Услышав громкие отзывы об этом фильме в духе «вы точно испугаетесь, да-да-да!», я прошёл через особую закалку, постояв под «душем» из других ужастиков 2010-х гг. Перечислю некоторые из них для полноты картины: «Я видел дьявола», «Оборотень: Зверь среди нас», «Никто не выжил», «Банкомат», «Убежище дьявола», «Проклятые: Противостояние», «Шкатулка проклятия», «Проклятие монахини», «Паранормальное явление 3», «Омен: Перерождение», «Реинкарнация» (2018), ремейк «Человека-волка», перезапуск «Хэллоуина» и много чего ещё. Нельзя не упомянуть и короткометражку «Монстр» 2005 года, на которой основан «Бабадук». В общем, если кратко, то… нет, «Бабадук» не самый страшный ужастик. «Ужасающий», «11-11-11» и «Проклятие Хопвелл» меня напугали сильнее.
Однако, сравнивая «Бабадука» с отзывами на другие фильмы, которые «принято считать» страшными, я делаю кое-какие выводы: многие зрители боятся, когда главных героев охватывает безумие и когда они соприкасаются внешне (а иногда и внутренне) с какими-то злобными монстрами. Эти темы присутствуют в «Бабадуке», «Реинкарнации» и «Убежище дьявола». Есть они и в бездарных «Астралах», которые только позорят свой жанр. Дженнифер Кент, снявшая уже упомянутого «Монстра», очень хорошо передаёт эмоциональное состояние главной героини, её сына и подруг. Кто вообще сказал, что женщины не любят ужастики? Дженнифер настолько ценит своё творение, что уже много лет не продаёт права на сиквел. Повторяя некоторые сцены из «Монстра», режиссёр снова заставляет нас проникнуться подозрением, когда Амелия и Сэм заглядывают в шкафы и под кровать перед сном, а также слышат ночью подозрительные звуки. Поскольку теперь у нас полнометражный фильм, то мы можем подробнее узнать о степени взаимодействия мальчика и домашнего монстра, а также познакомиться с его предвестниками. Очень противными, усатыми и шестилапыми. К счастью, фильм избавляет нас от соответствующего кошмара, но всё-таки есть во время просмотра я бы не советовал.
Жаль, что сам Бабадук радует нас своими появлениями не слишком часто, но зато каждый момент с его силуэтом вызывает трепет. От страха или восторга – это уж индивидуально. Сохранив длинные когти, режиссёр добавляет к визуальному образу новые предметы одежды, а также меняет личико и добавляет одну необыкновенную способность, сближающую персонажа с насекомыми. Как ценитель сюрреализма, я одобряю подход, при котором мы можем двояко отреагировать на события. Возможно, весь сыр-бор вызван психической усталостью Амелии и её страхом за будущее Сэма, но возможно, что монстр существует на самом деле. Любопытно, что похожие мотивы прослеживаются в более поздней «Реинкарнации». Причём, неудачные моменты в этих фильмах тоже совпадают: слишком грубая реакция мамаши на проказы родного чада, которой я не вижу никаких оправданий. Что бы там ни происходило по сюжету, допускать и показывать подобные аффекты нельзя, это уже за гранью.
Конечно, надо черкануть и про страшную тематику в «Бабадуке». Здесь потрясающие звуковые эффекты, хоть некоторые из них и заимствованы из других фильмов и видеоигр. Некоторые из них вы точно узнаете. Однако подобное замечание не относится к голосу монстра, когда тот пытается разговаривать с Амелией. В сопровождении пугающей книжки с объёмными картинками это создаёт очень даже сильное впечатление. Но не такое сильное, как в «Проклятии Хопвелл», где, несмотря на скримеры, присутствует более пронзительный, безумный страх. Жуткие твари из «11-11-11» тоже обгоняют Бабадука по шкале ужаса. Сравнивая хорроры разных стран и режиссёров, я прихожу к выводу, что наибольшего уважения заслуживают те фильмы, которые не стесняются показывать лица и морды чудовищ в лучах света, без лишней темноты. Таков, например, «Ужасающий», а в «Бабадуке» всё-таки многовато чёрных углов, где на расстоянии вытянутой руки ничего не разглядеть.
Должен признать, что в «Монстре» финал вызывал большее потрясение, чем здесь. В «Бабадуке» всё выглядит не таким убедительным, поскольку Амелия не произносит необходимых слов, и дорожка к финалу не создаёт нужных ощущений. Если главным недостатком «Монстра» был скример, то в «Бабадуке» неудачными решениями стали несдержанные фразочки и более примитивный конец.
Но хотя «Бабадук» и перехваливают, это всё-таки хорошее кино. Я хвалю здесь актёрскую игру и работу оператора, а ещё мне очень нравятся «австралийские» признаки вроде того, что по ТВ показывают гребнистого крокодила и кенгуру. Если вы сильно любите ужастики, то, конечно, посмотреть «Бабадука» вам необходимо. Но не воспринимайте комментарии на постере слишком серьёзно.
'Скрежета звук, затем тройной стук, и не уйдет никогда Бабадук'
После трагической смерти мужа Амелия вместе со своим шестилетним сыном Сэмюэлем переезжает в старый дом на окраине, чтобы хоть как-то отвлечься от страданий. Однако вскоре после переезда и без того чудаковатый сын начинает вести себя довольно агрессивно по отношению к сверстникам, из-за чего сначала от Амелии и ее сына отказывается сестра, а затем и школа, в которую ходил ребенок. Мать начинает подозревать, что все во всех бедах виновата загадочная книжка, которую Сэм так любит читать на ночь.
Фильм “Бабадук” от Джениффер Кент придется по вкусу тем любителям ужастиков, кто порядком устал от современных “скримеров”, в которых главный эффект “страха” основан на внезапных громких звуках. Да, в фильме порой присутствуют различные шорохи и скрипы, но эти звуковые элементы лишь обрисовывают облик зловещего персонажа. К слову, в “Бабадуке” вы также не увидите кровавых луж и прочих избитых приемов практически любого современного ужастика. Здесь основная роль отдана самой истории, сюжету, который держит в напряжении зрителя от самого начала и до конца фильма.
Также во время просмотра “Бабадука” зрители смогут провести параллели со своим детством, когда многие обыденные вещи казались чем-то пугающим. Например, темные углы в доме, загадочные звуки - подобных сцен в фильме предостаточно. В стишке, который фигурирует в фильме, говорится, что если хоть раз услышишь о “Бабадуке”, от него уже никогда нельзя будет избавиться. На этот счет авторы фильма приготовили для зрителей весьма неожиданную концовку. Итак, моя оценка - крепкая восьмерка из 10.
Итак, перед Вами камерный ужастик с занятной социальной подоплекой. Однако, конечно, это не единственная его гордость.
Несмотря на то, что 'Бабадук' - кинчик, мягко говоря, мрачно - серо - гнетущий, смотрится он легко и снят, в принципе, классно. Я его пересматривала раз пять, и каждый раз - интересно!
Вообще, это кино, при каждом пересмотре которого замечаешь новые детали, как раз благодаря главному, собственно, герою - таинственному бабайке Бабадуку. Как персонаж он очень забавный, на самом деле)
В отличие от нашумевшей 'Реинкарнации' или чуть менее шумному, однако не менее крутому 'Господину Дьяволу', с коими 'Бабадука' роднит гнетущая серость картинки, последний не оставляет тяжелого и безысходного ощущения.
Да и актеры подобраны очень удачно - что маманя, что пацан, что их стремненькое окружение из противных родственничков и скептичных полицейских.
В общем и целом у Дженнифер Кент получился многогранный хоррор, который пугает и каноничными стремными пугалками, и жизненной ситуацей, в которой находятся главные герои.
Изголодавшись после карантина по жанру ужасы, я вновь перебрал архив и наткнулся вот на этот очень неоднозначный фильм ужасов «Бабадук». Поговорим сегодня о нём.
Оценивать «Бабадука» будем по таким критериям, как сюжет, актёрская игра, soundtrack, под которым я подразумеваю звуки тоже, а также коснёмся атмосферы и немного поговорим о самом Бабадуке.
Сюжет: Нам говорится о семье, в которой умер отец и любящий муж, после чего его жена впала в депрессию и должным образом не смотрела за своим ребёнком, но однажды в их жизни появился Бабадук. В фильме есть стишок, где есть цитата «... И не исчезнет Бабадук.. .», это оказывается не просто игра слов … Начинается кино, как классический ужастик, семья, дом, запретная книга, странные вещи, недосыпание, короче полный mix из всех киноклеще. Но клеще не всегда плохо, что «Бабадук» и доказал. Поэтому перед нами сюжетная линия обычного и типичного ужастика, но со своей изюминкой, который приносит в жанр что-то новое. В дальнейшем я объясню почему. Во-первых, здесь под ужасом маскируется психологическая драма с элементами ужаса и триллера, так как suspense здесь присутствует. Во-вторых, нам демонстрируются откровенные сцены, по которым мы видим, что главная героиня так и не пережила смерть своего мужа и скрывает весь негатив от сына, который раскрывается в полной мере после появления Бабадука. В-третьих, есть какие-то непонятные сцены, с внедрением новых героев, но которые, по сути, не играют особо весомой роли, а просто являются показателями внутренней борьбы девушки, её подавленности и не удовлетворенности мужским вниманием, то есть играют по большей части роль обычной массовки. Вопрос, что же новенького эта лента даёт жанру, а ответ заключается в концовке. Концовка - это вообще просто отдельный шедевр, такую концовку я не видел никогда, хоть и давно сижу на фильмах ужасов, но это концовка просто меня «убила». К сожалению, критерий не обошёлся без грехов. В сюжетной линии «Бабадука» имеются пробелы и их не мало, есть не логические моменты, короче сюжет далеко не без изъянов, но для фильма ужасов сюжет очень интересный и захватывающий. Итого, данный критерий сделан неплохо, ожидал я намного худшего.
Актёрская игра: Актёры показали себя очень хорошо. По сути здесь героев 3, а именно Эсси Дэвис, которая сыграла Амелию, Ной Уайзман, который сыграл Самюэля и сам Бабадук, роль которого играли разные актёры, но по большей части он был компьютерной графикой или около того. В начале фильма ты просто ненавидишь эту семью. Тебя раздражает как мать, так и сын. И складывается ощущение, будто они соревнуются в каждой сцене, кто будет бесить больше. Я реально к середине фильма испытывал к ним настоящую ненависть и прям надеялся, что сейчас Бабадук накажет обоих. И то, что я какой-то момент встал на сторону Бабадука, было не просто так. Причиной этому была не специально плохая актёрская игра двух главных героев, а это было сделано ради большего раскрытия главного антагониста, к которому ты не должен был изначально испытывать только негатив. Бабадук стал прямо отдельным весомым персонажем. Образы трёх главных героев были очень хорошо раскрыты. Даже ребёнок Ной Уайзман играл свою роль как надо. Поэтому эти персонажи чувствовались настоящими личностями, а не обычными говорящими декорациями. А к Бабадуку ты не испытывал лютую ненависть, так как было не понятно кто большее зло, а кто меньшее. Остальные же герои просто исполняли роль массовки, их даже персонажами назвать тяжело, по крайней мере, у меня сложилось такое впечатление. Второй план абсолютно не запоминающийся. Итого, данный критерий был сделан не хуже предыдущего и весьма неплохо.
Soundtrack: Музыкальное сопровождение было сделано очень хорошо. Музыка была классической для ужаса с элементами триллера. Она нагоняла такого suspense, что добавляло дополнительной атмосферы. Это даже была не музыка, а больше такая нагнетающая мелодия. Здесь ставка больше была сделана именно на звуки. Скрипы, хрипы, ветер, голос Бабадука, всё это в совокупности давало вот эту вот атмосферу хорошего и типичного ужастика. Да и звуки были сделаны достаточно качественно. Здесь это отдельная вселенная. Итого, этот критерий ничем не хуже предыдущих, но и ничем не лучше. Со своей задачей справлялся, а большего и не надо.
Атмосфера: Атмосфера фильма «Бабадук» не выделяется чем-то от своих конкурентов. Она в меру пугает, в меру держит тебя в напряжении, в меру раздражает, когда надо. Но хочется выделить, что 16+ свою роль сыграла, так как кино не сказать, что прямо от начала до конца держит тебя в напряжении. Ты пугаешься где-то в середине фильма, переживаешь эмоции просмотра «Астрала» (фильмы очень похожи). Но ближе к концу ты уже не особо напрягаешься, а в конце вообще ловишь непонятное ощущение. Поэтому «Бабадук» хоть и является типичным представителем своего жанра, но также имеет своё лицо, до которого ещё никто не додумался. Также кино снимается в таких холодных оттенках или эффектах, что также передаёт своё настроение и даёт прибавку к атмосфере. Итого, этот критерий очень неоднозначный, он похуже предыдущих, хоть для ужаса данный критерий является передовым.
Бабадук: Как я не раз выразился, Бабадук в фильме полноценный персонаж. Это не просто очередной монстр, а прямо реальный колоритный персонаж, что и отличает данное кино от своих конкурентов. Но природа Бабадука особо не объясняется, и его сила со слабостью тоже особо не объясняется. Приходится додумывать самому, но несмотря на это главный антагонист достоин внимания и похвалы, он получился реально интересным и очень необычным. Итого, про этот критерий не могу сказать ничего плохого, но и ничего очень хорошего.
Таким образом, фильм жанра ужасы с элементом триллера «Бабадук» мне понравился. Я честно думал, что будет намного хуже, но я ошибался. «Бабадук» является неплохим, а местами даже очень интересным, но концовкой уж вообще невероятным. Несмотря на это, ему не хватает очень многих мелочей, чтобы стать реально шедевром. И вот этот вот скепсис в голове объясняет то, что кинокритики оценили ленту на 8 баллов, а зрители на 6-7 баллов. Возможно, «Бабадуку» суждено стать второй «Пятницой 13-й» или «Кошмаром на улице Вязов», так как «Бабадук» может стать конвейером, но это покажет время, а потенциал есть безусловно. Подытоживая, я рекомендую посмотреть, лишним не будет. Можете смотреть даже с детьми, 16+ вполне оправдывается. По сути я бы оценил картину на 6.5 баллов, но правила «Кинопоиска» - это не позволяют. И в конце, надеюсь, моя рецензия была полезна. Спасибо за внимание!
Один из лучших фильмов ужасов, созданных в Австралии, несомненно 'Бабадук' ('The Babadook'), снятый Дженнифер Кент.
Фильм действительно страшный (хотя у каждого свои страхи), он пугает не выскакивающими кричащими монстрами, не противными сценами, а общей атмосферой всепроникающего и усиливающегося ужаса. Это сильнейший психологический триллер, во время просмотра которого постоянно испытываешь дискомфорт, ёрзаешь на стуле, но не можешь отвести глаза от экрана, хоть иногда очень хочется. И не надо их отводить — в кино невероятное количество деталей, которые могут оказаться важны для понимания полной картины происходящего.
Впрочем, не хочу нагнетать дальше, давайте просто поговорим о самом фильме. Кино, как я уже говорил, снято в Австралии, актёры мне почти незнакомы; бюджет фильма мизерный по меркам современного кино — 2 миллиона долларов, но снят он очень качественно.
В центре сюжета семья: Амелия, которая в одиночку растит сына Сэма. Беда в том, что папа Сэма погиб в тот день, когда родился сын. Собственно говоря, погиб, когда вёз жену в роддом. Поэтому день рождения сына Амелии совпадает с днём смерти мужа, и пацан остаётся без праздников: дни рождения не отмечают. Амелия винит в смерти мужа себя и Сэма, Сэм тоже винит себя. В общем, та еще атмосфера в семье. Нет, Амелия любит сына, но где-то глубоко внутри считает, что лучше бы он никогда не появлялся на свет.
Сэм плохо спит, постоянно с матерью заглядывает под кровать и проверяет шкафы: а вдруг там монстр.
Сэм начинает отвратительно себя вести и даже перестает ходить в школу. И вот однажды Сэм просит маму почитать непонятно откуда взявшуюся на его полке книгу 'Мистер Бабадук'. Книга очень красивая, но пугающая. Я бы не стал такую дочитывать, ведь в ней говорится, что Мистер Бабадук придёт к тому, кто про него прочитал. И понеслось: Сэм верит, что Бабадук преследует его, просит маму не пускать его в дом, защитить его. Амелия считает, что сыночек совсем ослаб умом...
Вообще, знаете, первую часть фильма искренне сопереживаешь Амелии, а Сэма считаешь избалованным вздорным негодным ребёнком. Но это до поры до времени...
Амелия рвёт и выбрасывает книгу. Тем временем, Сэм ссорится с кузиной, Амелия сама ссорится с сестрой и её подругами. Их мир и их проблемы кажутся ей чем-то настолько несущественным и мелким на фоне собственных бед. У Сэма страх, бессонница, панические атаки — самое время принимать успокоительное. Час от часу не легче: звонок в дверь, Амелия открывает и видит на крыльце восстановленную книгу.Мало того что книга восстановлена, в ней появились новые страницы. И страницы зловещие. Например, на одной из новых страниц есть такие слова: 'Могу потягаться. Поспорить возьмусь. Меня отрицаешь — сильней становлюсь'. Да и много чего неприятного нарисовано.
Вот тут я хочу отвлечься от сюжета и обратить ваше внимание на цветовые решения фильма. Дома у Амелии и Сэма всё в каком-то 'гробовом' цвете, как на готических полотнах, как в сумраке, как в потустороннем мире. И чем дальше и безнадёжнее, тем более плоскими становятся цвета. Отметьте это при просмотре, пожалуйста.
Дальше события начинают развиваться стремительно, и если бы не решительные поступки Сэма и его мамы, случилась бы беда.
Не буду больше ничего рассказывать про сюжет. Напомню только, 'Бабадук' не стандартный ужастик, а фильм про борьбу с собой, борьбу со своими тараканами (в прямом и переносном смысле). Мы сами впускаем своего Мистера Бабадука, и не можем победить его, пока не преодолеем собственные страхи, пока не перестанем винить себя, пока не посмотрим широко раскрытыми глазами в своё прошлое и не отпустим его, пока не запрём своих демонов глубоко в подвале.
'Если ты не глуп
И умеешь зорким быть,
То увидишь образ ты,
Который не забыть'...
Сказ про Амелию и ее шестилетнего трусливого сынишку, которому везде мерещатся монстры. Она в один день потеряла мужа и родила сына, но отпечаток от этого события оставил заметный след на судьбе Амелии, не сумевшей отпустить старое и начать жизнь с чистого листа. Однажды вечером мелкий прохвост просит почитать ему найденную книжку про монстра Бабадука, и с этого момента в доме начинает происходить полнейшая мистическая катавасия...
На первый взгляд перед зрителем вроде бы стандартный ужастик, завязанный на страшном чудище, пытающимся добраться своими пальцами-сосисками до вдовы и ее ребенка. Но чем дальше продвигается сюжет, тем становится понятнее, что монстр является лишь катализатором к дальнейшему ужасу наяву. В настоящего монстра превращается бешеная мамаша, а ребенок становится лишь жертвой и наблюдателем трансформации ее сознания. А настоящий кошмар испытывает дитя, ощутив на себе всю палитру эмоций матери: гнев, раздражительность, отвращение и ненависть. Все внутренние демоны выбираются наружу, чтобы устроить своей развеселый шабаш.
Отдельный плюс за мрачные тона в кадре, правильные ракурсы и грамотный свет, создающие жуткую картинку и тревожное напряжение. Атмосфера безысходности обволакивает словно паутиной, заставляя переживать все эмоции вместе с героями. И чем ближе к финалу, тем туже затягиваются стальные нити паутины на грудной клетке, не оставляя надежды выбраться из этого психологического террора.
Мораль значится: если вас одолевает сосисочно-палечный монстр, то натравите на него голодных псов и живите дальше спокойно.
В итоге хороший представитель хоррора, который будет интересен, как любителям атмосферы, так и неожиданных пугалок.
Фильм «Бабадук» вышел в 2014 году, сняла его австралийка Дженнифер Кент.
Главная героиня Амелия и её муж едут в роддом, где на свет должен появиться их сын Сэмюель, по дороге они попадают в аварию, в которой муж Амелии погибает. Так начинается фильм.
После трагедии проходит семь лет, зритель знакомится с Сэмюелем, мальчик верит в монстров, сооружает против них различные орудия и грозится проломить им голову. В школе его не любят, сестра главной героини называет его невыносимым.
Амелия работает в доме престарелых, ухаживает за соседской старушкой, ведёт милые беседы с привлекательным коллегой, на ночь читает сыну сказки.
В один из вечеров неизвестно откуда в руках у неё оказывается книга «Мистер Бабадук» и с этого момента мать и сына начинает преследовать монстр.
Дом и монстр в нём – это классика фильмов ужасов. Меняются только герои и их состав: случайно забредшие одинокие путники, студенты, прикатившие в дом у озера на каникулы, семья, переехавшая в новый город. В данном фильме - одинокая мать и несносный сын. И несмотря на эту классическую фабулу, как мне кажется, «Бабадук» стоит несколько особняком, потому что смешивает в себе и хоррор и драму, при чём драмы здесь совсем не щепотка, нет, первые 40 минут фильма - это полноценная драма, обстоятельная, несколько затянутая, которую можно было бы сократить на треть и, мне кажется, фильм бы от этого только выиграл.
Зрителя очень мерно погружают в быт Амелии и её сына. Главная героиня выглядит так, словно в ней совсем не осталось жизненной энергии, она скорее похожа на тень человека. Сэмюель напротив этой энергией переполнен, он истеричен, гиперактивен и неуправляем. Когда ночью сын приходит к маме, испугавшись монстра и остаётся с ней спать, Амелия отодвигается на самый край кровати, лишь бы быть подальше от сына. Это очень показательная сцена. Несмотря на это она заботится о нём и защищает. Например, когда на него жалуются в школе, она встаёт на его сторону. И такие моменты показывают, что отношения между героями очень непростые. Чувства Амелии сталкиваются с материнским долгом и одновременно с отторжением своего сына, что рождает сложный комлекс эмоций, переживаемых героиней, но подавляемых ею.
Дженнифер Кент последовательно и педантично раскрывает все нюансы истории. Обилие деталей помогает погрузить зрителя в правильное настроение: крупные планы, бледные лица, старые черно-белые страшилки по телевизору, подёргивание лица главной героини из-за больного зуба.
Очень точно подобраны актёры. Игра мальчика вообще поражает. Играет его юный Ной Уазмайн. Амплитуда не маленькая: от начала, в котором мальчик невыносим не только для матери, но и для зрителя до кульминации, в которой мальчик предстаёт в образе настоящего героя. Именно этот персонаж в критический момент озвучивает, на мой взгляд, главную драматическую линию фильма: «Я знаю, что ты меня не любишь, Бабадук тебе не даёт».
Актрисе Эсси Дэвис, играющую главную роль тоже было где развернуться. Её героиня предстаёт перед нами как пустой сосуд, она совершенно безжизненна, она живёт инертно. В середине фильма героиня уже не просто опустошена, в ней появляются зачатки злости, ярости, ещё подавляемых, но уже с большим трудом. В третьей части она перевоплощается в ведьму и делает это убедительно.
Оператором в фильме выступил Радослав Радчук. Его работа очень хороша. Обилие крупных кадров, статики, динамичные сцены погони в конце, скримеры, которых в фильме, к слову, не очень много.
На мой взгляд, использовать такой важный элемент страшного кино, как скримеры очень непросто сейчас. Зритель и пресыщен ими и всё-таки ожидает увидеть. В фильме 'Бабадук' ими не злоупотребляют, используют очень точечно.
К фильму есть вопросы, касательно мистера Бабадука. На мой взгляд, это самый недоработанный момент. Почему появилась книга 'Мистер Бабадук'? Появляется ли Бабадук в каждой несчастливой семье? Какова его история, миф? Если из описания к фильму мы знаем, что Бабадук - это ожившие боль, страх героини, то почему он появился именно в данный момент жизни героев, а не раньше или не позже? Нет события, которое бы стало точкой отсчёта для появления монстра. Есть комплекс неприятных событий, которые не являются поворотными.
Подводя итоги, хоррор-драма 'Бабадук' - это хорошо сделанный фильм, крепко сбитый, не без изъянов, жуткий. Не раз слышала выражение, что лучшие фильмы ужасов, это те фильмы, из которых убрав элементы хоррора, останутся страшными. И этот фильм именно такой.
Уже давно ни для кого не секрет, что ужасы находятся на такой стадии, что зрители привыкли к ним и перестали бояться. Мы настолько привыкли к тому, что нас пичкают из фильма в фильм одним и тем же только в разных декорациях, а по скримерам реально уже можно сверять часы, что не могли не возникнуть разговоры о том, что жанр находится в упадке. По сему «Бабадук» Дженнифер Кент обращает на себя внимание главным образом потому, что использует наработанные ходы, возможно, только для привлечения внимания аудитории.
И, правда, этот фильм можно отнести к хоррорам; в нём присутствуют его элементы. Имеются и упомянутые скримеры, но они работают несколько не так и не для того, а, как уже сказал, дабы обратили свой взор на эту картину. Лично я увидел те незначительные моменты «бу!» в рекламе трейлера по телику и только тогда взялся за просмотр. А, взявшись, я, преисполненный скепсиса, сидел и со скучающим видом в ожидании шаблонов готовился разнести эту ленту в труху…
… Для чего мы вообще смотрим ужасы? Не хочу здесь умничать и говорить про выбросы тех или иных частиц гормонов и т.д. А прежде всего ведь для того, чтоб соотнести себя с персонажами фильма, показанными на экране и – главное! – убедиться, что мы так далеки от их проблем и нам ничего не угрожает, да и вообще жизнь у нас в принципе хорошая.
В этой связи «Бабадук» идёт по другому пути. Вот мы перешли к тому, что «Бабадук» - это и бытовая, но и социальная драма. Кадры, которые идут сразу после вступительных титров, дают понять, что произошла авария со смертельным исходом. Вскоре расскажут подробнее, что она случилась при следующих обстоятельствах: Амелию в спешном порядке вёз в роддом её муж. И вот уже седьмой год как Амелия не может забыть боль утраты. А её сынишка Сэм подливает масла в огонь – ведёт себя на грани… Да, тут тоже немного клише. Дети, у которых чуточку «ку-ку» частенько появляются в картинах подобного толка. Но это же выводит и на следующие рельсы!..
Итак, замкнутая семья – Сэм и Амелия – существуют в мрачной обстановке. Тут легко словить депрессию. И вот тогда как-то незаметно фильм становится интересным. Когда режиссёр (она же и сценарист) показала нам чем живут и «дышат» главные персонажи, я задался вопросом: так у кого больше «свистит кукушка» - у мамы, или у сына?..
И я не собираюсь раскрывать карты. Может это и не секрет. Но я картину воспринимал именно так: для меня было тайной – кто окажется кем.
И тут появляется Он! Кто такой этот Бабадук? Демон ли? Либо плод воображения? Тем эта картина и ценна, что до конца это не ясно. А вот в конце немножечко ясно. И я несколько сожалею. Лучше бы оставили нас в полном неведении. Хотя… есть и такие, кто и после просмотра ничего не понял…
Рекомендую ли я просмотр фильма «Бабадук»? Только ценителям. Сам же оцениваю его так: это достойный фильм, но звёзд с неба не хватает. Поэтому…
Этот фильм можно рассматривать по-разному. С одной стороны, в плане хоррора как такового вас ждёт полное разочарование. С другой стороны, сюжет «Бабадука» ушёл гораздо дальше шаблонов своего жанра.
Главная героиня Амелия потеряла мужа в автокатастрофе именно в тот день, когда должен был родиться её сын. С момента трагедии прошло шесть лет. Амелия злится на сына за то, что «по его вине» погиб муж. Она злится, когда окружающие игнорируют её проблемы. Она злится, когда кто-то, наоборот, пытается вспомнить её мужа добрым словом. Она тоскливо смотрит романтические фильмы и наблюдает за парочками, но при этом намечающийся роман с коллегой по работе так и не получает никакого развития. Вот такими противоречиями наполнен характер главной героини. Она флегматична и одновременно вспыльчива, не следит за собой и всё глубже погружается в пучину затянувшейся депрессии.
Шестилетний Сэмюэль, предоставленный фактически сам себе, отчаянно пытается привлечь внимание равнодушной матери. Он бредит монстрами (что, в общем-то, бывает с любым ребёнком), но не имеет возможности ни с кем поделиться своими страхами, поскольку мать каждый раз его затыкает. В результате Сэм растёт истеричным и замкнутым, что тоже естественно, когда перед глазами такой пример.
Каждый вечер мать исполняет родительский долг, читая ребёнку сказку. И однажды Сэм выбирает книжку «Мистер Бабадук». Книжка про монстра. Монстр страшный. Ребёнок снова в истерике. Мать убирает книжку подальше, но идея про таинственное чудовище уже запала обоим в мозг, и непонятно, кто становится больше одержим Бабадуком: мать или ребёнок.
Затяжное уныние Амелии после прочитанной истории перерастает в бессонницу, депрессию и паранойю. Она практически не спит, ей повсюду мерещится демон Бабадук, и она всё чаще срывается на сыне. Попытка обратиться в полицию, естественно, ни к чему не приводит, и Амелии приходится разбираться в себе самой.
Вопреки названию и многообещающим постерам, сам Бабадук, которого уже прибрало к рукам ЛГБТ-сообщество, в фильме почти не присутствует. Его «преследование» воплощается в стандартном наборе клише из ужастиков: насекомые, открывающийся шкаф и периодически мелькающая фигура с когтями. «Бабадук» не пугает не за счёт эффекта неожиданности, а за счёт постепенного нагнетания атмосферы и психологического давления. История, которая представлена как хоррор, в реальности может случиться с каждым, кто позволяет депрессии растянуться на долгие года. И это действительно пугает.
К недостаткам фильма можно отнести разве что однобоких второстепенных персонажей – хотя, может, их воспринимает таковыми главная героиня. Её окружение – это набор равнодушных, эгоистичных, поверхностных людей, из которых выделяются разве что коллега-врач и пожилая соседка. Что за доктор, который выписывает для ребёнка без очевидных нарушений успокоительное, способное свалить слона? Что за соцслужбы, которые на заявление ребёнка о том, что мать кормит его таблетками, отвечают: «Мы придём через неделю»? Что за «тётя Клэр», каждая встреча с которой заканчивается конфликтом? Все второстепенные герои прописаны в настолько мрачных тонах, что я удивилась, когда прохожие отреагировали на просьбу вызвать ребёнку скорую.
Таким образом, «Бабадук», хотя и ушёл в сторону от ожиданий, стоит хотя бы разового просмотра. Зацепила мощная актёрская игра и нестандартно раскрытая тема сложных отношений матери и ребёнка. Между кассовым американским кино и своеобразным британским австралийское заняло золотую середину.
Как фильм ужасов «Бабадук», с моей точки зрения, не представляет никакого интереса. Было бы жаль, если бы единственной целью картины явилось желание напугать зрителя каким-то неясным Бабаем, цель которого, кроме как бестолково напугать, не ясна. Для меня «Бабадук» ценен другим. Это чудесный психологический триллер, показывающий до какой грани одиночества, отчаяния, безысходности может дойти вдова, воспитывающая проблемного ребенка.
Амелия (чудесно сыгранная Эсси Дэвис) – простая женщина с непростой судьбой. Потеряв в день родов любимого мужа, она вынуждена в одиночку воспитывать сына, очевидно страдающего от какого-то затяжного психоза. Амелия мужественно борется с жизнью, покорно принимая от нее тумаки в виде косых взглядов окружающих, претензий начальства и друзей, постоянного отторжения ее ребенка сверстниками. Появившийся, к счастью (да, да, я серьезно), Бабадук стал катализатором, спровоцировавшим выплеск негатива, давший героине возможность буквально проораться, позволивший ей обнулить свою жизнь, чтобы с новыми силами и вдохновением начать ее с чистого листа. Истово борясь за жизнь, в которой многие годы Амелия не видела ни цели, ни смыла, героиня по-иному посмотрела на себя и на своего сына, смогла, обуздав страхи, примириться, сжиться с ними (сцена в цоколе дома это прекрасно иллюстрирует) и, заперев их в себе, почувствовать счастье и свободу. Прекрасный финал картины, достойный искренних аплодисментов (подобное я видела, наверное, всего лишь однажды – в финальных кадрах «Хрусталев, машину!»).
Камерность происходящего ничуть не отразилась на смысле картины (это, как я понимаю, удается далеко не всем режиссерам, пока в памяти в схожем жанре всплыл только «Коллекционер» Данстэна), фильм чрезвычайно атмосферный, музыка и игра актеров блестящие (отлично сыграл Ной Уайзман, хотя его герой половину фильма выводил меня из себя). Одним словом, отличный, метафоричный, довольно назидательный «не фильм ужасов», который, если его правильно смотреть, поставит перед вами любопытные вопросы. Ответив на них, вы, возможно, станете чуть-чуть другим человеком.