильм получился намного лучше отвратного (на мой субъективный взгляд) «Принцесса и воин», где сюжет на час растягивался почти на два с лишним. Здесь Тыквер Тим тоже этим не брезгует, но благо не в таких количествах. И актриса из Кейт гораздо лучше, чем из Франки Потенте, а потому смотреть было действительно интереснее.
Сюжет здесь очень драматичный. Особенно меня поразила сцена допроса, в котором Кейт просто невероятно эмоционально выкладывается. Наблюдать за ее выражением глаз было одно удовольствие. Кадры буквально наполняются атмосферой, и ты уже чувствуешь, как этот фильм тебя затягивает. Ничуть не хуже играет Джованни Рибизи, который обычно совсем не блещет талантом в других своих фильмах.
Очень порадовала музыка. Все эти композиции на пианино очень четко подчеркивают ту грань, по которой ходят двое главных героев и она отлично передает их эмоциональное напряжение.
Рай – не лучший фильм Тыквера, но и определенно не самый худший. Некоторую затянутость сюжета, фильм искупает потрясающей игрой Кейт Бланшетт и Джованни Рибизи, а также очень четко подобранной музыкой. Уже ради этих вещей фильм стоит глянуть и оценить.
На первый взгляд в этой молчаливой и величественной кинопритче есть все, что нужно: возвышенность помыслов, чистота и единство душ, масштабность внешнего мира, и, конечно, истинная любовь. И все было бы прекрасно, если бы не имя Кшиштофа Кесьлевского, упомянутое в самом начале как имя одного из авторов сценария. А сценарий, действительно, очень в духе Кесьлевского:
Молодая учительница по имени Филиппа, убитая несправедливой кончиной мужа берет правосудие в свои руки, однако, благодаря досадной случайности, погибают невинные люди (мужчина и двое детей), что оказывается для Филиппы потрясением. Кто бы мог подумать, что именно в таком шоковом состоянии героиня встретит свою любовь, юного карабинера по имени Филипп, напоминающего одновременно преданного щенка и доброго ангела, посланного на землю, чтобы помочь Филиппе завершить намеченное дело, а после, проводить ее в мир иной. Здесь будет все: и побег из тюрьмы, и месть, и обличение органов правосудия, и внутреннее очищение, промелькнет даже истинная дружба и всепрощающая родительская любовь, но для тех, кто взялся за просмотр фильма в связи с именем Кшиштофа Кесьлевского, все это померкнет во тьме и даже 'человечный' сценарий не спасет ситуацию. Дело в том, что в этой масштабной постановке, с обильными панорамными видами, напряженным саундтреком, многозначительным молчанием, и стремлением к возвышенности, почти полностью отсутствует загадка, присущая Кесьлевскому. И мне кажется, виной тому иной метод подачи информации. Кесьлевский всегда шел от частного к общему, зритель усваивал его идеи через обыденные предметы, показанные по новому. Тыквер же абстрагируется от частного, что создает эффект искусственности. Например, ряд грубоватых совпадений, связанных с именами, датами первого причастия и т.д. героев, не могут не оставить ощущение неестественности. В качестве сравнения напрашивается 'Двойная жизнь Вероники' Кесьлевского, в которой даже идентичная внешность двух главных героинь не производила такой прямолинейный эффект. Наряду со всем этим, мотив неизбежности судьбы, с которым так любил заигрывать Кесьлевский, у Тыквера достиг своего апофеоза, что, к сожалению, вызывает еще больший диссонанс в сочетании с монументальной молчаливостью фильма в целом.
Сценарий картины бесспорно красив. Прекрасна идея духовного единения двух людей (а навязчивые мысли связанные с тем что Филипп и Филиппа на самом деле один человек и вместе с тем понимание того, что они разные - едва ли не самое прекрасное). Хороша и закольцованность картины, и типажи актеров, которые, как уже было отмечено, чем-то похожи друг на друга. Но притупляет эту красоту эффект так и не сложившегося пазла, метафоры, повисшей в воздухе в виде вертолета (не самое ли простое объяснение финалу?). Садясь за просмотр не ожидайте, что поймете картину и ее необычную концовку (наказание может вынести лишь высший суд? Рай как свобода от условностей? Любовь, которой нет места на этой земле? Благополучное завершение 'черного дела' в нашем испорченном мире?), вы не сможете понять даже в каком месте начался рай, и есть ли он вообще.
На мой взгляд, весь фильм напоминает подготовку к переходу в иной мир, подготовку к раю, что тоже могло бы получится весьма интересно, если бы в картине было чуть больше Тыквера, чуть меньше стремления отдать дань Кесьлевскому. Тогда простор и живописная масштабность окружающего мира раскрылись бы иначе, напомнив взгляд сверху, из рая. Идея жертвенности и мести заиграли бы новыми красками. И насилие, порождающее насилие (один из смыслов, который стоило бы развить как следует, потому что на нем построен весь фильм) после окончания картины, перевернул бы в головах зрителей устройство царства земного и небесного, хоть и в рамках лишь этой истории.
Очень трагичное, режущие до боли начало. Неожиданное, динамичное и захватывающее продолжение и действие фильма (не всмысле интертеймента). Но это все достоинства сценария. Тыквер же подкачал. Фильм лишен души, стержня, ясной мысли режиссера (куда собственно он ведет зрителя). В итоге получился пшик. Жаль.
На родине Кшиштоф Кесьлевский заработал себе имя как документалист, в Европе прославился как представитель прогрессивного и социально-активного польского кинематографа второй половины семидесятых годов прошлого века. Но на мировой уровень он вышел, создав «Декалог» - эпохальный калейдоскоп судеб, моральных конфликтов и человеческих чувств в десяти частях. Уже потом была работа во Франции, отмеченная в Каннах «Двойная жизнь Вероники» и трилогия «Три цвета», поочередно награжденная в Венеции, Берлине и даже у редко смотрящих на Европу американских киноакадемиков. Впрочем, многочисленные призы стали лишь признанием совокупности заслуг; подлинное величие Кесьлевского – в его картинах, каждая из которых отнимала у него столько сил, что в 1994 году он объявил о своем уходе из режиссуры… а вскоре скончался от сердечного приступа. Закончился ли на этом его творческий путь? Отнюдь.
Кшиштоф Кесьлевский оказался одним из тех редких авторов, жизнь которых не прекращается с завершением земного пути. Его постоянный соавтор Кшиштоф Песевич нашел сценарии и наброски своего друга и коллеги; как прежде, разработал и доработал их. Таким образом, спустя почти десятилетие после своей смерти, один из величайших европейских кинематографистов вернулся на экраны с новой, последней трилогией: 'Рай-Ад-Чистилище'.
Поставлена она была разными режиссерами, которых, по сути, ничего не связывает. Ни общих продюсеров, ни общих членов съемочной группы, и даже страны происхождения у всех разные. И, как ни странно, это не разрушает оригинального замысла Кесьлевского - одно время он и десять частей 'Декалога' хотел предложить десяти разным режиссерам, но затем решил, что речь идет о материале слишком личном. Являлась ли для него последняя трилогия столь же личным материалом, сегодня уже не узнать, однако в том, что современные постановщики так считали, нет никаких сомнений. Дух Кесьлевского окружает и подавляет режиссеров, работающих с его сценарием, и это четко видно уже в первой части трилогии - 'Рае' Тома Тыквера.
Выработав к 2002 году собственный, вполне определенный режиссерский стиль, Тыквер, однако, почти незаметен в 'Раю'. От немца - лишь ряд будто случайно выхваченных формальных приемов: чрезмерно частые панорамы с вертолета, яркая, вычищенная картинка и построенный на наплывах монтаж. В остальном же он разрабатывает стиль фильма так, чтобы держаться к позднему творчеству Кесьлевского настолько близко, насколько это возможно; вплоть до приглушения социально-политической актуальности картины, которая характерна скорее для раннего периода творчества польского кинематографиста.
И потому, чем дальше, тем острее ощущается, что «Рай» - не самостоятельная картина, но имитация. Честная и искренняя, сделанная из лучших побуждений, но не достигающая необходимой правдоподобности уже хотя бы потому, что Кшиштоф Кесьлевский - это Кшиштоф Кесьлевский, а Том Тыквер - Том Тыквер. Фильм непреднамеренно выворачивается наизнанку: стремясь к эталонной оригинальной режиссуре, он ломает и комкает оригинальный сценарий.
Тыквер вдруг пробивает в сюжете дыры, которых там изначально быть просто не могло. Мотивация героев Кесьлевского в фильмах, снятых им самим, всегда понятна. У Тыквера же разобраться в том, что движет учительницей Филиппой, в результате неудавшегося покушения на наркодилера взорвавшей четырех невинных людей, а затем скрывающейся от правосудия при помощи молодого карабинера Филиппа, можно только ближе к финальной сцене. Режиссер заигрывается в фирменное для Кесьлевского смешение реальности и метафор, излишне запутывая зрителя, который из без того занят моральной дилеммой: можно ли сочувствовать женщине, которая действительно совершила страшное преступление, пусть и не желая того, пусть и по вине непредсказуемой судьбы, пусть и изначально замышляя добро? Сюжет Кесьлевского, который всегда с теплом относился к простому человеку, подталкивает к оправдательному взгляду на ситуацию, превращая фильм в своеобразную историю искупления согрешившей Филиппы через единение с невинным Филиппом. Причем, единение как на физическом, так и на визуальном уровне: скрываясь от полиции, герои надевают похожую одежду, сбривают волосы, а лица их все сильнее становятся похожими на возвышенные, лишенные эмоций маски.
Но не стоит обманываться, будто финальное вознесение - прощение героини. Тыквер, до этого тщательно путавший все карты, вдруг просто умывает руки и оставляет окончательный вывод в воздухе. Буквально. Если в игре реальности и метафор Кесьлевского для зрителя важнее реальность, то никакого спасения для героев не предвидится; если же допустить, что на вертолете и вправду можно подняться в Рай, то это лишь значит, что оправдать или осудить героев может лишь высший, небесный суд. И что бы зритель для себя ни решил, от его восприятия 'Рая' все равно ничего не зависит. Развивая этот мотив, можно даже сказать, что не имеют большого значения и зрительские оценки - Тыквер, как кажется, отправляет свое послание на суд лично Кесьлевскому. Претенциозно? Режиссер не без доли здравого смысла рассудил, что это не нам решать.
Любовь - крылата и вольна, как птица,
Пускай замужних ждет и честь, и власть.
Тем, кто изведал подлинную страсть,
Уж не нужны ни почести, ни слава.
В сюжетной линии женщина в исполнении Кейт Бланшетт, потерявшая мужа из-за наркотиков, решила взять правосудие в свои руки, но случайно убиет невинных. Охранник и переводчик на ее допросе, страстно возжелавший это синеглазое чудо с первого взгляда, разрабатывает удачный план побега из тюрьмы на свободу. Свет в конце тоннеля для поезда, в котором едут двое. Родные и знакомые осуждают их, но помогают затаиться. Дерево, под которым они занялись любовью и небо, в которое они поднялись.
Первая часть трилогии Киселевского в исполнении Тыквера. Продолжение - Ад по содержанию глубже, но явно проигрывает по визуалу. Красивые ракурсы ландшафта Италии, съемка симметричных планов и гармонично расположенных объектов в кадре. Тревожная атмосфера, с первых минут перетекающая к концу, просто, в ком в горле. Что для любви - смерть, грех и происки судьбы? Как высоко можно воспарить над миром, подобно влюбленным из писем 'Элоизы к Абеляру ' Александра Поупа? И что там наверху? Рай для двоих?
Увидела фильм случайно, по телевизору. Первый раз - даже не сначала. Но зацепило сразу: фортепианная музыка (сразу и не вспомнишь, где ещё закадровое фортепиано), долгие ракурсы, когда значима каждая деталь, изумительная игра Кейт Бланшетт...
Перефразируя Иоанна-Евангелиста, позволю себе сказать: 'Любовь бродит, где она хочет. Никто не знает, откуда она пришла и куда уйдет'. Ну, куда она уходит в этом фильме, понятно: в небеса, на угнанном вертолете. А этому предшествует невероятно красивый план: на холме, под деревом, на фоне краснеющего заката (нам, зрителям, краснеть не приходится - всё снято весьма целомудренно), два черных силуэта влюбленных... Это ли не вечность?
Но, увы. Какая уж там вечность: за ними настоящая охота. Куда бы они ни улетели (разве что в самделешный Рай - разбившись, и то если Господь сочтёт: жизни четырех невинных людей, погибших по невольной вине героини, искуплены их любовью), приземление сулит им заключение не на один десяток лет... Их любви нет места на земле.
И, только посмотрев фильм второй раз, уже с начала, и увидев в титрах имя Кшиштофа Кисьловского, мне стало понятно, почему он мне понравился. Но я по-прежнему не могу найти для самой себя ответа на проблематику этого фильма: оправдывает ли любовь (какой бы искренней и даже героической - вопреки всему - они ни была) жизни четырех невинных людей, включая двоих детей?
Потому-то этот фильм и цепляет: ты снова и снова задаешь себе этот вопрос, и снова и снова пытаешься на него ответить. И каждый человек, наверное, будет отвечать по-разному...
Как-то на одном моем любимом сайте (называть его не буду, потому что сочтут рекламой) читал комментарии про Кейт Бланшетт. Одна девушка написала, что полюбила Кейт после этого фильма и 'во время просмотра я так плакала, что у меня слёзы текли даже по животу'. После этой фразы я сразу же добавил кино в закладки. Тем более Том Тыквер мне симпатичен еще со времен фильма 'Беги, Лола, беги', который я пересматривал раз десять, наверное.
Что ж, у меня слезы по животу не текли, к сожалению, но фильм оставил приятное впечатление. Очень интересный сюжет был в начале. Главную героиню арестовали за убийство четверых человек. Причем отомстить она хотела одному мужчине, но вышла небольшая накладка, в результате которой пострадали невинные люди. На допросе ей понадобился переводчик. Молодой юноша влюбился в Филиппу и решил помочь ей сбежать. Немного напоминает 'Кармен' Проспера Мериме, но я люблю такие сюжеты.
Прежде, чем перейти к минусам, за которые я снизил оценку, хочется отметить великолепнейшую игру Кейт Бланшетт. Она тут сыграла потрясающе. За один только эпизод, когда на допросе ей сообщают о количестве погибших, можно вручить ей еще один Оскар. Джованни Рибизи тоже понравился мне. Эдакий мальчонка с щенячьими глазками, который первый раз в жизни отошел от устава, наверное. Не вызывает сомнений, в общем. Режиссура хорошая, но тут я не могу быть объективным, поскольку работы Тыквера мне импонируют, даже если сам фильм не особо нравится. Саундтрек идеальный.
И все же мне не хватило напряжения. Как-то слишком легко и просто все складывалось у этой парочки. А концовка вообще уже перешла грани разумного. Куча народу, но при этом они остаются незамеченными, будто в шапках-невидимках ходят. И вообще я ждал в конце яркий трагический аккорд. Вот тогда поставил бы оценку выше. Но все-таки фильм хороший. Закончился слишком быстро. А хотелось еще продолжения.