Собравшись воскресным вечером с компанией друзей посмотреть детектив 'Мёбиус', мы не предполагали, что сеанс будет прерываться гомерическим хохотом до слёз на глазах и колик в боку. Женская часть компании собралась млеть от душки Дюжардена, мужская от детективной интриги и крутых парней. В результате ржали все.
Сколько уже десятилетий прошло с незабываемой 'Красной жары', где бравый Шварцнеггер, игравший русского милиционера, врывался в баню, в которой русские мафиози с бородой и куча голых баб предавались разврату, и на чистейшем русском языке говорил:'Какой есть твой алиби?'- а ничего не изменилось в восприятии России Западом. Только медведей нет. А так всё по-прежнему. Я уже не говорю о главном герое - русском шпионе по кличке Моисей - в исполнении Дюжардена. Этот 'славянин' с крючковатым носом, угольно-черными глазами, накачанным торсом, идеальным пробором и холеной щетиной - просто типичный отечественный агент ФСБ. А его биография? Подросток-уголовник, чем-то настолько заинтересовал шишку из разведки, что тот отправил его учится во Францию, где тот изучил и французский, и английский (во Франции !!!) Просто полиглот - рецидивист!
А его начальник, которого играет мэтр российского кино Владимир Меньшов, представляет собой еще более уморительную картину: расположившись на шикарной яхте посреди океана он слушает любимую песню:
Вихри враждебные веют над нами,
Темные силы нас злобно гнетут...
Но мы поднимем гордо и смело
Знамя борьбы за рабочее дело...
Жаль, что бюст Ленина не показали. И красное знамя с золотыми кистями. Фильм, между прочим, 2013 года, а впечатление, что с 'Красной жарой' одновременно вышел.
Дальше больше. Тим Рот, почти фотографически похожий на Абрамовича, но играющий Березовского, то бишь, конечно, Ивана Ростовского. Этакий собирательный образ русского мафиозного олигарха.
Но окончательно вынесла мозг фраза, которую произнес Максим Виторган, играющий эпизодическую роль русского агента: 'Собчак проследит за ним'. Тут смех перерос в истерику, и остановить её было невозможно.
Конечно, грустно и смешно, что нас представляют такими, но ведь и мы, наверное, примерно так же изображаем иностранцев. Например, в любом казенном учреждении Москвы, куда приходит агент Моисей, стоит на столе бутылка 'Столичной', к которой он тут же прикладывается. Много таких, мягко скажем, странностей русской жизни есть в 'Мёбиусе'.
Чего же в нем нет? Да почти ничего. До Бонда не дотягивает ни по каким критериям. Сюжет примитивнейший. Какая-то маловразумительная интрига, затеянная шпионами со всего света, показанная очень схематично и непродуманно. Одно утешает - Дюжарден хорош нереально. Но это, как говорится, на любителя. Мужская часть компании активно забраковала актрис. Действительно, в Сесиль де Франс нет этого французского шарма, который действует порой сильнее, чем красота. Не впечатлило.
В общем, вердикт таков: хотите увидеть, какими странными людьми нас представляет Запад, смотрите эту картину. Но время потратите впустую. На хороший детектив 'Мёбиус' явно не тянет.
Вот как так получается, человек сидит трудится над сценарием, создаёт интересную историю, выдумывает неожиданные повороты и...смывает всё в конце в унитаз. Такое впечатление, что у большинства сценаристов с рождения в голове скрытая программа активируется по низвержению своих же творений в клоаку посредственного штампованного кино, в виду полной несостоятельности финального отрезка.
Вот, к примеру, Рошан. Вроде бы простенькая история про то, как ФСБ и ЦРУ приследуя собственные цели пытались заполучить информацию о тёмных делишках некоего российского олигарха. И актёры хорошие, и смотрится вполне интересно и любовная линия очень к месту и тонко встроена в сюжет, и музыка отлично подобрана. Казалось бы не хватает лишь хорошей жёсткой реалистичной концовки, добавлю от себя -логической. Но нет, это слишком просто для Рошана, он лёгких путей не ищет. Поэтому в финале криминально-политическая драма превращается в сопливую сказку для школьниц и тех, кто верит в чудеса. Не хватило только розовых сердечек в титрах фотографий со свадьбы...
Не скажу, что будь концовка иной, я бы поставил 10-ку и окрестил фильм шедевром -нет. Фильм весьма простой и прямолинейный, но всё же интригующий, поэтому что-то около 8-ки напрашивалось. А так...
Счастливый обладатель престижнейшей награды кино, актер Жан Дюжарден после своего триумфа в «Артисте», подтвердить свой статус пока не может в других картинах. Комедия «Право на «лево» оказалась под шквалом критики, а вот работа режиссера Эрика Рошана определенности не получила.
В этой картине актер Жан Дюжарден играет самого себя в большей степени, хоть и агент русских спецслужб, но показать на экране себя удалось исключительно как французского мужчину. Красивые рубашки и костюмы, щетина, и, наверное, шарм французских духов, которые зритель на экране вряд ли услышит, но по восторгам от времяпровождение главного героя с актрисой Сесиль Де Франс, они ощущаются очень даже.
Агентура ФСБ вербует сотрудницу одного русского олигарха, начинается неплохой шпионский триллер, но откуда не возьмись, главный герой страстно влюбляется в своего же «крота». Все бы ничего, если бы взаимоотношениям наших героев не было бы уделено треть экранного времени, что превращает этот перспективный триллер в шпионскую и ароматную мелодраму.
Выиграл ли от этого сам фильм – это уже зависит от настроения зрителя во время просмотра, и какой из двух жанров фильма «Мебиус» ему будет ближе. Но один факт констатировать можно наверняка – актер Жан Дюжарден себя пока не оправдывает, а актерам с таким статусом размениваться проходными лентами нельзя.
Жан Дюжарден и Тим Рот показывают хорошую игру в плохом фильме режиссера Эрика Рошана, обладателя наград ряда крупнейших европейских кинофестивалей.
Американский фестиваль независимого кино Sundance Film Festival известен своими открытиями талантливых режиссеров. Ведь, как известно, хороший режиссер может сделать качественную постановку при минимуме исходных данных. В то время как бездарность погубит самый качественный сценарий и самую лучшую актерскую работу.
Сюжетная основа картины «Мебиус» неплоха, но вот написанный сценарий не заслуживает экранизации. История о секретных службах, которая могла бы быть прекрасно разыграна кем-то вроде Стивена Содерберга, испорчена полностью. Возможно, вы даже увидите, как хорошо это могло бы быть в теории, исходя из того, что имеется на экране. Подобный провал при наличии крепкой основной сюжетной линии ранее можно было наблюдать в фильме «Газетчик» (Ли Дэниелс, 2012), где из имеющихся возможностей не была реализована ни одна.
На протяжении всего фильма Эрик Рошан отчаянно пытается сделать шпионскую драму, но все оборачивается полным крахом. Дюжарден отлично держит крупный план, а Тим Рот блестяще исполняет роль финансового воротилы, но этого недостаточно. Все настолько плохо скроено и небрежно сшито, что кажется дипломной работой недоучки-троечника.
И это касается не только сюжетной линии. В целом весь антураж этой картины смотрится убого — неприятные актеры, которые играют агентов ФСБ, отпускающих пошлые шуточки и употребляющих крепкие выражения; советские песни и тотальный непрофессионализм экранных шпионов (который невозможен при работе в секретной организации, и это понятно даже профану в подобном деле). На этом фоне особенно неуместно смотрится прекрасный Дюжарден (который, помимо прочего, был задействован в очень странной, неприятной и неоправданной постельной сцене).
Единственной здравой мыслью, которую можно найти в этой картине, является то, как должно быть неприятно оказаться в ситуации, когда есть ресурсы, но нет таланта и все попытки снять достойное кино оборачиваются провалом и лишь показывают полную творческую беспомощность.
Если вы хотите увидеть достойное кино о тех, чья жизнь отдается секретной службе, то найдите на полке «Шпион, выйди вон!»(Томас Альфредсон, 2011) и «Нокаут» (Стивен Содерберг, 2011). Или же «Шпионы из Кэмбриджа» (Тим Файвелл, 2003) – лучшего фильма про шпионаж и благородство пока нет. А вот «Мебиуса» смотреть не нужно, плохое кино унижает зрителя.
Шпионские истории любимы и востребованы у читателей и зрителей потому, что герой позволяет себе поступать и решать вопросы так, как не поступил бы обычный человек никогда в жизни. Его образ жизни – мечта и в то же время самое опасное приключение, какое только можно представить. Есть несколько эталонов – Бонд и Борн, но новые времена приносят свои требования, и продюсеры постоянно ищут новые идеи. Создатели «Мебиуса» решили поменять классические формулы и образ героя, у них не получилось и кино вышло провальным, почему? Об этом ниже.
ФСБ находит крота, который поможет им посадить за решетку одного из самых влиятельных российских бизнесменов – Ивана Ростовского. Но глава операции совершает ошибку, влюбившись в осведомительницу Элис. Теперь ему придется работать не только на несколько стран, но и рискнуть ради нее всем.
Эрик Рошан совершил невозможное, он снял картину, про русских под таким углом, в который мы уже сами давно не верим. В целом его работа понятна, он свел две самых сильных мировых державы друг против друга, наделив их особыми правами и возможностями, ввел в картину шпионский сюжет, любовную линию, и основное для себя, удалив упоминание о Франции.
Все бы ничего, но режиссер написал самый скучный, банальный и глупый сюжет, с которым только могут столкнуться зрители. При всем при этом, он не смог выбрать стиль съемки. Вместо этого у него длинные кадры, постоянные задержки на лицах и телах героев. Образы остаются не раскрытыми, вопросы уходят для сюжета сиквела, который, судя по сборам, мы никогда не увидим.
Удивительно, но Россия показана, в общем и целом, с положительной стороны, не избежав при этом клюквы, к которой привычны мировые зрители.
Жан Дюжарден пытается сделать все, но кино слишком не его, поэтому его глаза и эмоции в них это все, что видят зрителям. И русский из него, конечно, никакой, убедить в этом публику у него не получилось.
Сесиль Де Франс вначале обворожительна, затем начинает настолько раздражать, что даже небольшой хронометраж фильма становится пыткой.
Все остальные либо не могут выбраться из образов, в которые они попали, угодив в международный проект, либо банально не доработали.
Русские мотивы, которые композитор пытается выдать за саундтрек картины, давно пропахли шаблонностью и затхлостью.
«Мебиус» - мертворожденный проект, у создателей которого были долгоиграющие планы, а вышла попытка заигрывания с международным прокатом и отсутствием интереса со стороны зрителей.