Смотреть фильм было здорово. С режиссером познакомилась впервые и была под огромным впечатлением. Если вы поклонника Уэса Андерсона, со всеми его акцентами, переходами, абсурдностью происходящего - тот этот фильм определенно ваш пассажир. Потрясающее звуковое сопровождение. Яркая, смешная, душевная картинка. И если фильм и кажется легким - то только на первый взгляд. Сначала, не вдумываясь, смотришь как на какую-то комедию, но постепенно начинаешь ставить себя и на место старика, и на место байкеров, и на место дамы со слоном. Это все как театр одного актера - вся история о том, как ненавязчиво старик, который просто любил взрывы, прожил невероятную, захватывающую жизнь, да так, как будто сам этого не осознал. Я не хочу спойлерить, но фильм действительно неплох. Если вы какой-нибудь серьезный дядя или тетя, которым важно, чтобы в фильме все соответствовало действительности и было логически обоснованно - то нет, не подойдет, правда. В общем, фильм оставляет очень приятное послевкусие.
Hundra?ringen som klev ut genom f?nstret och f?rsvann (2013) (18+)
Это путешествие через совершенно незаурядную жизнь столетнего пенсионера из Швеции. Ну вы сами знаете какие там пенсионеры. Классика какая-то — подумаете вы и будете не правы.
Столетний старик, который вылез в окно и исчез — довольно таки весьма порядочная комедия, где было выстебано примерно всё, до чего дотянулась старая шведская рука. Бандиты-неудачники под гнётом старого, но влиятельного авторитета — есть. Парень-ботан, который общался с девушками в последний раз лет 10 назад — присутствует. И это ещё так, разогрев. После которого следует смачная порция взрывов.
Столетний Старик.
Дед в свой день рождения просто вышел в окно из дома престарелых. Просто так. И ты, как и старик находишься в полном неведенье где он окажется через 5 минут. Постепенно Алан раскрывает огромный чемодан, но не только денег, но и своей жизни. И его прошлое это райские сады переспелой Клюквы. Ведь Алан знает и Франко, и Трумена, и даже Сталина. А ещё обожает выпить и взорвать. Рассуждать о нём можно хоть все 100 лет, но только в нём суть.
Как это выглядит?
С первых слов ощущение будто это какая-то адово-ядрёная смесь. Но смотреть это очень легко. Главное выключить серьёзность и стать простым зрителем. Да, темп у фильма довольно размеренный. Да, история это просто лютое безумие. Но это правда достойно твоего внимания. И смешных и грустных моментов в фильме масса. Порой хочется просто поставить на паузу и осмыслить произошедшее. И при этом всём в фильме есть стрельба, взрывы, бандиты, убийства, кражи и ещё куча всего, но совершенно нет никакого эротического подтекста, выходящего за рамки случайного поцелуя. Такие фильмы редкость, не пропускай.
Слабая трагикомедия, хорошая чёрная комедия. Если на время просмотра выкинуть подальше всё снобство, поймать хорошее настроение, закупиться хавчиком, то это кино определённо может понравиться, особенно если вы начнёте играть в игру «найди рефференс».
«История повторяется дважды: в первый раз это трагедия, во второй — фарс», — так «Столетний старик, который вылез в окно и исчез» проходится по истории, воплощая собой чистый фарс. Персонажи — полнейшие идиоты, сюжет — набор почти бессвязных скетчей. Старик — невольный зачинщик всего действия, и по иронии судьбы ставший его заложником, как и всегда до этого. «Сначала делай, потом думай» — его девиз по жизни, правда без второй части. Он буквально альтернативный мистер Бин, ушедший от обычной бытовухи: его ставки куда больше, игра опаснее, а юмор строится не на экшн комедии, а на контексте, который создаёт фильм. Так же, как и мистер Бин, наш герой вечно покрывается фортуной, что бы ни случилось: хоть в военной суете, хоть в шпионском цирке спецслужб-клоунов он выходит сухим из воды. Главный персонаж, словно воплощение самой судьбы — случайной и аморальной, но честной, — кое-как связывает ниточки повествования.
После принятия всех условностей, после всего, что случилось с главным героем, после всех его судьбоносных и в то же время случайных поступков остаётся главный вопрос-претензия: «Где Гитлер?» Почему во всех невероятных приключениях и разворотах судьбы как-будто не нашлось места для этого парня? Неужели даже в книге про него нет ни слова? Может, создатель поостерёгся шутить на эту тему, может не придумал ничего смешного, может не хотел порочить своего героя, и аккуратно заменил Гитлера на Франко... Это правда удобно: в исторически самом кровопролитном веке, по которому, словно по катку, проскользил Алан Карлсон, оставляя след своих коньков на льду, он чудом проехал мимо одной из ключевых фигур 20 века, упуская потенциал для чёрного юмора и одновременно избегая потенциальных проблем.
Ветку реального времени вполне можно окрестить как «Новые приключения бременских музыкантов». Они как-будто не виделись много лет и не помнят друг друга... Нет, они жили долго и счастливо, умерли, а потом реинкарнировались: кто в человека, кто в слона, но судьба опять сводит их вместе, заставляя держаться друг друга и бить бандитов, нелепо и нечаянно, но эффективно и забавно. С трудом можно сказать, что они становятся командой, но мы всё же не забываем: во второй раз — фарс.
«Столетний старик, который вылез в окно и исчез» можно расценить как очень ироничное исследование значимости случая в судьбе человека, страны, мира. Фильм с броским названием, но тривиальным содержанием. Он смешной и аморальный, но совсем не острый, как, например, чем-то напоминающий его «После прочтения сжечь», даже мистер Бин, кидающий зиги ногами, куда смелее.
Такое вот сложное название фильма, снятого по книжке с чуть более простым названием «Сто лет и чемодан денег в придачу». Классический случай, когда не надо было бы читать книгу раньше фильма. В противном случае не пришлось бы сравнивать, потому что сравнение откровенно не в пользу фильма. По сюжету, это рассказ о жизни не шибко умного шведа, который своей простодушностью, тягой выпить и любовью повзрывать был втянут чуть не во все важнейшие события 20 века и водил знакомство с сильными мира сего. И даже всего. Ничего не напоминает? Эдакий Форрест Гамп по-скандинавски. Поверх этого сюжета другой сюжет, попроще и понавороченней одновременно - про столетнего старика (именно его жизнь идет параллелью), который сбежал из богадельни, спер чемодан с кучей бабла у бандитов-байкеров и начал заводить друзей, тоже с причудинкой.
Фильм смешной, но не ухохочешься. Главный же минус именно в том, что он намного хуже книги. Опущено море интереснейших и важнейших событий - тут ничего не поделаешь, в этом фильмы всегда будут проигрывать книгам - а е, что вошли в фильм, даны очень куце. Сюжет стал плосковат. А главное - исчезла тончайшая ирония книги. Язык книг был изящен и чем-то напоминал язык Курта Воннегута, это был даже не текст, а восприятие мира чудным простаком с парой прибабахов, зато честным и простодушным. Фильм вместо иронии дает то гротеск, то лубочную карикатуру. Это не значит, что фильм плох - нет, он мил и местами смешной, хотя скандинавский юмор далеко не всегда попадает в наше восприятие мира. Но фильм слишком сильно слабее книги. А уж продолжение, которое, говорят, есть, и вовсе трогать руками не стоит. Короче - сначала посмотрите фильм, а уже потом прочитайте книгу. Она реально того стоит. Лучше повышать градус, чем понижать: о))
По сути, это фильм одного персонажа – старика Алана Карлссона. Все остальные персонажи скорей вспомогательные и вряд ли имеют какой-то вес.
А вот сам персонаж Алана очень неоднозначный, и довольно любопытный.
С одной стороны его периодически хочется огреть чем-то тяжёлым. А с другой, он очень обаятелен, и вызывает глубокою симпатию. Интересно почему так…
В принципе, Алан классический представитель Трикстера, или Ивана-Дурака, по-нашему. Этот архетип характеризуется хитростью и удачливостью. Он Анти-Герой во всех своих проявлениях. Он не машет мечом, не несет высокую моральную нагрузку, он не добр и не щедр, не «заслуживает» и десятой доли того, что получает за счет своей удачливости… Но его обаянию почти невозможно противостоять.
В чем же его секрет? Может быть в том что он гораздо «ближе к народу», чем Герои. Ведь обычный человек не способен на геракловские подвиги и очень далек от бесконечных телодвижений по спасению вселенной. Нам бы немного смекалки и удачи, и мы были бы счастливы.
Поэтому, вернёмся к Алану.
Алан полностью освобожден от оценочности. Он просто есть, просто живет, просто взрывает, просто покупает билет в никуда и едет, «и будь что будет» (с), просто берет чемодан, раз уж ему его сунули, и уезжает с ним, просто останавливает машину на дороге, потому что ему надо уехать… В его действиях и поступках как будто нет смысла, нет последовательности. Он как будто бы доверяется жизни и просто делает то, что ему сейчас хочется.
Он не учитывает контекст, и во многих ситуациях благодаря этому выигрывает. Хотя в определённых ситуациях, попадает в просак и в серьезные передряги, как со Сталиным, например. Он лишен понятия ответственности перед другими людьми. Он живет в своем мире, по своим законам. Он явно лишен морали и понимания того, что хорошо и что плохо.
Он вообще не рефлексирует!!! Это лишает его процесса накопления опыта. И с одной стороны, для него это оборачивается отсутствием навыков коммуникации и ориентации в социуме. А с другой, гораздо большей свободой и отсутствием накопления негативного опыта, а значит и страха ошибки и страха жить. Кроме того, безоценочное восприятие реальности спасает его от огромного количества лишних душевных терзаний и дает ему возможность «видеть» гораздо больше, чем при туннельном оценочном восприятии. И это то, чему стоит учиться.
«Дуракам везет» - гласит народная мудрость. Часто им везет именно потому, что они просто берут и делают, а «негативный опыт» воспринимают просто как естественную часть жизни, и не сильно парятся. Кроме того, они не сильно отягощены знанием как принято, а как нет, и это дает им значительную фору. Они не дышат на пиететы, и просто просят то, чего они хотят. Они не знают кому чего положено, а кому чего нет, поэтому замахиваются на «святое», и зачастую получают его просто за отсутствием конкурентов. Или в отличии от конкурентов, они идут прямой дорогой, пока первые выстраивают хитроумные концепции и решения.
«Горе от ума» - бич Умников и Героев. Поэтому Иваны-Дураки их часто обходят. «Будь проще, и люди к тебе потянутся». И потому, они часто получают помощь, там где Герои пытаются все сделать сами или свернуть горы/победить всех драконов/убить всех злодеев. И, как следствие, достигают цели быстрее и легче.
Это такие РЕАЛизаторы, они просто констатируют факты, пока умные и грамотные занимаются построением гипотез и просчетом неблагоприятных факторов. Поэтому часто оказывается, что пока умный просчитывал все риски перед запуском своего бизнеса, Дурак уже заработал свой первый миллион.
За счет своей «ограниченности и тупости» они выходят ЗА рамки привычных схем и паттернов, и находят неординарные, оригинальные решения, там где умные считают что это нельзя или невозможно…
Они не думают о других, но и не додумывают лишнего. Они не знают как «правильно», и потому делают как очевидно.
Если вам кажется что им всегда сопутствует удача, и поэтому они выигрывают, то нет. Они огребают часто и сильно, но не особо прокрастинируют по этому поводу. В отличии от «нормальных» людей, они не используют свои ошибки для индульгенции.
А еще, они очень простодушны и открыты, а следовательно, и абсолютно беззлобны, чем и притягивают к себе людей и помощь. Они выглядят беспечными и наивными, и потому провоцируют заботиться о них.
Люди с сильной энергией шута-дурака часто идут по жизни весело и непринужденно. Они эгоистичны, но обаятельны; не шибко умные (на первый взгляд), но и не сильно замороченные, а следовательно, легкие и динамичные. Они не застревают в самокопании, а все время двигаются вперед к удовольствию и реализации своих потребностей. С ними не соскучишься. Они не разделяют мир на черное и белое, на плохое и хорошее, соединяя в себе всю глубниу и дихотомичность Жизни. Они очень витальны и аутентичны – они сама Жизнь.
То, как они живут, как они действуют, для нормального человека – взрыв мозга. Не зря Алан очень любил взрывать.
В чистом виде энергия шута-дурака может быть и не очень адаптивна. Но когда вы застряли, и не видите выхода из ситуации – она незаменима! Просто покупайте билет в никуда и поезжайте, не оглядываясь назад. Просто идите, и делайте то что хочется и то что видится. Не оценивая, не останавливаясь, не опираясь на старые схемы и опыт (в таких ситуациях они только будут вас тянуть обратно в болото), не заморачиваясь, не пытаясь умничать или выглядеть красиво… Рано или поздно, так или иначе, вы придете туда куда вам нужно. Ведь идти вы будете за своими желаниями, а они приведут вас точно в нужное место, в нужный момент.
Помните, энергия шута-дурака – это энергия хаоса, а энергия хаоса – это энергия Жизни. В то время как энергия Порядка – это энергия Смерти и остановки. Чем больше вы пытаетесь структурировать свою Жизнь, тем больше вы похожи на «зомби». Безусловно, все хорошо в меру, но главное не забывать ЖИТЬ!
Шведское кино имеет богатую историю: от Ингмара Бергмана и фильма 'Возница' Виктора Шестрема до 'Квадрата' Рубена Эстлунда и картины Роя Андерссона 'Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии'. На протяжении десятилетий благополучие шведского государства неуклонно росло и одновременно возникал вопрос: можно ли быть крупным автором, если передвигаться на Volvo и жить в крайне защищённом социальном государстве с очень низким уровнем преступности? Ведь надо же автору брать где-то вдохновение и специфическую тему конфликта общества с государством.
Фильм новичка режиссуры Феликса Хернгрена Столетний старик (который вылез в окно...) знаменует собой высказывание, что и от самой комфортной жизни можно устать. Хочется уйти в мир, где что-то происходит. Вы спросите: а разве можно назвать благополучной жизнь в доме престарелых? Но ведь это не тот дом, где вас бьют, насильно пичкают таблетками и привязывают к кровати, ожидая, когда вы, наконец, умрёте, чтоб забрать вашу затхлую однокомнатную квартиру. Это дом престарелых, где вас кормят огромным тортом, куда заботливо воткнули сотню свечей, дом, где вас аккуратно отведут под руку на прогулку по прекрасному газону и будут каждый час спрашивать - все ли у вас в порядке и нужно ли вам что-то ещё. Дом, который, вполне себе, символизирует Швецию, где все стали насколько обеспеченными и добродушными, что напоминают стареньких кастрированных откормленных котов. А что еще нужно старости, кроме покоя и умиротворения?
Старик, отправившийся на поиски приключений (почему-то вспоминается Лев Толстой), вспоминает свою молодость, где все было гораздо интереснее, где происходили ещё значительные и судьбоносные события. Доктор-расист с измерителем черепа, бодро отрезающий яички всяким психически больным и неполноценным, радиоактивный Манхэттенский проект, генерал Франко, суровый генералиссимус Сталин в каких-то несусветно нереалистичных мраморных декорациях, шутовской ГУЛАГ и физик Popov, наконец, Мировая война и последующая за ней Холодная война с остросюжетными шпионскими играми, которые зачастую заканчивались летальным исходом... падение Берлинской стены, Горбачев с пятном на голове.
Ах, вот были времена! И ведь ещё недавно события 20 века считались трагическими, а теперь в виде фарса вспоминаются с теплотой 100-летнего деда. Который, потеряв родителей в детском возрасте, похоже, всё-таки немного тронулся умом на почве склонности к разрушениям.
Все сцены убийств показаны в фильме с какой-то детской непосредственностью, когда погибшие вызывают не жалость, а нелепый смех...
И всё-таки большие чувства вырождаются!
Крупные события прошлых лет показаны здесь также смехотворно, как и глуповатые бандиты современной эпохи. Если эти злобные хулиганы с пирсингом и татуировками в действительности самое страшное, что есть в Швеции, то я хотел бы там жить. Сама собой напрашивается шутка, что таких 'викингов' развел бы любой российский придворный гопник. Как раз на те самые 50 миллионов крон (или что у них там за валюта), которые, в отсутствие гопников, у бандита (будущий отморозок-заморозок) отнял столетний дед.
Всё-таки нынешнее поколение молокососов не то, что сто лет назад, не так ли? Подобные упражнения европейских современников в комедийном жанре действительно выглядят немного бессильными, напоминая выморочную реальность. То, над чем хотели пошутить, вышло на первый план и закрыло собой любую мало-мальски живую действительность.
Во-первых, я не смотрел 'Форест Гамп'; точнее, почти его не помню ('О чём можно говорит с человеком, который не смотрел Форест Гамп и не восхитился им!'). Во-вторых, буквально перед самым просмотром фильма я прочел роман Йонаса Йонассона «Сто лет и чемодан денег в придачу». В третьих, я почитал рецензии (отзывы) как на роман, так и на фильм. Вот исходя из этих фактов я и скажу несколько слов о фильме 'Столетний старик, который вылез в окно и исчез'.
История - это в первом приближении последовательность действий известных личностей. Именно эти факты и будут мэйнстримом учебников истории. Известные личности - это не нечто сверх-человеческое: к счастью, а иногда и к несчастью - это обычные люди, в силу обстоятельств оказавшиеся в ключевых точках истории. Но вот какая штука: рядом с этими людьми - одновременно с ними - было ещё множество других людей, не попавших в лучи софитов. Это буфетчики, официанты, портные, адъютанты, любовники, любовницы, жены, взрывники... Много их, простых смертных. Йонас Йонассон сместил фокус - и показал простого человека рядом с историческими персонажами: такой (мягко говоря) не интеллектуал типа Йозефа Швейка, только не в окопах бойни, а в центре истории. Аллан Карлссон спасает от взрыва генерала Франко, помогает создать атомную бомбу в проекте 'Манхэттен', пьет текилу с вице-президентом Гарри Трумэном (который в процессе попойки становится президентом). Далее следуют жена Чан Кай-ши, переход пешком через Гималаи, подрыв секретной службы Ирана и спасение Уинстона Черчилля, русская подводная лодка в территориальных водах Швеции (ах, эта вечная шведская паранойя!), встреча со Сталиным, завершившаяся русским ГУЛАГом, побег с попутным уничтожением Владивостока и тихоокеанского флота, Ким Чен Ир в Северной Корее периода корейской войны, Мао Дзе-дун, доллары, остров Бали, Париж 1968 года, работа разведчиком на территории СССР... И, наконец, дом престарелых в родной Швеции - из которого Аллан сбегает в свой столетний День рождения - что и становится источником невероятных приключений престарелого трикстера (модное словечко!).
По сравнению с книгой не все перечисленные эпизоды анабазиса вошли в фильм. Поэтому не очень понятно, какое значение имеет Бали, как Аллан попадает в Париж и на службу в ЦРУ и почему опять стремится на Бали. Но основные линии показаны в фильме забавно и сочно.
Бурлеск? Фантасмагория? Ага! По полной программе! Такого не могло быть? Ну, такого точно - наверняка не могло. А вот то, что рядом с историческими персонажами постоянно околачивались алланы карлссоны - это без вариантов!
Так что не забивайте голову 'могло - не могло', смотрите веселый фильм, в котором пунктирно показана вся забавная история XX века. 'Мир уцелел, потому что смеялся!'
Многого не ждите - но всё же... Приятного просмотра!
Стоит смотреть Вам этот фильм? Как ответить на этот вопрос?
Очень просто – если Вы с упоением в детстве слушали расскажи о жизни своих дедушек и/или бабушек, воспринимали их мир, как приключение сквозь время, где Вы один из главных героев, то, однозначно, этот фильм для Вас. Вспомните этот ощущение в кругу семьи, когда рассказывают о временах столь давних, что это уже кажется сказкой. Да, сказка порой страшная, порой невзрачная, порой абсурдная, или совсем не походит на правду. Но ведь минуло столько лет, и каждый из нас рассказывает только то, что ярче всего отразилось в его жизни. Будет это правдой? Ответа нет, так как это просто история из жизни, или Вы будете своим внукам рассказывать, как стояли возле кухонной плиты и готовили суп, или что хуже, перекладывали бумаги из одной стопки в другую? Так и в этом фильме. Не стоит обижаться на его историческую неправдоподобность. Прежде всего человек прожил жизнь, которую он пронес сквозь сто лет и эта жизнь была для него такой, какой он хочет одарить нас: сквозь Испанскую революцию, Американскую мечту быть первыми, стремление СССР доказать, что они –первые и так далее. Среди этих исторических событий, которые легли в учебники истории, есть огромное количество маленьких подвигов и свержений людей, таких же как Вы, но имен то нет. Так почему нельзя собрать сотни маленьких историй каждого человека и назвать их всех «Аллан»?
Аллан - это каждый из нас! Бунтарь своего времени и творец истории, который об этом даже не задумывается. Аллан – это все то светлое, что мы помним о своих дедушках и бабушках, пусть и не всегда их поступки были такими красивыми, но ведь главное – для Вас они были героями. Только эти герои не написали книг, не издали мемуары. Все они – Алланы, которые прошли сквозь историю и оставили в ней след.
С этим фильмом можно окунуться в те времена, когда распитие чая за семейным столом всегда сопровождалось историями. Историями Вашей семьи.
Что может столетний старик? Только тихо-мирно сидеть на кровати, смотреть телевизор, в лучшем случае играть в карты и домино - не слишком разнообразная жизнь. А вот наш герой в день своего рождения сбегает из дома престарелых и отправляется на поиски приключений, которые находят неунывающего старичка повсюду.
Кто, вот кто, ещё может похвастаться знакомством (хотя бы мимолётным) с таким количеством исторических фигур. Сталин, Труман, Франко. Не с каждым, правда, сложились дружеские отношения. Однако, даже обыкновенный разговор с такими персонажами говорит о многом. Не каждому это дано. Однако протагонист не останавливается на достигнутом и очень скоро получает огромный и весьма ценный чемодан, а вместе с ним - порцию увлекательных похождений.
Не смотря на не всегда весёлые декорации (ГУЛАГ, та же богадельня) и нередкие убийства кино не сходит с комедийной стези. Конечно, юмор здесь явно близок к чёрному, это не мешает зрителю улыбаться: над глупой смертью молодого бандита, над неспешным, но по-прежнему сильным ударом только-только перешагнувшего столетний рубеж героя и другими не менее забавными вещами.
Столетний старик, который вылез в окно и исчез (уф, ну и название) - это замечательный образец чёрной комедии. Следуя логике фильма, судьба любит искренних и честных людей. Пожалуй, в этом есть смысл. Смотрите кино и поймёте.