Не так много в современном западном кинематографе фильмов, идущих вразрез с государственной политикой собственной страны. То, что афганская война стала фатальной ошибкой, испытал на себе ещё Советский Союз в далёкие восьмидесятые, спустя десятилетия на эти же грабли наступили другие…
Небольшая группа английских военнослужащих совершает патрульные объезды подконтрольной территории. Здесь враг повсюду, в каждом кусте или пригорке таится афганский маджахед. Парни уже порядочно устали. Под командованием капитана Билли Ричардсона им остаётся совсем немного до возвращения в лагерь, где они смогут отдохнуть, и привести себя в порядок, их мысли уже на отдыхе. Но всё пошло совсем не так, как они планировали, готовясь передать очередное селение, армии Афганистана, они становятся объектом охоты для талибов. Вот уже вторую неделю вместо положенных трёх дней продолжается их вояж по безмолвной пустыне, где любой может быть потенциальным врагом. Кажется, все давно уже забыли об этом патруле. Катастрофически не хватает патронов, силы на исходе, да ни о какой координации в действиях различных родов войск говорить не приходится. С каждым днём теперь теряя силы и надежду, солдаты понимают, что это не их война, о которой можно будет с гордостью рассказывать детям, хотя, что бы выжить, им придётся убивать, что бы вернуться на родину, где их ждут родные.
Те, кто ожидают от этого фильма зрелищного боевика с яркими батальными сценами, рискуют разочароваться. «Патруль» - скорее фильм-размышление – о той войне, которая, как оказалось, никому не нужна, кроме как богатым нефтяным компаниям. Во время тех немногих сцен перестрелок, что всё же возникают в картине, врага мы практически не видим – бой ведётся на большом расстоянии. Во время одного из таких серьёзно ранят британского военного и на вертолёте его отправляют в госпиталь.
Психика солдат подвергается серьёзному испытанию. Чувство безысходности и брошенности испытают их силы и мужество. Но стоит ли умирать за чужие интересы? Создавать военный фильм где над главными героями висит постоянная угроза, а враг практически невиден, где основной акцент сделан на повседневной обыденности военной службы – задача довольно сложная. Чтобы суметь всё это мастерски изобразить и сохранить при этом зрительскую аудиторию – нужно серьёзно постараться. «Патруль» всё же берёт своё благодаря честному и открытому подходу. Съёмки картины происходили в Марокко, в условиях приближенных к афганским.
Фильм «Патруль» стал победителем на Raindance film festival (4 октября 2013 г.) в главной номинации «Лучший фильм». На обложке одного из постеров указано, что картина стала «Британским ответом «Повелителю бури»», и это не случайно. В обоих из них главной темой становится война во всех её проявлениях. Война - как способ жизни, а не цель. Только рано или поздно приходит осознание раскаяния. Однако если в первом фильме есть серьёзная заявка на раскрытие глубокой психологической составляющей, за что собственно в своё время он и получил своего «Оскара», то в «Патруле» это выглядит несколько наивно. Актёры явно не дотягивают до заявленного уровня.
Действие строго ограничено семью военными и бескрайними просторами пустыни, так что фильм больше напоминает театральную постановку, где не события, а скорее мысль и идея имеют центральное значение. Режиссёр картины, он же автор сценария и продюсер Том Петч (кстати, также бывший солдат) пытается донести до нас всё катастрофическое положение, в котором оказались войска союзников. Вот только переход к полному отрицанию войны вышел каким-то скоротечным и совсем не искренним. Так что в действительность происходящего на заключительном этапе картины не верится совсем. Немногочисленные актёры – до этого исполняющие далеко не главные роли, играют определённо вяло.
6 из 10