Историческая оболочка фильма `Алая буква` особенно дорога для истого американца - ведь именно с поселения пуритан в 1620 году в штате Массачусетс фактически началось английское заселение Северной Америки. То есть буквально - истоки самого патриотического государства мира. Поэтому и снимались многочисленные версии романа Натаниэля Готторна ещё в начале прошлого года, и планка требований к фильму у янки высока.
Поэтому создатели фильма готовились очень ответственно. Продюсеры (среди которых был и погибший с принцессой Дианой Доди Файед) изыскали около полусотни миллионов долларов, что для мелодраматического кино в то время было прилично (в 12 раз больше, чем к примеру `Покидая Лас-Вегас` с Кейджем).
На главные роли прошел кастинг среди звезд первой величины Голливуда. Выбор в пользу Деми Мур и Гари Олдмена подтвердил серьёзность намерений. Да и хотя бы тот факт, что великий Морриконе был забракован как композитор, тоже незауряден.
Но фильм провалился. И сильно. Говорят, что немалую роль сыграла в этом невнятная измененная концовка произведения. Не знаю.
На мой непритязательный взгляд, кино получилось вполне сносным. Деми Мур была очень оригинальной в образе мужественной (даже мужланистой) переселенки. Вполне понятно, не типажи же Мэрилин Монро проживали в пуританском Салеме (штат Массачусетс) в середине XVII столетия. Хотя даже в `Солдате Джейн` Деми не выглядела такой широкоплечей.
Гари Олдмен сыграл необычного проповедника. Молодого, озорного, образованного. И в тоже время нерешительного и мнительного. Почему бы и нет. Был бы он консервативен - остался бы на родине. Другие персонажи занимают значительно меньшее место в мозаике картины, но оттеняют её многоликостью образов уходящего средневековья.
Наверное, в отличие от многих зрителей, меня не сильно занимала любовная линия сюжета. Она все-таки уступала романтике и лирике признанных мировых мелодрам (той же ровеснице `Сабрине`). А вот влияние людей, считающих себя исполнителями воли господней, на жизнь других меня интересует уже долгое время. Особенно поучителен стадный инстинкт толпы `Распни её!` Хотя истинный верующий просто не может не знать слов Евангелия `Кто без греха, пусть первый бросит в её камень`.
С современной колокольни преступление Эстер выглядит надуманным. Но охота на ведьм - это залитая алой кровью страница христианства. Вполне могло закончиться всё более трагично.
Боковая линия с индейским населением вышла скомканной и урезанной. По крайней мере, для неаборигена.
Может быть, американский зритель жаждал другого? Судя по тому, что рекордсменами 1995 по сборам стали `Бэтмен навсегда` и `Эйс Вентура-2`, количество явно не перешло в качество. А `Алая буква` иногда ещё попадает в сборники романтического исторического кино. Поклонникам Мур, Олдмена или Дювалла тоже рекомендую.
Если относиться к творению Роланда Жоффе как к экранизации, то это полный провал. Если снисходительно проворчать под нос: 'что-то вроде типа по мотивам', то тогда вполне удаётся посмотреть вполне неплохую мелодраму.
Сюжет знакомит нас с молодой переселенкой Эстер Прин. Она отправилась навстречу новой жизни в новом месте, чтобы позже встретить здесь и своего старого мужа. И, чего греха таить, тут рядом живёт Гэри Олдмен. Любовь, похоть и очевидное грехопадение приводят Эстер к закономерному наказанию, отсылающему нас к названию фильма.
Расхождений с оригиналом очень много. Роман Натаниеля Готорна начинается с наказания и предлагает читателю наблюдать за последствиями. Персонажи много страдают, раскаиваются, рассуждают и раздумывают о грехе, смирении, прощении. Для чего я это пишу? Как раз для того, чтобы указать на главный минус фильма: зритель же никаким титаническим усилием не может понять, в чём проблема. Если не читать книгу, не знать первоначальный источник и историю, то весь символизм и ужас алой буквы растворяется, оставив после себя лишь аляпистую нашивку на груди Деми Мур.
Нет стыда, нет унижения, нет борьбы за выживание среди крайне консервативных пуритан. Нет постоянно подтачивающего душу сомнения: насколько ужасен был грех? Возможно ли его искупить? Не продана ли душа дьяволу? (Да, естественно это выглядит, как типичное художественное преувеличение, но бедняги пуритане слегка поехали на религиозной теме, сидя в лесу).
Сам же фильм вместо долгих и скучных страданий предлагает широкий выбор увеселений, чтобы слегка разрядить обстановку: тут и индейцы с угрозой войны, и невнятная история с ведьмами, и заигрывания с мистическими посланцами, и обнаженные сцены.
Если говорить об актёрах, то милая Деми Мур (Эстер Прин) со своим хриплым голосом и скучающим видом удачное попадание прямо в цель. На неё приятно смотреть, но особенных эмоций её игра не вызывает. Гэри Олдмен (Артур Диммесдэйл) прекрасен, как всегда. Собственно, в этом я нахожу главный плюс фильма. Персонаж изменили и добавили ему человечности и добропорядочности, в отличии от оригинала. А касательно грехопадения: ну кто бы вообще смог устоять? Это же Гэри Олдмен. Роберт Дювалл (Роджер Чиллингворт) хорош, мерзавец. В его безумие и еле сдерживаемую злость охотно веришь. Настоящее украшение фильма, его изюминка. Про дочерей Деми Мур писать нет смысла, роль Перл в повествовании совершенно нахально урезали.
Ещё хотелось бы добавить пару слов о фильме, в общем. Это красивое кино. Не с голливудским лоском и размахом, а самая что ни на есть уютная, опрятная мелодрама с закадровым повествованием. Актёры приятные, декорации приятные, история приятная. Никакого негатива 'Алая буква' не вызывает, если абстрагироваться от образа расстроенного Готорна.
Сюжет не лишён минусов, кое-где заметно похрамывает логика. Но теплая атмосфера середины 90-х быстро успокаивает. 'Алая буква' хорошо справляется с ролью бодренькой мелодрамы. Не для коллекции любимых фильмов, но на заметку.
'Я люблю тебя, женщина, но твоя сила меня пугает'.
Задумкой Натаниеля Готорна наверное было то, чтобы показать силу и независимость, любовь и решительность женщины. Всё это ощущается еле-еле, если слишком 'напрягать зрение'. Деми Мур, по-моему, не совсем подходящая актриса для этой роли. Например, в том же году был снят фильм 'Роб Рой' на основе книги Вальтера Скотта...Оскароносная Джессика Лэнг достойнее сыграла такой образ. Деми Мур скорее всего идут роли типа Молли ('Привидение') или Джейн ('Солдан Джейн'), здесь все те высокие качества, что я перечислила, она превращает в невоспитанность, в неблагородность...
Текст 'Алой буквы' очень хороший, интересный, но сценаристы немного загнули с импровизацией. Концовка как всегда с happy endом, которая не позволяет смотрящему немного хоть задумываться. Ведь автором всё же осуждается adultère (прелюбодеяние), хоть и честь женщины поднята в течение всего рассказа. Вообще сильно ощущается феминизм, чему я очень рада. Здесь Женщина не как объект вожделения мужчины, не как объект-фон...Нет! Она - главный персонаж, и в ее руках, во-первых, своя жизнь.., жизнь дочери, и жизнь отца ребенка, который на самом деле должен был умереть, стать жертвой в конце, но сценаристы спасли его!
Не могу сравнить ни с какой другой экранизацией, поэтому буду необъективна. Фильм - 'средней уровни сложности'. Тема: очень интересна. Актеры: Гарри Олдман понравился больше своей игрой, чем Деми.