История об отпуске семейки Гризвулд получила свое логичное продолжение в следующем фильме, в котором, победив в телешоу семью нобелевских лауреатов, Гризвуды едут отдыхать в тур по Европе. В этот раз сюжет картины строится на противостоянии американского образа жизни, который олицетворяют семья главного героя, и окружающей их Европы. Пытаясь жить и действовать в Европе как у себя на родине, герои пытаются рассмешить зрителя, но выходит это плохо, так как Гризвуды свято уверены в своей правоте и непогрешимости. Далее, приняв правила игры, семья главного героя пытается стать европейцами, но внешним сходством все и ограничивается. Тонко высмеиваются предрассудки американцев по поводу их национальных ценностей и образа жизни, а также их представления о европейцах. Показательный факт: когда главный герой в Лондоне едет не по своей стороны улицы, врезается в несколько машин и сбивает велосипедиста, пострадавшие делают вид, что ничего не происходит, и только желают счастливого пути.
В общем, однообразные шутки и смешные ситуации начинают надоедать к середине фильма, бессмысленность всего происходящего и желание героев чем то заняться и протянуть время до конца путешествия превращают фильм в скучное зрелище, шутки, сказанные просто так, уже не смешат. У фильма нет цели, как было в первой части, нет некой высшей идеи, в подчинении которой все движется. Чувство навязанности ситуации и желание веселится только потому, что надо веселится, превращают фильм в череду слабо связанных между собой сцен.
Поскольку я видел все 4 части 'Каникул' семейств Гризволдов, то вполне могу назвать, худшую из них...и пальму первенства получают: 'Европейские каникулы'.
Идея 'высмеивания' национальных особенностей (различий), далеко не самая оригинальная, но интересная, особенно если это делается смешно и весело. А вот тут-то у данной комедии большие проблемы.
Опуская детали, семейство Гризволдов оказывается в Англии, ой простите, в Великобритании. И я вполне допускаю, что английский юмор весьма специфичен. Хотя причём тут английский юмор, если сами приключения (ситуации) Гризволдов на Туманном Альбионе оказались абсолютно не смешными. Ну а что может быть смешного, когда Англичанин, оправдываясь, говорит что сам виноват в том, что его сбила машина...
Приключения в Германии, оказались чуть более забавными и весёлыми. Но всё равно запомнилась лишь одна шутка: Мол, 'эээ, дорогая, а ты не знаешь, кто это у нас жил?'. 'Понятия не имею'. Думается, что в далёких 80-х эта шутка была вполне оригинальна. Да чего уж там говорить, у нас и посей день на свадьбах и гуляниях появляются люди, которых никто не знает. Одни думают, что это приглашённые со стороны жениха, другие - со стороны невесты.
И вот, наконец-то наши герои добрались до города влюблённых. И Парижские приключения - лучшая часть приключений и самая смешная. Чего только стоит шутка: 'У нас 15 минут до закрытия Лувра'.
Ну и отдельной похвалы заслуживает высмеивание влюблённой парочки приехавшей в Париж... Эйфелева башня? - Мы ещё не ходили. Лувр? - Потом посмотрим. Набережная - нет, пока не гуляли.
А ещё были приключения в Риме... Но, к сожалению я не запомнил ни одной шутки...
И знаете, слишком малое количество, да ещё и не самых смешных шуток - это не главный минус. Куда больше меня расстроило отсутствие некой цели. В первых каникулах была чёткая цель - добраться до парка развлечений. В последующих фильмах также была цель: в Рождественских каникулах - подготовится ко встречи Рождества и нового года (украсить дом, добыть ёлку и нарядить её...), в каникулах в Вегасе - потусить и развлечься в игорной столице мира... А какова цель Европейских каникул? Посмотреть Лувр за 15 минут? Не думаю. Нет, конечно, у Кларка Гризволда был некий план, маршрут, но для зрителя - этого было недостаточно. И для меня отсутствие цели - оказалось существенным минусом. Ты словно смотришь программу 'Орёл и Решка'... Мол это Лондон - знаменит Биг Беном и Стоунхенджем. А это Париж, если посмотрите на право - увидите Лувр, а налево - Эйфелеву башню. А это Рим - где горячие итальянские мачо гоняют на машинах с открытым верхом... Кстати, как прожить в Риме, если не осталось денег...
А ещё в фильме отсутствует атмосфера и душевность. Собраться в кругу семьи, нарядить ёлку, приготовить рождественскую индейку - атмосфера рождества (Рождественские каникулы). Или, атмосфера некого путешествия, когда ты с семьёй мчишься по просторам Америки к своей заветной цели - парку Уолли Уорлд. Да, даже в 'Вегасе' была (точнее будет) атмосфера... А где эти душевные разговоры отца с сыном?
Но больше всего, меня бесила Одри - своим вечным нытьём. Эта маленькая, избалованная дрянь - выносила мне мозг весь фильм.
Пожалуй, одним из немногих плюсов этого фильма - был Чеви Чейз, сыгравший не когда не унывающего и вечно позитивного отца семейства Гризволдов.
Как итог: без атмосферная, не особо смешная, хоть местами весёлая и забавная комедия, не выделяющаяся на фоне сотен или даже тысяч других комедий, что мы (вы) видели до и увидим после. По школьной системе оценок, фильм на троечку (золотая середина), ну а тут - чуть выше среднего...