Такое ощущение, что Александр Велединский, режиссер картины, построил сюжет на пресловутой загадочности и непостижимости 'русской души'. В этом фильме каждый шаг каждого персонажа - это отчаяние, это шаги по самому краю пропасти, это 'русская рулетка'. Нелепость происходящего на экране поражает своей драматичной комичностью, и в то же время заставляет осознавать, что такова наша жизнь. Да, 'Географ' - настолько жизненный и живой фильм, что складывается впечатление, будто сценария тут и нет: все льется само собой, естественно, безысходно...
Смотреть фильм было очень приятно, смысл присутствует в каждом кадре, абсолютно все, на чем были сделаны акценты, несет в себе метафорическую нагрузку. Финал с бурной рекой и немыслимыми для прохождения порогами - явный посыл к тому, что жизнь сама по себе - как эта река: со смертельными участками, которые невозможно преодолеть. Но русское 'авось' помогает справиться даже со стихией... Это невероятно сильный финал, давно я не встречала такого в кинематографе.
Воздух пропитан драматизмом... Вот стоит человек на балконе и курит, в следующем кадре человека нет. Зритель невольно начинает думать то же самое, что и герои сюжетной линии. Ведь жизнь этого человека такова, что впору выпрыгнуть с балкона... Но он просто зашел за угол. Несмотря на то, что мне не близки темы, поднятые в 'Географе', фильм создает эмоциональный фон, в котором невольно пребываешь 2 часа просмотра.
Ну и, конечно, противоречивость: здесь мужество граничит с отчаянием, пьянство с алкоголизмом, юмор с идиотизмом, любовь с ненавистью. Здесь просто в избытке вывернутой наизнанку человеческой души.
Отдельно стоит отметить межличностные отношения героев. Давно уже понятно, что никакая 'Санта-Барбара' не сравнится с русской глубинкой. Здесь словно все со всеми, и в то же время каждый в своем собственном жутком одиночестве. Запутать себя настолько, что приходится жить на ощупь, словно ты слеп и не замечаешь очевидного. Искать в отношениях страдание, а не счастье. Вот он - истинно русский стиль поведения. Все и всегда идет не так. Да и зачем выбирать прямую дорогу, если можно всю жизнь бродить вокруг да около дремучими лесами?
Гениальный Константин Хабенский... Духовный потенциал этого актера неисчерпаем. Очевидно, что он выкладывается на все 100, что он не играет, а проживает свою роль.
Трудно порекомендовать 'Географ глобус пропил' к просмотру. Важно четко осознавать, на что ты идешь, если собираешься посмотреть его. Но мое личное восприятие - однозначно на 10 баллов. Для меня 'Географ глобус пропил' - больше чем кино.
- В боитесь смерти? — Боюсь. — Почему? — Жить привык…
«Географ глобус пропил» - настоящее российское кино. С нашей философией, с нашей атмосферой, с нашей культурой. С нашим матом, наконец. Это кино без жанра. Здесь слишком мало юмора, чтобы в полной мере назвать картину «комедией». Здесь нет какой-то трагедии, чтобы можно было назвать ее «драмой». Просто кино о жизни и русском человеке. Эдакий российский арт-хаус.
Существует такой вид театрального направления как «Моноспектакль». Иными словами «Театр одного актера». Так вот в течение всей постановки моноспектакля на сцене присутствует только один единственный актер, который на своих плечах пытается выдержать все представление. То же самое можно сказать и об этом фильме. Константин Хабенский в роли учителя география Служкина бесподобен. Он не играет, он проживает свою роль.
- Я без тебя жить не смогу.
- …сможешь…
Вы только посмотрите, как он сыграл в этой сцене, просто потрясающе.
Взяв старт как трагикомедия, к середине просмотра появляется угроза, что все происходящее опустится либо до банальной мелодрамы, либо до ненужной душещипательной драмы. Но, слава Богу, Александр Велединский выдерживает заданный с самого начала темп и манеру повествования до конца.
Чего фильму не хватает, так это цепляющей музыки. Хотя начало было неплохое в этом плане - шедевральная песня Кипелова «Я свободен», хоть и в отвратительном исполнении какого-то пьянчуги. Но вот дальше запоминающихся мелодий не было вообще. Чем занимался Алексей Зубарев непонятно.
Разочаровались в российском кино? Устали от второсортных сериалов? Хотите качественное кино о жизни и о простом человеке? Тогда «Географ глобус пропил» именно то, что вам нужно.
Александр Велединский (для своих просто «Велик») неплохо умеет адаптировать современную литературу под кинематографические нужды. Еще 9 лет назад он поработал с текстом Эдуарда Лимонова – в итоге получился фильм «Русское» (по одноименному роману) с Андреем Чадовым в главной роли. Снимает Велединский что называется «редко, да метко», а на этот раз успел добраться и до книги, ставшей культовой в определенных кругах.
Видимо, чтобы слегка придать картине актуальности и почувствовать дух времени, действие перенесено в наши дни. Те, кто читал «Географа….» хорошо помнят, что все происходило в 90-х годах прошлого столетия. Соответственно, помнят они и сюжет. Ну тем, кто книгу Алексея Иванова не читал, будет полезно знать, что главный герой – Виктор Служкин, имеющий проблемы с алкоголем, самореализацией и женой, волею судеб и обстоятельств устраивается работать в школу учителем географии.
Именно с этого момента в его жизни начинают происходить вещи невероятные и вероятные, смешные, трогательные и в чем-то грустные. Запутанные семейные отношения и любовные переживания, Этапы притирания к своим ученикам и различные безрассудные поступки – все это есть в фильме, который получился очень русским по духу и подаче. Сыграл роль и исходный текст и желание создателей сделать что-то в cтиле хорошего советского кино. Определенные аллюзии с «Полетами во сне и наяву» и «Осенним марафоном» при просмотре вполне могут возникнуть.
Отлично показаны типажи и ситуации, знакомые большинству из жителей России. Вот сам Служкин (Константин Хабенский) – пьющий неудачник, которого пилит жена, но еще сохраняющий остатки интеллигентности и желание что-то делать. Вот Надя Служкина (Елена Лядова) – мечтающая о «простом женском счастье» и муже – «не тряпке». Бывший одноклассник Служкина и лучший друг Будкин (Александр Робак) – из тех, кого раньше называли «новые русские», хваткий и обеспеченный.
В «Географе…..» алкоголь льется рекой (пьют даже в спортзале) – но в данном случае пьянство для главного героя является способом выживания в этом бездушном зачастую мире, где одни изо всех сил стремятся быть успешными, а другим в принципе ничего не надо. Клубок семейных проблем и борьба с искушением, любовь к людям и нахождение общего языка со своими учениками, вот такие «полеты во сне и наяву» совершает Виктор Сергеевич Служкин. Все это перемежается с городскими видами Перми и Камы, а также суровая красота скалистых берегов Чусовой.
Отлично поработал оператор, да и сценаристы не подкачали – кадры не передержаны, да и сюжет захватывает с самого начала. Замечательные диалоги и добрый юмор, яркие образы и понятные ассоциации – все это есть в «Географе…». Служкину хочется сопереживать, ну а открытый финал, дает возможность зрителю самому додумать, как сложились дальнейшие судьбы героев. Отдельных слов заслуживает шикарнейшая игра Константина Хабенского, подтвердившего свою репутацию одного из лучших российских актеров.
Фильм по роману Алексея Иванова, на мой взгляд, получился довольно удачным. Лирические отступления и внутренние монологи скрыты, что жаль, однако они передаются кинематографическими приёмами. Большую часть из них на себя взяла хорошо подобранная музыка (народная песня 'Летел голубь' в исполнении Елены Фроловой). Лирика пробивается и во всей безнадёге, окружающей главного героя. Монологи в целом очень важны для понимания типа, который постарался запечатлеть Иванов.
А тип этот - человек думающий, и это, к сожалению, почти исчезающий на сегодняшний день биологический вид. Немаловажно здесь и то, что действие в кино перенесено из 90-х в надавнюю современность. Но хотелось бы побольше поговорить о типе героя, представленном Виктором Служкиным (Константином Хабенским). Есть весьма важный монолог, где Виктор говорит, что хотел бы стать наподобие современного святого. Которому, по сути, ничего не нужно, он просто живет и любит всех вокруг. По сути, перед нами предстаёт и юродивый, и некое подобие идеального человека (князь Мышкин), и человек вместе с тем средний (обр. внимание на семантику фамилии Служкин: от глаг. служить несколько коннотаций - прислуживать, слуга народа, и вместе с тем слуга Господа Бога). И основная оппозиция здесь очевидна: небо и земля. Человек, который тянется ввысь, но вынужден жить в бытовухе, как-то обеспечивать семью, удовлетворять потребности всех вокруг, при этом еще и вести себя адекватно. От него все чего-то хотят: жена выходила за кандидата наук, а в итоге живёт с практически алкоголиком, тогда как более примитивные создания вроде друга-Будкина выбиваются в люди, школа требует от учителя по сути только отчётности, но Служкин пытается быть не просто учителем, а дать знания тем, кто их не хочет брать. Человек между небом и землей, душа которого задавлена бытом, зарабатыванием, обществом потребления в целом. И все эти отсылки постоянно играют на уровне цитат, показывая нам духовные метаморфозы героя.
И, конечно, огромное место занимает здесь любовь, которая к Служкину приходит помимо его воли и здравого смысла. Не вижу здесь и намёка на неравенство и, тем паче, наклонности к педофилии. Любовь эта в каком-то смысле поворотный момент в жизнях девочки и учителя. Кроме того, если говорить об организующем принципе, здесь поднимается и ещё одна немаловажная тема, такая как моральное поле, которое героя из себя никак не может выпустить. Точнее он всё время старается держаться в его рамках. И здесь оно смешивается с бытом, делая жизнь Служкина вовсе безысходной.
Остаётся пить, заглушая в себе горнее, качаться на качелях и вытворять разные глупости, которые хоть как-то могут не на долго возрождать в тебе ощущение жизни. Но всё это искусственно, всё это - волевое усилие, диктуемое довольно ущербным и равняющем всех под одну гребенку моральным полем. И эта вселенская стандартизация, незыблемая веками, давит на человека инакого (ибо этот тип и пытается нам показать в своём романе Иванов). Инакий - то есть, другой, мыслящий иначе, не совсем земной и здешний человек. Такая инаковость свойственна людям пишущим и тем, кто каким-то образом причастен к творческому акту (не обязательно, например, что-то писать, но по складу ума и души быть писателем). Отклоняющийся, как шукшинский чудик и 'Алёша бесконвойный', он кажется большинству малахольным, с придурью. Его и ученики считают таковым. Кроме Маши. Потому что есть чистые души, для которых такой образ жизни может стать откровением и примером. В общем, этот фильм можно разбирать бесконечно. Как человек, читавший книгу и в принципе нелюбящий экранизации, могу сказать: смотреть стоит.
Не пропустить премьеру этого фильма я решил сразу по нескольким причинам. Это и завоёванный им букет из главных наград фестиваля «Кинотавр», и отличный актёрский состав, и, главное, замечательная литературная основа, ведь «Географ глобус пропил» поставлен по одноимённому произведению Алексея Иванова.
Книгу я прочесть на данный момент ещё не успел, каюсь, и знаком лишь с романом «Блудо и МУДО» – тоже о педагогических работниках. Однако уже по нему можно легко понять, что проза Иванова – ироничная, затейливая, живописная, трагикомичная и эротичная – может легко найти вторую жизнь в толковом сценарии.
Главный герой ленты биолог Виктор Служкин устраивается в обычную школу учителем географии, в которой не очень-то и смыслит (но других вакансий попросту нет), ещё не предполагая, что работа его будет совсем не простой, да и в личной жизни такие проблемы нежданно-негаданно нарисуются, что хоть в прорубь головой. Ко всему прочему экзистенцию Служкина осложняет пьянство, в неравном бою с которым он всё чаще проигрывает, и постоянные конфликты с учениками, которым нет дела ни до его предмета, ни до школы вообще.
Но он не из тех людей, что беспрестанно клянут судьбу, плачась в жилетки окружающим, и в любой ситуации старается разглядеть что-то хорошее. Так и идёт вперёд, не унывая и не предполагая, куда кривая выведет.
Что же мы получаем в итоге? – Если коротко, то очень хорошее кино, которого нам всё чаще не хватает. А если чуть расширеннее, то…
Имея личный опыт работы в среднестатистической провинциальной школе (и, кстати, тоже в проблемных старших классах), я довольно ясно представляю, как и чем живут современные ученики и их, как выражается мой друг писатель Алексей А. Шепелёв, «учтиля». Причём «Географ» эту действительность демонстрирует именно такой, какая есть, не опускаясь в тотальную чернуху, как это у нас любят делать мастера т.н. русского артхауса, и в то же время не идеализируя.
Дети отбывают уроки, словно унылую повинность, развлекая себя мобильниками и планшетами, а также не забывая про выходки, варьирующиеся от безобидных (прицепить педагогу забавный брелок-игрушку на свитер) до крайне неприятных (залить тряпку для стирания с доски мочой и посмотреть на реакцию учителя).
Точно так же, достоверно, без прикрас, «Географ» показывает и жизнь обычных российских городов, где жизнь не сказать, чтобы била ключом. Невероятной красоты природа, горная река с опасными порогами, леса и горы – от окрестных пейзажей может захватить дух, голова пойдёт кругом. Но это всё вокруг, а сам городок с потрёпанными панельными многоэтажками и расположенными в двух шагах от них врастающими в землю деревянными срубами, с квартирками, украшенными замызганными персидскими коврами на полах, и глубоко алкогольными днями рождения с музыкальным сопровождением в виде «Владимирского централа» – всё это очень узнаваемо, искренне, по-русски.
Иногда даже возникает впечатление, что это не художественный фильм, а клочок реальной жизни, перенесённый на экран и иногда снабжённый закадровой музыкой, дабы не получился эффект совсем уж «документалки».
Играют с блеском здесь все актёры – наверно, потому, что у них интересные и очень естественные персонажи. Константин Хабенский – идеальный «вшивый интеллигент», помятый жизненными неурядицами, но отнюдь не сломленный и способный постоять за себя и своё мнение. Люди, его окружающие, тоже потерянные в этом сумасшедшем времени тотального разлома, когда привычный мир давно расползся по швам, а но смену ему не пришло ничего достойного. Кризис среднего возраста, как ни крути…
И, конечно, школьники – ребята просто молодцы! Для них «Географ» это и традиционный роман взросления, и испытание первыми сильными чувствами, и неожиданная встреча во время похода, в который они отправляются вместе с учителем, с чем-то настоящим, не имеющим ничего общего с пластмассовой культурой потребления, которая окружает их в повседневности на каждом шагу.
Потому вместе с блистательным Хабенским и обаятельнейшим Александром Робаком (этакий неуклюжий, но успешный по жизни Винни-Пух) хочу обязательно отметить работы Анфисы Черных (нежная, мечтательная Маша) и Андрея Прыткова в роли хулигана Градусова, который является одним из самых ярких персонажей фильма.
Все они, как и режиссёр Александр Велединский, и оператор Владимир Башта, и весь творческий коллектив, работавший над фильмом, достойны искреннего уважения хотя бы за то, что взялись за адаптацию изначально непростого литературного материала и очень бережно переплавили его в настоящее русское кино, не ориентированное на западный кинематограф, не перегруженное спецэффектами, а адресованную в первую очередь тому отечественному зрителю, который умеет не только смотреть, но и думать…
Тем не менее, поскольку кассовой популярностью у зрителей сегодня пользуются или российские дурацкие комедии («Что творят мужчины»), или фильмы-катастрофы («Метро»), или байопики («Легенда № 17»), или монументально раскрученные эпические ленты о войне («Сталинград»), шансов на востребованность у «Географа», который никак не вписывается во все вышеупомянутые жанры, прямо скажу, немного. Что отнюдь не мешает ему получить свою здоровую порцию зрительской любви, которой он, несомненно, заслуживает.
'Географ глобус пропил' вызвал большие споры. Одни его ругают, другие - хвалят. И те, и другие правы.
На самом деле, странно, что такой неудачник и абсолютно бесполезный для общества и даже своей семьи человек вызывает такое сочувствие в процессе просмотра. Человек, который абсолютно потерян. Он не знает, что ему нужно, но выглядит веселым шутником, что очень раздражает его жену. На самом деле, первая половина здорово напоминает 'Блудливую Калифорнию' с колоритом русской глубинки. А вторая половина полностью посвящена отношениям географа с детьми.
И вот тут не могу не заметить странную тенденцию в среде русских режиссёров. Они хоть раз были в современной школе? Да, дети бывают наглыми, глупыми, без капли уважения к учителю. Но не до такой же степени, что ВСЕ дети в классе конченные дегенераты! Большинство детей всё-таки уважают учителя, уж поверьте мне (моя мама преподает русский язык и литературу, всегда недоумевает, почему в русском кино принято так изображать детей).
А в целом, 'Географ...' душевное и честное кино. И концовка вполне себе настоящая и ожидаемая (не стоит забывать, что Служкин - никакой не учитель, и к концу фильма им так и не стал). На самом деле, после таких фильмов хочется смотерть что то русское. Про наших людей, природу, нашу жизнь. Спасибо авторам!
Как бы кто не говорил, что книгу к фильму привязывать не нужно, что это самостоятельная картина со своей атмосферой, отличной актёрской игрой и хорошей режиссёрской работой, у меня, прочитавшего этим летом замечательный роман Александра Иванова, ну ни как это не получилось. Да, Хабенский большой молодец-работяга, Лядова очень хороша, отличная операторская работа, сильная картинка, но я смотрел, и постоянно думал о книге, об огромном количестве моментов, которые в фильме не присутствуют, о не раскрытых и отсутствующих персонажах, вырезанных диалогах, и вообще, что читая книгу, я всё представлял по другому. После просмотра, осталось какое-то крепкое ощущение чего-то не досказанного.
Для тех, кто не читал книги, фильм понравится, для тех кто прочитал, он станет этаким видео конспектом, который заставит вспомнить и пробежаться по важным событиям книги. В школе, когда учителя дают детям сочинение, они говорят на сколько страниц оно должно быть, поэтому описывая какую-то тему, школьники берут самые важные, как им кажется моменты, и выливают свои мысли на белые страницы. «Географ глобус пропил» - это короткое сочинение, хорошо написанное, грамотное, без каких-то ошибок, но всё же сочинение по книги «Географ глобус пропил».
Мне фильм понравился, хороший, уверен, что понравился бы больше, если бы я не читал книгу.
Фильм-любимец 'Кинотавра' - 'Географ глобус пропил' - просто не может не оказаться любимцем публики и более широкой. И это несмотря, в общем, на то, что история о простом географе из захолустья, который и географом-то, оказывается, не был, разумеется, по квалификации, не содержит в себе ничего фантастического и удивительного. При этом однако, здорово удивляя. Парадокс такой вот. Но простые истины, сложные ситуации с несложными решениями и философия, как образ жизни, все ещё могут влиять и влиять здорово, если показывать их честно и искусственно не усложняя.
Велединский здорово выигрывает на фоне многих достойных русских фильмов тем, что не берётся затягивать ту же песню - отторжение иного, как чужого, смирение, как главная добродетель, 'живём, и то хорошо'. Всё это не ведёт к счастью, которое особенно остро необходимо каждому человеку, а человеку в российской глубинке, как бы это печально не прозвучало, необходимо вдвойне или втройне. Посему, главный герой вышеуказанных ценностей не котирует. Вместо этого, он просто принимает действительность такой, какая она есть. Не смиряется с ней, именно принимает. Смирение подразумевает невероятную трату жизненного ресурса и невероятные душевные конфликты в будущем. Научившись же принимать, человек дарует самому себе шанс на свободу. Безусловно, 'Географ...' - невероятно свободный фильм, главный герой - олицетворение этой самой свободы и счастья, причём не 'вопреки' или 'несмотря на', а счастья сильного и независимого от внешних условностей. Не оголтелый это оптимизм и далеко не ура-настроения. Это другое, более глубокое и невероятно сильное. И, вне сомнения, стоит говорить, что 'Географ..' - фильм жизнеутверждающий, но при этом понимать, что подразумеваются под этим здесь вещи, отличные от тех, которые понимаются обычно.
Русский человек - всегда философ, однако же философ и счастливый, не только глубоко несчастный. Безусловно, если захочет, он сможет свернуть горы, но если не захочет, то что уж говорить. Каким бы дерьмом он не был, он всегда человек, без исключений, и не стоит ни на кого вешать штампов говнюка или засранца навеки вечные. Научить чему-то можно и без учебника, хотя и учебник вещь тоже, в общем, не бесполезная, если хорошенько подумать. Умные люди ведь писали. 'Географ...' хорош тем, что содержит много не испорченных, не затертых еще до дыр истин, оказываясь при этом простым и понятным. Это, в свою очередь, заставляет говорить о нём простыми и понятными словами, многие из которых уже стали избитыми и замыленными клише. Однако в случае 'Географа...' эти клише звучат совершенно по-новому - по-настоящему. Так, как они должны звучать на самом деле. Это, если хотите, как говорить одну и ту же фразу разным девушкам, не обязательно 'Я тебя люблю', абсолютно любую фразу, что угодно, связанное с чувствами, мыслями. Молодой человек произносит её, произносит, говорит уже даже не слишком задумываясь о том, хочет ли её произносить, что вкладывает в эти слова и что хочет сказать. А потом встречает, да-да, простите за банальность, ту самую. И произносит эту фразу с горящими глазами. И звучит она по-другому. И означает собой другое. И вызывает другие чувства. Так вот, 'Географ глобус пропил' - и есть та самая. И его действительно хочется называть фильмом о свободе, фильмом о любви, фильмом о счастье. Настоящим фильмом. Пусть даже это тысячу раз банально.
Если вас зовут Ганди, Че Гевара или Ленин – Владимир Ленин, - то историю вашей жизни рано или поздно напишут. Если же вы обычный российский ученый, провинциальный биолог, учитель-не-пойми-чего, то нужна очень веская причина, чтобы сделать вас героем книги. А вот поди ж ты: решение – да нет, необходимость сесть за стол и доверить бумаге рассказ о мытарствах оставшегося безработным интеллигента обрушилась на писателя Алексея Иванова. Роман, написанный на излете прошлого века, передающий сквозь призму судьбы неустроенного человека положение образованных людей в некогда единой и могучей, а теперь расползающейся по швам стране, не сразу нашел отклик в сердцах. Именно по этой причине транзитный поезд 90-хх, подаривший нам «штабного писаря» Данилу Багрова, неуловимого Морячка, глухую танцовщицу Яю, проскочил станцию с вечно молодым, вечно пьяным географом. Однако крепкую литературную основу долго игнорировать нельзя, посему новый век все ж позволил увидеть на киноэкранах непутевого Виктора Служкина, жизненный путь которого также переместился в третье тысячелетие.
Так кто же он, этот новоиспеченный учитель географии в обычной школе? Биография – кратка: женат, но не по любви, а «по залету» – это ясно из обрывка разговора с супругой; раньше работал на кафедре Уральского университета, но оттуда его выперли за… в общем, за что-то выперли. После - методист в заводской библиотеке, ну, а сейчас «нет завода – нет библиотеки». В школе он сразу же становится «белой вороной» - как для учителей, так и для учеников. Почему «белой вороной»? В первую очередь потому, что он «чудик». Некогда Василий Шукшин открыл великое множество человеческих типов – чудных, забавных, но при этом самобытных, идущих не проторенной дорожкой, а своими путями. Оказывается, эти комичные люди («…без шутки жить жутко»), острословы («…что чувства добрые я литрой пробуждал»), поэты («кто за ляжки, а мы за фляжки») сохранились. Но только ушли еще дальше в глубинку, в провинцию – подальше от шумных мегаполисов, туда, где человек еще не оторвался окончательно от природы, не «раздавлен» цивилизацией. Служкин – именно такой человек. Да, непутевый. Да, выпивоха. Но не оставляет равнодушным: и болит душа, и щемит сердце, когда приходится наблюдать, как он читает в темноте сказку Пушкина на ночь дочке; или как он всматривается в клочок письма на водной глади, тоскуя по прошлому; как жена видит в нем бесхребетного, тряпичного мужичонку, восхищаясь другом Виктора – Будкиным, который везде пролезет, везде пройдет («еще в школе у пацанов мелочь вытрясал»).
Кто назвал Служкина слабаком, лузером и тряпкой? Школьники? Как же без них. Неформальный лидер, красавица-отличница, толпа глупых подпевал. Вскоре все перевернется с ног на голову. Посмотрите, как по скулам географа ходят желваки: от бескультурья («я вас в упор не вижу и не уважаю»), безграмотности («и шутки у вас тупые, потому что чувство юмора у вас не развито»), пошлости, грубости («вам ничего не нужно кроме мобильников, порнухи и наркоты»). По книге у него есть антагонист – завуч школы Роза Борисовна, но диспозиция как таковая в фильме отсутствует: Роза-Угроза отодвинута даже не на второй, а на третий план. И это одно из допущений ленты. Ведь были же в советском кино героини Нины Меньшиковой, Анастасии Георгиевской, Ии Саввиной. Режиссер, опасаясь хрестоматийной упаковки, слегка изменил сюжет, но тем самым он лишил зрителя трогательных флэшбэков. Между прочим, история детства персонажа тесно переплетается с событиями нынешними. Она словно тот ветхий мостик между прошлым и будущим, между школьными переживаниями Служкина и впечатлениями нового поколения, которое все ж способно преодолеть препятствия, несмотря на свою безалаберность. Но зато не упускает постановщик главного – «святости» героя нашего времени («я хочу жить как святой»). И чем беднее этот неудачник, тем больше в нем «святого». Велединский воскрешает полузабытый образ провинциального учителя земли русской, которым в осовременной версии мог быть и Илья Семенович Мельников, и Нестор Петрович Северов. Именно образ, оболочку, ибо учителем Служкин является лишь формально. Правда, научить он может гораздо большему, чем его коллеги по цеху. Но и методы у него нестандартные.
И первозданная природа Уральского края ему в помощь: своим величием она приземляет человечишек и возвышает Человека. Причем по ходу дела этот Человек рождается и во вчерашнем двоечнике-матерщиннике, совершающем маленький подвиг, и в девчонке-малолетке, хватающей чекушку для смелости и бахвальства назло самой себе, и раздосадованной что в бутылке не водка, а всего лишь березовый сок. Или фрагмент, когда варят кашу в котелке над костром – в этом нехитром занятии столько живой поэзии, что оно превращается в священнодействие. И понятно, что финал мы уже почти проговариваем, он сам крутится на языке. И пусть версии могут быть разными, суть одна: заглянет Служкин в гумбертовскую бездну или возвеличится в русской святости, уйдя схимников в пустошь лесную – в эту Пермскую обитель? Святой, но не чернец, грешник, но не сластолюбец. Монах, который не продавал свой «Феррари», и даже не продавал свои «Жигули». И не потому, что их у него никогда не было, а потому, что не нужны они ему - совсем не из-за жизненной неустроенности, позиции, расхлябанности. И тут выявляется та редкая черта образованного воспитанного человека - уж лучше упасть в грязь лицом, напиться, нажраться, горланить рэп на стихи Пушкина, чем испоганить душу, продаться и предать. Внезапно шут гороховый превращается в принца. Принца и нищего в одном лице. Без плаща и шпаги, зато трехдневная щетина и перегар в наличии. Что поделаешь: любить по-русски нелегко. А он жаждет, ищет эту «совершенную» любовь – вечную, как горы вокруг, первозданную, как непролазный лес, чистую, как горный ручей, ясную, как небо над головой. Но где она живет – вечная любовь? Ведь тоскует Служкин по той первой любви, которая в нем не догорела, а в жизни уже объекты юношеского невинного желания потеряли всю свою прелесть, преобразившись в неузнаваемых, потрепанных жизнью одноклассниц. А он хочет, хочет любить, как мальчишка. Как Рома Лавочкин. Только он давно уже не мальчик и, поэтому, финальный аккорд будет надрывным. До рвущихся струн, до горечи в горле. Иначе, наверное, никак. Если хочешь остаться Человеком!
Это была самая долгожданная премьера. «Георграф глобус пропил» по одноименному роману Алексея Иванова снял Александр Велединский известный российской аудитории по фильму «Живой». Книга, если честно, откровенно не понравилась, при прослушивании ее оставалось устойчивое ощущение именно сценария, а не художественной прозы, поэтому ожидание фильма, как конечного визуального итога всей этой непростой истории о непростых отношениях стареющего интеллигента с миром, было томительным.
Виктор Служкин на первый взгляд – обыкновенный ленивый интеллектуал, разбазаривший свою жизнь через дырявые карманы. Чтобы хоть как-то прокормить жену и дочь, он устраивается работать в школу учителем географии. Школьников он презирает, ученики его ненавидят. Ни Служкину, ни молодому поколению не нужна география, не нужна школа, вообще ничего не нужно.
Образ Служкина сыграл Константин Хабенский. На нем одном, да на ученице Маше с пронзительным взглядом, и держится весь фильм. Все остальные персонажи носят оттенок жанровой принадлежности, некой декорации к жизни географа. В этой ничем не примечательной жизни режиссеру удалось показать глубину трагического несоответствия миров внутреннего и внешнего в глазах героя. Войны не было, но Служкин олицетворяет потерянное поколение, которое растеряло ориентиры, махнуло рукой на все, кроме своей глубоко личной философской основы существования, о которой говорил знаменитый на весь мир герой Марка Захарова в исполнении Олега Янковского. Служкин не гротескный неудачник из недавнего «Марафона», он самодостаточный, не живущий с натугой, но играючи идущий от дня ко дню. Очень интересный образ, один из самых удачных и личностных за последние годы в отечественном кинематографе. Фильм делится на две части и, несмотря на одну историю, это два разных фильма. В первой части мы видим подробно и четко аллюзию на того же Янковского, слепленного Балаяном в «Полетах во сне и наяву»: неудачный брак, немые грезы, внутренняя неустроенность, брожение по адресам, катание на кочелях и прыжки в пустоту или же бессмертного героя Венечки Ерофеева, на которого обязательно ориентировался Иванов.
Вторая часть – это удавшаяся попытка вырваться. Пусть в никуда, но на свободу.
Дети в жизни Служкина, как его дочь, так и его ученики, это необходимость, которая есть, хотя дочь он любит, но из детского сада забрать забывает. Серая масса, которой он называет свой класс, во второй части обретает лица, имена, очертания принадлежности. Он видит, что это тоже люди, и они, болеют тем же, чем и сам географ, но в свои пятнадцать. Они предельно искренни, нелепо грубы и до смешного глупы, но они тоже настоящие, многие из них – будущие служкины или того хуже. Среди этих серых камней, в куче которых самый большой и самый серый – сам вечно пьяный Служкин, попадаются проблески слюды, такие, как Маша (Анфиса Черных). Она в свои молодые годы убивает глубиной взгляда и мыслью. Она, в будущем, обязательно выберет из двух путей один: или пропадет безвестно в тени никчемного мужчины или померкнет одна. Это будущая женщина, миссия которой жалеть и посвящать. Женщина не для брака, не для быта, а для мечты. Это понимает и Служкин, делая усилие над собой не просто потому что боится переступить закон, а потому что боится саму Машу, как мы боимся испачкать чистое стекло своими пальцами.
В фильме много слоев для развития мысли, он отлично подходит для того, чтобы смотреть не единожды. И он не грустный, не оставляющий безысходное чувство пропасти впереди. Так нужно уметь и жить, и снимать. «Ж..па мира» не в Перми, как думают ученики, не в Твери, не где-то еще, где в затонах ржавеют и умирают дебаркадеры, засыпаясь снегом. Она в душе. Когда жена уходит к другу, когда жизнь расклеилась и захлюпала, спасает только одно: становится святым. Эта шутливая формулировка, выраженная Служкиным сидя на кухонной табуретке, спасает на время его собственную жизнь. Нужно любить людей за просто так, потому что «любовь она всегда настоящая». Вглядываться в них и не делать серьезного вида, потому что «смеясь над собой, ты лишаешь этой возможности других». Нужно быть честным, и тогда самый смертельный порог может быть преодолен. Лучшая картина уходящего года. Самая честная.