Забавное совпадение: вчера решил наконец-то разобрать кино залежи жесткого диска и постепенно отсмотреть скопившиеся запасы полнометражников. Придерживаясь принципа рандомности, выбрал давненько ждущий своего часа корейский триллер «Воспоминания об убийстве», вышедший в 2003 году и ставший вторым фильмом в карьере сейчас уже оскароносного лауреата Пон Джун-хо («Паразиты»). И только после просмотра, листая перед сном ленту Instagram, я и обнаружил, что мой выбор картины мистическом образом совпал с днем рождения Джун-хо. Хе-хе.
Я всегда был поклонником творчества этого корейского режиссера, умеющего мастерски наращивать на классический драматургический каркас самобытное повествовательное мясцо- микс из национального колорита и условностей выбранного жанра: «Вторжение динозавра», «Сквозь снег», «Окча». «Воспоминания об убийстве» - ярчайший пример поновского метода рассказывания историй. В своей основе это стандартный триллер о поисках неуловимого маньяка, коими занимается разношерстная компания полицейских маленького городка.
Зрителя, привыкшего к западной эмоциональной темпоритмике триллерного направления, «Вспоминания» могут обескуражить своей шумоголовой повествовательной экспрессией, бьющей через край чувственностью и зашкаливающим градусом ажитации, которые свойственны скорее комедии абсурда или пародийным картинам, но явно не триллерам о злобных маньяках. Но в этом и кроется вся прелесть корейского кинематографа и картин Джун-хо в частности.
В картине столь филигранно скрещены жуткое, напряженное, мрачное, безысходное с разухабистым, комедийным, абсурдистским и смешливым, что на протяжении всего просмотра тебя распирает чувство непередаваемого киноманского восторга от специфической интерпретации чудовищных реальных событий, легших в основу фильма.
При этом финальная треть картины выруливает на уже привычные жанровые рельсы, завершаясь мощным и саднящим драматургическим эпилогом, но и тут Джун-хо идет вразрез нашим ожиданиям: это дело безжалостно искалечит не только главных героев, но и нас- зрителей, оставив растерянно рефлексировать над увиденным под пронзительным взглядом экс-детектива Ту-мана и под звуки щемящей мелодики Таро Ивасиро.
Вердикт: Кулик в восторг от этого болота и настоятельно рекомендует к просмотру!
Скажу сразу, что до просмотра этого фильма, я не был знаком с творчеством Пон Джун-Хо, а также с корейским кинематографом в целом. Но теперь, после просмотра «Воспоминая об убийстве» хочется погрузится в мир корейского кино с головой, настолько этот фильм меня впечатлил. Эта картина отличается от всех голливудских детективов, просмотренных мной ранее, она настолько выбивается из жанра «детектив», что и детективом то ее назвать трудно, все настолько неправильно, неудобно и несуразно.
Это кино в первую очередь о безысходности, о несправедливости, безнаказанности, с которой ничего нельзя сделать в силу действительности и ситуации в стране, окружающей персонажей, почти полном отсутствии технологий, квалифицированных кадров для раскрытия преступлений, ну и, конечно, личных качеств самих персонажей. Но обо всем по порядку.
Несколько слов о сюжете: 1986 год, в небольшом городке Хвасон находят несколько девушек, убитых маньяком-извращенцем. Детектив и его помощник берутся за это дело, используя свои старые проверенные методы, которые кажутся им весьма эффективными в раскрытии такого рода преступлений, а именно запугивание, унижение и жестокое избиение каждого из подозреваемых. Позже, в поддержку к ним прибывает молодой детектив из Сеула, который кажется на фоне остальных полицейских просто гением, пытаясь строить теории, используя для этого документы, улики, и кое-какую дедукцию. Но убийства почему-то продолжаются… Все это происходит на фоне жестких разгонов демонстраций, пикетов студентов и постоянных занятий по гражданской обороне, что добавляет мрачности и тревожности всему происходящему.
Так почему же этот фильм вызывает такое чувство безысходности? А потому что, маньяк в этом фильме не является каким-то преступным гением, как может показаться на первый взгляд, да, он почти не оставляет улик, свидетелей произошедшего нет (почти), он простой насильник-психопат, для поимки которого хватило бы элементарных вещей, которые мы привыкли видеть в большинстве детективов. Например, не уничтожение всех улик на месте преступления толпой зевак и недополицейских, своевременное прибытие бригады экспертов, отсутствие личных склок и неприязней друг к другу во время расследования, возможность проведения теста ДНК в самой Корее, а не ожидание результатов из Америки из-за катастрофической отсталости в технологиях. Этот список очень обширен, можно продолжать очень долго.
Но когда в Хвасоне преступления принято раскрывать при помощи игры в «гляделки» (ведь детектив считает, что у него глаза шамана и он видит людей насквозь), а также парой-тройкой ударов тяжелым берцем по очередному умственно отсталому подростку или работяге, любой осторожный преступник кажется злым гением.
Даже когда кажется, что у детективов на руках все карты, и они каким-то образом приблизились к поимке преступника, палки в колеса вставляют обстоятельства или, например, полный бардак на радиостанции, или такая мелочь как заглохший автомобиль.
И на фоне всего этого, ты видишь, как детектив превращается в социальную драму, ты смотришь на этих уставших полицейских, реакцию обычных граждан, которые обвиняют их в бездействии, смотришь и понимаешь, что момент надлома каждого из них очень близок.
И финальный диалог, я думаю, подтверждает мои слова, ведь когда детектив спрашивает девочку о том, как же выглядел человек, которого она видела, возможно, он представляет себе какого-то монстра, какого-то зверя, неуловимую тень, на которую было потрачено столько времени и сил, девочка отвечает «Ну… Как обычный человек». Лицо детектива крупным планом. Занавес. Хочу еще.
Южная Корея снимает 'крепкие', запоминающиеся, качественные картины. Корейцы уже давно укрепились в нише кинематографа и зарекомендовали себя как 'дарители катарсиса' для зрителя. 'Воспоминания об убийстве' душераздирающий фильм, снятый с иронией. Нам позволено смотреть на страшные вещи через призму трагикомизма. Злая сатира, как тонкая ниточка проходит через двухчасовой детектив. И тут дело не в том, кто убийца, тут дело в том, кто же есть настоящее зло?
Для зрителей фраза на экране после начальных титров 'based on true story' имеет 'вау' эффект. Все, аудитория у вас в кармане. Мы всматриваемся внимательней, ставим себя на место каждого героя, удивляемся, радуемся, расстраиваемся, не забывая проговаривать в голове 'это было на самом деле, это все правда'. В картине 'Воспоминания об убийстве' эта правда ужасна. И это жизнь, это мир, в котором мы живем.
Сюжет фильма развивается в корейском маленьком городке, где орудует маньяк, убивающий молодых девушек в красном. Представители закона моментально направляют все силы на его поимку. В помощь им даже присылают агента из 'большого города'. Однако в погоне за злом главное - самому не стать этим злом. Полиция бросается буквально на каждого прохожего, стараясь без суда и следствия силой выбить признательные показания, абсолютно не осознавая, что в благородных попытках сделать мир лучше, они делают его только хуже.
Страдают невинные запуганные люди. Жертвы продолжаются, силы были потрачены впустую. Все тщетно.
Безграничные, залитые солнцем степи, дождливые ночные переулки - это все так гармонично и красиво. Природа не может способствовать нравственному выбору человека, она отдельно, она вечна. Вечна так же, как зло. Нередко 'Воспоминания об убийстве' сравнивают с 'Твин Пиксом' Дэвида Линча. И это стопроцентное попадание. И пусть 'Твин Пикс' это некое сюрреалистичное безумие, но мысль-то одна: зло будет всегда. Его невозможно истребить. Оно может быть в тебе, а может во мне. Оно было вчера, есть сегодня и будет завтра. Оно везде. И концовка фильма прямое тому доказательство. '- Как он выглядел? -Как обычный человек'. Как обычный человек. Вот оно! И тут по настоящему становится больно. А вы кого искали? Шестипалого, двухголового великана? Кого? Негодование и досаду скрыть сложно.
И пусть убийцу мы так и не увидели, нам этого и не надо. Он обычный человек. А в этом мире главное сострадание, любовь и благородство. Научимся этому, и будет нам баланс. А пока зла, к сожалению, значительно больше.
Трагикомедия. Не смотря на гнет всего ужаса, происходящего в маленьком провинциальном городе, где все знают всех, первую половину фильма хочется смеяться над главными персонажами. Эта история напомнила мне о Твин Пиксе - колыхающиеся бесконечные луга, ощущение присутствия кого-то, кого не видишь глазами, дождь - как помощник убийцы (совы - в Твин Пиксе). Только здесь местные «шерифы» заслуживают насмешек Альберта Розенфильда: )
Пон Джун-хо указывает на проблемы нашего общества. Но в этом фильме он еще и наказывает тех, кто создает эти проблемы, после чего эти персонажи осознают свои ошибки и становятся лучше. Режиссер задает нам вопрос, ищет с нами ответ, и находит его. Но здесь нет нравоучения из под палки. Режиссер призывает нас посмотреть на важные вещи, мимо которых мы проходим каждый день.
Реалистичность событий связаны с нашим временем - каждый день полиция фабрикует дела, подставляет людей, подделывает улики, а государство вместо того, чтобы дать на расследование больше людей, отправляет их на президентские демонстрации. Это печальная правда нашего мира. В реальной истории эти убийства так поразили жителей в тот момент, что они отказывались выходить из дома на работу. Ведь убийца, однажды, убил школьницу в ее собственной пастели…
Этот фильм определенно нужно увидеть каждому. Хроника и достоверность держатся с этим фильмом рука об руку. А еще, если углубиться в реальные статьи об этом убийстве, появится возможность интерпретировать концовку совсем иначе.
Как казалось, второй раз посмотрел этот фильм, потому что не запомнил с первого раза. Всегда есть преимущество в возрасте: с годами ты не только становишься мудрее, но еще и забывчивей, поэтому часто смотришь один и тот же фильм, как в первый раз. Зато есть время вникнуть, и я понял одну очень важную вещь.
Этот фильм вообще не об убийстве (да это и не детектив вовсе, только маскируется под него), поэтому и его концовка к несколько ошарашивает, заставляя тебя пробежаться по нему в обратную сторону и понять, что контекст очень важен. Именно в 1987 году, когда ведется расследование, по всей Корее бушевали бунты против власти, и это получило отражение в фильме. Фильм куда больше показывает, что в полиции пытки, в народе крыша едет у каждого второго, и в рамках конкретного уголовного дела можно найти такие извращения, с которыми полицейским раньше даже не приходилось сталкиваться, хотя они были вот-вот где-то близко.
Больше всего при этом убивает теглайн фильма о том, что убийца выглядит абсолютно обычно. Это как раз именно то, что характеризует состояние общества, как нельзя лучше.
У меня язык не повернется сказать об этом фильме, что это пустая трата времени, но также я не буду разбрасываться такими словами как: шедевр детективного жанра, лучшее творение известного режиссера, нет. Этот фильм следует смотреть с осознанием того факта, что это не обычный детектив, ее даже детективом назвать трудно.
Сюжет. В далеком городе Хвасон в 1986 году происходят зверские убийства серийного маньяка, которого в начале пытаются поймать глуповатый следователь Пак Ту-ман и его коллега Ён-гу известный в округе своей жестокостью. В дальнейшем они мало чего добиваются, к тому времени из Сеула приезжает детектив Со-Тхэ-юн, который своей логикой и «верой в документы» начинает свое расследование. На первый взгляд может показаться, что это обычная детективная история со всеми характерными клише присущей этому жанру, которая должна закончится логичной поимкой преступника. Однако все заканчивается тем, что они не смогли поймать его, а все их умозаключения и догадки на счет преступника являются лишь плодами их воображения. В основе этого фильма лежат реальные убийства, которые происходили в Корее, но это совсем другая история.
Персонажи. Детектив Пак с первых минут фильма предстает перед зрителем не очень квалифицированным представителем власти. В процессе повествования мы видим их жестокие методы поиска: допросы с применением силы, фальсификация улик, вытягивание ложного признания. Кроме того, по его мнению, он наделен способностью узнать преступника, лишь посмотрев ему в глаза, хотя в конце он осознает, что его «способность» лишь его выдумки, в которые он сам поверил, и в этом заключается вся его драма. Столичный следователь Со Тхэ-юн может показаться является противоположностью сельского детектива: он рационален, его интересуют закономерности и данные, но все это предстает совершенно бесполезным. При внимательном рассмотрении, все его действия бесплодны, а все продвижение в сюжете происходили случайно. Почти все умозаключения детектива Со в конце разбиваются со встречей с реальностью – убийства не зависят от дождя и наличия красной одежды, все эти особенности убийств являются лишь совпадениями. В итоге оба героя фильма в конце оказались раздавленными и беспомощными перед реальностью.
Фильмы «Воспоминания об убийстве» отличный пример превосходной режиссерской работы, которая дополняется высокой актерской игрой и затягивающим сюжетом. После просмотра фильма я сидел в недоумении под пристальным взглядом детектива Пака, как я говорил это не детектив, это триллер с примесью комедии, в которой ты смеешься над собой. В таких фильмах ты сам пытаешься найти убийцу при помощи разных точек зрения, которые доступны зрителю, в фильме к тому же имеется сцена с лицом маньяка. Ближе к концу нам показывают фотографию главного подозреваемого и спрашивают он ли это, но мы не можем ответить, мы не знаем. Так режиссер Пак подкалывает нас, зрителей.
В последнее время я поймал себя на мысли касательно того, что очень тяжко стало отказать себе в просмотре какого-нибудь заинтересовавшего меня корейского фильма ужасов или триллера. Мимо большинства голливудских поделок прохожу совершенно спокойно и без какой-либо тяги созерцать это дело, а вот с кинематографом Южной Кореи всё совершенно иначе. К тому же тут у нас речь идёт от режиссёрском таланте некого Пон Джун-хо, что уже успел порадовать меня за этот год несколькими своими произведениями. Хотя конечно в 2020 году Пон Джун-хо ничего не выпускал, по факту, но вот две работы этого без сомнения грамотного деятеля, меня однозначно впечатлили. Речь о таких вещах как «Паразиты» и «Сквозь снег». Это безусловно толковые произведения, у которых однозначно хватает своих ценителей. Но на этот раз я решил вернуться в далёкий 2003 год, когда Пон Джун-хо ещё не успел нашуметь на мировой арене киноискусства, но в родной Южной Корее уже успел отметиться однозначно в положительном ключе.
В одном из относительно спокойных районов Кореи происходит серия жестоких убийств. Тела молодых девушек находят одно за другим. Все они изнасилованы, и задушены собственным нижним бельём. Безусловно на лицо почерк одного и того же серийного убийцы. Сотрудники местного полицейского департамента берутся за расследование указанных событий. К тому же на помощь им из центрального управления отправляют более подготовленного и грамотного детектива. Необходимо отработать целую кучу подозреваемых, а методы полицейских на поверку оказываются далеко не самыми законными. Ведь для того чтобы получить признание, они не остановятся ни перед чем, используя самые изощрённые методы допроса. А в то время убийства продолжаются, и паника в обществе растёт с каждым днём всё больше.
После просмотра «Воспоминаний об убийстве», мне совершенно чётко стал понятен авторский стиль Пон Джун-хо. Нечто подобное им использовалось и в тех же самых «Паразитах», где фильм в общем-то с самого начала представлял из себя нечто лайтовое, и даже комедийное, постоянно генерируя огромное количество забавных, и где-то даже нелепых ситуаций. Но в «Воспоминаниях об убийстве» режиссёр поступил иначе, и если в тех же «Паразитах» есть переломный момент, который лупит зрителя по голове, и выбивает из зоны комфорта, то конкретно здесь создатель словно бы ещё только «играется» с подобной интерпретацией. То есть эпизоды с жуткими местами преступлений, нередко сменяются совершенно смешными ситуациями, в которые попадают главные герои произведения. Они то и дело попадают в различного рода нелепые ситуации со своими поисками настоящего убийцы. И на самом деле это даже как-то необычно разбавляет восприятие от самого фильма. При этом создатели не дают тебе забыть о том, что ты всё же смотришь именно триллер, в сюжете которого орудует холоднокровный маньяк, что жестоко убивает женщин.
Вообще при всей той некоторой несерьёзности, которая сопровождает просмотр, «Воспоминания об убийстве» недвусмысленно дают понять зрителю о том, что правосудие далеко не всегда идёт по верному следу, и более того, это самое правосудие просто слепо. Традиционно для южнокорейского кинематографа здесь действительно качественная и промозглая атмосфера, а загородные пейзажи порой воистину превосходны. К тому же полностью весь актёрский состав воспринимается как нечто очень органичное и их выкладку по полной программе не заметить просто сложно. Я безусловно ещё продолжу знакомство с творчеством Пон Джун-хо, а «Воспоминания об убийстве» останутся навсегда в моих воспоминаниях, как действительно достойное произведение, и хороший триллер со своими нестандартными особенностями повествования.
Настоящий шедевр. С одной стороны, ощущение абсолютной безысходности, с другой, теплоты и близости персонажей, как будто до них можно достать рукой. Очень неправильное кино, которое выводит из равновесия, где юмор не менее важен, чем ужас. Пронзительное, очень красивое, с закольцованным сюжетом, когда с каждым витком воспринимаешь происходящее острее и глубже. В конце фильма как будто попадаешь в Зазеркалье: смирение главного героя, его житейская мудрость, которая спасает более горячего напарника, это максимум в столкновении с неизвестным.
Перед нами фильм невероятно талантливого корейского режиссера Под Джун-хо. В копилке у него не так много картин, но каждая узнаётся по своему почерку.
Я посмотрел эту картину уже после нашумевших “Паразитов” и я ожидал неспешное повествование с множеством диалогов и тревожных поворотов событий. Ожидания оправдались.
Сюжет похож на типичный детектив: в маленьком южнокорейском городке происходят ряд убийств девушек и сначала двое местных полицейских берутся распутать клубок преступлений, а после неудачных попыток к ним подключается, прибывший из Сеула, еще один детектив. Вместе они пройдут долгий путь осознания собственных ошибок и, заводящих их в тупик, методов раскрытия преступлений.
Главные персонажи в фильме - три полицейских и каждый имеет свое видение расследования убийств. Нам не раскрывают их истории и путь становления на детективном поприще, но зато нам с первых минут чётко дают понять, что все их действия, которые завели их в тупик, по большей мере связана с их глупыми и гнусными поступками, по отношению к подозреваемым. Они то и дело находят подозреваемых и из каждого пытаются “выбить” (в прямом смысле слова) показания в том, чего они не совершали.
На протяжении всего фильма мы смотрим в глаза людям, которые на само деле не совершали преступлений. Тогда кто это сделал? Концовка заставит вас врасплох, которая принесет с собой депрессивное послевкусие безысходности.
Советую всем любителям корейского и детективного кино. Пойду смотреть остальные картины Под Джун-хо. Крутой режиссер.
Фильм в целом можно назвать немного нудным ввиду того, что навязчивым фоном тут выступает особая среда, в которой происходят все события: провинциальное захолустье с бесконечными полями и большими пространствами, грязные кабаки, безобразно организованные рабочие места в полицейском отделении, узкие тёмные улочки городка, который населяют простые труженики от сохи, и с которыми зачастую очень трудно сладить даже опытному городскому детективу. Вместе с тем, вереница происходящих событий держит в постоянном внимании и даже напряжении, так как за кажущейся простотой и очевидностью преступлений кроется неустранимое и неразрешимое противоречие, которое никак не позволяет поставить окончательную точку в расследовании.
В картине прекрасно раскрывается эволюция взглядов на личные убеждения и методы раскрытия преступлений каждого из действующих лиц, даже второстепенных. В этом же ключе прекрасно продемонстрированы события, которые герои философски распознают как нравственную ответственность за совершаемые ими ошибки. Эта часть фильма наиболее ценна, т. к. делает его по-настоящему человечным, вдыхает в него глубокий смысл, а не просто механически переносит на экран цепь событий.
Несмотря на демонстрируемые жестокость и цинизм происходящего, в них скрыто острое чувство живого здорового юмора, где автор фильма позволяет наблюдающему за событиями зрителю с иронией отнестись к поступкам героев и привычной им манере поведения. Главным здесь выступает та беспросветная рутина, в которую с головой погружены провинциальные следователи, проводящие дни и ночи на проклятой работе в общении с окружающей их «тупой деревенщиной». Ведь и сами они – плоть от плоти этой же среды, но уже облечённые властью и ответственностью, и поэтому вынужденные играть с этой средой в свою игру: плохо образованные, находящиеся под властью дремучих суеверий, подчас с психопатическими наклонностями, не умеющие рационально организовать свой рабочий процесс... С другой стороны, эта среда и в самом деле может ожесточить и свести с ума любого, так что неудивительно, что в «простоте душевной» подобное тут пытаются «лечить» подобным, – пытками, запугиванием, подтасовкой доказательств, – лишь бы поскорей закрыть это неприятное трудное дело.
Режиссёр фильма лишь общими, но довольно чёткими мазками обозначил здесь неприглядные сцены насилия, так что по части привычной для южнокорейского кинематографа «жести» тут всё довольно сдержанно и в разумных рамках. Однако даже и эти кадры пробирают!
Дождь в этой истории играет собственную роль отдельного живого существа, он как отдельный герой этой трагедии: безучастный наблюдатель и молчаливый свидетель событий, задающий своим присутствием особую мрачную атмосферу. Режиссёр очень умело использовал этого «героя». Получилось великолепно! Вместе с тем могу отметить неумелое освещение в самых неподходящих для этого местах, – в ночном лесу, на закрытых лесных дорожках и т.п., так что даже использование фонариков тут видится неоправданным.
Последняя фраза фильма, – как апофеоз идеи о том, что всё в руках Божьих, и есть вещи и события, над которыми человек не властен, что бы он ни делал. (Конечно, это не означает предопределённости и проистекающей из этого бесполезности любых стараний, – под лежачий камень вода не течёт). Концовка является спойлером, так что удержусь от дальнейшего обсуждения.
Именно концовка делает фильм данного жанра непохожим на другие. Кажется, я никогда не встречал в детективах и триллерах ничего подобного. Она оставляет надолго в задумчивости, и одно только это ставит картину на очень высокий уровень кинематографического мастерства.
Вывод. Прекрасный детектив о расследовании очень трудного дела в очень трудных обстоятельствах, с отличным философским смыслом и потрясающей концовкой.
Кладу в закладки, но пересматривать не буду, просто рекомендую.