Ужасно снятый шедевр! Режет глаза, а после заставляет эти же глаза сочувствовать, переживать и плакать.
Копенгаген, понедельник 13 марта
1995 года
От имени «Догмы 95»
Ларс Фон Триер
Томас Винтерберг
Так заканчивается Манифест «Догма 95» написанный Ларсом Фон Триером и Томасом Винтербергом. Ларс Фон Триер во время работы над одним проектом приходит к умозаключению, что сюжет важнее техника и стилистика менее важны для рядового зрителя. Для обычного зрителя важен сюжет и персонажи, поэтому он вместе с Винтербергом пишет манифест и составляет 10 правил. 10 правил, чтобы снимать фильмы для программы «Догма 95». В 97 году Триер снимет фильм «Идиоты» по канонам своего манифеста, но чуть позже, в 2000 выйдет «Танцующая в темноте», которая отстранится от догмы 95, но при этом Триер останется при мнении, что сюжет > техники и стилистики.
Танцующая в темноте, заставляет с первых секунд сочувствовать главной героине, а после превращает это сочувствие в жалость, сожаление и горесть. Зеленую милю смотрели? Плакали в конце? Тут вы должны будете плакать и сочувствовать в разы больше!
Фильм разбивает сердце, благодаря великолепной игре Бьорк (Исландская певица и актриса) и отличному сценарию Триера, который иногда дает, но чаще уничтожает надежды на Хэппи-Энд.
Детская внешность, верность и мышление эмигрантки с Чехословакии подкупают и заставляют ей переживать. Переживать точно также как и она о своем сыне.
Техника и Стилистика:
Как я уже и сказал, Триер не отходит от своего мнения полностью, поэтому уделяет минимум внимания технике и стилистике. И это даже в какой-то мере… Похвально? Это не отменяет того, что фильм ужасен и резал мне глаза при просмотре. Ручная камера, быстрые панорамы, отчасти плохие цвета и повышенная зернистость - убивают глаза эстетов. Но не будем забывать, что кино это про манипуляцию над чувствами зрителя. Обычный игровой фильм, создается с целью вызвать у вас эмоции при просмотре. И как раз таки музыка, сюжет, техника и стилистика - призваны для того, чтобы играть с чувствами зрителя и заставлять его чувствовать, те эмоции, которые надо. Что делает Триер? Убирает два элемента из этой формулы. Да, он не отказывается от музыки, но он отказывается от техники и стилистики, в угоду сюжета. Это позволяет зрителю быть более свободным в своих эмоциях и полностью наслаждаться, размышлять о сюжете.
Ларс Фон Триер - самый настоящий литературный классик, который еще и умеет снимать фильмы, не боится экспериментов. Снял фильм разбивающий сердце любого человека, и уничтожающий, без осколков, сердце любой матери.
От великолепной драмы к высосанной из пальца трагедии
Фильм начинается гораздо интереснее, чем заканчивается. Драматургия исключительно хороша где-то первый час фильма. Перед нами замечательно написанная и весьма трогательная история о тяжёлой судьбе женщины, которая всеми силами старается выстоять под напором тяжёлой жизни, сохранить себя и помочь сыну. Мотивация каждого персонажа предельно ясна, логична и реалистична, за происходящим увлекательно наблюдать, а за главную героиню переживаешь, как за живого человека.
Всё портится после внезапного убийства. Логика и достоверность сразу же испаряются, а на место хорошо прописанной драмы приходит скучное и спекулятивное давление на жалость. Почему так себя ведёт Сельма? Почему так себя ведёт полицейский? Почему так себя ведёт американская система правосудия? Да потому что Ларсу фон Триеру так захотелось. Чтобы было мрачнее и жалобнее, вот почему.
Зрителю только и остаётся, что недоуменно смириться и иногда сдержанно радоваться оригинальности и занимательности музыкальных номеров. Не сопереживать же всерьёз трагедии, высосанной из пальца.
У меня не получилось сопереживать. Персонаж Бьорк не просто странный: Сельма психически больна. Её идея фикс о помощи сыну не имеет никакого смысла. Она молчит, чтобы сын не узнал о своей возможной инвалидности и из-за стресса не ослеп, но как он должен отреагировать, лишившись матери, которую признали убийцей их друга и соседа? Если история была о материнском самопожертвовании, следовало придумать что-то более вменяемое.
Идея о том, как холодна Америка к таким людям, тоже критики не выдерживает. Сельме на фабрике помогала Кэти, её вызвался подвозить поклонник, он же нашёл основания требовать отсрочки и пересмотра дела. Без всякой взаимности он носился с ней как с писаной торбой. Героиню не убирали из мюзикла до последнего момента. Даже надзирательница в тюрьме сопереживает Сельме и рыдает во время казни. Я рискну предположить, что и жена полицейского не самый гнилой персонаж — она повелась на слова мужа и действительно думала, что Сельма приставала к нему, а потом убила при попытке кражи их денег. То, что она пилила мужа из-за этих самых денег, мы знаем только с его слов, а чего стоят его слова, узнаём чуть позже. Главный и почти единственный омерзительный герой, полицейский (ещё есть начальник с фабрики, утверждавший в суде, что Сельма восхваляла коммунизм), не представляет всю Америку. Даже врач соглашается на операцию за меньшую сумму, как и адвокат (иначе он взял бы гонорар не с точностью до цента). Америка в этом фильме выглядит страной добрых сопереживающих людей, среди которых есть только две свиньи - начальник и коп.
Меня неприятно удивила параллель с фильмом фон Триера “Догвилль”. Будто одних и тех же персонажей режиссёр переодел и снял заново. Тут снова главная героиня не от мира сего; слабый и неуверенный в себе мужчина; на контрасте с ним мужчина-подонок без моральных принципов; много истероидных женщин; неприятный ребёнок. В “Нимфоманке” тот же набор. Интересно, будет ли что-то иное в других фильмах фон Триера, их я ещё не видел.
Сельма создала все проблемы собственными руками, но её в этом даже нельзя обвинить — она буквально больна, и чтобы понять это, не надо быть психиатром. Искать другие возможности заработать, когда ослепнешь; рассказать близким о своей болезни и о том, что сыну уготована та же участь; ответить на обвинения жены полицейского в приставаниях к её мужу; обратиться за помощью ко всё тому же поклоннику и вернуть свои деньги; не отказываться от платного адвоката, чтобы иметь возможность хоть когда-нибудь вернуться к сыну и помочь ему — нет, нет и снова нет. Мы просто на протяжении двух часов наблюдаем с перерывами на песни и танцы, как психические болезни иногда приводят к смерти. Только не самым очевидным путём.
Жалко только чечёточника, которого на суд притащили.
Мир фантазийных грёз и боль приближающейся смерти рабочего класса в моём больном подсознании, где я наслаждаюсь чужою болью, СМОТРЯ ЭТО КИНО.
Америка глазами европейца. Корысть и желание здоровой жизни.
18+
С возрастом любые фильмы о болезнях и социальных проблемах, и т.п. воспринимаются человеком тяжелее, их тяжелее смотреть, так как мы сами обрастаем болезнями и прочими недугами, поэтому нам легче сопереживать, легче что-то подобное понимать, в нас подобные истории вонзаются как бы остриём болезненного лезвия. Из-за всего этого мы на самом деле не хотим смотреть подобное кино, подсознательно. Кому охота в здравом уме испытывать боль, даже пускай через кино, переживать что-то слишком глубоко?! Сегодня онлайн больше служит для развлечения, а не для того, чтобы ещё больше погрузиться в реальную жизнь.
В итоге мы понимаем, почему такие фильмы имеют высокий рейтинговый балл, относительно вялые киносборы в деньгах, но и любовь зрительскую, особенно в странах, тяготеющих к социальной теме. Это не развлечение сродни комиксовым балладам или типичным боевикам. Это всё слишком серьёзно и больно.
В нашем случае дополнительно ко всему ещё и режиссёрская/операторская работа исполнена в артхаусном видении, что также не всем любителям чего-то иного понравится.
По сюжету действие киноленты происходит в США (штат Вашингтон) в 1964 году. Главная героиня фильма — иммигрантка из Чехословакии Сельма, которая очень любит мюзиклы. Она работает на заводе и живёт с сыном в трейлере, который снимает у городского полицейского. От тягот жизни она находит спасение в своих музыкальных фантазиях. /Из сети/
Да, человек, который в реальном мире переживает боль, потрясения, лишения всякого рода, часто находит успокоение какое-то в вымышленном мире, мире грёз, но такое дело зачастую в итоге, когда воображение растворяется словно дымка, приводит человека к сокрушительным последствиям.
Наш мир, если задуматься, часто живёт вымыслами, книгами, кино, играми, желая уйти от болезненной реальности. В этом смысле героиня будет близка многим и многим, и многим зрителям.
Ужасно и страшно, что в мире есть люди, которым многократно тяжелее и хуже просто жить, чем нам. И они многое не могут исправить, как бы ни старались. Почему-то всё против них. И как грустно, что мы используем их жизни где-то в нашем самом укромном и глубоком уголке подсознания, чтобы приободриться лишь, подумав: А ведь у меня всё не так уж плохо. У них ведь вон оно как, а я счастливый. Больное у нас даже подсознание.
_
В остальном, правдивость, реализм сюжетный под сомнением, конечно, в этой ленте.
Надо сказать, что к фильмографии Ларса фон Триера я весьма длительное время не решался подступиться, будучи наслышан о том, насколько ленты этого режиссёра, тягучие, своеобразные, наполненные символизмом и нестандартные в плане съёмки. В общем, арт-хаусные. А я не то чтобы любитель искать глубинный смысл в двух кляксах на белом полотне и в прочих чёрных квадратах.
Однако же 'Танцующая в темноте' плотно обосновалась в ТОП-500, до полного покорения которого мне оставалось всего 14 фильмов. А потому я выбрал вечер и, сжав челюсти, сел за просмотр.
Первые 15 минут мои опасения подтвердили.
Во-первых, в начале фильма на протяжении трёх с половиной минут нам показывают какие-то абстрактные образы, сопровождающиеся музыкой. Причём, это были не открывающие титры (их как раз и не было), а полноценное начало фильма.
Во-вторых, первые минуты были довольно скучны: необязательные, как мне тогда показалось, сцены и диалоги. А фильм, на минуточку, идёт почти два с половиной часа. Чтобы удержать зрителя у экрана столь внушительный отрезок времени, нужно приложить усилия определённо бОльшие, нежели вялое перекидывание скучными фразами.
В-третьих, операторская работа действительно своеобразна: съёмка велась ручной камерой, постоянно дрожала и то и откусывала актёрам половину головы.
Однако же со временем история беженки из Чехословакии в исполнении Бьорк начала затягивать. Бьорк, может, и не бог весть какая актриса (исландская певица толком не снималась в кино ни до 'Танцующей', ни после), но в этой роли она смотрелась удивительно органично. Проблематика оказалась довольно простой и понятной, а потому - нашедшей в душе отклик: теряющая зрение главная героиня день и ночь трудится на заводе, пытаясь успеть накопить достаточно денег для того, чтобы сделать операцию своему сыну, который унаследовал её недуг. Единственной отдушиной для неё являются мюзиклы.
Кстати, в жанре фильма указано, что это мюзикл, однако впервые он об этом вспоминает только минуте на сороковой. Хореография в музыкальных сценах, прямо скажем, довольно корявая, ну да это и не 'Ла-Ла Лэнд', здесь мюзикловские врезки служат другой цели. В музыкальном же сопровождении всегда поёт Бьорк. И вот он-то как раз и создаёт львиную долю атмосферы. Исландская певица обладает узнаваемым голосом, который идеально подходит фильму. Он пронизывает, пробирает, он наполнен тоской напополам с отчаянием. И именно туда - в тоску и отчаяние - постепенно скатывается и персонаж Бьорк. И с этого момента ты уже не можешь не узнать, чем закончится её история, ты пойман в исландско-датские сети.
В начале второго часа фильма происходит ключевой момент, делящий фильм на 'до' и 'после'. Сцену смотришь с диким напряжением, отчего через последующие полчаса, которые сбавляют обороты с точки зрения темпа, ты проходишь чисто на послевкусии.
А потом следует финальная часть. И вот тут-то ручная камера - эта самая кривая, дрожащая камера, кромсающая персонажей и не успевающая поворачиваться к говорящему - раскрывает себя во всей красе. Благодаря ей фильм приобретает оттенок документального, а оттого последние пятнадцать минут смотреть почти физически тяжело. И этот совершенно гениальный момент с пением цифр...
'Танцующая в темноте' определённо заслуживает просмотра. Если вы перетерпите сквозь первые полтора-два десятка минут, то дальше история вас уже вряд ли отпустит. Сам же я определённо захочу к ней вернуться ещё раз.
'Я представляла себе, что я играю в мюзикле, потому что в мюзиклах не происходит ничего плохого'
'Танцующая в темноте' Ларса фон Триера рассказывает нам очень красивую и душераздирающую историю. Больная женщина Сельма живет работой и музыкой. Ведь музыка одна из немногих вещей, что наполняет ее жизнь счастьем. Даже в самых сложных и безвыходных ситуациях Сельма находит место пению, ритму и мечтаниям, воображая, что все то, что происходит с ней, это лишь часть спектакля. Работает она очень много, несмотря на свое здоровье, но я не скажу почему, так как я поклялся маминым сердцем никому об этом не рассказывать.
Визуально фильм показывает нам не сказочные красивые пейзажи, а простую картину маленького рабочего американского городка. Да и камера, будто бы снимающая в стиле псевдокументалистики, не пытается запечатлить красоту того, что вокруг. Но, несмотря на серость фабрики или тусклость домашнего интерьера, Сельма в своих мечтаниях будет представлять самые яркие и красочные образы, которые будут аккомпанировать ее замечательному спектаклю. Особенно вам запомнятся яркие краски из самого начала, которые отлично показывают нам атмосферу того, что нас будет ждать.
Сельма просто замечательно играет в своем представлении, несмотря на то, что она не профессиональная актриса. Смотря на то, как она выражает свои эмоции, красиво показывает и печаль, грусть, и веселье с отчаянием, вы будете любить ее героиню все время ее развлекательной программы. Да и все остальные люди, которые вам встретятся в ее истории, покажут себя хорошими актерами, которые отлично отыгрывают свою роль.
Так как Сельма любительница мюзиклов, все танцы и музыка, что вы услышите, будут выполнены восхитительно. Особенно аудио-сопровождение, которое написала сама Сельма, будет раем для ваших ушей.
Ну и главное, что есть в фильме, это его сюжет. Сюжет у фильма интригующий и захватывающий. Ощущение, будто ты послушал все композиции Radiohead залпом и без остановки. Историей, которую вы увидите тут, проникнется и прожженный киноман, и простой, не увлеченный фильмами человек. Хорошее кино для всех слоев населения, в котором каждый человек найдет что-то для себя. Например, я нашел непреодолимое желание сдо...
Потому что Триер, конечно, как любой большой художник, многослоен. 'Танцующая в темноте' фильм, выкрученный на эмоциональный максимум и бьет всеми слоями, но помимо шокового эффекта фильма, интересны все эти слои по-отдельности.
Сама история, драматургическая основа, — боевик, вестерн, история про скрытую трагедию под личиной семейного счастья, история про мать, про американское благополучие, тупо про деньги, наконец, деньги и пистолеты — вульгарный вестерн, которым не брезгует Триер.
Другой пласт — как живой социализированный человек становится инвалидом, и это очень страшно, жутко, больно. Смерть на миру. Изгнание из стаи. Причем, действует сам Рок. Самое страшное, что может случиться с человеком. Этот ужас зашит на подкорке каждого из нас. И здесь совершенно гениальная работа Бьйорк, которая на наших глазах как актриса пластически становится слепой, ее взгляд останавливается, становится другим невидящее тело, движения, она застывает, теряет реальность. Застывает и становится каменной, как любой слепой человек, будто не от мира сего.
Еще один пласт музыки, мьюзиклов, звуков. И здесь главная тема искусства, преображающего мир, искусство как высшее состояние человеческого духа. И когда из самых жутких событий вырастают невинные танцы, это бьет по нам топором. Триер делает из ужаса добро и свет, потому что не из чего больше их делать... как говорилось в одной великой книге. По сути ведь этот фильм о весах, и на одной чаше человеческая жизнь, на другой — искусство, творение человеком иного мира, искусство как сверхидея существования. Сцена и кинематография здесь великая, когда она попадает в абсолютно тихую беззвучную тюрьму и не может творить у себя в голове, и для клипа Триер начинает снимать стены и одеяла! Потому что это единственный материал для клипа! Стены, полы, одеяла, решетки — клип из этого, из зубных щеток, вот это страшно пронзительно!
Другой пласт в том, что это фильм про мать и про ее личный родительский подвиг. Она жертвует всем ради спасения ребенка. Здесь же линия про ум и сердце, которым живет и выбирает героиня.
Есть еще социальное про Америку, виселицы, коммунистов, и даже расизм, расовые особенности актерского состава почему-то бросились в глаза.
И все это каким-то чудом работает вместе. И за всем этим стоит дерзость и смелость Триера на грани фола, на такой грани, что 99% режиссеров просто не вырулили бы на вираже и свалились бы в кювет пошлости или безвкусицы, а Триер как-то вывез и создал картину, которую я прочел как фильм о подвиге человеческой жизни в принципе, фильм о гибели человечества, эта метафора там очень хорошо читается. Метафора всего нашего героического существования на этой прекрасной планетке.
Итак, я продолжаю разбирать творчество скандального режиссера Ларса Фон Триера, чьи картины так полюбились зрителям именно за свою искренность в высказывании автора на различного рода темы. Несмотря на частые обвинения режиссера в эксплуатации задействованных в его фильмах актеров, чересчур резких и откровенных самовыражениях, однажды Фон Триер был даже удостоен «Золотой пальмовой ветви» за единственный в своей карьере мюзикл «Танцующая в темноте», о котором пойдет дальнейшая речь.
Синопсис Штат Вашингтон, 1964 год. Иммигрантка из Чехословакии Сельма сводит концы с концами. Она работает сутки напролет, днём изготавливая жестяные тазы, а вечером собирая шпильки в специальные упаковки. К тому же меньше через год Сельма потеряет зрение и, что самое ужасное, эта болезнь наследственна и грозит её сыну. По этой причине женщина круглыми сутками вкалывает на работе, чтобы скопить нужную сумму денег для операции сыну. Однако судьба готовит ей более жестокие и несправедливые испытания.
Игра актёров В плане актерского состава фон Триер не изменил своим принципам и задействовал в нем актеров, которые участвуют практически в каждом его фильме. В данном случае имеется в виду участие Жан-Марк Барра, Стеллана Скарсгарда, Удо Кира, Желько Иванека и Йенса Альбинуса. И хотя их участие было либо эпизодическим, либо в качестве актеров второго плана, всё равно было приятно их увидеть. Однако, конечно, «Танцующая в темноте» стал первым полноценным актерским дебютом для легендарной исландской певицы Бьорк, исполнившей роль Сельмы. Актриса/певица прекрасно вжилась в образ матери-одиночки, которая, будучи иммигранткой из стран советского блока, обреченная на вечную слепоту, вкалывающая, как проклятая на нескольких работах, продолжает с радостью смотреть на жизнь и, несмотря на тяготы, спасается в своем воображении, представляя себя героиней мюзиклов. Также безумно понравилось исполнение Катрин Денёв в роли лучшей подруги Сельмы Кэти, которая во всем и всегда стоит за главную героиню, пытаясь помочь даже тогда, когда эта помощь бессмысленна.
Режиссура Как и предыдущие работы из трилогии «Золотое сердце», «Танцующая в темноте» также снята ручной камерой, отчего во время просмотра складывается ощущение документальности. Однако фильм не соответствуем критериям киноманифеста «Догма 95», поскольку действие сюжета происходит в США, а не в Дании, в 1964-м году, а не в 1999-м, когда он был снят, и в нем фигурирует убийство и смерть, которые как бы запрещены манифестом. Несмотря на это, «Танцующая в темноте» всё также отличается присущей для режиссера откровенностью в манере повествования. Однако эта откровенность выражается не в излишнем эротизме, а именно в эмоциональном давлении, вызванным жестоким изображением непростой судьбы главной героини, которую жизнь бьёт снова, и снова, и снова. Тут и работа, и жизнь впроголодь, о наступающая слепота, и дискриминация из-за её иммигрантского происхождения, а затем убийство, суд и скорая казнь. В общем, дабы немного отвлечься от этих тягот, режиссер вместе с главной героиней проваливается в её фантазии, где она – героиня мюзикла, и самые драматические сцены могут смотреться легко, душевно и без лишних переживаний. Такое сочетание разнополярных чувств и эмоций производит необычное и при этом приятное впечатление от просмотра.
Сценарий Действие сюжета происходит в Америке в 1964 году. Главная героиня Сельма, иммигрантка из Чехословакии, живёт в небольшом городке в штате Вашингтон. Она живет вместе с сыном в крошечном трейлере, который арендует у супружеской пары полицейского Билла и его жены Линды. По вечерам она участвует в репетициях мюзикла «Звуки музыки», где ей досталась партия Марии. Но всё же большую часть времени Сельма без устали работает и работает. Она даже соглашается на ночную смену на заводе по изготовлению жестяных товаров. А еще Сельма скрывает от всех страшную тайну: меньше чем через год она ослепнет, и эта болезнь уже настигла её малолетнего сына. Поскольку у нее на родине медицина не достигла таких размахов, как в США, Сельма поэтому и переехала в другую страну, чтобы скопить необходимую сумму денег и оплатить операцию сыну, чтобы тот смог «увидеть своих внуков». И вроде осталось собрать совсем немного, и заветная мечта Сельмы вот-вот сбудется, но судьба готовит ей череду суровых испытаний. Сначала её увольняют с работы, т. к., пока Сельма «витала в облаках», воображая себя героиней мюзикла, она невольно сломала станок. Затем её домовладелец Билл крадёт её деньги, чтобы выплатить кредит по дому, т. к. банка грозит отнять его. И кульминацией всего этого становится суд, который окончательно определит судьбу Сельмы. В общем перед зрителем разворачивается сентиментальная и очень тяжелая драма о жизни иммигрантки, спасающейся от слепоты и безысходности в воображаемых танцах и музыке.
Итог В общем и целом, «Танцующая в темноте» действительно является радикальным мюзиклом, закрывшим XX век. Фильм одновременно цепляет своей откровенностью, одновременно явной нелюбви фон Триера к американским ценностям, которые по факту убивают человеческую душу, и в то же время своей какой-то душевностью и добротой. Чтобы понять этот фильм, его следует увидеть. Поэтому без лишних слов просто порекомендую его к просмотру.
Посмотрев «трилогию о золотом сердце» Ларса фон Триера, венцом которой стала кинолента «Танцующая в темноте», создается такое впечатление будто режиссер издевается не иначе. Контрастность сюжета и жанрового выбора — это абсолютный оксюморон. Уйти от приторного музыкально-театрального жанра, где хэппи энд подразумевается по определению, — это настоящий вызов и провокация.
История танцующей в темноте печальна от начала и до конца. И эта эмоция не покидает на протяжении всего фильма, она только больше усиливается и вырастает в огромное черное облако, которое тебя поглощает и погружает в эту тьму безвыходности, обреченности и несправедливости до физической боли.
Даже искренняя и открытая улыбка Сельмы не может изменить общего привкуса горечи. Этой маленькой и хрупкой женщине не суждено стать актрисой, певицей или танцовщицей, хотя у нее есть все к этому задатки: талант, увлеченность искусством, горящие глаза и свет, который сочится сквозь нее. Реалии жизни диктуют для нее иной сценарий. Работа на фабрике, аренда трейлера, воспитание сына, экономия на всем да еще и прогрессирующая болезнь.
Удивляет такое безропотное принятие всех этих жизненных обстоятельств, полное соглашение, отсутствие проявления борьбы, обиды или озлобленности на окружающий мир и людей. Единственным спасением не упасть в эту пропасть уныния для Сельмы становится ее воображение, в котором она героиня бродвеевского мюзикла.
Цинизм концовки фильма обескураживает. Парадоксальным является и то, что несмотря ни на что Сельма остается для зрителя чистой и невинной.
Сложно фильмы Триера включить в список любимых, тех, которые безусловно нравятся или которые ты с удовольствием пересмотрел еще не раз. Его работы гораздо глубже, сложнее и весомее. Это фильмы-манифесты, фильмы-головоломки, которые заставляют тебя долго и напряженно думать, переосмысливать, а затем аплодировать и восхищаться гениальностью автора.
Сюжет известен всем: ведь с момента каннского триумфа 'Танцующей в темноте' прошел 21 год, и большинство внимательных зрителей уже в курсе, в чём суть конфликта и чем закончится картина. У фон Триера все сюжеты этим самым и заканчиваются. И тем не менее, есть ещё люди, которые не видели этого фильма. По разным причинам. Кто-то боялся расчувствоваться, кто-то не хотел злиться и негодовать, а кто-то хотел избегнуть рвоты, которая в буквальном смысле настигла одного из моих знакомых на московской премьере.
Так все-таки, смотреть или не смотреть? Смотреть ли фильм, в котором прекрасная Катрин Денёв играет второстепенную роль, а легендарный Удо Кир так и вообще появляется на 10 секунд? Смотреть ли на неожиданно доброго и стеснительного Питера Стормаре? На неожиданно жёсткого Марка Барра? Смотреть ли на Бьорк, превращенную в близорукую простушку, которая любит лишь сына и мюзиклы, а что из них больше — трудно сказать. Да и вообще: бюджет фильма меньше, чем средний гонорар Брюса Уиллиса. Стоит ли такое кино нашего внимания? Верить ли каннскому жюри? Есть ли там, на что смотреть?
В 'Танцующей в темноте' бодрее всех танцует кинокамера, перескакивая с профиля на руки, выхватывая планы: один крупней другого. Крупнозернистая и блеклая, словно 'любительская' плёнка. Да и сюжет-то банальный, подумаешь, принудительный выбор из двух зол, тоже мне, бином Ньютона! Конечно, несправедливость искривленного мира, жестокость обстоятельств, 'слезинка ребёнка' и 'ненасытимое сострадание' со времен Толстоевского провоцируют наш праведный гнев, одновременно выбивая слезу, почище 'черемухи'. На первый взгляд, отмахнуться от такой манипуляции можно лишь золотой пальмовой ветвью. А на второй взгляд все выглядит так трогательно, так пронзительно, что даже подозрительно. Типа вокзальных калек: вроде бы, у людей язвы и увечья, но их не жалко, раз они настырно требуют от прохожих оплатить их страдание. Однако же, благополучному человеку неловко перед больными, поэтому некоторые спешат откупиться, а Фон Триера можно сравнить с крепким и розовощеким начальником попрошаек, который, оставаясь за кадром, получит основную прибыль от наших переживаний.
Смотреть в этом фильме стоит лишь на Бьорк. Она представляет свою Сельму настолько честно, что великая Катрин Денёв и великолепный Питер Стормаре нужны лишь для фона. Великая певица и экспериментатор Бьорк Гундмундсдоттир собственной персоной, а не какая-то Сельма Жезкова, работает на фабрике, необратимо теряет зрение, поёт и танцует, живёт своим сыном, жертвует собой. Это фильм про одну лишь Бьорк, и даже по её дискографии можно разделить всю её творческую жизнь на 'до' и 'после' Танцующей. Невозможно побывать Сельмой, и остаться прежней.
Ничего странного в том, что кроме волшебной, совершенной, немыслимой и фантастической Бьорк в фильме нет почти ничего заметного, разве что поседевший Джоэл Грей, Церемонимейстер из 'Кабаре' Боба Фосса. Своим мягким светом она затмила прочих актёров: европейские звезды по сравнению с Бьорк блекнут и теряются, выглядят массовкой.
Про камеру, которая мотыляется в лучших традициях 'Догмы', нечего повторяться: снято, как домашнее видео. Тремор оператора Робби Мюллера можно терпеть лишь ради крупных планов неземного исландского лица.
Бьорк — единственная, самая что ни на есть неподдельная, и её музыка самая настоящая. За один только саундтрек ей можно давать и Оскара, и Грэмми. Музыка рвёт жилы и без всякого фильма. Да и тексты тоже.
В итоге мы имеем уникальную возможность просмотреть на недосягаемую Бьорк настолько близко, что можно почти ощутить на щеках её дыхание. Увидеть вплотную её лицо, руки, её жизнь в шкуре Сельмы, и на смерть. Такой возможности у нас больше не будет. За это фон Триеру спасибо, а больше тут его благодарить не за что.