К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Только что закончил просмотр этого Фильма… Попытаюсь описать свои ощущения.

Это неповторимо… Блестяще… Несравненно… Мне сейчас сложно собрать свои мысли воедино, и сказать что-нибудь более или менее внятное, но я все же попытаюсь.

Я долго не решался посмотреть этот фильм. Возможно, из-за моего предубеждения насчет певиц в кино. Я всегда считал, что каждый человек должен заниматься СВОИМ делом, а не пытаться успеть везде. Но Бьорк стала исключением. Ее игра просто завораживает, не отпускает от экрана.

Элементы мюзикла, которыми украшен этот фильм, в первые минуты просмотра несколько раздражали. (Открою секрет: ну не поклонник я этого жанра в кинематографе, уж не судите строго.) Но потом, по мере развития сюжета, я начал с нетерпением ждать их. И уже не мог себе представить этот фильм без этих музыкальных номеров, без этих кружев, на полотне, сплетенном Ларсом Фон Триером.

Поражает и операторская работа. На протяжении всего фильма оператору удавалось выхватывать самую суть, квинтэссенцию сцен. Неожиданные ракурсы, переезды камеры с одного положения на другое, даже это проигрывание камерой создают особую атмосферу фильма.

Вот уж никогда раньше не думал, что в фильме мне понравится такая, с первого взгляда незаметная вещь, как монтаж. Но и он оказался на высоте! Как ни странно это может прозвучать, лично мне было очень интересно смотреть, чего же Ларс Фон Триер не покажет, что он захочет вырезать, убрать при монтаже за ненадобностью.

Фильм достоин всяческих похвал. (Открою ещё один секрет: это третий фильм за всю мою жизнь, во время просмотра которого, я пустил слезу… даже две.)

10 из 10.

14 апреля 2008 | 02:13
  • тип рецензии:

Это, несомненно, один из самых жутких и самых прекрасных фильмов в моей жизни. Увиденный впервые в «среднем школьном возрасте», он произвел невероятное впечатление скорее атмосферой и голосом Бьорк, нежели тематикой и смыслом. Лишь несколько лет спустя, пересмотрев его в очередной раз, мне удалось разглядеть всю его глубину и мощь.

Сцена, в которой героиня Бьорк шагает по рельсам отпечаталась в моем сознании, наверное, уже навсегда. Такая маленькая и сильная, я ею восхищаюсь. А чего только стоят «звуки музыки» на заводе и на той же железной дороге…Но самое потрясающее – это 107 шагов и, без сомнения, финальная сцена.

Сюжет бьет по сердцу так сильно, что оно хочет просто взорваться от возмущения, сочувствия а потом и от боли. Тупой, противной боли, которая так и норовит вырваться наружу через слезы.

Актерская игра великолепна. Бьорк после этого кино стала одной из моих любимых певиц (до этого я не слышала ее музыку). Катрин Денев с ее благородными чертами лица на заводе в ночную смену смотрелась удивительно органично. Ларс фон Триер, как всегда, едко, но метко изобразил самые отвратительные пороки общества. Но, все равно этот фильм несколько отличается от других его творений: он музыкальный, и в нем непостижимым образом сочетаются лиричность и страшная реальность.

Почему никто даже не попытался встать на защиту героини? Почему ее судьба волновала всего лишь нескольких человек? А потому что всем людям по большому счету наплевать на других (кроме самых близких, разумеется, да и то не всегда). Общество цинично, бюрократично и ужасающе бесчувственно. Но у него еще есть шанс остаться хоть сколько-нибудь гуманным. Пока есть, музыка, любовь и красота, которую можно видеть даже в темноте.

10 из 10

09 октября 2008 | 20:26
  • тип рецензии:

Заключительная и самая известная часть условной трилогии «Золотое сердце». После «Идиотов», где Триер фактически поставил приговор «Догме 95», сие творение поначалу вызывает легкое недоумение. Вроде как смелый и крайне неординарный постановщик, хорошенько всколыхнув европейский киномир, вдруг взял да вдарился в мейнстрим, отверг практически все придуманные самим собой же правила и снял… мюзикл.

Звучит жутковато, но на деле намного интереснее. Для меня самое ценное во всем фильме – первый час повествования, размеренное показание быта американской глуши годов эдак 60-х – 70-х, где живет постепенно слепнущая чехословацкая эмигрантка Сельма. Работает на местной фабрике вместе с лучшей подругой (в отличном исполнении Катрин Денёв), а заодно эмигранткой из Франции (примечательно, что изначально эта героиня должна была быть… чернокожей). За Сельмой очень трогательно ухаживает герой Петера Стормаре, а вот местный полицейский в колоритнейшем исполнении Дэвида Морса за внешней милостью и доброжелательностью замышляет что-то нехорошее.

Про саму Бьорк Гудмундсдоттир сыгравшую главную роль трудно сказать что-то определенное. Роль уж точно сыграна оригинально и за своеобразное самоотречение уже большой плюс.

Как и в предшествующих двух фильмах трилогии здесь проходит тема разрушения мечтаний и идеалов. В данном случае мечты «истинно американской». Как прибывшие в Новый Свет разношерстные романтики, желавшие найти рай на земле, где все будут жить в мире и согласии. Так и Сельма, сбежавшая из коммунистической Чехословакии на американскую землю, дабы там начать жизнь заново, в мире и согласии, никому не мешая и принося всем добро, а если повезет, то и найти свое собственное счастье. Но как известно, хорошие идеи оборачиваются плохими или ничем, а на доброту чаще всего откликаются злом, да и вообще какая жизнь без конфликтов (позже на эту тему Триер снимет свою лучшую ленту)!

Но в отличие от скрытой за веселой и дурачливой маской настоящей трагедии в «Идиотах», здесь за грустной и слезливой маской скрывается явная подколка над «страной возможностей», которую сам Триер считает за мифологию, с ее несуществующими идеалами и в том числе кинематографе их продвигающем.

PS: Режиссёры братья Коэн неоднократно называли фильм нудной слезовыжималкой, называя самым интересным моментом фильма убийство одного из главных героев.. с чувством юмора у них точно все в порядке

28 марта 2012 | 20:51
  • тип рецензии:

Фильм потрясающий. Заставляет задуматься о справедливости жизни. Бьорк сыграла замечательно. Апплодисменты стоя. Фильм жизненный, сама его идея заставляет сердце сжиматься и комок стоит у горла. Тяжело смотреть. После этого фильма наступает какая-то пустота в душе и тишина, про все забываешь и долго не можешь придти в себя. Бьет по нервам, по сердцу, по слабым местам твоей души. Фильм из тех, котрые смотришь один раз и запоминаешь на всю жизнь – пересмотреть сил не находишь, очень тяжело на душе.

Меня шокировал момент, когда Джеф спросил Сельму, зачем она родила ребенка, если знала, что он ослепнет. Я подумала, что она сейчас скажет что-то высокопарное, например, «для того, чтобы он увидел жизнь» и тому подобное, а она ответила просто – «я хотела подержать на руках ребеночка» - простой ответ и в тоже время так правдиво, и совсем не считаешь это эгоистичным. Сельма – очень сильный человек, во много-много раз сильнее зрячих и добрее. Она не давала себе унывать, считала, что самый большой грех – это уныние.

Этот фильм – для меня шедевр.

Лично я поняла после просмотра фильма насколько прекрасна жизнь, что не вправе роптать на нее тот, у кого все хорошо. Все наши слезы, отчаянье – ничто по сравнию с жизнью человека, умирающего от рака или теряющего зрение. Это страшно. Это то, когда ты остаешься один на один с собой и никто не в силах тебе помочь.

Очень благодарна режиссеру, его команде и всем актерам за такое кино. Оно меня обогатило, я теперь это знаю, еще раз фильм подтолкнул меня к мысли о том, как надо ценить жизнь.

Теперь хочется посмотреть два оставшихся фильма трилогии «Золотое сердце» - это фильмы Триера «Рассекая волны» и «Идиоты». Но этот фильм я пересматривать больше не буду, у меня больше нет сил, но мне это и не нужно – я запомнила его навсегда.
Теперь всегда, слушая Бьорк, я буду думать об этом фильме – и я думаю, я не одна такая.

Каждый день Бог посылает нам вместе с солнцем возможность изменить все то, что делает нас несчастными. И каждый день мы пытаемся притвориться, будто не замечаем этой возможности.
Пауло Коэльо

26 января 2009 | 20:09
  • тип рецензии:

О! Это невероятный фильм, он шокирующий, романтичный, мелодичный, вобравший в себя все хорошее, и ... Как ни странно, все плохое.

Ни один человек не останется равнодушным ни к режиссеру, ни к Бьорк.

Надежда и отчаяние. Любовь и ненависть. Доброта и злоба. Здоровье и болезнь. Богатство и бедность. Жизнь и смерть. Звуки скрежета завода и танцы, танцы, танцы! И не думайте, что если вы имеете только первые слова из списка, то вы счастливы и живете правильно. Вы что действительно так думали? Возможно, вы и не ошиблись...

Не описать ощущения ни коем образом. Это кино не ради денег, не ради зрителя, это кино ради кино, настоящее искусство и мастерство.

Только человек с большим талантом мог смешать черное и белое, и получить фиолетовое, а не серое. Просто смотрите.

10 апреля 2009 | 20:54
  • тип рецензии:

«Танцующая в темноте» - это история женщины, прибывшей из Чехословакии (жизнь в которой ей нравилась гораздо больше) в Америку, для того, чтобы накопить денег и сделать операцию своему сыну; история женщины, чувствующей вину за то, что родила ребёнка, хотя прекрасно знала, что ему суждено ослепнуть, как и ей; история женщины, которая погубила саму себя из-за того, что не смогла оправдаться, из-за того, что сдержала клятву, данную бесчестному, подлому человеку; история женщины, которая может танцевать на сцене лишь в своих мечтах.

«Танцующая в темноте» - это история женщины, единственное счастье которой – это мюзикл, слияние театра, музыки и танцев.

Пересказывать сюжет этого фильмы нет смысла, поскольку всю эту печальную, беспокойную атмосферу необходимо просто прочувствовать; необходимо увидеть будни и мечты Сельмы, услышать прекрасный голос; узнать о несправедливости правосудия и услышать последнюю песню и проследить последние 107 шагов в её жизни; увидеть, как опускается занавес и как равнодушно относятся к ЕЁ смерти сотни, а страдают лишь четверо.

Фильм кажется настолько реалистичным и искренним, печальным и беспокойным, что на глаза выступают слезы. Голос и игра Бьорк неподражаемы. Работа Ларса Фон Триера великолепна.

За эту прекрасную атмосфера грусти, страха и несправедливости 10 из 10.
«Танцующая в темноте» - один из самых превосходных фильмов в истории кинематографа.

29 февраля 2008 | 17:55
  • тип рецензии:

Сев, как всегда, напротив монитора и вставив диск с фильмом 'Танцующая в темноте', я подумал: очередной бред, расхваливаемый нытиками и сопляками.

Воспоминания -

(1) Первые 20 мин. - скучновато, терпимо.

(2) Затягивает...

(3) Интересно, но надоели сцены 'Музикла'

(4) Нет, оставьте сцены - всё гениально...

(5) Сижу реву, как девчонка и понимаю, что это лучший фильм на свете...

Не берусь, рассказать 'рецепт' такого блюда, но Ларс фон Триер - Настоящий шеф повар!

13 мая 2009 | 14:13
  • тип рецензии:

На этот фильм написано немало отрицательных рецензий, его не понимают и недолюбливают даже поклонники творчества 'великого и ужасного' Ларса фон Триера! И даже критики, уж казалось бы, люди знающие и опытные тоже не имеют единого мнения. Кирилл Разлогов, например, не любит 'Танцующую в темноте' и считает, режиссёр должен получить главную награду Канн за 'Рассекая волны', а не за эту картину. В чём же дело? Почему фильм многим не понравился? Далее следует исключительно моё субъективное мнение, которое может быть ошибочным и неправильным. Я думаю, что всё дело в главной героине Сельме (и основываюсь я на негативных отзывах зрителей в первую очередь). Какая она? Мечтательная, добрая, смиренно принимающая удары судьбы. И многие не приняли тот факт, что она совершает убийство, что становится поворотным моментом в истории. Но постойте! Сельма готова сколько угодно терпеть, когда дело касается её почему? Потому что у неё есть в жизни чёткая цель - вылечить зрение своему сыну. И перед этим меркнет всё: и её собственная слепота, и грозящая ей смертная казнь. Никакого противоречия в характере героини нет.

Музыкальные вставки? Позвольте, но это же бегство Сельмы от реальности. Единственная её радость в жизни - это мюзиклы. И она поёт, она представляет себя героиней мюзикла, убегая от жестокой реальности. Триер совершил странную вещь, совместив реалистичную драму с мюзиклом. Мне понравилось, другим - не очень. Фокус в том, что Триер ненавидит мюзиклы и нарочно делал музыкальные номера максимально не вписывающимися в общий тон фильма. В результате мы получили потрясающий контраст между трагической реальностью и лёгкими, добрыми фантазиями героини. На самом деле - это гениальная режиссёрская находка. 'Танцующая в темноте', может и не лучший фильм Триера, но плохих картин он не снимал никогда. И ставить этому его эксперименту единицы не стоит. Фильм бьёт по эмоциям зрителей, не стесняясь самых сентиментальных приёмов. Режиссёр хотел показать, что такие люди, как Сельма не могут жить в нашем жестоком мире. И проблема не в них. А том, как устроен мир, где доброту принимают за слабость. Вся трилогия 'Золотое сердце' об этом. И 'Танцующая в темноте' умышленно даёт вам ложную надежду, чтобы в финале было ещё больнее. Да, Триер тот ещё садист. Но хороший фильм должен так делать.

11 мая 2020 | 12:48
  • тип рецензии:

Знаете ли вы, что такое камера обскура? Это капли дождя на розах и усы котёнка, начищенные до блеска медные чайники и тёплые шерстяные рукавицы, коричневые бумажные пакеты, перевязанные лентами…

Прежде чем прийти к сочувствию идеям Гитлера, известный провокатор от киноискусства Ларс Фон Триер снял множество разноплановых картин. Как ни странно, но общим в его работах было вовсе не стремление к изничтожению скромной сине-зеленой планетки, что вращается по орбите вокруг сравнительно тусклой звезды со скучным названием, а также существ, ее населяющих. Картины Триера объединяет неизменное желание поставить зеркало перед расслабившимся в уютном кресле зрителем, в котором тот самый зритель отразился бы с перекошенным лицом, без грима и румян. Иной раз хитроумный датчанин действует тонко, исподволь, а порой, отбросив все нормы морали, смачно харкает прямо в трепетные души. Например, в «Европе», посредством подспудного манипулирования зрительским вниманием, ткнул пассивное большинство носом в собственную лужу, как провинившегося котенка, ласково приговаривая: ты ни в чем не виноват, ты просто смотрел и старался не вмешиваться. В «Догвилле» на схематичном примере убедительно продемонстрировал, какая удивительная сволочь изволит скрываться под маской благопристойного жителя одноэтажной Америки. Самая же беспардонная провокация, пожалуй, «Антихрист». В век победившей эмансипации и равноправия полов прилюдно высказаться, что «все зло от баб» — за гранью. Чистый эпатаж за пределами кино, ибо в этом весь Триер. Эпидемия из его фильма без предупреждения взрывается отвратными миазмами прямо в реальность. Земля налетает на небесную ось, а нескладная Бьорк кажется более симпатичной и желанной, чем антропоморфная женщина-кошка с Пандоры.

Как правило, в фильмах плохие вещи приключаются только с плохими людьми. Даже если добропорядочного героя преследовала долгая череда неудач, в финале правда и добро все равно восторжествуют. Разумеется, есть вариации, скажем, картины, где присутствует только отрицательный архетип или мюзиклы, которые обходятся вообще без злодеев. Те же ленты, что сумели вырваться из рутины, обрушив казни египетские на головы ни в чем не повинных доходяг, принято называть «шедеврами». «Танцующая в темноте» — работа именно такого типа. Повествует о злоключениях трудолюбивой эмигрантки Сельмы, терпеливо откладывающей деньги сыну на операцию. Обмануться по просмотру решительно невозможно, образ героини настолько чист и прекрасен, что так и просится на поругание. Растолковать режиссерские намеки слишком просто, особенно памятуя, с каким смаком «приличные» люди из городка Догвилль превращались в скот. Апофеоз наступает вместе с первой постановочной сценой мюзикла. Меняется освещение, камера занимает свое положенное место на штативе, а персонажи пускаются в пляс, вот только чудится за этими веселыми поскакушками да потанцушками оскалившая зубы реальность.

Камера летает по площадке, как акробат под куполом цирка, порхая беззаботной пташкой в умелых руках. Не просто дергается в тот или иной момент, нет. Камера трясется всегда, это ее перманентное состояние, не говоря уже о сомнительном качестве пленки. Все это сделано для создания впечатления прямого включения из жизни. Словно один большой, непрекращающийся репортаж. Оператор быстро, решительно врывается крупными планами в личное пространство актеров, буквально на каждом значимом диалоге. Вгрызается в лица персонажей, презрев все мыслимые зоны комфорта, пуская зрителя в святая святых, не заморачиваясь такой ерундой, как не фешенебельный внешний вид. Крайне выгодно с данной позиции смотрится именно Бьорк. Бесстыдно отдаваясь своей роли, врастая в образ и дыша им. Профессиональные актеры редко играют с таким самозабвением, памятуя о том, что роль всей жизни нередко оборачивается последней ролью в жизни. Бывают, конечно, и смельчаки, но вместо песни безумству храбрых чаще звучит тризна за упокой. На этот раз обошлось без эксцессов, известные актеры отыграли профессионально, еще более явно подчеркивая контраст между хладнокровной опытностью и пламенной самоотдачей.

А что же фирменное подначивание, вызов, эпатаж? Баланс добра и зла тщательно соблюден: на каждого сорвавшего маску благовоспитанности и гримасу приличий найдется преданный друг или бессребреник. Все персонажи наделены весьма внятным, убедительным мотивом, пускай не оправдывающим, но как минимум не осуждающим поступки. По схожести эмоций, вызванных просмотром, «Танцующая» очевидно перекликается с «Догвиллем». Порождая чувство недоумения и нежелания верить в беспредельность человеческой гнусности и глупости, перерастая в ненависть к человеку прямоходящему, по недоразумению прозванному разумным. Финишируя сладостным желанием неторопливо и вдумчиво пилить некоторых особо отличившихся персонажей пилой «Дружба», насвистывая под нос «I`m singing in the rain». Однако на этот раз Триер сработал более тонко, и стремление сопереживать всей душой злоключениям гадкого утенка превалирует над желанием отмежеваться от рода человеческого. Только отчего-то не сильно верится, что все закончится метаморфозой в чудесного лебедя.

Остались еще любопытствующие, в чем же заключается провокация? В таком случае просто дослушайте финальную песню до конца, дождитесь того момента, когда камера неторопливо поднимается вверх, но помните, вас предупредили, вам дали шанс уйти, сохранив лицо и веру в человечество.

27 августа 2012 | 16:53
  • тип рецензии:

Америка 1960-х. Где-то в окрестностях Вашингтона на фабрике по производству металлических емкостей работает мать-одиночка Сельма - эмигрантка из Чехословакии. Сельма страдает наследственной болезнью глаз, ещё немного и она совсем перестанет видеть. Эта же участь ожидает и её сына, которого мать собирается во что бы то ни стало спасти от слепоты. Во всём отказывая себе и ребенку, она по крохам собирает деньги на его операцию.

Чтобы жизнь в полумраке не казалась совсем уж ущербной, Сельма компенсирует дефицит зрительных образов звуковыми фантазиями, представляя себя героиней мюзикла, действие которого порой разыгрывается прямо в цехе. Меж тем сосед-полисмен, знающий о слепоте Сельмы, похищает её сбережения, и она, загнанная обстоятельствами в безвыходное положение, берет тяжкий грех на душу и убивает копа. Сельму приговаривают к смертной казни. Спасти от виселицы её могут те самые две тысячи долларов, что она сберегла на лечение. Но Сельма отказывается отдать их адвокату, так как они были собраны на операцию сыну…

'Танцующая в темноте' завершает своеобразную трилогию Триера под названием 'Золотое сердце', начатую лентой 'Рассекая волны' и продолженную 'Идиотами'. Обратившись к теме 'правосудия и убийства', регулярно «эксплуатируемой» в кино ('Короткий фильм об убийстве', 'Высший суд', 'Зеленая миля'), датский режиссёр ухитрился одновременно произвести радикальную ревизию такого консервативного жанра, как мюзикл. Жанровая деконструкция приводит не только к обновлению эстетики, но и эмоциональному потрясению, вызванному той энергией, что исходит с экрана.

Похоже, что лента обладает каким-то секретом, способным вскрывать чувственные шлюзы. Разгадка скрывается в 'опасности' идентификации: жертвами нахлынувших эмоций становятся, прежде всего, те зрительницы, у кого есть дети. А по признанию режиссёра: 'Любовь между детьми и родителями в миллион раз сильнее любви взрослых'. Но что интересно: теряет над собой контроль и продвинутая публика, насмотренность которой, казалось бы, выработала что-то вроде иммунитета к сантиментам, призванного служить защитой от половодья чувств.

Но даже новаторство формы и изысканность стиля, обязанных, вроде бы, 'обезвоживать' страсти и уберечь глаза от 'выпадения осадков', предполагаемых уже на уровне сценария, всё же не спасают от рыданий и истерик. Урезонить разгул эмоций должно было участие Бьорк, которая оказалась в каком-то смысле интересней роли и смикшировала жертвенный пафос, заложенный в образе Сельмы. Однако с первого до последнего кадра не покидает ощущение, что певица и в самом деле почти слепая, настолько убедительно выглядит она в этой роли.

Интуитивное чувство правды и пластической природы кино позволило Триеру органично соединить псевдодокументальную, репортажную технику съемки с условностью едва ли не самого искусственного жанра, который, казалось, уже давно дышал на ладан. Здесь режиссёр эксплуатирует ту самую стилистику, что к концу 1960-х, казалось, окончательно исчерпала потенциал жанра. Уже потом были модернистские работы Боба Фосса, а здесь Триер посылает ему своеобразный привет, приглашая на роль мнимого отца Сельмы Джоэла Грея, прославившегося в 'Кабаре' ролью конферансье.

У Голливуда вряд ли хватило бы «наглости» поэтизировать фабричное производство, что, кстати, было вполне уместным в мюзиклах соцстран. Но самое удивительное, что рафинированный кич танцевально-музыкальных сцен оказался способен подвести к финальному катарсису. Так в кульминационном эпизоде на железной дороге (этот «номер» чаще всего используют как визитку фильма) случается тот самый момент истины, когда кажется, что вдруг открывается 'вся мудрость мира'. Такое случается в кинозале, может быть, с десяток раз в жизни.

Картина вызвала противоречивую реакцию у критиков: восторги в Европе и почти негодования в Америке. Для пишущей братии фильм стал чем-то вроде яблока раздора. Меж тем непривычное соединение Триером проблематики духовного порядка и жанровой эстетики на грани кича обозначило одну из возможных перспектив развития кино XXI века.

28 ноября 2012 | 20:41
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: