Как редко в наше время можно встретить качественный отечественный фильм. Но определенно Российский кинематограф иногда радует глаз, искушенного американскими боевиками, зрителя.
Довольно ярким примером без сомнений является фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил», снятый по одноименному роману Алексея Иванова. Кинолента удостоилась главного приза кинофестиваля «Кинотавр» в 2013 году, и, конечно же, заслужила зрительские овации.
Главное достоинство фильма в том, что он достоверен. В каждой детали мы узнаем Россию. Тут и электричка с «горе-артистами», и «колготы» развешенные на балконе, школьники, не уважающие никого вокруг, и конечно сам географ.
На первый взгляд, Виктор Сергеевич (географ) – неудачник. Перспектив у него нет, но у него есть кое-что важнее. Душа. Именно это отличает его от пьяниц без цели в жизни (коим он предстает перед нами на первый взгляд), и выделяет среди остальных героев фильма. В фильме географ часто пытается спрятаться, уйти, убежать, алкоголь помогает ему в этом бегстве. При этом герой не является зависимым от алкоголя, что ясно из сцены похода, где он с легкостью выливает из бутылки остатки водки и подставляет ее под капли березового сока. Единственная цель в жизни «географа» - быть честным. Жить в согласии с самим собой. Он не желает ничего менять насильно, он умеет ждать и оставляет за каждым свободу выбора.
Благодаря великолепной игре Константина Хабенского, получившего приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Кинотавр», не менее талантливой Елены Лядовой, и всего актерского состава, вся эта история воспринимается зрителем как реальная. А музыкальное сопровождение задает настроение каждой сцены, особенно удивительны звуки варгана, периодически звучавшие на всем протяжении картины.
Без сомнений фильм «Географ глобус пропил» наполнен глубоким смыслом, однако, в тоже время, понятен практически каждому русскому человеку. В этом и заключается великолепие данной киноленты.
Я по-прежнему не люблю русское кино, я считаю, что российского кинематографа практически не существует, как института, как явления искусства, как жанра... Но все же с периодичностью кометы на кинотеатральном небосклоне зажигаются звезды. «Географ глобус пропил» как раз из них.
Вот ты садишься в темном зале или включаешь запись и ждешь очередную серенькую историю про русреал, который уже только у ленивого не набил оскомины в кино, литературе и драматургии, но получаешь в итоге талантливо рассказанную и не менее талантливо снятую историю, которая заставляет думать. О чем думать – зависит уже от глаз смотрящего, а я просто поделюсь своими мыслями.
Этот фильм не о чернухе, не о потрясающем бескультурии в области, не о несчастных русских женщинах и их не менее несчастных мужьях-алконавтах. Он об утраченном – величии, самоуважении, сознании своей ценности, значении. Об утраченной вере в себя как часть нации, об утраченной вере в нацию вообще.
Это фильм не о том, что какой-то там Служкин якобы пропил глобус (то есть, утратил свое место работы за беспробудное пьянство). Географ Служкин – это отражение России, пропившей и прогулявшей все, чего могла достичь в мире в глобальном смысле, включая даже заслуги тех, кто проводил потрясающие в своей масштабности и взрывоукладности реформы, наводил с таким трудом мосты между странами, открывал новые земли.
Но даже со спущенными штанами, даже без капли самоуважения – мы сидим среди потрясающей красоты, невероятного природного богатства, а в головах у нас часто бродят самые удивительные мысли и идеи, зачатки диковатой, простоватой философии... Только вот дела до этого никому нет. Потому что нам самим до этого нет дела. Нам плевать на нас с высочайшей колокольни. И при всей своей красоте наша страна скучна нам же самим, «не нужна такая, она к любому пойдет, кто ее полюбит», а мы же *** гордые. Нам же подавай недоступность и загадочность, с которыми, впрочем, мы точно также не будем знать, что делать, как с доступной и нараспашку.
Не стоит искать в «Географе» ответа на вопрос «почему?», хотя, вполне возможно, кто-то и найдет. Фильм показывает то, что есть, так, как есть. Не больше. Но и не меньше.
И он потрясающе снят. Драматургия, операторская работа, свет и цвет, выверенные до малейшей морщинки кадры, тщательнейшим образом выбранные сцены и ландшафты. У меня просто слов нет, чтобы описать, как больно бьет эта невероятная красота в сочетании с содержанием фильма, как берет и вынимает душу.
Географ с биологическим уклоном, или Где родился, там не пригодился…
Страдания молодого Служкина с комплексом рефлексирующего интеллигента, как бы сказали в далекие 1980-е – должны были бы стать лейтмотивом повести Алексея Иванова.
Ну как же? Жену свою подложил под друга, раз тот попросил. Неудобно отказать, хоть и приходится «страдать от душевной боли», тем более жена не против…
От настойчивой подружки жены, которая осуществляет при его помощи быстрый секс в перерыве между приемами пищи – пока пельмени варятся – отбиться не позволяет «кодекс чести мужчины и дружбы женщины»…
Учительницу немецкого полюбил бы, но и та, такая чистенькая, даже рафинированная красавица, затосковавшая в глухой провинции, дает герою свободу самому расправить диван, пока она душ принимает…
Приходится бежать как в первом случае (от жены) на балкон, прятаться за угол лоджии, во втором – под предлогом купить «своих» сигарет, в третьем – в ванну с водой, но не для «решения», а по пьяни, пролив в воду бутылку красного вина, сначала так похожего на кровь…
Даже влюбленную в него девочку-старшеклассницу, хотя та готова на «всё», испытывая страшный соблазн, «щадит», правда, со страху. А вдруг девочка разочаруется и откроет «тайну»… Комичная сцена «самобичевания, истязания» банным веником, видимо, с вплетенной колючей проволокой, должна очевидно напомнить зрителю «Отца Сергия». Но если сам автор о нем знает, то рассчитывать, что молодой зритель построит ассоциацию и «отошлется» к классике?! И калька с балаяновских «Полетов во сне и наяву» не лучше…
Ничтожные, бездуховные, безмозглые, нигде не образованные и никем не воспитанные «дети» - это прошлое Служкина, это он сам двадцать лет назад. Запуганный (родителями, улицей, дружками, жизнью?), бесхарактерный, запутавшийся потому, что всеядный, безразличный, обделенный умением любить, никчемный (в географии, в биологии и, похоже, во всем) учитель – это будущее тех «детей». Отдельно про них даже страшно вспоминать – не буду.
А вот единственный ребенок (правда, есть опасность, что семейное «чистилище» может привести ее к родительской «модели жизни») Служкина – маленькая девочка, чистый, искренний человечек. Она единственная, кто оговаривает наглеца - друга папы Будкина. Единственная, кто пока воспринимает жизнь и «смыслы», как их видит и понимает. И единственно порядочный, здравомыслящий настоящий взрослый человек, профессионал – завуч школы. В фильме ее образ смягчен (эмоциональные, и не только, последствия выведения образа в повести сказались), она, по сути, спасла «деток». Она занималась сплавным оборудованием, катамаранами и снаряжением (с материнской любовью и гордостью проводит экскурсию по кабинету) для комиссии.
Другое дело, что при попустительстве директора-мужчины Служкин оказывается в походе один «из учительского состава». Да и в школе тоже. Поэтому гимном торжества справедливости звучат последние слова завуча (после просмотра хоум-видео о пьяном биологически-взрослом, снятом пьяными детьми) об увольнении. Где родился, даже там не пригодился…
Случается, что ты знакомишься с человеком, который ведет весьма разгульный образ жизни: часто выпивает, меняет любовниц или любовников, совершает мелкие правонарушения, хамит, да и вообще жизненные ориентиры у такого человека неопределенные. Такая личность вызывает противоречивые эмоции, и внутренний голос иногда подсказывает, что с ним или ней лучше не общаться. Однако если присмотреться, то можно увидеть, что такой человек просто так живет, это его суть, ему так легко. Такая идея была отображена в психологической драме «Географ глобус пропил».
Синопсис Биолог Виктор Служкин от безденежья устраивается на работу в пермскую школу в качестве учителя географии. Он женат, у него есть маленькая дочка, а еще он любит выпить, погулять с друзьями, любит женщин, в общем, любит жить так, как хочет. Работа учителем не доставляет ему никакого удовольствия, т. к. он не видит в учениках никакого жизненного потенциала. Чтобы хоть как-то изменить ситуацию, Служкин отправляется с ними в поход.
Игра актеров Картина вобрала в себя настоящую актерскую элиту отечественной кинематографии. Прежде всего, конечно, хотелось бы отметить великолепную игру Константина Хабенского, исполнившего главную роль и воплотившего образ простого человека, которому не нужны ни богатство, ни слава, а просто свобода и красота, которую он способен увидеть даже в самых мелких вещах. Очень понравилась игра Елены Лядовой, исполнившей роль Нади, жены Виктора, одинокой домохозяйки, мечтающей вырваться из этой скучной, лишенной счастья и любви жизни.
Режиссура Картину отличает сильное режиссура в лице Александра Велединского. Стоит отметить, что «Географ глобус пропил» снят не как современные российские фильмы, а скорее как советские, снятые в 80-е гг. Я хочу сказать, что картина отличается сильным эмоциональным и визуальным составляющим. Режиссер не стремиться завоевать симпатии зрителя по отношению к Служкину или, наоборот, посеять негативные эмоции к главному герою. Велединский показывает главного героя таким, каким он мог бы стать в реальной жизни. Очень понравилось, как режиссер показал единство главного героя и природы, способность Служкина видеть красоту в мелочах. Так, например, мне понравилась сцена с тонущим клочком бумаги. И, конечно, любовь в фильме не грязная, как можно себе это предположить. Она искренняя, но сложная, а следовательно, реальная.
Сценарий На самом деле, после просмотра мне сразу же захотелось прочитать книгу, поскольку главный герой, да и сюжет в целом вызвали сильный интерес. Главный герой, на первый взгляд, может показаться классическим алкоголиком-тунеядцем, который, однако, оказывается любопытным персонажем со своими жизненными идеалами и ориентирами. Он устраивается на работу учителем географии только потому, что семье нужны деньги. Он прекрасно понимает, что ему эта работа не будет доставлять ни малейшего удовольствия. Но это его не заботит, потому что он не хочет воспринимать и не воспринимает всерьез учеников, безликих, по его мнению, людей, к которым он испытывает только презрение. Герой дает им шанс измениться – поход, который еще больше сближает героя с природой. Интерес вызывает второплановая сюжетная линия, связанная с его личной жизнью, с женой, которой надоел такой муж, со школьным другом, который внес разлад в семейную жизнь героя, с коллегой по работе и, конечно, с ученицей, окончательно влюбившейся в своего учителя.
Итог В последнее время, я это уже подчеркивал в предыдущих рецензиях, мы можем наблюдать за постепенным возрождением отечественного кинематографа. Причем это уже не единичные случаи, когда с большой редкостью можно увидеть действительно сильное кино, а уже частые события. «Географ глобус пропил» - один из ярчайших тому примеров. Кино отличает искренность и приближенность к жизни. Несомненно, это – один из самых сильных фильмов ушедшего 2013 года. Поэтому я настоятельно рекомендую это кино к просмотру.
Мне кажется среди 30-ти человек смотревших вместе со мной данный фильм кол-во пенсионеров было более 20-ти( 60%), и что я хочу Вам сказать, они хлопали. Я смеялся и осуждающе смотрел на картинку при '...ты не кончил...' + в момент когда был мат, да его вроде как было не много, но есть ли в нем реальная необходимость?! У меня нет ответа на этот вопрос, для меня это пошло и вульгарно, наверное я в теме, но это мои проблемы, скажите Вы!
Фильм ли это одного актера, скорее 'да', чем 'нет'! Теряет ли он в смотрибильности, на мой скромный взгялд, нет) Хорошо ли играет 'свита'?!, общей картинки уж точно не портит, вся она действительно смотреться, ну практически, на одном дыхании, разве, что кроме тех моментов которые я указал выше!
Режиссер?!, ну тут наверно больше постановочная работы, опять же на мой скромный взгляд, сценарий не подкачал, я конечно еще тот эстет, но моменты юмора и трагизма переплетаются на протяжении всего фильма, ребята (школота) играют откровенно, а они могут по другому?! Вот и я думаю, что не режиссерская это заслуга, а того человека что подбирает актеров!
Оператор курил в сторонке, однозначно, да и не нужна там было каких-то подвигов, все просто как все у нас в стране!!!
Я основную мысль прочувствовал в 'русской' душе, в тех моментах которые нас окружают и от того, и смешно и тошно, и сурово, ах да и по настоящему, IMHO)
Однозначно смотреть, можно дома наверное, можно с друзьями, с любимым человеком с чаем и плюшками, ну или глинтвейном кАнечно, иногда будет холодно)
Школа второстепенных городов России именно такая. В составе класса каждый найдёт себя. Этакое мини-общество. И это правильно - одной из главных задачей школы и является 'осоциалить' детей. Но, как видно, до похода дети способны только на поверхностное осмысление своих поступков.
Как взрослый ребёнок учит детей жизни
Вливаясь в школьную обстановку, географ чувствует себя, как рыба в воде. Он понимает, что разница в возрасте около 30 лет. И держит себя в руках. Но с ними он себя чувствует живым. Персонаж Хабенского - приятный. В его стремление к счастью, хоть и через абстрагирование алкоголем, веришь.
Учить детей фактически не пытается. Лишь своим существованием в их жизни и преподносится образование. Но способ эффективен.
Но как прийти к счастью?
Наверное, ничего не делать. А лишь быть счастливым. Этим и занимается географ. Хотя всё его окружение отражает его наоборот.
Что не понравилось?
Слишком уж однобоки персонаж депутата, некоторых детей. И учительницы немецкого. Не хватает им противоречий. Жизни в душе.
Мне не понравилась идея фильма. Это плевок всем, кто пытается построить свою жизнь на стараниях и труде. Но романтика в 'быть счастливым здесь и сейчас', конечно, есть. Но и про другую сторону не стоило бы забывать.
В последнее время все чаще и чаще слышишь со стороны о том, что русское кино поднимается с колен. Если оторвать свою задницу от дивана и зайти в новогодние каникулы в кинотеатр, то можно получить минимум инсульт (страшно подумать о максимуме). То, чем кормят молодежь и поколение постарше в самое приятное, для просмотра кино, время не поддается критике. Если говорить честно, то об этом можно догадаться, не выходя из дома, зайдя на любой сайт про кино и посмотрев на постеры российского кино 'новой волны'.
Но если рассмотреть данный вопрос чуть глубже, то вырисовывается интересная картина. 2013 год стал годом перемен. Этот год впервые представил на суд зрителей достойные российские картины, причем далеко не одну и не две. Конечно, большинство из них - это жалкое подражание Голливуду, но еще никогда наше кино (со времен СССР) не было так близко по качеству к идеальному.
Географ глобус пропил подобрался, пожалуй, ближе всех... Это проникновенное, по-хорошему интимное, личное кино, которое несет в себе не столько посыл, сколько крик отчаяния режиссера и сценаристов. И оно открыто отвечает на вопрос, почему в нашей стране так туго стало с собственной культурой. Во всем виновато общество и это чистая правда.
Повествование четко делится на два этапа. Поначалу, нас встречают уже знакомой чернухой на тему любви и воспитания детей. Почему же в наше время именно школа становится самым невыносимым временем препровождения, отчего каждый второй брак в России разваливается, кто во всем этом виноват и что делать? Акцент на данных вопросах поставлен неимоверно корректно, а ответ каждый должен найти сам. Автор не стал вызывать на себя огонь и пытаться донести свое мнение до каждого зрителя, сделав филигранный ход конем и свалив все на судьбу. Самое важное, что он не стал скатываться в полный мрак, как это сделала та же Гай Германика, у которой крышу снесло настолько, что суицид для нее стал решением всех проблем. Каждая ситуация, показанная в фильме, являет под собой реальную историю, которая может произойти в каждой семье, в каждой человеческой жизни. И все это сильно цепляет за живое и заставляет с недетским интересом смотреть, чем же все закончится.
Спустя, примерно, час мучений главного героя и его окружающих начинает приходить осознание того, что мало что зависит от самого человека. Каким бы хорошим или плохим он не был, он не в состоянии изменить ход истории своей жалкой жизни. Как бы он не упирался, как не старался, все равно он рано или поздно вернется к все тому же разбитому корыту. Это неизбежно и с этим придется мирится всю оставшуюся жизнь. Автор ярко показывает, что люди не делятся на крутых и лузеров, как это принято в обществе. Мы все в какой-то мере лузеры (время от времени, конечно), если подумать, причем те, кто активно думает, что он таковым не является - заблуждаются и от этого становятся завсегдатаями этого сообщества.
Вторая половина картины призвана спасти человеческую душу главного героя и показать ему, что он нужный член общества планеты Земля. Она вскрывает его сущность и переворачивает в нем все верх тормашками. Закручивая роман, сначала с природой, а следом и с совсем еще невинной девушкой, герой Хабенского находит точку, в которой обитает его счастье и, поняв, что он, на самом деле тот еще счастливчик, возвращается назад, совершенно не поменявшись, но ставший по-другому ценить детали и смотреть на людей.
Эту тонкую нить может уловить далеко не каждый и советовать смотреть данное творение всем и каждому язык не повернется. Но если вы мечтатель, если вам близки ситуации из фильма, то вам стоит попробовать.
Этот фильм непростая история о проблемах нашего провинциального общества, да да именно нашего ибо оно с теми или иными изменениями существует в каждом российском городе. И вроде на первый взгляд всё не так уж и плохо, но стоит присмотреться чуть сильнее и сразу становятся видны все его пороки.
Но при всём этом герои фильма вовсе не кажутся какими то инфернальными монстрами, напротив это обыкновеннейшие люди, большинство из них даже плохими то не назовёшь. Но атмосфера глубинки и отсутствие каких то занятий заставляют их совершать нелицеприятные поступки. Но страшно не то что они совершают их, а то что даже не замечают всего этого, настолько это стало жизненной нормой.
И главный герой вовсе не становится исключением из правил, он хам и алкоголик. Но всё таки между ним и остальными персонажами лежит огромная пропасть, он прекрасно осознаёт насколько неправедна его жизнь. Константин Хабенский мастерски воплотил этот образ на экране. Человек раздавленный повседневной жизнью и законами общества, временами вызывающий жалость, а то и отвращение, но всё равно предельно честный с собой и окружающими.
А вот остальные герои не вызывают особых эмоций. Ни жена изменяющая герою с его старым другом, ни педагогический коллектив, ни собственно сами школьники за редкими исключениями. Маша воплощает в себе образ человека ещё не испорченного обществом, живущего в своём собственном мире. Этот персонаж получился очень сильными из за милейшей актрисы Анфисы Черных сыгравшей её.
Фильм очень непростой, но прекрасно отображающий реалии нашей страны. При всём этом в нём нет специального нагнетания мрачности или безысходности.
Иногда в соцсетях попадается демотиватор 'Не взрослейте - это ловушка'. Я бы так и охарактеризовал суть этого фильма. Ну и в конечном итоге все фильмы о любви и этот - не исключение
Герой Хабенского - философ-романтик с красивой душой, но в меркантильном взрослом, суровом, как пермская зима мире, она никого не интересует. В нем ты каждый день как на экзамене, всегда один и если что-то получаешь, то только потому что в конечном итоге сам за это платишь. Куча злых как собаки людей ведут свои грязные игры. В этом мире он - неудачник и рассчитывать ему не на что. Но это его не сильно печалит - он уже давно выработал иммунитет к неудачам и даже сам говорит что счастлив. Первая часть фильма вообще смотрится очень тягостно.
На этом фоне вторая - как глоток свежего воздуха. Там герой Хабенского идет со своими учениками в поход. Они - обычные дети, они еще во что-то верят, что-то чувствуют. В него влюбляется одна из его учениц и любит его бесплатно, всем сердцем, как это бывает только в первый раз, когда еще не боишься отказа. Он ее и сам любит, но знает, что между ними быть ничего не может. Так она получает первые душевные раны - проходит квалификацию в мир взрослых.
Это все, конечно, тривиальные мысли и избитый сюжет, но все равно фильм тронул. Наверно, потому и тронул, что об обычных людях, о нас с вами. Смотрится на одном дыхании, если не считать нескольких моментов со школьниками, то актерская игра на высоком уровне. Красиво снято: монтаж, всякие мелкие детали плюс красивая русская природа. Рекомендовано к просмотру
'Географ глобус пропил' снят по книге, написанной в 90-е годы. Разумеется, проблемы, затронутые в киноленте, остались не менее актуальными, чем они были и двадцать лет назад. Ведь не перестали школьники за углом на переменах курить, женатые - ссориться, а, казалось бы, совершенно разные люди - влюбляться.
Несмотря на то, что действия фильма перенесены в нынешние 2010-е, авторы смогли сохранить главное - то удивительное обаяние отечественных фильмов того времени. В 'Географе', вы сможете найти что-то и от 'Бедной Саши' и, возможно, что-то от 'Особенностей национальной охоты'. При всей своей внешней простоте и неказистости, эти фильмы затрагивают столь непростые вопросы нашей жизни. Тему дружбы и любви; личного счастья или материального блага. Но затрагивая столь сложные темы, герои фильма не смотрят на вас свысока, своими решениями словно задавая новую планку этики для всего человечества. Они, как и вы, лишь обычные люди, которые решают эти вопросы так, как умеют. И герои этих добрых фильмов словно надеятся, что и вы, в свою очередь, не будете с ними излишне строги за их искренность и, порой, за не слишком геройские поступки.
'Географ' - вряд ли тот фильм, который может влюбить в себя с первого кадра. Серая и грязная российская глубинка; люди, в надежде, что алкоголь хотя бы на время позволит им забыть об этой непроглядной хмурости. Да и пьяница и неудачник главный герой, разве может вызывать сочувствие? И тем не менее, с каждой минутой просмотра, вы постепенно начинаете проникаться глубокой симпатией к героям киноленты. Неожиданно бездельники-школьники в трудный момент забывают былые обиды и поддерживают друг друга. Алкоголик-учитель, в свою очередь, пытается воспитать в своих подопечных что-то лучшее. И даже коррупционера-депутата съедает изнутри жгучее чувство к чужой жене и он не знает, как рассказать свой секрет лучшему другу.
Главный герой говорит: 'Жизнь, вообще, несправедливая штука' и, возможно, эта одна из главных тем киноленты. Когда он пытается привлечь внимание интересующей его женщины, то получает отказ, но стоит интересу пропасть, как вот звонок, и она просит его приехать и остаться до утра. При этом главный герой испытывает проблемы с алкоголем, а уж про расклеившуюся любовь с женой вряд ли и вспоминать-то хочется. Но есть дочка, которую вечером нужно успеть забрать из сада, и есть ученики, которых нужно весной сводить в поход. И несмотря на все невзгоды, 'Географ' продолжает жить, пытаясь по-своему решать эти проблемы и при этом не переставая быть хорошим человеком, пусть и ценой большой самоиронии. Возможно, в этом русская душа?
Касательно актерского состава, на мой взгляд, он смотрится весьма достойно и на уровне, за исключением двух актеров. Константин Хабенский, который тянет ношу всего фильма на себе и делает это весьма успешно - на голову выше всех остальных актеров. Наверное, он может и сам написать книгу в духе '50 оттенков философского русского алкоголизма' и не удивлюсь, если ночью разбудить Константина с криком 'Костя, нам срочно нужен алкоголик!', то он войдет в роль еще до того, как откроет глаза. В общем, без шуток, роль он отыграл замечательно, да и, пожалуй, сложно представить кого-то другого в роли 'Географа'. Анфиса Черных - тот второй человек из актерского состава. То, что влюбленная школьница выглядит как школьница - это плюс. Но лично мне её актерская игра показалась неубедительной.
Вывод.
Несмотря на то, что мне фильм очень понравился, я не могу сказать, что 'Географ' - фильм-шедевр. Тем не менее, я бы так же не хотел и преуменьшать его значимость. 'Географ глобус пропил' - замечательное отечественное кино в лучших традициях кинолент 90-00х. Фильм про жизнь, в котором и герои тоже живые. 'Географ' содержит немало хорошего юмора и, поверьте, во время просмотра вам будет над чем посмеяться, а после - над чем подумать.