Посмотрел по НТВ. Фильм тяжелый. В том плане, что не так легко выворачивать собственную душу на изнанку и терзать ее поставленными вопросами. Все что делает режиссер очень прямолинейно и преследует одну определенную мысль - ответ на вопрос внутри себя 'а как бы поступил ты?', предугадывая при этом, с тонкостью адепта психологии, собственно ответ. Жесткие рамки ситуации и социальных положений героев, не дают им по сути другого выбора. Все находятся в системе, которую не они придумали, но лишь пытаются выжить в ней.
Картина ставит под сомнение существование совести и высоких моральных принципов и тем более веру во Всевышнего в нашей цивилизации. Ну если и не всей, то властной ее составляющей. Люди которые носят форму, априори должны знать, что такое честь! К сожалению в современности мы сталкиваемся с попранием таковой, если не сказать уничижением. Главному герою предстоит сделать тяжелый выбор между наказанием за совершенное деяние и попыткой абстрагироваться от ситуации, за счет коррумпированных, почти мафиозных, коллег. И конечно он идет по пути системному, не раз проделанному, второму. Но вдруг проснулась совесть! И смерть! Причем знал ведь это Майор, с самого начала, что выбор он сделал, не тот. Но нет в главном герое ни самурайской этики, ни офицерской чести, хотя конечно же, откуда? И система победила.
Фильм, однозначно, получился тяжелым и запоминающимся. После него еще примерно часа полтора отходишь от увиденного. Но так ли он хорош, как может показаться?
У меня фильм вызвал смешанные чувства. С одной стороны, я вижу хорошую актерскую игру, неплохую идею, реалистичность в некоторых моментах. Однако, в какой-то момент фильм начал смахивать на кровавый треш. Лично мне не ясна мотивация главного героя: коли ты испытываешь муки совести, почему сразу же по совести было не поступить? Нет, нужно было дождаться, пока доблестные 'товарищи' в погонах запустят кровавую мясорубку, а потом как бы искренне удивляться, а почему нужно поступать именно так?
'Дурак' получился более искренним и добрым. Там сопереживаешь главному герою, да и злодеям-чиновникам тоже. Здесь я не знаю, за кого мне переживать. За майора? Я не верю его мукам совести. Они происходят на фоне общего кровавого месива как-то неубедительно. Может быть стоит сопереживать матери убитого ребенка? И ей я почему-то тоже не верю. Она ведет себя слишком импульсивно. Да, можно это списать на шок от потери. Однако... Факт остается фактом. Главные персонажи получились какими-то скользкими. А мужчина с ружьем походит больше на помешанного, чем на человека, у которого сдали нервы. Или опять списать на шок? Ведь, по сути, они даже не пытались восстановить справедливость. Все выглядит слишком натянутым.
В общем, не могу сказать, что фильм плохой, так как он вызвал эмоции и держал в напряжении до самого конца. Но и хорошего здесь тоже, увы, немного.
Кстати, смазанная концовка тоже расстроила. Вот теперь в сомнениях: стоит ли смотреть 'Жить', или ничего нового я уже не увижу?
Мне искренне хотелось, чтобы фильм понравился и чтобы захотелось его пересматривать, цитировать. Но, не дожали, не докрутили.
Хотелось действительно жесткого кино, по просмотренному трейлеру, казалось, так и будет. В день премьеры честно купил билет, чего не делал давно и зашел в пустой зал, оставшись наедине с 'майором'.
Титры пообещали Дениса Шведова в главной роли, но по сути в главной роли снялся сам автор - Юрий Быков, так как и характер более брутальный и крутит сюжет именно он. При случае я бы крепко пожал руку Быкову и сказал 'спасибо' за этот фильм. Автор действительно постарался, но не хватило жесткости, именно для меня как зрителя и человека, который очень любит кино. Возможно свои погоны так вросли в плечи, что и такое уже не цепляет.
Не понравилась игра Ирины Низиной. На мой взгляд это не ее роль. Полина Кутепова справилась бы глубже и более драматично.
Сам сюжет выглядит неправдиво, не жизненно. В действительности, никто бы майора не отмазывал, а сдали бы с потрохами и друзья и коллеги, кому охота рисковать своей должностью, тем более в небольшом городе, где все сразу известно всем.
Герой Шведова - не герой, а тряпка, я бы даже сказал полнейшая 'падшая женщина', который мечется из угла в угол, до последнего пытается выглядеть честным, но по сути вызывает отвращение.
Правдиво автор вложил свои слова в типо-раскаяние и поучительный монолог инспектора ДПС в одной из финальных сцен.
И кончено последний выстрел в фильме должен был получить сам майор.
Но не смотря ни на что я очень буду ждать новых фильмов и ролей Быкова.
От режиссера такой сильной картины, как «Дурак», мне не пришлось ожидать чего-то иного. Фильм «Майор» получился очень эмоциональным, а действующие персонажи очень колоритными, с гротескно увеличенными чертами характера. В то же время в фильме, несмотря на попытку отразить в нем жестокую действительность, очень сильно романтическое начало, впрочем, как и в «Дураке». Главный герой - майор милиции, совершивший преступление, как бы противопоставляет себя всей коррумпированной ментовской системе и как бы приносит себя в жертву, хотя, если рассуждать более прагматично, мы понимаем, что эта жертва будет напрасной... или нет?
Все же фильм создан с претензией на некоторую степень реализма, а начиная с того момента, когда последствия этого 'волшебного' превращения майора милиции в ангела справедливости, эдакую Фемиду, стали проявляться все отчетливее, эти эпизоды можно прокомментировать одним лишь словом: «Брехня». Может, прозвучит цинично и обреченно, но не может же человек, уже не первый день работающий в доблестной милиции, которая нас 'бережет', в одночасье так поменять свои взгляды, перевернув свою систему ценностей с ног на голову. Или может? Ознакомившись с некоторыми отзывами о фильме «Дурак», некоторые критики утверждали, что в жизни на самом деле все не так страшно, что фильм обрисовывает полную безысходность, но в реальности она всегда будет разбавлена чем-то светлым, что, возможно, поможет справедливости восторжествовать, была бы голова на плечах. Но название фильма говорит само за себя. Но «Майор» говорит нам совсем об обратном. Как обреченно бы это не прозвучало, но в реальности могло бы быть намного хуже. И самое ужасное - то, что такие ситуации случаются практически регулярно, но едва ли кто-то из представителей МВД последует примеру нашего Майора, ведь перекрываться девизом 'не мы такие - жизнь такая' - очень удобно, а главное - всегда можно найти оправдание своим поступкам.
Тем не менее фильм полезный. Это своего рода будильник для русского самосознания, своеобразный призыв ко внутренней борьбе со своим внутренним жлобом и эгоистом. И если через эту картину режиссеру удалось достучаться хотя бы до нескольких людей из всех, посмотревших фильм, то можно с уверенностью сказать, что он сделал хорошую работу.
Юрия Быкова вдохновила история Евсюкова, но не ищите здесь прямых аналогий «подвигам» столичного майора: с героем фильма его не роднит ничего, кроме звания.
Где-то в Рязанской губернии майор полиции Соболев, спеша ранним утром в роддом к жене, сбивает насмерть на загородной дороге семилетнего мальчика на глазах его матери. После этого он запирает мать в машине, под колесами которой лежит ребёнок, и звонит коллегам, которые начинают процедуры по вызволению майора из затруднительного положения. Всё идет по наработанному плану. Но без крови не обходится.
И быть бы уже Соболеву на свободе, да тут некстати в нём просыпается что-то вроде совести. А всё потому, что майор не предполагал, что пролитую кровь придётся измерять не каплями, а литрами. И вот ведь беда: пробудившееся у Соболева чувство вины мешает не только его коллегам, но и самому фильму. И чем больше совестится майор, тем сильнее скрипит и покачивается сценарная конструкция. Я не то чтобы не верю в честных полицейский, но совесть она, ведь, как беременность – либо есть, либо нету.
Быков подбирает фактурных исполнителей. Менты у него крепкие парни с толстыми шеями и с суровыми взглядами из-под насупленных бровей. Я вот всё гадаю: это только в России полицейские так похожи на бандитов или это такой общемировой тренд? Круговая порука, где все повязаны тем уже, что у каждого личное досье запятнано. А лежат те досье, как то яйцо из русской сказки, далеко-далеко, и за эту их недоступность каждый должен платить - всегда прикрывать товарища, случить с ним беда. Поэтому отряд полиция тут - это бригада карателей, а отдел полиции – застенки Гестапо.
В то время как мир усложняется и утоньшается, в России по старинке пытаются всё решать с позиций силы, а чуть что, сразу передергивают затворы. Поэтому и лязг оружия так мил нам и приятен. Это собственно не удивительно. Последний пик насилия пришелся на 30-40-е годы, значит, сейчас растёт четвертое поколение с этой, вшитой у каждого «между бровей», информацией. Учитывая правило семи поколений (седьмого колена), ситуация начнет выравниваться лет через 70. Жаль только, жить в эту пору чудесную уж не придётся, как минимум, мне.
Как и тремя годами раньше (с фильмом «Жить») Быков снова попадает в конкурс «Кинотавра» - нашего главного национального фестиваля. Однако этим успех «Майор» не ограничивается. Перед тем он становится чуть ли не единственным нашим фильмом, который приглашают в Канн, пусть и не в конкурс, а в параллельную программу. Вдобавок ко всему он получает несколько призов, в том числе Гран-при, на фестивале в Шанхае. И это притом, что ноги «Майора» торчат из 1990-х и упираются в, казалось бы, уже давно отработанную у нас тему «бригадного подряда», которая вдруг оказывается сегодня востребована там у них, как русский бренд. Хотя надо признать, что Быков стоит куда ближе к реалиям российской жизни, чем, например, Сокуров – главный наш режиссёр для каннского фестиваля.
Какого рожна, спрашивается, такое кино попадает в Канн? Полагаю, для равновесия. Для утонченного западного восприятия – это, своего рода, экзотика третьего мира, где Россия по привычке всё еще выступает в образе монстра. Это может делаться исключительно для геополитического баланса, чтобы картина мира была представлена во всей её полноте, в том числе и в образе феодальной русской провинции. В советские времена наше кино гораздо чаще гостило в Канне, Берлине и Венеции по той же причине: мы развивались не как они, и тем уже были им интересны.
Если обратиться к знаменитой пирамиде потребностей Абрахама Маслоу, то герои «Майора», как бы олицетворяющие общество, застряли в своём развитии на первых двух (из семи) ступенях, когда все запросы сводятся в основном к удовлетворению первичных инстинктов и безопасности. Говоря проще, в утолении голода, полового влечения, а также избавления от страха. Некоторое время назад я разговаривал с одной молодой семейной парой, и не без удивления услышал, что и этим ребятам - с высшим образованием и неплохо оплачиваемой офисной работой - совсем не чужда такая позиция - «поесть, поспать, потрахаться». Именно так (слово в слово!) они и определяли смысл своей жизни. И не было в этих словах никакого кокетства – ситуация вполне располагала к откровенности. Что уж тут спрашивать за духовность с провинциальных копов, которые целыми днями разгребают кучи, сами знаете чего.
31-летний Юрий Быков – и швец, и жнец, и на дуде игрец, поскольку отвечает тут не только за сценарий, режиссуру и вторую по значимости роль, но и за музыку, и монтаж. Короче, снимает самое, что ни на есть, авторское кино. Наверняка эти мужские «игры на свежем воздухе» больше всего и вдохновляли его на творчество. И вроде бы все он делает правильно: у многих, думаю, найдётся (даже у меня), что предъявить служителям нашего порядка. Однако Быков предъявляет именно что ненависть к ним, а с прививками негатива у нас и так давно передоз. Судя по тому, что он снимал кино в родном Новомичуринске, то вполне мог сводить таким образом счёты. Может, с кем-то лично, может, с местной милицией, а может просто с малой родиной за то, что «рожей не вышла».
Но что касается сюжетных перипетий (самого слабого места современного кино), то их он высасывал явно не из пальца, как большинство сценаристов, а из того дула, которым при каждом удобном и неудобном случае его герои, да и он сам, тычут в объектив кинокамеры. И, похоже, что за этим мачистским нарциссизмом не скрывается ничего, кроме неосознанной предъявы, что - да, не наигрался в войнушку. И чтоб как-то оправдать нереализованную подростковую потребность, Юра по-полной заряжает её ненавистью к ментам. Всё-таки наезд на блатных ко многому обязывает, а в нашу полицию сегодня разве только министр внутренних дел камень не бросит. А тут ещё и Евсюков подставился…
И всё же этот брутальный фильм «даёт конкретного петуха». Виной тому - женская психология, которая, видимо, осталась для автора тайной за семью печатями. Вы хоть что со мной делайте, но я не поверю, что мать, только что потерявшая ребёнка, будет убегать и прятаться вместе с убийцей своего сына от его подельников лишь потому, что он на неё ствол наставил. Да хоть бы он к ней на танке приехал - она пластом ляжет перед ним и с места не сдвинется.
P.S. Сразу после премьеры «Майора» Юрий Быков взялся за новый проект под названием «Крест». О крещении Руси…
В произведении автор затронул очень тонкий и интересный вопрос. Он пытался отразить усредненное значение датчика вины по популяции за МКАД-ом.
Дело в том, что вина — это биохимически и генетически подкрепленный ранговый датчик. Противоположным вине механизмом выступает правота. И вся наша жизнь — это балансировка своего поведения между эмоциональными датчиками: виной и правотой.
Корни вины лежат намного дальше, чем нам может показаться, они проявляются очень активно еще у шимпанзе, замечено, что самцы одного ранга стремятся избежать конфликтов и драк, а если все таки конфликт получился, то тот, кто в нем виноват — старается найти примирение и утешает своего собрата. Этот датчик встроен в нас на самом глубоком уровне — на природном.
Но вместе с тем он не работает вне нашего ранга, т.е. если самцы из разных рангов, то вину и правоту там определяет именно ранг. Работа в полиции создает тот самый искусственный ранг, который перестраивает психику и мгновенно смещает датчик в сторону правоты, во всех исполняемых действиях. И чем дальше до ближайших контролеров особистов (в к/ф — «шакалов»), тем выше становится данный ранг в локальной среде, которой является данный городок.
На протяжении всего фильма автор показывает нам различные формы проявления этого естественного явления. Моментами достаточно прямо выражая свою мысль через слова героев, а моментами показывая это невербально. Бесспорно, фильм тяжелый, к окончанию несколько гипертрофированный, тут автор местами перегибает палку, желая оказать воздействие на зрителя. Это не развлекательный боевик и хорошему настроению не послужит. Но если вас одолевают философские вопросы вины, правоты и справедливости, а так же вам интересно понять алгоритмы, которые пробуждаются в старших по рангу по отношению к элементам которые им мешают, если вы сами попали в подобную ситуацию, то фильм подойдет как хорошее подспорье к размышлению и как ученое пособие.
Автор сумел показать картину так, что и несправедливость не особо ощущается, он показал нам цепь закономерностей, именно так воспринимаются происходящие там события. Вы не можете однозначно сказать, кто прав, а кто не особо, кто виноват. Фильм вполне претендует на философский подход. Удачного вам просветления.
В первую очередь хотелось бы отметить восхитительную работу оператора. Чем же она так восхитительна? Да хотя бы тем, что она вообще тут есть. В современном кино человек, сидящий за камерой, обычно не проявляет никакой творческой инициативы. А тут - только вдумайтесь - отечественный фильм, в котором оператор делает что-то помимо 'мастерского запечатления бескрайних русских Х', где Х - что-то бескрайнее и что-то русское. Проще говоря - картинка приятно удивляет и радует глаз.
Что до содержания - ничего нового вы не узнаете. Как, впрочем, и не узнаете из любого другого фильма. Да, не надо включать заднюю; да, не надо геройствовать; да, никаких полумер; да, надо различать свое и чужое. Все мы и так прекрасно знаем, что бороться с системой - все равно, что биться головой о стену. Можете сказать спасибо этому фильму за то, что поняли, какие вы все умные.
Вообще, поиски посыла или скрытого смысла в большинстве фильмов - пустая трата времени. 'На самом деле Быков хотел сказать, что все всё прекрасно понимают - что хорошо, а что плохо, как надо жить, а как не надо жить - но делать так никто не станет, а кто станет - получит пулю в лоб. Потому что все мы звери и хотим урвать кусок побольше'. Красиво? Пожалуй. Высосано из пальца? А это у Быкова спросите. Он в этом отношении человек простой: 'Я сказал только то, что сказал'.
Поэтому просто наслаждайтесь интересной напряженной историей с массой неожиданных поворотов, жесткими героями с жесткими текстами, восхитительной картинкой и редким, но метким оригинальным саундтреком.
Кому-то может показаться, что я защищаю Юрия Быкова, но дело вот в чем: человек, который сам пишет сценарии и музыку к своим фильмам, который сам играет в своих фильмах и который сам ставит свои фильмы на деньги, заработанные физическим трудом, чтобы потом эти фильмы увидели единицы, в защите не нуждается.
Хм... ну что сказать после такого. Много и не хочется, каждый найдет в себе нужный отклик, но. ..
Конечно, Майор у Быкова это снова аллегория, 'черное зеркало', отражение реальных тенденций общества. Не в ментах зло, а в человеке. Не стоит цепляться за нереалистичность отдельных сюжетных линий и обесценивать кино в целом. Уверенные, что чего-то 'такого' не может быть - очень вероятно жизни не знают. Может быть многое. Делается многое. Умалчивается многое.
Тем не менее, жанр выбран очень смелый, даже удивительно для нашего кино. Определенно Юрий Быков - как горькая пилюля от проедающей общество болезни.
Итак,
'Ты должен сам увидеть ее.
Но потом пути назад уже не будет.
Примешь синюю пилюлю и все. Сказке конец.
Есть фильмы с сюжетом, взятым из жизни. А есть – как бы из жизни. Данная лента – именно второй вариант. Пьяные/трезвые сотрудники МВД и других министерств/структур или просто «мажоры» делают плохое и выходят сухими из воды – это, да. Бывает. И не редко. Но что бы устраивать форменное «мочилово» во имя каких-то интересов начальника РУВД его подчиненными? Публичный расстрел человека? Попахивает фантасмагорией. Это если обобщать. Но и в деталях – неслабый мрак, сквозь который с трудом пробиваются лучи реального мира. То ДПСник «рисует» протокол ДТП со смертельным исходом, хотя и не его парафия. То поступает конструктивное предложение «грохнуть» свидетеля от полицейского, рискующего многим, но не понятно во имя чего. То слишком «громкие» угрозы, вызывающие лишь усмешку, но легко толкающие персонаж на убийство. Да и собственно расстрел на глазах у всего отделения кроме отторжения вряд ли может вызывать что-либо противоположное неприятию.
С другой стороны - игра актеров. Быков, изображая одного из полицейских, был очень убедителен. По крайней мере, в начале. А вот, собственно, майор и, особенно, другие – как-то плохо вязались с полицией. Женщина, потерявшая ребенка и униженная «работой» людей с погонами – выглядит как на прогулке 1-го января. Немного уставшей. Ни те отрешенности, ни те заплаканных глаз. А наиболее адекватным мне видеться персонаж того самого ДПСника, писавшего протокол. Но его мало, зато поместить монологи этого героя именно в финальные сцены, на мой взгляд, было очень удачно.
Если кино воспринимать как сказочную драму, то вряд ли сильно придерешься к режиссуре, к сценарию, к диалогам, к логике. Но этот фильм не о Гарри Потере. Нам предлагают фильм-претензию к правоохранительным органам, драму, призванную рвать на части растроганное сердце, но получаем нечто другое. Криминальную историю, высосанную из пальца и в результате пролетающей мимо того же сердца, оставляя после себя вакуум послевкусия. И хотя у многих (если не у большинства) есть (а если нет, то обязательно будут) претензии к силовикам и власть имущим в целом, что красноречиво говорит об актуальности поднимаемой проблематики в фильме, его иллюзорность и некий «сюрреализм» не смогут найти нужного отклика у людей. Я не призываю снимать только хорошее об МВД и прочих. Нет. Я лишь к тому, что остросоциальное кино должно вязаться с реальностью. Ведь если не верить фильму, то как поверить в существование проблемы в настоящей жизни вообще? А ведь в этом и лежит основной смысл снимать такие фильмы, писать такие книги, статьи и делать такие передачи на ТВ.
Фильм, конечно, впечатляющий - особенно для впечатлительных. Сделан неплохо, даже талантливо.
Фильм о том, что человек человеку, по сути, зверь, и нечего развозить сопли - надо учиться жить в таком мире, каков он есть. Почва для таких построений очень удобная: ведь каждый с детства знает, что в милиции работают... пришельцы. Ну, нелюди. Кто-то может сказать что, мол, 'фильм очень правдивый'. Причём, некоторые добавят, мол, какое счастье, что у нас не так, но вот в провинции, за МКАДом... Там именно так, только ещё хуже, спасибо режиссёру за правду, наконец-то мы её всю и узнали. А то, понимаешь, выставляют этих гадов героями... Доколе?!
Можно сказать, что фильм 'Майор' - одно из произведений современного искусства, выполняющего тяжёлую (но, видимо, нужную) работу по скорейшему вышибанию из-под здания Модерна одного из краеугольных его камней - гуманизма. А более важная и широкая цель - это полное расчеловечивание. Если в искусстве эпохи Модерна прославлялось подвиг, самопожертвование, то сейчас важно показать, что человек - мерзок по определению. Фильм, надо отдать должное режиссёру, с задачей справляется.
Мы все знаем, что скоро должен завершиться великий проект Глобализации. В глобализованном мире отношения между людьми будут именно такими, как показано в фильме. Конечно, среди равных самой равной будет верхушка 'глобалов', в ней люди пока не будут есть друг друга. Но тем, кому посчастливится жить на периферии (ну а России именно ЭТА участь уготована по мысли наших сторонников глобализации), придётся жить по правилам, показанным в фильме.
Замечу, что у режиссёра и в мыслях нет крикнуть: 'Люди! Одумайтесь, пока не поздно'. Когда искусство Модерна изображало какие угодно ужасы, в нём всегда было зерно надежды. А здесь - НЕТ. Нет. Нас просто приучают к новой жизни в Прекрасном Новом Мире.
Под конец отмечу, что ничем хорошим этот путь не кончится.