Я очень люблю Булгакова и в свое время (ну конечно тоже юное и полное зарождающихся чувств) запоем, ночами под одеялом читала Записки юного врача.
Вынесла из них такую же отчаянную боль рухнувших надежд и амбиций, столкновение с жестокой реальностью человека, которого никто к ней не готовил. Разрушение личности, метания, неприятие себя и мира вокруг.
Тоску русской глубинки и русской души, вперемежку с грубоватой душевностью и грустной улыбкой без которых в России не выжить.
И я очень не люблю сравнения в духе 'книга лучше'. Ну не экранизация это. Это попытка режиссера передать те же чувства, которые родились у него под влиянием произведения. Искусство - это же искусство РОЖДАТЬ ЧУВСТВО.
И на мой взгляд - фильм великолепный.
Визуально безупречные кадры (зеленые стены комнаты, медная лампа операционной, вечный синеватый отблеск вьюги за окном на белом кафельном полу)..
Игру Рэдклиффа очень люблю именно за ее театральность - на мой взгляд гротеск, который во многом основа этой картины, как никак уместен по отношению к России. Мы и есть гротеск - где без юмора и грубости не выжить, потому что реальность слишком суровая. И есть большой соблазн уйти от нее - на высокие зеленые луга, где светит теплое солнце...
Хочу поделиться своим мнением на счет данного сериала. Оно будет не длинным, и без сравнения с первоисточником, так как я не читал произведение лежащее в основе данного сериала. Что же тогда написать? Напишу именно впечатление о сериале, как о чем-то самодостаточном.
Разумеется хочется отметить атмосферность сериала. Этакий почти до предела утрированный русский быт тех времен, времен революции. Атмосфера тех времен передана не однозначно. С одной стороны, ты хорошо погружаешься в задумку автора, с другой стороны, будучи человеком русским ты разумеется понимаешь, что все в этой истории, возведенный в высшую степень маразма, утрированный до предела черный юмор и вряд ли имеет что-то общее с тем, как на самом деле обстояли дела. Почему? Ну, к сожалению, русских людей (да, хоть и на тот момент не образованных - а чего еще ждать от глубинки тех времен?) выставляют почти полными дурачками, почти психопатами. Но такова версия данного сериала. Да, именно версия. Если подумать, то у этого сериала напрашивается вторая версия - правдоподобная, серьезная. Но это будет совсем другая работа. А тут все лайтово. То есть, создатели сериала хотят с одной стороны показать трагедию, с другой стороны превращают все в абсурд, в такой морфиновый цирк.
Но правды ради сказать - этот цирк сглаживается и вытягивается за счет второй сюжетной линии где старшая версия главного героя пытается спасти себя юного от ошибок, которые ему предстоит совершить. Это очень необычный ход и он дает эту сериалу некоторую уравновешенность. Если бы не этот второстепенный сюжет, то сериал бы действительно мог превратиться в цирк и быть непонятым. Именно это взрослый герой отвлекает от несерьезности и заставляет задуматься над реальностью. Он более реален, чем все вокруг, хотя он всего лишь плод воображения.
Игра актеров. Тут без вопросов. Лично мне понравилось как сыграли свои роли все актеры. По факту, когда ты смотришь этот сериал, есть такое чувство, что ты смотришь не кино, а постановку в театре. некоторый Ревизор, только в другом амплуа. Что Дэниэл Рэдклифф, что Джон Хэмм, оба актера сыграли отлично и помогли вытащить сериал. Смотря на то, как играет Дэниэл, сложно представить, что еще не так давно он был мальчиком со шрамом, волшебником. Мне кажется ему удачно удалось сменить образ, а еще понравилось то, как он это сделал. Ведь в сериале, с самого начала прослеживаются шутки, на счет того, что он все еще мальчик) Типа некоторая самоирония что ли)
В целом этот сериал на любителя. Кому-то некоторые сцены могут показаться необоснованно кровавыми и жестокими, кому-то все наигранно глупым и утрированным. Но по сути это просто такая задумка. Это можно сказать взгляд на те годы, глазами морфинового наркомана.
Сериал советую посмотреть тем, кто не слишком впечатлительный, смотрится на одном дыхании. Концовка печальная и радостная одновременно не вызывает ни плохих, ни хороших чувств. Просто так случилось, вот и все что можно сказать.
Очень остроумный, стильный сериал, а Дэниел Рэдклифф и Джон Хэмм в главных ролях образуют замечательный актерский дуэт.
Хотя создатели перетасовали рассказы Булгакова и несколько их переосмыслили, фильм от этого только выйграл. Черный британский юмор передает неповторимый булгаковский стиль - смешной, парадоксальный и одновременно тревожный.
Режиссура чем-то напоминает Квентина Тарантино: много крови, мяса и абсолютного безразличия к чужим страданиям. Но за завесой черного юмора проступает безнадежность, мрак и тоска: фильм заставляет задуматься о человеческих ценностях и о том, как с течением лет можно полностью переосмыслить поступки, совершенные в молодости.
Сериал хорош во всем кроме одного - типа повествования.
В нём есть хорошие актёры, нужная атмосфера и реализм, но всё путается от того, что нас забрасывают то в одну временную линию героя, то в другую. И пусть одной намного меньше, чем второй, но, когда они смешиваются, можно потерять ориентацию.
Радует, что всё снято по книге русского автора и сохранены оригинальные имена и прочее - адаптации бы под других было бы совсем не тем.
Как человек не прочитавший книгу не могу судить о полноте изложения в соответствии с оригиналом.
Также зацепил один момент - возможно, именно в данном амплуа Рэдклифф, наконец-то, окончательно перестал казаться для меня тем 'мальчиком, который выжил'. все остальные актёры хорошо подобраны и прямо-таки созданы для своих ролей.
Единственное, что может озадачить и разочаровать, это концовка. Она слишком оборвана на мой счёт.
Если был бы третий сезон, то можно было бы ещё как-то вырулить. Но выхода оного не планируется и потому сериал под конец оставляет зрителя немного в подвешенном состоянии, так как действие должно продолжаться.
«Крещение поворотом» - это второй рассказ Михаила Булгакова. В сериале же это первая серия.
Итак, по сюжету молодой доктор приезжает в Н-больницу, холод, зима, плохие дороги – все нам прекрасно знакомо по рассказу «Полотенце с петухом», а самое главное, эти проблемы никуда не делись со времен повествования. «Прощай, прощай надолго, золото-красный Большой театр, Москва, витрины…ах, прощай».
Молодого, вчерашнего студента играет Дэниэл Рэдклифф. Играет очаровательно, искусно, задорно и самое главное искренне. Попытки его героя выглядеть старше и значительнее заставляет улыбнуться. Конечно, некоторые моменты гротескно усилены создателями сериала – черный английский юмор, но мне кажется атмосфера и стиль самого автора нисколько не утеряны. Я когда смотрела, испытывала те же чувства, что и при чтении – а это важно для восприятия любой экранизации. Многие моменты очень точно показаны в сериале – именно те, что важны для образа юного героя – «пятнадцать пятерок», «богатый инструментарий» или неподъемный чемодан.
Окружение юного врача настолько реалистично и живо показаны актерами, которые играют Пелагею, Анну Николаевну, фельдшера, что я иногда думала, это точно английский сериал?! Предыдущий доктор Леопольд Леопольдович, несмотря на отсутствие в кадре, воспринимается как отдельный персонаж: недосягаемый, утрированный образ врача-художника-хирурга.
Если бы я не читала рассказы, я бы возможно была возмущена цинизмом, иронией, сарказмом. Но все это присутствует в рассказах писателя. Считаю, что создатели сериалы отнеслись достаточно аккуратно к оригиналу, хорошо поработав над сюжетом и подачей.
«Полотенце с петухом». В этой серии есть довольно сильное расхождение с первоисточником. Мне жаль, что создатели не смогли показать ощущение ускользающей вместе с жизнью красоты. Нет подаренного полотенца с вышитым петухом. Но в целом, спасенная жизнь есть спасенная жизнь, даже когда все вокруг, люди намного опытнее тебя говорят, что бесполезно, а ты все равно продолжаешь, и твои действия приводят к жизни, а не к смерти. Этот момент показан.
В сериях использованы моменты из других рассказов «Записки юного врача», но сделано это незаметно для зрителя в плане композиции. Я это просто отмечала краем подсознания, но опять же этот сериал снят по мотивам. Для меня важно даже не слепое следование, а удачное воплощение и само ощущение творчества писателя.
Стальное горло. Серия, снятая почти без изменений по рассказу по моему внутреннему ощущению.
Вообще словосочетание «темный народ» как нельзя лучше отображает иногда тематику и сериала, и самих рассказов-первоисточников. Актеров на роли больных крестьян, солдат, родственников, детей, других второстепенных персонажей хорошо подобрали – настолько колоритные, смешные, узнаваемые, иногда просто ужасающие образы обывателей получились.
Первый сезон завершается «Вьюгой». Что хочу сказать, создателям удалось связать все серии в единое целое. Во многом благодаря актеру Джону Хэмму – который играет главного героя уже повзрослевшим, саркастичным, но по прежнему обаятельным, ностальгирующим. Хорошее решение – их диалоги, споры, пререкания, беседы вызывают и смех, и печаль.
Очень много отсылок к повести «Морфий», насколько я знаю, она не входит в цикл рассказов, но ее сюжетная линия очень интересна и органично вписана в композицию сериала.
Рецензия написана по первому сезону, вообще жаль, что рецензии нельзя разделять по сезонам, потому что многие сериалы разительно отличаются сезонами по тематике, настроению, основной мысли, атмосферностью, тот же Шерлок, Американская история ужасов и т.д. и т.п.
Советую к просмотру! Тем, кто не переносит черный юмор, проходить мимо.
Британский Булгаков - без обостренного ЧЮ не смотреть
Этот сериал посмотрелся почти случайно. Искала что-либо с любимым Джоном Хэммом, а тут еще и экранизация Булгакова! Посмотрела на одном дыхании (что, возможно, связано и с небольшой длительностью серий в отличие от обычного формата в 40-50 минут)
Сериал снят по мотивам одноименного цикла рассказов М. А. Булгакова и его же повести 'Морфий', а также основывается на биографии писателя. Снят блистательно - не сказать ничего! В задачи авторов не входила реконструкция жизни в русской глуши в революционные годы - и тут не надо искать оное. Но первоисточники прочитаны глубоко и перенесены на экран с большой любовью и уважением к автору.
Сатирически-саркастические нотки рассказов Булгакова многократно усилены, есть невероятно смешные эпизоды и серии. Правда, тем, кто не любит 'черный юмор', смотреть, пожалуй, не надо, ибо от некоторых сцен есть шанс впасть в ступор. Потому что все очень жизненно и жестко. Даже жестче, чем у Булгакова.
Спасибо британцам и за 'русифицированные' титры и саундтрек - это только усиливает впечатление от очень необычно, изобретательно и остроумно снятого сериала.
Отечественные талантливые экранизации этих же произведений есть - 'Морфий' А. Балабанова (2008) мне очень нравится, но это совершенно иная интерпретация и подача булгаковского текста.
Мини-сериал посмотрел, как ни странно, с удовольствием.
Конечно, это не экранизация, а адаптация 'по мотивам', но я считаю: Булгакова адекватно экранизировать невозможно. Его проза густа, пышна, навариста как украинский борщ, вся в узорах и завитушках. Переложить достоинства его стиля на киноязык никому не удавалось.
Многие упрекают: мол, Рэдклифф и компания извратили смысл книги. А то наши Михалковы мало извращали! По мне, так 'Записки' сделаны с гораздо большей любовью к первоисточнику, чем 'Пьеса для механического пианино'.
В сериале четко прослеживается главная идея. Это рассказ о крушении юношеских иллюзий, разочаровании в своей профессии. И в жизни в целом.
Самое главное, что это пока лучшая актерская работа Дэна. Он был более убедителен, чем в амплуа меланхоличного романтика из 'Женщины в черном'. Проекты Рэдклифф выбирает очень любопытные. В этой же картине его работа местами просто блистательна. В частности, в сцене, где приехали лечить женщину, а она умерла, и юный врач за столом нервно глотает ветчину, и тут входит дворецкий и ни к селу, ни к городу говорит: 'Я вспомнил, сэр! Она умерла! Та шлюха!'. 'Отлично!' - с безумным энтузиазмом восклицает ГГ и отправляет в рот очередной кусок ветчины.
Если Рэдклифф пойдет по этой стезе - трагикомической - у него может быть большое будущее.
Кстати говоря, после просмотра мне захотелось наконец-таки прочитать и книгу. Значит, все-таки Дэн сделал благое дело.
«Яркие огни Грачёвки! Везде, кроме дома почтмейстера, хочется повеситься»
Ох, не любим мы, когда американцы-канадцы-англичане решают покуситься на русскую классику и состряпать мощную экранизацию, при этом пытаясь отобразить в ней русский менталитет. Вспомним 'Войну и мир', 'Анну Каренину' и ряд других 'шедевров', которые в отдельности, в стороне от имен классиков, - работы неплохие. Но в связи с читательским опытом (не берем в расчет зрителей из категории 'Не читал, но осуждаю') эти фильмы нам претят. Я, кстати, довольно спокойно воспринимаю белобрысого Вронского, но режиссерам стоит объяснить, пожалуй, наше выраженьице 'Не по Сеньке шапка'. Проще говоря, не понял - не берись. И не в цвете волос тут дело. Просто представьте на секунду, как в руках американского режиссера будет выглядеть куприновская 'Яма'.
На фоне многообразных вариаций на тему русской классической литературы 'Записки юного врача' смотрелись особняком. Во-первых, авторы решили скурпулезно запилить сборник в виде сериала, во-вторых, в роли неопытного врача, вырвавшего по неосторожности пациенту кусок челюсти, выступил парнишка, спасший волшебный мир от Волдеморта. Так или иначе, лютая российская глубинка - это вам не бой за Кубок Волшебника, а потому я села за просмотр, вооружившись чистым интересом. И знаете, получилось неплохо.
Сериал не затянут, в двадцатиминутный регламент вмещается ровно одна булгаковская история, конечно, с потерями и урезками, но то диктуют правила сериаловарения. Хотя некоторых моментов мне до боли не хватало. В чем соль 'Полотенца с петухом'? В финальном эпизоде, когда Булгаков сентиментально описывает, как девочка, вытерпевшая операцию, принесла молодому доктору полотенце с вышитым петухом в знак благодарности. А что мы видим здесь? Да, милейшую сцену с тупой пилой, да, молодого доктора в полуобморочном состоянии, да, удавшуюся операцию. Но именно трогательного эпизода здесь не хватило. И так в каждой серии: создатели упрямо брали в основу метания молодого врача и его медицинские потуги, но никак не аспект человечности, который мне, например, был важен.
Между тем, возможно, подобные 'нехватки' обоснованы общей атмосферой сериала, мрачной и таинственной. Конечно, на правдоподобие сцены в бесконечных сугробах не тянут, да и режиссеры не позиционируют своё изобретение как достоверное изображение деревенской жизни. Местами получилось живо, местами - апатично, но довольно уморительно выглядели пациенты, просящие полоскания вместо приемлемого лечения. Недалекость во всей красе удалась, ровно как и персонажи.
Редклифф, выкинув к чертям гриффиндорский шарфик, в роли доктора довольно гармоничен и убедителен. Конечно, вряд ли я представляла героя таким при чтении, но пару баллов в актёрскую копилку Дэнни заработал своим честным трудом. Владимир получился нелепым, сомневающимся, пытающимся дотянуться до своего великого предшественника с густой белой бородой. И особо хорошо удались сцены с морфием и психологическое состояние героя в эти непростые моменты. Безусловно, актер вызывал улыбку, но скорее доброжелательную, чем снисходительную. Остальные персонажи довольно статичны, однако фельдшер получился смачным и безумным. Безусловная находка - параллельное повествование, где красивейшее личико Хэма однозначно фокусирует на себе все женское внимание. Ну как тут устоять!
Создатели, конечно, попытались сфокусироваться на теме одиночества среди людей, метаниях только выпустившегося товарища в заброшенной деревеньке, но вовремя остановились, потому что тоска Владимира вышла скорее смешной и однобокой, чем страдательной. Поэтому сериал был весьма закономерно из темы серьезной переведен в юмористическую, от чего, думаю, не пострадал ни один фанат нашей увесистой классики. Юмор в фильме чисто английский, шутки неплоски и вызывают кривоватую ухмылку, а не сочный смех. А если говорить о гиперреализации и крови - меня это не смущает. Напротив, странно отводить камеру в сторону во время эпичного надреза скальпелем.
Но как и в любой теле-опере, в 'Записках' можно найти прогнивший наполнитель, как в старой мягкой игрушке. А именно наполовину провальный второй сезон. Дурацкая большевистско-военная тема явно оказалась не по зубам братьям-англичанам, а потому получила довольно скучное и невыразительное воплощение. Вспоминаем про Сеньку. Из четырех серий я мужественно вытерпела две, поглазела на кумарного Редклиффа и его несвежую подружку и благополучно отправила сериал восвояси, дабы не портил положительного впечатления. Первый сезон же хорош! С Михаилом Афанасьевичем обошлись бережно, сняли забавно и свежо. На том стоило и остановиться, либо продолжить в том же бодром неполитическом русле.
Сериал мне понравился. Стыдно признаться, но сие творение Михаила Афанасьевича я оставил без внимания, и судить его творчество могу лишь по 'Собачьему сердцу' и 'Мастер и Маргарита'.
Не буду останавливаться на сюжете, ведь это одно из наибольших достоинств данного сериала. В сериале неплохо комбинируют фирменный британский юмор, с ноткой черноты, и драматическую историю главного героя.
По поводу актерской игры. Получился великолепный тандем Рэдклиффа и Хэмма, которые играют одного персонажа, но в разном времени и всячески дополняют образ врача. Каждый эпизод зритель наблюдает эволюцию образа 'доктора', актёры передают все больший спектр эмоций.
Отдельно стоит отметить фельдшера (Годли) и его 'странность'.
Образ Анны поистине напоминает мать, которая подталкивает героя к прогрессу, что и было отмечено 'доктором' в эпизоде о стальной трубке.
Пелагея - без комментариев. Видимо я не раскрыл для себя всю глубину этого персонажа, а может её и нет, попросту.
Прекрасно передана атмосфера глуши, чего уж стоит одна погода и 'суровость' русских женщин. А что уж говорить о крестьянах и их суеверии. Вкупе с западной точкой зрения вышло довольно таки забавно.
Ну и наконец. Как человек, который напрямую связан с медициной, не могу не отметить то, что реалии начинающего врача не слишком то и изменились с того времени. Все тот же стресс, и та же глубинка. Ты один на сотни километров. Но долг зовёт.
Не могу поставить максимум, ибо имеются сугубо медицинские недочеты, которые, к сожалению, я не смог упустить. Посему
Мне довелось пожить в Британии, и могу точно сказать, что британцы люди очень склонные к самоиронии. Весь фирменный английский юмор как раз на ней и строится.
Булгакова люблю с детства, а 'Записки юного врача' - чуть ли не первое, что я прочитала у него. Когда узнала о предстоящей экранизации, стала очень ждать. И Рэдклиффа тоже люблю, я же ребенок 90-х, выросший на Гарри Поттере.
И экранизация меня не разочаровала. Удивила, да. И порадовала.
Воспроизвести булгаковский стиль и атмосферу очень сложно, нофильм и не пытается. Наоборот, он преподносит что-то свое, новое. Это такая смесь британского с русским, бесконечная самоирония, тот редкий случай, когда фильм не пытается изобразить развлекательную клюкву, а преподносит свои сюжеты через декорации истории из чужой культуры, тем самым раскрывая общечеловеческие мотивы, которые близки представителю любой культуры. Британцы не изображали русских - они изображали себя через русских, и вышло очень неплохо. Такая декоративность хорошо оттенялась хорошим саунтреком, который порой очень веселил, представляя собой тот же элемент черного юмора.
И как во всякой хорошей комедии - изрядная доля драмы.
Визуальное решение тоже порадовало.
Не стоит искать тут глубинного смысла. А вот посмотреть, чтобы лучше понять свою и чужую культуру - стоит. Я соскучилась по британским друзьям, когда смотрела сериал.