Гисабуро /Такахиро Тамуро/ - рикша, любит жену, ценит уют, который она ему обеспечивает
Сэки /Кадзуко Ёсиюки/ - жена Гисабуро, занимающаяся домашним хозяйством крестьянка
Тоёдзи /Тацуя Фудзи/ - недавно вернувшийся из армии молодой парень, воспылавший страстью к Сэки, которая старше его на 26 лет
История большой любви и страсти, которая разрушила жизни всех участников событий. Как обычно и бывает, когда страсть эта имеет преступный характер. А в фильме именно об этом – измена ни к чему хорошему никогда не приводит, можно сделать вывод. Ну или: убийство – не самый лучший способ избавиться от соперника. Или: раз кого-то убил, будь готов лицезреть его призрак до конца своих дней.
В фильме есть несколько откровенных /для своего времени/ сцен, но, если сравнивать с «Империей чувств» этого же режиссёра – всё более чем благообразно. Однако не будете же вы сравнивать две этих работы, искренне на это надеюсь. И в «Империи страсти» прям ничего не показывается, уж если на то пошло. Разговоры куда более скорее вгоняют в краску, чем само действие.
Несколько раз упоминается, что женщина старше парня на 26 лет. Однако эта разница в возрасте не то что не видна, а её попросту нет изначально: актриса старше актёра лет на 6, если не ошибаюсь.
Из плюсов – замечательно показанный быт крестьян Японии конца 19 века. Великолепные виды природы. Абсолютная симметрия в кадре. Из минусов… Ну назвать минусом сюжет я не могу. Диалоги некоторые были до ужаса глуповаты, но, как мне кажется, это в большей степени специфика места действия.
Не могу сказать, что фильм безумно понравился. Но в целом не плох. Вряд ли из этой истории можно вынести реальные выводы. Я как-то осталась равнодушна что к героям /а женщина меня вообще бесила, поскольку тут тот самый случай, когда ради мужика и о детях забыла напрочь/, что к истории в целом.
Так что смотреть или нет – сами решайте. Я в фильме ничего суперпримечательного лично для себя не обнаружила, но о потраченном времени не жалею.
«Империя Страсти» напоминает экранизацию старинной японской страшной сказки — кайдана. Фильм содержит элементы традиционной японской истории о привидениях с сильным морализаторским эффектом, возникающим в результате правильного сочетания выверенного психологического воздействия с необходимым и достаточным количеством драмы. Здесь образ из потустороннего мира выведен аллегорией чувства вины и раскаяния, которое поглощает и уничтожает человеческий род.
Простая история, в которой страсть управляет совестью, обставлена потрясающе живописными пейзажами: насыщенные земные тона деревенских интерьеров, деликатный снегопад, пышные дожди и бесконечно окутывающий лес. Завораживают сцены с мистическим туманом, несущим призрак рикши, и сумасшедшей реакцией побледневшей «вдовы». Это настоящий визуальный шедевр!
Весь фильм снят в маленькой деревне, и почти всё действие происходит в одной комнате небольшой хижины, но зрителю может показаться, что он совершил путешествие, настолько талантливо сыграны и засняты сцены, что заставляют зрителя не наблюдать со стороны, а сопереживать. Сама эта эротическая драма с криминальным уклоном могла произойти где угодно, хоть во время русско-японской войны, хоть в соседней хрущовке, ведь природа всех людей одинакова. Дембель молодой из центральной пары персонажей не слишком уверен в себе, и потому циничен, груб, требует от своей женщины полного подчинения, а она только в зрелые годы узнала, что такое любовь, и поэтому готова на всё. И тем не менее муж-жертва сочувствия почему-то не вызывает.
… Годы идут, солдатик повзрослел и остыл. Теперь его тянет не к подруге, а изредка к месту, где спрятана причина тяжести на душе. Но вот что странно, при холодном прикосновении сверхъестественного угасшие было реальные чувства с неодолимой силой вспыхнули снова.
Я нахожу фильм не только визуально, но и эмоционально захватывающим. Эта изысканная история о незаконной любви, предательстве и возмездии оставалась со мной ещё долго после просмотра.
1895-й год, маленькая деревня недалеко от Токио. Красивый молодой батрак Тойоджи начинает всё чаще наведываться в гости к замужней женщине Секи - жене местного рикши Гисабуро. Обходительный и ласковый крестьянин быстро находит путь к сердцу женщины, которая старше его на 26 лет. Довольно скоро романтические ухаживания сменяются плотскими утехами, всё сильнее затягивающими любовников «в пучину неконтролируемой страсти». В итоге пожилой супруг становится серьёзной помехой для интимных свиданий. И тогда у любовников возникает план убить Гисабуро.
В холодную заснеженную ночь они приводят замысел в исполнение, после чего бросают тело в заброшенный старый колодец. Тут же Секи распускает слух, что супруг уехал в Токио на заработки, и три последующий года любовники встречаются тайком, чтобы не навести на себя подозрений. Но чем больше времени проходит с момента убийства, тем чаще начинает наведываться в деревню призрак покойного Гисабуро…
После небывалого скандального «успеха» «Корриды любви» француз Анатоль Доман – самый рискованный европейский продюсер 1970-х - решает ещё раз вложиться в проект японца Осимы. На этот раз шокмен из страны восходящего солнца наступает на горло собственной песне и предлагает историю не столько о чувственно-физиологических проявлениях любви, сколько о мОроке страсти. Героиня вновь идёт на преступление ради чувственных наслаждений, только теперь убивает уже не любовника, а мужа.
Несмотря на жаркие отношения, кино получилось холодное и крайне мрачное, а ожидаемая история о роковой любви постепенно превратилась в мистический фильм ужасов. Кроме того, режиссёр оказался непривычно экономен по части обнаженной натуры: ограничившись всего только парой эротических сцен - без демонстрации гениталий. Несмотря на это, Ai no borei считают чуть ли не продолжением «Империи чувств» и позиционируют как порно/эротика. Но на этот раз всё выглядит очень даже пристойно и почти академично: создаётся впечатление, что «натура природного ландшафта» интересовала Осиму куда больше, нежели «натура человеческого тела».
Нечто подобное можно сказать и о внутреннем мире героев, которым довольно сложно сопереживать. Уже первая сцена секса - под душераздирающий крик ребёнка - задает настроение и тональность истории на тему безумной любви, но на этот раз в «мистической перспективе». Преступления на любовной почве, когда партнеры повязаны смертью третьего лица, как правило – мужа, ни к чему хорошему не приводят. И примеров тому не счесть. У нас это повесть Лескова – нетрудно догадаться, какая… У американцев – это, прежде всего, чёрный фильм «Почтальон всегда звонит дважды»…
Меж тем «Призраки любви» (так название звучит в оригинале) вполне гармонично встраиваются в традицию национального японского кино, где сосуществование приведений и обычных людей всегда было в порядке вещей. Не случайно Осима пригласил оператора Есио Миядзиму, прежде снявшего «Квайдан» (1964) - один из самых знаменитых фильмов о призраках. С другой стороны, кульминационная сцена поиска трупа на дне колодца перекликается уже с более поздним «Звонком» Накаты, в котором «призрачная тема» была модернизирована и подогнана под стандарт современных фильмов ужасов.
Из любовной пары «Корриды…» Осима ангажировал в этот проект только Тацуя Фудзи, на этот раз дав 37-летнему актёру в партнерши 43-летнюю Кацуку Йошиюки (то, что между героями никак не 26 лет разницы видно, что называется, невооруженным глазом). Картина вновь была приглашена в конкурс Каннского фестиваля. Наградив Осиму призом за лучшую режиссуру, жюри задним числом извинилось за недооцененный предыдущий шедевр, оставшийся в Канне не у дел двумя годами раньше.
Дважды в одну реку не войти. Практически весь фильм в голове кружится данная крылатая фраза, которая становится окончательным диагнозом данной ленты по многим параметрам. За два года до выхода данной ленты на экране, режиссер картины Нагиса Осима неожиданно потряс всё кинематографическое сообщество своей 'Империей Чувств'. Фильм получился безумно откровенным и буквально разделил зрителей на два лагеря. С одной стороны, критики и руководители фестивалей, которые не желали пропускать в свою конкурсную программу столь эпатажный фильм. С другой же стороны, зрители, которые охотно называли фильм революцией в жанре эротического кино. На этой волне, от данной ленты ожидали аналогичного, но на деле 'возвращение' не состоялось.
Очевидно, что данный фильм Нагисы Осима оказался менее эпатажным и откровенным. Наверное этим он и заслужил награду Каннского фестиваля, который попытался реабилитироваться за казус с предыдущей работой мастера. Как бы там ни было, если 'Империя Чувств' была ориентировочной человеческой драмой с строго отмеченным авторским взглядом, то данный фильм сразу же создаёт впечатление настоящей философской притчи. Где Осима попытался тесно сплести весьма тривиальные триллерные попытки вогнать зрителя в чувство напряжения и значительно уменьшившиеся в количестве постельные сцены, которые так же оказались менее откровенными.
Актеров заниматься сексом по настоящему Осима не заставлял, обнаженные части тел актеров не демонстрируются крупным планом и весь фильм пытается удержать лавры абсолютно серьезного фильма. Очевидно, что не зря. Фильм получился очень глубокий, пронзительный и тяжелый. Скорее не тем эпатажем, которым должен был охватить зрителя Осима, а именно теми эмоциями, которыми плотно пропитан данный фильм.
Никому не секрет, что общественность и сам Нагиса Осима окликал данный фильм и его предшественника - своего рода дилогией о всепоглощающей страсти. Вот только если 'Империя Чувств' в полной мере держалась вокруг одержимости как сексуальной, так и физической, которая истощала людей и превращала в рабов своих табу, то в данном случае ситуация иная. В 'Империи Чувств' многое осталось за кадром и основной смысл картины зритель должен был обдумывать сам. Тут же, Осима создал тривиальную философскую притчу. Где в каждой сцене он не только грамотно объяснял надобность отдельных поворотов сюжета, но и причины действий определенных персонажей. Буквально разжевывая всю жанровую информацию для зрителя. Да бы он сосредоточился именно на содержании. Тут уж фильм действительно великолепен.
Лично меня вся страсть возникшая в отношения Секи и Тойоджи не убедила. Как то натянуто было и скомкано, но от этого впечатление от посыла ленты не растерялось. Так как создатели в полной мере раскрыли идеологию измены, через страсть. Страсть всегда была грехом и в данном случае, измена со всеми вытекающими стало её сублимацией. Мы видим, что страсть толкает не только самих людей на пусть саморазрушения, но и охватывает жертвы их посторонних. Тем самым, демонстрируя всё безрассудство в отношениях героев, которые трагически сказались не только на судьбе 'третьего лишнего', но и героев самих. Ведь 'правда всегда всплываёт наружу' и это становится главным столбом данной картины. Где чувство вины и тривиальные подсказки создатели ленты эффектно скрыли за многочисленными метафорами и лишь усилили общее впечатление от истории.
Назначение на главную мужскую роль Тацуя Фудзи можно считать пожалуй самым тривиальным доказательством связи данной ленты и её предшественника. Как бы там ни было, Тацуя Фудзи в очередной раз отыграл свою роль на все пять с плюсом. Возможно его персонаж впечатляет не так сильно как из 'Империи Чувств', но это отдельная история и отдельный персонаж, который оставляет после себя впечатление. Казуко Йошиюки очаровательна и хороша. Сыграла она очень эмоционально и естественно. Словно превратилась на почти 2 часа экранного времени в свою героиню Секи, а самое главное, обоим актерам удалось создать поистине убедительную страсть на экране и отразить немалое количество искорок между их персонажами.
Можно смело сказать, что композитор ленты Тору Такэмицу является поистине культовой фигурой в мире кино, которую стоит уважать и почитать. Вот и к данной ленте он создал пожалуй одну из лучших работ в своей карьере. Где он умело объединил напряженное и грузное звучание триллера, с чем то весьма лиричным и переполненным болью. Что в большей степени и диктовало настроение ленты на протяжении всего её хронометража.
9 из 10
Империя Страсти - это завершительная нота в негласной дилогии о всепоглощающей страсти и грехах, в которых застревают герои обоих лент. Возможно Нагисе Осиме не удалось затмить свою предыдущую работу, но тем не менее, у него получилась менее эпатажная, но очень глубокая философская притча. Тема стара как мир, но исполнение однозначно впечатляет.
Эта история началась в 1895 году в крохотной деревне близ Токио.Секи, наша героиня, полюбила другого мужчину и это всепоглощающее чувство привело к трагедии.Страсть, ослепившая любовников, снедемых желанием, страсть как апофеоз любовных мук стала причиной убийства мужа Секи.Но его ненависть и страсть к отмщению вернула его дух из мира по ту сторону Жизни.
Фильм 'Империя страсти' 1978 года снят известным и культовым японским режиссером Нагисой Осима и данная лента по жанру является хоррор-притчей с элементами драмы.Этот типично по-азиатски философский фильм порадует зрителей неторопливым развитием сюжета, мощной операторской работой Йошио Миядзима с ярким метафорическим рядом и отличной актерской игрой Казуко Йошиюки(Секи), Тацуя Фудзи и Такахиро Тамура.
Лента является по своей сути логическим продолжением 'Империи чувств' 1976 года, ибо обе ленты обьединены тематикой греховной страсти, воплощения потаенных желаний и наказания за следования желаниям плоти.Обьединяет фильмы и сходная мрачная атмосфера, и меланхолично-красивый саундтрек Тору Такэмицу.
Я рекомендую эту ленту всем поклонникам авторского кино, особенно азиатского направления и поклонникам необычных фильмов ужасов.
Этот фильм впервые я посмотрел летом 2008 года в московском полуандеграундном кинотеатре 'Мир искусства'. Ходили с девушкой, весьма неглупой. Чего нельзя было сказать о большинстве остальной публики, которая периодически смеялась на интимных сценах главных героев. Пережиток школы, наверное. А совсем недавно скачал, и с удовольствием полюбопытствовал вновь.
Фильм цепляет. Сюжет течет постепенно, не торопясь. Объясняя каждую сцену, каждое действие героев. Отличная игра актёров - им просто веришь!
Лично для меня, сама идейная составляющая фильма свежа, несмотря на то, что стара как мир. Проблема неверности, предания всепоглощающей страсти, а как развитие греха - убийство, всё это актуально и в наши дни. 'Всё тайное рано или поздно становиться явным' - фильм эту мудрость также подчеркивает.
Японцы умеют снимать философичное кино, и эта притча - тому доказательство.
Моя оценка: 9 из 10
p.s. один балл снял за небольшую затянутость картины...