К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

После двадцатилетнего перерыва в своей творческой карьере польский режиссер Анджей Жулавски снимает свою предпоследнюю картину 'Шаманка'.

Фильм нам рассказывает о том, как в Краков из пригорода приезжает девушка, собирающаяся поступать в университет. Во время поиска жилья она сталкивается с мужчиной средних лет, который показывает ей квартиру, не так давно снимаемую его братом. Он приводит ее туда, и далее поддавшись импульсу, занимается с ней грубым сексом. Потом он ее покидает, собираясь больше не приходить в квартиру. Однако, девушка, имя которой не упоминается на протяжении всего фильма, находит его в лекционном зале (герой работает ассистентом профессора антропологии в университете), и он после лекции, не ожидая увидеть ее снова, окунается вместе с ней в омут плотских отношений (а по другому это и не назовешь).

Я не читал и не видел интервью Жулавского относительно этого фильма, но считаю, что режиссер хотел показать депрессивное настроение польского народа во время 'лихих 90-х', страх людей перед будущим, неуверенность в завтрашнем дне после того, как рухнул старый режим и пришли новые чуждые ценности, а а фоне всего этого мы лицезреем борьбу между мужчиной и женщиной, в конце которой женщина оказывается победителем. И именно второе больше выражено в фильме, так как Жулавски отвел этому максимальное количество времени. Если говорить конкретно, в фильме показано, что как люди сталкиваются с последствиями, выбрав не ту дорогу жизни в тот кризисный период, так и мужчины расплачиваются за то, что связываются с сомнительными женщинами. У Михала (главный герой) было все, что нужно для полного счастья. Отец вытащил его из подростковой банды, теперь он собирается женится на любящей его дочери профессора, а также есть любимая работа (изучение найденной при раскопках мумии шамана), которая помогает ему продолжать жить. Но из-за больной на всю голову, но излучающей сексуальную энергию девушки из трудной семьи, он теряет голову и начинает стремительно деградировать так, что вскоре его увольняют из университета и он устраивается разнорабочим на железную дорогу, во время чего к нему приходит озарение, что с ним происходит, но становится уже слишком поздно, ибо ища причину смерти шамана, Михал не подозревал, что ответ, который он скоро получит, станет роковым для него.

Главных героев не жаль. Жаль только невесту героя и престарелую слепую хозяйку арендуемой квартиры, с которой ОНА жестоко расправилась, что осталось за кадром. Фильм заполнен разного рода нелицеприятными сумасбродными личностями, будь то невзрачный лысый пассажир в поезде, мужчина в шляпе с тонкими металлическими протезами вместо ног (?), проститутка с тремя 'клиентами' на улице и прочими отбросами общества. Все эти мелькающие персонажи, поведение героев и неожиданно появляющаяся на экране 'грязь' и 'кровь' в своем роде составляют структуру 'фильма ужасов', а возникающая музыка Анджея Кожиньского в тяжелых сценах только нагнетает и без того атмосферу безысходности и хрупкости мечты в светлое будущее.

Фильм очень трудно оценивать. Он очень специфичный Несмотря на проникновенную музыку и передачу духа того времени, Жулавский чересчур увлекся своими героями и ввел в фильм слишком много сцен сексуального характера. Также в фильме были сцены, на которые без отвращения нельзя смотреть.

Я не любитель экстремального Арт-Хауса вроде Антихриста или Дыры в Моем Сердце. Фильм у меня вызвал неоднозначные эмоции и понравился лишь наполовину. Лицам с чувствительной психикой и суицидальными наклонностями смотреть не рекомендуется. Не посмотрите его - ничего не потеряете.

Между прочим композитор Анджей Козиньский работал в вышедшей чуть позже в том же 1996 году кинокартине 'Девочка никто' другого Анджея (Вайды), которая тоже вышла довольно мрачной, однако более понятна и смотрибельна, и которую, исходя из этого, я рекомендую к просмотру.

5 из 10

12 июля 2015 | 22:10
  • тип рецензии:

Профессор антропологии Михал ( Богуслав Линда) знал не одну, но двух дум власть, и не одну, но две пламенные страсти. Первая - разгадка тайны древней мумии пролежавшего в земле 3000 лет и прекрасно сохранившегося тела шамана, которого Михал и его коллеги извлекли из болота во время раскопок. Вторая - вспыхнувшая с первого взгляда непреодолимая бешеная тяга к загадочной девушке, студентке (Ивона Петри), случайно встреченной им на краковском вокзале. Ровно через минуту после того, как они оказываются в пустой квартире, которую он хотел сдать, Михал и незнакомка вовлечены в пылкий, но безрадостный анонимный секс а-ля 'Последнее танго в Париже'. Девушка, имени которой мы так и не узнаем, представилась итальянкой, потому что работала в итальянском ресторане, где (как она говорит), делала лучшую пиццу в городе. Она излучает необъяснимую словами всеобъемлющую и тревожную сексуальность, что делает её непредсказуемой и безрассудной, но всегда готовой к эротическим эскападам. «Тебя можно трахать как угодно — палец в ухо и пошло-поехало», замечает Михал. Ну, чем не воплотившаяся вечная мечта мужчины любого (а, в особенности, среднего) возраста? Очень скоро, однако, отношения между мечтой и профессором достигают такой степени невыносимо высокого эротического напряжения, что неизбежно переходят на весьма опасную для здоровья территорию 'Империи Чувств'.

В редких перерывах между надрывными сценами секса, включающими скандально известную с маслом (но без масла) из вышеупомянутого Танго, Михал пытается разгадать тайну мумии шамана. Это стало поводом для довольно комической сцены, во время которой Михал и его коллеги, обряжённые в хламиды, совершают, судя по всему, древние обряды, заключающиеся в песнях и плясках вокруг равнодушной и бессловесной мумии. Вскоре становится очевидным, что персонажи первого фильма режиссера Анджея Жулавски, поставленного им после возвращения в Польшу из десятилетнего политического изгнания по откровенному и спорному сценарию Мануэлы Греткoвской, призваны символизировать объективную несостоятельность и безжизненность режима и, в то же время, его почти мистическую привлекательность для масс, а также иррационализм и безумие, ведущие к неизбежному его разрушению. Фильм поднимает интересные темы, но похоже, что режиссёра больше интересуют смакование болезненных подробностей отношений героев, ведущих к неизбежной развязке.

Результат получился весьма неоднозначный и противоречивый. То ли недооцененный шедевр, который не отворачиваясь ни на секунду пристально всматривается в жестокость между людьми, в откровенный грубый секс без капли нежности, и в страсть, подобную беcпощадной стихии, не знающей границ. То ли нелепo-претенциозный, непреднамеренно комический в самые неподходящие моменты кинематографический шаманизм. Жулавски, который начинал работу в кино ассистентом знаменитого тёзки, Анджея Вайды, приобрёл известность разбиванием всяческих табу и пренебрежением к любым ограничениям в артистическом самовыражении. Сам режиссёр признавался, что фильмы, которые он ставит -это отличающиеся чрезмерностью и эпатажем изгнания демонов, которые терзают его, а женские персонажи для него - медиумы, связующие звенья между миром его воображения и созданной им кинореальностью. В этом плане 'Шаманка' - типичный фильм Жулавски, с главной героиней, способной заворожить и надолго впечатлить зрителей, настроенных на такое экстремальное самовыражение. А у кого-то от жестоких страстей, разъедающих экран, от одной чрезмерности сменяющей другую, реакция будет меняться от недоумения к ухмылке, а от них - к хихиканью и даже к смеху.

Нельзя не отметить вторичность 'Шаманки'. После 'Последнего Танго в Париже» Бертолуччи и «Империи Чувств' Нагиси Осимы нелегко сказать что-то новое o разрушительной силе любви - ненависти, о болезненной неконтролируемой страсти и о саморазрушении. Может быть, поэтому, создатель фильма добавляет в шаманский котёл такие экзотические и пряные приправы, как хоррор, оккультизм, некрофилия и мистика, и сервирует ужин в стиле изысканнейшего кино-гурмана, шеф-повара и людоведа нашего времени. Вот только ни превосходного Кьянти, ни изящных столовых приборов, ни тончайшего севрского фарфора на этом столе не будет.

15 июня 2014 | 00:59
  • тип рецензии:

Применены все запрещённые приёмы: гнетущая картинка, маленькие помещения в кадре, откровенные натуралистичные сцены, множество истерик и немотивированных поступков персонажей. Снято резко, намерено грубо. Сюжетный пласт уступает клиповому визуальному ряду. Раздражение зашкаливает.

Анджей Жулавский не стремится вести диалог со зрителем через главных героев; он хочет, чтобы зритель идентифицировал себя с ними и старался понять почему так, а не иначе. Но, если учесть, что герои 2 часа экранного времени мечутся с бездумными взглядами и занимаются беспорядочным сексом, в финале доходят до изощрённого членовредительства, то род подобной идентификации - сомнительное удовольствие.

Говорить о талантах красавицы Ивоны Петри трудно, т. к. режиссёр постарался, чтобы мы их не обнаружили. Можно только восхитится актрисой систематически поддерживающей в себе истерический настрой во время длительного съёмочного процесса. А вот Богуслав Линда замечателен везде и всегда.

'Шаманка', во многом, схожа с другой картиной Жулавского 'Одержимая' и по характеру героини, и по общему мистическому настрою со всеми раздражителями.

Жуавский - это Вайда (по своим корневым истокам и общей философской направленности) + Кроненберг (по своей любви к квазиизображению нацеленного на физиологическое восприятие зрителя).

Просмотр данного фильма можно выразить метафорой: вы сидите на стуле в пустой комнате и ждёте человека, котрый расскажет вам много интересного. И вот врывается этот гость, начиная с порога то судорожно жестикулировать повышая голос, то шептать. Он носится по комнате взрывая пустоту помещения резкой сменой эмоциональной подачи информации. Вреда это не причиняет, но вы сидите в напряжении, краем уха улавливая рассказ. Заботясь о своей безопасности, уворачиваетесь от брызгающей слюны...

Не самое неудачное произведение искусства и не лишённое смысла. Немного специфичное, расчитывающее на транспогружение в омут мрачных фатазий по собственному желанию.

7 из 10

28 мая 2010 | 08:14
  • тип рецензии:

Они повстречались... Преподаватель факультета антропологии и очаровательная податливая студентка. Он одержим изучением найденной мумии, как он предполагает, древнего шамана, и надеется понять причину его смерти. Она одержима сексуально, в ней просыпаются первобытные инстинкты и животная страсть, заставляя ее вытворять немыслимые вещи; кажется, что у нее появился некий контакт с мистическими силами, которые дают ей энергию. Ее сексуальность бьет через края и ее голод невозможно утолить...

Анджей Жулавский - великолепный Режиссер (с большой буквы!), снимающий фильмы, балансирующие на грани и преодолевающие все немыслимые пределы. Ходят бесконечные слухи о его методах воздействия на актеров (включая использование техники магии вуду), не знаю, правда это или нет, но настолько раскованной игры актеров я не видел больше нигде! Одержимость главных героев друг другом - это не просто похоть, которая возникла при первой их встрече, до находки тела шамана, это нечто большее, чем даже сама сексуальность, которую они до этого скрывали и держали в себе.

Фильм красив и великолепен не только в технической, но и в художественной составляющей. Жестокие, почти брутальные, но в то же время очень красивые сексуальные сцены вводят в состояние полнейшего транса, чему сильно способствует абсолютно дикая музыка. Бесконечный бой барабанов, сопровождающий одержимость главных героев, напоминает музыку диких племен, которой они отдаются полностью, чтобы вступить в контакт с силами, которые абсолютно недоступны для их постижения...

Иррациональное доминирует над рациональным. Сексуальность доминирует над похотью. Фильм за пределами понимания. Фильм-ритуал.

Шедевр.

16 марта 2009 | 23:52
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: